Key words: pig-breeding, state support, economic-mathematical model, subsidiaries, financing.
References:
1. Baimisheva, T. A. Present state of pig-breeding industry in Samara region / T. A. Baimisheva, K. A. Zhichkin, I.S. Kurmayva // Izvestiya of the Orenburg state agrarian university. - 2014. - № 5 (49). -P. 240-243.
2. Vasilyeva, Ye. V. Main problems of formation of infrastructure of the food market / Ye. V. Va-silyeva, I. V. Petrova // Economika selskokhozyaistvennykh I pererabatyvayushikh predpriyatiy. - 2011. -No. 7. - P. 79-81.
3. Vasilyeva, Ye. V. Formation of strategy of the development of food market infrastructure / Ye. V. Vasilyeva, I. V. Petrova // Agrarny nauchny zhurnal. - 2011. - No. 6. - P. 64-67.
4. Vinnichek, L.B. Improvement of the efficiency and sustainability of agricultural production / L. Vinnichek, Ye. Fudina // International agricultural journal. - 2009. - No. 5. - P. 17-19.
5. Zhichkin, K. A. Support to agricultural producers in the Republic of Hungary / K. A. Zhichkin // Economics of agriculture of Russia. - 2008. - No. 2. - P. 45-49.
6. Zhichkin, K. A. Family farms of Samara region and the possible directions of their development / K. A. Zhichkin, A. A. Penkin. - Samara: Samara state agricultural academy, 2004. - 192 p.
7. Zhichkin, K. A. Peculiarities of regulation of agricultural production at the regional level (on materials of Samara region) / K. A. Zhichkin // Economika selskokhozyaistvennykh predpriyatiy. - 2009. -No. 2. - P. 37-40.
8. Kireyeva, O. V. Problems of information support of the process of management of modern enterprises / O. V. Kireyeva // Upravlenchesky uchet. - 2008. - No. 7. - P. 45-53.
9. Kireyeva, 0. V. Development of information and advisory services in the management system of agro-industrial complex / O. V. Kireyeva // International agricultural journal. - 2006. - No. 6. - P. 25-28.
10. Koshevoy, O. S. Index method as an element of diagnosis of milk production / O. S. Koshevoy, Ye. V. Fudina // Niva Povolzhya. - 2015. - № 1 (34). - P. 113-117.
11. Kuvshinov, A. Yu. Modeling of effective state support for the pig-breeding industry at a regional level / A. Yu., Kuvshinov, I.S. Kurmayeva // Vestnik of Altai state agrarian university. - 2010. - No. 6. -P. 104-106.
12. Tkachev, S. I. Stimulating the development of regional agricultural economy based on import substitution / S. I. Tkachev, Ye. V. Vasilyeva, I. V. Petrova et al. // Agrarny nauchny zhurnal. - 2016. -No. 7. - P. 93-100.
13. Fudina, Ye.V. Development of agriculture and food security in Russia / Ye.V. Fudina // Successes of modern science. - 2015. - No. 5. - P. 55-57.
14. Fudina, Ye.V. Economic interests of economic entities in the production and processing of milk: author. dis. cand. of ekon. sciences / Ye.V. Fudina. - M.: VNIIESKh RAAS, 2009. - 24 p.
УДК 637.146.4
ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ МОЛОЧНОПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА
О. А. Столярова, канд. экон. наук, доцент
ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ, Россия, т. 8(8412) 62-83-76, е- mail: economy1247@mail.ru
Систематический анализ положения предприятий молочнопродуктового подкомплекса является важным аспектом эффективного приспособления его к внешней среде.
Целью статьи является раскрытие основных направлений повышения конкурентоспособности и эффективности молочнопродуктового подкомплекса.
В качестве объектов исследуются молочнопродуктовые подкомплексы Российской Федерации и Пензенской области.
Автором дан анализ современного состояния молочного скотоводства в Российской Федерации и Пензенской области, который показал, что происходит снижение поголовья коров и валового надоя молока во всех категориях хозяйств. На основе анализа производственно-экономического состояния молочнопродуктового подкомплекса определены показатели, характеризующие рыночную ситуацию, с помощью которых можно предположить наиболее вероятный вариант поведения участника рынка.
Для повышения эффективности молочнопродуктового подкомплекса автором дан прогноз производственных показателей развития молочного скотоводства в сельскохозяйственных организациях региона до 2020 года.
Ключевые слова: конкурентоспособность, эффективность, молочнопродуктовый подкомплекс, цены, сегменты рынка.
Нива Поволжья № 3(44) август 2017 147
Показатели развития молочного скотоводства в Российской Федерации и Пензенской области во всех категориях хозяйств по годам
Показатель В среднем за 2001-2005 гг. В среднем за 2006-2010 гг. В среднем за 2011-2015 гг.
