Научная статья на тему 'КОНЦЕПТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА СЕМЬИ, ШКОЛЫ, ВУЗА В ВОСПИТАНИИ РОССИЙСКОЙ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ'

КОНЦЕПТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА СЕМЬИ, ШКОЛЫ, ВУЗА В ВОСПИТАНИИ РОССИЙСКОЙ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идентичность / российская поликультурная идентичность / воспитание / образовательная среда / семья / школа / вуз / identity / Russian multicultural identity / education / educational environment / family / school / university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Галина Ивановна, Кулашкина Алена Николаевна

В статье раскрыты особенности работы по воспитанию российской поликультурной идентичности молодого поколения в условиях сетевого взаимодействия (семья-школа-вуз), причины актуальности поставленной научной проблемы, проведен контент-анализ, уточняющий научный аппарат исследования. Показана совокупность разработанных концептов как инновационных форм сетевого взаимодействия и идейно-созидательных смыслов для практики воспитания российской поликультурной идентичности. Преобладание тех или иных форм сетевого взаимодействия строилось с учетом предложенных концептов для родительского сообщества («Традиционный», «Профессиональный навигатор», «Домашнее воспитание», «Инклюзивная педагогика», Культурное просвещение»). Функциональное назначение концептов связывали с информированием, просвещением, обогащением знаний и умений родителей, молодых учителей в вопросах воспитания. Механизм интегративного взаимодействия строился на основе стратегических принципов: развития, гуманизации, культуросообразности, интеграции, интерактивности, с учетом включения проектных форм. Раскрыты особенности трехлетней практики по реализации разработанного проекта «Доверие доброму опыту», который реализован в рамках взаимодействия (семья-школа-вуз). Получены качественные и количественные результаты проведенной работы: накоплен опыт формирования российской поликультурной идентичности школьниками и родителями; организован мониторинг, разработаны и внедрены в практику сценарии родительских собраний социокультурной направленности; сценарии игровых мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTS OF COOPERATION OF FAMILY, SCHOOL, UNIVERSITY IN CULTIVATING RUSSIAN SCHOOLCHILDREN’S MULTICULTURAL IDENTITY

The article reveals the features of the work on cultivating the Russian multicultural identity of the younger generation in the context of network interaction (family-school-university).The reasons for the relevance of the scientific problem posed are revealed. A content analysis is carried out, clarifying the scientific apparatus of the research. The set of developed concepts as innovative forms of network interaction and ideological and creative meanings for the practice of educating Russian multicultural identity is shown. The predominance of certain forms of network interaction was built taking into account the proposed concepts for the parent community (“Traditional”, “Professional Navigator”, “Home Education”, “Inclusive Pedagogy”, Cultural Education”). The functional purpose of the concepts was associated with information, education, and enrichment of the knowledge and skills of parents and young teachers in matters of education. The mechanism of integrative interaction was built on the basis of strategic principles: development, humanization, cultural conformity, integration, interactivity, taking into account the inclusion of project forms. Threeyear experience of implementation of the developed project “Trust in good experience is described. This project was implemented within the framework of family-school-university interaction. Qualitative and quantitative results of the work were obtained: experience in the formation of Russian multicultural identity by schoolchildren and parents has been accumulated; monitoring was organized, scenarios for parent meetings with a sociocultural focus were developed and put into practice; game event scenarios were created too.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА СЕМЬИ, ШКОЛЫ, ВУЗА В ВОСПИТАНИИ РОССИЙСКОЙ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

DOI 10.24412/2541-9056-2024-231-74-80 УДК 378.1

КОНЦЕПТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА СЕМЬИ, ШКОЛЫ, ВУЗА В ВОСПИТАНИИ РОССИЙСКОЙ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Г.И. Егорова, А.Н. Кулашкина

Статья поступила в редакцию 28 марта 2024 г.

