корректно составлять маршрут жизнедеятельности существенно повышает шанс достигнуть успеха [2].
Использованные источники:
1.Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика: учебное пособие для бакалавров / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2012. - 671 с.
2.Симонов, В. П. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров: учебное пособие / В. П. Симонов. - М.: Инфра-М, 2015. - 320 с.
З.Чернышова, Л. И. Психология и педагогика: учебное пособие / Э. В. Островский, Л. И. Чернышова; Под ред. Э. В. Островский. - М.: Инфра-М, 2015. - 381 с.
УДК - 378
Грибенщиков К.В.
студент
2 курс, направление «Социальная работа» Социально психологический институт ФГБОУ «Кемеровский государственный университет»
Кемерово. Россия РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МОТИВОВ У СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И ВЛИЯНИЕ ИХ НА РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТ Аннотация. В данной статье будет рассказано о создании и становлении системы стимулов, побуждающих обучающихся высших учебных заведений к занятости в сфере научной деятельности. Следствиях доминирования того или иного мотива. Все сделанные выводы основываются на научных исследованиях, в форме: социологического опроса, привлечения и анализа теоретических источников.
Ключевые слова: развитие, высшее образование, наука, методы, последствия
Gribenshikov K. student
2 course in the direction of "Social work" Socio-psychological Institute Federal state budget institution "kemerovo state university"
Kemerovo. Russia
THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF MOTIVATION FROM THE STUDENTS INVOLVED IN RESEARCH ACTIVITIES AND THEIR INFLUENCE ON THE RESULTS OF THE WORK Abstract. In this article you will learn about the creation and establishment of the system of incentives to encourage students of higher educational institutions to employment in the field of scientific activities. The consequences of the dominance
of one or another motive. All findings are based on scientific research, in the form of a sociological survey, acquisition, and analysis of the theoretical sources.
Keywords: development, higher education, science, methods, consequences
При поиске собственного дела, отрасли, в которой человек хотел бы себя занять, индивиды находят огромное количество сфер самореализации. Сообразно выбранным сферам, на них воздействуют разные внешние факторы, с которыми приходиться бороться, дабы качественно реализоваться в деятельности. В ходе преодоления негативных эффектов, человек постепенно теряет желание заниматься определенным занятием, но осознавая необходимость этого, продолжает работать. Поскольку, на одной воле, даже сильная личность, работать очень долго не сможет, на выручку приходят созданные им самим, либо взятые извне стимулы. Их существует множество, но даже использование таких полезных механизмов может повлечь за собой негативные последствия. Исследования в области изучения этих последствий, из года в год, становится ещё более актуальными, ведь растет количество людей прибегающих к мотивационным механизмам, а всех эффектов от них и негативных сторон, пока что не изучено. Ещё больший интерес данная тема вызывает в студенческой среде, с уклоном в сторону научной деятельности, потому что правильно замотивированный обучающийся в этой сфере может серьезно развить свои знания и умения, применить их, сделав некий импульс в своё будущее и будущее науки. А совокупность этих импульсов, приведёт к росту благополучия всего общества, потому что молодые ученые внесут необходимый вклад и существенно улучшат реальность [1, 4].
Перед тем как разобрать систему мотивационных механизмов, в обозначенной среде, необходимо выделить этапы её становления. Благодаря этому удастся выстроить наиболее общую, подходящую для большинства людей картину появления затронутого явления. Для этого был проведен социологический опрос, при помощи интернет технологий, чтобы охватить как можно больше студентов, занимающихся научной деятельностью. Удалость отобрать 90 респондентов, из разных ВУЗов, всем им задавался вопрос - чем вы руководствовались, когда начинали заниматься наукой? Что подталкивало вас, чтобы продолжать? В итоге, были получены достаточно интересные и важные результаты. Так, 62 респондента были мотивированы материальными благами, когда начинали заниматься наукой. В связи с хорошей базой, студент, занимающийся научной деятельностью, при должном усердии, может обеспечить себя большой стипендией, именно этот факт обуславливает желание большинства студентов быть занятыми в указанной сфере. А 18 участников опроса знали, что для гарантированного поступления в магистратуру им требуется выполнить некое количество научных работ и решили сделать всё заранее. Ещё 6 человек занялись самореализацией в науке благодаря сильной стимуляции со стороны ВУЗа и студенческих организации. А оставшиеся 4 респондента всегда хотели заниматься наукой, поэтому, как только появилась возможность, они начали
это делать. Результаты первой части опроса показывают, что изначально, студенты руководствуются, преимущественно, материальной выгодой, причин этого много. Начав жить самостоятельно, обучающийся начинает чувствовать ответственность за свою жизнь, уже в полной мере, начинает считать деньги и понимать, с каким трудом они даются. И при перовой возможности старается обеспечить себя, чтобы быть более независимым и не создавать трудностей семье [2].
