СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА И СБЫТА МОЛОКА
Н.В. Быковская, М.Н. Нагибина
Аннотация. Авторами статьи показано, что для формирования в России регионального рынка молока необходима его организация и регулирование. Государственное регулирование включает в себя поддержку на рынке баланса между предложением и спросом на молоко и молочные продукты и поддержания определенного уровня доходов основных производителей молока.
Ключевые слова: региональный рынок, саморегулирование рынка, эффективность и конкурентоспособность, молочнопродуктовый подкомплекс, оптовые продовольственные рынки, инвестиционная политика.
Развитие регионального рынка молока и молочных продуктов требует усиления роли регулирования его развития, которое должно идти как по линии государственных органов управления, так и по линии повышения роли в этом регулировании непосредственно самих участников рынка. Ограниченность спроса на молоко и молокопродукты в силу низкой платежеспособности населения не позволяют надеяться на возможность быстрого восстановления регионального молочнопродук-тового подкомплекса на основе саморегулирования рынка через цену, спрос и предложение, конкуренцию. Необходимо внешнее воздействие на них через систему организационных, экономических и административных мер, которое должно осуществляться как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Основными принципами воздействия на рынок молока и молочной продукции государственных органов федерального уровня должны быть:
- ответственность государства за здоровье населения страны и обеспечение ему физической и экономической доступности продовольствия, в том числе молока и молокопродуктов;
- протекционизм по отношению к отечественным товаропроизводителям, что вытекает из необходимости поддержания продовольственной безопасности страны, и по отношению к сельским товаропроизводителям в силу их экономической слабости в системе агробизнеса в сравнении с другими рыночными партнерами;
- углубление специализации районов на производстве отдельных видов продукции, что определяется законом территориального разделения труда и в масштабах страны ведет к наиболее рациональному использованию природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Последнее особенно важно в современных условиях, поскольку восстановление агропромышленного производства в целом, и молочно-продуктового подкомплекса в частности, будет проходить при существенном дефиците всех видов ресурсов как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных регионов.
Конкретными мерами практической реализации первого принципа является повышение доходов населения через рост заработной платы, стипендий, социальных пособий, позволяющих ему покупать молоко и молокопродукты в объемах, рекомендуемых научно обоснованными нормами питания. Поскольку эти продукты являются необходимыми продуктами питания для детей, государство дополнительно может по аналогии с экономически развитыми странами обеспечить адресную помощь этой группе населения через Программу школьных завтраков, Программу питания для лиц пожилого возраста, Программу продовольственной помощи. Это позволит стимулировать внутренний спрос на молоко и молокопродукты и обеспечить га-
рантированность их сбыта товаропроизводителям по ценам, возмещающим им издержки производства.
Реализация второго принципа возможна через тарифное и нетарифное регулирование импорта продуктов переработки молока (сливочное масло, сухое молоко, сыры), которые зачастую ввозятся в страну по демпинговым ценам. Негативные последствия этого хорошо видны на примере поставок в Россию сухого молока из стран ЕС. Получив это молоко, многие заводы отказывались принимать цельное молоко у отечественных поставщиков или резко снижали закупочную цену на него, ставя сельских товаропроизводителей в трудное экономическое положение.
Что касается третьего принципа, то с отменой обязательных закупок продукции в централизованные ресурсы, осуществляемые на федеральном уровне, государство перестало оказывать влияние на совершенствование размещения и углубление специализации регионов на производстве того или иного вида продукции. Согласно законам рынка, более низкие затраты на производство единицы продукции в благоприятных при-родно-экономических зонах должны были сделать эту продукцию наиболее конкурентоспособной на рынке, более востребованной, что объективно способствовало бы увеличению здесь объемов ее производства и углублению специализации. Однако такое положение справедливо при равных стартовых условиях вхождения отрасли и регионов в рынок, хорошо развитой инфраструктуре - транспортной, информационной, инвестиционной.
