Из опыта организации учебно-исследовательской деятельности в гимназии
Цветкова
Наталия Викторовна,
кандидат
психологических наук, педагог-психолог, учитель основ проектирования гимназии № 1, г. Кирово-Чепецк Кировской области
Успех экспериментальной деятельности, проводимой в гимназии города Кирово-Чепецка, о которой читатель узнает из материала данной статьи, во многом объясняется продуманностью структуры организации исследовательской деятельности. В гимназии созданы организационная модель участия педагогов в данной деятельности, система подготовки учителей к руководству ученическими исследованиями, налажено сотрудничество с вузами, работает гимназическое научное общество. В рамках урочного блока обучение исследовательской деятельности ведется в ходе преподавания предмета «Основы проектирования».
Гимназия № 1 города Кирово-Чепецка - первая гимназия в Кировской области. Она была создана в 1990 году на базе обычной средней школы. Сегодня в гимназии 31 класс, около 750 учащихся. В соответствии с Уставом ведется обучение детей с повышенными умственными способностями.
С момента своего образования гимназия работает в режиме эксперимента. В 1991 году началось внедрение дидактической системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдова в начальной школе. В 1997 году на базе гимназии была создана региональная экспериментальная площадка департамента Кировской области «Разработка и внедрение методов развивающего обучения в средних и старших классах общеобразовательных школ». С 2003 года ведется работа по теме «Информационные технологии как средство повышения качества развивающего образования в общеобразовательных учреждениях» в рамках региональной, с 2006 года - в рамках федеральной экспериментальной площадки Министерства образования и науки РФ. Гимназия - победитель Всероссийского конкурса «Лучшие школы России-2005», национального проекта «Образование» в 2006 и 2007 годах.
Исследовательская и проектная деятельность естественно вписывается в систему развивающего обучения (РО) Эльконина - Давыдова. В соответствии с его идеями работа в начальной школе строится на основе организации совместной учебной деятельности, которая носит квазиисследовательский характер. В основной школе поисково-исследовательский характер обучения призвана сохранять учебно-исследовательская и проектная деятельность, представляющая собой «общую ориентировку в ситуации, экспериментальные пробы, целеориентиро-
Из опыта организации учебно-исследовательской деятельности в гимназии
Цветкова Наталия Викторовна
ванный поиск, не жестко структурированное обследование» (В.И. Слободчиков)1.
В процессе выполнения работы перед юными исследователями открываются все новые стороны бытия, происходит более или менее глубокое осмысление жизни. Такое осмысление сопровождает человека на всем протяжении его жизненного пути и образует «самое сокровенное и основное содержание его существа». По мнению С.Л. Рубинштейна, «способность, вырабатывающаяся в ходе жизни у некоторых людей, осмыслить свою жизнь в большом плане и распознать то, что в ней подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить сами задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем, - это нечто, бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний, это драгоценное и редкое свойство - мудрость»2.
Исследовательская деятельность в гимназии проводится с 1999 года, когда были организованы первые гимназические академические чтения, по результатам которых три работы были рекомендованы для участия в III Региональном Конгрессе молодых исследователей «Шаг в будущее» (город Киров). Все рекомендованные работы были одобрены экспертным советом и включены в программу конгресса.
В структуре исследовательской деятельности можно выделить три блока: административный, внеурочный, урочный. Остановимся на них подробнее.
Вдохновителем и организатором исследовательского движения в гимназии является заместитель директора по научно-методической работе, заслуженный учитель РФ Р.В. Бессолицына. Усилиями этого неравнодушного и чуткого к новым идеям человека был создан административный ресурс, обеспечивающий условия для исследовательской деятельности в инновационном учебном учреждении. На сегодняшний день к таким условиям относятся:
1. Локальный акт об учебно-исследовательской (в старой редакции - научно-исследовательской) работе учащихся в гимназии № 1 города Кирово-Чепецка; Положение о гимназическом научном обществе учащихся («Гимназической Академии наук» - ГАН); Положение о Гимназических академических чтениях учащихся.
2. Создание организационной модели участия педагогов в исследовательской деятельности и мотивации их эффективной работы в данном направлении.
