5. Плугина, М.И. Психологическое сопровождение образовательной деятельности преподавателей высшей школы в системе повышения квалификации: Научно-методическое пособие. [Текст] / М.И. Плугина. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2004. - 98 с.
6. Рекомендации по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования: письмо Министерства образования Российской Федерации от 20 марта 2002 г. № 30-55181/16.
7. Решение коллегии МВД России от 15 марта 2012 г. № 2 км: утверждено Приказом МВД России от 23 марта 2012 г. № 211.
8. Светличный Е.Г., Балдецкий О.А., Осипченко Н.И. Методологические основы формирования профессиональной культуры будущих юристов в образовательном процессе ВУЗа // Проблемы современного педагогического образования. -Ялта. - 2018. - Выпуск 58 (1). - С. 204-207.
9. Светличный Е.Г., Горбунова Н.В. Мотивация будущих юристов к формированию профессиональной культуры на основе контекстного обучения // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Научное обеспечение психолого-педагогической и социальной работы в уголовно-исполнительной системе» 30 марта 2018 года. - Рязань. -2018 г. - С. 201-209.
10. Светличный Е.Г., Каспер С.В., Осипченко Н.И. «Культурологический подход в формировании профессиональной культуры будущего юриста» // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. - 2018. - Выпуск 58 (1). -С. 331-334.
8. Семаго, М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: метод. пособие [Текст] / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. - М.: АРКТИ, 2005. - 336 с.
9. Сидорова, М.В. Функциональная самодиагностика курсового офицера как фактор успешного управления процессом адаптации к обучению [Текст] / М.В. Сидорова, И.Ю. Кретова // Психопедагогика в правоохранительных органах. -2002. - №1
10. Сопровождение личностно-профессионального развития студентов в педагогическом вузе [Текст]: Научно-методическое пособие / отв. ред. Л.Н. Бережнова, В.И. Богословский, В.В. Семикин. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 18 с.
11. Ульянова, И.В. Особенности педагогического сопровождения обучающихся в контексте различных педагогических подходов [Текст] / И.В. Ульянова, О.В. Свинарева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4
12. Федулов, Б.А. Особенности проведения кураторской работы в учебной группе курсантов юридических институтов МВД России [Текст] Б.А. Федулов, Д.О. Заречнев // МНКО. - 2014. - №3 (46).
13. Харавинина, Л.Н. Технология педагогического сопровождения личностно-профессионального развития молодого преподавателя [Текст] / Л.Н. Харавинина // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - №4
14. Шанько, В.В. Векторы взаимодействия культуры и образования [Текст] // Kant. - 2013. - №3 (9).
Педагогика
УДК 376.36-053.4(045)
кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии Золоткова Евгения Вячеславовна
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант Никашкина Наталья Сергеевна
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. Статья посвящена развитию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: графомоторные навыки, дети с общим недоразвитием речи, дошкольный возраст, речь, мелкая моторика, координация движений, пространственно-временные ориентировки, зрительно-моторная координация, техника письма, коррекционно-развивающая работа.
Annоtation. The article is devoted to the development of graphomotor skills in preschool children with general speech underdevelopment.
Keywords: graphomotor skills, children with speech underdevelopment communities, preschool age, speech, fine motor skills, coordination of movements, spatial-temporal orientation, hand-eye coordination, writing technique, correctional and developmental work.
Введение. В настоящее время число детей дошкольного возраста с речевой патологией, в частности детей с общим недоразвитием речи, увеличилось. Так как такие дети отличаются недостаточным развитием мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью самоконтроля и пространственно-временной ориентировки, то у них будут возникать трудности в овладении графомоторными навыками. Целенаправленная работа по преодолению этих нарушений способствует более успешному обучению грамоте [5, с. 16].
Проблема обучения дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) графомоторным навыкам занимает особое место в системе их подготовки к обучению в школе. В дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы для овладения техникой письма, поскольку именно неподготовленность к письму в дальнейшем может вызывать тревожное состояние ребенка в школе, неразборчивый почерк, негативное отношение ребенка к обучению в школе [3, с. 123].
