Научная статья на тему 'Вхождение России в общеевропейское образовательное'

Вхождение России в общеевропейское образовательное Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТАНДЕМЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ТРУДА / КОНВЕРТИРУЕМОСТЬ РОССИЙСКИХ ДИПЛОМОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Устюгова Елена Леонидовна

Сегодня вуз уже внедряет общеевропейский компонент, осуществляя переход на двухуровневую систему высшего образования. Открыты бакалавриат и магистратура на нефтяных и геологоразведочных направлениях, решается проблема сравнимости образовательных программ, создаётся реальная основа для дистанционного обучения и повышения качества образования. В вузе растёт масштаб изучения английского языка: в 2006 году была введена программа совершенствования языковой подготовки на нефтяных специальностях; организуются профессиональные тандемы из преподавателя-предметника и преподавателя по английскому языку для чтения лекций на иностранном языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вхождение России в общеевропейское образовательное»

РАЗДЕЛ IV

ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

ВХОЖДЕНИЕ РОССИИ В ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО НА ПРИМЕРЕ ТЮМГНГУ

Е.Л. Устюгова

Аннотация. Сегодня вуз уже внедряет общеевропейский компонент, осуществляя переход на двухуровневую систему высшего образования. Открыты бакалавриат и магистратура на нефтяных и геологоразведочных направлениях, решается проблема сравнимости образовательных программ, создаётся реальная основа для дистанционного обучения и повышения качества образования. В вузе растёт масштаб изучения английского языка: в 2006 году была введена программа совершенствования языковой подготовки на нефтяных специальностях; организуются профессиональные тандемы из преподавателя-предметника и преподавателя по английскому языку для чтения лекций на иностранном языке.

Ключевые слова: интернационализация образования, профессиональные тандемы, международный проект, международный рынок труда, конвертируемость российских дипломов.

Введение

Развитие современной цивилизации определяется двумя глобальными факторами -совершенствованием системы образования и все возрастающей ролью средств массовой информации, новейших информационных технологий и коммуникаций. Мировые тенденции в сфере образования направлены на подготовку образованного, интеллектуального, думающего, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, имеющего свою позицию и рационально организующего самостоятельную познавательную деятельность [1. с.2].

Правительства Европейского союза объявили о своих намерениях инициировать масштабную реформу интернационализации образования, результаты которой ожидаются после 2010 года. Целью “Декларации о Европейском пространстве для высшего образования” от 1999 г. стало установление европейской зоны высшего образования, а также активизация и пропаганда в мире европейской системы образования.

Процесс интернационализации ТюмГНГУ

Сегодня вуз, исходя из внутренних потребностей, уже пытается внедрять общеевропейский компонент, например, переход на двухуровневую систему высшего образования: бакалавриат и магистратура на нефтяных и геологоразведочных направлениях, решается проблема сравнимости образовательных программ, создаётся реальная основа для дистанционного обучения и повышения качества образования.

Важную роль играет иностранный язык, с помощью которого становится реальностью трансформация опыта языковой общеевропейской подготовки.

В вузе растёт масштаб изучения английского языка: в 2006 году была введена программа совершенствования языковой подготовки на нефтяных специальностях; организуются профессиональные тандемы из преподавателя-предметника (например, по специальности “Организация перевозок и управление на транспорте”) и преподавателя по английскому языку для чтения лекций на иностранном языке.

Концепция углублённого изучения иностранных языков служит основой для разви-

тия новых, перспективных направлений учебной деятельности университета - создания совместных с зарубежными университетами образовательных программ. Знание языков даёт возможность студентам сочетать получение образования по выбранной специальности в ТюмГНГУ и в зарубежном вузе. В настоящее время в университете реализуется модификация включенного обучения с получением сертификата: например, студенты

специальности «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» направляются в один из инженерно-технических вузов Германии на изучение определённого цикла дисциплин. В этом случае студент получает сертификат установленного образца по изученным дисциплинам. Оценки по данным дисциплинам перезачитываются по образовательным программам ТюмГНГУ.

Интернационализация высшего образования в современных условиях, включающая в себя реализацию международных проектов, является одним из элементов общеевропейского компонента и способствует налаживанию межкультурного диалога. Главные направления интернационализации высшего образования ориентированы на объединение педагогических усилий и ресурсов, популяризацию идеалов взаимного уважения, совершенствование образования за счёт международного опыта, обеспечение занятости специалистов с высшим образованием на международном рынке труда, формирование у выпускников высших учебных заведений качеств и знаний, необходимых для функционирования за пределами собственной страны. В этой связи показателен опыт сотрудничества компании ТНК-ВРС ТюмГНГУ.

Компания ТНК-BP работает над созданием магистратуры по специальности “Геология и геофизика нефти и газа” на базе Тюменского государственного нефтегазового университета (ТюмГНГУ). Программа реализуется в сотрудничестве с одним из ведущих зарубежных нефтегазовых учебных центров - Лондонским Университетом Royal Holloway. Целью данного проекта является разработка качественно новой обучающей программы, отвечающей требованиям нефтегазового бизнеса в области нефтяных геонаук. Как и большинство учебных заведений в России, сегодня ТюмГН-ГУ сталкивается с нехваткой ресурсов, необходимых для преподавания и ведения научной деятельности на мировом уровне. Материально-техническая база, а также уровень развития учебных программ не успевают за

стремительными изменениями, которые происходят в российских нефтегазовых компаниях.