Валовой надой молока
Российская Федерация, млн. т 32,6 32,1 31,1
Приволжский федеральный округ, млн. т 10,2 10,5 9,8
Пензенская обл., тыс. т 478,5 515,64 380,7
в % к РФ 1,4 1,6 1,2
в % к Приволжскому федеральному округу 4,69 4,9 3,9
Среднегодовое поголовье коров
РФ, млн. гол. 11,0 9,2 8,64
Приволжский федеральный округ, млн. гол. 3,51 2,92 2,52
Пензенская обл., тыс. гол. 167,82 137,34 92,58
в % к РФ 1,5 1,4 1,1
в % к Приволжскому федеральному округу 4,8 4,7 3,7
Надой на 1 корову
Российская Федерация, кг 2964 3489 3599
Приволжский федеральный округ, кг 2922 3589 3882
Пензенская обл., кг 2835 3755 4112
в % к РФ 95,6 107,6 114,3
в % к Приволжскому федеральному округу 97,0 104,6 105,9
При существенном росте цен и росте дефицита продовольствия в мире отечественное производство по переработке сельскохозяйственной продукции способно усилить свои конкурентные позиции на региональном и федеральном продовольственных рынках при условии государственной поддержки, сохранения и повышения уровня рентабельности производства [1].
В животноводстве Пензенской области, как и в целом по Российской Федерации, важная роль отводится молочному скотоводству, производящему ценный продукт питания и обеспечивающему рентабельность отрасли в целом.
Динамика показателей развития молочного скотоводства в Российской Федерации и Пензенской области представлена в таблице 1.
Анализ таблицы 1 показал, что производство молока в Российской Федерации в среднем за 2011-2015 гг. снижается по сравнению со средним уровнем 2001-2005 гг. на 4,6 %, в Пензенской области - на 20,4 %. Производством молока в Пензенской области занимаются все категории хозяйств: сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства населения.
В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. предусмотрено увеличение валового производства молока в стране. Целевой инди-
катор по производству молока в рамках реализации мероприятий Государственной программы развития АПК на 2013-2020 гг. предусматривает рост производства молока до 38 млн. т, то есть на 19,7 % по отношению к 2012 году [2].
Импорт молока и молокопродуктов в 2015 г. значительно сократился, составив 76,6 % импорта 2014 г. Производство молока и молокопродуктов на территории Российской Федерации не возросло по сравнению с 2014 г. В результате общий объем ресурсов молока и молокопродуктов в 2015 г. снизился на 4,8 %, составив 95,2 % уровня 2014 г. [3].
Проведенный анализ динамики производства молока в Пензенской области позволил установить, что валовое производство молока в период до 2005 г. увеличивалось в основном экстенсивным путем, то есть за счет роста поголовья коров в личных подсобных хозяйствах населения. Однако с 2005 г. поголовье коров в этой категории хозяйств в регионе сократилось с
94.5 тыс. гол. (на 1 января 2005 г.) до 33,8 тыс. гол. (на 1 января 2016 г.). Реформы 90-х годов усугубили состояние отрасли молочного скотоводства, следствием этого, явилось сокращение поголовья коров во всех категориях хозяйств Пензенской области за анализируемый период более чем в два раза - со 179,0 тыс. гол. в 2001 г. до
79.6 тыс. гол. в 2015 г. (рисунок).
Поголовье коров в крестьянских (фермерских) хозяйствах увеличивалось с 2001 г.
Динамика поголовья коров по категориям хозяйств Пензенской области, тыс. гол.
по 2015 г. соответственно с 2,3 тыс. гол. до 11,8 тыс. гол., однако его доля в общей численности поголовья коров региона остается незначительной и составляет 14,8 %.
Сокращение поголовья коров и, следовательно, уменьшение объема производства молока объясняется тем, что во многих сельскохозяйственных организациях сохраняется низкий уровень обеспеченности скота кормами (табл. 2).
Расход всех видов кормов на одну условную голову скота в 2,6 раза меньше, чем требуется при интенсивном ведении животноводства. Это вызвано тем, что в рационах скота мало качественного сена, низка доля зеленых, пастбищных кормов. В расчете на одну корову в области в 2015 г. было израсходовано 36,9 ц корм. ед., а в 2010 г. - 37,8 корм. ед. против 42,1 ц корм. ед. в 2000 г. Расход кормов в расчете на одну условную голову скота в сельскохозяйственных организациях также снизился и составил в 2015 г. 27,9 ц корм. ед. против 29,5 ц корм. ед. в 2000 г.
Несмотря на сокращение поголовья коров и общего объёма производства моло-
ка, с 2005 г. наметилась тенденция увеличения продуктивности. В сельскохозяйственных организациях и личных подсобных хозяйствах населения продуктивность коров с 2005 г. по 2015 г. возросла соответственно на 99,5 % и 15,3 %. Повышение продуктивности коров объясняется тем, что при недостатке кормов сокращается в первую очередь малопродуктивное поголовье. При этом повышается обеспеченность скота кормами за счет сокращения доли поддерживающей части корма и, соответственно, увеличивается отдача корма, что в свою очередь ведет к росту надоя молока.
