Научная статья на тему 'Резервы увеличения сельскохозяйственного сырья и ягодной продукции на основе кооперации'

Резервы увеличения сельскохозяйственного сырья и ягодной продукции на основе кооперации Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
106
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / ЗАГОТОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКУПОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СЫРЬЯ И ЯГОДНОЙ ПРОДУКЦИИ / CONSUMER COOPERATION / GATHERING ACTIVITY / IMPROVEMENT OF AGRICULTURAL RAW MATERIALS AND BERRY PRODUCTS PURCHASE

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Усков Владимир Сергеевич

В статье рассматривается необходимость развития потребительской кооперации, приводится оценка её современного состояния в Вологодской области, подчёркивается важность развития потребительской кооперации как канала связи с сельскими товаропроизводителями и резерва наращивания объёмов продовольственного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The reserves of increasing agricultural raw materials and berry products on the basis of cooperation

The article deals with the necessity to develop consumer cooperation in the region, estimates its present-day state in the Vologda Oblast, emphasizes the importance of promoting consumer cooperation as the major link to public and private producers and the reserve for increasing the volumes of food market.

Текст научной работы на тему «Резервы увеличения сельскохозяйственного сырья и ягодной продукции на основе кооперации»

Аграрная политика и продовольственная безопасность

УДК 338.436(470.12) ББК 65.321.82(2Рос-4Вол)

© Усков В.С.

РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СЫРЬЯ И ЯГОДНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ОСНОВЕ КООПЕРАЦИИ

В статье рассматривается необходимость развития потребительской кооперации, приводится оценка её современного состояния в Вологодской области, подчёркивается важность развития потребительской кооперации как канала связи с сельскими товаропроизводителями и резерва наращивания объёмов продовольственного рынка.

Потребительская кооперация, заготовительная деятельность, совершенствование закупок сельскохозяйственного сырья и ягодной продукции.

В развитии агропромышленного комплекса большая роль отводится потребительской кооперации. В сферу её деятельности входят заготовка и переработка сельскохозяйственной продукции, торговое обслуживание сельского населения. Все социально-экономические преобразования в сельской местности непосредственно связаны с её деятельностью [10].

Развитие потребительской кооперации обеспечивает экономический рост национальной экономики. Организации потребительской кооперации во многом

формируют инфраструктуру села и частично - инфраструктуру аграрно-промышленного комплекса. Создавая рабочие места, закупая продукцию крестьянских хозяйств, потребительские общества способствуют экономическому развитию путём увеличения внутреннего конечного спроса. Результаты хозяйственной деятельности организаций потребительской кооперации являются элементами совокупных показателей развития отраслей и регионов [8].

Для развития кооперации в современной России сформированы, на первый взгляд, все необходимые условия: приняты соответствующие законы, разработаны государственные программы, появились особые институциональные структуры в федеральных ведомствах и региональных департаментах.

По состоянию на 1 января 2010 года в Вологодской области зарегистрировано 54 сельскохозяйственных потребительских кооператива, включая кредитные.

В 2009 году сельскохозяйственным потребительским кооперативам и потребительским обществам выделено субсидий на сумму 2,1 млн. рублей [4].

Вологодский областной союз потребительских обществ объединяет 49 кооперативных организаций, функционирующих практически во всех муниципальных районах области.

Система Вологодаоблпотребсоюза обслуживает 227,8 тыс. человек населения области в 4107 населённых пунктах, 60% из которых имеют численность до 100 человек. По состоянию на 1 января 2009 года численность членов-пайщиков составила 42,5 тыс. человек.

Проведённые ИСЭРТ РАН исследования по группе муниципальных районов показали, что предприятиями Вологда-облпотребсоюза в 2010 году обслуживалось 49% от общего количества населённых пунктов (табл. 1). В наибольшей степени системой потребительской кооперации были охвачены населённые пункты в Никольском районе (75%).

Негативной тенденцией последнего десятилетия стало сокращение количества пайщиков организаций потребительской кооперации, а также соотношение количества пайщиков и численности обслуживаемого потребительской кооперацией населения. Особенно это характерно для Великоустюгского и Никольского райпо (табл. 2). Основными

причинами сокращения количества пайщиков являются ревизия «мёртвых душ», а также добровольный выход из числа пайщиков.

