УДК 331
УПРАВЛЕНИЕ МОЛОЧНОПРОДУКТОВЫМ ПОДКОМПЛЕКСОМ: ТЕОРИЯ И СТРАТЕГИЯ
© 2016
Валявин Александр Владимирович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (606340, Россия, Княгинино, ул. Октябрьская, 22а, e-mail: [email protected]) Аннотация. Данная статья посвящена детальному изучению и усовершенствованию процесса управления в агропромышленном комплексе и молочнопродуктовом подкомплексе в частности. Проведенный анализ выявил низкий уровень экономической эффективности производства и реализации молока, нехватку молочных продуктов в торговой сети, а также неоправданное повышение доли импорта молочной продукции. По причине несоответствия цен и недостаточного государственного регулирования у множества производителей пропал интерес к производству и реализации молока. Сложившаяся ситуация вынуждает вести поиск более рациональных форм и путей успешного развития молочнопродуктового подкомплекса. Материалы и методы. При написании данной статьи использовались монографический, статистико-экономический, абстрактно-логический, расчетно-конструк-тивный методы анализа. В работе рассмотрены различные проблемы, с которыми приходится сегодня сталкиваться не только производителям, но и переработчикам молока. Выделены основные управленческие пути, направление на решение сложившихся проблем в молочнопродуктовом подкомплексе страны. Особое место в статье было уделено вопросу развития агропромышленной интеграции как специальной форме выражения общественного разделения труда. Детально проанализированы основные формы - вертикальная, горизонтальная и внутрихозяйственная интеграции. Изучены факторы и принципы построения интеграционных формирований. В статье детально разобран вопрос регулирования рынка молока и молочной продукции. По нашему мнению, рынок молочной продукции должен быть ориентирован на местных потребителей, потому что выпускаемая продукция является скоропортящейся. Формироваться рынок должен в основном в пределах отдельно взятого муниципального района. Необходимо отметить и важность разработки стратегических направлений государственной поддержки сложившихся интеграционных формирований. Мы считаем, что все рассмотренные в работе управленческие направления повышения эффективности производства молока и молочной продукции окажут непосредственное влияние и на увеличение финансовых показателей в целом по агропродовольственному комплексу.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, децентрализация, интеграция, методы, молоко, молочные продукты, молочнопродуктовый подкомплекс, объединения, производители, переработчики, сырье, экономика, экономическая эффективность, факторы, формирования.
MANAGEMENT MALOTSEBRYKOVE A SUBCOMPLEX: THEORY AND STRATEGY
© 2016
Valavin Alexander Vladimirovich, candidate of economical science, associate professor of the chair
«Accounting, analysis and audit» Nizhny Novgorod state engineering-economic University (606340, Russia, Nizhny Novgorod region, Кпyaginino, Oktyabrskaya str., 22а, e-mai: [email protected]) Abstract. This article is devoted to a detailed study and improve the process control in the agroindustrial complex and mrocznebractwo subcomplex in particular. The analysis revealed a low level of economic efficiency of milk production and sales, shortage of dairy products in retail chains, and also the unjustified increase in the share of imports of dairy products. Due to the inconsistency of the prices and lack of government regulation from the many manufacturers lost interest in the production and sale of milk. The situation compels to search for more efficient forms and ways of successful development of dairy product subcomplex. Materials and methods. In writing this article were used monographic, statistical and economic, abstract-logic, calculation and constructive methods of analysis. The paper discusses the various problems that face today not only producers, but milk processors. Identified the main management way, aimed at solving the existing problems in mrocznebractwo subcomplex of the country. A special article was devoted to the development of agro-industrial integration as a special form of expression of social division of labor. Analyzed in detail the basic shapes - vertical, horizontal and on-farm integration. Explores the factors and principles of integration formations. The article discussed in detail the question of regulation of market of milk and dairy products. In our opinion, the market of dairy products should be focused on local consumers because products are scolopacidae. To form the market has mainly within a given municipal district. It is necessary to note the importance of the development of the strategic directions of the state support of the existing integration groups. We believe that all considered in the management directions of increase of efficiency of production of milk and dairy products will have a direct impact on growth of financial indicators in the whole agri-food complex.
