Научная статья на тему 'Кооперация и интеграция в молочнопродуктовом подкомплексе'

Кооперация и интеграция в молочнопродуктовом подкомплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кооперация и интеграция в молочнопродуктовом подкомплексе»

собственную сырьевую базу, организуют различные интеграционные объединения с хозяйствами. Одной из схем взаимовыгодного сотрудничества может стать заключение стратегического партнерства, основанного на принципе договорных и управляемых маркетинговых систем, суть которых сводится к функционированию предприятий производства, переработки и реализации как единой системы. Эта форма сотрудничества выгодна для предприятий - производителей сельскохозяйственной продукции, так как позволяет заключать долгосрочные договора на ее поставку, а для перерабатывающих организаций, как наиболее сильных в объединении, открывается возможность с наименьшим риском вкладывать деньги в развитие сельскохозяйственных предприятий поставщиков, имея гарантии в получении сырья необходимого количества и качества. Необходимо всячески поощрять коммерческое сотрудничество крупных и мелких товаропроизводителей, развивая «контрактное сельское хозяйство», когда крупная организация на основе договора контрактации передает часть производственных функций более мелкой структуре.

Инфраструктура является связующим звеном при продвижении продукции от товаропроизводителя к потребителю, она состоит из совокупности товарно-снабженческих, финансовых посредников, сервисных организаций и их взаимоотношений с клиентской сетью.

Взаимоотношения сельских товаропроизводителей с организациями перерабатывающей промышленности охватывают взаимосвязанные этапы: производство, переработку и поставку продукции потребителю. Каждое звено производящей цепи осуществляет свои специфические функции. При этом организации обособлены как товаропроизводители. В то же время они взаимосвязаны друг с другом. Однако в настоящее время не отработан механизм их взаимодействия друг с другом, что ведет к определенным диспропорциям в распределении и потреблении молока и молокопродуктов.

Для увязки интересов разных субъектов агробизнеса, защиты прав потребителей необходимо вмешательство государства. Государство для этих целей использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования. Если в дореформенный период взаимоотношения между сельскохозяйственными и перерабатывающими организациями регулирова-

лись государством через ценовой механизм на основе системы закупочных цен на молоко, носивших дотационный характер, то с переходом на рыночные отношения эта система была отменена, и, как следствие этого, возникла проблема неэквивалентности обменных отношений между сельским хозяйством, перерабатывающей отраслью и сферой торговли. В настоящее время государство использует следующие методы государственного регулирования производства и сбыта молока и молокопродуктов: товарную, ценовую и таможенную политику, бюджетную поддержку товаропроизводителей в рамках целевых программ, льготное налогооблажения и кредитование.

На региональном уровне правительство и управление сельского хозяйства принимают меры по стимулированию и наращиванию производства продукции животноводства, в том числе и молока, в различных категориях хозяйств. В настоящее время принят и реализован ряд федеральных и региональных программ до 2008 г., которые предусматривают: развитие кормовой базы, поддержку племенного дела, внедрение в производство ресурсосберегающих технологий, строительство и реконструкцию животноводческих ферм и комбинатов, развитие кооперативных связей сельскохозяйственных организаций с хозяйствами населения и перерабатывающими предприятиям, государственную поддержку развития животноводства, привлечение инвесторов и закрепление кадров для работы по новым технологиям. На эти цели из бюджета области в 2006 г. планируется выделить 36,6 млн р. Однако в связи с финансированием сельского хозяйства по остаточному принципу товаропроизводителям необходимо самостоятельно искать способы адаптации к изменяющимся условиям хозяйствования.

Экономические взаимоотношения организаций по производству, переработке и реализации молока и молочной продукции в настоящее время целесообразно строить таким образом, чтобы обеспечивать согласованность всех структурных элементов цепи, от производителя к покупателю. Важнейшим направлением совершенствования экономических взаимоотношений и сближения интересов организаций, производящих, перерабатывающих и реализующих молочную продукцию, является агропромышленная интеграция на основе маркетингового подхода, позволяющего обеспечить принятие качественных управленческих решений.

КООПЕРАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ В МОЛОЧНОПРОДУКТОВОМ ПОДКОМПЛЕКСЕ

С.А. Измайлова, к.э.н., ст. науч. сотр. Всероссийского НИИ экономики

сельского хозяйства

Низкий уровень организации производства, труда и его оплаты, разрушенная материальнотехническая база, отсутствие возможности финансирования из местного, регионального и федерального бюджетов и фактически полное банкротство многих сельскохозяйственных товаропроизводителей ограничивают возможности последних самостоятельно обеспечивать конкурентоспособность молока и молочной продукции. Объединение предприятий на принципах кооперации в форме интег-

рированных структур создает реальные благоприятные условия для рациональной консолидации производительных сил и средств производителей, потенциал которых может быть использован для развития конкурентоспособного производства.

