Научная статья на тему 'КОРЕЙСКО-АМЕРИКАНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПО ВОПРОСУ ПЕРЕДАЧИ ОПЕРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ НАД ВООРУЖЁННЫМИ СИЛАМИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ'

КОРЕЙСКО-АМЕРИКАНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПО ВОПРОСУ ПЕРЕДАЧИ ОПЕРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ НАД ВООРУЖЁННЫМИ СИЛАМИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
122
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ / МУН ЧЖЭ ИН

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Белов Сергей Вячеславович, Хайрутдинов Рамиль Равилович

Соглашение между Республикой Корея и США, заключённое в 1950 году и действующее с некоторыми изменениями до сих пор, стало проблемой для современного корейского государства. Обладая мощнейшими вооружёнными силами, Республика Корея не обладает полным контролем над ними, из-за чего Республика Корея встаёт в один ряд с такими государствами как Ирак и Афганистан при президентстве Гани. Чтобы разобраться в сути проблемы, необходимо изучить причины заключения данного соглашения и то, какие трудности - это соглашение доставляет для Республики Корея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KOREAN-AMERICAN COOPERATION ON THE QUESTION OF TRANSFER OF OPERATIONAL CONTROL OVER THE ARMED FORCES OF THE REPUBLIC OF KOREA IN WARTIME

The agreement between the Republic of Korea and the United States, concluded in 1950 and still in effect with some changes, has become a problem for the modern Korean state. Possessing the most powerful armed forces, the Republic of Korea does not have complete control over them, which is why the Republic of Korea is on a par with such states as Iraq and Afghanistan under the Ghani presidency. To understand the essence of the problem, it is necessary to study the reasons for the conclusion of this agreement and what difficulties this agreement presents for the Republic of Korea.

Текст научной работы на тему «КОРЕЙСКО-АМЕРИКАНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПО ВОПРОСУ ПЕРЕДАЧИ ОПЕРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ НАД ВООРУЖЁННЫМИ СИЛАМИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ»

6. Мен Д.В. Корея и корейская диаспора Казахстана: политический аспект. Алматы: Комплекс. Алматы: Гылым, 338 с. - Текст: непосредственный.

7. Официальный сайт Фонда содействия зарубежным корейцам. - URL: http://www.okf.or.kr (дата обращения: 10.07.2014). - Текст: электронный.

8. Yun Young Cho. Public Diplomacy and South Korea's Strategies. - The Korean Journal of International Studies, Vol. 10, No. 2 (December 2012), 275-296. - Текст: непосредственный.

9. Nye Joseph S. Jr. Soft Power: The Means To Success In World Politics. PublicAffairs, 2004. 208 pp. -Текст: непосредственный.

10. Ф - URL: http:// isplus.live.joins.com/news/article/article.asp?total_id=23812366&ctg=1200&tm=i_lf_3011&tag=. ir^s

(Дата обращения: 29.06. 2020). - Текст: электронный.

References

1. Vorontsov A. Rol' rossiyskikh koreytsev v protsesse sblizheniya Severa i Yuga Korei i nekotoryye aktual'nyye problemy rossiyskikh koreytsev. Doklad na mezhdunarodnoy nauchnoy «Koreytsy v Rossii KHKHI veka: radikal'naya transformatsiya i puti dal'neyshego razvitiya», Moskva, 12 oktyabrya 2007 g. -Tekst: neposredstvennyj.

2. Ivanova O. Narodnaya diplomatiya. Avtoprobeg «Rossiya - Koreya 2014» - shag k ob"yedineniyu KNDR i RK. Sayt zhurnala «Mezhdunarodnaya zhizn'». - URL: http://interaffairs.ru/read.php?item=11473 (data obrashcheniya: 10.07.2014). - Tekst: elektronnyj.

3. Kim G.N. Ob"yedineniye Korei neizbezhno. Kniga 1. Seul: UKGO, 212 s. - Tekst: neposredstvennyj.

4. On zhe. Ob"yedineniye Korei neizbezhno. Kniga 2. Seul: UKGO, 247 s. - Tekst: neposredstvennyj.

5. Kim G.N. Ob"yedineniye Korei neizbezhno / Kim G.N., Khvan Yeng Sam - Kniga 3. Almaty: Kazak, universiteti, 246 s. - Tekst: neposredstvennyj.

