Использованные источники:
1.Асмолов А. Г. Психология личности. / А. Г. Асмолов - М.: МГУ, 1990. С. 23-32.
2.Братусь Б. С. Аномалии личности. / Б. С. Бартусь - М.: Мысль, 1988. С. 78-81.
3.Леонтьев, А. Н Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьева. - М., 2000. С. 34-37.
УДК - 378
Грибенщиков К.В.
студент
2 курс, направление «Социальная работа» Социально психологический институт ФГБОУ «Кемеровский государственный университет»
Кемерово. Россия КОРРЕКТНОЕ ВЫСТРАИВАНИЕ СТРУКТУРЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГУМАНИТАРНОМ ВУЗЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ Аннотация. В данной статье будет рассказано о ключевых элементах организации занятости обучающихся в сфере научной деятельности, особенностях и приоритетах, возникающих в ходе создания подобной системы, роли студенческих организаций в обозначенном процессе. Все сделанные выводы основываются на научных исследованиях, в форме: социологического опроса, привлечения и анализа теоретических источников.
Ключевые слова: развитие, наука, высшее образование, условия становления.
Gribenshikov K. student
2 course in the direction of "Social work" Socio-psychological Institute Federal state budget institution "Kemerovo state University"
Kemerovo. Russia CORRECT THE ALIGNMENT OF THE STRUCTURE OF SCIENTIFIC ACTIVITIES IN THE HUMANITARIAN UNIVERSITY AS A NECESSARY CONDITION FOR THE REALIZATION OF STUDENTS Abstract. In this article you will learn about the key elements of the organization of employment of students in the field of scientific activities, features, and priorities that arise in the course of creating such a system, the role of student organizations in the designated process. All findings are based on scientific research, in the form of a sociological survey, acquisition, and analysis of the theoretical sources.
Key words: development, science, higher education, conditions of formation. Роль научной деятельности, в современных университетах, действительно велика, ведь с учётом реалий современности, невозможно не
выделять науку как один из важнейших элементов жизни людей, она буквально присутствует во всех проявлениях человеческой жизнедеятельности. В таких условиях трудно избавиться от стремлений заниматься подобной работой. Создана прекрасная база для развития молодых учёных, существуют системы вознаграждения, стимуляции, направления студентов, решивших попробовать себя в столь важной отрасли. Но при всём этом, во многих университетах наблюдается крайне низкая активность в обозначенной сфере. Множество причин этого уже было разобрано, но стоит так же коснуться тех предпосылок, которые сложились в связи с не лучшим образом выстроенной структурой организации обсуждаемого явления. Для повышения объективности всего исследования, ВУЗы были разбиты на две группы: преимущественно гуманитарные и технические. Так как обучение в них происходит совершенно по-разному, поэтому обобщения в данной ситуации было бы неуместно. Стоит отметить, что выделенная тема раскрывается с точки зрения воздействия и взаимодействия со студентом, без соприкосновения с другими функциями научно-исследовательской работы ВУЗа. Актуальность изучения проблемы подтверждает востребованность её решения с практической точки зрения и возможный прирост научной активности в студенческой среде, при правильном её решении [1, 2, 3].