В статье раскрыты особенности работы по воспитанию российской поликультурной идентичности молодого поколения в условиях сетевого взаимодействия (семья-школа-вуз), причины актуальности поставленной научной проблемы, проведен контент-анализ, уточняющий научный аппарат исследования. Показана совокупность разработанных концептов как инновационных форм сетевого взаимодействия и идейно-созидательных смыслов для практики воспитания российской поликультурной идентичности. Преобладание тех или иных форм сетевого взаимодействия строилось с учетом предложенных концептов для родительского сообщества («Традиционный», «Профессиональный навигатор», «Домашнее воспитание», «Инклюзивная педагогика», Культурное просвещение»). Функциональное назначение концептов связывали с информированием, просвещением, обогащением знаний и умений родителей, молодых учителей в вопросах воспитания. Механизм интегративного взаимодействия строился на основе стратегических принципов: развития, гуманизации, культуросообразности, интеграции, интерактивности, с учетом включения проектных форм. Раскрыты особенности трехлетней практики по реализации разработанного проекта «Доверие доброму опыту», который реализован в рамках взаимодействия (семья-школа-вуз). Получены качественные и количественные результаты проведенной работы: накоплен опыт формирования российской поликультурной идентичности школьниками и родителями; организован мониторинг, разработаны и внедрены в практику сценарии родительских собраний социокультурной направленности; сценарии игровых мероприятий.

Ключевые слова: идентичность, российская поликультурная идентичность, воспитание, образовательная среда, семья, школа, вуз.

CONCEPTS OF COOPERATION OF FAMILY, SCHOOL, UNIVERSITY IN CULTIVATING RUSSIAN SCHOOLCHILDREN'S MULTICULTURAL IDENTITY

G.I. Egorova, A.N. Kulashkina

The article reveals the features of the work on cultivating the Russian multicultural identity of the younger generation in the context of network interaction (family-school-university).The reasons for the relevance of the scientific problem posed are revealed. A content analysis is carried out, clarifying the scientific apparatus of the research. The set of developed concepts as innovative forms of network interaction and ideological and creative meanings for the practice of educating Russian multicultural identity is shown. The predominance of certain forms of network interaction was built taking into account the proposed concepts for the parent community ("Traditional", "Professional Navigator", "Home Education", "Inclusive Pedagogy", Cultural Education"). The functional purpose of the concepts was associated with information, education, and enrichment of the knowledge and skills of parents and young teachers in matters of education. The mechanism of integrative interaction was built on the basis of strategic principles: development, humanization, cultural conformity, integration, interactivity, taking into account the inclusion of project forms. Three- year experience of implementation of the developed project "Trust in good experience is described. This project was implemented within the framework of family-school-university interaction. Qualitative and quantitative results of the work were obtained: experience in the formation of Russian multicultural identity by schoolchildren and parents has been accumulated; monitoring was organized, scenarios for parent meetings with a sociocultural focus were developed and put into practice; game event scenarios were created too.

Key words: identity, Russian multicultural identity, education, educational environment, family, school, university.

в.1. Бдогоуа, Д.М. КЫаэИкша

Стратегические ориентиры модернизации российского образования нацелены на получение качественно новых образовательных результатов, эффективность духовно-нравственного воспитания, патриотизма, развитие российской гражданской идентичности подрастающего поколения [1, с. 22-39].

Причины актуальности многозначны, назовем некоторые из них. Во-первых, в условиях современной жизни молодое поколение подвергается негативному влиянию индивидуализма, конкуренции, информационного воздействия СМИ, способствующих росту безнравственного поколения [6, с. 67-74]. Во-вторых, становится актуальным вопрос сотрудничества учителя с преподавателями кафедр педагогической направленности по решению актуальных проблем воспитательной деятельности, внедрению инновационных технологий для повышения качества воспитанности обучающихся по магистральным направлениям воспитания. В-третьих, важны концепты сотрудничества с родителями в решении задач воспитания в ДОО, школе, вузе [6, с. 71-73; 8, с. 41-63; 11, с. 244-254]. Здесь важно отметить, что кроме функции «роди-тельства», семья должна делать акцент на базовые семейные ценности, традиции, историю с целью воспитания молодого поколения - будущих граждан российского общества [2, с. 272-276; 6, с. 72; 9, с. 284].

Объект данного исследования - воспитательный процесс в образовательном сообществе. Предмет - разработка концептов сотрудничества семьи, школы, вуза в воспитании российской поликультурной идентичности.