В то же время следует отметить, что в отдельных регионах страны на внутреннем рынке молока происходит процесс адаптации его участников к новым условиям хозяйствования, снижение темпов сокращения поголовья коров, повышение их продуктивности. Это в значительной степени определяется различиями региональной политики по отношению к молочнопродукто-вому подкомплексу, имеющимся местным ресурсам.
Если сравнивать эффективность и конкурентоспособность производства и реализации молока в сельскохозяйственных организациях отдельных регионов Центрального федерального округа, то можно видеть, что по средней сумме мест таких показателей, как надой молока на 1 корову, затраты кормов на 1 ц молока, его себестоимость, цена реализации и рентабельность Смоленская область уступает Владимирской, Московской, Орловской, Ярославской, Калужской и Рязанской областям.
Стратегия развития молочнопродуктового подкомплекса регионов должна исходить из того, что даже в сложившихся условиях в области сохраняется ряд факторов, способствующих углублению ее специализации на производстве молока и продуктов его переработки. В первую очередь - это природный потенциал, характеризующийся умеренным климатом, относительно высоким количеством осадков, наличием больших площадей естественных кормовых угодий, занимающих около 30% всех сельскохозяйственных угодий. Эти условия содействуют ведению молочного скотоводства, основанного преимущественно на лугопастбищном кормопроизводстве.
Важным рыночным фактором развития подкомплекса в регионе является его выгодное местоположение по отношению к рынкам сбыта его продукции. Территориальная близость таких емких рынков сбыта, как гг. Москва и Санкт-Петербург, позволяет поставлять на них не только продукты переработки, но и
цельное молоко при относительно невысоких транспортных затратах.
Третьим фактором, благоприятствующим углублению специализации региона на производстве и переработке молока, является то обстоятельство, что несмотря на резкий спад производства, в молочнопродуктовом подкомплексе сохранился его высокий производственный потенциал. В сфере производства молока - это продуктивное стадо племенных коров с высокой потенциальной продуктивностью, в сфере переработки -крупнейшие в стране заводы по производству сухого молока и молочных консервов.
Молочнопродуктовый подкомплекс отличается от многих других продуктовых подкомплексов быстрой оборачиваемостью средств в нем, что определяется относительно равномерным поступлением продукции, ежедневным товарооборотом и поступлением денежных средств. Это обеспечивает устойчивость налоговых поступлений в местные и региональный бюджеты, что также является немаловажным фактором, способствующим экономической заинтересованности области в увеличении производства и реализации продукции этого подкомплекса.
Необходимо также иметь в виду и ситуацию на внешнем (мировом) рынке молока и молокопродуктов, которая по существующим прогнозам будет характеризоваться увеличением объемов межгосударственной торговли молочными продуктами при сближении цен на молоко во всем мире. В перспективе область должна ставить цель выхода на этот рынок с конкурентоспособной продукцией.
Одновременно наряду с факторами, способствующими углублению специализации отрасли на производстве молока и молочной продукции, существует и ряд факторов, сдерживающих этот процесс. К основным из них следует отнести:
- слабую организацию системы сбыта цельного молока и продуктов его переработки как внутри области, так и в плане развития межрегиональных связей и выхода на межгосударственные рынки, что не создает достаточного стимула для увеличения их производства;
- отсутствие экономической заинтересованности в увеличении производства продукции, повышении ее качества и удешевлении у всех участников рынка от производства сырья до реализации готовой продукции;
- сохраняющееся разрушение материально -технической базы подкомплекса и недостаток собственных возможностей области для инвестирования в ее восстановление.
Минимизация действия ограничивающих факторов и определяет приоритеты регулирования рынка молока и молочных продуктов в регионе, которые можно ранжировать в следующем порядке:
1. Формирование организованных каналов сбыта молока и молочной продукции, ориентированных на привлечение в молочнопродуктовый подкомплекс сторонних инвесторов и пополнение регионального бюджета.
2. Повышение конкурентоспособности производимой продукции, позволяющее расширять ее рынки сбыта.
3. Наращивание объемов производства молока и молочных продуктов.
