Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА УПАДКА ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ'

ПРОБЛЕМА УПАДКА ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ТВОРЧЕСТВО / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / self-actualization / creativity / activity / activity / development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грибенщиков К.В.

В данной статье будет рассказано о таком явлении, как потеря инициативы в проявлении своего творческого начала у обучающихся ВУЗов. Предпосылках такого фактора, методах борьбы с ним, мерах предотвращения. Все сделанные выводы основываются на научных исследованиях, в форме: анкетного опроса, привлечения и анализа теоретических источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE DECLINE OF CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

In this article you will learn about the phenomenon of loss of initiative in the manifestation of your creativity among students of Universities. The prerequisites of such factors, methods of control, measures of prevention. All findings are based on scientific research, in the form of a sociological survey, acquisition, and analysis of the theoretical sources.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА УПАДКА ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ»

Использованные источники:

1.Леонтьев, А. Н Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьева. - М., 2000. С. 15-21.

2. Леонтьев, А. Н. Философия психологии / А. Н Леонтьева. - Издательство Московского университета., 1994. С. 17-19.

3.Симонов, В. П. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров: учебное пособие / В. П. Симонов. - М.: Инфра-М, 2015. - 320 с.

УДК - 159.9

Грибенщиков К.В.

студент

2 курс, направление «Социальная работа» Социально психологический институт ФГБОУ «Кемеровский государственный университет»

Россия Кемерово

ПРОБЛЕМА УПАДКА ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ

ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

В данной статье будет рассказано о таком явлении, как потеря инициативы в проявлении своего творческого начала у обучающихся ВУЗов. Предпосылках такого фактора, методах борьбы с ним, мерах предотвращения. Все сделанные выводы основываются на научных исследованиях, в форме: анкетного опроса, привлечения и анализа теоретических источников.

Ключевые слова: самореализация, творчество, активность, деятельность, развитие.

Gribenshikov K. student

FEDERAL state budget institution "Kemerovo state University"

2 course in the direction of "Social work" Socio-psychological Institute Kemerovo. Russia

THE PROBLEM OF THE DECLINE OF CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

In this article you will learn about the phenomenon of loss of initiative in the manifestation of your creativity among students of Universities. The prerequisites of such factors, methods of control, measures of prevention. All findings are based on scientific research, in the form of a sociological survey, acquisition, and analysis of the theoretical sources.

Key words: self-actualization, creativity, activity, activity, development. У каждого процесса существуют свои рамки, со времени, они расширяются или сужаются, тем самым отражая рост или падение результатов деятельности, осуществляемой в них. В том же ключе развивается и определенная часть человеческой трудоспособности,

находящая себя в творческой самореализации. Она совершает схожие действия, но на неё так же воздействует огромное множество разных факторов, неодинаково сказывающихся на конечном продукте, производимом индивидом. Одним из таких факторов является потеря творческого вдохновения, выраженная уменьшением желания создавать, что то новое, либо общее разочарование во всем творчестве. Особенно интересно исследовать данный феномен в студенческой среде, ведь в зависимости от внешних обстоятельств, обсуждаемый феномен раскрывается по-разному. К тому же, в период обучения в ВУЗе человек наиболее подвижен такому воздействию, попытка рассмотреть его негативные эффекты и пути их преодоления наиболее актуально в обозначенной среде [1, 3, 5].

Для начала следует выявить то, как именно выражается упадок творческой активности. Сведения об этом удалось добыть при помощи анкетного опроса, на базе Кемеровского государственного университета. Респондентами выступало 55 индивидов, считающих, что их творческая инициатива перестала процветать. В итоге, большинство из них (27) выделило отсутствие воли к продолжению уже начатых проектов и началу новых, так же, общим для многих является появление ощущения бессмысленности продолжения творческой деятельности и прочие признаки общей усталости и поисков поводов не делать задуманное. Немного меньше респондентов (22), в первую очередь, говорили о потере качества производимых работ, постоянной отвлечённости от основной задачи. Оставшиеся участники опроса (6) выделяли тенденции к отрицанию своих способностей и попытках возложить ранее созданное на внешние обстоятельства. Стоит отметить, что, так или иначе, опрошенные вспоминали обо всех названых воздействиях, но по количеству вспомнивших категории были выделены первые, возникшие при мыслительном процессе [1, 2, 4].

Что же привело респондентов к таким последствиям? Ведь каждый человек старается минимизировать негативные последствия от тех или иных совершаемых действий, но это не всегда получается. Во-первых, они старались сделать как можно больше, опасаясь того, что творческий порыв закончиться, из-за этого устали, порой даже не замечая данного факта, что привело к тяжелым последствиям. Во-вторых, создание тех или иных предметов превратилось в потоковое производство, перестало быть результатом тяжелой эмоциональной и психической деятельности. В третьих, внешние воздействия, порой негативно складывающееся на творческом процессе, могли обостряться в определенные участки жизни. Данный фактор хотя и не является постоянно действующим, но, порой, оказывает наибольшее давление на индивида. В среде высшего образования таким фактором может являться сессия или трудности, вызванные тяжелым для восприятия предметом [4, 5].

Естественно, с каждым из перечисленных последствий следует бороться, чтобы уже случившиеся эффекты не привели ещё к большим негативным последствиям. В действительности, большинство возможных методов привязано напрямую к причинам, например: при опасениях связанных с прекращением какой-либо творческой активностью, необходимо соизмерить собственные возможности и способности с общими настроениями, взвесить все за и против, определить, существуют ли ещё не открытые пути развития. Определив, что они имеются, вопросов о продолжении активности возникать не должно. Если сам творческий процесс больше напоминает «налаженное производство», то личности стоит относиться к этому с положительной точки зрения. Ведь если её ранее приходилось с большим трудом создавать интересующие предметы, то сейчас это занятие стало привычным, навык серьезно повысился и даёт лучший результат. Озвученные методы, по своей направленности, являются лишь малой долей из всех возможных, важнее не применять обозначенные, а познать методологию создания собственных, максимально эффективных в конкретных условиях [1].

Были названы методы борьбы с уже случившимися проблемами, но важнее было бы предотвратить начала всего процесса, провести своеобразную профилактику. Как бы следовало её осуществлять? Для начала следует понять истоки возможных причин, в творческой деятельности у человека рано или поздно возникают некоторые трудности, с которых, как правило, вытекают ключевые проблемы. Выявляя причины, не следует забывать о главных - усталость, излишняя эмоциональная и психологическая нагрузка, исключив их из своей жизни, человек сразу избавляется от большей части рисков [3, 4, 5].

Итак, избегание наиболее трудных негативных факторов, возможное их предотвращение, борьба с уже произошедшими - неотъемлемая часть жизни человека. Одним из таких факторов является упадок творческой активности. Если не принимать мер по минимизации вредных последствий, возрастает риск уменьшения потенциала личности и понижения эффективности жизнедеятельности. Такие последствия серьезно стимулируют на использование уже найденных методов борьбы с озвученной проблемой и создание собственных [1, 5].

Использованные источники:

1.Асмолов А. Г. Психология личности. / А. Г. Асмолов - М.: МГУ, 1990. С. 55-57.

2.Братусь Б. С. Аномалии личности. / Б. С. Бартусь - М.: Мысль, 1988. С. 32-37.

3.Леонтьев, А. Н Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьева. - М., 2000. С. 56-96.

4.Самыгин, Л. Д. Столяренко. - М.: КноРус, 2012. - 480 с.

5.Сластёнин, В. А. Психология и педагогика: Учебный курс / В. А. Сластёнин. - М.: Юрайт, 2013. - 543 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.