Научная статья на тему 'ВОВЛЕЧЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ВОВЛЕЧЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
21
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этническая идентичность / вовлеченность родителей / семья / обучающиеся / внеурочная деятельность / внешкольная деятельность / ethnic identity / parental involvement / family / pupils / extracurricular activities / out-ofschool activities

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кадырова Сулия Шарифулловна

Формирование этнической идентичности сегодня определяется приоритетами воспитания подрастающего поколения и является предметом исследования многих ученых и практиков из разных областей знаний. Необходимость исследования данного феномена обусловливается и тем, что сензитивным периодом формирования этнической идентичности ученые определяют дошкольное детство и младший школьный возраст, а основы ее становления закладываются в семье, где с раннего детства ребенок погружается в этнокультуру, формируемую семейными ценностями, обычаями и традициями. Поэтому актуализируется проблема изучения вовлеченности родителей в процесс формирования этнокультурной идентичности младших школьников. Этническая идентичность выступает субъектно значимой частью гражданской идентичности. В связи с этим востребованными являются вопросы реализации гражданского воспитания на всех уровнях образования, изучения вовлеченности родителей в процесс формирования этнической идентичности своих детей. В рамках статьи на основе теоретического анализа педагогической литературы, педагогического опыта актуализируются понятия «этническая идентичность», «вовлеченность родителей». В работе также интерпретируются результаты эмпирического исследования проблемы вовлеченности родителей в формирование этнической идентичности младших школьников, которое проводилось с использованием опросного метода и анкетирования (с открытыми и закрытыми вопросами). Результаты теоретического анализа вовлеченности родителей в формирование этнической идентичности подтвердили актуальность рассматриваемой проблемы, позволили выявить воспитательный потенциал межпоколенного взаимодействия в семьях. Эмпирические результаты показали, что современные родители мотивированы к формированию этнической идентичности своих детей не только в семье, но и в школе, причем выявилась тенденция увеличения количества родителей, проявляющих инициативу в подготовке, организации и проведении различных видов деятельности по формированию этнической идентичности детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кадырова Сулия Шарифулловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVOLVEMENT OF PARENTS IN THE PROCESS OF FORMATION OF ETHNIC IDENTITY AT SCHOOLCHILDREN

The formation of ethnic identity today is determined by the priorities of the upbringing of the younger generation and is the subject of research by many scientists and practitioners from various fields of knowledge. The need to study this phenomenon is also due to the fact that scientists define preschool childhood and primary school age as a sensitive period for the formation of ethnic identity, and the foundations of its formation are laid in the family, where from early childhood the child is immersed in ethnoculture formed by family values, family customs and traditions. Therefore, the problem of studying the involvement of parents in the process of formation of ethnocultural identity at younger schoolchildren is actualized. Ethnic identity is a subjectively significant part of civic identity. In this regard, the issues of the implementation of civic education at all levels of education and the study of parents’ involvement in the process of formation of their children’s ethnic identity are in demand. Within the framework of the article, the concepts “ethnic identity” and “parental involvement” are actualized on the basis of theoretical analysis of pedagogical research works and pedagogical experience. The paper also interprets the results of the empirical study of the problem of parental involvement in the formation of ethnic identity of junior schoolchildren, which was conducted using the survey method and questionnaires (with open and closed questions). The results of the theoretical analysis of the involvement of parents in the formation of ethnic identity confirmed the relevance of the problem under consideration, made it possible to identify the educational potential of intergenerational interaction in families. The empirical results showed that modern parents are motivated to form the ethnic identity of their children not only in the family, but also at school, and there is a tendency to increase the number of parents who take the initiative in preparing, organizing and conducting various activities for the formation of ethnic identity.

