Научная статья на тему 'КОРОНАВИРУС В ОБЩЕСТВЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ: РАЗМЫШЛЕНИЯ ЮРИСТА'

КОРОНАВИРУС В ОБЩЕСТВЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ: РАЗМЫШЛЕНИЯ ЮРИСТА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
121
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНО ОЛИГАРХИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ / ИМУЩЕСТВЕННАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ПАНДЕМИЯ / ЭКОНОМИКА / ЭКСПЛУАТАЦИЯ / ЭПИДЕМИЯ / GLOBAL OLIGARCHIC POWER / PROPERTY DIFFERENTIATION / PANDEMIC / ECONOMY / EXPLOITATION / EPIDEMIC

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Касторский Геннадий Львович

В статье представлен криминологический анализ причин появления и распространения эпидемии «Covid-19» в 2020 г. в условиях формирования и развития общества потребления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IN A CONSUMER SOCIETY: LAWYER’S REFLECTION

The article presents a criminological analysis of the causes of the emergence and spread of the COVID-19 epidemic in 2020 in the context of the formation and development of the consumer society

Текст научной работы на тему «КОРОНАВИРУС В ОБЩЕСТВЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ: РАЗМЫШЛЕНИЯ ЮРИСТА»

УДК 378

коронавирус в обществе потребления: размышления юриста

Касторский Геннадий Львович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин, д.ю.н., профессор, e-mail: [email protected]

В статье представлен криминологический анализ причин появления и распространения эпидемии «Covid-19» в 2020 г. в условиях формирования и развития общества потребления

Ключевые слова: глобально-олигархическая власть; имущественная дифференциация; пандемия; экономика; эксплуатация; эпидемия

THE CORONAVIRUS IN A CONSUMER SOCIETY: LAWYER'S REFLECTION

Kastorsky Gennady L.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Professor of Department of Criminal Law Disciplines, Doctor of Law, Professor, e-mail: [email protected]

The article presents a criminological analysis of the causes of the emergence and spread of the COVID-19 epidemic in 2020 in the context of the formation and development of the consumer society

Keywords: global-oligarchic power; property differentiation; pandemic; economy; exploitation; epidemic

Для цитирования: Касторский Г.Л. Коронавирус в обществе потребления: размышления юриста // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 3 (75). С. 91-95.

У историков, криминологов, психологов, религиоведов, социологов, философов, экономистов существует множество разнообразных объяснений намерений поработителей. Подобный плюрализм мнений поощряется в созданном эксплуататорами демократическом мироустройстве. Он (плюрализм) дезориентирует население, что позволяет скрывать истинные конечные цели сторонников незаконного обогащения, состоящие, возможно, в стремлении превратить человечество в послушный трудовой материал, «рабсилу», довольствующуюся тем, что управители сочтут достаточным для их счастья.

В 2020 г. «эпидемия коронавируса» воспринимается человечеством как самая актуальная проблема не столько из-за её опасности для здоровья населения, сколько по причине неуправляемости, неконтролируемости, стихийности и непредсказуемости последствий. Соответственно, тема пандемии (СОУШ-19) является наиболее популярной и в СМИ, в том числе - в российских:

- в официальных изданиях [1, с. 2];

- в оппозиционной прессе [2, с. 10; 3, с. 22; 4, с. 16];

- в нейтральных источниках [5, с. 9; 6, с. 14; 7, с. 9];

- в так называемой жёлтой прессе [8, с. 7; 9, с. 8];

- на телевидении [10].

Население дезориентировано многочисленными версиями о причинах возникновения данного глобального явления, к которым чаще всего относят:

- стремление сократить численность населения планеты в несколько раз, согласно так называемой теории золотого миллиарда;

- эпидемиологическая диверсия одной страны против другой с целью подрыва экономики конкурента;

- сговор представителей мировой олигархической власти с целью порабощения народов посредством установления мер жёсткого контроля за всеми слоями населения и социальными группами;

- вышедшие из-под контроля разработки и испытания бактериологического оружия.

Популярная в публицистике теория «золотого миллиарда» представляет собой синтез двух идей: о «золотом веке благоденствия» и о невозможности его распространения на всё население планеты, а лишь на жителей «золотого треугольника» свободной торговли, в который входят Северная Америка, Европа и Япония [11, с. 28-291]. Представители глобально-олигархической власти претендуют на право решать судьбу человечества и имеют в этом отношении какие-то планы, кроме неизменного стремления получить больше денег, дающих дополнительную власть над людьми. Со временем и «теория золотого миллиарда» теряет свою актуальность. Чего же они хотят? Следует рассматривать несколько версий.