В соответствии с существующими Положениями гимназист, который определил тему исследования, и его руководитель в начале года пишут заявления заместителю директора по научно-методической работе. В заявлении указывается рабочее название исследовательской темы и дается ее краткое обосно-
Слободчиков В.И. Антропология образования: ее возможности и действительность // Исследовательская деятельность учащихся. -2007.-№1.-С. 6-14.
2
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. II. - М.: Педагогика, 1989. - С. 244.
вание. Следующим шагом является заключение договора на выполнение исследовательских и технологических работ между Заказчиком - Гимназией и Исполнителем - Учителем. Договор предусматривает выполнение определенного перечня работ в установленные сроки. Учителю выделяются часы для включения в тарификацию на текущий учебный год. В соответствии с договором Заказчик, исходя из результатов промежуточного отчета Исполнителя, в конце первого полугодия имеет право снять или уменьшить количество часов на второе полугодие.
Эффективность работы учителя в качестве руководителя учебного исследования определяется по нескольким критериям, к которым относятся: воспитательный и дидактический результат, исполнительская дисциплина, перспективность и актуальность выбранной темы, уровень (гимназический, муниципальный, региональный, всероссийский или международный) и итоги презентации (призовые места, лауреатские звания и т.п.) исследовательской работы или проекта. Результативность деятельности учителя как руководителя лежит в основе определения того количества часов, которое ему может быть предложено на следующий учебный год.
Следует отметить, что вопрос о критериях оценивания эффективности деятельности учителя в качестве руководителя учебного исследования или проекта - один из самых сложных и спорных, его разработка еще далеко не завершена.
Идет привлечение научных кадров из Вятского государственного гуманитарного университета в качестве руководителей исследовательских работ учащихся и консультантов. Результатом такого сотрудничества ученых и гимназистов является достаточно высокий научный и методологический уровень работ учащихся, который подтверждается участием в региональных и российских конкурсах, а также поступлением в вузы мотивированных и готовых к занятиям научными исследованиями детей. Так, практически каждый год кто-либо из гимназистов становится студентом одного из кировских вузов по результатам конгресса юных исследователей «Шаг в будущее». И этот шаг становится возможным благодаря созданным в гимназии условиям для развития познавательного и научного интереса.
Создаются условия для повышения исследовательской компетентности учителя. Залогом эффективной работы творческого союза учителя и ученика является методическая и методологическая грамотность наставника. Поэтому администрация гимназии организует методическую учебу, специальные семинары, практикумы для учителей, которые руководят исследованиями учащихся. Для этой работы также привлекаются квалифицированные научные кадры.
Внеурочный блок. Первые опыты организации исследовательской деятельности учащихся относятся именно к внеу-
Координация исследовательской деятельности учащихся гимназии
Никитюк Татьяна Валерьевна
рочной сфере. Собственно исследовательская работа не была самоцелью, она служила «оболочкой» для освоения знаний3 по определенному предмету, выходила за рамки урока или проводилась на предметном факультативе.
Деятельность Гимназического научного общества является главной составляющей внеурочного блока.
В соответствии с положением, о котором упоминалось выше, «научное общество гимназистов или «Гимназическая Академия наук» (ГАН) Гимназии № 1 города Кирово-Чепецка является добровольным, неполитическим, научно-творческим объединением гимназистов 1-11 классов, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной учебной, научной области, развивать свои интеллектуальные способности, обогащать социальный опыт, приобретать умения и навыки учебно-исследовательской, научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности под руководством консультантов: учителей гимназии, ученых - преподавателей вузов, творческих работников».
В структуре ГАН существуют два отделения - Большая академия наук (учащиеся 6-11-х классов) и Малая академия наук (1-5-й классы).
Координацию деятельности ГАН и Большой академии наук осуществляет заместитель директора по научно-методической работе, Малой академии наук - заместитель директора по дошкольному и начальномугимназическому образованию, они же-Ученые секретари Малой и Большой академий. Большая академия наук состоит из малых университетов: лингвистического, гуманитарного, естественно-математического, технического. В настоящее время Малая академия наук объединяет более тридцати гимназистов, и в феврале этого года на базе гимназии уже в третий раз проходил региональный этап Всероссийского конкурса «Я - исследователь».
