Научная статья на тему 'Конвенциональное основание управленческой деятельности'

Конвенциональное основание управленческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
413
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конвенциональное основание деятельности / управленческая деятельность / конвенция / руководящие работники образовательного учреждения / образовательное учреждение

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сидорин С. В.

Статья посвящена формулированию конвенционального основания управленческой деятельности директоров школ. В ней определено правовое значение понятия «конвенция», а также выявлены психологические и педагогические признаки конвенциональных основании управленческой деятельности руководящих работников образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to formulation of the conventional basis for headmasters" management activity. The author defines the legal meaning of the concept «convention» and distinguishes psychological and pedagogical features of conventional bases for headmasters" management activity.

Текст научной работы на тему «Конвенциональное основание управленческой деятельности»

С. В. Сидорин

КОНВЕНЦИОНАЛЬНОЕ ОСНОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа представлена кафедрой управления и экономики образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор И. В. Гришина

Статья посвящена формулированию конвенционального основания управленческой деятельности директоров школ. В ней определено правовое значение понятия «конвенция», а также выявлены психологические и педагогические признаки конвенциональных основании управленческой деятельности руководящих работников образовательного учреждения.

The article is devoted to formulation of the conventional basis for headmasters' management activity. The author defines the legal meaning of the concept «convention» and distinguishes psychological and pedagogical features of conventional bases for headmasters' management activity.

Ведущей методологией развития системы образования во всем мире становится идея качества. В рыночных условиях качество образования становится важнейшим фактором повышения конкурентоспособности образовательного учреждения, который напрямую связан с его работой в условиях финансово-хозяйственной самостоятельности. Финансово-экономическая самостоятельность образовательного учреждения является необходимым условием его становления в качестве субъекта рыночных отношений, его способности качественно реализовать образовательные запросы общества, государства, личности. Развитию финансово-экономической самостоятельности школы как условию ее социальной активности уделено большое внимание в Концепции модернизации образования, Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации, Федеральной целевой программе развития образования до 2010 г., центральными задачами которых выступают обеспечение современного качества образования, выстраивание эффективной образовательной системы с действенной экономикой

и управлением, соответствующей запросам современной жизни и потребностям развития страны.

Развитие финансово-хозяйственной самостоятельности образовательного учреждения расширяет сферу его социально-экономических отношений, утверждает образовательное учреждение в качестве гражданско-правового субъекта этих отношений. Образовательное учреждение как юридическое лицо получает право свободного построения этих отношений и определения меры собственной ответственности. В условиях гражданско-правовых отношений эффективное функционирование образовательного учреждения все в большей мере зависит от становления новой модели деятельности директора школы на основе конвенционально-договорного регулирования этих отношений. Данная модель профессиональной деятельности руководителя обусловлена сформированностыо конвенциональных оснований его управленческой деятельности.

Конвенция (от лат. conventionalis - соответствующий условию, договору; от фр. conventio - договор, соглашение) как опо-

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

ра на определенные социальные регламенты социального взаимодействия играег первостепенную роль в правовом обществе. Все социальные нормы взаимодействия имеют в той или иной степени конвенциональную природу, т. е. формируются на основе соглашения. Социальные субъекты договариваются между собой относительно взаимоприемлемых условий взаимодействия, и эта договоренность начинает оказывать на них регулирующее воздействие. Регуляция на основе взаимной и непосредственной договоренности социальных субъекгов, т. е. конвенциональная регуляция, осуществляется в формах договоров, обещаний, обязательства. Различным сторонам конвенционально-договорных отношений социальных субъектов посвящены работы С. Ю. Ала-шеева, С. Ю. Барсуковой, О. В. Лыловой, А. Н. Олейника. В. В. Радаева, В. Ю. Юри-на и др. Конвенциональные основания являются факторами регуляции управленческой деятельности в сферах:

а)социализации и воспитания;

б) организационного поведения;

в) политической культуры;

г) управленческой культуры;

д) организационно-управленческой ответственности;

е) служебной ответственности;

ж) моральной ответственности - профессиональной деятельности руководителя.

Развитие рыночных отношений и демократизация общественной жизни расширяет сферу конвенционально-договорных отношений образовательного учреждения как субъекта социальных отношений, однако этот процесс сдерживается неразвитостью управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений. Конвенционально-договорные отношения базируется на отношениях взаимного доверия. Однако по данным опроса только около 33% руководителей образовательных учреждений считают, что социальным субъектам можно доверять полностью. Причина такого положения во многом за-

ключается в неразвитости конвенциональных оснований управленческой деятельности в образовательных учреждениях, в основе которых лежит договор - одна из наиболее древних правовых конструкций.

Термин «договор» употребляется в гражданском праве в различных значениях. В законодательстве и в науке гражданского права термин «договор» по мнению В. В. Витрянского употребляется в трех различных смыслах:

• как основание возникновения правоотношения (договор-сделка);

• как само правоотношение, возникшее из этого основания (договор-правоотношение);

• как форма существования правоотношения (договор-документ).