Одной из существенных проблем управления экономикой является то обстоятельство, что талантливые люди, в силу своего благородства и порядочности, отвергают власть и богатство. Они сознают, что это - кабала, предпочитая заниматься не богопротивным, а своим общественно полезным делом. Можно наблюдать, что руководящие посты в высших органах управления экономическими процессами занимают некомпетентные люди, для которых в эксплуатации нравится сам процесс (И.В. Грозный, И.В. Сталин и другие жестокие правители) или его результат (Б.Ф. Годунов, Анна Иоанновна и некоторые другие разбогатевшие главы государств) либо и то и другое (коррумпированные губернаторы и министры, бывший Президент Украины П.А. По-рошенко, Президент США Д.Д. Трамп).

Ненасытная жадность лишает последних здравомыслия настолько, что при наличии уже имеющихся огромных материальных средств предпочтение отдаётся в преклонном возрасте не активному отдыху на природе в кругу близких, а рабочему кабинету с насыщенным регламентом и в окружении свиты порочных льстецов, на деле же жаждущих занять пост своего руководителя. Погоня за выгодой породила острую конкуренцию, а последняя вызвала всеобщий страх и чувство неуверенности большинства наших современников [12, с. 201], разумеется, которым есть что терять в материальном плане.

На вершине пирамиды власти, как ни старайся, всегда будешь пожинать плоды неприязни подданных. Никакие информационные манипуляции рейтингами, ни официальная статистика достижений, ни рост реальных доходов населения не дадут всеобщего удовлетворения, тем более - всеобщего благоденствия. Всегда будут существовать недовольные, завистники, политические оппоненты. Сомнительная положительная сторона государственной деятельности в виде личного обогащения с использованием служебного положения, как уже отмечалось, почти никогда не даёт удовлетворения в силу умственной ущербности и безнравственности завистников.

Зачем человек, тем более богатый, идёт во власть? Чтобы улучшить жизнь людей? Но это, как правило, не получается, а чаще происходит как раз наоборот. Следовательно, можно предположить, что власть нужна стремящимся к ней людям либо для повышения личного благосостояния, либо им не хватает способностей и возможностей для реализации благородных побуждений. В обоих случаях это свидетельствует о том, что человек находится не на своём месте, занимая руководящий пост и не принося ожидаемых общественно полезных результатов от своей руководящей (управленческой) деятельности.

Пагубность для человечества мировоззрения так называемых сильных мира сего заключается в стремлении превратить огромные массы людей в материализованных, бездушных и низкоинтеллектуальных потребителей, работающих ради удовлетворения своих, далеко не самых насущных, а систематически внушаемых потребностей, например, в личных автомобилях, последних моделях мобильных телефонов, компьютеров и тому подобных непреложных атрибутов «современной респектабельности».

Сложившаяся система распределения материальных благ стала возможной благодаря и тому, что значительное количество типичных представителей людей алчут разбогатеть за чужой счёт и (или) повелевать другими людьми. Современная экономика олицетворяет «финансовые пирамиды», где на данную приманку иллюзорных возможностей «ловят» миллионы обманутых, используя их порочное стремление обманывать других и пытаться «поживиться» за счёт ближнего. Используется и страх

человека перед преступностью, экономическим кризисом, войнами, стихийными бедствиями, эпидемиями. Последние позволяют, например, обогатиться за счёт многократного повышения цен на самые необходимые товары - марлевые маски, перчатки, лекарственные и дезинфицирующие средства.

С веками фатализм трудящихся масс, в принципе, не меняется: «Рабочее население, производя накопление капитала, тем самым в возрастающих размерах производит средства, которые делают его относительно избыточным населением, это перенаселение, в свою очередь, становится рычагом капиталистического накопления и даже условием существования капиталистического производства. Внезапное и скачкообразное расширение масштаба производства является предпосылкой его внезапного сокращения: последнее, в свою очередь, вызывает первое, но первое невозможно без доступной эксплуатации человеческого материала, без увеличения численности рабочих, независимо от абсолютного роста населения» [13, с. 645-647].

