Научная статья на тему 'История становления деятельности прокуратуры по координации правоохранительных органов'

История становления деятельности прокуратуры по координации правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
226
78
Поделиться
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОНЯТИЕ КООРДИНАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЗАДАЧИ ПРОКУРАТУРЫ / ИСТОРИЯ КООРДИНАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / COORDINATION ACTIVITIES / THE NOTION OF COORDINATION TASK OF THE PROSECUTOR''S OFFICE / THE HISTORY OF COORDINATION ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алферов Константин Игоревич

Данная статья раскрывает понятие и характеристику правовой природы координационной деятельности органов прокуратуры.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Алферов Константин Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «История становления деятельности прокуратуры по координации правоохранительных органов»

2. Еникеев М. И., Образцов, В. А., Эминов, В. Е. Следственные действия: психология, тактика, технология: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. 2008. 216 с.

3. Рыжаков А. П. Уголовный процесс: Учебное пособие. - С.: Ай Пи Эр Медиа. 2012. 336 с.

4. Манова Н. С. Еще раз о понятии следственного действия // Право. Законодательство. Личность. 2012. № 1 (14). С. 82-85.

5. Россинский С. Б. Понятие и сущность следственных действий в уголовном судопроизводстве: дискуссия продолжается // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 2. С. 16-31.

6. Россинский С. Б. Следственные действия как средства познания обстоятельств уголовного дела // Российский следователь. 2014. № 23. С. 12-17.

7. Семенцов В. А. О соотношении следственных и иных процессуальных действий, предназначенных для собирания доказательств // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 2. С. 39-45

8. Стельмах В. Ю. Понятие и отличительные признаки следственных действий // Российский юридический журнал. 2014. № 2. С. 88-97.

9. Титов П. С. Понятие следственного действия и его признаки // Российский следователь. 2013. № 14. С. 4-6.

10. Шейфер С. А. Система следственных действий: каковы пути ее развития? // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 2. С. 5-16.

История становления деятельности прокуратуры по координации правоохранительных органов Алферов К. И.

Алферов Константин Игоревич /Alferov Konstantin Igorevich - студент, Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации Крымский юридический институт (филиал), г. Симферополь

Аннотация: данная статья раскрывает понятие и характеристику правовой природы координационной деятельности органов прокуратуры. Abstract: this article reveals the notion and description of the legal nature of the coordinating activity of prosecution bodies.

Ключевые слова: координационная деятельность, понятие координационной деятельности, задачи прокуратуры, история координационной деятельности. Keywords: coordination activities, the notion of coordination task of the Prosecutor's office, the history of coordination activities.

Рассматривая историю Российской прокуратуры, чаще всего выделяют следующие основные исторические этапы ее развития: 1772 - 1864 гг. -дореформенная (петровская) прокуратура, 1864 - 1917 гг. - пореформенная прокуратура, 1922 - 1991 гг. - советская прокуратура, с 1991 г. - новая российская прокуратура.

Указом от 12 января 1772 г. «Быть при Сенате генерал-прокурору» была учреждена должность генерал-прокурора для надзора за деятельностью и решениями Сената, а в дальнейшем и система надзора за другими центральными и местными учреждениями. Таким образом, созданная прокуратура была смешанного типа, осуществлявшая тотальный надзор за исполнением законов органами власти, учреждениями и подданными, а также уголовное преследование в суде.

Судебная реформа 1864 г., проведенная Александром II, может считаться моментом рождения координационной деятельности, она привела к выполнению одной основной функции - обеспечению уголовного преследования на следствии и в суде. К полномочиям прокуроров было отнесено наблюдение за работой судебных следователей, присутствие при производстве отдельных следственных действий, право давать необходимые указания об их проведении, контроль за обоснованностью ареста обвиняемых и некоторые другие функции - обеспечения уголовного преследования на следствии и в суде [1].

Координация прокуратурой правоохранительных органов во времена СССР берет начало с первых лет существования Союза Республик.

