Ольга Юрьевна Ипатьева,
кандидат педагогических наук,
отличник народного просвещения РФ, заместитель директора понаучно-методи-ческой работе Городской классической гимназии г. Якутска.
В 1941 г. в Якутске, на проспекте Ленина распахнула свои двери первая каменная школа в городе - школа № 8. За прошедшие годы было выпущено большое число выпускников, многие из которых стали выдающимися учеными, государственными деятелями, известными врачами, юристами, предпринимателями и т.д. В 2003 г. школа № 8 была переименована в Городскую классическую гимназию и сегодня продолжает традиции образования и воспитания, которые сложились в ней за многие годы.
Современная модель образования, направленная на решение задач инновационного развития экономики, предполагает формирование у школьников практических навыков, умений ориентироваться в информационном пространстве, создавать и реализовывать собственные проекты. Инновационное развитие страны требует, чтобы к 2015 г. все учебные программы и методы обучения были обновлены. Акцент переносится на воспитание творческой личности, способной самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, чётко планировать свои действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытой для новых контактов и культурных связей.
Исходя из этого, одной из задач современной гимназии является подготовка выпускников, способных к
О.Ю. Ипатьева
исследовательской деятельности в различных областях знаний. Однако при реализации этой задачи следует учитывать требования возрастной психологии, накладывающей определенные ограничения на исследовательскую деятельность учащихся. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу. Чрезмерный объем работы и ее специализация, приводят к уходу в узкую предметную область и могут нанести вред общему образованию, которое безусловно, является главной задачей школы. Поэтому далеко не каждая исследовательская тема, привнесенная из науки, пригодна для реализации в ученических работах.
Педагогический коллектив Городской классической гимназии, ставя перед собой задачу формирования творческой личности, выстраивает целостную систему подготовки гимназистов. В соответствии с ней, исследовательская деятельность включена в курсы, входящие в базисный учебный план (элементы проведения исследований школьниками в рамках государственных программ по основным предметам), в часы гимназического компонента (элективные курсы по методологии проведения и истории научных исследований), а также в блок дополнительного образования (групповые теоретические и практи-
На фото вверху - новое здание Городской классической гимназии г. Якутска, построенное в 2006г.
Жюри научно-практической конференции школьников«Шаг в будущее» (Якут ск, 2009 г.). На переднем плане слева направо: д.б.н. М.М. Черосов; зам. директ ора по научно-мет одической работе гимназии, к.п.н. О.Ю. Ипатьева; преподават ель Педагогического инстит ута ЯГУ им. М.К. Амосова, к.п.н. О.П. Осипова; психолог гимназии, к.психол.н. Н.М. Фостик.
ческие занятия по отдельным тематическим направлениям, индивидуальные занятия и консультации по темам выполняемых исследований) и в систему самостоятельных исследований, проводимых в сотрудничестве с высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими институтами г. Якутска.
Психологические исследования показывают, что ранняя творческая деятельность положительно влияет на развитие интеллектуальных, творческих способностей и позитивных качеств личности ребенка. Разработанный учителем начальных классов нашей гимназии Л.Н. Бурнашевой элективный курс «Я - исследователь», задания поискового и творческого характера, методы проблемного обучения, широко применяемые всеми учителями начальных классов, формируют у младших школьников умение ставить перед собой задачу, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить полученные знания, умения и навыки на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий. Необходимо отметить, что этот вид деятельности интересен не только школьникам, но и их родителям, которые вносят определенную лепту своего интеллектуального труда в исследовательскую работу детей. Об этом свидетельствуют результаты ежегодной научно-практической конференции учащихся начальных классов «Мир вокруг нас», проводимой в нашей гимназии.
Школьники средних и старших классов активно участвуют в работе научного общества «Искатель». На его заседаниях рассматриваются вопросы методологии проведения исследований, формируются навыки работы с научной и справочной литературой, совершенствуется культура публичных выступлений. Большую роль в этом вопросе играет спецкурс «Основы научно-исследовательской деятельности», который на протяжении ряда лет ведет доктор биологических наук М.М. Черосов.
