УДК 347.799.1
П.Ю. ХУРАМОВА
Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Россия
РОССИЯ И РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ В АРКТИКЕ: К ВОПРОСУ ВЗАИМНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ
Хурамова Полина Юрьевна, студентка 4 курса, факультет Евразии и Востока, Челябинский государственный университет E-mail: [email protected]
Аннотация. Данная статья посвящена анализу сотрудничества Российской Федерации и Республики Корея в Арктике, и в особенности по отношению к Северному морскому пути. С каждым годом важность Арктического региона возрастает, поэтому помимо стран, расположенных в данном регионе, свою собственную арктическую политику разрабатывают и неарктические государства, такие как Республика Корея. В статье приводятся предпосылки начала активизации и реализации внешней политики Южной Кореи по отношению к Арктическому региону и использованию Северного морского пути на постоянной основе. Для успешного осуществления своих планов Южной Корее необходимо постоянное сотрудничество с Россией, которой также оно выгодно в силу научно-технологического прогресса страны-партнера, потенциального взаимодействия в развитии Северного морского пути и возможному притоку инвестиций. Далее статье указывается, в каких областях ведется совместная деятельность в Арктике, а в выводе автор подчеркивает значимость двустороннего сотрудничества для обеих стран и высокий потенциал для их дальнейшего развития.
Ключевые слова и фразы: Республика Корея, Россия, Арктика, Северный морской путь, Арктический Совет, сотрудничество.
ннмннмннмннмннмннмннмннмннмннмнш
Для цитирования: Хурамова П.Ю. Россия и Республика Корея в Арктике: к вопросу взаимного использования Северного морского пути // Корееведение в России: направление и развитие. 2022. Т. 3. № 2. С. 99-103.
MMIMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMIMMNM
P.Y. KHURAMOVA
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia
RUSSIA AND THE REPUBLIC OF KOREA IN THE ARCTIC: ON THE ISSUE OF THE CONJUNCTIVE USE OF THE NORTHERN SEA ROUTE
Polina Y. Khuramova, 4th year student, Faculty of Eurasia and East, Chelyabinsk State University Email: [email protected]
Abstract. The following article is devoted to the analysis of cooperation between the Russian Federation and the Republic of Korea in the Arctic, and especially their cooperation on the North Sea Route. The importance of the Arctic region is growing every year, therefore, in addition to the countries located in the region, non-Arctic states, such as the Republic of Korea, are developing their own Arctic policies, as well. The article sets out the prerequisites for South Korea's activation and realization of its foreign policy towards the Arctic region and the use of the North Sea Route on a permanent basis. For the successful implementation of its plans, South Korea needs constant cooperation with Russia, which also benefits due to the scientific and technological progress of the partner country, potential interaction in the development of the Northern Sea Route and the possible inflow of investments. Then the article indicates where joint activities are taking place in the Arctic. In the conclusion, it is emphasized the importance of bilateral cooperation for both states the high potential for their further development.
Key words and phrases: Republic of Korea, Russia, Arctic, Northern Sea Route, Arctic Council, cooperation.
IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIN
For citation: Khuramova P.Y. Russia and the Republic of Korea in the Arctic: on the issue of the conjunctive use of the Northern Sea Route // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2022. Vol. 3, № 2. P. 99-103.
Арктический регион начал приковывать к себе внимание на международном уровне относительно недавно. Несмотря на то, что проблема таяния ледников имеет планетарный масштаб, она обладает рядом положительных моментов. Одно из преимуществ для государств, реализующих свою арктическую политику - большая доступность арктического региона, в особенности Северного морского пути (далее - СМП), для длительного судоходства в течение года, для добычи ресурсов и осуществления научных изысканий. Данные обстоятельства побуждают неарктические страны активно развивать сотрудничество с государствами, проводящими успешную арктическую политику. «Корея и другие азиатские страны рассматривают СМП, так как это самый короткий путь, который соединяет Азию и Европу, и он обладает большим коммерческим потенциалом», - Пак Хын Кён, посол по вопросам международного сотрудничества в Арктике Министерства иностранных дел Республики Корея [1]. В данном анализе речь пойдет о развитии дипломатических отношений Республики Корея и Российской Федерации, в центре которых вопрос взаимного использования СМП.
Республика Корея как государство, известное мощной экономикой и высокими технологиями, стремится закрепить свой экономический статус и стать одним из ведущих азиатских государств в региональном и международном измерении, что побуждает её к созданию и реализации собственной арктической внешней политики, на что указывает несколько предпосылок.