Итоги второй части исследования были иными. На этот раз, приоритеты поменялись существенно: теперь 35 студентов были серьезно заинтересованы наукой с точки зрения познания, они стремились максимально развить себя, попутно создавая что-то новое. А 26 респондентов ориентировались непосредственно на научные открытия и хотели внести свой вклад в современную науку. Но всё же, не малой оставалась и доля тех, кто так же работал за стипендию - 29. Теперь необходимо подвести итоги, разделить методы мотивации и следствия от их применения. Если в первой стадии развития студента в научной деятельности прослеживалось преобладание материального стимула для работы, а идейная занятость и занятость для собственного развития прослеживались совсем несущественно, то ко второй эти три мотива выровнялись и стали примерно равны. Далее следует поговорить об их полезности и негативных эффектах, от применения [3].
Определив этапы развития, следует выяснить, каким образом они должны размещаться в иерархии полезности. Говоря о материальном стимуле, необходимо выделить его основные положительные стороны: если личность реализует собственный потенциал и достигнет поставленной цели, то её жизнь, с практической точки зрения, сильно улучшиться, что повлечёт за собой общий подъем. Ведь бытовая сторона жизни влияет на все процессы, осуществляемые индивидом. Из этого же вытекает главный негативный эффект, после удовлетворения главной цели, повышения уровня жизни, человек может лишиться основной цели и его желание продолжать деятельность уменьшиться. Но такой исход крайне маловероятен, потому что, реализовав задачи в первый раз, индивид почувствует в себе силы повторить успех, а учитывая возросшие возможности, сделать это будет ещё проще. Стимул развития собственной личности работает иначе. Из положительных его сторон выделяется: неограниченность достижением цели, ведь человек может развиваться до неизмеримых масштабов, абсолютно не чувствуя границ. К тому же, главный плюс нематериальных стимулов в том, что материальное не уходит, личность так же увеличивает своё благосостояние, но при этом руководствуется иными целями. Что позволяет достигать большего количества целей. Явных негативных сторон тут выделить нельзя, кроме заблуждений в развитии, привития ложных стереотипов. Но такой исход крайне редко случается, поэтому трудно обозначать его как основной. Перейдем к последнему способу. Он включает в себя один, ярко выраженный, отрицательный элемент - разочарование в
реализуемых процессах. Если получается так, что индивид попадает под его воздействие, то начинают замедляться все его действия и задумки, начинается поиск нового смысла, иногда протекающий достаточно долго. Но этот фактор компенсируется хорошими аспектами данного мотива. Они заключаются в наибольшим эмоциональным подъемом, из возможных, и лучшим целеполаганием, обусловленным нематериальными целями, устремленными в будущее. Таким образом, самым эффективным можно считать идейный стимул, вторым идёт мотив развития и личностного роста, а материальное обеспечение и благополучие становиться третьи. Естественно, все они равнозначны, нельзя окончательно выделить главный, но шанс реализовать задуманные процессы больше, если брать за основу более высокие мотивы [1, 3, 4].
Итак, стимулирование личности на то или иное действие - один из лучших способов добиться осуществления поставленной задачи, но не стоит забывать, что выбор метода, во многом определяет конечный результаты и количество приобретенных умений и навыков, столь важных в современном мире. Поэтому нужно правильно подбирать для себя мотивы, сообразно качествам своего характера и мировоззрению.
Использованные источники:
1.Асмолов А. Г. Психология личности. / А. Г. Асмолов - М.: МГУ, 1990. С. 12-18.
2.Братусь Б. С. Аномалии личности. / Б. С. Бартусь - М.: Мысль, 1988. С. 41-56.
3.Леонтьев, А. Н Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьева. - М., 2000. С. 31-37.
4.Сластёнин, В. А. Психология и педагогика: учебный курс / В. А. Сластёнин. - М.: Юрайт, 2013. - 543 с.
УДК - 378
Грибенщиков К.В.
студент
2 курс, направление «Социальная работа» Социально психологический институт ФГБОУ «Кемеровский государственный университет»
Кемерово. Россия
ПРОБЛЕМА ПОЛЬЗОВАНИЯ СТУДЕНТАМИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ Аннотация. В данной статье будет рассказано о важно явлении, произошедшем в современном образовании - информатизации. Влияние его на качество образования, главной проблеме, привязанной к этому нововведению. Все сделанные выводы основываются на научных исследованиях, в форме: социологического опроса, привлечения и анализа теоретических источников.