Развитию исследовательских навыков способствуют и творческие экзамены, проводимые в восьмом и десятом классах гимназии, на которых каждый ученик представляет свою исследовательскую работу по любой выбранной им теме. По результатам творческих экзаменов лучшие работы рекомендуются на гимназические и городские научно-практические конференции.
Но основная нагрузка в оказании методологической помощи ученику ложится, конечно, на педагога. Учителя, таким образом, берут на себя ещё одну функцию - руководителя научно-исследовательской работы. Организация и проведение этой деятельности позволяет учителю открыть способности ребенка к тому или иному предмету. Так возникает тесный тандем учителя и ученика, обеспечивающий успешное продвижение по пути научного исследования.
Следует отметить плодотворную работу по организации исследовательской деятельности в нашей гимназии кандидата педагогических наук А.Н. Борисовой. Так, гимназист Александр Меженов за работу «Проблемы безопасного
От личник образования РС(Я) Т.Д. Кот ова
(третья слева) с дипломантами Республиканской научно-практической конференции «Шаг в будущее» 2009 г. по секции общественных наук, учениками 11 класса Кат ериной Рудых и Викт орией Андреевой и дипломант ом Выездной Социологической школы-2008 Алексеем Алексеевым.
хранения, сбора и утилизации люминесцентных ламп», выполненную под её руководством, был удостоен звания лауреата на республиканской научно-практической конференции «Шаг в будущее», диплома II степени на всероссийской подобной конференции и диплома III степени - на международной НПК школьников на Тайване. В 2009 г. работа «Проблемы авиационного шума на территориях, прилегающих к аэропорту "Якутск"», выполненная учеником 8 класса Андреем Ларионовым под руководством А.Н. Борисовой, удостоена диплома I степени на республиканской НПК «Шаг в будущее».
Над социально-значимыми научно-исследовательскими темами работают гимназисты под руководством учителей по истории и обществознанию. Проект ученика 11 класса Алексея Алексеева «Социальные сервисные центры как форма социальной работы с населением», выполненный под руководством Т.Д. Котовой, удостоен в 2009 г диплома I степени на конференции школьников в Москве (проводился Высшей школой экономики), а исследовательская работа ее учениц Катерины Рудых и Виктории Андреевой «Особенности политической социализации учащихся среднего и старшего звена на примере школ г. Якутска» - диплома II степени на республиканской конференции «Шаг в будущее» (2009 г.). Интересные исследовательские работы по истории своей семьи в контексте истории страны и республики выполняют ученики педагогов Е.Н. Соловьевой и А.С. Слепцовой.
Кандидат педагогических наук, от личник образования РС(Я), почетный работник общего образования РФ А.Н. Борисова и дипломант Республиканской научно-практической конференции «Шаг в будущее» 2009 г. по секции экологических наук, ученик 8 класса Андрей Ларионов.
Занятие в научном обществе учащихся «Искат ель» проводит учит ель физики, от личник образования РС(Я), почетный работник общего образования РФ, Соросовский учит ель Н.В. Павлова.
Развитие исследовательских умений и навыков занимает особое место при изучении естественнонаучных дисциплин. Так, целенаправленная работа по организации научных исследований школьников является одним из основных направлений в деятельности учителя физики Н.В. Павловой. «Физические свойства биологических систем (на примере комнатных растений)», «Загадки окаменевших останков животных», «Меандры рек», «Цвет. Его роль в жизни человека», «Исследование физических свойств кристаллов» - вот далеко неполный список работ, выполненных учениками гимназии под руководством Надежды Васильевны и отмеченных дипломами на городских и республиканских научно-практических конференциях школьников.
Участие в исследовательской работе -это первый шаг гимназиста к научной деятельности. Навыки, полученные в этой работе, помогают, по мнению выпускников, в будущем успешно справляться с курсовыми и дипломными работами, уверенно чувствовать себя на семинарах и научных конференциях, не бояться публичных выступлений, отстаивать собственные мнение и позицию.
Можно смело сказать, что на сегодняшний день научно-исследовательская деятельность, став неотъемлемой частью содержания гимназического образования, является устойчивой формой образовательно-воспитательного процесса в классической гимназии г Якутска.