Научная статья на тему 'Система взаимодействия товаропроизводителей молока и молокопродуктов'

Система взаимодействия товаропроизводителей молока и молокопродуктов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система взаимодействия товаропроизводителей молока и молокопродуктов»

СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ МОЛОКА И МОЛОКОПРОДУКТОВ

О.Ф. Кадыкова, к.э.н., ст. преп.

Пензенской государственной сельскохозяйственной академии

Реформирование существовавшей ранее системы хозяйствования в АПК привело к значительным изменениям социально-экономической среды функционирования, институциональной структуры и экономического поведения товаропроизводителей, что значительно отразилось на межотраслевом взаимодействии субъектов.

В последнее десятилетие произошло смещение производства молока от сельскохозяйственных товаропроизводителей к мелким хозяйствам, таким как крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства. Сельскохозяйственные организации различных форм собственности и хозяйствования производят в настоящее время 31,2% от общего объема молока в области. Причем наиболее эффективным является производство молока в сельскохозяйственных производственных кооперативах и товариществах на вере, так как рентабельность затрат составляет 15%. Однако в настоящее время большинство сельскохозяйственных организаций убыточны, что обусловлено отсутствием четко определенной стратегии развития, недостаточной государственной поддержкой, наличием серьезных недостатков в вопросах воспроизводства ремонтного поголовья телок, диспаритетом цен на молочную продукцию и материальные ресурсы, используемые в ее производстве. Кроме того, несовершенство закупочных цен, договоров контрактации и других инструментов, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе обмена, на стадии обращения товара приводят к тому, что значительная часть прибавочного продукта, созданного сельскохозяйственными товаропроизводителями, реализуется в перерабатывающей промышленности. В связи с этим производители вынуждены организовывать переработку сырья в хозяйствах и реализовывать уже готовую продукцию, отвлекая на это значительные оборотные средства. В перспективе останутся те перерабатывающие модули, которые смогут занять достаточно стабильную ассортиментную нишу на рынке, поскольку их продукция по своим качественным характеристикам существенно уступает продукции крупных перерабатывающих предприятий. Сельскохозяйственные производители, не имеющие возможности организовать собственную переработку, широко используют практику «давальчества» для самостоятельной дальнейшей реализации готовой продукции, что позволяет им лавировать в условиях неразвитой инфраструктуры рынка.

Личные подсобные хозяйства являются составной частью сельскохозяйственного производства, которая все больше проявляет себя как товарная. Их доля в производстве молока составляет 67,8%. Рост удельного веса личных подсобных хозяйств в обеспечении молоком обусловлен не только экономической активностью ЛПХ, но и снижением темпов производства молока сельскохозяйственными предприятиями. Перспективным в развитии личных подворий является путь интеграции, т.е. укреп-

ления взаимосвязи и сочетания ЛПХ с общественным производством сельскохозяйственных и других предприятий, а также кооперации с другими хозяйствующими субъектами. Практический интерес представляет развитие прямых связей личных подсобных хозяйств с перерабатывающими организациями на договорных началах.

Крестьянские (фермерские) хозяйства являются мобильной и гибкой формой хозяйствования. Однако основной продукцией, которую производят фермерские хозяйства области, является продукция растениеводства, а продукция животноводства, такая, как молоко, - преимущественно нетоварная и в общем объеме производства составляет 1%. Основные направления развития крестьянских (фермерских) хозяйств - это объединение на кооперативных началах К(Ф)Х не только между собой, но и их интеграция с различными организациями крупного бизнеса в сфере производства и переработки продукции, материально-технического обслуживания, реализации продукции. Это позволит им предоставлять на рынок конкурентоспособную продукцию, противостоять монополизму заготовительных и торговых организаций.

Перерабатывающие предприятия являются, с одной стороны, потребителями ресурсов, закупающих сырье у товаропроизводителей всех форм собственности, а с другой стороны, производителями готовой продукции, продвигающими ее к конечному потребителю. Интерес крупных переработчиков молока к формированию собственной сырьевой базы, возрастающая конкуренция между ними за сырье побуждают их осуществлять инвестиции в сельское хозяйство, что способствует улучшению собственного финансового положения и модернизации материально-технической базы. Перерабатывающие предприятия совершенствуют каналы сбыта и расширяют ассортимент выпускаемой молочной продукции. В результате этого увеличилось число случайных покупателей и появились нетрадиционные каналы сбыта. Продуктовая цепочка на стадиях после переработки сократилась. Из нее исчезло традиционное оптово-посредническое звено, в то же время резко возросло значение прочих поставок на потребительский рынок. Многие организации стали самостоятельно вывозить молочную продукцию за пределы региона. Однако переориентация переработчиков на новые каналы сбыта идет медленно из-за отсутствия маркетинговой стратегии у большинства из них и высоких трансакционных издержек.

