Научная статья на тему 'Кооперативные формирования в экономике региона'

Кооперативные формирования в экономике региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООПЕРАЦИЯ / КООПЕРАТИВНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ / ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ / COOPERATIVES / COOPERATIVE FORMATIONS / THE VOLOGDA REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подолякин Олег Валерьевич

В статье даётся характеристика видов кооперации, оценка сельской кредитной и потребительской кооперации региона. Приводится анализ возможностей создания системы производственно-сбытовых кооперативов в Вологодской области. Делается вывод о наличии в регионе определённых предпосылок для создания такой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cooperative formations in the region's economy

In the article presents the characteristics of cooperatives, rural credit score and consumer cooperatives in the region. The analysis of the possibility of establishing a system of production and marketing cooperatives in the Vologda region is made. It concludes on the presence of certain prerequisites for creating such a system in the region.

Текст научной работы на тему «Кооперативные формирования в экономике региона»

УДК 334.73 (470.12)

© Подолякин О.В.

КООПЕРАТИВНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА

В статье даётся характеристика видов кооперации, оценка сельской кредитной и потребительской кооперации региона. Приводится анализ возможностей создания системы производственносбытовых кооперативов в Вологодской области. Делается вывод о наличии в регионе определённых предпосылок для создания такой системы.

Кооперация, кооперативные формирования, Вологодская область.

Уровень развития малого предпринимательства в значительной степени влияет на экономическую и социальную ситуацию в регионах, стабилизируя экономическую обстановку, обеспечивая занятость населения, повышая налоговые доходы бюджета. Роль малого бизнеса велика в таких сферах, как торговля, услуги, некрупная промышленность [1, 2]. Предпринимательство обладает способностью адаптироваться к условиям постоянно меняющихся конкурентной среды и потребностей рынка [5, 9]. Особую роль играет малый бизнес в агропромышленном секторе экономики, что напрямую отражается на продовольственной безопасности страны.

В современных сложных экономических условиях необходимы поиск и применение инструментов развития предпринимательства на селе, одним из которых является создание системы производственно-сбытовых кооперативов. Они могут стать важным механизмом поддержки субъектов малого бизнеса для

ПОДОЛЯКИН Олег Валерьевич кандидат экономических наук научный сотрудник ИСЭРТ РАН pov@vscc.ac.ru

сохранения и создания новых рабочих мест, развития новых сфер деятельности и в конечном счёте - экономического роста экономики региона. Кооперативная форма организаций считается наиболее органичной для сельского хозяйства [4].

Кооперацией называется форма обобществления труда и организационно оформленное добровольное объединение людей, вложивших материальные или денежные средства, для ведения совместной хозяйственной деятельности [12].

Различают два вида кооперации - горизонтальную и вертикальную. Вертикальная кооперация применительно к агропромышленному комплексу - это планомерно организованное сотрудничество сельскохозяйственных и промышленных предприятий, осуществляющих различные стадии производственного процесса на основе разделения труда. Горизонтальная кооперация - это планомерно организованное сотрудничество предприятий, специализирующихся на производстве определённой сельскохозяйственной продукции или на определённом виде деятельности, для наиболее эффективного использования ресурсов [12].

Кооперативы создаются и функционируют на основе нескольких ключевых принципов [4, 8], таких как:

- добровольность членства в кооперативе;

- взаимопомощь и экономическая выгода для членов кооператива;

- распределение прибыли и убытков кооператива между его членами с учётом степени их участия в хозяйственной деятельности кооператива;

- ограничение участия в хозяйственной деятельности кооператива лиц, не являющихся его членами;

- управление деятельностью кооператива на демократических началах;

- доступность информации о деятельности кооператива для всех его членов.

Под сельскохозяйственным производственным кооперативом понимается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной не запрещённой законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива [4].

Сельскохозяйственный потребительский кооператив - это сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности кооператива [4].

Потребительские кооперативы, являясь некоммерческими организациями, подразделяются по видам деятельности на перерабатывающие, обслуживающие, сбытовые, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, кредитные, страховые и прочие.

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы занимаются предпринимательством, связанным с сельскохозяйственным производством, и при этом от производственных кооперативов они отличаются тем, что основной целью их хозяйственной деятельности является не извлечение прибыли, а удовлетворение материальных и иных потребностей их членов [4].