В первую очередь, Южная Корея осуществляет большое количество морских перевозок с целью торговли. Следовательно, возможность использования и развития СМП как наиболее оптимального транспортного узла для грузоперевозок между Европой и азиатскими странами позволит Корее увеличить товарооборот страны и избежать временных потерь (к примеру, в сравнении с перевозками по Суэцкому каналу, которые в последнее время сопряжены с перебоями в работе центрального управления канала и, как следствие, приводящие к простою грузов) [2], из-
лишних финансовых затрат (страхование судов) [3, с. 102] и вопросов небезопасного судоходства (присутствие пиратов в Малаккском и Сингапурском проливах на пути следования грузов Южному морскому пути) [4, с. 75-76].
Во-вторых, с развитием СМП южнокорейские порты (Пусан, Ульсан, Кваньян) в будущем могут стать основной артерией для морских перевозок по аналогии с Сингапуром на Южном морском пути [5, с. 110].
В-третьих, Республике Корея жизненно необходимы энергоресурсы, добыча и импорт которых из Арктики станет ближе и удобнее с точки зрения логистики. К примеру, Корея занимает третье место в мире по импорту сырой нефти [6] и второе по импорту сжиженного природного газа [7], что входит в зону взаимных экономических интересов России и Кореи.
В-четвертых, Южная Корея принимает активное участие в международных дискуссиях и обсуждениях по вопросу экологичного использования ресурсов Арктического региона и поддержания стабильности в нем с целью формирования имиджа надежного и ответственного партнера в международных отношениях [8, с. 112].
Для реализации национальных интересов в Арктике Южная Корея с 1990х занимается научными исследованиями. В 2009 году был построен собственный научно-исследовательский ледокол «Араон», а в 2012 г. Корея присоединилась к Договору о Шпицбергене от 9 февраля 1920 г., что позволило международному сообществу принять её в качестве государства-наблюдателя в Арктический совет [9, с. 73].
С вступлением в Арктический совет и разработкой генерального плана политики Кореи в Арктике в 2013 году, двустороннее сотрудничество между Российской Федерацией и Республикой Корея стало необходимостью для успешной политики обеих стран в Арктическом регионе. Оно стало возможным по следующим направлениям. Во-первых, Россия заинтересована в корейском опыте создания судоходной промышленности и инфраструктуры на СМП. Южная Корея является первой страной в мире по судопроизвод-
П.Ю. Хурамова. РОССИЯ И РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ В АРКТИКЕ: К ВОПРОСУ ВЗАИМНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ
ству, она производит ледоколы и танкеры ледового класса [10]. К слову, Россия произвела заказ 15 танкеров-ледоколов для транспортировки сжиженного природного газа, а также крупного нефтеналивного танкера, который будет работать на сжиженном природном газе [11]. Во-вторых, Россия и Республика Корея проводят совместные научные исследования в Арктическом регионе. Так, в начале 2020 года была образована неформальная рабочая группа «Арктический клуб в Корее», в которой Россия планирует принимать активное участие с целью расширения совместной деятельности в Арктике, в особенности по вопросам изменения климата [12]. В-третьих, в Россию возможен значительный поток азиатских инвестиций в силу того, что Южная Корея планирует увеличь инвестиции при расширении экономического сотрудничества [13]
Можно с уверенностью сказать, что российско-корейские дипломатические отношения по вопросу взаимного использования СМП набирают динамику. Так, южнокорейский президент Мун Чже Ин на Восточном экономическом форуме во Владивостоке в 2017 году расширил концепцию «Новой Северной Политики» благодаря инициативе «Девяти мостов», которая включает в себя девять направлений сотрудничества России и Южной Кореи [14, с. 77-78].
В 2021 году намечено обсуждение реализации данной инициативы. Полномочный посол Южной Кореи в РФ Ли Сок Пэ заявил в интервью «Интерфаксу» о заинтересованности в совместном коммерческом использовании с Россией СМП и выразил согласие в оказании помощи
Российской Федерации в создании соответствующей инфраструктуры и проведении необходимых исследований в Арктическом регионе [15]. По более ёмкому заявлению президента Южной Кореи Мун Чже Ина, соответствующее освоение СМП Россией и Республикой Корея может стать ещё одним Шёлковым путём [11].
В заключение можно утверждать, что Республика Корея является важным партнером для России в вопросах успешного освоения и развития Арктики и СМП в частности. Взаимное партнерство стран позволит Российской Федерации укрепить свою судоходную отрасль и расширить транспортную инфраструктуру на Северном морском пути, обогатить научно-технический потенциал в совместных российско-корейских исследованиях Арктического региона, увеличить приток азиатских инвестиций в реализацию российской арктической политики. Для Южной Кореи двустороннее сотрудничество с Россией будет выгодным с точки зрения выхода к удобному морскому пути, доступа в Арктический регион с его богатыми ресурсами, а также к возможному снижению напряженности на Корейском полуострове и даже к совместным проектам с КНДР (речь идет о реализации проекта строительства газопровода из России через Северную Кореи в Южную Корею, который был отложен на неопределенный срок) [14, с. 78]. Таким образом, двустороннее сотрудничество России и Южной Кореи по Арктическому направлению имеет огромный потенциал и будет активно развиваться в долгосрочной перспективе.
