Научная статья на тему 'Координация работы подразделений вуза для реализации международного проекта'

Координация работы подразделений вуза для реализации международного проекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЕКТЫ / ПРОГРАММА «ТЕМПУС» / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОМПАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордиевский Александр Артурович

Участие в международных проектах важная составляющая интернационализации вуза. Ратификация Россией Болонской декларации подразумевает модернизацию системы образования, в том числе развитие академической мобильности. Развитию этого направления способствуют международные проекты в рамках программы Европейского Союза «Темпус».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Координация работы подразделений вуза для реализации международного проекта»

ТюмГНГУ полученный ими опыт будет очень важен для обеспечения взаимопонимания между российскими преподавателями, их иностранными коллегами и участниками программы.

Предполагается, что в течение первого года преподавание будет вестись совместно с профессорами Royal Holloway, а с течением времени доля приглашённых специалистов будет снижаться с постепенной их заменой на российские кадры и сохранением международных стандартов и качества [2. с.30].

Разработка и реализация магистерской программы в Тюмени позволит осуществить подготовку молодых специалистов в области геонаук, обладающих навыками на уровне мировых стандартов. Одним из важных результатов реализации программы станет развитие преподавательского и научноисследовательского потенциала ТюмГНГУ, воспитание нового поколения элиты, которая станет российской по наследию и культурной принадлежности и глобальной по уровню компетенции и перспективам.

Заключение

Главной формой интернационализации высшего образования остаётся обучение иностранных студентов. ТюмГНГУ имеет подобный опыт: на базе вуза проходит обучение группа студентов из Туркмении. Вхождение России в общеевропейское образовательное пространство является неизбежным следствием и непременным условием реализации демократических преобразований, происходящих в нашей стране в целом и в системе образования в частности. Меняющиеся социокультурные условия, развивающаяся мобильность и открытость общества, необходимость конвертируемости российских дипломов

на Западе доказывает невозможность дальнейшей ориентации вуза только на внутреннюю ситуацию, заставляют учитывать мировые и общеевропейские тенденции.

Библиографический список

1. Байденко В.И. Болонский процесс и высшая школа России: время выбора.//Высшее образование сегодня. 2003. №1. с.2-7.

2. «Королевская» геология в Тюмени: Новатор. Август - сентябрь №17. 2007. с.30-33.

The entry of Russia into the Common European Educational Field

E. L. Ustyugova

The article represents the results TSOGU has achieved to 2009 entering the European educational arena. TSOGU develops mutually beneficial cooperation with European universities by implementing particular training, retraining and advanced training programs for specialists in various areas of activity based on the application of modern science-intensive technology. Lectures on special subjects are delivered by professional tandems composed of a subject-lecturer and an English instructor. TSOGU provides training under master degree programs requiring mastering of western science-intensive technology which are of top priority for companies in the area of oil and gas.

Устюгова Елена Леонидовна - старший преподаватель кафедры иностранных языков № 2 Тюменского государственного нефтегазового университета. Область научных интересов: методика преподавания иностранных языков. Имеет 3 публикации.

КООРДИНАЦИЯ РАБОТЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВУЗА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОЕКТА

А.А. Гордиевский

Аннотация. Участие в международных проектах - важная составляющая интернационализации вуза. Ратификация Россией Болонской декларации подразумевает модернизацию системы образования, в том числе развитие академической мобильности. Развитию этого направления способствуют международные проекты в рамках программы Европейского Союза «Темпус».

Ключевые слова: Болонский процесс, международные проекты, программа «Тем-пус», иностранные языки, международные компании.

Введение

В сентябре 2003 года на Берлинской конференции министров образования стран -участниц Болонского процесса, к тому времени уже 33-х, Российская Федерация в лице министра образования РФ В.М. Филиппова поставила свою подпись под Болонской декларацией, тем самым обязавшись до 2010 года воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса.

Главной задачей Болонского процесса является создание общеевропейского пространства высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей. Универсальные инструменты обеспечения мобильности, такие как система переноса и накопления зачетных единиц, Приложение к диплому, система оценки знаний позволяют студентам обучаться в разных учебных заведениях и в разных странах.

Единое образовательное пространство должно позволить национальным системам образования европейских стран взять все лучшее, что есть у партнеров.

