Координация деятельности правоохранительных органов как функция Г енерального прокурора и подчиненных ему прокуроров
Алферов К. И.
Алферов Константин Игоревич /Alferov Konstantin Igorevich - студент 3 курса,
магистратура ЗФО,
Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации,
Крымский юридический институт (филиал) г. Симферополь, Республика Крым
Аннотация: в статье анализируется координация деятельности
правоохранительных органов.
Abstract: the article analyzes the coordination of the activities of law enforcement agencies.
Ключевые слова: координация, прокуратура, прокурор, правоохранительные органы.
Keywords: coordination, the prosecution, the prosecutor, law enforcement authorities.
Эффективно противостоять проявлениям преступности можно, как известно, только согласованными действиями всех институтов государства и общества. Обеспечить необходимый уровень согласованности призвана координация [3].
Деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью координируют Генеральный прокурор Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, городов, районов и другие территориальные прокуроры, а также приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры [2].
Рассмотрев сущность координации правоохранительных органов, ее цели, исторические аспекты ее становления, изучив опыт координации правоохранительных органов в странах постсоветского пространства и Запада можно сделать вывод о важности данного направления деятельности прокуратуры и о том, что оно заслуживает отдельного внимания и изучения.
Осуществление прокуратурой координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью обеспечивает согласование их усилий по противодействию криминалу, недопущению в этой сфере элементов ведомственной разобщенности и разногласий, что имеет особое значение в условиях роста организованной и профессиональной преступности, усиления монолитности преступного мира.
Большое значение этой функции признаётся как практиками, так и ведущими учёными-правоведами. Проведение судебной и административной реформы, изменения уголовно-процессуального законодательства повлекли активизацию обсуждения профессионалами как необходимости развития теоретических основ координации правоохранительной деятельности [4], так и перспективы практического изменения координационной функции прокуратуры [5].
Наделение прокуроров координационными полномочиями обусловлено правовым положением прокуратуры в системе органов государственной власти, наличием у них обширной и объективной информации о совершенных преступлениях, их раскрываемости, качестве расследования, причинах и условиях, способствующих их совершению, результатах поддержания прокурором государственного обвинения.
Прокуратура, осуществляя надзор за исполнением законов, имеет возможность выявлять недостатки в деятельности органов, которые проводят ОРД, дознание и предварительное следствие, принимать меры, направленные на их устранение. При проведении проверок прокуроры устанавливают среди прочих и такие
нарушения закона, которые создают условия для совершения преступлений. Кроме того, именно прокуратура, осуществляя надзор за исполнением законов органами власти, как по «вертикали», так и по «горизонтали» в силу своих полномочий оказалась наиболее подходящей государственно -правовой структурой для организации координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Положение о координации, так же как и Закон о прокуратуре, не содержит исчерпывающего перечня правоохранительных органов, являющихся участниками координационной деятельности по борьбе с преступностью. Вместе с тем становится общепринятым в теории и на практике отнесение к числу участников этой деятельности тех государственных органов, которые наделены правом осуществления хотя бы одной из следующих функций: дознания,
предварительного следствия, ОРД, прокурорского надзора, исполнения уголовных наказаний, охраны общественного порядка.
Стоит отметить, что, несмотря на всю описанную важность данной функции прокуратуры и на негативный опыт ее отсутствия в 50 -х годах прошлого века и в период становления Прокуратуры Российской Федерации среди специалистов, есть и те, кто считает, что данная функция прокуратуры нуждается в полном упразднении, несмотря на многие недостатки, которые будут рассмотрены в работе. Позже, с этим мнением согласиться сложно.
Координация правоохранительных органов по борьбе с преступностью не только является важной функцией прокуратуры на данный момент, но и должна развиваться с последующим увеличением значимости.
Литература
1. Ко нститу ция РФ.
2. ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».
3. Координация борьбы с преступностью - новый поворот (Мыцыков А. Я.) («Законность», 2011, N 3).
4. Рябцев В. П. Концептуальные аспекты развития координации правоохранительной деятельности. - Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2007, N 2(2).
5. Зарубин В. Нормативное регулирование координационной деятельности по борьбе с преступностью на постсоветском пространстве. - Законность, 2013, N 9.
6. Прокурорский надзор / Под ред. Ю.Е. Винокурова. - 6-е изд., перераб. и доп. -М.: Высшее образование, 2005.
7. Абдрахманова Б. С. Актуальные проблемы по осуществлению прокуратурой координации деятельности правоохранительных органов в Казахстане // Российская юстиция. - 2013. - №11.