Текст научной работы на тему «ВОВЛЕЧЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

УДК 37.017:392.3 DOI 10.37972/chgpu.2023.121.4.009

С. Ш. Кадырова

ВОВЛЕЧЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Тобольский педагогический институт (филиал) Тюменского государственного университета, г. Тобольск, Россия

Аннотация. Формирование этнической идентичности сегодня определяется приоритетами воспитания подрастающего поколения и является предметом исследования многих ученых и практиков из разных областей знаний. Необходимость исследования данного феномена обусловливается и тем, что сензитивным периодом формирования этнической идентичности ученые определяют дошкольное детство и младший школьный возраст, а основы ее становления закладываются в семье, где с раннего детства ребенок погружается в этнокультуру, формируемую семейными ценностями, обычаями и традициями. Поэтому актуализируется проблема изучения вовлеченности родителей в процесс формирования этнокультурной идентичности младших школьников.

Этническая идентичность выступает субъектно значимой частью гражданской идентичности. В связи с этим востребованными являются вопросы реализации гражданского воспитания на всех уровнях образования, изучения вовлеченности родителей в процесс формирования этнической идентичности своих детей.

В рамках статьи на основе теоретического анализа педагогической литературы, педагогического опыта актуализируются понятия «этническая идентичность», «вовлеченность родителей». В работе также интерпретируются результаты эмпирического исследования проблемы вовлеченности родителей в формирование этнической идентичности младших школьников, которое проводилось с использованием опросного метода и анкетирования (с открытыми и закрытыми вопросами).

Результаты теоретического анализа вовлеченности родителей в формирование этнической идентичности подтвердили актуальность рассматриваемой проблемы, позволили выявить воспитательный потенциал межпоколенного взаимодействия в семьях. Эмпирические результаты показали, что современные родители мотивированы к формированию этнической идентичности своих детей не только в семье, но и в школе, причем выявилась тенденция увеличения количества родителей, проявляющих инициативу в подготовке, организации и проведении различных видов деятельности по формированию этнической идентичности детей.

Ключевые слова: этническая идентичность, вовлеченность родителей, семья, обучающиеся, внеурочная деятельность, внешкольная деятельность

S. Sh. Kadyrova

INVOLVEMENT OF PARENTS IN THE PROCESS OF FORMATION OF ETHNIC IDENTITY AT SCHOOLCHILDREN

Tobolsk Pedagogical Institute (branch) of Tyumen State University, Tobolsk, Russia

Abstract. The formation of ethnic identity today is determined by the priorities of the upbringing of the younger generation and is the subject of research by many scientists and practitioners from various fields of knowledge. The need to study this phenomenon is also due to the fact that scientists define preschool childhood and primary school age as a sensitive period for the formation of ethnic identity, and the foundations of its formation are laid in the family, where from early childhood the child is immersed in ethnoculture formed by family values, family customs and traditions. Therefore, the problem of studying the involvement of parents in the process of formation of ethnocultural identity at younger schoolchildren is actualized.

Ethnic identity is a subjectively significant part of civic identity. In this regard, the issues of the implementation of civic education at all levels of education and the study of parents' involvement in the process of formation of their children's ethnic identity are in demand.

Within the framework of the article, the concepts "ethnic identity" and "parental involvement" are actualized on the basis of theoretical analysis of pedagogical research works and pedagogical experience. The paper also interprets the results of the empirical study of the problem of parental involvement in the formation of ethnic identity of junior schoolchildren, which was conducted using the survey method and questionnaires (with open and closed questions).

The results of the theoretical analysis of the involvement of parents in the formation of ethnic identity confirmed the relevance of the problem under consideration, made it possible to identify the educational potential of intergenerational interaction in families. The empirical results showed that modern parents are motivated to form the ethnic identity of their children not only in the family, but also at school, and there is a tendency to increase the number of parents who take the initiative in preparing, organizing and conducting various activities for the formation of ethnic identity.