Keywords: agriculture, decentralization, integration, methods, milk, milk products, monochloroacetic subcomplex, enterprises, manufacturers, processors, raw materials, economy, economic efficiency, factors, formation.
В современных рыночных условиях устойчивое развитие государственной экономики во многом определяется уровнем показателей работы агропромышленного комплекса. Стабильное и качественное обеспечение продовольствием жителей страны на сегодняшний день требует необходимых структурных преобразований в агропромышленном комплексе России, перехода к новым технологиям, совершенствования экономических отношений между сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями.
Отношения между производителями и переработчиками молока - это важнейшая составляющая аграрного комплекса страны. Молочные продукты имеют важное значение в ежедневном питании людей. В свою очередь объемы потребления молока и молочных продуктов в расчете на душу населения в Российской Федерации составляют немногим меньше 2/3 от рекомендованной
нормы.
По нашему мнению, с целью повышения экономической эффективности работы предприятий молочной промышленности, необходим существенный рост эффективности производства и реализации молока, а также создание условий для формирования взаимовыгодных отношений между предприятиями различных сфер деятельности, которые связаны между собой общим производственно-финансовым циклом. Основная роль при этом отводится развитию интеграции и кооперации производственного процесса в виде заключения долгосрочных контрактов при одновременной организации агропромышленных объединений.
В этой связи особенно значимым вопросом является вопрос детального изучения и усовершенствования процесса управления в агропромышленном комплексе и молочнопродуктовом подкомплексе в частности, кото-
рое должно быть направленно на формирование данных взаимоотношений. Мы считаем, что в процессе анализа вопросов взаимодействия необходимо изучение аспектов государственного регулирования и хозяйственного управления во взаимосвязи [2].
Современное развитие агропромышленного комплекса вызывает необходимость развития эффективной системы управления, соответствующей современным рыночным условиям [3-10]. Достижения современных преобразований в сельском хозяйстве возможны лишь на основе совершенствования производственных отношений с использованием экономических законов развития рынка, а также научного обоснования управленческого процесса.
Проведенный анализ выявил низкий уровень экономической эффективности производства и реализации молока, нехватку молочных продуктов в торговой сети, а также неоправданное повышение доли импорта молочной продукции. По причине несоответствия цен и недостаточного государственного регулирования у множества производителей пропал интерес к производству и реализации молока. Сложившаяся ситуация вынуждает вести поиск более рациональных форм и путей успешного развития молочнопродуктового подкомплекса [11].
Мы считаем, что при недостатке денежных средств у сельскохозяйственных организаций развитие взаимодействия производителей и переработчиков молока в России, при одновременном обеспечении стабильного и конкурентоспособного их положения на внутреннем и внешнем рынках, является весьма проблемным. И даже утверждение приоритетных национальных проектов не даст достаточного импульса эффективному развитию данных предприятий без существенного видоизменения принципов управления.
На современном этапе развития экономики необходимо развитие научных исследований по вопросам эффективного функционирования молочнопродуктового подкомплекса на основе современных подходов к менеджменту и инвестиционно-инновационной деятельности, изучение множества принципов управления этой сложной, жизненно необходимой молочной отраслью, что свидетельствует об актуальности выбранной нами темы исследования.
Теоретической и методологической базой исследовательской работы послужили статьи ученых-аграрников, научные разработки российских и иностранных авторов по вопросам управления молочнопродуктовым подкомплексом, работы современных практиков и экономистов, официальные материалы Министерства сельского хозяйства России.
При написании работы были использованы следующие методы: монографический, статистико-экономи-ческий, абстрактно-логический, расчетно-конструктив-ный. Рассмотрению вопроса совершенствования процесса управления в молочнопродуктовом подкомплексе страны, определению направлений его дальнейшего развития посвятили свои работы российские ученые: Бурса И. А., Сахаутдинов Р.Р., Ставцев А.Н., Хайруллин Х. А., Хухрин A.C., Юшина И.О. и другие [1, 15, 20-23, 27].
