Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ К НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ТЕХНОЛОГИИ ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ К НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ПЕРСПЕКТИВЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / activity / motivation / perspectives / higher education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грибенщиков К.В.

В данной статье будет рассказано о методах стимуляции студентов, на активную научную деятельность. Обязательных условиях, выполнение которых должен обеспечить ВУЗ или студенческие организации, перспективах развития научного потенциала обучающихся. Все сделанные выводы основываются на научных исследованиях, в форме: социологического опроса, привлечения и анализа теоретических источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY INTRODUCING UNDERGRADUATE STUDENTS TO RESEARCH ACTIVITIES

In this article you will learn about the methods of stimulation of students to scientific activity. Mandatory terms and conditions which should provide a UNIVERSITY or student organizations, prospects of development of scientific potential of students. All findings are based on scientific research, in the form of a sociological survey, acquisition, and analysis of the theoretical sources.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ К НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

солидарны между собой, только выражали одну из позиций первыми, по этому признаку и были разделены по группам [4].

В чём же состоит сложность повышения потенциала развития человека через нравственные установки? В первую очередь, в тяжести привития нравственных качеств и существенной зависимости от внешней среды. Второй пункт воздействует особенно сильно, ведь если тяжесть приобретения качеств человек может компенсировать, то воспитание или окружение он не выбирает вовсе. Поэтому высок риск неверного похода к развитию, формированию ложные стереотипов и модели мировосприятия [3,

4].

Итак, нравственность, безусловно, может выступать критерием, определяющим границы развития личности. Ведь без воздействия этой черты характера многие процессы, реализуемые индивидом, могут протекать некорректно, завершаясь либо слишком быстро, либо принося недостаточно эффективный результат. Именно поэтому необходимость привития данной совокупности качеств не вызывает вопросов, упуская их, человек серьезно ограничивает себя в познании и уровне восприятия действительности.

Использованные источники:

1.Асмолов А. Г. Психология личности. / А. Г. Асмолов - М.: МГУ, 1990. С. 52-55.

2.Братусь Б. С. Аномалии личности. / Б. С. Бартусь - М.: Мысль, 1988. С. 21-29.

3.Леонтьев, А. Н Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьева. - М., 2000. С. 42-50.

4.Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики. / А. Н. Леонтьев - М.: МГУ, 1981. С. 44-60.

УДК - 378

Грибенщиков К.В.

студент

2 курс, направление «Социальная работа» Социально психологический институт ФГБОУ «Кемеровский государственный университет»

Россия Кемерово

ТЕХНОЛОГИИ ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ

К НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация. В данной статье будет рассказано о методах стимуляции студентов, на активную научную деятельность. Обязательных условиях, выполнение которых должен обеспечить ВУЗ или студенческие организации, перспективах развития научного потенциала обучающихся. Все сделанные выводы основываются на научных исследованиях, в форме: социологического опроса, привлечения и анализа теоретических источников.

Ключевые слова: деятельность, мотивация, перспективы, высшее образование

Gribenshikov K. student

2 course in the direction of "Social work" Socio-psychological Institute FEDERAL state budget institution "Kemerovo state University"

Russia Kemerovo

TECHNOLOGY INTRODUCING UNDERGRADUATE STUDENTS

TO RESEARCH ACTIVITIES Abstract. In this article you will learn about the methods of stimulation of students to scientific activity. Mandatory terms and conditions which should provide a UNIVERSITY or student organizations, prospects of development of scientific potential of students. All findings are based on scientific research, in the form of a sociological survey, acquisition, and analysis of the theoretical sources. Keywords: activity, motivation, perspectives, higher education Во многих организациях помимо основного вида деятельности существуют ещё дополнительные, зависящие от инициативы участника, способы самореализации и самоактуализации. Использование таких методов раскрытия потенциала человека даёт множество положительных эффектов, серьезно воздействующих на личность: от улучшения динамики общего развития, до перемен в основах мировоззрения, позволяющих осуществлять ранее недоступные процессы. Детальный разбор ключевых «не обязательных» сфер занятости открывает возможность проследить непосредственное их воздействие на жизнедеятельность субъекта деятельности. Но помимо поверхностного взгляда на тему, необходимо углубиться в сам механизм подобной среды, выделить определённые её части и проследить их взаимосвязь, чтобы лучше понимать роль данного инструмента в жизни отдельных людей и общества в целом [1, 3].

Для начала, следует выбрать изучаемый компонент. Поскольку вопрос наполнения содержимым и реализации обсуждаемого процесса необычайно широк, необходимо разобрать аспект привлечения участников. В этом вопросе тоже нужно конкретизировать, выбрать непосредственную среду, в которой проходит обозначенное явление. Высшее образование, научные организации - одна из наиболее пригодных сфер в раскрытии выбранного вопроса, ведь она максимально открыта для исследования и в ней представлены элементы, подходящие другим подомным системам. К тому же, данный уровень образования пронизывает большинство существующих структур и является необходимым компонентом в развитии общественных институтов, что позволяет оценивать сложившеюся ситуацию не только в краткосрочных перспективах, но и в долгосрочных. Актуальность темы вызвана востребованностью повышения качества высшего образования и недостаточным привлечением студенчества к научной деятельности [2, 4].