Keywords: ethnic identity, parental involvement, family, pupils, extracurricular activities, out-of-school activities

Введение. Формирование этнической идентичности детей в условиях многонационального социума не теряет своей актуальности, а на фоне многих социальных изменений реальности вновь выходит в число приоритетных задач воспитания подрастающего поколения. Под этнической идентичностью мы понимаем социально-психологический феномен, который выражается в соотнесении индивидом себя с этнической общностью в различных аспектах (когнитивном, поведенческом и эмоциональном) и «основывается на чувстве принадлежности и сопричастности к данному этносу» [10]. Процесс становления этнической идентичности начинается в семье, в старшем дошкольном возрасте, активно продолжается вплоть до среднего подросткового возраста и заканчивается в ранней юности.

На протяжении взросления (социализации) ребенка важную роль в его жизни играют родители, семья, многопоколенные взаимодействия как носители семейных традиций, опыта, информации о семейных корнях, истории, семейных ценностей и установок. Сформированные модели родительской вовлеченности характеризуют современные формы взаимодействия семьи и школы, родителей, детей, учителей, социальных партнеров. Расширяется поле взаимодействий, обновляются их содержание и формы, виды деятельности, появляются новые приоритеты в развитии образовательной организации. Сегодня уже недостаточно описывать и измерять участие родителей лишь в школьных делах ребенка и в деятельности образовательной организации. Необходимо искать новые модели такого участия.

Актуальность исследуемой проблемы. В образовательном пространстве семья остается главным институтом социализации, особенно для детей младшего школьного возраста, поскольку младший школьный возраст является сензитивным для формирования этнической идентичности; важнейшие и основные условия формирования этнической идентичности детей закладываются именно в семье и определяются формируемыми семейными ценностями, обычаями, традициями, нормами и правилами поведения, моделями отношения к окружающим и миру в целом. Для формирования адекватной этнической идентичности в младшем школьном возрасте необходимо доверительное сотрудничество семьи и школы. Поэтому актуализируется проблема вовлеченности родителей в процесс формирования этнокультурной идентичности детей. Поддержка родителями своего ребенка, реальное участие в жизнедеятельности школы предполагают позитивное сотрудничество родителей и семей со школой по разным направлениям, ориентированным на ожидаемые результаты по развитию и образованию детей, включая обмен ресурсами,

совместную деятельность с учетом потенциала и возможностей родителей. Анализ содержания и форм родительской вовлеченности раскрывает возможности совместного решения задач по формированию этнической идентичности у детей.

Материал и методы исследования. В качестве теоретических методов исследования были использованы анализ научных источников и документов, контент-анализ понятий, синтез, обобщение. В статье на основе анализа педагогической литературы актуализируются понятия «этническая идентичность», «вовлеченность родителей». В эмпирическом исследовании применялись опросный метод, анкетирование (с открытыми и закрытыми вопросами).

В опытно-экспериментальную работу были вовлечены родители обучающихся 1-х классов гимназии им. Н. Д. Лицмана (г. Тобольск) в количестве 105 человек. По национальной принадлежности среди родителей-респондентов 63 (60 %) представляли русские семьи, 18 (17, 1%) - татарские семьи, 12 (11,4 %) - украинские семьи, 12 (11,4 %) - смешанные семьи.

Целью статьи является изучение вовлеченности родителей в процесс формирования этнической идентичности младших школьников.

Результаты исследования и их обсуждение. Под вовлеченностью родителей в процесс формирования этнической идентичности детей понимается широкий спектр форм и видов участия родителей в жизни школы, во внеучебной и внешкольной деятельности.

Вовлеченность родителей изучается учеными в разных аспектах. Исследуются вопросы глубины и степени родительского участия [5], участия родителей в академическом развитии и образовании детей [2]. А. К. Любицкая, рассматривая родительскую вовлеченность в образовательное пространство детей, отмечает наличие двух установок родителей: как потребителей или заказчиков и как участников совместной деятельности, готовых принимать на себя ответственность за обучение, воспитание и развитие своих детей [8].