Главная функция процесса управления - это прогнозирование и планирование процессов экономического развития комплекса, подкомплекса, отрасли и в конечном итоге предприятия. Именно это является основой менеджмента, а по показателям выполнения краткосрочных и долгосрочных планов можно говорить и об уровне эффективности управления. В последние годы решение этих проблем значительно усложнилось в связи с повышением роли и появлением характерных особенностей в молочнопродуктового подкомплекса, которому отводится особая роль в системе всего агропромышленного комплекса России. Более 70% сельскохозяйственных организаций и других категорий хозяйств Российской Федерации специализируются в животноводческом направлении. В нашей стране на долю животноводства
приходится наибольший процент выручки, полученной от производства и реализации всех видов продукции [12,13].
Для выхода предприятий и организаций молочно-продуктовой сферы на эффективный уровень работы необходимо вкладывать значительные средства на формирование материально-технической базы подкомплекса: реконструкцию и строительство дорогостоящих помещений для содержания скота; закупку и установку новейших видов технологического оборудования; создание условий для повышения генетического потенциала животных, способных давать продукцию более высокого качества; улучшать условия выращивания скота и многие другие денежно-материальных затраты и прямые затраты труда. Сложившаяся проблема усложняется длинным и длинным производственно-биологическим циклом.
Сложности дальнейшего развития организаций молочнопродуктового подкомплекса заключаются также и в том, что созданные за годы существования административно-командной системы управления предприятия, системы взаимодействия фактически разрушились, и на сегодняшний день приходится начинать почти с нулевой точки.
Мы считаем, что главный вектор дальнейшего развития молочнопродуктового подкомплекса - это эффективное использование собственных средств агропромышленных организаций, а также средств, выделяемых бюджетом, крупными инвесторами, способными вкладывать значительные денежные суммы в развитие молочнопродуктового подкомплекса. Но при этом следует отметить, что если нет необходимого дохода, то и нет и вложений. Поэтому, для обеспечения высокой окупаемости всех затрат, следует вести разработку целостной системы управления рассматриваемым подкомплексом. Для рационального использования денежных вложений следует разработать инновационные планы, в которых должны быть проанализированы все факторы, влияющие на окупаемость полученных средств. По нашему мнению, только убежденность вкладчика в вопросе получения прибыли, может положительным образом решить вопрос инвестирования.
На уровне сельскохозтоваропроизводителей управленческие проблемы схожи. Мы убеждены, что формирование каких-либо новых организационных структур на этом уровне предусматривать не стоит. Если учитывать низкий уровень объемов производства, «кадровый голод» на селе, то следует рассмотреть вопрос углубления специализации сельскохозяйственных организаций на основе концентрации производственного процесса. Это, прежде всего, касается объединения двух категорий предприятий: сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств. Только при глубокой специализации в молочной отрасли, появляется возможность установления тесных взаимосвязей между множеством факторов повышения эффективности производства и реализации молока [14, 16].
В последнее время актуальным направлением межотраслевого взаимодействия является агропромышленная интеграция. Термин «интеграция» означает объединение в единое целое обособленных частей, объектов или процессов. Интеграция характеризует явления и процессы, проходящие в экономике. Агропромышленную интеграцию следует изучать как на макроэкономическом уровне, так и на микроэкономическом уровне, то есть на уровне отдельно взятого предприятия. На макроэкономическом уровне интеграция выступает как система отраслей и предприятий, участвующих в производственном процессе, заготовке, переработке, хранении и транспортировке сельскохозяйственной продукции и доставка ее до потребителя на рынке.
В свою очередь, развитие агропромышленной интеграции на микроэкономическом уровне должен осуществляться в направлении создания и эффективного
функционирования различных агропромышленных объединений. В состав таких объединений могут входить отрасли сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, а также организации, занимающиеся хранением, перевозкой и реализацией произведенной продукции. Микроэкономическая агропромышленная интеграция необходима для создания благоприятных условий эффективного использования сельскохозяйственного сырья (молока), всего перечня ресурсов предприятий, входящих в агропромышленные объединения [17-19].