Цель исследования заключалась в совершенствовании коррекционно-развивающей работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Изложение основного материала статьи. Дети с ОНР отличаются несформированностью сложных произвольных форм зрительно-моторной координации. У детей наблюдается нарушение ориентировки на плоскости бумаги, неправильное положение руки во время графомоторной деятельности, слабая развитость мелкой моторики. Дети плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мелкая мышечная моторика и координация пальцев рук. Дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявленный им образец, недостаточно хорошо ориентируются во времени и пространстве. Отмечается снижение темпа графической деятельности, а как известно, низкий уровень подготовки руки к овладению письмом в дальнейшем может привести к неуспеваемости в школе. Многих сложностей при обучении детей
письму в начальной школе можно избежать, проведя целенаправленную подготовительную работу на дошкольном этапе [1, с. 161].
Система работы по подготовке руки дошкольника к овладению письмом опирается на программу обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи, разработанную Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой и методические рекомендации А.В. Антоновой по формированию графических навыков у детей. Система работы включает в себя 36 конспектов занятий с коррекционно-развивающими упражнениями, демонстрационные таблицы для выполнения зрительных диктантов, альбом для штриховки и рабочую тетрадь для развития графических навыков [6, с. 42].
Для нашей разработки коррекционно-развивающей работы по формированию графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи нами было проведено экспериментальное исследование на базе МБДОУ «Детский сад № 23» г. Одинцово. В нем приняли участие 11 дошкольников логопедической группы с логопедическим заключением «Общее недоразвитие речи (II уровень). Возраст испытуемых - 5-6 лет.
Цель: исследование особенностей графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Выявление зрительного восприятия дошкольников, его целостности, дифференцированности.
2. Исследование уровня владения пространственными представлениями на уровне вербализации (употребления в речи) на основе зрительного восприятия объектов; выявление уровня сформированности оптико-пространственных представлений дошкольников с опорой на схему собственного тела, а также в процессе продуктивной деятельности.
Экспериментальное исследование включало в себя 5 диагностических серий. Использовались методики Н.И. Гуревич и Н.О. Озерецкого [4].
Серия 1. Исследование состояния развития мелкой моторики рук.
Цель: Определение уровня развития мелкой моторики рук.
Детям предлагаются следующие упражнения: «Обводим кисти рук». Для обследования необходим ящик с песком и палочка. Ребенок сидит за столом, кладём перед ним песок и просим положить руки так, чтобы на нем свободно разместились обе ладони с разведенными пальцами. После этого обводим кисти рук ребенка палочкой. Смотрим, что получилось.
Оценка результатов:
1. Движения практически недоступны (0);
2. Сформирована недостаточно - нарушена точность, последовательность, ритмичность движений - 1;
3. Динамическая координация сформирована - ребенок соединяет пальцы колечками точно, не сбиваясь, не нарушая последовательности - 2.
Серия 2. Исследование состояния пространственной ориентировки на плоскости «Путешествие на автомобиле».
Цель: Определение уровня пространственной ориентировки на плоскости.
Инструкция: Ребенку предлагается песочная поверхность и палочка. «Представь, что ты едешь на автомобиле. Нужно нарисовать наш путь на этом песке».
Ребенок чертит на бумаге маршрут: «Едем прямо, сворачиваем направо, продвигаемся вперед, стоп, дорога перекрыта, поворачиваем назад, потом налево, делаем круг и...». Получится схема движения.
Оценка результатов:
1. Ребенок правильно выполняет инструкции, направление движения верное, затруднений нет (2 балла);
2. Ребенок выполняет инструкции неточно, путается в направлении движения, свои ошибки исправляет самостоятельно (1 балл);
3. Инструкции практически не выполняются (0 баллов).
Серия 3. Исследование состояния графических навыков.
Цель: Определение уровня развития графических навыков.
Инструкция: Ребенку дается песок, на котором нарисован лабиринт. «Проведи путь по лабиринту от точки до точки, не касаясь линий и не отрывая руки».
Оценка результатов:
1. Линия ровная, без разрывов, небольшое количество касаний ограничительных линий (2 балла);
2. Линия неровная, с разрывами, большое число касаний, тремор (дрожание) (1балл);
3. Очень медленное движение, линия неровная, разорванная, сильный тремор (0 баллов) [4].
Серия 4. Исследование состояния развития точности движений.
Цель: Определение уровня развития точности движений.
Инструкция: Ребенку дается песок, на котором нарисованы фигуры и начало штриховки, а ребенку нужно продолжить штриховать. «Заштрихуй фигуры».