С сокращением объема производства молока уменьшаются его закупки в федеральный и региональный фонды. Потребление молока и молочных продуктов (в пересчёте на молоко) в Пензенской области на душу населения в год за период 20012015 гг. сократилось на 4,5 % (табл. 3).
Потребление основных видов продуктов в регионе еще далеко от рекомендованных рациональных норм питания. При норме потребления мяса и мясопродуктов (включая субпродукты) 81 кг на душу насе-
Таблица 2
Расход кормов скоту и птице в сельскохозяйственных организациях региона
Показатель 2000 г. 2010 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Всего кормов в пересчете на кормовые единицы, тыс. т 634,2 626,2 670,9 709,6 715,0 775,1
В том числе концентрированных 204,7 346,3 433,9 469,1 513,0 594,8
Расход кормов в расчете на 1 условную голову скота, ц корм. ед. 29,5 27,6 26,7 26,3 26,6 27,9
Нива Поволжья № 3(44) август 2017 149
Потребление основных продуктов питания на душу населения в год
Показатель Год
2001 2005 2010 2012 2013 2014 2015
Мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо), кг 43 53 64 71 75 75 75
Молоко и молочные продукты (в пересчёте на молоко), кг 226 263 275 288 229 214 216
Яйца, шт. 196 200 222 231 222 224 223
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, крупу, бобовые), кг 122 112 104 103 101 101 101
ления в год фактически расходуется на эти цели только 75 кг, молока и молокопродук-тов соответственно 390 и 216 кг, яиц - 292 и 223 шт.
Молочнопродуктовый подкомплекс представляет собой совокупность предприятий, производящих молоко-сырье и перерабатывающих его в социально-значимую молочную продукцию широкого ассортимента. Основой подкомплекса является молочное животноводство, состояние которого таково, что производство молока сокращается, а следовательно, снижается производство молочной продукции в Российской Федерации и Пензенской области. В настоящее время переработкой молока в области занимаются 15 организаций различной формы собственности.
Небольшие региональные заводы не в состоянии выдерживать ценовую конкуренцию с крупными молокоперерабатываю-щими предприятиями и вынуждены уходить с рынка или переключаться на узко-сегментированные ниши. К началу 2011 г. все крупные российские молочные заводы были консолидированы транснациональными корпорациями PepsiCo и Danone и вошли в состав иностранных активов [4].
Объемы цельномолочной продукции в пересчете на молоко в 2015 г. по сравнению с 2000 г. увеличились на 62,4 тыс. т (в
4.0 раза), масла сливочного снизились на
4.1 тыс. т (в 2,7 раза), сыров и продуктов сырных остались неизменными и составили 4,4 тыс. т. В 2015 г. по сравнению с 2014 г. выпуск цельномолочной продукции увеличился на 13,1 %, масла сливочного снизился на 14,3 %, сыров и продуктов сырных увеличился в 2 раза (табл. 4).
Несмотря на кризисную ситуацию, в 2015 г. состояние потребительского рынка продовольственных товаров Пензенской области характеризовалось достаточно высоким уровнем насыщенности по всем товарным группам. За последние несколько лет существенно изменился ассортимент товаров. Если несколько лет назад целый ряд товаров поставлялся в значительном количестве по экспорту, то сейчас, благодаря освоению и развитию новых технологий российскими производителями, отечественная пищевая продукция по отдельным видам практически вытеснила импортный ассортимент (кондитерские изделия, сыры, масло сливочное и растительное, маргарин, соки фруктово-ягодные, детское питание и др.). Это не относится к таким продуктам, которые в силу климатических факторов могут быть представлены только импортными производителями (апельсины, бананы, лимоны и др.). Цены на продовольственные товары импортного производства (сыры, сухие молочные смеси для детского питания, овощные и фрук-тово-ягодные консервы для детского питания, виноградные вина зарубежных производителей) были в полтора-два раза выше цен отечественных аналогов.
По социально значимым товарам покупательский спрос удовлетворялся в основном за счет продукции, выпускаемой местными товаропроизводителями. В 2015 г. из 156 основных видов продукции, выпускаемых в области, по 70 наименованиям (45 %) выпуск возрос или остался на уровне 2014 г. Увеличилось производство сыров и продуктов сырных (в 2,0 раза), сахара-песка (на 24,6 %), мяса и субпродуктов
Таблица 4
Производство основных видов молочной продукции, тыс. т
Показатель Год
2000 2005 2010 2012 2013 2014 2015
Масло сливочное 6,5 5,1 2,5 1,4 1,5 2,8 2,4
Сыры и продукты сырные 4,4 3,2 1,3 2,7 3,0 2,2 4,4
Цельномолочная продукция (в пересчёте на молоко) 20,6 49,2 64,3 75,5 82,8 73,4 83,0
(на 24,1 %), кондитерских изделий (на 16,3 %), цельномолочной продукции (на 13,1 %).