Как специальная форма выражения общественного разделения труда, интеграция в агропромышленном комплексе становится объективно необходимой на той стадии развития производственных сил, когда особо возрастает роль системных взаимосвязей между сельскохозяйственными предприятиями и молокоперера-батывающими организациями. Данный процесс проявляется в следующих основных формах - вертикальной, горизонтальной и внутрихозяйственной интеграции.
Вертикальная интеграция - это взаимодействие между отраслями, путем кооперирования и комбинирование организаций и видов производств, с целью ускоренного продвижения товаров в едином технологическом процессе из одной фазы производства в другую, для обеспечения процесса сокращения затрат, а также повышение эффективности производственного процесса и качества производимой продукции. В пределах интеграции по вертикали взаимодействуют относительно самостоятельные объединения. К числу данных объединений можно отнести и молокопродуктовый блок, включающий в себя молочные комплексы и фермы, маслосырза-воды, молококомбинаты, предприятия по производству молочных консервов.
Интеграция по горизонтальному принципу предполагает взаимодействие внутри отрасли, посредством кооперирования организаций и производств одной или нескольких подотраслей, которое обеспечивает углубление специализации, сокращение производственных затрат, повышение эффективности производства и улучшение качества продукции [23].
Данные процессы наиболее часто присутствуют в сельскохозяйственных отраслях, где готовая продукция одной организации служит в качестве сырья для другой. К числу наиболее устойчивых производственных и финансовых связей следует отнести следующие горизонтально-интеграционные схемы взаимодействия: семеноводческие организации - хозяйства по производству товарного зерна; кормопроизводство - животноводство. В отрасли молочного скотоводства горизонтальная интеграция развивается на базе углубления предметной и постадийной специализации (к примеру, выделение комплексов по выращиванию телок и направленному выращиванию нетелей, молочных комплексов).
По нашему мнению, наиболее перспективной формой горизонтальной интеграции являются научно-производственные объединения, в состав которых вместе с научно-исследовательскими предприятиями входят и сельскохозяйственные организации.
Внутрихозяйственная интеграция предполагает кооперацию между отраслями в рамках отдельно взятой организации с полным производственным циклом, непосредственным образом, связанным с выпуском сельскохозяйственной продукции, ее переработкой на промышленных предприятиях и получением готовых товаров. В реалиях сегодняшнего дня данный вид интеграция является одним из основных факторов выхода из экономического кризиса и стабилизации положения в молочнопро-дуктовом подкомплексе страны. Следует отметить, что широкое развитие рассматриваемая форма интеграция получила в таких отраслях, как молочное скотоводство и зерновое производство [24].
Безусловно, эффект от функционирования интеграционных объединений в основном будет зави-
сеть от качественного подбора руководящего состава. Руководитель данных объединений должен не только управлять, но и персонально отвечать за каждодневную работу сельскохозяйственных организаций и формирований. Основные требования, предъявляемые к директору агропромышленного объединения, заключаются в том, что он должен иметь соответствующий уровень образования, стаж работы и компетентность, деловые качества и умение работать с людьми. На начальной стадии организации интеграционного объединения можно подключить к работе специалистов для решения законодательных и денежных вопросов.
Совместная деятельность интеграционных объединений в молочнопродуктовом подкомплексе должна основываться на следующих принципах:
- систематическое изучение рыночной ситуации;
- организация процесса производства, переработки и сбыта молочной продукции исходя из определенных потребительских предпочтений;
- постоянная реклама выпускаемых товаров;
- применение различных форм реализации продукции, регулирование цен, исходя из размера спроса на выпускаемые товары;
- большой объем договорных обязательств на выпуск и сбыт производимых товаров, как основная форма взаимовыгодных рыночных отношений между производителем и потребителем;
- материальное стимулирование кадров интеграционных объединений в прямой зависимости от размера получаемой прибыли предприятиями.