Анализируя зарубежные источники, можно заключить, что большинство авторов рассматривают два основных вида родительской вовлеченности - домашнее и школьное участие родителей в образовательной деятельности своего ребенка [5]. Широко распространенной является «модель школьной родительской вовлеченности» Джойса Эпштей-на, которая представляет собой область пересечения трех сфер: семьи, школы и местного сообщества, где основная суть состоит не просто в вовлечении родителей, а в партнерстве семьи, школы и общества» [5].

Ряд авторов описывает формы непосредственного участия родителей на уроках, в оказании добровольной помощи в организации и проведении внеурочных и внешкольных мероприятий (экскурсий, праздников, спортивных соревнований и т. п.), участия в различных школьных собраниях, обсуждениях, экспертных заседаниях, они анализируют формы взаимодействия семьи и школы, способы привлечения родителей, исследуют мотивацию и степень вовлеченности родителей, а также другие аспекты. Можно говорить о том, что вопрос родительской вовлеченности является достаточно популярным в педагогической науке.

Обобщение изученных источников, педагогического опыта по проблеме исследования позволило нам выделить 6 основных видов родительской вовлеченности:

- «воспитание»; цель - совместная организация домашней среды и ситуации поддержки семьи в решении задач воспитания, что позволяет использовать опыт родителей, семей в формировании этнической идентичности (этнокультурное воспитание в семье). Семья является каналом формирования у детей потребности в своей национальной культуре, в языке, стремления идентифицировать себя со своим народом;

- «коммуникация»; цель - создание продуктивных форм коммуникации между семьей и школой по формированию этнической идентичности (переговорные площадки,

фокус-группы, мобильные приложения (группы общения), межпоколенческие коммуникации и др.);

- «волонтерство»; цель - оказание помощи школе, предполагающей добровольное и активное включение родителей в процесс формирования этнической идентичности;

- «обучение дома»; цель - оказание активной помощи детям в учебной и внеучеб-ной деятельности, дополнительном образовании, в различных формах и видах деятельности, ориентированных на формирование этнической идентичности;

- «принятие решений»; цель - активное участие родителей в решении актуальных вопросов жизнедеятельности школы, поиск и поддержка творческих родительских инициатив по формированию этнической идентичности;

- «сотрудничество с местным сообществом» - вид родительской вовлеченности, наиболее отвечающий субъектному подходу, позволяющий проявить субъектную инициативу и активность по привлечению потенциала и ресурсов местного сообщества, способного обогатить образовательную среду в контексте этнокультурного содержания.

Основные формы вовлеченности родителей - домашнее и школьное участие. Внимание исследователей в большей степени обращено на домашнее участие родителей. К данной форме вовлеченности относят: «семью как главную среду идентичности личности, акцентируют внимание на отношениях между ребенком и его родителями, между ребенком и его ближайшим окружением» [7]; «наличие особого стиля семейного воспитания, характер вероисповедания семьи, национальные особенности взаимодействия между членами семьи, позволяющие формировать у детей навыки социального поведения, критерии оценки добра и зла, критерии допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого, соответствующие этническим представлениям» [3]; роль национальной культуры самих родителей, их единые установки на формирование этнической идентичности детей [13]; «интенсивное включение детей в повседневную жизнь семьи через традиционные гендерные и ролевые модели поведения, через язык, религию, фольклор и т. д.». Ю. С. Панфилова подчеркивает, что «семья формирует основы этнически окрашенных моделей поведения и этнокультурной самоидентификации» [11]. Н. Н. Абдуганиев особенно убедителен в позиции, что «наиболее ярко данная тенденция проявляется в сельских локальностях и многопоколенных семьях» [1]. Г. Б. Сайфутдинова, Т. А. Титова, Е. Е. Гущина утверждают, что формированию этнической идентичности детей способствует «устойчивое эмоционально насыщенное взаимодействие родителей и детей, что является главной функцией семьи» [12]. Среди наиболее продуктивных форм авторы называют «практики социализации, объективированные в верованиях, обрядах, фольклоре и религиозных предписаниях, которые концентрируют в себе обширный опыт человеческой жизнедеятельности» [12]. Отмечается, что на формирование этнической идентичности детей наибольшее влияние оказывает родительская культура, выступающая как «матрица способов осуществления родительских практик, воспроизводства установок, убеждений, идей, смыслов, знаний, навыков; как результат социального наследования, обусловленный коллективной и исторической памятью, индивидуальным опытом родителей, способный как воспроизводиться в «унаследованных» формах и моделях, так и трансформироваться в существенной степени под влиянием меняющейся социокультурной среды и индивидуальных выборов» [4].

