Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1173
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Auditorium
Область наук
Ключевые слова
ГРАФОМОТОРНЫЕ НАВЫКИ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ДЕТИ С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пименова И.Б., Гинсарь Д.С.

В статье рассматриваются трудности, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами в процессе формирования графомоторных навыков. Приведены результаты констатирующего эксперимента по изучению уровня развития графомоторных навыков у старших дошкольников с лёгкими проявлениями дизартрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пименова И.Б., Гинсарь Д.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ»

УДК 371.9

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

© 2020 И. Б. Пименова1, Д. С. Гинсарь2

1 старший преподаватель кафедры специальной психологии, педагогики и предметных методик e-mail: bulgariomnia @ yandex. ru

2обучающаяся 4 курса, направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Логопедия

e-mail: ginsardaria @ mail. ru

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

(Россия, Челябинск)

В статье рассматриваются трудности, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами в процессе формирования графомоторных навыков. Приведены результаты констатирующего эксперимента по изучению уровня развития графомоторных навыков у старших дошкольников с лёгкими проявлениями дизартрии.

Ключевые слова: графомоторные навыки, старший дошкольный возраст, дети с минимальными дизартрическими расстройствами

В современных условиях системы специального (коррекционного) образования исследователи в области педагогики, психологии, а также специалисты в области клинической медицины, обращают внимание на проблемы логопедии. Эта наука появилась сравнительно недавно, поэтому сейчас она стремительно развивается и набирает обороты в своем совершенствовании.

Одним из коррекционных направлений современной логопедии является предупреждение нарушений письменной речи. Письмо - процесс, требующий сохранности многих анализаторов и механизмов. Одним из механизмов письменной деятельности является графомоторный навык. Этот навык относят к сенсомоторным навыкам человека, которые связаны в первую очередь с учебной деятельностью.

В дошкольный период важно подготавливать, а не обучать ребёнка письму, иначе техника письма может быть сформирована неправильно. В этом возрасте дети печатают буквы, а не пишут их.

Изучением графомоторных навыков занимались Н.Н. Волоскова, Б.Ф. Ломов, О.А. Карабанова, Т.С. Комарова, Г.Г. Мисаренко, М.Г. Храковская и др. У детей с речевой патологией нарушения графомоторных навыков наиболее очевидны.

Вопросами развития графомоторных навыков у детей с речевыми нарушениями занимались многие исследователи отечественной и современной логопедии: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.В. Лопатина, Н.С. Жукова, Л.И. Белякова, Н.В. Серебрякова, Е.Н. Российская, О.А. Токарева, Р.Д. Тригер и др. В их работах отмечается, что формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами имеет свои трудности.

Дети с лёгкой степенью дизартрии не умеют правильно держать карандаш, регулировать силу нажима в процессе рисования, ориентироваться в пространстве и на

листе бумаги. Недостаточный уровень сформированности графомоторных навыков может перерасти в ошибки в письменной деятельности, трудности в обучении в школе, а это может привести к снижению успеваемости в общем. Поэтому ранняя диагностическая и коррекционная работа по развитию графомоторных навыков у детей с минимальными дизартрическими расстройствами является актуальной для условий современного мира.

Графомоторные программы являются одними из операциональных компонентов, входящих в письменный процесс.

М.М. Безруких говорила, что основной единицей обучения является формирование графического навыка письма. Графический навык - это определённые привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения [Безруких 2002].

От того, насколько правильно или неправильно сформирован графический навык, будет зависеть весь процесс письма. Если графический навык правильно сформировался, почерк будет красивым, разборчивым, буквы - ровные и аккуратные. При правильном развитии графического навыка темп написания текста будет достаточно быстрым. Если же графический навык формируется с отставанием, то создаются некоторые трудности при письме. Например, почерк имеет небрежный, неразборчивый вид, элементы букв чаще напоминают каракули, характерен медленный темп. В то же время есть вероятность исправить неправильно сформированный графический навык. Однако это трудная работа, которая требует много времени, сил, желания и терпения.

А.Н. Корнев утверждал, что графомоторные навыки являются конечным эффекторным звеном в цепочке операций, составляющих письмо. Тем самым они могут оказывать влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом [Корнев 1997].

Процесс формирования графомоторных навыков физиологически и психологически сложен. Во время письма в совместную деятельность включаются кора головного мозга, органы зрения, слуха и некоторые мышцы тела, а именно мышцы пальцев, то есть тонкая моторика [Нижегородцева 2001].

Для того чтобы формирование этого навыка протекало успешно, необходима хорошая подготовка дошкольника к обучению. Одной из важных предпосылок развития графомоторных навыков является сохранность пространственного гнозиса и праксиса, а именно:

1) пространственных представлений (ориентировка в сторонах левая-правая);

2) зрительно-пространственных представлений;

3) ощущения своего тела в пространстве (сомато-пространственные представления).

Изучив психолого-педагогическую литературу, можно сказать, что графомоторный навык представляет собой положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать буквы и их соединения. Формирование этого навыка -сложный, трудоёмкий процесс, который требует много сил и терпения от педагогов и детей.

Старший дошкольный возраст ребёнка является сензитивным периодом развития многих высших психических функций, а также процессов, поскольку становление двигательных функций приходится на этот возраст. Для формирования графомоторных навыков необходим двигательный компонент, поэтому старший дошкольный возраст детей является особо чувствительным для развития изучаемого нами навыка.

