Научная статья на тему 'АРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ДИПЛОМАТИИ СРЕДНЕЙ ДЕРЖАВЫ'

АРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ДИПЛОМАТИИ СРЕДНЕЙ ДЕРЖАВЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
192
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Республика Корея / Арктика / дипломатия средней державы / арктическая политика / Republic of Korea / Arctic / middle power diplomacy / Arctic politics

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Акимова Валерия Гертовна

В статье рассматривается применение концепции дипломатии средней державы для анализа арктической политики Республики Корея. Сравнительное исследование найденных работ, анализ данных, методы периодизации и актуализации обеспечили разностороннее рассмотрение заявленной темы. Дипломатия средней державы в Арктике предполагает реализацию национальных интересов страны и способствует распространению универсальной ценности глубоких научных исследований и защиты окружающей среды. Признавая исключительные интересы стран Арктики, внося свой вклад в работу Арктического совета, Корея может как поддерживать существующую систему управления Арктикой, так и участвовать в формировании альтернативного направления. Для арктических стран, господствующих в Арктическом совете, в том числе для России, выгодно развивать партнерские отношения с РК и поддерживать интерес страны к арктическому региону и Арктическому совету. Отсутствие разработанных исследований по теме в российском научном дискурсе определяет новизну выдвинутой проблемы, а возможность знакомства с корейским научным видением системы управления Арктикой составляют практическую значимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ARCTIC POLICY OF THE REPUBLIC OF KOREA THROUGH THE PRISM OF A MIDDLE POWER DIPLOMACY

The article analyzes the application of the concept of middle power diplomacy to the Arctic policy of the Republic of Korea. Comparative research of the found works, data analysis, periodization and actualization provided a versatile consideration of the stated topic. Middle power diplomacy in the Arctic is to launch the country's universal national interests and spread the value of deep scientific research and environmental protection. Recognizing the exclusive interests of the Arctic countries, contributing to the work of the Arctic direction, Korea can support the Arctic management system or participate in the formation of an alternative direction. For the Arctic countries dominating the Arctic Council, including Russia, it is beneficial to use partnerships with the Republic of Korea and maintain the country's interest in the Arctic region and the Arctic Council. The absence of developed studies on the topic in the Russian scientific discourse determines the novelty of the problem put forward, the possibility of acquaintance with the Korean scientific vision of the Arctic management system, and its practical significance.

Текст научной работы на тему «АРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ДИПЛОМАТИИ СРЕДНЕЙ ДЕРЖАВЫ»

ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ POLITICS AND INTERNATIONAL RELATIONS

УДК 327

В.Г. АКИМОВА

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

АРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ДИПЛОМАТИИ СРЕДНЕЙ ДЕРЖАВЫ

Акимова Валерия Гертовна, магистрант, Кафедра международных отношений,

мировой политики и зарубежного регионоведения, Казанский (Приволжский) федеральный университет

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается применение концепции дипломатии средней державы для анализа арктической политики Республики Корея. Сравнительное исследование найденных работ, анализ данных, методы периодизации и актуализации обеспечили разностороннее рассмотрение заявленной темы. Дипломатия средней державы в Арктике предполагает реализацию национальных интересов страны и способствует распространению универсальной ценности глубоких научных исследований и защиты окружающей среды. Признавая исключительные интересы стран Арктики, внося свой вклад в работу Арктического совета, Корея может как поддерживать существующую систему управления Арктикой, так и участвовать в формировании альтернативного направления. Для арктических стран, господствующих в Арктическом совете, в том числе для России, выгодно развивать партнерские отношения с РК и поддерживать интерес страны к арктическому региону и Арктическому совету. Отсутствие разработанных исследований по теме в российском научном дискурсе определяет новизну выдвинутой проблемы, а возможность знакомства с корейским научным видением системы управления Арктикой составляют практическую значимость.

Ключевые слова и фразы: Республика Корея, Арктика, дипломатия средней державы, арктическая политика.

Для цитирования: Акимова В.Г. Политика Республики Корея в Арктике через призму дипломатии средней державы // Корееведение в России: направление и развитие. 2021. Т. 2. № 1. С. 62-67.