В 2015 г. импорт сливочного масла и прочих молочных продуктов в Россию не только не уменьшился, но и изменилась география стран-поставщиков. Основным поставщиком этой продукции в Россию стала Белоруссия. В 2015 г. из этой страны было завезено 71,3 тыс. т. Возросла в последние годы роль Уругвая в импорте сливочного масла и прочих молочных жиров. Так, поставки из этой страны увеличились с 5,5 тыс. т в 2011 г. до 9,9 тыс. т в 2015 г. Поэтому обеспечение продовольственной безопасности России должно лежать в сфере наращивания объемов отечественного производства молочных продуктов [5].
Денежные доходы населения Пензенской области составили в 2015 г. 348384,9 млн. руб. и увеличились по сравнению с 2014 г. на 9,1 %, денежные расходы составили 343267,7 млн. руб. и увеличились на 10,6 %. Превышение денежных доходов населения над денежными расходами составило 5117,1 млн. руб. (в 2014 г. превышение денежных доходов над расходами -9129,4 млн. руб.). Денежные доходы на душу населения в 2015 г. составили 21416,1 руб. и увеличились по сравнению с 2014 г. на 9,3 % (на 1814,9 руб.), расходы составили 21101,6 руб. и увеличились на 10,8 % (на 2060,6 руб.). Реальные доходы уменьшились по сравнению с 2014 г. на 4,6 %, реальные располагаемые денежные доходы - на 3,4 %.
Таблица 5
Динамика роста среднедушевых доходов и среднемесячной заработной платы (к предыдущему периоду, %)
Среднемесячная начисленная заработная плата по видам экономической деятельности (без выплат социального характера) на предприятиях Пензенской области с основным видом деятельности «Добыча полезных ископаемых» в 2015 г. в расчете на одного работника во всех организациях Пензенской области составляла 20874,50 руб. (на 2,1 % выше, чем в 2014 г.), «Обрабатывающие производства» - 24151,20 руб. (выше на 5,4), «Производство, распределение электроэнергии, газа и воды» -24082,10 руб. (выше на 9,6 %). По всем видам экономической деятельности средняя номинальная заработная плата, начисленная в 2015 г., в крупных, средних и малых организациях составила 23188,80 руб., по сравнению с 2014 г. она увеличилась на 4,2 %.
Покупательная способность населения зависит от уровня денежных доходов населения и уровня цен на конкретные товары и услуги. В декабре 2014 г. и январе 2015 г. произошло снижение курса рубля и введение санкций на ввоз определенного круга товаров, что привело к снижению покупательной способности населения по большинству наблюдаемых товаров.
Индекс цен на продукты питания за 10 месяцев 2016 г. увеличился на 11,4 %, цены реализации сельскохозяйственных производителей возросли только на 4,8 %, в то же время сводный индекс цен производителей промышленной продукции возрос на 13,9 % [6].
Таблица 6
Покупательная способность денежных доходов населения Пензенской области в декабре 2015 г.
Год Среднедушевые доходы Среднемесячная заработная плата
2000 132,1 138,0
2001 135,6 139,3
2002 130,0 142,7
2003 124,5 139,0
2004 123,7 112,6
2005 128,2 133,1
2006 129,0 121,8
2007 141,4 135,0
2008 127,1 137,0
2009 113,0 111,2
2010 110,0 109,8
2011 110,2 113,6
2012 111,8 117,8
2013 112,3 107,9
2014 110,0 108,9
2015 109,3 104,2
Возмож- В % к
Продовольственные товары (в месяц) ность приобретения декабрю 2014
Говядина (кроме бескостного мяса), кг 105,4 95,5
Рыба свежая, кг 163,4 92,1
Масло сливочное, кг 100,2 99,4
Масло подсолнечное, кг 327,4 81,3
Молоко цельное питьевое
пастеризованное, стери- 673,6 108,3
лизованное, л
Яйца куриные, шт. 5263,7 99,6
Сахар-песок, кг 686,2 100,4
Мука пшеничная, кг 1017,9 95,6
Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1 и 2 920,4 94,0
сорта, кг
Крупы, кг 755,6 85,8
Макаронные изделия, кг 825,7 109,1
Картофель, кг 2285,2 168,9
Нива Поволжья № 3(44) август 2017 151
Рыночная власть потребителей на рынке молока определяется еще одним субъектом - населением, покупающим молоко и молочную продукцию на рынке. Степень его влияния на конкуренцию в отрасли определяется покупательной способностью и потребительскими предпочтениями. Появление на рынке суррогатной молочной продукции приводит к обману потребительских ожиданий, вызывая сокращение спроса на продукты этой товарной группы [7].