Говоря о научной деятельности, осуществляемой по инициативе студента, в первую очередь важно раскрыть факторы, способствующие проявлению данного процесса. Начать следует с основ, фундамента, на котором базируются все остальные компоненты. Он состоит из трёх частей, созданных разными структурами. Первая структура - государство, роль которого выражается в создании, поддержке и развитии исследований, на самых высоких приоритетах: создании нормативных актов, регулирующих все процессы внутри столь важного механизма; организация деятельности и обозначение ключевых векторов, движение в соответствии с которыми обеспечивает рост нужных элементов страны и много друг, не менее важных функций. Важно не упустить того, что муниципальные и местные органы власти подразумеваются, в контексте поставленной проблемы, как одно целое, поэтому второй структурой является непосредственно университет. ВУЗ обеспечивает соблюдение всех перечисленных распоряжений государства и вносит свои изменения, в дозволенных рамках. Главная их задача кроется в повышении собственного потенциала, путём стимуляции студентов к занятости в сфере исследовательской деятельности, наработки специальных механизмов, способствующих качественному росту производимых работ, удержании обучающихся в науке путём разного рода поддержки и предоставления актуальных способов самореализации студентов. И третья структура - студенческие организации учебного заведения. Пожалуй, самая гибкая часть «фундамента» научной деятельности. Во многом, ставшей самой перспективной из доступных сейчас, обусловлено это наименьшим исчерпанием возможных ресурсов и
возможностей. Ведь в отношении предыдущих двух структур было выработано уже множество способов применения и реализации, что серьезно сказалось на дальнейшем их потенциале. А студенческие организации, как основной инструмент раскрытия талантов обучающихся в научной сфере, не так сильно развиты и, во многом, слабо регулируемы. Данный факт может стать причиной неодинаковой степенью становления его в зависимости от проявляемой студентами инициативы [3, 4].
Определив базу развития научной деятельности, следует перейти к выявлению частых ошибок, возникающих во время создания системы исследовательской деятельности в ВУЗе. Их можно выявить, изучая причины отказа обучающегося от обозначенной формы внеучебной занятости, на каком либо этапе. Для этого был проведен социологический опрос, в нём принимало участие 80 человек, при помощи интернет технологий. Благодаря такому выбору возможного охвата респондентов, без выделения респондентов из конкретного учебного заведения, возрастает вероятность получить результаты из большого числа университетов, что благотворно влияет на объективность полученных выводов. В итоге, было произведено деление на три стадии: преднаучная, научная и углубленная научная. По ним размещены причины, снижающие активность обучающихся. Так, 13 респондентов выделили общую непривлекательность науки как сферы самореализации, ведь для достижения результатов в ней приходится прилагать огромное количество усилий, часто без сторонней помощи, чтобы добиться лучшего качества. Ещё 15 участников опроса отметили слабое развитие организаций внутри ВУЗа, отвечающих за реализацию научного потенциала у студентов. А 27 опрошенных не видели дальнейших перспектив в продолжение своей деятельности в обозначенной среде, поэтому решили заняться другой работой. Оставшаяся часть респондентов отмечала низкое взаимодействие научных обществ, в своих ВУЗах, с другими студенческими организациями, что приводило к сужению решаемых задач и обособлению самоорганизованных систем. Теперь можно сделать ряд выводов. Большинство проблем связано с преднаучным и научным этапом реализации обучающегося, что вполне понятно, достаточно мало студентов серьезно углубляться в науку, чтобы дойти до последней стадии. Стоит отметить, что завязанных именно на структуры университета проблем оказалось не так много, две, и обе касаются студенческих организаций и области их деятельности. Из этого вытекает ключевой фактор, показывающий роль самоорганизации в ВУЗе - именно студенческие организации в большей степени влияют на обучение и развитие личности, ведь он соприкасается с ними как во время учёбы, так и ведя активный образ жизни. Поэтому они оказывают на него доминирующее воздействие, от качества и направленности которого зависит достаточно много происходящих в студенческой среде процессов [1, 2, 4].
Итак, научная деятельность предоставляет огромные возможности для самореализации человека, особенно на базе высшего образования. Но в этой
же сфере существует множество факторов, так или иначе воздействующих на занятых в науке обучающихся, корректное построение которых напрямую действует на всех участников обозначенного процесса. Поэтому важно создавать нужные структуры, при помощи которых максимальная часть индивидов сможет занять себя в столь интересной и полезной системе.
Использованные источники:
1.Кравченко, В. М. Психология и педагогика: учебное пособие / В. М. Кравченко. - М.: Риор, 2014. - 128 с.
2.Крысько, В. Г. Педагогика и психология: учебник / В. Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2014. - 471 с.
3.Пастюк, О. В. Психология и педагогика: учебное пособие / О. В. Пастюк. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 с.
4.Пидкасистый, П. И. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / П. И. Пидкасистый. - М.: Юрайт-Издат, 2013. - 724 с.