Эти направления тесно взаимосвязаны друг с другом, реализация одного из них будет одновременно способствовать и реализации другого направления. Однако необходимо четко представлять, что в современных условиях концентрация финансовых, материальных и трудовых ресурсов на увеличении производства молока в отсутствии системы его организованного сбыта, не даст необходимого эффекта и повлечет за собой нерациональное использование затраченных средств.
В формировании организованных каналов сбыта молочной продукции на уровне региона важная роль принадлежит формированию цивилизованного звена оптовой торговли молочными продуктами. Организационными формами такой торговли могут быть муниципальные рынки и региональный оптовый продовольственный рынок (ОПР). На первых рынках осуществляется в основном внутрирайонная и межрайонная торговля, на втором - могут проводиться экспортно-импортные операции и межрегиональный товарообмен. Значение таких рынков заключается в том, что они:
- позволяют обеспечить население городов безопасной и качественной продукцией, поскольку на них осуществляется экспертиза и сертификация реализуемого сырья и готовой продукции;
- формируют объективную рыночную цену и обеспечивают ее гласность за счет высокой концентрации продавцов и покупателей, конкуренции между ними, их свободного доступа на рынок;
- ускорят и упростят продвижение продукции к потребителю, а также взаиморасчеты между ними.
Помимо этого они могут оказывать рекламные, складские, транспортные, юридические, логистические услуги.
Оптовые продовольственные рынки могут создаваться на материально-технической базе Потребкооперации, плодоовощных баз, холодильников. Государственное содействие развитию этих рынков в организационном плане может выражаться в выделении (при необходимости) земельных участков под них, разработке и принятии нормативно-правовых актов применительно к местным условиям, координации деятельности поставщиков продукции, организации контроля за соблюдением Правил торговли и санитарных правил торговли.
В экономическом плане региональные органы власти могут входить в состав учредителей рынков через участие своими средствами в их Уставном капитале, компенсировать часть процентной ставки по кредитам на их строительство, предоставлять им налоговые льготы в части оплаты коммунальных услуг, арендной платы и др.
Создание муниципальных и оптового продовольственного рынков позволит расширить реализацию молочных консервов, сухого и сгущенного молока, животного масла и сыров.
Межрегиональные организованные связи по сбыту молочной продукции могут развиваться на основе:
- заключения на уровне администраций договоров, долгосрочных соглашений на поставку продуктов переработки молока в крупные города, промышленные центры, районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, другие российские регионы и страны ближнего зарубежья;
- вхождения отдельных предприятий в крупные холдинги (компании) других регионов страны;
- реализации совместных инвестиционных проектов;
- налаживания прямых связей с перерабатывающими и торговыми предприятиями соседних областей, не обеспечивающих себя собственной молочной продукцией.
Через эти каналы может быть обеспечено привлечение сторонних инвестиций в молочнопродуктовый подкомплекс региона. Они могут выражаться в виде авансирования продукции под объемы, предусмотренные в соглашениях (договорах поставок), компенсации части затрат на приобретение отдельных видов материальных ресурсов для производства продукции, предназначенной для поставок в другие российские регионы, предоставления льготных кредитов перерабатывающим предприятиям на создание сезонных запасов сырья и
готовой продукции, выделения ассигнований на капитальные вложения при организации производства или его модернизации в соответствии с заключенными договорами на поставку производимой в результате инвестиций сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и др.
Следует иметь в виду, что сдерживающим фактором инвестиционной политики для инвесторов является финансовый риск. В связи с этим внешние инвесторы лучше всего участвуют в реализации федеральных и региональных программ, сотрудничают с крупными интегрированными формированиями, работают с регионами, в которых создано законодательное поле, обеспечивающее налоговые, административные и другие стимулы для привлечения инвестиций. Эти моменты должны постоянно находиться в поле зрения администрации региона.
Эффективной формой инвестирования в техническое переоснащение ферм и молочных заводов является лизинг - поставка предприятиям высокоэффективного технологического оборудования на основе долгосрочной аренды с рассрочкой платежей на 3-5 лет. Это практически 100%-ная ссуда на полную стоимость движимых и недвижимых основных фондов.