В настоящее время потребление продовольствия населением снизилось. Нарушены многие хозяйственные связи, когда-то регулируемые государством. Это привело к снижению спроса на продукцию из сельскохозяйственного сырья [8].
В среднем по промышленности загруженность производственных мощностей около 60 %, в пищевой промышленности -58 %. Политика импортозамещения может быть успешной, если будет сопровождаться ростом потребительского спроса населения, только тогда она приведет к устойчивому росту экономики [9].
Механизм импортозамещения - это совокупность средств и методов, с помощью которых осуществляется воздействие государственного аппарата управления на весь экономический потенциал страны и региона, управляемые параметры внешней и внутренней среды с целью повышения конкурентоспособности местных товаропроизводителей и замещения импортных товаров отечественными аналогами [10].
Новая конъюнктура на внутреннем рынке отразилась и на ценовых отношениях. В 2016 г. цены производителей на продукцию растениеводства продолжали расти, на продукцию животноводства они снижались. Исключение составили молоко и крупный рогатый скот, реализуемый на убой. Но цены на них росли медленнее,
чем инфляция. По данным Росстата за 10 месяцев 2016 г., соотношение индексов цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию составляет 0,94 [11].
Характеризуя возможности роста и развития производства отечественной молочной промышленности, следует отметить, что в целом спрос на молоко и молочные продукты характеризуется низкой эластичностью по отношению к росту душевых доходов. Так, потребление молочных продуктов на душу населения в РФ в 2015 г. составило 98 % к уровню 2014 г., то есть средний рост потребления молока и молочных продуктов снижается, несмотря на увеличение средних темпов роста реальных располагаемых доходов населения -2,9 % (табл. 7).
Наиболее существенная и вызывающая серьезную озабоченность проблема -неоправданно высокая дифференциация населения по уровню жизни и потреблению основных видов пищевых продуктов. Согласно данным Росстата, коэффициент фондов, то есть разница по децильным группам населения по уровню жизни доходов, в последние годы составляет 14-16 раз, а по некоторым экспертным оценкам этот разрыв существенно больше. Как показывают статистические обследования, мяса и мясопродуктов ниже норм рационального питания потребляют почти 30 % населения, молока и молокопродуктов -более 80 % [12].
Анализ динамики изменения рыночных долей свидетельствует о наличии конкурентной борьбы на рынке цельномолочной продукции Пензенской области.
К числу пяти влиятельных сил М. Портер отнес: рыночную власть потребителей (покупателей), рыночную власть продавцов, угрозу вторжения новых участников, угрозу появления продуктов-заменителей, возможность усиления конкуренции внутри отрасли [13].
Таблица 7
Эластичность потребления молока и молочных продуктов на душу населения в РФ
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Реальные денежные доходы, в процентах 112,4 113,5 112,1 102,4 103,0 105,9 100,5 104,6 103,2 103,1 102,9
к предыдущему году
Потребление молоч-
ных продуктов на душу населения в 100,9 101,7 101,3 100,4 100,4 101,2 99,6 101,2 99,6 98,4 98,0
РФ, в процентах к
предыдущему году
Отношение измене-
ния дохода к изме- 1,11 1,12 1,11 1,02 1,03 1,04 1,01 1,03 1,04 1,05 1,05
нению потребления
Информация о распределении долей позволяет проанализировать конкурентную структуру рынка. Для оценки степени конкурентности рынка, или степени зависимости его участников от рыночной ситуации, в современной экономической теории и практике широко используют различные показатели, характеризующие рыночную ситуацию, например индекс концентрации CR-3; CR-4, индекс Герфиндаля-Гиршмана, коэффициент относительной концентрации, дисперсия рыночных долей, коэффициент энтропии и другие. Для каждого типа рынка эти показатели имеют свое значение, определив их значения, можно предположить наиболее вероятный вариант поведения участника рынка.
Индекс Герфиндаля-Гиршмана (1г) определяется как сумма квадратов долей действующих на рынке предприятий и характеризует степень монополизма рынка, а также численность конкурентов и неравенство их рыночного положения. п
1г
■I
5} X
где Si - доля продаж ^го продавца в общем объеме реализации на рынке;
п - число хозяйствующих субъектов на рынке.
Коэффициент энтропии (Кэ) характеризует степень деконцентрации рынка и представляет собой среднюю долю предприятий, действующих на рынке.
1 п ,1
Кэ = - 1п-
п
s,
Дисперсия рыночных долей (Д) определяет возможную рыночную власть предприятий через неравенство их размеров. Чем больше дисперсия, тем более неравномерным и концентрированным считается рынок, тем слабее конкуренция и сильнее рыночная власть крупнейших товаропроизводителей.
Д= ~
где Si - доля продаж i-го продавца в общем объеме реализации на рынке;
п - число хозяйствующих субъектов на рынке.