Под производственно -сбытовой кооперацией подразумевается не только

совместный сбыт товаров независимыми производителями, но и их совместное производство [7].

В последние годы был принят ряд федеральных законов, направленных на улучшение правового положения кооперативных формирований и их объединений. Это прежде всего Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 № 193-Ф3, Федеральный закон «О производственных кооперативах» от 08.05.1996 № 41-ФЗ, Федеральный закон «О кредитной кооперации» от 18.07.2009 № 190-ФЗ, Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 № 74-ФЗ, Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 № 66-ФЗ, Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19.06.1992 № 3085-1 и другие законы. Приняты государственная Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года.

Для становления кооперативов сформированы на первый взгляд все необходимые условия: приняты соответствующие законы, разработаны государственные программы, появились особые институциональные структуры в Министерстве сельского хозяйства и региональных департаментах. Развитие кооперативов инициировалось национальным проектом «Развитие АПК». Большинство аграрных кооперативов было создано именно в результате его осуществления [10].

В рамках данного проекта в Вологодской области в 2009 году заключено 919 кредитных договоров на сумму 247,4 млн. руб. (по направлению повышения финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе), в том числе [6]:

- личными подсобными хозяйствами -847 договоров на сумму 72,6 млн. руб.;

- крестьянскими (фермерскими) хозяйствами - 66 договоров на сумму 136,6 млн. руб.;

- сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами

- 6 договоров на сумму 38,2 млн. руб.

В 2009 году сельскохозяйственным потребительским кооперативам и потребительским обществам выделено субсидий на сумму 2,1 млн. рублей. По состоянию на 1 января 2010 года в области зарегистрированы 54 сельскохозяйственных потребительских кооператива, включая кредитные. Из них фактически действуют 39, или 72,2 % [6].

Характеристика сельской кредитной и потребительской кооперации региона В IV квартале 2009 г. ИСЭРТ РАН проведено исследование, посвящённое выявлению и анализу предпосылок создания системы производственно-сбытовых кооперативов в регионе. Для этого были выбраны пять районов Вологодской области: Бабаевский, Великоустюгский,

Грязовецкий, Кирилловский и Никольский. Для данных муниципальных образований характерно различие в интегральном показателе социально-экономического развития (табл. 1). В 2008 г. наиболее высокий рейтинг был у Великоустюгско-го района, самый низкий - у Никольского. Отметим также, что в исследуемой группе районов один относился к категории с высоким уровнем социально-экономического развития, два - к категории выше среднего, один - к среднему, для одного района был характерен низкий уровень.

Таким образом, выбор данных муниципальных районов для исследования обусловлен отличием уровней их социальноэкономического развития от среднего уровня в регионе.

В Вологодской области присутствуют два основных направления кооперации -кредитная и потребительская. В рамках документа «Основные направления по возрождению и развитию системы сельской кредитной кооперации на 2002 -2005 гг.», утверждённого Правительством Вологодской области, в 2003 г. был создан областной сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив (СПКК) «Вологда-Кредит». Целью его функционирования является достижение устойчивости кооперативной системы, расширение её финансовой деятельности и придание импульса развитию кредитной кооперации [11].

В III квартале 2009 г. членами СПКК «Вологда-Кредит» являлись 16 СПКК первого уровня. Они были созданы в 16 из 26 муниципальных районов области. Количество пайщиков кооперативов в регионе в период с 2002 по 2008 г. увеличилось в 11,8 раза, объём выданных займов (в номинальных ценах) - в 16,2 раза, объём принятых сбережений -в 127,5 раза (табл. 2).

В регионе апробированы 4 варианта взаимодействия системы кредитных кооперативов и Вологодского филиала ОАО «Российский сельскохозяйственный банк»: прямое кредитование СПКК для последующего доведения полученных ими средств банка в виде займов до членов-пайщиков; рефинансирование банком заём-

Таблица 1. Г руппировка исследуемых районов Вологодской области по уровню социально-экономического развития в 2008 г.

Район Уровень Место в рейтинге 26 районов области*

Великоустюгский Высокий 3

Бабаевский Выше среднего 7

Кирилловский Выше среднего 8

Грязовецкий Средний 14

Никольский Низкий 25

* На основе материалов работы [3].