Как уже упоминалось, в современной университетской среде инициативность студентов в области науки, в ВУЗе не специализирующемся на выпуске научных деятелей, достаточно низкая. Об этом свидетельствуют

результаты социологического опроса, в котором участие принимало 150 студентов 2-4 курсов, разных учебных заведений, при помощи интернет технологий, на базе популярных социальных сетей. В первой части исследования, вопросы были направлены на выявления доли студентов, так или иначе занимающихся наукой. Во второй, из тех, кто занимается такой деятельностью, выявлялись желающие продолжать развиваться в этой отрасли и те, кто начал данный процесс не по своей воле, из-за внешних обстоятельств: необходимость для защиты той или иной работы. В итоге, 95 участников опроса никогда не качались научной деятельности, оставшиеся 55, были вовлечены в неё по разным причинам. 30 респондентов из-за внешних воздействий, 25 по собственной воле. Но и из этих респондентов лишь 9 человек хотят продолжать работать в обсуждаемом направлении. Столь малое количество студентов вызвано, со слов самих респондентов, страхом не достигнуть поставленных целей, тяжестью производимых действий, недостаточным мотивированием со стороны ВУЗа. Такие результаты вызывают серьезные опасения по поводу перспектив развития науки в России.

Что же необходимо делать и делается для решения проблемы? Точно можно сказать, что создана подходящая база для реализации студентов в научной сфере. Существует огромное количество проектов, грандов, которые необходимо осуществлять. Журналов, публиковаться в них может каждый студент, соблюдающий условия оформления статьи и умеющий проводить исследования и анализировать результаты. В большинстве ВУЗов обучающихся подталкивают к деятельности в сфере науки, всячески мотивируя и поощряя. Созданы даже специальные системы повышения стипендий, в которых учитывается научная работа студентов, получение такого вознаграждения способно серьезно повысить, хотя бы временно, уровень благосостояния человека. По факту, уже осуществлены все условия, внутри высшего образования, которые должны подталкивать обучающихся к науке. Но так не происходит и этому есть объяснение. Ключевая проблема лежит в нестабильной экономической ситуации в стране, страхом не востребованности собственных изысканий и негативным стереотипам, относительно научной деятельности в России [4].

Выявив внутренние и внешние проблемы, рассмотрев существующую базу для реализации потенциала студентов в обсуждаемой сфере, необходимо, с учётом сложившихся условий, постараться найти новые методы стимулирования инициативы обучающихся в науке, через инструменты ВУЗа, исключительно. Потому что, проблемы из внешней среды, названные ранее, не могут быть решены только системой образования.

Во-первых, требуется поставить науку приоритетной внеучебной деятельностью в студенческой среде, ведь таковой она не является. Не забывая о важности других организаций, необходимо с самых ранних курсов извещать обучающихся о важности развития себя в обозначенной среде и

всячески подталкивать их к этому. Рано или поздно положительно направленное давление, сопряжённое с предоставлением удобных площадок для осуществления задумок даст хороший результат. Во-вторых, очень важно поднимать авторитет работы учёного, иначе даже самые комфортные условия не окажут должного влияния на личность. В третьих, через доступные университетам информационные ресурсы, заранее, ещё на стадии абитуриентов, проводить компанию по популяризации научной деятельности во всех её проявлениях [2, 3, 4].

Итак, большинство проявлений человека в разных сферах деятельности даёт положительный результат и личности, и обществу в целом. Ведь он получает навыки, полезные ему индивидуально, при этом, применяет их и во благо социума. Конечно же, от каждого совершенного действия исходит разная польза, но существуют занятия, наработка потенциала при реализации которых делает огромный вклад в будущее. Именно таким занятием является научная деятельность в рамках ВУЗа. Потому что, даже если индивид не проявит себя в полной мере в данной сфере, то он наверняка приобретет очень важные, умнея и навыки, обладание которыми позволит ему развиваться ещё с большими темпами. А стабильное развитие каждого отдельного человека приведёт к общему процветанию [1].

Использованные источники:

1.Леонтьев, А. Н Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьева. - М., 2000. С. 61-67.

2.Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика: учебное пособие для бакалавров / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2012. - 671 с.

3.Симонов, В. П. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров: учебное пособие / В. П. Симонов. - М.: Инфра-М, 2015. - 320 с.

4.Чернышова, Л. И. Психология и педагогика: учебное пособие / Э. В. Островский, Л. И. Чернышова; Под ред. Э. В. Островский. - М.: Инфра-М, 2015. - 381 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.