Индекс концентрации показывает суммарную рыночную долю крупных предприятий, действующих на рынке:
к
CRk :
Значения показателей, описывающих конкурентную структуру внутриотраслевых сегментов регионального рынка молока и молочной продукции, представлены в таблице 8.
Анализ характеристик конкурентной структуры внутриотраслевых сегментов рынка молока и молочной продукции Пензенской области позволяет дать оценку регионального рынка в целом. Рынок молока и молочной продукции области можно представить как плотную олигополистиче-скую структуру. На рынках цельномолочной и нежирной продукции лидерами являются ОАО «Молочный комбинат Пензенский» Пензенского, ОАО «Мечта» Сердоб-ского, ОАО «Молоко» Тамалинского районов. Доля участников рынков масла и сыров распределена неравномерно, характеризуется низким уровнем концентрации.
Концентрация конкурентов на рынке молока и молочной продукции влияет на поведение продавцов и прямо пропорциональна уровню их взаимозависимости. Одним из важных факторов, характеризующих состояние конкуренции и влияющих на поведение предприятий - участников рынка, является наличие и высота входных барьеров - факторы правового, организационного, технологического, финансового характера, препятствующие новым хозяйст-
Таблица8
Характеристика конкурентной структуры внутриотраслевых сегментов рынка молока и молочной продукции Пензенской области (2015 г.)
Коэффициент Внутриотраслевые сегменты рынка Всего в пересчете на молоко
цельномолочной продукции масла животного сыров нежирной молочной продукции
Индекс концентрации CR-3 0,96 0,58 0,61 0,91 0,69
Индекс концентрации CR-4 0,97 0,69 0,63 0,94 0,76
Индекс Герфиндаля-Гиршмана 7615 1657 1917 6112 3267
Коэффициент энтропии 5,2 3,6 3,9 4,2 4,1
Дисперсия рыночных долей 0,058 0,015 0,014 0,046 0,038
Нива Поволжья № 3(44) август 2017 153
Ожидаемые производственные показатели развития молочного скотоводства в сельскохозяйственных организациях в 2018-2020 гг.
Показатель 2015 г. факт. Прогноз 2020 г. к 2015 г., %
2018 г. 2019 г. 2020 г.
Поголовье крупного рогатого скота на конец года, тыс. гол. 75,3 102,1 112,4 121,1 160,8
В том числе коров, тыс. гол. 34,1 48,7 53,6 54,2 158,9
Производство молока, тыс. т 155,4 228,4 255,1 276,2 177,7
Надой на одну среднегодовую корову, кг 4676 4700 4820 5100 109,1
Выход телят на 100 коров, гол. 73 79 82 84 115,1
Рентабельность производства, % 20,4 26,3 31,5 37,2 -
вующим субъектам вступить на данный вид товарного рынка.
К особенностям молочного рынка относят:
- слабую по сравнению с промышленными рынками эластичность спроса и предложения по отношению к ценам;
- сильную конкуренцию в сфере предложения молока со стороны крупных и мелких сельскохозяйственных товаропроизводителей, позволяющую перерабатывающим организациям снижать закупочные цены;
- конкуренцию между крупными сельскохозяйственными организациями и хозяйствами граждан;
- значительный региональный моно-псонизм, заключающийся в главенствующем положении нескольких крупных переработчиков молока, практически диктующих цены для определенного региона, и поддерживающих слабую конкуренцию в сфере спроса на молоко;
- конкуренцию между организациями, находящимися в условиях кризиса и готовыми продавать молоко по низким ценам за наличные деньги, и организациями, работающими нормально через расчетные счета и платящими все налоги.
Доля рынка - важный оценочный показатель, определяемый отношением объема продаж продукции (товара) данного предприятия к общему объему продаж всеми предприятиями, функционирующими на рынке. Предприятия, не являющиеся лидерами и не обладающие возможностями для расширения доли на рынке, должны
сконцентрироваться на укреплении своего сегмента и поиске конкурентных преимуществ [14].
Факторами роста конкурентоспособности Пензенской области должны стать эффективная реализация как имеющихся преимуществ, так и создание новых, связанных с диверсификацией экономики и формированием мощного научно-технического комплекса [15]. Для этого необходима государственная поддержка развития молочного скотоводства, что позволит в перспективе научно обоснованно и в интересах всего населения удовлетворить спрос на молоко и молочные продукты за счет собственного производства [16].
Маркетинг включает прогнозирование изменений в спросе, продвижение товара на рынок, обеспечение потребностей рынка в товарах соответствующего качества и в нужном объеме. Сущность маркетинговой деятельности совпадает с основной целью предприятий - повышением объема прибыли, что возможно на базе общей эффективности и сокращения потерь.