Формирование благоприятных условий для организации интеграционного взаимодействия должно быть напрямую связано с государственным регулированием, в части:
- распределение кредитов и займов;
- учет льгот по выплачиваемым налогам;
- определение минимального и максимального уровня пороговых цен на выпускаемую продукцию совместными предприятиями (рисунок 1).
Рисунок 1 - Факторы развития интеграционных процессов в молочнопродуктовом подкомплексе.
Влияние государства на функционирование интеграционных формирований является дополнительным фактором к рыночному воздействию, в соответствии с интересами интеграционной цепочки. Данное воздействие основывается как самостоятельность, так и свободу действий интеграционных объединений.
Вначале организации интеграционного объединения необходимо провести экономическое обоснование на-
правлений работы, объема выпуска продукции и количества входящих в интеграционную сеть товаропроизводителей. Одновременно с этим осуществляется анализ потребности организаций в средствах производства и предметах, а также в финансах, в кадрах и рассчитываются финансовые показатели работы предприятий [25].
Одним из основных условий успешной работы интеграционных формирований является обмен информацией и повышение квалификации работников взаимодействующих организаций. Информированность участников интеграционной цепочки повышает их заинтересованность, способствует их активности в рыночной деятельности.
Одним из факторов успешной работы предприятий молочнопродуктового подкомплекса является регулирование рынка молока и молочной продукции. Данный рыночный механизм - это система экономических взаимоотношений между всеми организациями молочного подкомплекса (производителями молока и молочной продукции, предприятиями инфраструктуры и т.д.) и конечным потребителем, которые через договор купли-продажи реализуют право собственности на товары, присущие этому рынку. Это свидетельствует о том, что рынок молока и молочной продукции, на котором процессы обмена являются основными, охватывает в одинаковой степени производство, распределение, потребление, обладает уникальной способностью и к саморегулированию.
Важной особенностью рынка молока и молочной продукции является его сезонность. Данный фактор влияет не только на объемы производства сырья, но и спросом населения на продукцию молокоперерабатывающих предприятий: переориентация граждан страны в летний период на потребление овощей и фруктов, что непосредственным образом влияет на сокращение спроса на молочную продукцию. Поэтому, летом очевиден избыток молочной продукции на рынке, а зимой, в период отёлов и зимнего рациона кормления, повышения спроса - ее недостаток. Следовательно, существенные сезонные ценовые колебания оказывают непосредственное влияние на общий годовой эффект от работы молочнопродукто-вого подкомплекса.
С точки зрения соотношения спроса и предложения рынок молока и молочных продуктов можно рассматривать в целом, а также в макро- и микроструктуре. Общая величина потребительского спроса на продукцию моло-коперерабатывающих предприятий, с одной стороны, и соответствующее ему совокупное предложение — с другой характеризуют состояние рынка в целом. В свою очередь, соотношение спроса и предложения по товарным группам (сыры, масло, кефир) соответствует макроструктуре рынка. Микроструктура рынка отражает экономические интересы непосредственных потребителей и производителей на уровне отдельно взятых предприятий.
Главными критериями формирования рынка молочной продукции в стране должны стать: темпы разгосударствления и приватизации; меры государственного контроля над отраслями, входящими в молочнопродук-товый подкомплекс; защита отечественных производителей сырья; сфера действия свободных цен. В свою очередь, в качестве исходной базы при определении оптимального уровня собственного производства молока и молочных продуктов правомерно ориентироваться на уровень душевого производства (максимальный вариант) или медицинские нормы потребления (минимальный вариант) [26].
По нашему мнению, рынок молочной продукции должен быть ориентирован на местных потребителей, потому что выпускаемая продукция является скоропор-чащейся. Формироваться рынок должен в основном в пределах отдельно взятого муниципального района.