Оценка результатов:
1. Штрихи ровные, параллельные, не выходят за границы фигуры (2);
2. Штрихи неровные, нарушена параллельность, небольшие нарушения ограничительных линий (1);
3. Штрихи неровные, линии разорванные, нет параллельности, линии выходят за границы фигуры больше, чем на 5 мм
(0).
Серия 5. Исследование состояния оптико-пространственных представлений в процессе продуктивной деятельности ребёнка.
Цель: Определение уровня оптико-пространственных представлений.
Инструкция: Ребенку предлагается нарисовать (скопировать) изображение, используя опорные точки (на песке палочкой).
Сначала испытуемому предъявляется пробная карточка с изображением квадрата. Экспериментатор предлагал ребенку внимательно рассмотреть образец, а потом нарисовать на песке такую же фигуру по опорным точкам.
Оценка результатов:
1. Линии прямые, ровные, не разорванные, без поправок (2);
2. Линии не очень ровные, с разрывами, но без отклонений от прямой линии, есть тремор (1);
3. Движения очень медленные, линии неровные, разорванные, сильный тремор (0) [4].
При оценивании результатов используется «Уровневая система», где высокий уровень получают дети, которые качественно без ошибок выполняли задание; средний - при выполнении заданий допускали незначительные неточности и погрешности; низкий - множественные неточности и погрешности; несформированность - не выполнили задание вообще.
От 7 до 9 баллов - достаточный уровень сформированности;
От 4 до 6 баллов - средний уровень сформированности;
От 0 до 3 баллов - низкий уровень сформированности.
Результаты исследования.
На основании проведенной диагностики можно сделать вывод, что у детей с общим недоразвитием речи плохо развиты тонкие движения пальцев рук, тонкие дифференцированные движения, зрительно-моторная координация. Наблюдается слабая координация и общая недостаточность движений, дети часто оказываются не в состоянии правильно держать карандаш, палочку, ограничивать свои движения пределами строки, чертить ровные линии. На основании диагностики уровня развития графических навыков можно сделать вывод, о необходимости ранней диагностики для разработки коррекционной программы по совершенствованию тонких движений рук.
Для достаточного уровня развития графомоторных навыков характерно сформированность моторных навыков, ритма, точности, последовательности и ритмичности движений. По результатам проведенного эксперимента 18,2% детей были отнесены к данному уровню сформированности графомоторных навыков. В ходе выполнения заданий в рисунках отмечалась ровная линия; письмо правильного наклона, не выявлялись трудностей в рисовании овалов, плавный нажим на палочку для рисования, не наблюдалось явных проблем в воспроизведении формы графических элементов, четкое соблюдение размера графических навыков.
Для среднего уровня характерно недостаточно сформированная переключаемость с одного движения на другое, нарушение ритма, точности, последовательности и ритмичности движений. К данному уровню было отнесено 54,5% детей. В их работах отмечалось: неровная, «дрожащая» линия, «угловатое» письмо, трудности в написании овалов; затруднения в воспроизведении формы графических элементов; несоблюдение размера графических элементов.
На низком уровне наблюдается, недоразвитие графомоторных навыков, что является причиной целого ряда трудностей в обучении письму: низкий темп письма, быстрая утомляемость при письме, слишком сильный нажим, несоблюдение размера графических элементов, несоблюдение наклона письма, большое количество помарок и исправлений, «грязное» письмо, нежелание выполнять письменные упражнения. К данному уровню было отнесено 27,3% детей.
Таким образом, в результате проведения эксперимента было выявлено, что графические навыки у детей с общим недоразвитием речи развиты слабо. Они характеризуются: недостаточной сформированностью мелкой моторики, сниженной амплитудой движений и переключаемости, нарушением графических навыков (пространственная ориентировка на плоскости, графические навыки, зрительно-моторная координация), и нарушение умения ориентироваться в своей работе на образец (произвольное внимание, пространственное восприятие, сенсомоторная координация и мелкая моторика).
Учитывая данные современных исследований по указанной проблематике, опираясь на традиционные направления логопедической работы, а также результаты изучения механизмов формирования графических навыков и проведенного обследования, можно определить следующие направления необходимой коррекционной работы для исследуемых дошкольников: развитие зрительного восприятия; развитие мелкой моторики; развитие точности движений; развитие координации.