Всего в обследованных районах в 2010 году обслуживалось 55 тысяч человек, или около 36% от общей численности жителей территорий (табл. 3).

Для совокупного оборота организаций Вологдаоблпотребсоюза, а также указанных районов характерна тенденция роста (табл. 4).

Основным видом деятельности, формирующим совокупный доход потребительской кооперации, является розничная торговля (2011 г. - 1013 магазинов).

Таблица 1. Количество населённых пунктов (заселённых), обслуживаемых организациями Вологдаоблпотребсоюза, в муниципальных районах (2010 г.)

Наименование предприятия Количество населённых пунктов В % от общего количества насёленных пунктов

Бабаевское райпо 141 62,1

Великоустюгское райпо 202 65,7

Грязовецкое горпо 42 12,3

Никольское райпо 138 74,6

Всего по группе 523 49,3

Таблица 2. Количество пайщиков организаций Вологдаоблпотребсоюза

Наименование предприятия Количество пайщиков (чел.) В % от численности обслуживаемого населения

2000 г. 2005 г. 2008 г. 2010 г. 2000 г. 2005 г. 2008 г. 2010 г.

Бабаевское райпо 2875 2951 915 916 17,5 22,0 8,2 8,6

Великоустюгское райпо 7079 4016 1834 1509 63,2 29,3 13,4 15,6

Грязовецкое горпо 352 410 420 494 1,8 2,2 2,3 2,7

Кирилловское райпо 2273 1363 н. д. н. д 18,2 11,4 н. д. н. д.

Никольское райпо 5322 638 557 383 36,7 5,0 4,5 3,3

Всего по группе 17901 9378 3726 3302 24,3 13,2 6,1 6,0

Область в целом 112512 73821 42557 41451 34,5 24,9 15,3 16,2

Наряду с торговлей через магазины-заготпункты (2011 г. - 419 ед.) и приёмозаготовительные пункты (48 ед.) осуществляется закупка сельскохозяйственной продукции. В 2008 году предприятиями Вологдаоблпотребсоюза было закуплено продукции на сумму 147,1 млн. рублей.

На протяжении последних трёх лет достаточно устойчивым остаётся объём закупок мяса и мясопродуктов, картофеля и овощей (табл. 5).

Заготовка дикорастущих плодов, ягод, грибов и их экспорт - одно из традиционных направлений деятельности заготовительной отрасли потребительской кооперации.

Однако в последние годы произошло снижение объёмов закупок клюквы и брусники предприятиями потребительской кооперации у населения (табл. 6).

Так, если в 1991 году предприятиями потребительской кооперации у населения было закуплено 3761,4 тонны ягод, то в 2010 году - только 11 тонн.

Уменьшение объёмов заготовок дикорастущей продукции вызвано рядом факторов. Прежде всего это связано с усилением конкуренции. На этот рынок вышли компании Санкт-Петербурга, ООО «Вологодская ягода» и др., обладающие современными технологиями

Таблица З. Динамика численности населения, обслуживаемого организациями Вологдаоблпотребсоюза, в муниципальных районах

Наименование предприятия Численность обслуживаемого населения (тыс. чел.) В % от общей численности населения территории

2000 г. 2005 г. 2008 г. 2010 г. 2000 г. 2005 г. 2008 г. 2010 г.

Бабаевское райпо 16,4 13,4 11,2 10,7 64,1 56,1 48,5 49,1

Великоустюгское райпо 11,2 13,7 13,7 9,7 16,8 21,7 22,3 16,8

Грязовецкое горпо 19,2 18,9 18,4 18,3 44,8 47,8 47,7 51,4

Кирилловское райпо 12,5 12,0 н. д. н. д. 65,4 66,3 н. д. н. д.

Никольское райпо 14,5 12,8 12,4 11,6 53,5 50,2 50,0 52,0

Всего по группе 73,8 70,8 55,7 55,0 40,7 41,6 37,7 35,9

Таблица 4. Динамика совокупного оборота организаций Вологдаоблпотребсоюза, тыс. руб.

Наименование предприятия 2003 г. 2005 г. 2008 г. 2010 г. 2011 г.