Однако активное вхождение России в Болонский процесс невозможно без пересмотра образовательной политики, в том числе в сфере преподавания иностранных языков. Последнее предполагает решение двух задач: обеспечение возможности для студентов вуза обучаться на иностранном языке в вузах партнерах и обеспечение возможности обучения иностранных студентов в родном вузе. Эти задачи старается решать любой современный вуз.

Активное содействие модернизации российского образования в соответствие с Болонскими положениями оказывает Европейская Комиссия, финансируя такие программы как “Tempus”, “Erasmus Mundus” и др. Участие российских вузов в подобных программах способствует обмену опытом с европейскими коллегами, росту профессионализма российских преподавателей, созданию новых или корректировке уже существующих образовательных программ.

Участие ТюмГНГУ в проекте «Темпус-Тасис»

Тюменский государственный нефтегазовый университет участвует в программе «Темпус» с 90-х годов прошлого века и активно включается в процессы интернационализации российского высшего образования.

На сегодняшний день университетом подписано около 40 международных договоров о сотрудничестве с зарубежными вузами и крупными компаниями, ежегодно осуществляется набор на подготовительные курсы «Русский язык как иностранный» будущих абиту-

риентов из Китая, Монголии, Туркменистана, других стран. Отсутствие программ обучения на английском языке сильно ограничивает набор иностранных студентов, в том числе и из Европы. Создание же условий для их обучения в Тюмени - это ключевая задача нашего вуза, равно как и повышение уровня языковой компетенции наших студентов.

Участие в международном проекте Темпус JEP-27127-2006 ^и) «Обновление лингвистической политики технических вузов России» имело три ключевые цели:

1. Обеспечение углубленного преподавания ИЯ с профессиональной составляющей;

2. Обучение преподавателей профильных кафедр и разработка предметных курсов на иностранном языке как основы для будущих программ и создание тем самым возможностей для иностранных студентов обучаться в России;

3. Развитие сотрудничества с крупными иностранными компаниями, работающими в регионе.

Проект, таким образом, ставил перед собой достаточно обширные задачи. В каждом из трех российских вузов (ТюмГНГУ, ИрГТУ, СибАДИ) были выбраны актуальные специальности, группы студентов, ответственные исполнители. Важную координирующую роль в этом смысле играли международные отделы вузов.

С самого начала Управление международной ТюмГНГУ активно участвовало в подготовке заявки на проект. Важно было учесть интересы всех партнеров по консорциуму. Кроме того, в ходе подготовки заявки, участники проекта обращались к уже имеющемуся опыту проектов в сфере лингвистического образования. Общие проблемы в сфере языковой подготовки, стоящие перед техническими вузами будь то Омска, Иркутска или Тюмени, характерны, как видится, и для других университетов.

Для совместного решения и скоординированной работы всех участников консорциума был создан информационный портал, содержащий ключевую информацию по проекту. Существование веб-платформы значительно облегчило коммуникацию во время подготовки к различного рода встречам в рамках проекта и послужило базой для быстрого обмена опытом участников. Таким образом, партнеры находились в постоянном контакте друг с другом, несмотря на значительные расстояния.

Ярким примером тесного сотрудничества и обмена опытом могут быть также совместные стажировки преподавателей иностранного языка и преподавателей технических специальностей из Омска, Тюмени и Иркутска в Германии и Великобритании. Благодаря этому

преподаватели имели возможность обсуждать зарубежные методики на месте, делиться собственным опытом, решать совместные проблемы.

Важным аспектом в ходе реализации проекта является координация работы не только на уровне партнеров, но и в самом вузе. Для

этого потребовалось выстроить четкую систему управления проектом. В ТюмГНГУ сразу после получения подтверждения об утверждении заявки приказом первого проректора по учебной работе была создана рабочая группа для реализации проекта. Система управления проектом отражена на рисунке 1.

Рис. 1. Система управления международным проектом

Руководитель проекта осуществлял общее руководство и способствовал принятию решений на уровне вуза. Управление проектом осуществлялось посредством отдела международных проектов и программ в лице его начальника, который взаимодействовал со всеми исполнителями через ответственных (заведующие кафедр). Для более успешной реализации проекта и двух его ключевых задач (Обеспечение углубленного преподавания ИЯ с профессиональной составляющей; Обучение преподавателей профильных кафедр и разработка предметных курсов на иностранном языке) были созданы творческие тандемы преподавателей иностранного языка и преподавателей технических специальностей. Первые обеспечивали лингвистическую составляющую, вторые профессиональную. Опыт показал, что такой подход позволяет достигнуть высоких результатов. Преподаватели находятся в постоянном контакте и взаимно дополняют друг друга в информационном плане. По итогам реализации проекта, руководством вуза принято решение о развитии работы в этом направлении и стимулировании подобного вида активности.