Таблица 2. Динамика основных показателей деятельности системы сельских кредитных кооперативов Вологодской области в 2002 - 2008 гг.

Наименование показателя 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Количество членов-пайщиков, ед. 634 1 249 2 544 3 921 5 304 6 729 7 454

Объём выданных займов, млн. руб. 19 39,6 84,7 150,4 233,7 293 307

Объём принятых сбережений, млн. руб. 1,2 7,5 22,4 45,5 69,7 63,9 153

Источник: данные сайта http://www.ruralcredit.ru/

ного портфеля действующих СПКК; ассоциированное членство; работа с кооперативами по договору возмездного оказания услуг (по подбору клиентов, оформлению договоров и мониторингу выданных кредитов).

Основными задачами системы сельской кредитной кооперации Вологодской области на ближайшую перспективу являются: повышение финансовой устойчивости и ликвидности СПКК региона; усиление кадрового потенциала областной системы кооперации; обеспечение дополнительных гарантий по возвратам принятых займов; расширение микрофи-нансовой деятельности системы в среде малого сельского бизнеса.

В исследуемой группе районов сельский кредитный кооператив создан только в Никольском районе (СПКК «Ни-кольск», в марте 2006 г.; табл. 3). По состоянию на 1 октября 2009 г. в нём состояло 511 членов (на 1 января 2009 г. - 406). По всем основным показателям развития СПКК «Никольск» в 2009 г. отмечена положительная динамика. В 2008 г. кооперативом было выдано займов на сумму 15381 тыс. руб. (в среднем за месяц -1282 тыс. руб.), за период с января по октябрь 2009 г. - 13160 тыс. руб. (в среднем за месяц - 1462 тыс. руб.).

Кроме того, ведётся работа по созданию СПКК в Бабаевском районе. Однако в таких крупных районах, как Велико-устюгский, Грязовецкий и Кирилловский нет сельских кредитных кооперативов.

Что касается потребительской кооперации, то она в настоящее время представляет собой достаточно разветвлённую систему. Вологодский областной союз потребительских обществ объединяет 49 кооперативных организаций, функционирующих практически во всех муниципальных районах области. Исключение составляет Кирилловский район, где действует райпо, выделившееся из состава Вологдаоблпотребсоюза в 2007 г.

Потребительская кооперация (система Вологдаоблпотребсоюза) обслуживает 227,8 тыс. человек в 4107 населённых пунктах. По состоянию на 1 января 2009 г. численность членов-пайщиков составила 42,5 тыс. человек, или 15,3% к численности обслуживаемого сельского населения.

Предприятиями Вологдаоблпотребсою-за в исследуемых муниципальных районах обслуживалось в 2008 г. 527 населённых пунктов, что составляло 50% от общего их количества (табл. 4). В наибольшей степени системой потребительской кооперации были охвачены населённые пункты в Никольском районе (77%), в наименьшей - в Грязовецком (лишь 12%).

Таблица 3. Характеристики деятельности СПКК «Никольск»

Дата Активы, тыс. руб. В том числе кредиты и займы, тыс. руб. Собственные средства, тыс. руб. В том числе резервный фонд, тыс. руб. Портфель займов, тыс. руб. Количество членов, ед. Место в рейтинге СПКК области

На 01.01.2009 г. 8 006 5 218 2 669 17 7 592 406 8

На 01.03.2009 г. 7 508 4 559 2 849 238 7 123 428 10

На 01.07.2009 г. 9 746 6 430 3 183 291 8 959 475 8

На 01.10.2009 г. 9 821 6 192 3 393 333 9 353 511 8

Таблица 4. Количество населённых пунктов (заселённых), обслуживаемых организациями Вологдаоблпотребсоюза, в муниципальных районах Вологодской области (2008 г.)