Главным органом ГАН является общее собрание членов, которое проводится один раз в год. На нем избирается прямым тайным голосованием Президент Академии и вице-президенты. Для членов Академии устанавливаются следующие академические звания:
• «Почетный академик» - для участников международных конкурсов, призеров российских конкурсов,
• «Академик» - для участников всероссийских конкурсов, призеров региональных, областных конкурсов,
• «Магистр» - для участников региональных, областных конкурсов, победителей городских конкурсов,
• «Бакалавр» - для неоднократных участников заочных конкурсов различного уровня, участников городских конкурсов и гимназических академических чтений.
Все юные исследователи получают соответствующие удостоверения и нагрудный знак Гимназической академии наук.
3
Битянова М.Р. Триумфальное возвращение// Школьный психолог. -2007. - № 23. - С. 4-5.
4
Обухов А.С. Введение в психологическое исследование // Исследовательская деятельность учащихся. - 2006. -№1, №3,№4; 2007.-№1.
В январе каждого года традиционно проходят Малые и Большие Гимназические академические чтения, по результатам которых издаются сборники лучших исследовательских работ членов Гимназической академии.
Идет работа факультатива «Учебное исследование», где гимназисты учатся методам и приемам научного исследования.
Урочный блок. С 2005 года в учебный план гимназии № 1 введен предмет «Основы проектирования» как региональный компонент содержания образования. Обучение ведется в 10-х и 11-х классах. Образовательной платформой служат учебные курсы технологии (5-7-е классы), риторики (2-7-е классы), интегрированный курс «МХК и информационные технологии» (8-10-е классы). Особенность названных учебных предметов заключается в том, что исследование и проектирование предстают здесь как формы организации урока. Например, зачетной итоговой работой по курсу риторики становится исследование своей родословной, по интегрированному курсу «МХК и информационные технологии» -буклет, презентация, сайт.
Преподавание основ проектирования ведется по авторской программе, которая состоит из нескольких модулей. В 10-м классе в первом полугодии учащиеся знакомятся с методологией исследовательской и проектной деятельности (методологический модуль), во втором полугодии проводятся параллельные модули «Психологические основы самопрезентации» (психолог гимназии) и «Школа риторического мастерства» (учитель риторики).
Обязательным условием является выполнение учащимися исследовательской или проектной работы по выбранной теме. Итогом первого года обучения становится публичная защита своей работы на заключительной конференции в мае. Для работы конференции отводится целый учебный день, защита работ проводится по секциям.
В 11-м классе учащийся может продолжить работу над прежней темой или выбрать новую. Чрезвычайная занятость наших одиннадцатиклассников подготовкой к выпускным и вступительным экзаменам затрудняет глубокое погружение в новую тему и качественную ее разработку. С другой стороны, более экономичное с этой точки зрения углубление в выбранную ранее тему обедняет исследовательское поведение, не дает ученику представления о специфике других типов работ (например, работы естественно-научного направления разительно отличаются от работ гуманитарных). Для того чтобы преодолеть это противоречие, мы включаем в программу основ проектирования для 11-го класса следующие модули:
1. Социально-психологическое исследование (первая учебная четверть), в основу которого положена программа A.C. Обухова4. Учащиеся знакомятся с методами социоло-
Из опыта организации учебно-исследовательской деятельности в гимназии
Цветкова Наталия Викторовна
гического и психологического исследования, выполняют работу в этом направлении.
2. Бизнес-проектирование (вторая учебная четверть). Итогом работы по данному модулю является составленный учащимся бизнес-проект.
3. Естественно-научное исследование (третья учебная четверть), в ходе которого гимназисты пробуют себя как естествоиспытатели.
4. Социальное проектирование (четвертая учебная четверть) завершает цикл. Продуктом социального проектирования становятся творческие проекты выпускников, посвященные окончанию гимназии: праздник Последнего звонка, выпуск традиционной стенгазеты и т.п.
Таким образом, курс «Основы проектирования» является для юношей и девушек, стоящих на пороге взрослой жизни, условием развития способности к самосовершенствованию и изменению себя на основе исследования и проектирования как универсальных методов познания себя и выстраивания жизненного пути.Ш