Научная статья на тему 'Координация исследовательской деятельности учащихся гимназии'

Координация исследовательской деятельности учащихся гимназии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитюк Татьяна Валерьевна

Статья рассказывает о работе координатора исследовательской деятельности учащихся – ее содержании, специфике, задачах и результатах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Координация исследовательской деятельности учащихся гимназии»

Практика организации исследовательской деятельности

Опыт регионов

Координация исследовательской деятельности учащихся гимназии

Никитюк

Татьяна Валерьевна,

координатор научного общества учащихся «Интеллектуал», заведующая гуманитарным отделением МОУ «Гимназия № 1», г. Саянск

Иркутской области

Статья рассказывает о работе координатора исследовательской деятельности учащихся - ее содержании, специфике, задачах и результатах.

В 1991 году в МОУ «Гимназия № 1» города Саянска было организовано научное общество учащихся «Интеллектуал». Ведение исследовательской и проектной деятельности, представления результатов работы, новые требования к учителям и ученикам гимназии, - все это оказало значительное влияние на общую атмосферу работы учебного заведения.

В процессе работы появилась потребность в предварительной экспертизе представляемых исследований, корректировке их тем, целей, задач, предварительной презентации работ в соответствии с требованиями различных исследовательских программ, в которых принимают участие гимназисты - члены научного общества учащихся. Изначально деятельность координатора заключалась только в подготовке учебно-исследовательских конференций, сопроводительных документов, организации и проведении культурно-массовых мероприятий. На первый взгляд кажется, что это еще одно направление контроля деятельности учителя, вмешательство в его взаимодействие с учеником. Но это только на первый взгляд. Координация исследовательской деятельности учащихся - это организация системы работы по формированию исследовательской компетентности.

Координатор НОУ организует гимназические конференции «Шаг в будущее» и Малые Ломоносовские чтения, участвует в организации городской конференции «Шаг в будущее», а также проводит любимое гимназистами мероприятие - «Посвящение в ноугимы», на котором кот ученый - символ НОУ -принимает клятву тех, кто в течение года попробовал себя в исследовательской деятельности, награждает опытных исследователей.

На сегодняшний день увеличилось количество творческих программ, поэтому в работе координатора появились новые направления: отслеживание исследовательских программ, подготовка и отправка ученических проектов в соответствии с требованиями.

Анализ научных программ позволяет информировать учителей и учеников о возможности участия в тех или иных проектах.

Главными конкурсами, к которым готовились ноугимы, стали региональная научно-практическая конференция «Шаг

Координация исследовательской деятельности учащихся гимназии

Никитюк Татьяна Валерьевна

в будущее. Сибирь» (город Усолье-Сибирское) и областная НПК «В мир творчества, в мир науки»; открылось региональное представительство программы «Шаг в будущее» в Саянске. Поэтому сфера деятельности координатора значительно расширилась: основное исследование ведут с учениками учителя, а координатор отслеживает его ход (не контролирует, а корректирует). Примером такой координации становится предварительное прослушивание работ, на которых формулируются специальные «детские» вопросы, для того чтобы сам ученик мог осознать и доступно объяснить актуальность своего исследования, рассказать о его этапах, итогах. При этом результаты работы по таким вопросам тем лучше, чем дальше сам координатор от предмета исследования. Это подтверждает мой опыт: я филолог, но корректировать ход работ по литературоведению или языкознанию мне сложнее, потому что сложно задать тот самый «детский» вопрос.

Исследовательской деятельностью в МОУ «Гимназия № 1» занимаются учащиеся с 3-го по 11-й класс. Координатор работает с тремя группами:

• ученики прогимназии (3-4-е классы, их бывает 10-12 человек);

• ученики 5-8-х классов, т.н. «юниоры»;

• ученики 9-11-хклассов, старшеклассники.

В работе координатора существуют общие задачи для всех возрастных групп:

• выбор темы исследования, ее конкретизация;

• подготовка представления работы на уровне гимназии, города, школы;

• отслеживание конкурсов, интеллектуальных программ, порядка участия в них;

• поиск методов стимулирования исследователей, учителей. Координатор выстраивает работу творческого коллекти-

ваученик - родитель - учитель в качестве стороннего наблюдателя, контролирующего лица.

На первой ступени важны консультации для учителей и родителей: происходит отбор наиболее актуальных, интересных тем для исследования, максимальная конкретизация темы. Примером может послужить работа ученицы 2-го класса, которая подобрала 80-страничный фолиант энциклопедических статей, статей из интернета, посвященных фиалкам. После ряда консультаций предмет исследований был конкретизирован: девочка описала фиалки, которые росли у нее дома, при помощи уже собранного материала определила их сорта, провела эксперименты, выявила наиболее благоприятные условия для произрастания данных растений в квартире.