В науке (криминологии и социологии) такое социальное противопоставление уже классифицировано на «включённых» и «исключённых». Среди антагонизмов современного общества ключевым признаётся противостояние данных двух категорий людей [14, с. 20-21]. В перспективе - всё большей части населения угрожает маргинализация на рынке труда и общественная изоляция с утратой возможности трудоустроиться [15, с. 114-115], поскольку в ближайшем будущем потребуется только 20 % ныне существующей рабочей силы [16, с. 345-346]. Остальные люди работоспособного возраста, а это 80 %, могут попасть в сферу влияния различных экстремистов.

От насущных проблем противодействия преступности внимание общественности может умело отвлекаться на вновь выдуманные и резонансные события, деяния, «поскольку тогда все мысли людей занимают опасности, связанные с преступлениями и преступниками, не давая им задуматься, почему, несмотря на все полицейские меры..., они чувствуют такую же незащищённость, растерянность и страх, как и прежде» [17, с. 168]. Подобным образом можно отвлекать внимание общественности от насущных повседневных проблем, например прогнозами эпидемиологического неблагополучия, стихийных бедствий, инопланетных угроз и других космических опасностей.

В экономической науке существует мнение о том, что интересы создателей материальных благ, вносящих реальный вклад в прогресс общества, ушли на десятый план, и стали доминировать ростовщическо-спекулятивные интересы тех, кто даже косвенно не стимулирует производство. А современные экономические модели признаются изначально криминогенными [14, с. 132; 11, с. 35]. Вопрос о нравственности управителей капитала теряет свою актуальность по мере распространения незаконных средств обогащения, особенно в периоды общественных бедствий.

Ещё более радикальные оценки современной экономики считают её виновной в лишении значительного слоя населения возможности доступа к необходимым жизненным потребностям (труду, воспитанию детей возможности иметь собственное жильё, жить среди чистой природы), поэтому «экспроприация экспроприаторов» превращается в существенный компенсационный мотив большинства преступлений [14, с. 169-170].

Огромную опасность представляет собой государственный экстремизм, инициируемый властью завуалированно или открыто с целью мобилизации сил общества на противодействие угрожающему объекту - иностранному государству, национальности, общественному бедствию, социальной группе (общественному или религиозному объединению). С помощью средств массовой информации выбранный для критики объект характеризуется как существенная угроза безопасности личности, общества и государства, при этом не всегда конкретизируются предполагаемые средства борьбы с иллюзорным врагом. В подобных целях может использоваться и ситуация с коронавирусом, учитывая низменные побуждения толпы найти и наказать виновных.

Повод для разжигания ненависти и вражды может быть надуманным либо взятым из жизни, возможно даже являющимся незначительным, в сравнении с последующими ответными мерами. Подобные побудители неприязни к представителям неугодных социальных групп воспламеняются (разжигаются) властью в своих «подданных» в сжатые сроки, «вспыхивают» в массах населения «пожаром» негодования. Опасность заключается в том, что эти процессы могут стать неуправляемыми и привести к совершенно неожиданным, в том числе неблагоприятным, последствиям для самого государства, стремящегося переориентировать недовольство масс новыми порядками (например, ограничительными санитарно-эпидемиологическими мерами) на социальные группы, критикующие существующий порядок вещей.

В условиях общества потребления искусственно взращиваются ростки нового явления экстремизма: неприязнь к нереспектабельным («ненормальным») членам общества, не достигшим престижных уровней образования, обеспеченности, обслуживания - ещё одна идея превосходства. «Отсюда -престижное потребление. Приобретение "позиционных товаров" как показателей принадлежности к определённой статусной группе» [18, с. 487].

Процесс социального исключения распространяется всё шире, потенциально или реально затрагивая почти всех членов общества [14, с. 49]. В условиях пандемии неизбежен рост безработицы и фактов банкротства. Пропорционально данному процессу, усиливающему социальную дифференциацию, будут неизбежно нарастать угрозы общественной безопасности, всё чаще будут проявляться нецивилизованные средства восстановления «справедливости»

по правилу разбушевавшейся толпы: «не хочешь делиться - можешь потерять всё».

На стыке социологии и криминологии рождаются оценки неблагоприятных перспектив России, лишающие её граждан надежды попасть в так называемый золотой миллиард. Непомерный разрыв уровня жизни сверхбогатого меньшинства и нищего большинства населения неизбежно и закономерно стимулирует рост преступности, наркотизации, алкоголизации и самоубийств в обществе: в XXI веке «Россия занимает одно из первых мест по уровню убийств и по уровню самоубийств; первое место по душевому потреблению алкоголя. Очень высок "индекс агрессивности"» [15, с. 69].

