Таким образом, «Справочник по математике для 5-6 классов» может стать эффективным инструментов формирования теоретического мышления у подростков.
Литература
1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
2. Зак А.З. Как определить уровень развития мышления школьника. - М.: Знание М, 1982. - 92 с.
3. Концепция развивающего обучения в основной школе. Учебные программы (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) / Сост. А.Б. Воронцов. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009. - 448 с.
4. Горбов С.Ф., Заславский В.М., Захарова О.А., Морозова А.В., Табачникова Н.Л. Математика. 5-6 классы: Учебная программа // Концепция развивающего обучения в основной школе. Учебные программы (Система Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдова) / сост. А.Б. Воронцов. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009. - С. 248- 263.
5. Эльконин Б.Д., Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Подростковый этап школьного образования в системе Эльконина -
Давыдова // Вопросы образования. - 2004. - №3. - С. 118 - 142.
Базаргуруева Галина Цырендоржиевна, учитель математики высшей категории, МОУ «Агинская общеобразовательная школа №1».
Bazargurueva Galina Tsyrendorzhievna, teacher of mathematics of the highest category, Aginsk school №1.
687000, Забайкальский край, пос. Агинское,e-mail: [email protected]
УДК 373.5.016 Ц.Р. Базаров
Управление исследовательской деятельностью старшеклассников в сельской школе
Статья посвящена включению учащихся в творческую деятельность, что дает возможность саморазвитию личности. Автор последовательно рассматривает принципы, цели и задачи исследовательской деятельности учащихся, что позволяет ее систематизировать.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, саморазвитие личности.
Ts.R. Bazarov
The control of research activity of senior pupils of rural schools
The article is devoted to the integration of pupils in creative activity, that enables self-development of personality. The author consistently examines the principles, aims and objectives of the pupils’ research activity, which allows to organize it.
Key words: research activity, self-development of a person.
В современных условиях общество (как в нашей стране, так и во всем мире) претерпевает существенные изменения. Поэтому и перед школой ставятся более сложные задачи, среди которых -всестороннее развитие личности в процессе обучения, в том числе и на основе активизации исследовательской деятельности учащихся, что является одной из важнейших предпосылок в формировании и развитии творческого потенциала человека. Формирование исследовательской позиции учащихся - задача нелегкая.
Одним из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям, является развитие потребности в поисковой активности. На первоначальном этапе готовности учеников к данному виду деятельности возникают чувство удивления и желание понять нестандартный вопрос.
Организации научно-исследовательской деятельности в Гаргинской средней школе Курумканского района предшествовала большая организационно-методическая работа, направленная на создание условий включения учащегося в творческую деятельность.
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся имеет ряд особенностей:
а) научно-исследовательская деятельность учащихся организуется в общеобразовательной среде и направлена на формирование и развитие навыков коммуникативной компетенции каждого обучающегося в соответствии с избранной им индивидуальной траекторией развития;
б) руководителем исследовательской деятельности может быть учитель, ученик старших классов, привлеченный специалист. Руководитель разрабатывает возможные направления исследовательской, регулирует с учеником тему, сроки выполнения работы, организует работу, форму защиты;
в) темы исследовательских работ могут иметь как предметный, так и надпредметный характер. Их подбор обусловлен актуальностью и личной значимостью решаемых задач, уровнем доступности задач для учащихся, возможностью совместить замысел с воплощением в отведенные для реализации сроки;
г) научно-исследовательская работа в школе ведется учащимся либо индивидуально, либо в составе группы, формируемой из двух и более учащихся и научного руководителя проекта (научного консультанта). Состав группы разработчиков обусловлен степенью технологической сложности работы и уровнем квалификации (специализации) членов группы. В работе руководствуются в планом-графиком, составляемым на основе задания или решаемой проблемы;
д) научно-исследовательская работа завершается его публичной защитой. Защиту проводит аттестационная комиссия, состав которой определяется приказом директора школы.
Успех любой деятельности в большей мере зависит от мотивации. Известно, что без мотивации возможна лишь малоэффективная деятельность по принуждению. Чаще всего на уроке учитель использует возможности внешней мотивации (принцип наглядности, обеспечивающий интерес к предмету и т.д.), формирование же внутренней мотивации - проблема довольно сложная, но именно она является необходимым условием для успешного пути от незнания к знанию. Психология познания различает четыре вида внутренней мотивации:
- мотивация на результат (обучающийся ориентирован на результаты деятельности);
- мотивация на процесс (обучающийся заинтересован самим процессом деятельности);
- мотивация на оценку (обучающийся заинтересован в получении хорошей оценки);
- мотивация во избежание неприятностей (обучающемуся абсолютно не важен результат, но ему хочется не иметь неприятностей со стороны родителей, учителей и т.д.) (1).
Наши наблюдения показали, что очень часто в обучающимся можно видеть сочетание различных видов внутренней мотивации.
Разумеется, наиболее значимы для успешной познавательной деятельности две первые мотивации: на результат и процесс деятельности. Особенно значима в технологическом отношении вторая из названных видов мотивации, поскольку она напрямую зависит от используемых технологий обучения. Если используемые технологии создают условия для личной заинтересованности ученика не только в конечном результате его деятельности, но и в самом процессе его достижения, и если сама эта деятельность становится личностно значима для ученика, то есть все основания утверждать, что будет формироваться внутренняя мотивация деятельности.