Работа с родителями сводится к консультациям по отбору материала и направлена на преодоление их желания найти максимально возможное количество источников, понятных или непонятных юному исследователю.

Практика организации исследовательской деятельности

Опыт регионов

В гимназии обучается около 750 учащихся, из них исследовательской деятельностью заняты ежегодно от 70 до 100 учеников: 10-12 человек на первой ступени, 30-40 на второй; 30-40 -натретьей (9-11-й классы).

Направление исследований во многом зависит от года обучения, вновь введенного предмета, при этом наблюдается достаточно распространенное явление, когда ученик приносит в жертву утилитарным возможностям свои интересы, ранее сделанные наработки.

На первой ступени тематика исследований во многом определяется интересами и возможностями родителей, учителя. Основные направления исследований:

1) узкопредметные (математика, русский язык, история, естествознание);

2) межпредметные (встречаются реже) - обычно это сочетание технологии с историей, естествознанием, поэтому данные исследования могут носить и проектный характер;

3) предметы, не входящие в обязательный перечень: психология, краеведение, нумизматика и т.д.

Среди исследований на этой ступени, конечно, больше реферативных работ, однако встречаются и интересные исследования и проекты: «Фиалки в моем доме», «Мои дедушки», «Оригами для украшения домашних праздников», «География нашего класса: кто откуда родом?», «Русский сарафан». С большим интересом ребята относятся к изучению своей семьи, своего города, своих близких, домашних любимцев.

В начале учебного года для учителей начальной школы проводится специальная консультация, на которой определяются наиболее актуальные темы для исследований: темы отбираются по положениям о конкурсах исследовательских работ, НПК различного уровня; программам, по которым ведется обучение в начальной школе.

На второй ступени обучения ученики 5-8-х классов выбирают темы исследования как с помощью учителя и родителей, так и самостоятельно. Тематика исследований на этом этапе самая разнообразная. Появляются работы, выполненные по итогам посещения специальных курсов, факультативов; делаются проекты в рамках разных творческих программ, в частности программ «Байкальское кольцо», «Человек в истории XX века».

Старшеклассники значительно меняют направление своих исследовательских интересов в сторону предметов, связанных с их будущей профессией. Утилитарный подход к выбору ими тем для исследований вполне объясним: работа в старших классах становится не только формой самореализации, но и стартовой площадкой для будущего, тем более что участие в конференциях, организуемых высшими учебными заведениями, дает возможность получить консультацию преподавателей вуза. Так, в результате сотрудничества с программой «Шаг в будущее»

Координация исследовательской деятельности учащихся гимназии

Никитюк Татьяна Валерьевна

выпускники нашей гимназии Любовь Малькевич и Семен Жа-бинский получили персональные приглашения в Иркутский государственный университет на избранные ими факультеты, химический и исторический, при этом оба продолжают исследования по выбранным направлениям уже в вузе.

Важной частью работы координатора является консультирование родителей. На начальном этапе исследований родители чаще всего - союзники, хотя и здесь возникают некоторые трудности: родительские амбиции, завышенные требования к ребенку, большее внимание к внешнему оформлению работы, чем к содержанию, стремление сделать работу за ребенка. Во время индивидуальных консультаций приходиться разъяснять родителям психологические особенности их детей, по которым они не должны (хотя некоторые и могут) делать самостоятельные выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

В среднем и старшем звене количество индивидуальных консультаций с родителями заметно сокращается, дети становятся более самостоятельными в исследовательской деятельности, хотя и здесь не обходится без подводных камней. Представление ученических работ на уровне более высоком, чем уровень школы или города, требует определенных материальных затрат, на которые готовы пойти не все родители. Еще одна проблема - гиперопека со стороны некоторых мам и пап: вмешательство в ход исследования, запрет на выступления ребенка с презентацией проекта (как способ оградить от психологической травмы в случае поражения) и т.п. Индивидуальные собеседования в данном случае помогают мало, в некоторых случаях приходится ограничивать участие такого ребенка в научно-практических конференциях.

Однако родители могут выступать в качестве научных руководителей, соруководителей и консультантов. Такое сотрудничество мы считаем наиболее важным.

Работа координатора дает возможность выстроить систему исследовательской деятельности в образовательном учреждении, позволяет ориентироваться не только на одаренного, но и на мотивированного ученика. Ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.