В совокупности самых различных детерминант эксплуатации, по мнению учёных, переплетаются: а) социальная дифференциация, порождённая общественным разделением труда; б) сопутствующее этому процессу социально-экономическое неравенство; в) интересы людей, занимающих различные позиции в социальной структуре; г) межклассовые, межэтнические, межконфессиональные, межгрупповые конфликты; д) естественно-демографическое разделение людей по полу, возрасту, этнической принадлежности [18, с. 195].

В целом можно сказать, что по-прежнему, как и на протяжении большей части истории человечества, богатство одних является следствием угнетения других и причиной крайней неприязни. Ни наука, ни публицистика, ни политика не могут убедительно обосновать положительные факторы обогащения одних за счёт других. Криминологические исследования показывают, что социально-экономическое неравенство является важнейшим фактором, обусловливающим повышенный уровень убийств, самоубийств, алкоголизации населения [18, с. 190-191]. «Совершенно очевидны социальные следствия "включения/исключения". Именно "исключённые" составляют социальную базу преступности и иных форм девиантности (алкоголизм, наркотизм, терроризм, проституция и прочее)» [18, с. 193].

Условия так называемой самоизоляции, ограничивающей права человека, в том числе право на труд и право на свободное передвижение, помимо материальных трудностей создают ещё и ряд психологических проблем. Изменение образа жизни огромных масс людей постепенно превращает депрессии и психозы во всё более глобальную психотропную проблему, подобно оружию массового поражения.

Внешняя политика высокоразвитых государств направлена не на распространение общечеловеческих ценностей в остальных странах, а, предположительно, на обеспечение безопасности и благополучия своих граждан, но в действительности - на дальнейшее обогащение представителей государственно-олигархической власти в международном масштабе, и не в интересах соответствующей нации. Упомянутые представители крупного капитала за деньги продадут кого угодно и что угодно, в том числе честь, совесть, патриотизм, симпатии

к соотечественникам и даже любовь к близким [19, с. 134-144, 198-214]. Предприимчивый ум ориентирован на то, чтобы и условия всеобщего бедствия, в том числе пандемии, использовать в личных корыстных целях.

Подобная корпорация злоумышленников может для любого государства оказаться страшнее татаро-монгольского ига, поскольку не довольствуется десятиной и территориальными завоеваниями одного материка. Ей всегда не будет хватать средств существования и завоёванного жизненного пространства. Эти люди никогда не чувствуют материального удовлетворения, вечно осознавая себя нуждающимися в материальной помощи масс, населения, и они не любят делиться с ближними в широком (христианском) смысле этого слова.

Уже сейчас олигархам недостаточно достижений в процессе присвоения результатов чужого труда: бесчеловечное законотворчество также посягает на мысли людей, навязывая им нормативными предписаниями допустимые верования, традиции, кумиров. Появление в законодательстве прежде невиданных антиэкстремистских, антитеррористических, санитарно-ограничительных и других новозапретительных норм ставит так называемое инакомыслие вне закона, загоняет сознание людей в рамки выгодного эксплуататорам потребительского мировоззрения. В этом законотворчестве видно и стремление защитить своё благополучие от политических оппонентов, недовольных установленными порядками и посягающих на их глобальную монополию власти [19, с. 188-214].

Сегодняшним этапом развития капитализма социологи называют формирование «общества потребления» [20, с. 109], в котором широко используется зомбирующее влияние рекламы: «чтобы быть респектабельными, вы должны приобретать престижные иномарки, посещать зарубежные курорты... и т.д. Мы вам предоставим кредит при необходимости. ». Массовый потребительский кредит всё более становится формой социального контроля, более эффективной, чем репрессивные средства [18, с. 503]. Рекламируемая «необходимость» внушается, навязывается, вылезает из каждой подворотни.

Капиталу нужны только потребители, без постоянного увеличения численности которых он существовать не может. «В результате программирования (или зомбирования) населения возникает "ненасытный потребитель", которого можно ненавязчиво принуждать к потреблению в течение всей его жизни» [14, с. 18]. Исследования показывают, что к 2010 г. уже сформирован главный ценностный ориентир - желание денег, направляющий на одномоментное получение дивиденда и успеха, «а отсутствие построения долгосрочных планов напрямую коррелирует с настроениями потребительского стиля жизни "одного дня". Ввиду этого у молодых людей, особенно с неустойчивой социальной адаптацией, происходит разрушение понятий рамок социально дозволенного и одобряемого» [21, с. 73-74].