Наименование предприятия Количество населённых пунктов В % от общего количества населённых пунктов

Бабаевское райпо 141 62,1

Великоустюгское райпо 204 66,4

Грязовецкое горпо 40 11,7

Кирилловское райпо Н/д Н/д

Никольское райпо 142 76,8

Всего по группе 527 49,7

Область в целом 4 107 72,0

Негативной тенденцией последнего десятилетия стало сокращение количества пайщиков организаций потребительской кооперации, а также отношение количества пайщиков к численности обслуживаемого потребительской кооперацией населения. Это особенно характерно для Великоустюгского и Никольского райпо (табл. 5). Основные причины сокращения количества пайщиков: ревизия «мёртвых душ», добровольный выход из числа пайщиков и выход, обусловленный возрастной причиной.

В то же время увеличивается паевой фонд организаций потребительской кооперации, который является важным источником пополнения собственных

оборотных средств (табл. 6). Наиболее интенсивно пополнение паевого фонда происходит в Никольском райпо.

Всего в исследуемых районах в 2008 г. обслуживалось 55,7 тыс. чел., или около 38% общей численности жителей территорий. В Никольском, Бабаевском, Грязо-вецком районах системой потребительской кооперации было охвачено около половины населения, что превышает областной показатель (табл. 7).

Для совокупного оборота организаций Вологдаоблпотребсоюза в целом и всех исследуемых районов в частности характерна тенденция роста (табл. 8).

Основным видом, формирующим совокупный объём деятельности системы,

Таблица 5. Количество пайщиков организаций Вологдаоблпотребсоюза

Наименование предприятия Количество пайщиков, чел. В % от численности обслуживаемого населения

2000 г. 2005 г. 2008 г. 2000 г. 2005 г. 2008 г.

Бабаевское райпо 2 875 2 951 915 17,5 22,0 8,2

Великоустюгское райпо 7 079 4 016 1834 63,2 29,3 13,4

Грязовецкое горпо 352 410 420 1,8 2,2 2,3

Кирилловское райпо 2 273 1 363 Н/д 18,2 11,4 Н/д

Никольское райпо 5 322 638 557 36,7 5,0 4,5

Всего по группе 17 901 9 378 3 726 24,3 13,2 6,1

Область в целом 112 512 73 821 42 557 34,5 24,9 15,3

Таблица 6. Динамика пополнения паевого фонда организаций Вологдаоблпотребсоюза

Наименование предприятия На 01.01.2001 г. На 01.01.2006 г. На 01.01.2009 г.

Бабаевское райпо 61 418 521

Великоустюгское райпо 52 100 80

Грязовецкое горпо 61 93 115

Кирилловское райпо 313 1 201 Н/д

Никольское райпо 201 747 1 490

Всего по группе 688 2 559 2 206

Область в целом 4 627 10 430 13 139

Таблица 7. Динамика численности населения, обслуживаемого организациями Вологдаоблпотребсоюза, в муниципальных районах Вологодской области

Наименование предприятия Численность обслуживаемого населения, тыс. чел. В % от общей численности населения территории

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2000 г. 2005 г. 2008 г. 2000 г. 2005 г. 2008 г.

Бабаевское райпо 16,4 13,4 11,2 64,1 56,1 48,5

Великоустюгское райпо 11,2 13,7 13,7 16,8 21,7 22,3

Грязовецкое горпо 19,2 18,9 18,4 44,8 47,8 47,7

Кирилловское райпо 12,5 12,0 Н/д 65,4 66,3 Н/д

Никольское райпо 14,5 12,8 12,4 53,5 50,2 50,0

Всего по группе 73,8 70,8 55,7 40,7 41,6 37,7

Область в целом 326,3 296,0 277,8 25,3 24,0 22,8

Таблица 8. Динамика совокупного оборота о рганизаций Вологдаоблпотребсоюза

Наименование предприятия 2003 г. 2005 г. 2008 г.

Бабаевское райпо 96 477 126 679 215 248

Великоустюгское райпо 89 609 128 479 153 771

Грязовецкое горпо 140 950 208140 343 833

Кирилловское райпо 287 222 385 838 Н/д

Никольское райпо 142 968 198 864 369 637

Всего по группе 757 226 1 048 000 1 082 489

Область в целом 2 727 244 3815 769 6378 118

является розничная торговля (2008 г. -1037 магазинов). Закупка сельскохозяйственной продукции осуществляется через магазины-заготпункты (2008 г. -273 ед.) и приёмозаготовительные пункты (25 ед.). В 2008 г. предприятиями Вологдаоблпотребсоюза было закуплено продукции на сумму 147,1 млн. руб. На протяжении последних трёх лет достаточно устойчивым остаётся объём закупок мяса и мясопродуктов, картофеля. Растёт объём закупок овощей (табл. 9).