V.G. AKIMOVA

Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia

THE ARCTIC POLICY OF THE REPUBLIC OF KOREA THROUGH THE PRISM OF A MIDDLE POWER DIPLOMACY

Valeriya G. Akimova, master's student, Department of International Relations,

World Politics and Foreign Regional Studies, Kazan (Volga region) Federal University E-mail: [email protected]

Abstract. The article analyzes the application of the concept of middle power diplomacy to the Arctic policy of the Republic of Korea. Comparative research of the found works, data analysis, periodization and actualization provided

a versatile consideration of the stated topic. Middle power diplomacy in the Arctic is to launch the country's universal national interests and spread the value of deep scientific research and environmental protection. Recognizing the exclusive interests of the Arctic countries, contributing to the work of the Arctic direction, Korea can support the Arctic management system or participate in the formation of an alternative direction. For the Arctic countries dominating the Arctic Council, including Russia, it is beneficial to use partnerships with the Republic of Korea and maintain the country's interest in the Arctic region and the Arctic Council. The absence of developed studies on the topic in the Russian scientific discourse determines the novelty of the problem put forward, the possibility of acquaintance with the Korean scientific vision of the Arctic management system, and its practical significance.

Keywords and phrases: Republic of Korea, Arctic, middle power diplomacy, Arctic politics.

For citation: Akimova V.G. The arctic policy of the Republic of Korea through the prism of a middle power diplomacy // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2021. Vol. 2, № 1. P. 62-67.

Введение

В последние десятилетия в Республике Корея (далее - РК) получила развитие концепция дипломатии средней державы. Данная концепция основывается на необходимости активного участия в жизни международного сообщества, помимо преследования национальных интересов в узком смысле. Корея как страна с тяжелым колониальным опытом, пережившая раскол, сумевшая совершить экономическое чудо и войти в число развитых стран мира, должна стать мостом между развивающимися и развитыми странами. При этом одной из важных задач является расширение поля дипломатических интересов и укрепление позиций страны в новых областях дипломатии.

В настоящее время такой областью является Арктика, регион, который долгое время оставался объектом исключительно научного интереса. С 1990-х годов многие страны начали обращать внимание на проблемы экологии, ресурсов Арктики и развития Северного морского пути. С получением статуса постоянного наблюдателя Арктического совета в 2013 году для РК открылось новое поле для проведения дипломатии средней державы.

Тема арктической политики РК через призму дипломатии средней державы поднимается в работе Пэ Ён Чжа (профессор политологии и дипломатии Университета Конкук). Актуализировать данные и ознакомиться с новейшей политикой Кореи в регионе помогают исследования Ким Минсу (директор исследовательского центра полярной политики Корейского морского института).

Учитывая новизну выдвинутой проблемы и отсутствие разработанных исследований по теме в российском научном дискурсе, исследование является актуальным и ставит своей це-

лью изучение специфики дипломатии средней державы в рамках корейского видения развития Арктики.

Обзор зарубежной литературы по теме арктической политики Южной Кореи заложил необходимую теоретическую базу. Последующее сравнительное исследование найденных работ и анализ данных обеспечили разностороннее рассмотрение заявленной темы, а метод актуализации позволил сделать прогнозы перспектив международного (в том числе российско-корейского) взаимодействия в Арктике на основе выявления существующих тенденций.

Результаты исследования

Вокруг концепции средней державы долгое время ведутся дискуссии о том, по каким критериям можно ее определить. В нашем исследовании мы будем рассматривать среднюю державу через обладание определенным количеством материальных ресурсов, активное дипломатическое поведение, развитую идентичность, а также признание другими странами ее важной роли в мировых процессах. Важнейшим национальным интересом средних держав является поддержание упорядоченного и предсказуемого мирового порядка, идеи и правила в котором чаще всего установлены державами-гегемонистами, при одновременном ограничении амбиций последних [1, с. 97].