Экономические взаимоотношения между производителями и переработчиками должны быть направлены на
создание мобильных структур и внутри производства, что предполагает, в первую очередь, развитие системы управления и децентрализации. Именно при децентрализации управленческого процесса, по нашему мнению, и развиваются внутрихозяйственные отношения, важное значение имеют вопросы формирование организационной структуры управления интеграционным объединением, определение участникам интеграционной цепочки их полномочий и степени ответственности за конечные результаты деятельности..
При этом, следует отметить, что процесс децентрализации вовсе не отрицает управления, а выводит данный процесс на новый, более качественный уровень развития, позволяющий увеличивать общую эффективность работы организации, так как под влиянием конкуренции на рынке молока и молочных продуктов значительно возрастает количество управленческих решений всех видов, при одновременном росте потока оперативной информации.
Процесс управления при децентрализационном развитии в пределах отдельно взятого интеграционного формирования (сельскохозяйственное предприятие, мо-локоперерабатывающая организация, отдел по продаже молочной продукции) дает отражение, сбор, оперативный контроль и анализ информации о денежно-материальных затратах и финансовых показателях работы, что является главным при определении результативности работы каждого звена в производственно-сбытовой цепочке [28].
Таким образом, агропромышленная интеграция и интеграция в молочнопродуктовым подкомплексе - это форма объединения производственно-финансовой деятельности субъектов экономики. Данное объединения ориентировано на установление взаимодействия между предприятиями различных отраслей экономики, взаимосвязанных технологически, организационно и финансово. Каждое интеграционное формирование должно быть направлено на повышение качества использования производственно-финансового потенциала организаций.
Цель интеграционных объединений - это максимальный охват управленческого процесса: от производства и реализации молока до сбыта молочной продукции, включая процесс переработки и реализации ее на продовольственных рынках. Поэтому, данные формирования нацелены на конечный производственный цикл не столько в рамках аграрной сферы области или района, сколько в целом агропродовольственный комплекс страны по определенным группам товаров.
Рыночные изменения, происходящие на современном этапе развития экономики, предполагают необходимость обоснования новых научно-обоснованных форм и методов управления в молочнопродуктовом подкомплексе страны. При этом обоснование управленческих решений должно осуществляться под воздействием интеграционного механизма сотрудничества субъектов интеграции, обеспечивающего их взаимную заинтересованность в конечных результатах работы, эквивалентность в обменно-распределительных отношениях. Необходимо отметить и важность разработки стратегических направлений государственной поддержки сложившихся интеграционных формирований.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бурса И. А. Приоритетные направления инновационного развития молочнопродуктового подкомплекса АПК: автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05 / И. А. Бурса. Краснодар, 2015. 48 с.
2. Ганиева И.А., Ижмулкина Е.А., Шамин А.Е. Разработка инструментов для управления инновационной деятельностью в сельском хозяйстве // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2013. № 3 (101). С. 116-119.
3. Майданевич Ю.П. Динамика развития агропромышленного комплекса // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 95-97._
4. Галиахметова А.М. Реализация модели регионального развития агропромышленного комплекса в условиях глобализации // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 1 (29). С. 103-109.
5. Виноградов Н.В., Денисова Н.В. Агропромышленный комплекс страны: структур и проблемы функционирования в современных условиях // Вестник НГИЭИ. 2015. № 9 (52). С. 39-42.
6. Черкасов В.А. Исследование развития пищевых предприятий и предприятий перерабатывающего сектора апк в кризисных условиях // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 98-101.
7. Чушкаев Д.А. Формирование системы бюджетирования (финансового планирования) на предприятиях агропромышленного комплекса (АПК) // Карельский научный журнал. 2012. № 1. С. 36-39.
8. Низамутдинов М.М., Мавлиев Р.Р. Прогнозные показатели развития агропромышленного комплекса в системе обеспечения продовольственной безопасности // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 1. С. 149-152.
9. Державина Д.А. Региональный агропромышленный комплекс как многоотраслевая производственно-экономическая система // Вестник НГИЭИ. 2015. № 3 (46). С. 37-45.
10. Кошарская Н.М. Государственная поддержка финансового обеспечения предприятий АПК // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 65-67.