Проведено уточнение сущности системообразующего понятия «российская поликультурная идентичность» как базовой дефиниции в контексте полипарадигмальности теоретических знаний, доказывающих функциональную роль понятия с позиции философского, психологического, социокультурного знания [3, с. 140-141; 7, с. 275-297]. Отметим тот факт, что концептуальный анализ понятия «российская поликультурная идентичность» раскрывает его многозначность в различных направлениях, таких как: личностное качество; система личностных смыслов; магистральное направление воспитания; процесс движения личности от этничности к поликультурности; от субъектно-сти к гражданской идентичности. Все рассмотренные точки зрения требуют тщательной доказательности, что является для нас ключевой задачей. Понимаем, что это относительно новое понятие, отражающее уровни осознанности школьником личной принадлежности к российскому гражданскому сообществу (государству) [4, с. 164-165; 5, с. 89-95].

Ведущая ценность российской поликультурной идентичности - это то качество воспитанности, которое позволяет отождествлять себя с российской нацией (народом), активно включаться в социальную, культурную жизнь страны, осознавать себя россиянином, понимать важность сопричастности к прошлому, будущему и настоящему российской нации.

Нами предложена и апробирована совокупность концептов - как совокупность идейно-созидательных смыслов [10, с. 411-412] для практики воспитания (таблица 1).

Таблица 1 - Функционально-дидактическая роль концептов в организации совместных воспитательных мероприятий

Вид концепта Функциональная роль Совместные мероприятия (родител ь-учител ь-ученик)

Концепт 1 Информационная Ко- Родительские собрания

Традиционный гнитивная Консультации

Просветительская Утренники

Воспитательная Анкетирование

Концепт 2 Самоопределение Бинарная лекция «Атлас новых профессий»

Профессиональный Профессиональное Дни открытых дверей

навигатор самоопределение Информационные стенды. Вебинар «Дополнитель-

Профессиональное ное образование как условие развития ребенка»

воспитание Мастер-классы «Soft навыки», «Hard skills», «Self skills»

Концепт 3 Информационная Ко- Тренинг «Я - успешный родитель»,

О домашнем воспита- гнитивная Тренинг «Воспитать счастливого ребенка» и т.д.

нии Просветительская Азбука воспитания или как отдохнуть с ребенком?

Воспитательная Соци- 100 идей, чем заняться с детьми дома

окультурная

Концепт 4 Информационная Ко- Вебинар «Проблемы семейного воспитания»

Культурно- гнитивная Интерактивное общение «Буллинг. Стоп»

просветительский Просветительская Воспитательная Социокультурная

Концепт 5 Инклюзивная Инклюзивное просве- Круглый стол «Инклюзия: от сомнений к успеху».

педагогика щение Социокультур- Вебинар «Инклюзия: реальность и иллюзии». Ин-

ная терактивное общение «В нашей семье ребенок с ОВЗ». Инклюзивные практики. Инклюзивные игры

Приоритетные концепты в воспитании российской поликультурной идентичности школьников «О домашнем воспитании», «Культурное просвещение», «Инклюзивная педагогика» были апробированы на базе БУ ВО «СурГПУ», школ города Сургута, Сургутского района.

В рамках воспитания российской поликультурной идентичности обучающихся учитывали интегральную взаимосвязь сотрудничества классного руководителя, родительского сообщества, опытных наставников из педагогического вуза. Прежде всего, профессорско-преподавательский состав вуза активно занимается просветительской деятельностью, применяет технологии мотивации родителей, сопровождает работу классных руководителей методическими рекомендациями по организации и проведении инновационных практик воспитания. Распространение и осво-

ение идей и смыслов гражданской идентичности, патриотизма строятся посредством выполнения совместных проектов, трансформации целей обучения, воспитания. В предметное содержание включаются развивающие модули для семейного воспитания.

При проведении семейно-

просветительских мероприятий родители знакомятся с идеальным образом обучающегося, который осознает и понимает ценности и смыслы магистральных направлений воспитания для будущего благополучия человека. Классные руководители накапливают инновационный опыт по привлечению родителей к открытию нового знания, перспективности воспитательных идей и практик, взаимосвязи аспектов познания и воспитания личности с учетом привлечения учителей, ведущих различные предметы на основе принципов межпредметности, интеграции, конвергентности.