Реализация Государственной программы Пензенской области «Развитие агропромышленного комплекса на 2014-2020 годы» (утверждена Постановлением Правительства Пензенской области от 18.09.2013 г. № 691 пП) позволит сельскохозяйственным организациям области в 2020 году обеспечить производство молока в объеме 276,2 тыс. т, т. е. рост к уровню 2015 года составит 77,7 %, увеличить поголовье крупного рогатого скота на 60,8 %, коров - на 58,9 процентов.
Литература
1. Лаврикова, Ю. Г. Стратегический вектор развития предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности региона / Ю. Г. Лаврикова, Е. В. Малыш // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2015. - № 5. - С. 33-36.
2. Лабинов, В. В Состояние молочного рынка России: проблемы и способы их нивелирования / В. В. Лабинов // Молочная промышленность. - 2013. - № 4. - С. 5.
3. Боговиз, А. Импортозамещение как целевой ориентир государственного регулирования АПК / А. Боговиз, Ю. Бугай, А. Миненко // АПК: экономика, управление. - 2016. - № 12. - С. 67-73.
4. Транснациональные компании в молочной промышленности России / В. Еремеев, Т. Пар-финенко, Н. Корнева, Н. Жуков // АПК: экономика, управление. - 2016. - № 8. - С. 72-79.
5. Гончаров, В. Д. Тенденции в импорте мясо-молочной продукции в условиях санкций / В. Д. Гончаров, С. В. Котеев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2016. - № 6. - С. 11-14.
6. Ушачев, И. Научные проблемы импортозамещения и формирования экспортного потенциала продукции агропромышленного комплекса России / И. Ушачев // АПК: экономика, управление. - 2016. - № 1. - С. 4-21.
7. Полешкина, И. О. Особенности конкуренции на рынке молока в России / И. О. Полешкина // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2015. - № 8. - С. 24-29.
8. Регулирование экономических взаимоотношений в корпоративных формированиях / А. Т. Стадник, С. Г. Чернова, Д. А. Денисов, С. В. Чернов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2015. - № 9. - С. 19-22.
. Папцов, А. Финансово-экономическая устойчивость АПК в условиях импортозамещения: российские реалии и опыт ЕС / А. Папцов, В. Маслова // АПК: экономика, управление. - 2016. -№ 1. - С. 81-89.
10. Черняев, А. Сельскохозяйственные товаропроизводители и сетевые магазины / А. Черняев, И. Павленко, Л. Белокопытова // АПК: экономика, управление. - 2016. - № 2. - С. 41-47.
11. Борхунов, Н. Особенности ценовых отношений в аграрном секторе России / Н. Борхунов // АПК: экономика, управление. - 2016. - № 12. - С. 52-59.
12. Ушачев, И. Стратегические направления устойчивого развития агропромышленного комплекса России / И. Ушачев // АПК: экономика, управление. - 2016. - № 11. - С. 4-15.
13. Задков, А. Обеспечить конкурентоспособность молочного комплекса Сибири / А. Задков // АПК: экономика, управление. - 2016. - № 3. - С. 72-79.
14. Батов, Г. Конкурентоспособность предприятий перерабатывающей промышленности региона: интегральная оценка / Г. Батов, З. Темирова, Т. Шогенов // АПК: экономика, управление. -2016. - № 4. - С. 60-67.
15. Сологуб, Н. Н. Особенности внешнеэкономических связей Пензенской области на современном этапе / Н. Н. Сологуб, О. И. Уланова // Нива Поволжья. - 2017. - № 1 (42). - С. 125-132.
16. Фудина, Е. В. Проблемы и региональные особенности функционирования молочнопродук-тового подкомплекса / Е. В. Фудина, С. А. Савватеева // Нива Поволжья. - 2016. - № 3 (40). -С. 136-140.
UDK 637.146.4
IMPROVING THE COMPETITIVENESS AND EFFICIENCY OF THE DAIRY PRODUCT SUBCOMPLEX
O.A. Stolyarova, candidate of economic sciences, assistant professor FSBEE HE Penza SAU, Russia, t. 8(8412) 62-83-76, e- mail: economy1247@mail.ru
The article deals with systematic analysis of the state of dairy subcomplex enterprises as an important aspect of its effective adaptation to the environment. The article is aimed at revealing the main directions of improving the competitiveness and efficiency of the dairy product subcomplex.
As objects of study dairy products subcomplexes of the Russian Federation in Penza region are examined in the article.
The author analyzes the current state of dairy-farming in the Russian Federation and in Penza region, which showed that there is a reduction of livestock of cows and gross milk yield in all categories of farms. Based on the analysis of production-economic condition of dairy product subcomplex the indicators that characterize the market situation are determined. These indicators help to forecast the most probable behavior of the market participant.
To improve the efficiency of dairy product subcomplex, the author gives a forecast of production characteristics of the development of dairy-farming in the agricultural organizations of the region until 2020.