Кроме администрирования проекта в вузе, международные отделы университетов-

участников также занимались установлением контактов и работой с предприятиями-партнерами.

Компания КСА Deutag Russia является давним и надежным партнером ТюмГНГУ. Компания активно поддерживает сотрудничество ТюмГНГУ и ТУ Клаусталь (Германия) в области обменных программ. В рамках договоренностей, достигнутых на предварительном этапе КСА Deutag Russia профинансировала обучение двух студентов из числа задействованных в проекте в Германии с 10.2008 по 04.2009 г. Также эти два студента прошли практику на филиале компании в Германии в течение месяца, где они ознакомились с основами безопасности и принципами работы на буровой, а потом имели возможность самостоятельно осуществлять различные технические работы. В этом году КСА Deutag Russia также профинансировал поездку и обучение двух других студентов. Еще один студент получил поддержку от фирмы “Wintershall”. Все эти студенты пройдут обучение 10.2009 по 04.2010 г. и практику на соответствующих предприятиях. Следует отметить, что период обучения будет полностью зачтен студентам в родном вузе, также как и прохождение практики.

Также предполагалось организация практики для студентов различных специальностей из числа задействованных в проекте на филиале в Тюмени. Для двух студентов направления «Информационные технологии» предоставлена возможность прохождения практики в информационном отделе компании. К сожалению, из-за сокращения возможностей по набору практикантов, связанных, в том числе, с мировым кризисом, места для студентов других специальностей не были предоставлены. По договоренности с фирмой возможна организация практики студентов следующим летом.

Участие международных компаний в подготовке выпускников возможно не только как спонсоров или баз для практики. ТюмГНГУ и КСА Дойтаг Раша имеют опыт взаимодействия непосредственно в учебном процессе. Ведь кроме получения знаний непосредственно от преподавателей, с помощью аудиовизуальных средств, для студентов очень важно иметь возможность общения непосредственно с языконосителями. В филиале Дойтаг в Тюмени работает достаточное количество сотрудников из Германии и других стран Европы, которые охотно подключаются к процессу подготовки выпускников: будь то семинары, лекции или просто собеседования со студентами.

Заключение

Развивая все три направления: преподавание иностранного языка с профессиональной составляющей, перевод ряда кур-

сов/дисциплин на иностранный язык, налаживание взаимодействия с представительствами зарубежных компаний, работающими в России, любой технический вуз сможет добиваться серьезных результатов. Это в частности, подтверждено реализацией проекта Тем-пус JEP-27127-2006 (RU) «Обновление лингвистической политики технических вузов России», создавшим определенный задел для дальнейшего развития университета.

Coordination of the university subdivisions activities for the international project implementation

A. Gordievskiy

Participation in the international projects is an essential constituent of the university internationalization. The Russia's ratification of the Bologna Declaration presupposes the educational system update, including the academic mobility development. The international projects within the framework of the "TEMPUS" program of the European Union contribute to the development of this field.

Гордиевский Александр Артурович - канд. филол. наук, начальник отдела международных проектов и программ Тюменского государственного нефтегазового университета.. Область научных интересов: международная деятельность вуза, межкультурная коммуникация. Имеет 10 публикаций. E-mail: [email protected]

УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО УПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫМ ПРОЕКТОМ

М.А. Федорова

Аннотация. В статье на примере реализации программы «Темпус» в ГОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)» в 2008 -2010 гг. рассматриваются основные условия успешного управления международным проектом.

Ключевые слова: управление международным проектом в вузе, грантовая деятельность, международные образовательные программы

Введение ный вуз обозначенного направления на проОсновное направление деятельности Си- странстве от Урала до Дальнего Востока.

бирской государственной автомобильно- Академия ведет подготовку дипломированных

дорожной академии (СибАДИ, г. Омск) - под- специалистов по широкому спектру специаль-

готовка высококвалифицированных инженер- ностей, отвечающих потребностям региона и

ных кадров автотранспортного, гражданского современным тенденциям развития образо-

и дорожного строительства. Это единствен- вания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.