в.1. Бдогоуа, Д.М. КЫаэИкша

Данные принципы важны не только с точки зрения практического освоения новых знаний, но и с позиции развития субъектности, воспитания внутреннего стержня «самостей» на основе значимых качеств обучающегося (нравственности, устойчивости, поликультурности, гражданственности).

Механизм интегративного взаимодействия в воспитании российской поликультурной идентичности обучающихся строился на основе стратегических принципов: развития, гуманизации, культуросообразности, интеграции, интерактивности с учетом включения проектных форм.

Раскроем особенности трехлетней практики по реализации разработанного проекта «Доверие доброму опыту», который реализован в рамках взаимодействия (семья-школа-вуз). Цель проекта: воспитание российской поликультурной идентичности как ведущей ценности и качества обучающегося, формируемой на основе отечественных традиций и преемственности поколений.

Проект «Доверие доброму опыту» представлен тремя обновляемыми составляющими, в интересной и доступной форме: для родителей и классных руководителей; для родителей и обучающихся; для классных руководителей, родителей и обучающихся. Одной из главных задач проекта стало присоединение семей обучающихся к традициям школьной жизни через деятельностное соучастие. В социокультурном пространстве сообщества родителей, обучающихся и классных руководителей проект направлен на развитие воспитательного потенциала семьи; воспитания способов совместной работы (соработниче-ство) с учетом самопознания, самореализации. Безусловно, это оказывает влияние на приобретение личного социокультурного опыта учеником, создание развивающей среды для родительских и детских инициатив.

Соработничество родителей и классных руководителей в формировании российской поликультурной идентичности - мощный стимул в решении проблемы присоединения семей воспитанников к школе через деятель-

ностное соучастие в реализации мероприятий воспитательной направленности.

Проект «Доверие доброму опыту» был представлен в виде дорожной карты совместной деятельности классных руководителей, обучающихся и их родителей, реализованной по этапам в период с 2021 по 2024 год. Первый этап (организационный) связывали с разработкой идеи обоснования проекта, присоединения родителей к жизни класса. На втором этапе (диагностическом) выявляли интересы и возможности родителей, проводили стартовую диагностику уровня участия в жизни класса, социокультурного опыта обучающихся. Третий этап (практический) связывали с системой направлений: проведение родительских собраний социокультурной направленности (1 раз в четверть), семейное чтение с обеспечением обратной связи; наполнение личного социокультурного опыта обучающихся, родителей через участие в интерактивной игре. Четвертый этап (заключительный) связывали с мониторингом результативности присоединения родителей и обучающихся к образовательной жизни класса, динамикой уровня сформированности поликультурной российской идентичности обучающихся.

Проект «Доверие доброму опыту» содержит три обновляемых интегративных направления.

Первое направление «Научись судить себя сам, тогда ты будешь поистине мудр» строилось с учетом системы родительских собраний социокультурной направленности. Такие собрания проводили в виде откровенного диалога между родителями и учителями, что обеспечивало приобщение родителей к прошлому «доброму», социокультурному опыту, переосмысление настоящего опыта и развитие способности ориентироваться на будущее. Большой воспитательный эффект получали молодые родители в вопросах традиций и практик семейного воспитания. В ходе диалога и полилога молодые родители понимали роль семейного воспитания в вопросах становления российской поликультурной идентичности.

В рамках реализации проекта нами разработана серия родительских собраний для родителей обучающихся различных классов:

«Мир и согласие добрую надежду рождают», «Доверие доброму опыту», «Весенние праздники души (Пасха, Ураза-Байрам, День Победы): что их объединяет?», «Сердечный дар» (как мы изменились за этот год). Сценарии родительских собраний представлены в методических указаниях для родителей, что является важным для активного участия родителей в проведении таких собраний.

Второе направление «Соработничество»: не для детей, а вместе с ними» включало систему заданий для семейного чтения и обеспечение обратной связи. Для организации семейного чтения использовали книги различных авторов. Например, для обучающихся начальной школы применяли книги под редакцией И.А. Кузьмина («Первое слово», «Добрый плод», «Слово «жить», «Солнце земли Русской», «Истоки Великой Победы» и др.).