Недостатком существующей системы предоставления финансовых средств на лизинговые операции на федеральном уровне является то обстоятельство, что они выделяются не целевым назначением, а в целом на АПК. Представляется целесообразным увязывать эти средства с конкретными целевыми программами.
Повышение конкурентоспособности молока и мо-локопродуктов на внутрирегиональном и внешних рынках напрямую связано с ростом продуктивности коров, снижением производственной себестоимости молока и продуктов его переработки, улучшением качества продукции. Этого в значительной степени можно добиться за счет мобилизации внутренних резервов на сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. Группировка основных факторов, влияющих на производство молока, его качество и эффективность, приведена на рисунке 1.
В сельском хозяйстве в первую очередь необходимо исключить нерациональное, а зачастую и бесхозяйственное использование производственных ресурсов и земли, нарушение сроков проведения агро- и зооветеринарных мероприятий, ввести внутрихозяйственный расчет, повысить уровень квалификации кадров.
Для стимулирования повышения эффективности кормления скота представляется возможным увязывать выделяемые дотации на молоко с нормативом расхода кормов на весь объем производства. Это будет поощрять высокую конверсию корма. Большие резервы в хозяйствах имеются по увеличению продуктивности естественных кормовых угодий.
Определяющими факторами снижения себестоимости производства выпускаемой продукции и повышения ее конкурентоспособности на молочных заводах являются:
формирование оптимальной сырьевой зоны;
Рисунок 1 - Факторы, влияющие на производство молока, его качество и эффективность
переход на безотходное или малоотходное производство;
освоение современных и перспективных технологий на основе использования последних достижений науки и техники.
Формирование сырьевых зон перерабатывающих заводов позволит оптимизировать радиус доставки молока, сократить транспортные расходы, повысить качество молока, обеспечить равномерность поступления сырья требуемого объема и качества. Это будет способствовать и углублению специализации хозяйств на про-
изводстве молока, что в свою очередь повлияет на снижение его себестоимости. Вывоз сырого молока за пределы региона следует считать упущенной выгодой местных молочных заводов.
Переход на безотходное и малоотходное производство будет способствовать комплексному и рациональному использованию вторичных ресурсов переработки молока (обезжиренное молоко, пахта, сыворотка), более половины которых используются на корм скоту. В этой связи представляется необходимым восстановить статистическую отчетность по производству и использо-
ванию вторичных ресурсов, которая существовала в дореформенный период, определить нормативную цену на нее (в % к защитной цене на молоко), строить цеха по переработке вторичного сырья и производству ЗЦМ.
В реализации этих двух направлений большая роль принадлежит совершенствованию договорных отношений между сельскими товаропроизводителями и перерабатывающими предприятиями, в которых должны найти отражение все обязанности сторон и меры экономической ответственности за их выполнение.
Список использованных источников
1 Агропромышленный комплекс России в 2012 г. (экономический обзор) // АПК: экономика, управление. -2012. - №3. - С. 68.
2 Богданова О.В., Никонорова О.С. Современное состояние и тенденции развития мирового рынка молока // Российское предпринимательство. - 2013. - № 4 (226). - С. 107-113.
3 Пизенгольц В.М. Агрохолдинги - формирование устойчивого развития молочного скотоводства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2009. - № 2.
4 Семенова Е.И. Молочнопродуктовый подкомплекс Смоленской области// Экономика и управление АПК. - 2012.-№4. - С. 62-65.
5 Силаева Л.П. Меры государственного регулирования устойчивого развития АПК России // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2011. - № 1 . - С. 17-18.
Информация об авторах
Быковская Наталья Валерьевна, кандидат экономических наук, профессор кафедры менеджмента и социологии труда ФГБОУ ВПО РГАЗУ г. Балашиха, 8-916-555-80-41, [email protected]
Нагибина Марина Николаевна, соискатель кафедры коммерции ФГБОУ ВПО РГАЗУ г.Балашиха, [email protected]