Прекращение закупок молока в 2008 г. было обусловлено двумя основными причинами: ужесточением закупочной политики перерабатывающих предприятий (снижение закупочной цены, приёмка

молока вторым сортом); задержкой и снижением объёмов государственных дотаций предприятиям потребительской кооперации.

Значительное снижение объёма закупок дикорастущих ягод по сравнению с уровнем 2000 г. связано с ужесточением конкуренции на данном рынке со стороны компаний Санкт-Петербурга, ООО «Вологодская ягода» и других, обладающих современными технологиями переработки сырья и его транспортировки.

В исследуемых районах торговозакупочная деятельность потребительской кооперации осуществляется на следующей материально-технической базе (по состоянию на 1 января 2009 г.).

Таблица 9. Динамика объёмов закупок различных видов продукции организациями Вологдаоблпотребсоюза, тонн

Наименование продукции 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Мясо и мясопродукты 569 776 489 465 469

Молоко 3 182 909 405 262 -

Картофель 3 118 997 946 919 1 009

Овощи 141 270 475 631 1 041

Клюква, брусника 495 120 61 46 71

Объём закупок, млн. руб. 43,6 85,4 70,7 84,0 147,1

Бабаевское райпо имеет 44 магазина, 9 предприятий общественного питания, 4 производственных цеха. Великоустюг-ское райпо - 32 магазина, 2 предприятия общепита и 5 производственных цехов. В Грязовецком горпо насчитывается 36 магазинов, предприятия общественного питания и производственные цеха отсутствуют. В Никольском райпо - 80 магазинов, 4 предприятия общепита и 4 производственных цеха. В Кирилловском райпо по состоянию на 1 января 2007 г. было 62 магазина, 4 предприятия общепита и 6 производственных цехов.

Сведения о динамике объёмов закупок сельскохозяйственных продуктов и сырья показывают, что лидером здесь являлось Кирилловское райпо (в годы, по которым имеются данные; табл. 10).

Устойчивый рост показателя отмечается в Бабаевском и Никольском районах, а также, в определённой мере, в Грязо-вецком районе. Незначительный объём закупок сельхозпродуктов и сырья фиксируется в Великоустюгском райпо.

Оценка возможности создания системы производственносбытовых кооперативов Важным моментом для производственно-сбытовой кооперации является развитие системы сбыта. Система сбыта сельхозпродукции характеризуется ситуацией в аграрном секторе исследуемых территорий: уровнем занятости населения в сельском хозяйстве, структурой производства сельхозпродукции и др.

В сфере сельского хозяйства перечисленных районов было занято от 10 до 20% среднесписочной численности работников (табл. 11).

В структуре производства сельскохозяйственной продукции за период с 2000 по 2008 г. произошли заметные изменения (табл. 12). Общей тенденцией стало увеличение доли продукции животноводства (в целом по области - с 52,5 до 65,3%), тогда как удельный вес продукции растениеводства, напротив, снизился (соответственно с 47,5 до 34,7%). За данный период во всех рассматривае-

Таблица 10. Динамика объёмов закупок сельхозпродукции и сырья организациями Вологдаоблпотребсоюза в муниципальных районах Вологодской области

Наименование предприятия Объём закупок, всего, тыс. руб. В расчёте на 1 жителя района, руб.

2000 г. 2005 г. 2008 г. 2000 г. 2005 г. 2008 г.

Бабаевское райпо 2 039 2 793 5 774 79 116 249

Великоустюгское райпо 1 431 4 203 2 130 21 66 35

Грязовецкое горпо - 3 332 3 918 - 85 101

Кирилловское райпо 12 337 21 976 Н/д 643 1 207 Н/д

Никольское райпо 1 701 4 704 7 110 62 183 286

Всего по группе 17 508 37 008 18 932 96 216 128

Таблица 11. Уровень занятости населения в сфере сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства

Территория (район) Всего занято в экономике, чел. В том числе в сфере сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства

чел. в %

Бабаевский 6 625 761 11,5

Великоустюгский 21 277 2 079 9,8

Грязовецкий 14 353 2 859 19,9

Кирилловский 5 896 911 15,5

Никольский 5 593 747 13,4

Вологодская область 468 220 37 627 8,0

Источник: данные Вологдастата.