6. Men D.V. Koreya i koreyskaya diaspora Kazakhstana: politicheskiy aspekt. Almaty: Kompleks. Almaty: Gylym, 338 s. - Tekst: neposredstvennyj.

7. Ofitsial'nyy sayt Fonda sodeystviya zarubezhnym koreytsam. - URL: http://www.okf.or.kr (data obrashcheniya: 10.07.2014). - Tekst: elektronnyj.

8. Yun Young Cho. Public Diplomacy and South Korea's Strategies. - The Korean Journal of International Studies, Vol. 10, No. 2 (December 2012), 275-296. - Tekst: neposredstvennyj.

9. Nye Joseph S. Jr. Soft Power: The Means To Success In World Politics. PublicAffairs, 2004. 208 pp. -Tekst: neposredstvennyj.

10. ЪЦ^Щ ^]"30^ Ф - URL: http:// isplus.live.joins.com/news/article/article.asp?total_id=23812366&ctg=1200&tm=i_lf_3011&

(Data obrashcheniya: 29.06. 2020). - Tekst: elektronnyj.

Дата поступления /Received 20.12.2021 Дата принятия в печать /Accepted 24.01.2022

© Ким Г.Н., 2021, © Kim G.N., 2021.

G.N. Kim. PUBLIC DIPLOMACY IN RELATIONS WITH NORTH KOREA: UTOPIA OR AN UNREALIZED OPPORTUNITY?

УДК 623.4

С.В. БЕЛОВ Р.Р. ХАЙРУТДИНОВ

Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань, Россия

КОРЕЙСКО-АМЕРИКАНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПО ВОПРОСУ ПЕРЕДАЧИ ОПЕРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ НАД ВООРУЖЁННЫМИ СИЛАМИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

Белов Сергей Вячеславович, магистрант, Кафедра алтаистики и китаеведения, Казанский (Приволжский) федеральный университет Хайрутдинов Рамиль Равилович, канд. ист. наук., доцент, Диркетор Института международных отношений E-mail: sgtbelov@gmail.com E-mail: ramilh64@mail.ru

Аннотация. Соглашение между Республикой Корея и США, заключённое в 1950 году и действующее с некоторыми изменениями до сих пор, стало проблемой для современного корейского государства. Обладая мощнейшими вооружёнными силами, Республика Корея не обладает полным контролем над ними, из-за чего Республика Корея встаёт в один ряд с такими государствами как Ирак и Афганистан при президентстве Гани. Чтобы разобраться в сути проблемы, необходимо изучить причины заключения данного соглашения и то, какие трудности - это соглашение доставляет для Республики Корея.

Ключевые слова и фразы: Вооружённые силы Республики Корея, OPCON, Мун Чжэ Ин.

Благодарности: Данная работа осуществлялась при поддержке Базовой университетской программы иссле-до-ваний Кореи через Министерство образования Республики Корея и Службы содействия развитию корееве-дения Академии корееведения (AKS-2019-OLU-2250001).

Для цитирования: Белов С.В., Хайрутдинов Р.Р. Корейско-американское сотрудничество по вопросу передачи операционного контроля над вооружёнными силами республики Корея в военное время // Корееведение в России: направление и развитие. 2022. Т. 3. № 1. С. 112-116.

S.V. BELOV R.R. KHAIRUTDINOV

Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia

KOREAN-AMERICAN COOPERATION ON THE QUESTION OF TRANSFER OF OPERATIONAL CONTROL OVER THE ARMED FORCES OF THE REPUBLIC OF KOREA IN WARTIME

Sergey V. Belov, Master's student, Department of Altaic and Sinology, Kazan (Volga Region) Federal University Ramil R. Khairutdinov, Cand. Sc. (History), associate professor, Head of the Institute of International Relations E-mail: sgtbelov@gmail.com E-mail: ramil64@mail.ru

Abstract. The agreement between the Republic of Korea and the United States, concluded in 1950 and still in effect with some changes, has become a problem for the modern Korean state. Possessing the most powerful armed forces, the

С.В. Белов, Р.Р. Хайрутдинов. КОРЕЙСКО-АМЕРИКАНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПО ВОПРОСУ ПЕРЕДАЧИ ОПЕРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ НАД ВООРУЖЁННЫМИ СИЛАМИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

Republic of Korea does not have complete control over them, which is why the Republic of Korea is on a par with such states as Iraq and Afghanistan under the Ghani presidency. To understand the essence of the problem, it is necessary to study the reasons for the conclusion of this agreement and what difficulties this agreement presents for the Republic of Korea.