Обращаясь к вовлеченности родителей как ресурсу в решении задач по формированию этнической идентичности детей, вслед за Л. А. Метляковой и Н. Г. Щербаковой определим основные признаки вовлеченности родителей. Вовлеченные родители позитивно отзываются о школе, привлекают в нее детей из знакомых семей, не собираются менять место обучения своих детей, прикладывают дополнительные усилия, чтобы помочь школе в реализации ее планов, в том, чтобы сделать школу лучше.

Вовлеченность родителей напрямую связана с родительским участием в жизнедеятельности школы. Чем выше вовлеченность родителей, тем активнее они участвуют в образовательной деятельности, тем эффективнее их участие и выше качество осуществляемых ими действий [9].

Таким образом, первым условием формирования этнической идентичности детей младшего школьного возраста является сформированность этого качества у самих родителей. Второе условие - выраженность желания родителей формировать этническую идентичность у своих детей. Родительская вовлеченность выступает необходимым третьим условиям для успешности данного процесса. В настоящей работе нами определены три области вовлеченности родителей в процесс формирования этнической идентичности детей:

1) содержание этнокультурного образования (участие в разработке содержания дополнительных общеразвивающих программ, курсов внеурочной деятельности, кружков, центров, студий и т. д.);

2) организация этнокультурного образования (возможность участия родителей в тех формах, которые использует педагог в своей профессиональной деятельности и которые могут реализовываться совместно, таких как экскурсии, встречи, игры, выездные мероприятия и события, национальные праздники в микрорайонах, олимпиады, конкурсы и др.);

3) организационно-педагогические условия этнокультурного образования детей (участие родителей в улучшении условий реализации дополнительных общеразвивающих программ этнокультурной направленности, взаимодействие с другими детьми и семьями, участие в организации проектной деятельности «вне стен школы», содействие в организации детских общественных организаций и объединений т. п.).

На первом этапе эмпирического исследования нами изучались выраженность этнической идентичности родителей и их отношение к данной проблеме. Родителям был предложен опрос, состоящий из нескольких положений, с которыми следовало согласиться или нет. Большинство родителей согласились с положением «Каждый человек должен осознавать и уважать свою национальную принадлежность» (71 %). Следующим по рейтингу является положение «Представитель каждой национальности должен знать язык и культуру своего народа» (15,2 %), т. е. родители осознают свою принадлежность к народу (этносу, национальности), но не считают обязательным знать язык и культуру своего народа. В эту группу респондентов входят родители-украинцы, родители-татары). Не поддерживают межнациональные браки и считают, что они разрушают народ, 35 % опрошенных родителей. В обычном общении не скрывают своей национальности практически все респонденты - 92 %.

Согласно результатам опроса, большинство родителей придают большое значение проблеме формирования этнической идентичности, что говорит о выраженности положительной этнической идентичности самих родителей, демонстрирующих осознание и уважение своей национальной принадлежности.

На втором этапе исследования мы выявляли мотивацию и отношение родителей к необходимости формирования этнической идентичности у своих детей. Мотивированность родителей к формированию этнической идентичности у детей изучалась на основе анкеты с открытыми вопросами.