Соответствие содержания и методов ведения арктической политики РК дипломатии средней державы необходимо анализировать через совокупность факторов, одним из которых является наличие вертикальной иерархической структуры международного политического порядка в регионе.

В настоящее время центром принятия решений в арктическом регионе является Арктиче-

ский совет, состоящий из восьми арктических государств, шести постоянных участников, представляющих коренные народы Арктики, а также тринадцати постоянных наблюдателей из числа неарктических стран и др. Пять прибрежных стран (Россия, Канада, США, Норвегия, Дания) играют роль центров силы на арктическом дипломатическом поле, устанавливая правила по основным вопросам. Три страны, прилегающие к Арктике (Исландия, Швеция, Финляндия), утверждают, что Арктика - это общая земля, а не исключительная зона прибрежных государств, и стремятся защитить свои интересы, сдерживая влияние пяти прибрежных стран. Важные решения Арктического совета принимаются системой коллективных договоров на министерской встрече, которая проводится раз в два года [2, с. 5].

Страны, не являющиеся арктическими, подают заявку на получение статуса наблюдателя в Арктический совет, которая утверждается в рамках встречи министров. Великобритания, Франция, Германия, Польша, Нидерланды и Испания были утверждены в качестве наблюдателей на период с 1996 по 2006 год; в 2013 году шесть стран, Южная Корея, Китай, Япония, Индия, Италия и Сингапур, стали наблюдателями; заявка Швейцарии была одобрена в 2017 году.

Наблюдатели могут посещать все заседания Арктического совета и представлять свою позицию по актуальным вопросам путем официального документа, но не имеют права выступать или принимать решения. Наблюдатели могут проводить проекты с государствами-членами, но денежные взносы наблюдателей ограничены и не превышают вложения государств-членов. Данные правила явно ограничивают роль наблюдателя. Намерение постоянных членов Арктического совета ограничить роль наблюдателей проявляется также в пересмотре статуса наблюдателя каждые четыре года.

При этом роль наблюдателей для системы управления Арктикой является основополагающей, так как способствует предотвращению быстрых изменений текущего состояния международной политической структуры Арктики. Основным условием подачи заявки на получение статуса наблюдателя является признание суверенитета и юрисдикции арктических государств в Арктике, что призвано обезопасить интересы арктических стран. Утвердив статус наблюдате-

лей и разрешив им частично участвовать в работе Арктического совета, лидеры региона создают возможности для предотвращения создания альтернативных институтов по вопросам управления Арктикой, и сохранения Арктического совета в качестве центрального элемента управления Арктикой [3, с. 36].

Несмотря на очевидную ограниченность роли наблюдателей в Арктическом совете, вполне разумно рассматривать наблюдателя как среднюю державу на арене арктической дипломатии. Важным инструментом для наблюдателей является инструмент контроля арктических стран - выход из Арктического совета или участие в работе институтов альтернативного управления Арктикой. По мере роста интереса к экономической ценности и экологическим вопросам Арктики выдвигаются аргументы в пользу того, что арктическая повестка должна охватывать более широкий круг вопросов и становится более открытой для мирового сообщества, в противовес закрытому Арктическому совету. Таким образом, у лидеров Арктического совета нет иного выбора, кроме как постепенно увеличивать количество наблюдателей, чтобы обеспечить центральную роль Арктического совета в системе управления Арктикой [4, с. 91].

Получение статуса наблюдателя в Арктическом совете Кореей стало возможным благодаря активной исследовательской деятельности и участию в проектах по охране окружающей среды, институциональному оформлению арктической политики и дипломатическим усилиям правительства по созданию гибких сетей и сотрудничества с арктическими странами (что отражено в приведенной таблице). Кроме того, активная деятельность Китая в регионе стимулировала интерес Кореи и Японии к Арктике. Наконец, стратегия активного одобрения новых наблюдателей, основанная на потребностях менее влиятельных в регионе арктических стран сдержать лидирующих Россию, Канаду и США, одновременно усиливая рычаги воздействия за счет сотрудничества со странами-наблюдателями, привела к коллективному, а не выборочному рассмотрению заявок наблюдателей в Совет. Таким образом, РК, одновременно с другими пятью странами, стала наблюдателем в Арктическом совете и получила возможность продвигать дипломатию средней державы в регионе.