Бабаевское райпо 96477 126679 215248 290769 328942

Великоустюгское райпо 89609 128479 153771 135866 114957

Грязовецкое горпо 140950 208140 343833 386860 407026

Кирилловское райпо 287222 385838 н. д. н. д. н. д.

Никольское райпо 142968 198864 369637 419826 442889

Всего по группе 757226 1048000 1082489 1233321 1293814

Область в целом 2727244 3815769 6378118 6959413 5806163

Таблица Б. Динамика закупок продукции организациями Вологдаоблпотребсоюза, тонн

Наименование продукции 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2010 г. 2011 г.

Мясо и мясопродукты 569 776 489 465 469 445 439

Молоко 3182 909 405 262 - 93 66

Картофель 3118 997 946 919 1009 483 789

Овощи 141 270 475 631 1041 430 422

Клюква, брусника 495 120 61 46 71 10 90

Таблица 6. Объём закупок клюквы и брусники организациями Вологодапотребсоюза, тонн

Наименование организации 1991 г. 1996 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г.

Бабаевское райпо 291,4 185 41,1 30,6 6,4

Бабушкинский РПС 145,5 6,4 16,1 1,4 -

Белозерский РПС 100 - 25,3 2,2 0,3

Вашкинское райпо 118,5 0,7 9 0,4 0,1

Верховажское райпо 134,2 9,2 22,9 1,47 0,3

Великоустюгское райпо 6,5 1,1 23,7 2,2 0,4

Вожегодское райпо 109,9 7,5 14,8 1,2 -

Вологодское райпо 40,8 - - - 1,1

Вытегра (Ошта) 214,1 0,1 15,6 5,4 -

Грязовецкое горпо 26,7 - - - -

Кадуйское райпо 199,5 2,2 0,7 - -

Кирилловское райпо 83,4 29,4 56,9 11 -

Кичм.-Городецкий РПС 4,4 - 68,6 1,2 -

Междуреченское райпо 34 4,5 25,8 0,01 1,4

Никольское райпо 11,6 0,1 17,6 9,7 -

Нюксенское райпо 12 2 30,2 0,78 -

Сокольское райпо 43,9 0,5 0,3 0,005 0,2

Сямженское райпо 93,8 17,2 21,7 - 0,3

Тарногское райпо 33,5 5,9 17,2 0,11 -

Тотемское райпо 169,6 31 18 18,6 0,1

Усть-Кубинское райпо 39,6 - 11,6 3,7 -

Устюжна «Хлебозавод» 720,5 - - - -

Харовское райпо 42,2 - 39,8 2,7 0,08

Чагодощенское райпо 372,2 - - - -

Череповецкий РПС 620,7 - 2,5 - -

Шекснинский РПС 33,8 - 12,5 - 0,3

Вологодский коопторг 14,9 - - - -

Череповецкий коопторг 17,9 - - - -

Великоустюжская ЗБС - - - - -

Книжная база - - - - -

Вологодский рынок 26,3 - - - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правление ОПС - 3,7 - - -

Кооперативный техникум - - - 1,9 -

Итого 3761,4 306,5 491,9 94,575 10,98

переработки сырья и его транспортировки. Кроме того, имеет место некоторое повышение нетоварного потребления (заготовка населением дикорастущей продукции для собственного потребления), что связано с увеличением численности как городских, так и сельских жителей, занимающихся нелицензированной заготовкой дикорастущих ягод.

В то же время следует отметить проблемы с организацией заготовок данной продукции и сырья. Анализ выявил серьёзные недостатки в планировании

заготовок, размещении приёмозаготовительной сети, а также слабость материально-технической базы. Закрыто производство плодово-ягодных вин в г. Кириллове и г. Тотьме.

Одной из главных целей потребительской кооперации в долгосрочной перспективе должно стать не только сохранение своих позиций в хозяйственном комплексе региона, но и увеличение объёма заготовок и переработки сельскохозяйственной продукции и дикоросов.