Разработанная автором коррекционно-педагогическая работа по формированию графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи включает в себя 2 этапа:
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
Подготовительный этап предполагает организацию работы по формированию и развитию базиса графомоторных навыков.
На этом этапе реализуется работа по следующим направлениям: развитие психологической базы графомоторных навыков; формирование и развитие оптико-пространственной ориентировки; развитие мелкой моторики пальцев рук.
Развитие психологических основ графомоторных навыков представляет собой развитие психических процессов, необходимых для овладения письмом. Сюда входит: развитие памяти (в большей степени зрительной), внимания, восприятия, мышления. Высокий уровень развития психических процессов обеспечивает овладение детьми умственными действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, без которых невозможно овладение графической детальностью.
Для достижения целей этого направления работы могут применяться игры: «Расположи по порядку», «Наложенные изображения», «Найди тень предмета». Целями таких игр является развитие внимания и зрительного восприятия, а также развитие анализа и синтеза. Для развития зрительной памяти можно использовать такие игры как: «Чего не стало?», «Найди различия». Данные игры обеспечивают овладение детьми умственными действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. Также рекомендуется использовать следующие игры: «Будь внимательным», «Кем (чем) был раньше?», «Закончи предложения», которые направленны на развитие мыслительной деятельности.
Основной акцент рекомендуется делать на развитии концентрации и способности к переключению зрительного внимания, а также на развитии зрительного восприятия. Для этого можно использовать следующие упражнения:
1. Выделить из множества картинок заданные по определенной теме («Игрушки», «Посуда» и т.д.).
2. Соотнести черно-белые изображения предметов с цветными.
3. Узнать предмет по контурному изображению.
4. Найти различия в двух предметных картинках.
5. Назвать недорисованные изображения предметов.
6. Найти спрятанные в рисунках предметы.
Кроме этого весьма важным для формирования графомоторных навыков является формирование мотивации, волевого усилия и произвольной саморегуляции. С этой целью можно использовать творческие задания. В процессе формирования мотивации дошкольника должны «участвовать» сказочные персонажи, и необходима красочная наглядность. Содержание и формулировка заданий должны вызывать интерес у дошкольника. Информация должна помогать ребенку решать жизненные задач, практические потребности. Дошкольники должны учиться сотрудничать и соревноваться - это необходимо стимулировать в них. Также немаловажным компонентом является поощрение старания детей выполнять то или иное задание.
Формирование навыка оптико-пространственной ориентировки в процессе формирования графомоторных навыков представлено 3-мя последовательными шагами:
1. Формирование умения ориентироваться в собственном теле;
2. Формирование умения ориентировки в окружающем пространстве;
3. Формирование умения ориентироваться на листе бумаги.
При реализации этого направления работы могут быть использованы следующие игры и упражнения:
1. «Путаница», «Солнышко»;
2. «Колокольчик», «Что изменилось?»;
3. «Шахматная доска», «Геометрический диктант».
Кроме этого, на подготовительном этапе логопедической работы по формированию графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР проводится развитие мелкой моторики пальцев рук. При реализации этого направления работы решаются следующие задачи: развитие силы пальцев и быстроты их движений; формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук. С этой целью можно проводить функциональный массаж кистей рук. Его могут выполнять не только на занятиях логопед и воспитатель, но и родители. Также рекомендуются такие упражнения как: «Радужные брызги»; «Веселые ладошки», «Чей след? Угадай!» и др.
Решение задач подготовительного этапа обучения может осуществляться не только на занятиях логопеда, но и на занятиях воспитателя. В занятия могут включаться пальчиковая гимнастика, игры с разноцветными прищепками, застегивание (расстегивание) пуговиц, игры со шнуровками. Описанная работа может осуществляться на занятиях изобразительной деятельности и занятиях по лепке.
Основной этап формирования графомоторных навыков дошкольников с ОНР предполагает формирование навыков, непосредственно связанных с графической деятельностью дошкольников.
Направления работы, которые можно выделить на данном этапе следующие: развитие зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук; развитие произвольного рисования; развитие графической символики.
Развитие зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук подразумевает выработку автоматизированных движений слева направо путем рисования дорожек, узоров и т.д.; формирование навыка «письма» рукой в воздухе с контролем и без контроля зрения; развитие тонкокоординированных движений кисти пишущей руки. Данное направление работы может реализовываться при помощи штриховок и обведения рисунков по контуру.