Агропромышленные объединения различного типа не играют существенной роли на рынке молока. Однако в настоящее время усиливается тенденция к созданию различного рода альянсов и соглашений в форме корпоративного менеджмента, а также формирований вертикально интегрированных структур, объединяющих производство молока, его переработку и реализацию готовой продукции. Предприятия перерабатывающей промышленности, стремясь обеспечить

собственную сырьевую базу, организуют различные интеграционные объединения с хозяйствами. Одной из схем взаимовыгодного сотрудничества может стать заключение стратегического партнерства, основанного на принципе договорных и управляемых маркетинговых систем, суть которых сводится к функционированию предприятий производства, переработки и реализации как единой системы. Эта форма сотрудничества выгодна для предприятий - производителей сельскохозяйственной продукции, так как позволяет заключать долгосрочные договора на ее поставку, а для перерабатывающих организаций, как наиболее сильных в объединении, открывается возможность с наименьшим риском вкладывать деньги в развитие сельскохозяйственных предприятий поставщиков, имея гарантии в получении сырья необходимого количества и качества. Необходимо всячески поощрять коммерческое сотрудничество крупных и мелких товаропроизводителей, развивая «контрактное сельское хозяйство», когда крупная организация на основе договора контрактации передает часть производственных функций более мелкой структуре.

Инфраструктура является связующим звеном при продвижении продукции от товаропроизводителя к потребителю, она состоит из совокупности товарно-снабженческих, финансовых посредников, сервисных организаций и их взаимоотношений с клиентской сетью.

Взаимоотношения сельских товаропроизводителей с организациями перерабатывающей промышленности охватывают взаимосвязанные этапы: производство, переработку и поставку продукции потребителю. Каждое звено производящей цепи осуществляет свои специфические функции. При этом организации обособлены как товаропроизводители. В то же время они взаимосвязаны друг с другом. Однако в настоящее время не отработан механизм их взаимодействия друг с другом, что ведет к определенным диспропорциям в распределении и потреблении молока и молокопродуктов.

Для увязки интересов разных субъектов агробизнеса, защиты прав потребителей необходимо вмешательство государства. Государство для этих целей использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования. Если в дореформенный период взаимоотношения между сельскохозяйственными и перерабатывающими организациями регулирова-

лись государством через ценовой механизм на основе системы закупочных цен на молоко, носивших дотационный характер, то с переходом на рыночные отношения эта система была отменена, и, как следствие этого, возникла проблема неэквивалентности обменных отношений между сельским хозяйством, перерабатывающей отраслью и сферой торговли. В настоящее время государство использует следующие методы государственного регулирования производства и сбыта молока и молокопродуктов: товарную, ценовую и таможенную политику, бюджетную поддержку товаропроизводителей в рамках целевых программ, льготное налогооблажения и кредитование.

На региональном уровне правительство и управление сельского хозяйства принимают меры по стимулированию и наращиванию производства продукции животноводства, в том числе и молока, в различных категориях хозяйств. В настоящее время принят и реализован ряд федеральных и региональных программ до 2008 г., которые предусматривают: развитие кормовой базы, поддержку племенного дела, внедрение в производство ресурсосберегающих технологий, строительство и реконструкцию животноводческих ферм и комбинатов, развитие кооперативных связей сельскохозяйственных организаций с хозяйствами населения и перерабатывающими предприятиям, государственную поддержку развития животноводства, привлечение инвесторов и закрепление кадров для работы по новым технологиям. На эти цели из бюджета области в 2006 г. планируется выделить 36,6 млн р. Однако в связи с финансированием сельского хозяйства по остаточному принципу товаропроизводителям необходимо самостоятельно искать способы адаптации к изменяющимся условиям хозяйствования.

Экономические взаимоотношения организаций по производству, переработке и реализации молока и молочной продукции в настоящее время целесообразно строить таким образом, чтобы обеспечивать согласованность всех структурных элементов цепи, от производителя к покупателю. Важнейшим направлением совершенствования экономических взаимоотношений и сближения интересов организаций, производящих, перерабатывающих и реализующих молочную продукцию, является агропромышленная интеграция на основе маркетингового подхода, позволяющего обеспечить принятие качественных управленческих решений.

КООПЕРАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ В МОЛОЧНОПРОДУКТОВОМ ПОДКОМПЛЕКСЕ

С.А. Измайлова, к.э.н., ст. науч. сотр. Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства

Низкий уровень организации производства, труда и его оплаты, разрушенная материальнотехническая база, отсутствие возможности финансирования из местного, регионального и федерального бюджетов и фактически полное банкротство многих сельскохозяйственных товаропроизводителей ограничивают возможности последних самостоятельно обеспечивать конкурентоспособность молока и молочной продукции. Объединение предприятий на принципах кооперации в форме интег-

рированных структур создает реальные благоприятные условия для рациональной консолидации производительных сил и средств производителей, потенциал которых может быть использован для развития конкурентоспособного производства.

Крупное товарное производство находится в более выгодном положении, так как оно способно предложить продукцию с меньшими издержками, лучшим качеством и широкого ассортимента. Неоспоримость этого положения подтверждает как отечест-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.