Таблица 12. Структура производства сельскохозяйственной продукции, в %

Район Продукция растениеводства Продукция животноводства

2000 г. 2008 г. 2000 г. 2008 г.

Бабаевский 56,1 42,6 43,9 57,4

Великоустюгский 47,8 41,1 52,2 58,9

Грязовецкий 41,2 33,0 58,8 67,0

Кирилловский 58,8 35,5 41,2 64,5

Никольский 50,6 35,7 49,4 64,3

Область в целом 47,5 34,7 52,5 65,3

Источник: данные Вологдастата.

мых районах производство животноводческой продукции стало преобладающим. В Грязовецком, Кирилловском и Никольском районах структура производства примерно соответствует той, что фиксируется по области в целом (2/з - животноводство, 1/3 - растениеводство). В Бабаевском и Великоустюгском районах более высок удельный вес растениеводства.

Предпосылки создания системы производственно - сбытовых кооперативов

в районах области определим на основе анализа результатов анкетного опроса1. Так, по мнению населения, наиболее перспективной с точки зрения организации производственно-сбытовых кооперативов является следующая сельскохозяйственная продукция: молоко, мясо КРС, свиней, картофель. Существуют определённые приоритеты в спросе на различные виды сельхозпродукции в зависимости от территории, что показано в таблице 13.

Очевидно, что эти приоритеты изменяются от мяса, молока в границах района (сравнительно скоропортящаяся продукция) до ягод, льна, грибов (продукция с более длительным сроком хранения) по России и за рубежом.

Важной предпосылкой развития производственно-сбытовой кооперации является наличие трудовых ресурсов, готовых участвовать в производстве сельхозпродукции. Как показали результаты опроса, около 40% населения муниципаль-

1 Анализ выполнен на основе экспертного опроса (200 чел. в пяти районах Вологодской области - Великоустюгском, Бабаевском, Кирилловском, Грязовецком и Никольском), проведённого ИСЭРТ РАН.

ных районов трудоспособного возраста (от 4 до 14 тыс. человек в зависимости от района области) может участвовать в производстве сельскохозяйственной продукции. Суммарно по пяти районам с учётом всех возрастных категорий - приблизительно 54 тыс. чел.

Более 70% населения отметило также наличие в районах свободных трудовых ресурсов для работы на предприятиях по переработке сельхозпродукции. Причём более всего это касается Великоустюгско-го и Кирилловского районов (90 и 88% населения соответственно).

Следующий важный фактор развития кооперации - поддержка муниципальных властей. Судя по данным опроса, не более чем 30% жителей районов считают, что муниципалитеты имеют возможности для создания производственных мощностей по переработке сельхозпродукции преимущественно по таким видам продукции, как молоко, картофель, мясо КРС, лён, пшеница, рожь, ячмень.

В то же время около 40% жителей районов говорят о неготовности региональных и муниципальных властей формировать социальный заказ на сельхозпродукцию производственно-сбытовых кооперативов. Самая низкая оценка дана в этом плане жителями Бабаевского района (7%). Самая высокая - жителями Кирилловского и Никольского районов (по 41%).

Ключевой предпосылкой развития производственно-сбытовой кооперации является доступ к необходимым финансовым ресурсам. Наибольшая готовность

Таблица 13. Приоритеты в оценке спроса на виды сельхозпродукции в зависимости от территории, в %

Вариант ответа Район Область Северо-Запад Россия СНГ Зарубежные страны

Лен 36 38 22 23 17 22

Ягоды 47 41 14 24 19 19

Грибы 43 38 14 21 16 16

Мясо свиней 52 41 16 13 10 13

Яйцо 45 35 15 10 8 13

Мясо птицы 42 39 15 12 8 13

Кормовые культуры 37 33 11 10 8 13

Зернобобовые 33 31 14 9 12 13

Пшеница 48 44 15 12 10 11

Рожь 49 45 16 13 9 9

Ячмень 46 42 15 12 8 9

Овес 44 41 14 12 8 9

Овощи открытого грунта 44 34 13 10 9 9

Картофель 55 49 20 16 14 8

Молоко 52 45 21 15 8 8

Мясо крупного рогатого скота 54 46 22 12 11 7

кредитовать производственно-сбытовые кооперативы, по мнению ответивших, есть у банков (отмечает от 53 до 88% населения). Наименьшая - у страховых организаций (от 0 до 15%).