Подобные настроения не занятых общественно полезным трудом молодых энергичных людей являются благоприятной почвой для возникновения революционных, экстремистских и террористических формирований. Учитывая стремление подобных объединений привлечь к себе внимание общественности радикальными акциями, нельзя признать распространение пандемии результатом террористической деятельности.

За несколько месяцев, прошедших с момента обнародования опасной ситуации, связанной с угрозой коронавируса, невозможно сохранить в тайне причастность какого-либо государства к запланированному распространению данной эпидемии, поэтому версия о диверсионной деятельности также является несостоятельной.

Являясь противниками человечества и человечности, поработители внушают населению свою полезность и незаменимость через институты власти, используемые в качестве универсального средства эксплуатации. Обеспечив себе повышенную безопасность, состоятельные субъекты эксплуатации не заботятся о безопасности остальных людей, в том числе вопросами борьбы с преступностью, обеспечения технической, экологической и эпидемиологической безопасности.

Таким образом, эпидемия «СОУШ-19» не может быть спланированной акцией представителей глобально-олигархической власти, управляющей транснациональными корпорациями, международными организациями, национальными парламентами и правительствами. В указанной социальной группе всё служит интересам обогащения, а эпидемии и связанные с ними ограничительные меры препятствуют развитию экономики и получению прибыли.

Наиболее вероятной причиной распространения коронавируса следует считать халатность специалистов-вирусологов, нарушивших санитарно-эпидемиологические правила. Другое дело, что представители глобально-олигархической власти пытаются и из данной ситуации извлечь хоть какую-то выгоду и компенсировать убытки.

Библиографический список:

1. Краснопольская И. Прививка от мифов // Российская газета. 2020. 26 июня. С. 9; Невинная И. Иду на вирус // Российская газета. 2020. 30 июня. С. 2.

2. Балуева А. Смертельней, чем коронавирус // Собеседник. 2020. № 21 (1803). 10-16 июня. С. 10.

3. Петлянова Н. Мирные потери // Новая газета: Санкт-Петербург. 2020. 29 июня. С. 22.

4. Ахмирова Р. Россия - родина вирусов // Собеседник. 2020. № 22 (1804). 17-23 июня. С. 16.

5. Синьков А. Хирург спас жизнь малышу на удалёнке // Комсомольская правда: Петербург. 2020. 26-27 июня. С. 9.

6. Тутина Ю. Травы против коронавируса // Аргументы и факты: Санкт-Петербург. 2020. № 26 (2067). 24-30 июня. С. 14.

7. Берк М. Америку накрыла вторая волна коронави-руса // Комсомольская правда: Петербург. 2020. 30 июня. С. 9.

8. Вербова Я. У нас даже миллионеры на карантине экономные // Жёлтая газета. № 21. Июнь 2020. С. 7.

9. Степанов А. Вкалывают на службе // Наша версия. 2020. № 22 (746). 15-21 июня. С. 8.

10. Из карантина в Геленджик. Программа «ОТРажение» // Телеканал «Общественное телевидение России». 2020. 30 июня. 14.05-14.30.

11. Шестаков Д.А. Преступность политики. Размышления криминолога. СПб: Алеф-Пресс. 2013. 224 с.

12. Бауман З. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М: Логос. 2005. 390 с.

13. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. В 2 т. М: Политиздат. 1967. Т. 1. 908 с.

14. Девиантность в обществе потребления: Коллективная монография / Под ред. Я.И. Гилинского, Т.В. Ши-пуновой. СПб: Алеф-пресс. 2012. 464 с.

15. Гилинский Я.И. Социальное насилие: Монография. СПб: Алеф-Пресс. 2013. 185 с.

16. Жижек С. Размышления в красном цвете. М: Европа. 2011. 476 с.

17. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества / Пер. с англ. М: Весь Мир. 2004. 188 с.

18. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самойбийств и других «отклонений». Монография. СПб: Алеф-Прессс. 2013. 634 с.

19. Касторская Е.В., Касторский Г.Л. Экстремизм в религии и праве: криминологический анализ. Монография. СПб: МИЭП при МПА ЕврАзЭС. Алеф-Пресс. 2015. 252 с.

20. Ильин В.И. Потребление как дискурс. СПб: Интерсо-цис. 2008. 446 с.

21. Грошева Л.И. Нивелирование диспропорций в системе «субъект-среда» как фактор преодоления роста деструктивной социальной активности // Общество и человек. 2012. № 1 (3). С. 71-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.