Таблица 1

Направления деятельности Южной Кореи в Арктике (1999-2013)

Год Деятельность

1999 Проведение совместных исследований с Геологической службой Японии; ученые Кореи присоединились к экспедиции китайского судна «Снежный Дракон», для изучения Чукотского и Берингова морей

2000 Проведение совместных морских исследований с Институтом Арктики и Антарктики РФ, Министерством природных ресурсов РФ

2001 Создание Корейского Арктического Научного Комитета (KASCO)

2002 Вступление в Международный арктический научный комитет (IASC); основание научной станции «Дасан» на Шпицбергене

2004 Создание Корейского Полярного Исследовательского института (KOPRI)

2008 Подача заявки на получение статуса постоянного наблюдателя в Арктическом совете и начало посещения встречи Совета в качестве специального наблюдателя; Президент Южной Кореи Ли Мён Бак посетил Россию

2009 Решение о предоставлении Южной Корее статуса наблюдателя отклонено Арктическим советом; Спущен на воду первый корейский исследовательский ледокол «Араон»; Президент Южной Кореи Ли Мён Бак посетил Швецию

2010 Подписание четырех меморандумов в отношении сотрудничества по разведке природных ресурсов Гренландии; Президент Южной Кореи Ли Мён Бак посетил Россию; «Аарон» исследовал Северный Ледовитый океан (июль-август).

2011 Проведение в Сеуле 12-ой Недели арктической науки (Arctic Science Summit Week); решение о предоставлении Южной Корее статуса наблюдателя отложено Арктическим советом; Президент Южной Кореи Ли Мён Бак посетил Данию и Россию; «Аарон» исследовал Северный Ледовитый океан (июль-сентябрь)

2012 KOPRI заключил меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области исследований с Международным арктическим исследовательским центром (IARCO) Университета Аляски, Фэрбенкс; Президент Южной Кореи Ли Мён Бак посетил Данию и Норвегию и заключил два соглашения с Норвегией о сотрудничестве в области судоходства и судостроения; Южная Корея присоединилась к Шпицбергенскому трактату; «Аарон» исследовал Северный Ледовитый океан (июль-сентябрь)

2013 Содействие деятельности, связанной с Арктикой, было упомянуто в 140 основных задачах президента Пак Кын Хе (2013-2017). Южная Корея получила статус наблюдателя в Арктическом совете. Семь правительственных министерств и ведомств Южной Кореи совместно создали Генеральный план арктической политики; «Аарон» исследовал Северный Ледовитый океан (август-сентябрь).

Уже в ноябре 2013 года Корея сделала серьезный шаг к созданию базы арктической дипломатии, первой из азиатских стран создав пятилетнюю арктическую стратегию - «Генеральный план арктической политики». Она предполагает укрепление международного сотрудничества, проведение научных исследований, продвижение арктического бизнеса, и расширение институциональной базы. При этом считается, что подлинный интерес к Арктике в Корее сосредоточен на экономических выгодах в чрезвычайно узком смысле - Северном морском пути и развитии энергоресурсов, оживлении связанных с Арктикой отраслей экономики, таких как строительство ледоколов, и активизации развития внутренних портов после открытия арктического маршрута

[7, с. 6].

Роль, которую Корея должна играть в качестве средней державы в будущем управлении

Арктикой, представляется следующей. Выступая в качестве наблюдателя в Арктическом совете, Корея должна играть важную роль в поддержании арктического управления, сосредоточенного на Совете, при этом поддерживая существующий порядок, с одной стороны, и упорядочивая изменения, с другой. Дипломатия средней державы, проводимая Кореей, в большинстве своем соответствует интересам России, находящейся в поисках партнеров, способных поддержать развитие российской Арктики и не продвигающих экспансионистские принципы внешней политики [8, с. 192].