Большинство ответов-согласий родителей приходятся на три вопроса: «Каждый ребенок должен знать свою национальность и гордиться своим происхождением» (92 %); «Уважение к своему народу, к своим национальным традициям формируется в семье» (96 %); «Уважение к разным национальностям прививается в общности, к каковой можно, в первую очередь, отнести школу» (78 %).

Сравнивая результаты двух опросов, можно отметить выраженность этнической идентичности родителей на достаточно высоком уровне, позитивное отношение родителей

к данной проблеме, а также их мотивированность на деятельность семьи и школы по формированию этнической идентичности детей.

На третьем этапе мы провели оценку межпоколенной этнокультурной трансмиссии как ресурса формирования этнокультурной идентичности у детей.

Под межпоколенной этнокультурной трансмиссией мы понимаем передачу ценностей от одного поколения к другому в процессе социализации личности [6]. В результате опроса родителей мы получили представление о динамике межпоколенной этнокультурной трансмиссии в семьях младших школьников. Опросник представлял собой 6 вопросов, в которых сформулированы наиболее распространенные и соблюдаемые в семье традиции. К ним относятся: национальные праздники; народные сказки, поговорки, загадки, пословицы, народные песни, в том числе на родном языке; история народа, культурные памятники, судьба и роль народа в общей истории; религиозные праздники и обряды; народное искусство, промыслы, творчество, ремесло.

По результатам открытого анкетирования можно заключить, что в семьях соблюдаются и передаются из поколения в поколение национальные традиции и образцы народной культуры, снижения этнокультурной трансмиссии в целом не наблюдается при общей невысокой ее выраженности (9-16 выборов из 105). Только относительно народных праздников можно отметить достаточную выраженность (почти половина семей респондентов) и даже прирост (с 48 выборов до 58). Анализируя полученные результаты, можно обозначить достаточный потенциал для совместной работы семьи и школы по формированию этнической идентичности детей: подбор и издание народных пословиц и поговорок; проект «Календарь народных праздников»; конкурс народных театрализованных сказок; организация межнациональных фестивалей, калейдоскопа народных праздников и ремесел и многое другое.

На четвертом этапе была оценена родительская вовлеченность, для чего родителям (п=105) были предложены варианты способов вовлеченности, а оценка количества родительских выборов позволила сделать вывод о характере этой вовлеченности.

Характер вовлеченности родителей в процесс формирования этнической идентичности менялся по ходу опытно-экспериментальной работы и по мере взросления (социализации) их детей. Значительно увеличилось количество родителей (семей), которые предлагали идеи по формированию этнической идентичности детей и участвовали в их реализации. Позитивной динамике вовлеченности родителей способствовала и достаточно целенаправленно организованная работа гимназии по формированию этнической идентичности обучающихся в условиях поликультурного и многонационального гимназического коллектива. Так, в гимназии им. Н. Д. Лицмана проводятся праздники национальных культур, работает школьный музей, проходят фестивали дидактических спектаклей, спортивные состязания по национальным спортивным играм и др.

Выводы. Теоретический анализ педагогической литературы позволил актуализировать проблему вовлеченности родителей в процесс формирования этнической идентичности своих детей.

Вовлечение родителей в процесс формирования этнической идентичности детей было реализовано в следующих теоретически обоснованных и эмпирически проверенных направлениях:

- психолого-педагогическая поддержка родителей и семей в вопросах формирования этнической идентичности детей;

- повышение компетентности родителей в вопросах формирования этнической идентичности детей;

- вовлечение родителей/семей в непосредственную деятельность школы/класса по формированию этнической идентичности обучающихся.

Изучение степени сформированности этнической идентичности родителей и ресурса этнокультурной межпоколенной трансмиссии в семьях обучающихся подтвердило актуальность проблемы формирования этнической идентичности детей и ее важность для родителей, а также мотивированность родителей на решение этой проблемы общими силами.