Практика показывает, что эффективность и результативность приобщения родителей к совместному чтению книг зависит от умения учителя и родителя продумать алгоритм работы с текстом (читательская грамотность), с учётом возрастных особенностей (психологическая грамотность), уровня подготовленности класса и возможности мотивирования родителей и обучающихся. Разработанные задания направлены не только на закрепление социокультурных ценностей, но и развитие интеллектуального потенциала обучающихся.

Третье направление «Путешествие по Дороге Добра» обеспечило совокупность проведения длительных игр. Раскроем сущность игровой технологии. Прообразом игры «Путешествие по Дороге Добра» является социально значимая длительная игра из книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Логика игры: школьники отправляются в путешествие по дороге Добра вслед за Солнцем, согласно словам одноименной песни Ю. Энтина «Дорогою добра». Песня является набором нравственных ориентиров: тянуться к свету, беречь дружбу, уклоняться от искушений. Игра способствует накоплению социокультурного опыта у обучающихся и родителей. В игре учатся искренности и сотрудничеству, умению слышать и слушать друг друга, учатся дружить

и мечтать, дарить друг другу тепло и благодарность, любовь и надежду, милосердие и сострадание, от добрых дел раскрываются добрые сердца.

Каждый обучающийся - первооткрыватель своей дороги добра, которая включает систему представленных в игре в виде цветных дорожек направлений воспитания: гражданско-патриотического «Служение Родине»; духовно-нравственного «Красота души»; поликультурного «Мой многонациональный регион». Содержание цветных дорожек отражает содержание воспитательной программы «От чистого истока».

С целью изучения динамики накопления личного опыта в вопросах формирования российской поликультурной идентичности обучающихся в процессе путешествия по дороге Добра разработан Дневник личного социокультурного опыта участника игры. На стартовом этапе игры проводится опрос-анкетирование для определения уровня формирования российской поликультурной идентичности школьников. Во второй части Дневника обозначается выполненная роль в коллективной деятельности: лидер, активный участник, исполнитель, эксперт, идейный вдохновитель, «первооткрыватель». Правильная организация совместной деятельности расширяет опыт ролевого взаимодействия (родитель, ученик, учитель). По завершении работы с Дневником в конце учебного года обучающиеся и родители получают дипломы по итогам путешествия по Дороге Добра. Это пополняет портфолио обучающегося, поддерживает ситуацию успеха.

Таким образом, разработанный проект позволил обеспечить количественные и качественные изменения воспитательной системы классов с привлечением родительской общественности. Для определения количественных результатов учитывалось общее количество участников. Среди представителей начальной школы в проекте «Доверие доброму опыту» были задействованы 100 % школьников. Участие школьников средней школы в проекте «Доверие доброму опыту» - 95 %.

G.I. Egorova, A.N. Kulashkina

Раскроем полученные качественные результаты: накоплен опыт формирования российской поликультурной идентичности школьниками и родителями; организован мониторинг; разработаны и внедрены в практику сценарии родительских собраний социокультурной направленности; сценарии игровых мероприятий «Путешествие по Дороге Добра»; разработана тетрадь сопроводительного характера к книгам для воспитания российской поликультурной идентичности обучающихся. Подтверждена высокая удовлетворенность родителей содержанием и результативностью воспитательной деятельности МБОУ (95%); обеспечена качественная включенность родителей в реализацию проекта (95%).

Мониторинг проекта «Доверие доброму опыту» отражает ожидания в приобретении обучающимися, их родителями социокультурного опыта, а высокая результативность

показателей мониторинга может использоваться для оптимизации совместной работы с родителями и поддержки обучающегося в любом школьном сообществе.

Мониторинг показал высокую результативность прироста в области воспитания базовых социокультурных ценностей (увеличение на 23%); осознания российской поликультурной идентичности (увеличение на 28%); накопления опыта коллективной работы с обучающимися (прирост составил 47%). Важным является и другой качественный результат - накопление опыта гармоничных взаимоотношений в классе, семье. Контроль и оценка результатов реализации проекта проводились в форме индивидуального и группового участия обучающихся и родителей в тематических мероприятиях, акциях, подготовке творческих и исследовательских проектов.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Психолого-педагогический поиск. - 2010. -№ 2. - C. 21-39.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под редакцией Д.И. Фельдштейна. - 2-е изд. -М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.