Однако в целом условия кредитования жители районов характеризуют как неприемлемые. Отчасти именно неприемлемыми условиями кредитования объясняется то, что среди препятствий, которые могут возникнуть при организации кооперативного движения в регионе, лидирует недостаток финансовых ресурсов (отметили 85% жителей).

Подводя итог вышеизложенного, сформулируем основные выводы.

Кооперативные объединения занимают важное место в развитии малого бизнеса на селе. В последние годы были приняты законы, направленные на улучшение правового положения кооперативных формирований и их объединений, Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года, реализуется национальный проект «Развитие АПК». Всё это должно способствовать развитию кооперации в агропромышленном секторе.

В Вологодской области присутствуют два основных направления кооперации - кредитная и потребительская. Для

кредитной кооперации характерен рост числа пайщиков и основных показателей деятельности. В потребительской кооперации, напротив, происходит сокращение числа пайщиков и количества обслуживаемого населения. На наш взгляд, это объясняется тем, что членство в кредитном кооперативе представляется пайщикам более выгодным, чем в потребительском.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить в целом положительное отношение населения к созданию системы производственно-сбытовых кооперативов. Для этого в районах имеются такие предпосылки, как наличие свободных трудовых ресурсов, наличие у многих жителей возможности производить сельхозпродукцию и получать дополнительный доход, достаточно высокий спрос на сельскохозяйственную продукцию.

Формирование такой системы благоприятно отразится на экономике региона: позволит создать возможности расширения производства сельхозпродукции, улучшить продовольственную безопасность территории в условиях кризиса, обеспечить занятость от 4 до 14 тысяч человек в зависимости от района (приблизительно 54 тысячи человек в целом по пяти рассмотренным районам Вологодской области), расширить налоговую базу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Всё о малом предпринимательстве: полн. практ. рук. / под ред. А.В. Касьянова. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007. - 536 с.

2. Горбань, О.П. Роль малого бизнеса в рыночной экономике [Электронный ресурс] / О.П. Горбань. - Режим доступа: http://mstu.edu.ru/publish/conf/11ntk/ section8/section8_24. html

3. Дифференциация социально-экономического развития районов Вологодской области и формирование эффективных территориальных агломераций: заключительный отчёт о НИР / В.А. Ильин, Т.В. Ускова, С.А. Селякова, Р.Ю. Малышев. - Вологда, 2006. - 133 с.

4. Добросоцкий, В.И. Проблемы продовольственного рынка в условиях кризиса и механизмы модернизации системы распределения потребительских товаров / В.И. Добросоц-кий. - М.: МАКС Пресс, 2009. - 36 с.

5. Жужгина, И.А. Факторы конкурентоспособности и их оценка субъектами малого предпринимательства / И.А. Жужгина, А.В. Виноградова // Эко. - 2007. - № 7. - C. 93-100.

6. Информация о реализации приоритетных национальных проектов на территории Вологодской области за январь - декабрь 2009 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vologda-oblast.ru

7. Кооперация при сбыте товаров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wiki-business-6.info/page,2,glava15.html

8. Коробейников, М.А. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы - фактор устойчивого развития АПК России / М.А. Коробейников // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 2. - C. 50-55.

9. Лапуста, М.Г. Малое предпринимательство: учебное пособие / М.Г. Лапуста, Ю.А. Старостин. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 272 с.

10. Нилссон, Й. Аграрная кооперация в России: проблемы выбора организационной модели / Й. Нилссон, С.А. Неганов // Экономика региона. - 2008. - № 3. - C. 198-206.

11. Региональная система сельскохозяйственной кредитной кооперации Вологодской области [Электронный ресурс]. - http://www.ruralcredit.ru/506/653/

12. Соснин, Е. Кооперация - основная форма взаимодействия в сфере АПК / Е. Соснин // АПК: экономика, управление. - 1996. - № 10. - C. 23-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.