Список литературы
1. Северный морской путь - ключ к развитию Российской Арктики // Международный Арктический форум. - Текст: электронный. - URL: https://forumarctica.ru/news/severnyj-morskoj-put-kIjuch-k-razvitiju-rossijskoj-arktiki/ (дата обращения: 06.12.2021).
2. Северный морской путь: оценка и перспективы // Вести.Кч. - Текст: электронный. - URL: https://www. vesti.ru/article/2544636 (дата обращения: 06.12.2021).
3. Евдокимов Ю.А. Северный морской путь: проблемы, возможности, перспективы возрождения / Евдокимов Ю.А., Бацких Ю.М., Истомин А.В. // Экономическая наука современной России. - М.: Региональная общественная организация содействия развитию институтов Отделения экономики РАН, 2000. - № 2. - С. 101-112. -Текст: непосредственный.
4. Парамонов О.Г. Морское пиратство в Юго-Восточной Азии: региональный аспект // Международная аналитика. - 2019. - №1-2. - С. 74-81. - Текст: непосредственный.
5. Ким С. Взаимодействие Республики Корея и Российской Федерации по взаимному использованию Северного морского пути: итоги и перспективы // Международные отношения. - 2018. - № 3. - С. 108-116. -Текст: непосредственный.
6. Баланс торговли сырой нефтью // Статистический Ежегодник мировой энергетики 2021. - Текст: электронный. - URL: https://yearbook.enerdata.ru/crude-oil/crude-oil-balance-trade-data.html (дата обращения: 14.11.2021).
7. Китай стал крупнейшим импортером природного газа в мире // РИА Новости. - Текст: электронный. -URL: https://ria.ru/20190320/1551947797.html (дата обращения: 14.11.2021).
8. Хонг С. Внешняя политика Республики Корея в Арктическом регионе // Мировая политика. - М.: Общество с ограниченной ответственностью «НБ-Медиа», 2017. - № 1. - С. 107-126. - Текст: непосредственный.
9. Ким М. Республика Корея в Арктическом регионе: от теоретического оформления политики к её практической реализации / Ким М., Марченков М.Л. // Арктика и Север. - 2019. - № 37. - С. 69-81. - Текст: непосредственный.
10. Названа страна — лидер мирового рынка судостроения // REGNUM. - Текст: электронный. - URL: https://regnum.ru/news/economy/3210580.html (дата обращения: 14.11.2021).
11. Новый шёлковый путь: Республика Корея и Россия осваивают короткий морской путь // Ямал Арктика Нефтегаз. - Текст: электронный. - URL: https://yamaloilandgas.com/novyj-shyolkovyj-put-respublika-koreya-i-rossiya-osvaivayut-korotkij-morskoj-put/ (дата обращения: 21.11.2021).
12. МИД Кореи открыл "Арктический клуб" с участием России // Российская газета. - Текст: электронный. - URL: https://rg.ru/2020/01/23/mid-korei-otkryl-arkticheskij-klub-s-uchastiem-rossii.html (дата обращения: 21.11.2021).
13. Промышленная революция: Южная Корея усилит Россию // Газета^^ - Текст: электронный. - URL: https://www.gazeta.ru/business/2018/06/19/11807491.shtml (дата обращения: 22.11.2021).
14. Кривошеев М. Д. Концепция «Девяти мостов» и перспективы развития российско-южнокорейских экономических отношений // Инновации и инвестиции. 2020. №5. 77-80. - Текст: электронный. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7kontseptsiya-devyati-mostov-i-perspektivy-razvitiya-rossiysko-yuzhnokoreyskih-ekonomicheskih-otnosheniy/viewer (дата обращения: 22.11.2021).
15. Сеул изучает возможности коммерческого использования Севморпути // Нефть и Капитал. - Текст: электронный. - URL: https://oilcapital.ru/news/markets/11-05-2021/seul-izuchaet-vozmozhnosti-kommercheskogo-ispolzovaniya-sevmorputi (дата обращения: 22.11.2021).
References
1. Severnyy morskoy put' — klyuch k razvitiyu Rossiyskoy Arktiki // Mezhdunarodnyy Arkticheskiy forum. -Tekst: elektronnyj. - URL: https://forumarctica.ru/news/severnyj-morskoj-put-kljuch-k-razvitiju-rossijskoj-arktiki/ (data obrashcheniya: 06.12.2021).