Произвольное рисование является еще одним важным направлением работы по формированию графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР.
Задачи, которые реализуются на данном направлении работы: автоматизирование правильного захвата карандаша и отработка самоконтроля за степенью нажима; закреплять навык обводки трафаретов, рисование по ограниченной поверхности; закреплять навык произвольного рисования горизонтальных, вертикальных, ломанных, волнистых и дугообразных линий.
Для достижения данных задач рекомендуется использовать следующие упражнения: задания на срисовывание геометрических фигур, «Соедини по точкам», «Продолжи узор» (по клеточкам), «Графический диктант», «Нарисуй такую же фигуру».
Заключительное направление работы на основном этапе формирования графомоторных навыков является графическая символика.
На данном этапе необходимо реализовывать следующие задачи: знакомство с графическим образом печатных букв; развитие навыка написания печатных букв, слов и фраз; формирование навыка написания элементов прописных букв.
При развитии графической символики рекомендуется применять: задания на списывание букв, слов, предложений; написание букв, слов, предложений под диктовку; прописывание элементов прописных букв (крючочки, палочки, овалы).
Выводы. Разработанная коррекционно-педагогическая работа по формированию графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи, на наш взгляд, будет способствовать совершенствованию работы в данном направлении.
Своевременное выявление особенностей графомоторных навыков у дошкольников с ОНР позволит правильно построить обучение, которое поспособствует сглаживанию дефекта. Поскольку, если не проводить коррекционную работу в области графомоторной деятельности ещё в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в трудности освоения навыков письма, а именно: в небрежный неразборчивый почерк, быструю утомляемость руки, слабую фиксацию рабочей строки. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Литература:
1 Большакова, О.А. Изучение сформированности графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ / О.А. Большакова, Г.Е. Воробьева. - Текст: непосредственый // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 6 (46). - С. 161-163.
2 Бурачевская, О.В. Особенности восприятия пространства старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи / О.В. Бурачевская. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 8. - С. 840-846.
3 Буцыкина, Т.П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников / Т.П. Буцыкина, Г.М. Вартапетова. - Текст: непосредственный // Логопед. - 2013. - № 3. - С. 123-216.
4 Гуревич, М.О. Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей / М.О. Гуревич, Н.И. Озерецкий. - URL: https://www.studmed.ru/view/ozereckiy-ni-gurevich-mo-shema-obsledovaniya-urovnya-sformirovannosti-motomyh-i-sensomyh-processov-u-detey_2149e1819 ce.html (дата обращения 25.07.2021). - Текст: электронный.
5 Иванченко, О.Б. Развитие оптико-пространственных представлений и графомоторных навыков у дошкольников / О.Б. Иванченко. - Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII международной научной конференции. - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. - С. 16-19.
6 Иншакова, О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7лет: пособие для логопеда в 2 частях / О.Б. Иншакова. - Москва: Владос, 2015. - 111 с. - ISBN 978-5-907101-76-0. - Текст: непосредственный.
Педагогика
УДК 376.36-053.4(045)
кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии Золоткова Евгения Вячеславовна
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); бакалавр Бабий Татьяна Владимировна
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДИДАКТИКО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ
Аннотация. В статье дается подробная характеристика особенностей развития пальцевого праксиса у дошкольников с общим недоразвитием речи. Рассмотрены научно-теоретические и практические основы коррекционно-развивающей работы, направленной на преодоление недостатков в развитии пальцевого праксиса у указанной выше категории детей. Автор анализирует полученные результаты в ходе проведенного экспериментального исследования и дает подробную характеристику программы коррекционно-развивающей работы по формированию пальцевого праксиса у дошкольников с общим недоразвитием речи, оценивает эффективность использования авторской методической разработки в процессе организации коррекционно-развивающей работы.
Ключевые слова: дидактико-методический комплекс, ресурсное обеспечение, образовательный процесс, дети дошкольного возраста, пальцевой праксис, общее недоразвитие речи.