Таблица 7. Распределение ответов респондентов на вопрос «Какую сельхозпродукцию, в том числе дикорастущую, с учётом местных условий и традиций можно производить

в Вашем районе?», в % [1]

Вариант ответа Бабаевский Великоустюгский Грязовецкий Кириллловский Никольский В среднем

Молоко 87 70 84 76 86 81

Мясо крупного рогатого скота 87 70 72 71 77 75

Мясо свиней 80 75 64 88 68 75

Мясо птицы 73 75 64 53 50 63

Картофель 80 90 72 59 73 75

Овёс 60 55 64 59 82 64

Рожь 40 55 72 53 82 60

Пшеница 47 45 76 47 86 60

Ягоды 73 60 64 53 50 60

Ячмень 40 45 76 59 73 59

Зернобобовые 13 30 32 29 55 32

Лён 47 75 64 41 55 56

Грибы 53 60 52 59 50 55

Яйцо 27 60 60 47 68 52

Кормовые культуры 67 40 36 53 45 48

Овощи открытого грунта 20 60 40 53 64 47

Вместе с тем заготовки - мощный резерв развития потребительской кооперации, это именно та сфера, где теснее всего связаны интересы пайщиков и населения. Закупки животноводческого сырья, продуктов земледелия, дикорастущих пищевых продуктов у населения являются социально значимыми для всех сельских жителей, а зачастую и основным источником получения доходов для сельской семьи.

К числу факторов сохранения за потребительской кооперацией роли ведущей заготовительной отрасли региона на длительную перспективу относятся:

1. Наличие сельскохозяйственной продукции и сырья в личных подсобных хозяйствах для закупки предприятиями потребительской кооперации.

2. Наличие в системе потребительской кооперации сети небольших, но мобильных промышленных предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья.

3. Возможность у предприятий потребительской кооперации осуществлять закупки в районах, имеющих большую рассредоточенность населения.

В целом отношение жителей районов к развитию системы производственносбытовых кооперативов положительное (табл. 7). Для этого также имеются предпосылки: наличие свободных трудовых ресурсов, возможность у многих жителей производить и реализовывать разнообразную продукцию.

Результаты опроса показали, что весьма перспективным является производство ягодной продукции, что отметили 60% респондентов, участвовавших в опросе. Развитие на сельских территориях потребительской кооперации позволит увеличить объёмы заготовок дикорастущих ягод, их переработки и реализации, что будет способствовать, с одной стороны, росту доходов и занятости сельского населения, а с другой - увеличению потребления населением ягодной продукции, а, следовательно, укреплению здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Исследование социально-экономических условий развития производственно-сбытовой кооперации в муниципальных районах Вологодской области [Текст]: отчёт о НИР / исполн. К.А. Задумкин, О.В. Подолякин. - Вологда, 2009. - 79 с.

2. Мальцева, И.С. Сельскохозяйственная кооперация как механизм устойчивого развития аграрного производства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://koet.syktsu.ru/ vestnik/2012/2012-1/9/9.html

3. О развитии сельского хозяйства [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации: принят Постановлением Государственной Думы от 22.12.2006. №264-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

4. Подолякин, О.В. Кооперативные формирования в экономике региона [Текст] / О.В. Подолякин // Проблемы развития территории. - 2010. - № 6. - С. 51-60.

5. Региональная система сельскохозяйственной кредитной кооперации Вологодской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ruralcredit.ru/506/653/

6. Российский статистический ежегодник. 2010 [Текст]: стат. сборник / Росстат. - М., 2011. -792 с.

7. Ткач, А. Развитие потребительской кооперации в сельской местности [Текст] / А. Ткач, Н. Чукин // Экономика сельского хозяйства России. - 2012. - № 2 - С. 35-51.

8. Стороненко, М.Г. Потребительская кооперация в условиях устойчивого развития региона [Текст] / М.Г Стороненко // Вестник Чувашского университета. - 2006. - № 7. - С. 488-495.

9. Усков, В.С. Способы повышения эффективности плодово-ягодного растениеводства [Текст] / В.С. Усков // Сборник материалов научных семинаров-дискуссий ИСЭРТ РАН. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2012. - Вып. 5. - С. 26-41.

10. Шавандина, И.В. Потребительская кооперация в сфере заготовительной деятельности (на примере Нижегородской области) [Текст] / И.В. Шавандина, А.Е. Шамин // Вестник Чувашского университета. - 2011. - № 1. - С. 470-477.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.