Нарушение речевой деятельности оказывает влияние на формирование у детей эмоционально-волевой, сенсорной и интеллектуальной сферы. Также наблюдается

Пименова И. Б., Гинсарь Д. С. Теоретические аспекты изучения графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

с минимальными дизартрическими расстройствами

недоразвитие моторной сферы, особенно нарушается мелкая моторика. Эти нарушения свойственны для всех детей с речевыми расстройствами. Давно доказано, что дифференцированные движения пальцев рук связаны с речевым развитием ребёнка, так как формирование звуковой системой речи происходит на одном этапе с развитием общей и мелкой моторики. При работе над пальцевой моторикой речь развивается более интенсивно [Васильцова 2016].

М.П. Постовская, А.Н. Граборов, Е.К. Грачева отмечают, что недостаточное развитие мелкой пальцевой моторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами осложняет формирование графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста. У детей данной категории выявлена неправильная передача пространственного положения предмета, то есть слабо развиты такие навыки, как соотнесение размеров с предметами, соизмерение, построение прерывистых линий [Белякова 2009].

У детей с минимальными дизартрическими расстройствами графомоторные навыки отличаются особой незрелостью сложных произвольных форм зрительно-моторной координации. Эти дети плохо ориентируются на листе бумаги, их рука может занимать неправильное положение при письме, также мелкая моторика развита слабо.

Исследователи данного вопроса отмечают следующие трудности, возникающие при несформированности или недостаточной сформированности графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими р асстр ойствами :

- нечеткая ориентировка на листе бумаги (верх-низ, право-лево, центр-края, диагональ);

- непонимание вертикали и горизонтали - смещение текстовой строки, разный наклон букв;

- недоразвитие навыка соизмерения и ощущения размеров предметов - разное по размерам написание букв;

- слабый или сильный нажим в зависимости от мышечного тонуса кисти ребёнка [Авсюкевич 2013].

При исследовании дошкольников А. П. Воронова подтверждает тот факт, что эти дети в большинстве случаев не различают нормальное и искаженное, зеркальное написание букв или цифр, трудно узнают зашумленные буквы и предметы [Воронова 1994].

Таким образом, можно отметить, что старшие дошкольники с минимальными дизартрическими расстройствами имеют характерные особенности в развитии графомоторных навыков. Для выявления этих особенностей нами был проведён констатирующий эксперимент. Базой исследования послужило МБДОУ «ДС № 382 г. Челябинска». В экспериментальную группу вошли 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, минимальными дизартрическими расстройствами (согласно заключению ПМПК).

Обследование графомоторных навыков у изучаемой категории детей проводилось в индивидуальной форме с использованием методик следующих авторов:

1) определение ведущей руки (методика М. Озьяс) [Гуткина 2004];

2) определение уровня развития мелкой моторики (Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич) [Гуревич 1930];

3) изучение зрительно-пространственного гнозиса (Т.А. Павлова) [Павлова 2004];

4) исследование графических навыков (Н.В. Нижегородцева, Д.Б. Эльконин) [Нижегородцева 2001].

Итак, в ходе обследования были выделены следующие специфические особенности развития графомоторных навыков: незнание правой и левой сторон, неузнавание зашумленных изображений, содружественные движения пальцев рук, обводка по несколько раз одних и тех же элементов, искажение размера и структуры узора, сильный нажим на письме, поворачивание листа бумаги в нужном направлении, неправильное держание пишущего прибора в руке.

Выявленные нами в ходе констатирующего эксперимента особенности графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизатрическими расстройствами позволили определить уровень развития исследуемых навыков. 70 % детей имеют средний уровень развития этих навыков (трудности в узнавании предметов, наложенных друг на друга, при обводке, поворачивании листа в нужном направлении, несоответствие пунктирным линиям при штриховке, несильный выход за границы фигуры при штриховке). 30 % дошкольников продемонстрировали низкий уровень развития графомоторных навыков, что проявлялось в недостаточности формирования графических навыков (прерывистость линий, сильный или слабый нажим, сильное несоблюдение границ при обводке фигур). Дети с низким уровнем с трудом определяют у себя левую и правую стороны, практически не распознают зашумленные изображения.

Опираясь на результаты, полученные в ходе диагностического обследования, мы можем сделать вывод о необходимости проведения коррекционной работы по следующим направлениям:

1) развитие мелкой моторики;

2) развитие зрительного восприятия;

3) развитие пространственной ориентировки;

4) формирование графических навыков.

Таким образом, систематическая и целенаправленная коррекционная работа позволит оказать своевременную логопедическую помощь в развитии графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.

Библиографический список

Авсюкевич Н.И., Башкатова И.А. Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР [Электронный ресурс] // Вопросы дошкольной педагогики. 2017. №3. С. 46-49. URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2478/ (дата обращения: 28.11.2019).

Безруких М.М. Обучение первоначальному письму: метод. пособие к прописям. М.: Просвещение, 2002. 32 с.

Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия: учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 2009. 287 с.

Васильцова А.Н., Томме Л.Е. Особенности моторных функций у дошкольников с речевой патологией // Детство, открытое миру: сб. материалов Всерос. науч.-практич. конф. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2016. С. 166-170.

Воронова А.П. Состояние психических функций и процессов у детей с общим недоразвитием речи // Методы изучения и преодоления речевых расстройств: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Г.А. Волковой. СПб.: Образование. 1994. С. 12-21.

Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. Ч. 1. М.: Мосполиграф, 1930.

160 с.

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе: учеб. пособие 4-е изд., перераб. и дополн. СПб.: Питер, 2004. 208 с.

Пименова И. Б., Гинсарь Д. С. Теоретические аспекты изучения графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

с минимальными дизартрическими расстройствами

Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учеб.-метод. пособие. СПб.: МиМ, 1997. 286 с.

Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность к школе. М.: ВЛАДОС. 2001. 145 с.

Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. М.: Школьная пресса, 2004. 40 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.