11. Игнатьев С.В. Российская экономика в контексте мировой динамики развития // Экономика: теория и практика. 2016. № 1 (41). С. 3-9.
12. Калеев Н.В. Экономическая эффективность современных технологий производства молока // Вестник НГИЭИ. 2014. № 5 (36). С. 66-72.
13. Кутяева Т.Е., Кирилова Д.А. Управление производством и реализацией продукции молочного скотоводства // Вестник НГИЭИ. 2015. № 7 (50). С. 34-38.
14. Полянская Н.А., Рейн А.Д. Кластеризация районов по параметрам конкурентоспособности и эффективности производства молока // Вестник НГИЭИ. 2015. №
II (54). С. 79-85.
15. Сахаутдинов Р.Р. Управление развитием молоч-нопродуктового подкомплекса АПК региона (на примере Республики Башкортастан): автореф. дис. ... кандидата экон. наук: 08.00.05 / Р.Р. Сахаутдинов - Ижевск, 2011. - 23 с.
16. Сериков С.Г., Цепелев О.А. Инструменты формирования и развития инвестиционного потенциала территории: международный опыт / В сборнике: Россия - Китай: вектор развития Материалы научно-практической конференции. Под общей редакцией канд. экон. наук О.А. Цепелева. 2016. С. 282-285.
17. Сериков С.Г. Инструменты формирования и развития инвестиционного потенциала территории: международный опыт // В сборнике: Проблемы финансов, кредита и бухгалтерского учета в условиях реформирования экономики материалы студенческой международной научно-практической конференции. Под редакцией В. А. Федорова, Е. А. Карловской. 2016. С. 115-124.
18. Сибиряев А.С. Некоммерческий подход к разработке и реализации государственной инновационной политики в российской федерации // В сборнике: Инновационное развитие социально-экономических систем: условия, результаты и возможности Материалы
III международной научно-практической конференции. 2015. С. 61.
19. Смирнов Н.А., Суслов С.А. Роль интенсификации молочного скотоводства в продовольственной обеспеченности молоком на отдельных территориях РФ за 2002-2012 гг // Вестник НГИЭИ. 2014. № 1 (32). С. 8492.
20. Ставцев А.Н., Порфиров П.А. Перспективная траектория развития молочнопродуктового подкомплекса России. Материалы Международной научно-практи-
ческой конференции на тему: «Развитие торговли и ее роль в импортозамещении: задачи бизнеса и власти». М.: ЦНИ по СЭП АПК ФГБНУ ВНИИЭСХ. 2016. С. 239-245.
21. Хайруллин Х. А. Управление молочнопродукто-вым подкомплексом АПК: теория, методология и практика [Текст]: автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05 / Х. А. Хайруллин. - Йошкар-Ола, 2009. - 27 с.
22. Хухрин А.С., Примак А.А. и др. Формирование системы аграрных кластеров России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2010. - №9.- С. 34-39.
23. Хухрин А.С. Формирование молочного кластера Самарской области: отраслевой или системно-синерге-тический подход? // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2010. - №10,- С. 35-38.
24. Шамин А.Е. Государственное регулирование аграрного сектора экономики за рубежом // Вестник НГИЭИ. 2010. Т. 1. № 1. С. 4-15.
25. Шанцев В.П. Нижегородская область: опыт прошлого и перспективы развития // Вестник НГИЭИ. 2014. № 9 (40). С. 125-134.
26. Шамин Е.А. Сравнительный анализ методов оценки конкурентоспособности организации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. № 12. С. 26-28.
27. Юшина И.О. Управление молочнопродуктовым подкомплексом (на Саратовской области) [Текст]: автореф. дис. ... кандидата экон. наук: 08.00.05 / И.О. Юшина - Москва, 2010. - 22 с.
28. Яковенко Н.В., Шилов Ю.М. Модель развития аг-ротуризма - «Малое семейное хозяйство» // Экономика. Управление. Право. 2010. № 5. С. 35-37.