Вовлеченность родителей в процесс формирования этнической идентичности детей («школьное участие») предполагает более высокий уровень сформированности этнокультурной компетентности родителей, высокую мотивацию на взаимодействие с другими родителями, детьми, учителями, репродуцирование и реализацию идей, способность организовывать школьные команды субъектов взаимодействия по достижению поставленных целей.

Значимой формой вовлечения родителей в процесс формирования этнической идентичности детей является внеурочная деятельность, характеризующаяся разнообразием различных видов активностей (игровая, познавательная, досуговая, трудовая, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая деятельность, проблемно-ценностное общение, художественное творчество), обеспечивающих атмосферу мультикультурности, толерантности, интеграции в процесс формирования этнической идентичности всех участников взаимодействия («школьное участие»).

«Школьное участие» родителей предполагает погружение родителей в процесс формирования этнокультурной идентичности через познание современных технологий, форм, методов обучения в школе. К ним мы относим социально-творческие задания с элементами частично-поисковой и проектной деятельности, методы народной педагогики и др. Вовлеченность родителей в процесс формирования этнической идентичности будет способствовать приобщению детей к различным культурным ценностям этноса, этнической социализации детей в условиях поликультурного общества.

Приоритетными становятся исследования по изучению процесса инкультурации как способа жизнедеятельности, обеспечивающего обучение человека традициям и нормам поведения в родной культуре.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуганиев Н. Н. Трансляция мордовской культуры в социализации подрастающего поколения: из опыта работы библиотек Республики Мордовия // Информация и образование: границы коммуникаций. -2020. - № 12(20). - С. 245-248.

2. Антипкина И. В. Исследования «родительской вовлеченности» в России и за рубежом // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2017. - Т. 1, № 4(41). - С. 102-114.

3. Благовская Е. В. Этническая идентичность как основа формирования институтов этнической идентификации в Республике Алтай: социально-философский анализ : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11. - Чита, 2013. - 22 с.

4. Безрукова О. Н., Самойлова В. А. Этническая идентичность детей в межэтнических семьях в контексте культуры родительства // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2019. - Т. XXI, № 3. -С. 114-140.

5. Гошин М. Е., Пинская М. А., Григорьев Д. С. Формы участия родителей в образовании детей в школах разного типа // Социологические исследования. - 2021. - № 5. - С. 71-83.

6. Дубов Д. И., Татарко А. Н. Межпоколенная трансмиссия ценностей в городской и сельской среде // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2016. - Т. 13, № 2. - С. 299-309.

7. Кутявина Е. Е., Малышева С. К. Разноэтническая семья как среда формирования этнической идентичности личности // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2010. - № 2(18). -С. 47-52.

8. Любицкая К. А. Родительская вовлеченность в формирование образовательного пространства детей : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - М., 2020. - 18 с.

9. Метлякова Л. А., Щербакова Н. Г. О проблеме поддержки развития родительской вовлеченности в формирование образовательного пространства детей в условиях общеобразовательной организации // Образование в сложном нестабильном мире : материалы общеуниверситетской конференции / под ред. Л. А. Ко-солаповой. - Пермь, 2023. - С. 185-193.

10. Милованова Н. Г., Кадырова С. Ш. Описание технологии формирования этнической идентичности обучающихся в современном контексте: результаты исследования // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2023. - № 2(62). - С. 110-123.

11. Панфилова Ю. С. Семья как институт сохранения и трансляции ценностей традиционной этнической культуры // Социально-гуманитарные знания. - 2017. - № 11. - С. 325-332.

12. Сайфутдинова Г. Б., Титова Т. А., Гущина Е. Г. Особенности традиционной детской обрядности татар Татарстана в XXI в. // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-3. -С. 246-249.

13. Усалиева С. К. Межэтнические браки в полиэтничных регионах Казахстана // Россия и мусульманский мир. - 2010. - № 5(215). - С. 84-86.