7 мая 2019 года в Рованиеми (Финляндия) прошла министерская встреча, на которой впервые с момента основания Арктического совета в 1996 г., создан «прецедент» отказа от принятия Совместной декларации министров. Основная причина заключалась в том, что Соединен-

ные Штаты не согласны с включением термина «изменение климата» в совместное заявление кабинета министров. Большинство же членов Арктического совета признали изменение климата самой большой проблемой, стоящей перед Арктикой. Данный прецедент, милитаризация Арктики и усиление взаимных претензий стран может повлиять на роль Арктического совета в управлении регионом, создавая возможность для создания институтов альтернативного управления Арктикой [9, с. 50].

В современных реалиях реагирование на инфекционные заболевания, проникающие в Арктику, социальная политика в регионе, влияние текущих колебаний цен на нефть и другие ресурсы, развитие инфраструктуры Арктики (экономический аспект), экономические санкции в отношении России и торговый конфликт США с Китаем, становятся новыми проблемами региона. Для обеспечения стабильности управления в Арктике необходимо учитывать особенности пост-коронавирусного периода, контуры которого еще не определены. В период кризиса, неопределенности и при должной внимательности к проблемам региона, арктическая политика Кореи имеет шанс перейти в стадию более активного влияния [10, с. 197].

Выводы

Средние державы определяются через сложную взаимосвязь таких факторов, как определенные материальные возможности, диплома-

тическое поведение и идентичность. На пути к становлению в качестве средней державы в Арктике РК добилась увеличения материальной базы за счет развития арктических исследований и реализации арктических бизнес проектов (например, создание ледоколов). Дипломатические связи были налажены путем повышения интереса к арктическому направлению на высшем уровне (встречи с президентами арктических стран). Наконец, обозначив в качестве приоритета устойчивое развитие Арктики и разрешение экологических угроз, Южная Корея начала проводить сдержанную и действенную политику в отношении региона, обеспечив свою идентификацию в качестве весомого партнера в регионе.

Дипломатия средней державы для Южной Кореи, с одной стороны, предполагает реализацию национальных интересов в узком политическом и экономическом смысле (развитие Северного морского пути, корейских портов, разработка арктических ресурсов). С другой стороны, способствует распространению универсальной ценности глубоких научных исследований и защиты окружающей среды. Признавая исключительные интересы стран Арктики и внося свой вклад в работу Арктического совета, Корея как неарктическое государство, в перспективе может поддерживать развитие альтернативного управления Арктикой, поэтому для арктических стран, в том числе для России выгодно развивать партнерские отношения с РК и поддерживать интерес страны к Арктическому совету.

Список литературы

1. Пэ, Ё. Ч. Корейская дипломатия средней державы и Арктика / Ё. Ч. Пэ. - Текст: непосредственный // Гукга Джонряк. - 2016. - Т. 22 - N0. 2 - С. 95-120.

2. Ким, М. Арктический совет перед новыми вызовами и направления арктического сотрудничества Кореи / М. Ким, Д. Ким, С. Ли и др. - Текст: непосредственный. // Кей Эм Ай Донхянъ Бунсок. - 2019 - Т. 120 - с. 18.

3. Парк, Д. Проектирование будущего Южной Кореи как средней державы в Арктике / Д. Парк. - США: Вашингтонский университет, 2017. - 64 с. - Текст: непосредственный.

4. Джин, Д. Арктическая политика Республики Корея / Д. Джин, В. С. Со, С. Ли. - Текст: непосредственный. // Журнал океанского и прибрежного права. - 2017. - Т. 22. - N0. 1. - С. 85-96.

5. Ким, М. Республика Корея в Арктическом регионе: от теоретического оформления политики к ее практической реализации / М. Ким, М. Л. Марченков - Текст: непосредственный // Арктика и Север. - 2019. - № 37. -С. 69-81.

6. Рамочные основы политики продвижения деятельности Республики Корея в Арктике 2018-2022. - Текст: непосредственный. - URL: http://www.koreapolarportal.or.kr/data/Policy_Framework_for_the_Promotion_of_ Arctic_Activities_of_the_Republic_of_Korea-2018-2022.pdf (дата обращения: 20.11.2020).