2. Severnyy morskoy put': otsenka i perspektivy // Vesti.Ru. - Tekst: elektronnyj. - URL: https://www.vesti.ru/ article/2544636 (data obrashcheniya: 06.12.2021).
3. Yevdokimov Y.A. Severnyy morskoy put': problemy, vozmozhnosti, perspektivy vozrozhdeniya / Yevdokimov Y.A., Batskikh Y.M., Istomin A.V. // Ekonomicheskaya nauka sovremennoy Rossii. - M.: Regional'naya obshchestvennaya organizatsiya sodeystviya razvitiyu institutov Otdeleniya ekonomiki RAN, 2000. - № 2. - C. 101112. - Tekst: neposredstvennyj.
4. Paramonov O.G. Morskoye piratctvo v Yugo-Vostochnoy Azii: regional'nyy aspekt // Mezhdunarodnaya analitika. - 2019. - №1-2. - S. 74-81. - Tekst: neposredstvennyj.
5. Kim S. Vzaimodeystviye Respubliki Koreya i Rossiyskoy Federatsii po vzaimnomu ispol'zovaniyu Severnogo morskogo puti: itogi i perspektivy // Mezhdunarodnyye otnosheniya. - 2018. - № 3. - S. 108-116. - Tekst: neposredstvennyj.
6. Balans torgovli syroy neft'yu // Statisticheskiy Yezhegodnik mirovoy energetiki 2021. - Tekst: elektronnyj. -URL: https://yearbook.enerdata.ru/crude-oil/crude-oil-balance-trade-data.html (data obrashcheniya: 14.11.2021).
7. Kitay stal krupneyshim importerom prirodnogo gaza v mire // RIA Novosti. - Tekst: elektronnyj. - URL: https:// ria.ru/20190320/1551947797.html (data obrashcheniya: 14.11.2021).
8. Khong S. Vneshnyaya politika Respubliki Koreya v Arkticheskom regione // Mirovaya politika. - M.: Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «NB-Media», 2017. - № 1. - S. 107-126. - Tekst: neposredstvennyj.
9. Kim M. Respublika Koreya v Arkticheskom regione: ot teoreticheskogo oformleniya politiki k yeyo prakticheskoy realizatsii / Kim M., Marchenkov M.L. // Arktika i Sever. - 2019. - № 37. - S. 69-81. - Tekst: neposredstvennyj.
10. Nazvana strana — lider mirovogo rynka sudostroyeniya // REGNUM. - Tekst: elektronnyj. - URL: https:// regnum.ru/news/economy/3210580.html (data obrashcheniya: 14.11.2021).
11. Novyy sholkovyy put': Respublika Koreya i Rossiya osvaivayut korotkiy morskoy put' // Yamal Arktika Neftegaz. - Tekst: elektronnyj. - URL: https://yamaloilandgas.com/novyj-shyolkovyj-put-respublika-koreya-i-rossiya-osvaivayut-korotkij-morskoj-put/ (data obrashcheniya: 21.11.2021).
12. MID Korei otkryl "Arkticheskiy klub" s uchastiyem Rossii // Rossiyskaya gazeta. - Tekst: elektronnyj. - URL: https://rg.ru/2020/01/23/mid-korei-otkryl-arkticheskij-klub-s-uchastiem-rossii.html (data obrashcheniya: 21.11.2021).
П.Ю. Хурамова. РОССИЯ И РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ В АРКТИКЕ: К ВОПРОСУ ВЗАИМНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ
13. Promyshlennaya revolyutsiya: Yuzhnaya Koreya usilit Rossiyu // Gazeta.Ru. - Tekst: elektronnyj. - URL: https://www.gazeta.ru/business/2018/06/19/11807491.shtml (data obrashcheniya: 22.11.2021).
14. Krivosheyev M. D. Kontseptsiya «Devyati mostov» i perspektivy razvitiya rossiysko-yuzhnokoreyskikh ekonomicheskikh otnosheniy // Innovatsii i investitsii. 2020. №5. 77-80. - Tekst: elektronnyj. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-devyati-mostov-i-perspektivy-razvitiya-rossiysko-yuzhnokoreyskih-ekonomicheskih-otnosheniy/viewer (data obrashcheniya: 22.11.2021).
15. Seul izuchayet vozmozhnosti kommercheskogo ispol'zovaniya Sevmorputi // Neft' i Kapital. - Tekst: elektronnyj. - URL: https://oilcapital.ru/news/markets/11-05-2021/seul-izuchaet-vozmozhnosti-kommercheskogo-ispolzovaniya-sevmorputi (data obrashcheniya: 22.11.2021).
Дата поступления / Received 25.02.2022 Дата принятия в печать /Accepted 14.03.2022
© Хурамова П.Ю., 2022, © Khuramova P.Y., 2022.