Научная статья на тему 'Корпоративная культура как фактор формирования толерантных отношений в коллективе'

Корпоративная культура как фактор формирования толерантных отношений в коллективе Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
406
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / КОПРПОРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ СОЦИУМЕ / СУБКУЛЬТУРНЫЕ СООБЩЕСТВА / TOLERANTION / INTERCULTURAL COMMUNICATIONS / CORPORATION RELATIONS IN POLYCULTURAL NATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Паренчук Ярослав Олегович

В статье рассказывается о доминирующей роли корпоративной культуры в усилении факторов толерантности при проведении профессиональных праздников и формировании соответствующих форм поведения среди представителей разных этносов и субкультурных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corporate culture as the factor of formation of tolerant relations in collective

The article is about a dominating role of corporate culture in strengthening of factors toleration, especially to professional holidays and forming behavior among different ethnos and sub-culturing formations

Текст научной работы на тему «Корпоративная культура как фактор формирования толерантных отношений в коллективе»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010

УДК 008

Я. О. ПАРЕНЧУК

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ*____________________________________________________

В статье рассказывается о доминирующей роли корпоративной культуры в усилении факторов толерантности при проведении профессиональных праздников и формировании соответствующих форм поведения среди представителей разных этносов и субкультурных образований.

Ключевые слова: толерантность, межкультурные коммуникации, копрпоративные отношения в поликультурном социуме, субкультурные сообщества.

‘Работа выполнена при поддержке РФФИ — проект № 08-06-00264 «Системные изменения праздничной культуры и ее воздействие на формиование толерантности в полиэтничексой молодежной среде».

Феномен корпоративной культуры своим междисциплинарным характером исследований сегодня привлекает внимание ученых самых разных направлений — социологов, культурологов, политологов, историков, экологов и др. Анализ эмпирического развития и степень изученности современного состояния корпоративной культуры показывает расширение спектра как практического интереса, так и научных подходов к данному явлению.

В данном случае нас интересует значение корпоративной культуры в формировании толерантных установок среди членов профессионального коллектива. Возрастающая роль этой составляющей в жизни современных учреждений несомненна. Мало того, «корпоративная культура и толерантность» и «толерантность и корпоративная культура» становятся взаимообуславливающими факторами развития компании.

Учет этого обстоятельства при решении различных корпоративных задач превращается в одно из конкурентных преимуществ компании. В последние годы к работе компаний привлекаются соответству-щие специалисты — менеджеры по персоналу разного уровня, психологи, тренеры, оргконсультан-ты, режиссеры, художники, фотографы и т.д. На практике опробировано большое разнообразие форм и методов, нацеленных на создание благоприятного климата в трудовом коллективе, налаживание межличностных отношений, культуры делового этикета и создание, таким образом, имиджа компании в целом: корпоративные праздники, «домашние досуговые вечеринки», ««клубные вечеринки», корпоративный театр, праздники out door: летние пикники, олимпиады, корпоративные путешествия, стресс-проминаты, персон-коммуникации и встречные коктейли,вечера-портреты,персон-шоу, бизнес-ланч, ланч диалог, вечера-профи, коллективные огоньки, результат-феерия, ««Душа-компании», ««заезжие праздники», профи-турнир, Арт-профи (Арт-доктор).

К чести руководителей продвинутых компаний, следует отметить тенденцию к поиску инновационных технологий и методов их реализации на пути

отработки кадровой политики, работы с персоналом и формирование толерантной среды в коллективе. Здесь особую важность имеет принцип диалогичности, который предполагает наличие в процессе воспитания межличностной толерантности субъект-субъектных отношений участников взазвимодей-ствия. Кроме того, важную роль играют принципы преемственности, систематичности, последовательности и единства многообразия культурного имиджа компании [1].

Наиболее продуктивными из них, по мнению автора статьи, являются стресс-проминаты, кофе-паузы «на тему», корпоративный экстрим: рафтинг, тимбилдинг (teambuilding), «веревочный курс», «взятие крепости» и др.; интенсив-мероприятия, праздники-тренинги: «за» и «против», интерактивные формы общения, встречные коктейли, призы, подарки, конкурсы типа «Профи», вечера креативных идей и др. Все они имеют своей целью объединение коллектива, взаимопонимание и уважение между коллегами через более глубокое узнавание особенностей человеческих деловых качеств.

Особо следует отметить, что крупные фирмы, придающие формированию корпоративной культуры важное значение, могут использовать, в отличие от многих государственных учреждений культуры (дворцов культуры, центров досуго-культурно-зрелищных комплексов и др.), дорогостоящее оборудование, костюмы, светозвуковое сопровождение, новейшие технологии: видеотехнологии (рир-экраны, экраны, прямой проекции, светодиодные экраны, плазменные панели), пиротехнику и другие специальные эффекты. В последнее время активно используется фольклористика.

Факт необходимости воспитания терпимости друг к другу в коллективе сегодня стал абсолютно очевидным. Народная нравственность как составная часть народного миропонимания формировалась веками; основные ее законы передавались из поколения в поколение как национальное достояние, приобретая профессиональный и региональный колоорит [2].

Пути формирования толерантных отношений обусловлены как внешними обстоятельствами, зача-

стую нелегкими особенно для зарождающегося нового бизнеса, так и внутренними «негласными законами». Некоторой проблемой в этом плане является и то, что сегодня формируется в принципе новый тип личности, руководителя, сотрудника (к управлению процессом приходят «дети перестройки»), особо важными становятся психологическая стабильность, терпение, внимание друг к другу.