Крупное товарное производство находится в более выгодном положении, так как оно способно предложить продукцию с меньшими издержками, лучшим качеством и широкого ассортимента. Неоспоримость этого положения подтверждает как отечест-

венный, так и зарубежный опыт работы интегрированных структур аграрной сферы экономики.

Интеграция (поглощающая и договорная) получила развитие во многих регионах страны. Однако до сих пор интересы сельскохозяйственных товаропроизводителей ущемлены, так как в большинстве случаев они не участвуют в решении важных управленческих вопросов. Кроме того, большое различие в интересах кооперирующих хозяйств приводит к противоречиям, которые иногда настолько велики, что нередко кооперативные и интегрированные формирования разваливаются. Можно отметить и отсутствие четкого распределения функциональных обязанностей, без которого невозможно оперативно реагировать на изменение конкурентной среды. Все это обусловливает необходимость научных разработок по совершенствованию механизма формирования и функционирования интегрируемых молочных предприятий.

В молочнопродуктовом подкомплексе возможны два варианта развития корпоративной агропромышленной интеграции.

Первый вариант - создание объединения в форме союза с сохранением юридической самостоятельности его участников, управляемого советом директоров на контрактной основе. Подобная форма предполагает использование «мягких» способов управления, без каких-либо сугубо распорядительных административных средств воздействия на участников объединения.

Второй вариант - образование объединения холдингового типа, которое максимально сбалансирует интересы входящих в него предприятий. Интеграция с потерей юридического лица целесообразна для тех предприятий, у которых низкий уровень кадрового состава руководящих работников и отсутствует перспектива самостоятельного хозяйствования.

Процесс объединения предприятий требуется проводить на добровольной основе с равной экономической возможностью развития каждого интегрируемого звена. Формы отношений в интегрированных молочных формированиях не должны приводить к поглощению сельскохозяйственных товаропроизводителей, снижению их хозяйственной самостоятельности, а должны создавать условия для равноправного сотрудничества.

В качестве ведущего (головного) интегрируемого предприятия целесообразно выбирать более крупные перерабатывающие предприятия, так как они в большей степени подготовлены к этому процессу и могут обеспечить за счет доходности сектора переработки расширенное воспроизводство всего объединения.

Рекомендуется привлекать к постоянному сотрудничеству с агропромышленными объединениями банки или потребительский кредитный кооператив, участниками которого станут все члены ассоциации. Это повысит обеспеченность организации финансовыми ресурсами и эффективность их использования.

В процессе интеграции следует усилить взаимодействие с личными подсобными хозяйствами. Развивающиеся агрохолдинги очень слабо или совсем не работают с семейным сектором, у которого налицо более высокая заинтересованность в результатах труда, максимальное использование всех факторов производства и относительно высокий уровень продуктивности коров. Формой такого взаимодействия могло бы стать взаимовыгодное сотрудни-

чество: ассоциация расширяет сырьевую базу, а владельцы семейных хозяйств за счет привлеченных источников решают проблемы снабжения и сбыта, а также, что очень важно, технологического обновления и увеличения материальных ресурсов.

Наиболее эффективно работают те интегрированные формы, в которых структурные звенья технологического процесса относятся к единой форме собственности. В связи с этим при формировании организационно-хозяйственной структуры целесообразно провести преобразование сельскохозяйственных организаций в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью. Это облегчит процесс концентрации акций у предприятия-инвестора и приблизит интегрированную структуру к классической форме холдинга.

Чтобы функционирование ассоциации было эффективным, способным обеспечивать стабильную ритмичность работы и производство высококонкурентоспособной продукции, особое внимание при ее создании следует акцентировать на распределении функциональных обязанностей и на организации взаимовыгодных экономических отношений между всеми звеньями, для чего предложены следующие методические рекомендации.

Поставщики сырья должны осуществлять производство и поставку высококачественной продукции, соответствующей требованиям международных стандартов.

Опыт и практика показали, что конкурентоспособность молока-сырья напрямую связана с ростом продуктивности животных, снижением себестоимости и улучшением качества продукции. В этой связи приоритетными направлениями в молочном скотоводстве являются: стимулирование повышения содержания жира и белка в молоке, организация кормовой базы, совершенствование племенной работы, реконструкция и техническое обновление производства, внедрение инноваций и освоение энергосберегающих технологий.

Для молокозавода главным являются организация глубокой переработки сырья, выпуск расширенного ассортимента экологически чистых и низкозатратных продуктов.

Ассортимент молокопродуктов должен быть разработан с учетом сезонности производства. В летний период экономически целесообразно производить преимущественно сухое обезжиренное молоко и масло, предназначенные для внешнего рынка. В осенне-зимний период преимущественное производство должно приходиться на цельномолочную продукцию (70-80%).

Торгово-обслуживающей структуре для обеспечения и поддержания конкурентных позиций на рынке молока и молочной продукции на долговременной основе предлагается разработать стратегию сервисного обслуживания, своевременно проводить мониторинг конъюнктуры рынка и потребностей покупателей, создать организованную систему сбыта.