Keywords and phrases: Armed Forces of the Republic of Korea, OPCON, Moon Jae In.

Acknowledgment: This work was supported by the Core University Program for Korean Studies through the Ministry of Education of the Republic of the Korea and Korean Studies Promotion Service of the Academy of Korean Studies (AKS-2019-OLU-2250001).

■■■■■ ■■■■■■ ■■■in iiiiii iiiiii ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■in iiiiii iiiiii ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■iniiiiii iiiiii ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■iniiiiii iiiii iiiiii ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■

For citation: Belov S.V, Khairutdinov R.R. Korean-american cooperation on the question of transfer of operational control over the armed forces of the republic of Korea in wartime. // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2022. Vol. 3, № 1. P. 112-116.

Введение

Проблема передачи операционного командования над вооружёнными силами Республики Корея является проблемой не только для самой Южной Кореи, но и для государств потенциальных партнёров. Не обладая полным суверенитетом над своими вооружёнными силами, Корея зависит от решений Соединённых Штатов Америки, что делает Корею, в некотором смысле ненадежным партнёром. Данную проблему начали обсуждать ещё при президенте Ро Дэ У, а народный интерес проснулся уже в начале 2000-х годов. Решение вопроса с вооружёнными силами Республики Корея важно для всех государств региона, так как это один из обязательных пунктов, чтобы начать процесс объединения корейского полуострова. Цель статьи рассмотреть процесс трансфера операционного контроля над вооружёнными силами Республики Корея. В данном исследовании были использованы: принцип историзма, диалектический метод, социально-экономический подход, цивилизационный подход.

Результаты исследования

15 июля 1950 года, президент Южной Кореи Ли Сын Ман, передал оперативный контроль над молодой южнокорейской армии генералу Дугласу Макартуру [5]. Передача оперативного контроля означает, что вооружёнными силами Республики Корея (ВС РК) будет управлять американский генерал, который командует в том числе и вооружёнными силами США, развёрнутыми на территории Кореи. До войны, вооружённые силы Южной Кореи, состояли из полицейских частей, другими словами, Корея не обладала боеспособной армией. Поэтому данное решение президента Южной Кореи, на тот момент, было оправдано,

поскольку единое командование вооружёнными силами союзников на полуострове, облегчало оперативное взаимодействие между войсками, что в свою очередь увеличивало боеспособность единого фронта [9].

До 1994 года, ВС РК находились под полным контролем со стороны США, однако в 1994 году, в связи с изменением мировой геополитической обстановкой, президент Ким Ён Сам добился частичной передачи контроля над ВС РК под командование южнокорейский генералов, но только в мирное время. В случае начала боевых действий оперативный контроль снова должен был передаваться под командование генерала армии США в РК [7].

В периоды президентства Ли Мён Бака и Пак Кын Хе предпринимались попытки по передачи полного контроля над ВС РК, однако данный процесс откладывался на неопределённый срок, в связи с провокациями со стороны северокорейского соседа.

После прихода к власти Мун Чжэ Ина, политика РК сменилась в строну усиления суверенитета и уменьшения влияния США. Получение полного контроля на ВС РК сыграет большую роль не только для американо-корейских отношений, а также для межкорейского диалога, приблизив возможное объединение Кореи.

По данным аналитического агентства «GlobalFirepower» армия РК, на 2020 год находится на 6-м месте по мощи в мире [1]. При этом РК не сможет контролировать по прямому назначению свою войска в случае войны, ставя фактически РК в один ряд с Ираком и Афганистаном, которые являются фактически сателлитами США. В связи с этим, у РК ограничены возможности по ведению внешней политики с использо-

ванием ВС РК, тут имеется ввиду не только боевые действия, в период мира, важным моментом является имидж государства. В глазах северного соседа, РК кажется марионеткой США и это является одним из препятствий на пути объединения. Мун Чжэ Ин стремится объединить Корею мирным путём, поэтому ему важно показать, что РК суверенное государство, тем самым увеличив доверии Севера по отношению к Югу.

Ускорением во вопросе о передаче оперативного контроля, послужила агрессивная риторика президента США Дональда Трампа в отношении КНДР, возникла угроза начала боевых действий на Корейском полуострове, в случае начала, которых, так или иначе РК была бы втянута в войну. Что в свою очередь могло похоронить любые надежды на мирное объединение полуострова.