Усиление фактора толерантности в корпоративной культуре выявляет как явно прогрессивные стороны этого процесса, так и его проблемы. Практика развития корпоративной культуры показывает, во-первых, разное понимание самого понятия толерантности и, как следствие, разную интерпретацию сопутствующих этому процессу новых понятий.

Процессы, тормозящие движение к толерантности, являют собой совокупность различных факторов, обусловленных межличностными отношениями в компании, деловым этикетом, спецификой профессии, общей стратегией и стилем руководства компанией. Эти процессы определяются в собственное понятие — антитолерантность. Внутри такого механизма, в свою очередь, проявляется проблема «доминирующей культуры» в корпоративной культуре. В таком случае имеет место быть и так называемое «культурное меньшинство». В таком случае понятие толерантности подменяется набором прав определенной группы. В этом случае возникает явление сдерживания толерантных отношений, их дестабилизации.

При этом в группе «культурного меньшинства» не всегда оказываются менее грамотные, профессиональные люди. На практике трудно складывается путь толерантности к другим, через отношение к себе. Особую сложность приобретает этот процесс в корпорациях, имеющих полиэтническую среду, широкий спектр межкультурных коммуникаций и отдельных субкультур. Снятие проблем личностного кризиса в корпоративной культуре связано с преодолением отчужденности отношений, созданием атмосферы дружелюбия и товарищеского участия, радости от совместного труда и досуга [3, с. 25].

Погружение в круг проблем развития современной корпоративной культуры доказывает, что она представляет собой комплексное явление, имеющее свою давнюю историю и мощную перспективу, с точки зрения ее многофункционального характера и роли в развитии современного предпринимательства в целом.

Отдельным предметом для изучения может стать тема корпоративной культуры и толерантности в сфере досуга. Обусловленность досуга типом хозяйствования прослеживается во всех этапах промысловой, ремесленной (любой корпоративной) трудовой деятельности. Древние охотничьи праздники проходили у народов, жизнь которых зависела от добычи на охоте. Отдых после трудового периода связывали с эстетическими компонентами праздничной культуры (воспеванием шишек и ягод), у других народов рыболовство с далеко ушедших времен до сих пор наполняет особыми красками досуг и связанные с ним праздники современных рыболовов и др.

Но как бы ни был зависим досуг от совместного труда, подсознание «отдыхающих» на первый план выводит потребность в неформальном общении. Коммуникативная функция в данном случае «определяет» толерантность как основополагающий фактор. Корпоративный досуг направляет поведение людей

на создание атмосферы дружелюбия и согласия, большего внимания друг к другу как к личности. Толерантность в этой обстановке проявляется естественным образом и становится во главу угла, так как на первый план выходит человеческий фактор. Отсюда и роль корпоративных праздников поднимается на совершенно другой уровень.

Недооценка значения корпоративных праздников, придание им роли просто отдыха «по случаю» лишает руководителей предприятий мощного инструмента создания работоспособного коллектива, нацеленного на воплощение одной цели, профессиональной идеи руководителя.

Корпоративный праздник в системе развития современных предприятий — это комплексное, поли-функциональное явление, способное создавать собственный продукт духовного труда. Следовательно, требования к написанию (созданию) сценариев должны определяться в первую очередь характеристикой приглашенных артистов: «нравится — не нравится», дорого — значит «клёво», а грамотной драматургией, выстраиванием поведения людей в определенной праздничной ситуации, совместной творческой деятельности, направленной на самореализацию, самовыражение чувств, эмоций, способностей, проявление индивидуальных особенностей, одаренности каждого человека. Атмосфера праздника в родном профессиональном коллективе, где проходит зачастую большая часть времени, это возможность раскрепоститься и проявить человеку свои лучшие качества. Для работодателя — это организация места и времени для выявления личности каждого члена коллектива, тех его черт, собственно, которые движут компанию вперед.

Корпоративная культура в целом — это особый способ организации этой жизнедеятельности в системе определенных социальных норм, традиций и правил. Толерантность в контексте современной корпоративной культуры — это механизм управления постоянно меняющимися обстоятельствами жизни и совместной деятельности членов корпораций. Толерантность как фактор важен и в отношениях между отдельными корпорациями. Он предполагает терпимость к конкурирующим экономическим интересам. Такая конкуренция способствует образованию более перспективных проектов, стимулирует инициативу профессиональных групп и отдельных членов коллектива.

Библиографический список

1.Ковалева, А.С. Преемственность воспитания межличностной толерантности в системе «ДОУ-начальная школа» (организационный и содержательный аспекты) / А.С. Ковалева, — М., 1968. — 113 с.

2.Наконечная, О.Л. Демонология рабочих преданий Урала / О.Л. Наконечная // Традиционная культура. — 2000. — №1. — С. 46.

3.Паренчук, Я.О. Корпоративно-праздничная культура и проблема формирования толерантного сознания / Я.О. Паренчук // Толерантность и праздничная культура в полиэтнической среде Прииртышья : сб. науч. статей. — Омск, 2009. — 40 с.

ПАРЕНЧУК Ярослав Олегович, преподаватель кафедры режиссуры.

Адрес для переписки: e-mail: yaroslav-parenchuk@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 22.11.2010 г.

© Я. О. Паренчук

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.