Для решения вышеперечисленных проблем ТНК-BP совместно с Институтом геологии и геоинформатики предложила создать центр подготовки высококвалифицированных специалистов по магистерской программе в области нефтяных геонаук.

Лондонский Университет Royal Holloway имеет большой опыт подготовки выпускников по программам последипломного образования. Он обладает всеми необходимыми ресурсами для реализации подобной программы обучения, а его учебные программы максимально соответствуют необходимому уровню магистра в области геологии и геофизики. Кроме того, профессора университета наилучшим образом понимают проблемы, существующие в Тюмени, а также способы их решения.

Новая магистерская программа будет значительно отличаться от традиционных российских программ подготовки специалистов. Она будет нацелена на комплексное изучение геологии и геофизики нефти и газа, а также на развитие навыков командной работы и более глубокое понимание основных принципов взаимодействия специалистов различных направлений.

Курс обучения рассчитан на 50 недель и состоит из двух семестров. Обучение будет проходить на английском языке. В рамках программы участники получат возможность опробовать свои знания на практике, а в конце учебного курса студентам предстоит разработать собственный проект и представить его специальной комиссии. Запланирована также модернизация учебной базы ТюмГНГУ. В процессе адаптации учебного курса Лондонского Университета Royal Holloway для студентов первого года реализации магистерской программы, будут сформированы критерии дальнейшего отбора участников. В разработке программы и процессе преподавания будут задействованы ведущие специалисты в области геологии и геофизики при поддержке Тюменского нефтяного научного центра, что позволит объединить накопленный опыт и новые методы преподавания с использованием передовых технологий.

На первом этапе формирования профессорско-преподавательского состава для реализации проекта в ТюмГНГУ два сотрудника ТННЦ пройдут обучение по одногодичной магистерской программе в Лондонском Университете Royal Holloway. Эта стажировка позволит им получить знания о структуре программы, используемых материалах и методике преподавания. На ранних этапах реализации программы в

ТюмГНГУ полученный ими опыт будет очень важен для обеспечения взаимопонимания между российскими преподавателями, их иностранными коллегами и участниками программы.

Предполагается, что в течение первого года преподавание будет вестись совместно с профессорами Royal Holloway, а с течением времени доля приглашённых специалистов будет снижаться с постепенной их заменой на российские кадры и сохранением международных стандартов и качества [2. с.30].

Разработка и реализация магистерской программы в Тюмени позволит осуществить подготовку молодых специалистов в области геонаук, обладающих навыками на уровне мировых стандартов. Одним из важных результатов реализации программы станет развитие преподавательского и научноисследовательского потенциала ТюмГНГУ, воспитание нового поколения элиты, которая станет российской по наследию и культурной принадлежности и глобальной по уровню компетенции и перспективам.

Заключение

Главной формой интернационализации высшего образования остаётся обучение иностранных студентов. ТюмГНГУ имеет подобный опыт: на базе вуза проходит обучение группа студентов из Туркмении. Вхождение России в общеевропейское образовательное пространство является неизбежным следствием и непременным условием реализации демократических преобразований, происходящих в нашей стране в целом и в системе образования в частности. Меняющиеся социокультурные условия, развивающаяся мобильность и открытость общества, необходимость конвертируемости российских дипломов

на Западе доказывает невозможность дальнейшей ориентации вуза только на внутреннюю ситуацию, заставляют учитывать мировые и общеевропейские тенденции.

Библиографический список

1. Байденко В.И. Болонский процесс и высшая школа России: время выбора.//Высшее образование сегодня. 2003. №1. с.2-7.

2. «Королевская» геология в Тюмени: Новатор. Август - сентябрь №17. 2007. с.30-33.

The entry of Russia into the Common European Educational Field

E. L. Ustyugova

The article represents the results TSOGU has achieved to 2009 entering the European educational arena. TSOGU develops mutually beneficial cooperation with European universities by implementing particular training, retraining and advanced training programs for specialists in various areas of activity based on the application of modern science-intensive technology. Lectures on special subjects are delivered by professional tandems composed of a subject-lecturer and an English instructor. TSOGU provides training under master degree programs requiring mastering of western science-intensive technology which are of top priority for companies in the area of oil and gas.

Устюгова Елена Леонидовна - старший преподаватель кафедры иностранных языков № 2 Тюменского государственного нефтегазового университета. Область научных интересов: методика преподавания иностранных языков. Имеет 3 публикации.

КООРДИНАЦИЯ РАБОТЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВУЗА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОЕКТА

А.А. Гордиевский

Аннотация. Участие в международных проектах - важная составляющая интернационализации вуза. Ратификация Россией Болонской декларации подразумевает модернизацию системы образования, в том числе развитие академической мобильности. Развитию этого направления способствуют международные проекты в рамках программы Европейского Союза «Темпус».

Ключевые слова: Болонский процесс, международные проекты, программа «Тем-пус», иностранные языки, международные компании.

Введение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.