Советская прокуратура была создана 28.05.1922 г. В соответствии с Положением о прокурорском надзоре в РСФСР на прокуратуру возлагалось непосредственное наблюдение за деятельностью органов дознания за раскрытием преступлений, а также наблюдение за деятельностью органов ГПУ; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. Таким образом, правовые основы координации деятельности правоохранительных органов и закрепление за прокурорами руководящей роли в этой работе были регламентированы в первых законодательных актах об организации и деятельности советской прокуратуры. В Положении о прокурорском надзоре, принятом 28 мая 1922 г. третьей сессией ВЦИК IX созыва, говорилось, что прокуратура учреждается «в целях осуществления надзора за соблюдением законов и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью».

Этим определялись две взаимосвязанные задачи органов прокуратуры: осуществление надзора за соблюдением законов и «постановка», то есть организация скоординированных мер по борьбе с преступностью. Во временной инструкции Народного комиссариата юстиции СССР (1922 г.) губернским прокурорам предписывалось периодически созывать губернские совещания по борьбе с преступностью в составе: прокурора (председатель) и членов совещания, председателя суда, председателя революционного трибунала, заведующего Рабоче -крестьянской инспекции и начальника губернского Объединенного государственного политического управления. Цель губернских совещаний -объединение усилий всех органов по борьбе с преступностью, выработка необходимых мероприятий в этой области и обсуждение вопросов о правильной деятельности исправительно-трудовых учреждений, уголовного розыска и милиции.

В принятом 19.11.1926 г. третьей сессией ВЦИК XII созыва Положении о судопроизводстве РСФСР определялись полномочия государственной прокуратуры по «общему наблюдению и согласованию деятельности всех органов, ведущих борьбу с преступностью», а также «периодический созыв совещаний по борьбе с преступностью».

В период 1926-1930 гг. в практике деятельности правоохранительных органов твердо закрепились сложившиеся на местах формы координации: межведомственные совещания, выработка совместных циркулярных указаний местным органам, обмен информацией о состоянии деятельности своего органа и др. Это давало весьма эффективный результат в борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Однако в начале 30-х гг. координации стало уделяться все меньше внимания, а к 1933 г. координация была вовсе исключена из практики деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью [6]. В Положении о прокурорском надзоре 1933 г. уже не содержалось норм, посвященных координации деятельности правоохранительных органов, а тем более норм, определяющих руководящее положение прокуроров в этой работе. Не нашли отражения эти полномочия прокуроров и в Положении о прокурорском надзоре 1955 г. Впервые после длительного исторического отрезка времени о координации правоохранительных органов в борьбе с преступностью было сказано в

постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 июля 1966 г. «О мерах по усилению борьбы с преступностью». На руководителей органов внутренних дел, прокуратуры и суда была возложена обязанность систематически осуществлять совместные действия по наиболее важным вопросам борьбы с преступностью и укреплению правопорядка в республиках, краях, областях, городах и районах.

Генеральный прокурор СССР, определяя задачи органов прокуратуры, вытекающие из постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 июля 1966 г., в своем приказе № 75 от 30 июля 1966 г. предложил прокурорам республик, краев, областей, городов и районов вместе с органами суда, внутренних дел и госбезопасности систематически анализировать состояние преступности, планировать и осуществлять совместные действия по наиболее важным участкам борьбы с преступностью и укреплению правопорядка. Однако, хотя и была установлена координация деятельности правоохранительных органов как необходимое условие успешной борьбы с преступностью, тем не менее ни в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 июля 1966 г., ни в приказе Генерального прокурора СССР № 75 не было ничего сказано о руководящей роли органов прокуратуры в координации деятельности правоохранительных органов, хотя на практике уже и в те годы органы прокуратуры, в особенности в ее верхних структурных подразделениях, занимали руководящее положение в координации. Руководящая роль органов прокуратуры в координации была впервые определена в постановлении ЦК КПСС от 25 января 1972 г. по Брянской партийной организации. Правоохранительным органам предлагалось создать единый фронт по борьбе с преступностью и иными нарушениями законности, при этом была определена руководящая роль в этом органов прокуратуры [7].