Для повышения оперативности работы рекомендуется в данном звене выделить несколько отделов, количество которых будет зависеть от состояния решаемых вопросов. Из обязательных отделов должны быть: отдел по формированию устойчивой сырьевой базы; информационный отдел; отдел по сбыту продукции. Первый из них решает вопросы надежного обеспечения предприятия молоком, ор-

ганизации центровывоза сырья, в том числе производимого личными подсобными хозяйствами.

Расчетно-консультативный центр предназначен для управления ассоциацией, осуществления своевременных расчетов, разработки стратегии развития конкурентоспособного производства молока и молочной продукции, консультирования всех звеньев по зооветеринарным, производственно-техническим вопросам.

Расчетно-консультативный центр определяет основные направления поддержки развития молочного скотоводства в интегрируемых хозяйствах. В их число входит предоставление кредитов и оказание целого комплекса услуг, разработка предложений по стимулированию работников за повышение конкурентоспособности продукции.

Многообразие форм кооперации и интеграции поддерживает на рынке молока и молочной продукции конкурентную среду, убирает посредников, привлекает сторонних инвесторов, обеспечивает пол-

ное использование мощностей по переработке, т.е. создает благоприятные условия для развития конкурентоспособного производства.

Кроме того, привлечение в интеграционный процесс личных подсобных хозяйств, которыми производится более 60% молока, при увеличении уровня их товарности дает возможность наращивать объемы производства, предложения и потребления. Их совокупность создает предпосылки для снижения розничных цен на готовые молокопродукты, что повышает уровень их востребованности покупателями.

Таким образом, в сложившейся кризисной экономической ситуации и неблагоприятных условиях развития молочнопродуктового подкомплекса реальным средством обеспечения производства конкурентоспособных молока и молочной продукции на региональном уровне является создание интегрированных объединений.

ФОРМИРОВАНИЕ СЫРЬЕВОЙ ЗОНЫ МОЛОЧНОГО ЗАВОДА В УСЛОВИЯХ

РОСТА МАСШТАБА ПРОИЗВОДСТВА

С.В. Молотов, докторант Северо-западного НИИ экономики и организации сельского хозяйства

Масштабы производства в предприятиях большинства перерабатывающих отраслей АПК выступают в качестве одного из конкурентных преимуществ, позволяющих им производить продукцию с более низкими удельными издержками, преодолевать барьеры входа на рынок и эффективно на нем позиционироваться. Наибольший эффект от роста масштабов производства обеспечивается в том случае, если одновременно с ним осуществляются качественные преобразования: техническое и технологическое перевооружение, освоение выпуска новых видов продуктов, новых сегментов рынка и т.д.

Одновременное решение двух этих задач (роста масштабов производства и реконструкции завода) осуществляется ФГУП «Учебно-опытный молочный завод Вологодской молочно-хозяйственной академии им. Н.В. Верещагина».

Завод, имеющий богатейшую историю основан в 1871 г., передан вновь созданному Вологодскому молочному институту в 1911 г., в 1959 г. построен новый корпус, в настоящее время переживает второе рождение. Более чем в 2 раза увеличиваются производственные мощности по переработке

молока с осуществлением всех процессов на новейшем оборудовании известных французских фирм. После завершения работ уже в ближайшее время максимально возможный объем переработки молока достигнет 300 т/сутки, для получения которого при среднем удое молока от 1 коровы 4 500 кг в год потребуется 25 тыс. гол. коров, или около 30% их общего поголовья в Вологодской области.

Одна треть (100 т) перерабатываемого молока будет направляться для производства сухого молока, шестая часть (50 т) - на выпуск цельномолочной продукции и половина (150 т) - на сепарирование в маслоцех, прежде всего, для выпуска высококачественного сливочного масла всемирно известной торговой марки «Вологодское». Рост масштабов производства потребует серьезных усилий как по формированию сырьевой базы завода, так и по позиционированию на рынке молочных продуктов. Даже при современных объемах переработки завод закупает сырье не только в сельскохозяйственных предприятиях большинства районов Вологодской области, но и за ее пределами (табл. 1).

1. Количественная характеристика сырьевой зоны ФГУП «Учебно-опытный ^ молочный завод ВГМХА им. Н.В. Верещагина», 2005 г.

Админ истративн ые район и область Кол-во хозяйств -поставщиков Объем закупленного молока, т Средний объем поставок молока на хозяйство, т Среднее расстояние от хозяйства до завода, км

Расстояние от поставщиков молока до завод а - до 100 км

Вологодский 8 5 832 729 30

Грязовецкий 2 2 875 1 438 78

Усть-Кубенский 2 381 190 80

Шекснинский 3 2 900 967 89

Итого 15 11 988 799 55

Расстояние от поставщиков молока до завода - 100-250 км

Сокольский 1 607 607 125

Харовский 1 1 626 1 626 136

Сямженский 2 114 57 162

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.