Key words: competitiveness, efficiency, dairy product subcomplex, prices, market segments.
References:
1. Lavrikova Yu. G. Strategic vector of development of enterprises of food and processing industry of the region / Yu. G. Lavrikova, Ye. V. Malysh // Ekonomika selskokhozyaistvennykh I pererabatyvayu-shikh predpriyaty. - 2015. - No. 5. - P. 33-36.
2. Labinov, V.V. The state of the dairy market in Russia: problems and ways of their leveling / V.V. Labinov // Dairy industry. - 2013. - No. 4. - 5 p.
Нива Поволжья № 3(44) август 2017 155
3. Bogoviz, A. Import substitution as the target aim of government regulation of AIC / A. Bogoviz, Yu. Bugay, A. Minenko // AIC: economy, management. - 2016. - No. 12. - P. 67-73.
4. Transnational companies in the dairy industry of Russia / V. Yeremeyev, T. Parfinenko, N. Korneva, N. Zhukov // AIC: economy, management. - 2016. - No. 8. - P. 72-79.
5. Goncharov, V. D. Trends in imports of meat and dairy products in the conditions of sanctions / V. D. Goncharov, S. V. Koteyev // Ekonomika selskokhozyaistvennykh I pererabatyvayushikh predpriyaty. -2016. - No. 6. - P. 11-14.
6. Ushachev, I. Scientific problems of import substitution and formation of the export potential of agricultural products in Russia / I. Ushachev // AIC: economy, management. - 2016. - No. 1. - P. 4-21.
7. Poleshkina, I. O. Peculiarities of competition in the dairy market in Russia / I. O. Poleshkina // Ekonomika selskokhozyaistvennykh I pererabatyvayushikh predpriyaty. - 2015. - No. 8. - P. 24-29.
8. Regulation of economic relationships in corporate formations / A. T. Stadnik, S. G. Chernova, D. A. Denisov, S. V. Chernov // Ekonomika selskokhozyaistvennykh I pererabatyvayushikh predpriyaty. -
2015. No. 9. - P. 19-22.
9. Paptsov, A. Financial-economic sustainability of AIC in the conditions of import substitution: Russian realities and the experience of the EU / A. Paptsov, V. Maslova // AIC: economy, management. -
2016. - No. 1. - P. 81-89.
10. Chernyayev, A. Agricultural producers and network shops / A. Chernyayev, I. Pavlenko, L. Be-lokopytova // AIC: economy, management. - 2016. - No. 2. - P. 41-47.
11. Borkhunov, N. Characteristics of price relations in the agricultural sector of Russia / N. Bork-hunov // AIC: economy, management. - 2016. - No. 12. - P. 52-59.
12. Ushachev, I. Strategic directions of sustainable development of AIC of Russia / Ushachev I. // AIC: economy, management. - 2016. - No. 11. - P. 4-15.
13. Zadkov, A. to Ensure the competitiveness of the dairy complex in Siberia / A. Zadkov // AIC: economy, management. - 2016. - No. 3. - P. 72-79.
14. Baov, G. Competitiveness of processing enterprises of the region: an integrated assessment / G. Batov, Z. Temirova, T. Shogenov // AIC: economy, management. - 2016. - No. 4. - P. 60-67.
15. Sologub, N. N. Features of foreign economic relations of the Penza region at the present stage / N. N. Sologub, O. I. Ulanova // Niva Povolzhya. - 2017. - № 1 (42). - P. 125-132.
16. Fudina, Ye.V. Problems and regional peculiarities of the functioning of the dairy product sub-complex / Ye. V. Fudina, S. A. Savvateyeva // Niva Povolzhya. - 2016. - № 3 (40). - P. 136-140.
УДК 339:63 + 349.42
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А. В. Феоктистов, канд. юрид. наук, доцент
ФГБОУ ВО ПГУ, Россия, f_117@mail.ru
Т. Н. Чуворкина, канд. экон. наук, доцент; О. Ф. Кадыкова, канд. экон. наук, доцент
ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ, Россия, e-mail: pr.pravo@mail.ru
В условиях постоянных изменений во внешней среде успех субъектов предпринимательства значительно зависит от их инновационной активности.
Проведенный анализ законодательства по вопросам правового регулирования инновационного предпринимательства позволил выявить как положительные, так и отрицательные тенденции.
В работе рассмотрена система правового обеспечения инновационного предпринимательства с учетом федерального и регионального уровней. В результате проведенного анализа соответствующих нормативно-правовых актов инновационного предпринимательского права определены основные направления совершенствования правовой базы развития инновационной деятельности.
Ключевые слова: инновационное предпринимательство, нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности, совершенствование законодательства.
Одним из основных условий перехода экономики России на инновационный путь развития является повышение инновационной активности бизнеса.
За последние годы в стране был реализован ряд важных мер в рамках инновационной политики по стимулированию инновационного развития хозяйствующих су-