Именно с этого времени и идет отсчет восстановленной руководящей роли органов прокуратуры в координации деятельности органов внутренних дел, суда и юстиции.

В 1973 г. Прокуратура Союза ССР изучила и обобщила складывающуюся на местах практику по осуществлению координации и выполнению прокурорами республик и нижестоящими прокурорами своей руководящей роли. Вопрос о состоянии координации и о методах по ее дальнейшему совершенствованию был обсужден на заседании коллегии Прокуратуры Союза ССР. В итоге обсуждения были выработаны предложения и рекомендации по улучшению этой работы, которые нашли отражение в информационно-методическом письме Прокуратуры ССССР от 12 марта 1973 г. «О координации действий органов прокуратуры с органами внутренних дел, юстиции и судами по борьбе с преступностью» [4].

Важной вехой стало постановление Президиума Верховного Совета СССР от 17.01.1979 г. «О практике применения и соблюдения органами прокуратуры и внутренних дел законодательства об охране правопорядка и борьбе с правонарушениями». В постановлении было обращено внимание на необходимость повышения действенности прокурорского надзора за соблюдением законов в деятельности органов внутренних дел, а также улучшения координации деятельности правоохранительных органов [1].

Во исполнение постановления Президиума Верховного Совета СССР от 17 января 1979 г. Генеральный прокурор СССР издает 22 января 1979 г. приказ № 1, в котором предлагал подчиненным прокурорам всю работу по предупреждению и пресечению нарушений законности и правопорядка проводить на основе комплексного подхода, последовательно укрепляя связи с другими государственными органами, трудовыми коллективами и общественностью.

Таким образом, хотя законодательно руководящая роль органов прокуратуры в координации деятельности правоохранительных органов закреплена не была, тем не менее фактически прокуроры всех звеньев эти полномочия считали обязательными и строго их исполняли.

Правовую регламентацию координация получила в Законе о прокуратуре СССР, принятом Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г. На данном этапе роль прокуратуры в координации правоохранительных органах сохранилась практически без изменений вплоть до развала СССР [3].

Закон РФ от 17 января 1992 г. «О прокуратуре РФ» внес новые походы в прокурорскую практику.

В новейшей истории восстановление такой функции российской прокуратуры, как координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, связано с принятием в 1995 г. Закона о прокуратуре.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важная веха в развитии института координации - принятие Федерального закона от 25.12.2008 г. ФЗ «О противодействии коррупции», в ч. 6 ст. 5 которого координация деятельности органов внутренних дел РФ, федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией возложена на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров.

Можно сделать вывод о существенном расширении предмета координации, осуществляемой прокуратурой в сфере преодоления коррупции по сравнению с другими направлениями борьбы с криминальными явлениями [2].

Литература

1. Зарубин В. Нормативное регулирование координационной деятельности по борьбе с преступностью на постсоветском пространстве // Законность. 2013. № 9. С. 21 - 26.

2. Кобзарев Ф. М. Об особенностях и проблемах организации координационной деятельности прокуратуры по борьбе с коррупцией // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2010. № 3. С. 21 - 26.

3. Голустьян О. А. Прокурорский надзор [Текст]: учебник для ВУЗов / О. А. Голустьян. - М.: Юнити - Дона, Закон и право, 2004. - 256 с.

4. Рябцев В. П. Концептуальные аспекты развития координации правоохранительной деятельности // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2007. № 2(2). С. 67 -71.

5. ФЗ «О прокуратуре».

6. Гладких В. И., Федотов П. В., Шумов Р. Н. Прокурорский надзор. Курс лекций. М.: Эксмо, 2011. 38 с.

7. Князева Е. Г. К вопросу о прокурорском надзоре. Ученые записки юридического факультета РГУ: Сборник научных трудов. Ростов-на-Дону: Проф-Пресс, 2005.