7. Арктическая политика Республики Корея. - Текст: непосредственный. - URL: // http://library.arcticportal. org/1902/1/Arctic_Policy_of_the_Republic_of_Korea.pdf (дата обращения: 20.11.2020).

8. Хонг, С. Северо-Восточная Азия (Китай, Южная Корея, Япония) в российских проектах освоения Арктики / С. Хонг. - Текст: непосредственный // Вопросы национальных и федеральных отношений. - 2017. - вып. 1 (36). - С. 189-196.

9. Со, Г. Исследования по установлению приоритета полярных вызовов / Г. Со - Текст: непосредственный // Сибироведение в Корее. - 2019. - Т. 23. - №. 1. - С. 43-70.

10. Ким, М. Исследование перспектив арктического управления и направления арктической политики Кореи / М. Ким - Текст: непосредственный // Исследования океанской политики. - 2020. - Т. 35. - №. 1. - С. 179-200.

References

1. Pje, Jo. Ch. Korejskaja diplomatija srednej derzhavy i Arktika / Jo. Ch. Pje. - Tekst: neposredstvennyj // Gukga Dzhonrjak. - 2016. - T. 22 - No. 2 - S. 95-120.

2. Kim, M. Arkticheskij sovet pered novymi vyzovami i napravlenija arkticheskogo sotrudnichestva Korei / M. Kim, D. Kim, S. Li i dr. - Tekst: neposredstvennyj. // Kej Jem Aj Donhjan# Bunsok. - 2019 - T. 120 - s. 18.

3. Park, D. Proektirovanie budushhego Juzhnoj Korei kak srednej derzhavy v Arktike / D. Park. - SShA: Vashingtonskij universitet, 2017. - 64 s. - Tekst: neposredstvennyj.

4. Dzhin, D. Arkticheskaja politika Respubliki Koreja / D. Dzhin, V. S. So, S. Li. - Tekst: neposredstvennyj. // Zhurnal okeanskogo i pribrezhnogo prava. - 2017. - T. 22. - No. 1. - S. 85-96.

5. Kim, M. Respublika Koreja v Arkticheskom regione: ot teoreticheskogo oformlenija politiki k ee prakticheskoj realizacii / M. Kim, M. L. Marchenkov - Tekst: neposredstvennyj // Arktika i Sever. - 2019. - № 37. - S. 69-81.

6. Ramochnye osnovy politiki prodvizhenija dejatel'nosti Respubliki Koreja v Arktike 2018-2022. - Tekst: neposredstvennyj. - URL: http://www.koreapolarportal.or.kr/data/Policy_Framework_for_the_Promotion_of_Arctic_ Activities_of_the_Republic_of_Korea-2018-2022.pdf (data obrashhenija: 20.11.2020).

7. Arkticheskaja politika Respubliki Koreja. - Tekst: neposredstvennyj. - URL: // http://library.arcticportal. org/1902/1/Arctic_Policy_of_the_Republic_of_Korea.pdf (data obrashhenija: 20.11.2020).

8. Hong, S. Severo-Vostochnaja Azija (Kitaj, Juzhnaja Koreja, Japonija) v rossijskih proektah osvoenija Arktiki / S. Hong. - Tekst: neposredstvennyj // Voprosy nacional'nyh i federal'nyh otnoshenij. - 2017. - vyp. 1 (36). - S. 189-196.

9. So, G. Issledovanija po ustanovleniju prioriteta poljarnyh vyzovov / G. So - Tekst: neposredstvennyj // Sibirovedenie v Koree. - 2019. - T. 23. - №. 1. - S. 43-70.

10. Kim, M. Issledovanie perspektiv arkticheskogo upravlenija i napravlenija arkticheskoj politiki Korei / M. Kim. - Tekst: neposredstvennyj // Issledovanija okeanskoj politiki. - 2020. - T. 35. - №. 1. - S. 179-200.

Дата поступления /Received 09.12.2020 Дата принятия в печать /Accepted 18.01.2021

© Акимова В.Г., 2021 © Akimova VG., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.