Annotation. The article provides a detailed description of the features of the development of finger praxis in preschoolers with general speech underdevelopment. The scientific, theoretical and practical bases of correctional and developmental work aimed at overcoming the shortcomings in the development of finger praxis in the above-mentioned category of children are considered. The author analyzes the results obtained in the course of an experimental study and gives a detailed description of the program of correctional and developmental work on the formation of finger praxis in preschoolers with general speech underdevelopment, evaluates the effectiveness of using the author's methodological development in the process of organizing correctional and developmental work.
Keyword: didactic and methodological complex, resource support, educational process, preschool children, finger praxis, general speech underdevelopment.
Исследование выполнено по теме «Разработка дидактико-методического комплекса для ресурсного обеспечения образовательного процесса по направлению подготовки Специальное (дефектологическое) образование» (руководитель -Е.В. Золоткова) в рамках тематики научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени
И.Н. Ульянова» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева»
Введение. Одной из важнейших задач социального и эмоционального развития ребенка является своевременное овладение разнообразными двигательными операциями в дошкольном возрасте, что способствует целостному гармоничному развитию детей. Свободное выполнения различных двигательных манипуляций с предметами представляет собой фундаментальное умение, необходимое для овладения ребенком учебной и трудовой деятельностью, освоения практических действий, социального опыта, обогащения представления об окружающем мире, развития речевой системы (В.М. Бехтеров, Л.С. Выготский, М.М. Кольцова, М. Монтессори, В.А. Сухомлинский).
В.В. Киселев, придерживаясь научной точки зрения В.М. Бехтерова, отмечает, что наряду с развитием моторного пальцевого праксиса достигают более высокого уровня развития высшие психические функции (восприятие, внимание, мышление, память) [4, c. 15]. Как утверждает Н.А. Берштейн, двигательная система влияет на весь организм в целом, улучшает функционирование жизненно важных систем. Особое значение проприоцептивная афферентация оказывает на деятельность речевой системы [3, c. 26]. М.М. Кольцовой, А.Р. Лурия доказано стимулирующее воздействие разнообразных движений пальцев рук на созревание центральной нервной системы, что является одним из важнейших условий полноценного развития речевых центров [5; 6].
Разнообразные двигательные манипуляции с предметами активизируют двигательные и речевые зоны в коре головного мозга, которые расположены близко друг к другу. В исследованиях М.М. Безруких, Е.Г. Белик отмечено, при выполнении ритмичных движений пальцами рук возрастает согласованная деятельность лобных и височных отделов головного мозга [1; 2]. Большое значение для речевого развития ребенка имеет закрепление двигательного опыта в слове, что доказывает тесную взаимосвязь слова и пальцевого праксиса. На ранних этапах развития особое влияние на овладение ребенком произвольными движениями играют словесно сформулированные требования взрослых, только после того, как речевая функция достигнет определенного уровня развития, ребенок самостоятельно может управлять двигательными программами, саморегулировать свои движения. Это приводит к успешному овладению дошкольником окружающим предметным миром, а в дальнейшем - предметным сознанием [7, c. 49].
Своеобразное развитие моторного пальцевого праксиса отмечается у дошкольников с речевыми нарушениями. Дети с общим недоразвитием речи представляют одну из самых распространенных категорий детей с речевой патологией. У данной категории детей наряду с нарушением всех компонентов речевой системы наблюдаются отклонения в развитии познавательной сферы, черты эмоционально-волевой незрелости, отмечается низкая работоспособность и повышенная истощаемость от воздействия длительных нагрузок [8, c. 162]. Низкий уровень сформированности моторного пальцевого праксиса проявляется в трудностях совершения точных, скоординированных, целенаправленных движений рук, выполнения определенных двигательных операций, требующих высокого уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев рук, согласованной работы зрительного и двигательного анализатора [9, c. 10]. Недоразвитие графомоторных навыков выражается в сложностях удержания строки, проведения плавной, безотрывной линии, что отражается на продуктивной деятельности ребенка.
В связи с этим у детей с общим недоразвитием речи возникают определенные трудности в освоении таких видов деятельности, как рисование, конструирование, игра, что в дальнейшем может отразиться на учебной и трудовой деятельности, успешной самореализации в жизни, социальной адаптации и социализации в обществе (А.А. Алмазова, Е.Д. Бабина, Н.В. Рябова, Т.А. Соловьева и др.) [11]. Таким образом, возникает необходимость организации специальной логопедической работы по формированию моторного пальцевого праксиса с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии речевой системы.