Кром того, РК стремиться стать лидером по решению вопросов на полуострове, а также ключевым игроком в вопросе безопасности региона в целом.

Летом 2018 года Мун Чжэ Ин инициировал начала проведение реформы обороны «Defense Reform 2.0», в рамках которой будет произведена модернизация ВС РК и будут достигнуты критерии необходимые для получения полного оперативного контроля над ВС РК в военное время [10]. В рамках реформы предполагается увеличение расходов на оборону 7,5% в год, при этом планируется сократить численность вооружённых сил до 500 тыс. солдат. Основную ставку правительство Кореи собирается сделать на высокотехнологичное вооружение, а также на собственную систему противоракетной обороны, чтобы не размещать американский комплекс THAAD, размещение которого вызвало негативную реакцию среди южнокорейской общественности [4].

Проведение реформы и полная передача контроля над ВС РК, предоставит больше свободы для правительства РК, а также улучшить имидж государства на международной арене. США будут вынуждены считаться с мнением РК, вероятно далее последует пересмотр двустороннего альянса РК и США, который был заключен в 1953 году [6]. Кроме того, РК может потребовать полного вывода войска с территории Южной Кореи, что также окажет положительное влияние на имидж РК. Республика Корея способная самостоятель-

но поддерживать свою обороноспособность без внешних акторов. При достижении независимости, РК и КНДР смогут предпринять попытку объединения вопреки ключевым игрокам в регионе. Во всяком случае, никто не решиться военным путём предотвратить данное событие.

Существую также и противники передачи операционного контроля над ВС РК. Они утверждают, что в случае успешной реформы, будут нарушены цепочки командования и взаимодействия армией США и РК, что в свою очередь может нанести критический удар в систему обороны объединённых сил на полуострове, тем самым усилив угрозу с Севера. Но в даже в случае нарушения взаимодействия между армиями США и РК, армия Республики Корея сможет успешно противостоять какой-либо агрессии [2].

Некоторые западные эксперты утверждают, что одной из целью создания подобной системы командование над ВС РК служило исключение военной агрессии со стороны РК, без согласия Вашингтона. Возможно мысли об объединении Кореи военным путём и существовали в умах южнокорейских генералов, но скорее всего это осталось в прошлом [8].

Заключение

Вопрос о передачи операционного командования вооружёнными силами Республики Корея является важным для самих корейцев, однако Соединённым Штатам Америки это невыгодно. В свете нарастающей напряжённости между США и КНР, США стремится укрепить стратегическое преимущество в регионе, таким образом сохранение соглашения о контроле на ВС РК, будет гарантировать поддержку одной из крупнейших армий в регионе. Если в течение последний 20 лет, решение по данному вопросу откладывалось из-за отсутствия политической воли у президентов Кореи, за исключением Мун Чжэ Ина, то сейчас основной причиной замедления переговоров - это США.

Безусловно успешное проведение реформы подорвёт влияние США в регионе и в условиях нарастающего влияния КНР - это может подорвать баланс сил, но тем не менее Республика Корея должна добиться получения полного контроля над собственными вооружёнными силами.

С.В. Белов, Р.Р. Хайрутдинов. КОРЕЙСКО-АМЕРИКАНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПО ВОПРОСУ ПЕРЕДАЧИ ОПЕРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ НАД ВООРУЖЁННЫМИ СИЛАМИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

Список литературы

1. «2021 South Korea Military Strength», - текст электронный // Global Firepower.com, - [Электронный ресурс], - URL: https://www.globalfirepower.com/country-military-strength-detail.php?country_id=south-korea (дата обращения 15.10.21). - Текст: электронный.

2. Sukjoon Yoon «6 Myths About OPCON Transfer and the US-South Korea Alliance», - текст электронный // The Diplomat.com, - [Электронный ресурс], - URL: https://thediplomat.com/2019/09/6-myths-about-opcon-transfer-and-the-us-south-korea-alliance/ (дата обращения 20.10.21). - Текст: электронный.

3. Sukjoon Yoon «How Should South Korea's Next President Approach OPCON Transfer?», - текст электронный // The Diplomat.com, - [Электронный ресурс], - URL: https://thediplomat.com/2021/09/how-should-south-koreas-next-president-approach-opcon-transfer/ (дата обращения 20.10.21). - Текст: электронный.