Гражданский кодекс Российской Федерации дает следующее определение этого понятия: «Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских

прав или обязанностей» (п. 1 ст. 420 Граж-

2

данского кодекса Российской Федерации) .

М. И. Брагинский считает, что данное определение полностью соответствует нормам о двух- или многосторонних сделках, так как договор является двух- или многосторонней сделкой, «ибо всякая гражданско-правовая сделка либо устанавливает, либо изменяет, либо прекращает гражданские права и обязанности» . И вследствие этого к договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 2 ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации). Гражданско-правовые договоры порождают, изменяют или прекращают соответствующие имущественные правоотношения и, как любые сделки, представляют собой волевой акт, обладающий специфическими особенностями:

• единое волеизъявление двух или более лиц, выражающее их общую вошо (п. 3 ст. 154 Гражданского кодекса Российской Федерации);

• свобода договора (ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Волевой акт предполагает свободу от внешнего воздействия, поэтому законодатель закрепляет' ряд норм, обеспечивающих свободу договора. Свобода договора возведена в ранг принципов гражданского законодательства (ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Свобода договора предполагает следующее: «Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством» (п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации). Вместе с тем в законодательстве и науке права термину «договор» придается значение не только юридического факта: «Нередко он применяется для наименования самого правоотношения, возникшего в результате соглашения, а также примерных форм, используемых при заключении различных договоров, иных документов, из которых явствует достигну-

4 тл

тое сторонами соглашение» . Категория договора широко используется в сферах общественной жизни: в экономике, социальной, культурной сфере, политике и образовании.

По мнению А. Ю. Кабалкина, при переходе к рыночной экономике гражданско-правовой договор становится основной правовой формой отношений между всеми субъектами общественной жизни .

Договор представляет собой одно из самых ушкальных правовых средств, в рамках которого интерес каждой стороны, в принципе, может быть удовлетворен лишь посредством удовлетворения интереса другой стороны. Это и порождает общий интерес сторон в заключении договора и его надтежащем исполнении. Поэтому именно договор, основанный на взаимной заинте-

ресованности сторон, способен обеспечить такую организованность, порядок и стабильность в достижении результата, которых невозможно добиться с помощью самых жестких административно-правовых средств.

Договор - это и наиболее оперативное и гибкое средство связи между производством и потреблением, изучения потребности и немедленного реагирования на них со стороны производства.

С помощью договора у граждан и юридических лиц формируется уверенность в том, что их профессиональная деятельность будет обеспечена всеми необходимыми материальными предпосылками, а результаты деятельности найдут признание у потребителей и будут реализованы. Такая уверенность способствует инновационному развитию профессиональной деятельности.

Эти и многие другие качества договора обусловливают усиление его роли и расширение сферы применения в формировании и обеспечении современного качества образования. Однако эти бесценные свойства договора сохраняются лишь до тех пор, пока обеспечиваегся необходимая дтя любого договора свобода усмотрения сторон при его заключении.

Договорные отношения лежат в основе маркетинговой стратегии развития образовательного учреждения. Предмет маркетинга в сфере образования - это философия (понимаемая в нашем исследовании прежде всего как совокупность общих принципов рыночных отношений, как система взглядов), стратегия и тактика отношений и взаимодействий потребителей (пользователей), посредников и производителей образовательных услуг и продуктов в условиях рынка, свободного выбора приоритетов и действий с обеих сторон обмена ценностями. Это отношения и взаимодействия, ведущие к наиболее эффективному удовлетворению потребностей: личности - в образовании; учебного заведения - в развитии

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

и в благосостоянии его сотрудников; фирм и других организаций-заказчиков в росте кадрового потенциала; общества - в расширенном воспроизводстве совокупного личностного и интеллектуального потенциала.

Данные особенности развития образовательного учреждения в конвенционально-договорном поле правовых взаимоотношений позволяют оценить сформирован-ность конвенциональных оснований управленческой деятельности руководителя об-

разовательного учреждения по следующим критериям:

• конвенциональная активность;

• конвенциональная ответственность;

• взаимное доверие;

• единство слова и дела;

• конвенциональная открытость;

• ценность конвенционально-договорных отношений;

• нормативное обеспечение;

• социальный контроль.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Витрянский В. В. Гражданский кодекс о договоре // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ,

1995. № 10. С. 4.

2

Гражданский кодекс РФ. Москва, 1996; Гражданское право: Учебник. Ч. 1. /Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого Москва, 1998. п. 7; Комментарий части первой Гражданского кодекса РФ / Подсед. М. И. Брагинского. М., 1996.

Брагинский М. И. О нормативном регулировании договоров // Журнал российского права. 1997. № 1.С. 220.

4

Там же. С. 3.

Кабалкин А. Ю. Понятие и условия договора // Российская юстиция. № 6. 1996; Кабалкин А. Ю. Заключение договора // Российская юстиция. № 9. 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.