Статья поступила в редакцию 19.12.2023

REFERENCES

1. Abduganiev N. N. Translyaciya mordovskoj kul'tury v socializacii podrastayushchego pokoleniya: iz opyta raboty bibliotek Respubliki Mordoviya // Informaciya i obrazovanie: granicy kommunikacij. - 2020. -№ 12(20). - S. 245-248.

2. Antipkina I. V. Issledovaniya «roditel'skoj vovlechennosti» v Rossii i za rubezhom // Oteche-stvennaya i zarubezhnaya pedagogika. - 2017. - T. 1, № 4(41). - S. 102-114.

3. Blagovskaya E. V. Etnicheskaya identichnost' kak osnova formirovaniya institutov etnicheskoj identif-ikacii v Respublike Altaj: social'no-filosofskij analiz : avtoref. dis. ... kand. filos. nauk : 09.00.11. - Chita, 2013. - 22 s.

4. Bezrukova O. N., Samojlova V. A. Etnicheskaya identichnost' detej v mezhetnicheskih sem'yah v kontek-ste kul'tury roditel'stva // Zhurnal sociologii i social'noj antropologii. - 2019. - T. XXI, № 3. - S. 114-140.

5. Goshin M. E., Pinskaya M. A., Grigor'ev D. S. Formy uchastiya roditelej v obrazovanii detej v shkolah raznogo tipa // Sociologicheskie issledovaniya. - 2021. - № 5. - S. 71-83.

6. Dubov D. I., Tatarko A. N. Mezhpokolennaya transmissiya cennostej v gorodskoj i sel'skoj srede // Psi-hologiya. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki. - 2016. - T. 13, № 2. - S. 299-309.

7. Kutyavina E. E., Malysheva S. K. Raznoetnicheskaya sem'ya kak sreda formirovaniya etnicheskoj iden-tichnosti lichnosti // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. - 2010. - № 2(18). - S. 47-52.

8. Lyubickaya K. A. Roditel'skaya vovlechennost' v formirovanie obrazovatel'nogo prostranstva detej : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - M., 2020. - 18 s.

9. Metlyakova L. A., Shcherbakova N. G. O probleme podderzhki razvitiya roditel'skoj vovlechennosti v formirovanie obrazovatel'nogo prostranstva detej v usloviyah obshcheobrazovatel'noj organizacii // Obrazovanie v slozhnom nestabil'nom mire : materialy obshcheuniversitetskoj konferencii / pod red. L. A. Ko-solapovoj. - Perm', 2023. - S. 185-193.

10. Milovanova N. G., Kadyrova S. Sh. Opisanie tekhnologii formirovaniya etnicheskoj identichnosti obuchayushchihsya v sovremennom kontekste: rezul'taty issledovaniya // Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstven-nogo universiteta. - 2023. - № 2(62). - S. 110-123.

11. Panfilova Yu. S. Sem'ya kak institut sohraneniya i translyacii cennostej tradicionnoj etnicheskoj kul'tury // Social'no-gumanitarnye znaniya. - 2017. - № 11. - S. 325-332.

12. Sajfutdinova G. B., Titova T. A., Gushchina E. G. Osobennosti tradicionnoj detskoj obryadnosti tatar Ta-tarstana v XXI v. // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2018. - № 61-3. - S. 246-249.

13. Usalieva S. K. Mezhetnicheskie braki v polietnichnyh regionah Kazahstana // Rossiya i musul'manskij mir. - 2010. - № 5(215). - S. 84-86.

The article was contributed on December 19, 2023 Сведения об авторе

Кадырова Сулия Шарифулловна - соискатель Тобольского педагогического института (филиала) Тюменского государственного университета, г. Тобольск, Россия, https://orcid.org/0009-0002-4314-8956, kadyrowa.suliya2011@yandex.ru

Author Information

Kadyrova, Suliya Sharifullovna - Applicant, Tobolsk Pedagogical Institute (branch) of Tyumen State University, Tobolsk, Russia, https://orcid.org/0009-0002-4314-8956, kadyrowa.suliya2011@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.