4. Sukjoon Yoon «How Will 'Defense Reform 2.0' Change South Korea's Defense?», - текст электронный // The Diplomat.com, - [Электронный ресурс], - URL: https://thediplomat.com/2018/08/how-will-defense-reform-2-0-change-south-koreas-defense/ (дата обращения 20.10.21). - Текст: электронный.

5. Note dated 50/07/25 from the representative of the United States of America to the Secretary-General transmitting the text of an exchange of letters between President Syngman Rhee of the Republic of Korea and General Douglas MacArthur // Электронная библиотека ООН. New York : UN, 25 July 1950 ?, - [Электронный ресурс], - URL: https://digitallibrary.un.org/record/474960#record-files-collapse-header (дата обращения 20.10.2021). - Текст: электронный.

6. «Mutual Defense Treaty Between the United States and the Republic of Korea; October 1, 1953» //Lillian Goldman Law Library, - [Электронный ресурс], - URL: https://avalon.law.yale.edu/20th_century/kor001.asp (дата обращения 20.10.2021). - Текст: электронный.

7. Johannes Nordin «Taking Back Control: South Korea and the Politics of OPCON Transfer», - текст электронный // The Institute for Security and Development Policy, - [Электронный ресурс], - URL: https://www.isdp.eu/ publication/taking-back-control-south-korea-and-the-politics-of-opcon-transfer/ (дата обращения 20.10.21). - Текст: электронный.

8. David E. Sanger «U.S. Designs a Korea Response Proportional to the Provocation», - текст электронный // The New York Times, - [Электронный ресурс], - URL: https://www.nytimes.com/2013/04/08/world/asia/us-and-south-korea-devise-plan-to-counter-north.html (дата обращения 20.10.21). - Текст: электронный.

9. Kathryn Botto «Why Doesn't South Korea Have Full Control Over Its Military?», - текст электронный // Carnegie Endowment for International Peace, - [Электронный ресурс], - URL: https://carnegieendowment.org/2019/08/21/ why-doesn-t-south-korea-have-full-control-over-its-military-pub-79702; (дата обращения 25.10.21). - Текст: электронный.

10. - текст электронный // - [Электронный ресурс], - URL: https://www.mnd. go.kr/user/newsInUserRecord.action?siteId=mnd&page=5&newsId=I_669&newsSeq=I_11131&command=view&id =mnd_020500000000&findStartDate=&findEndDate=&findType=title&findWord=&findOrganSeq= (дата обращения 25.10.21). - Текст: электронный.

References

1. «2021 South Korea Military Strength», - текст электронный // Global Firepower.com, - [Электронный ресурс], - URL: https://www.globalfirepower.com/country-military-strength-detail.php?country_id=south-korea (дата обращения 15.10.21). - Tekst: elektronnyj.

2. Sukjoon Yoon «6 Myths About OPCON Transfer and the US-South Korea Alliance», - текст электронный // The Diplomat.com, - [Электронный ресурс], - URL: https://thediplomat.com/2019/09/6-myths-about-opcon-transfer-and-the-us-south-korea-alliance/ (дата обращения 20.10.21). - Tekst: elektronnyj.

3. Sukjoon Yoon «How Should South Korea's Next President Approach OPCON Transfer?», - текст электронный // The Diplomat.com, - [Электронный ресурс], - URL: https://thediplomat.com/2021/09/how-should-south-koreas-next-president-approach-opcon-transfer/ (дата обращения 20.10.21). - Tekst: elektronnyj.

4. Sukjoon Yoon «How Will 'Defense Reform 2.0' Change South Korea's Defense?», - текст электронный // The Diplomat.com, - [Электронный ресурс], - URL: https://thediplomat.com/2018/08/how-will-defense-reform-2-0-change-south-koreas-defense/ (дата обращения 20.10.21). - Tekst: elektronnyj.

5. Note dated 50/07/25 from the representative of the United States of America to the Secretary-General transmitting the text of an exchange of letters between President Syngman Rhee of the Republic of Korea and General Douglas MacArthur // Электронная библиотека ООН. New York : UN, 25 July 1950 ?, - [Электронный ресурс], - URL: https://digitallibrary.un.org/record/474960#record-files-collapse-header (дата обращения 20.10.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.