Научно-исследовательская работа позволяет учителю открыть способности ученика к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и, зачастую, побуждает самооткрытие гимназистом собственных способностей и возможностей как первая ступень к самореализации личности. Научноисследовательская деятельность школьников, как показывает эксперимент, не возникает в школе сама по себе. Необходимыми условиями ее осуществления является, на наш взгляд, следующее:
- готовность школьников к этому виду работы;
- желание и готовность учителей руководить этим видом деятельности.
Учителя, таким образом, берут на себя новую функцию - руководителя научноисследовательской деятельности школьника.
Задачами учителя являются выбор проблемной области, постановка задач, формулировка темы, идеи и разработка сценария проекта; составление краткой аннотации создаваемого проекта, определение конечного вида продукта, его назначения и круга пользователей; координация деятельности участников проекта, обеспечение постоянного контроля за ходом и сроками производимых работ; постоянное повышение профессионализма через самообразование и участие в работе творческих семинаров, в системом использовании на уроках всех способов научного познания.
На начальном этапе создания системы организации научно-исследовательской деятельности в школе мы разработали технологию овладения учащимися исследовательскими умениями и навыками. Она, во-первых, характеризуется тем, что школьники со 2 по 11 класс принимают участие в ней, во-вторых, охватывает не отдельные предметы, а практически все, которые входят в учебный
план школы, следовательно, эта технология носит системный подход как по форме ее построения, так и по содержанию.
В своей работе по организации научно-исследовательской деятельности учащихся в школе мы разработали и руководствуемся следующими нормативно-правовыми документами: положением о научно-исследовательском обществе учащихся, положением о совете научного исследования учащихся (НИУ), положением об исследовательской и проектной работе, планом работы НИУ, планом заседаний совета НИУ.
План работы НИУ* Таблица
Наименование мероприятия Сроки Ответственные Примечание
Консультации с преподавателями, руководителями научноисследовательских работ по вопросам организации научноисследовательской и проектной работы в школе каждый первый понедельник месяца замдиректора по НМР Вопросы организации исследовательской и проектной работы учащихся. Нормативные документы по организации научноисследовательской и проектной работы
Научно-методический семинар учителей школы сентябрь, январь замдиректора по НМР Практическое занятие по организации научноисследовательской деятельности учащихся
Проведение теоретического семинара «Основы проектной деятельности учащихся сентябрь замдиректора по НМР Методические рекомендации по организации проектной деятельности
Организация работы школьной научнопрактической конференции «Шаг в будущее» январь замдиректора по НМР Разработка положения о школьной научнопрактической конференции «Шаг в будущее»
I Межшкольная научнопрактическая конференция «Шаг в будущее» март замдиректора по НМР Организация работы секций по плану
Участие в республиканских и всероссийский конкурсах исследовательских и проектных работ, в течение учебного года Представление положений о конкурсах и олимпиадах. Поиск информации в сети
олимпиадах различных уровней и творческих конкурсах Интернет
Защита проектов. Подведение итогов. май замдиректора по НМР, руководители НИР Награждение. Анализ работы по организации научноисследовательской работы учащихся
*Составлен вместе с детьми
Таким образом, при организации исследовательской работы учащиеся знакомятся с основами всех наук, изучающих мир, человека в нем, узнают о том, что каждая наука имеет свою логику, предмет и объект исследования, «белые пятна», которые еще предстоит исследовать, и уже активно включаются на уроке в продуктивную деятельность.
У детей формируются умения оформить эмпирический материал в тезисы, таблицы, графики, провести анализ, сделать выводы, постигается методика публичных выступлений, делового общения, способность поставить и описать эксперимент. Исследовательская деятельность учащихся направлена на то, чтобы будущий специалист принимал участие в научной деятельности, умел формировать концепцию, выдвигать гипотезы, строить систему тезисов и доказательств, правильно и логично мыслить как по форме, так и по содержанию, умел защищать свои идеи и отстаивать их в той социальной среде, где будет протекать его жизнедеятельность.
Литература:
1. Базаров Ц.Р., Базарова Е.Г. Организация научно-исследовательской работы сельских школьников. - Улан-Удэ, 2009. -140 с.
2. Гарипов М.И., Хамидуллина Л.К. Психолого-социологические исследования в образовательном учреждении: Программа и учеб. пособие по спецкурсу. - Уфа: Изд-во Башк. гос. пед. ин-та, 1998. - 140 с.
3. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. - М.: Педагогика, 1982. - 160 с.
4. Научные работы: Методика подготовки и оформления /сост. И.Н.Кузнецов. - Мн.: Амалфея, 1998. - 272 с.
5. Скалкова Я. Методология и методика педагогического исследования/ пер. с чешск. - М.: Педагогика, 1989. - 224 с.
6. Сорокин Н.А. Дипломные работы в педагогических вузах: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.:
Просвещение, 1986. -128 с.
Базаров Цырен Раднаевич, кандидат педагогических наук, доцент, Бурятский государственный университет.
Bazarov Tsyren Radnaevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor of Burayt State University.
Россия, 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, e-mail: [email protected].