3. Водолажская Т.В. Идентичность гражданская // Образовательная политика. - 2010. - № 5-6. - С. 140-141.

4. Воротилова С.В. Формирование российской гражданской идентичности подростка в проектной деятельности по изучению своей родословной // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. - № 4. - С. 164-168.

5. Ушинский К.Д. Педагогика. Избранные работы. - М.: Юрайт, 2024. - 258 с.

6. Марцинковская Т.Д. Феноменология современного детства // Образовательная политика. - 2012. -№ 3. - С. 66-75.

7. Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Славянский мир в паремиологической интерпретации: аксиологические доминанты и их лингвокультурографическая репрезентация. - Санкт-Петербург, 2022. - 358 с.

8. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М.: Смысл, 1998. - С. 40-64.

9. Стоянов А.С. Субъективное восприятие господдержки многодетными матерями (на примере Московской области) // Уфимский гуманитарный научный форум. - 2024. - № 1 (17). - С. 334-348.

10. Тишков В.А. Российская идентичность: внутренние и внешние вызовы // Вестник Российской академии наук. - 2019. - Т. 89. - № 4. - С. 408-412.

11. Эриксон Э.Х. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. - 2-е изд. - М.: Флинта [и др.], 2006. - 341 с.

References

1. Asmolov A.G. Strategiya sociokulturnoj modernizacii obrazovaniya: na puti k preodoleniyu krizisa identichnosti i postroeniyu grazhdanskogo obshhestva // Psixologo-pedagogicheskij poisk. - 2010. - № 2. - C. 21-39.

2. Bozhovich L.I. Problemy' formirovaniya lichnosti / Pod redakciej D.I. Feldshtejna. - 2-e izd. - M.: Institut prakticheskoj psixologii, Voronezh: NPO «MODE K», 1997. - 352 s.

3. Vodolazhskaya T.V. Identichnost' grazhdanskaya // Obrazovatel'naya politika. - 2010. - № 5-6. - S. 140-141.

4. Vorotilova S.V. Formirovanie rossijskoj grazhdanskoj identichnosti podrostka v proektnoj deyatel'nosti po izucheniyu svoej rodoslovnoj // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2014. - № 4. - S. 164-168.

5. Ushinskij K.D. Pedagogika. Izbranny'e raboty'. - M.: Yurajt, 2024. - 258 s.

6. Marcinkovskaya T.D. Fenomenologiya sovremennogo detstva // Obrazovatel'naya politika. - 2012. - № 3. -S. 66-75.

7. Mokienko V.M., Nikitina T.G. Slavyanskij mir v paremiologicheskoj interpretacii: aksiologicheskie dominanty' i ix lingvokul'turograficheskaya reprezentaciya. - Sankt-Peterburg, 2022. - 358 s.

8. Soldatova G.U. Psixologiya mezhe'tnicheskoj napryazhennosti. - M.: Smy'sl, 1998. - S. 40-64.

9. Stoyanov A.S. Sub'ektivnoe vospriyatie gospodderzhki mnogodetny'mi materyami (na primere Moskovskoj oblasti) // Ufimskij gumanitarny'j nauchny'j forum. - 2024. - № 1 (17). - S. 334-348.

10. Tishkov V.A. Rossijskaya identichnost': vnutrennie i vneshnie vy'zovy' // Vestnik Rossijskoj akademii nauk. -2019. - T. 89. - № 4. - S. 408-412.

11. E'rikson E\X. Identichnost': yunost' i krizis: per. s angl.; obshh. red. i predisl. A.V. Tolsty'x. - 2-e izd. - M.: Flinta [i dr.], 2006. - 341 s.

Для ссылки: Егорова Г.И., Кулашкина А.Н. Концепты сотрудничества семьи, школы, вуза в воспитании российской поликультурной идентичности школьников // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2024. - №2 (31). - С. 74-80.

DOI 10.24412/2541-9056-2024-231-74-80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.