УДК 37.015.323 Игнатьев Владимир Петрович
доктор педагогических наук, доцент, начальник Управления качества Северо-Восточного федерального университета [email protected]
Ignatyev Vladimir Petrovich
D.Phil. in Education Science, Associate Professor, Chief at the Quality Control Department, North Eastern Federal University [email protected]
Барахсанова Елизавета Афанасьевна
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой компьютерных технологий обучения
Педагогического института Северо-Восточного федерального университета [email protected]
Саввинов Василий Михайлович
Barakhsanova Elizaveta Afanasyevna
D.Phil. in Education Science, Professor, Head of the Subdepartment of Computer Technologies for Education, Pedagogical Institute, North Eastern Federal University [email protected]
Savvinov Vasily Mikhaylovich
кандидат педагогических наук,
директор Института перспективных технологий
в образовании
Северо-Восточного федерального университета [email protected]
PhD in Education Science, Director at Institute of the Promising T echnologies for Education, North Eastern Federal University [email protected]
Аммосов Иван Николаевич
Ammosov Ivan Nikolaevich
кандидат экономических наук, начальник отдела методического сопровождения системы менеджмента качества Управление качества
Северо-Восточного федерального университета [email protected]
Панина Светлана Викторовна
PhD in Economics, Chief of the Subdepartment of Methodological Support for the Quality Management, Quality Control Department, North Eastern Federal University [email protected]
Panina Svetlana Victorovna
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета [email protected]
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ В РЕГИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
PhD in Education Science, Assistant Professor of the Education Science Subdepartment, Pedagogical Institute, North Eastern Federal University [email protected]
CONCEPTUAL APPROACHES TO THE GIFTED PERSONALITY DEVELOPMENT IN THE REGIONAL CONTEXT
Аннотация:
В статье раскрываются теоретические положения, основные направления и содержание программы федерального университета по работе с одаренными детьми в контексте региона.
Ключевые слова:
одаренные дети, личность, формирование.
Summary:
The article describes theoretical principles, guidelines and content of the Federal University’s programme for gifted children in the regional context.
Keywords:
gifted children, personality, formation.
Системная модернизация российского образования, законодательно закрепленная в новом Законе «Об образовании в Российской Федерации», обуславливает совершенствование системы высшего профессионального образования, структурно-содержательную перестройку деятельности вузов, поиск инновационных путей их развития. Сформирован государственный заказ на качество профессиональной подготовки высококвалифицированных работников, обеспечение преемственности всех уровней, ступеней образования.
Анализ международного опыта показывает, что успехи США, Японии, стран Европейского Союза в науке и экономике, прорыв развивающихся стран связаны, прежде всего, с радикаль-
ными изменениями систем образования, их переориентацией на отбор одаренных детей и на профессиональное самоопределение личности каждого ребенка. В связи с этим, начиная с 60-х годов XX в., разрабатываются и реализуются программы, направленные на поддержку одаренных детей (США, Сингапур, Тайвань, Корея). Специализированная подготовка одаренных обучающихся осуществляется на основе технологий развития интеллекта и креативности в различных образовательных учреждениях (Израиль, Китай, Япония, Бразилия, Саудовская Аравия и др.). В США существует Национальная Ассоциация Одаренных Детей. С 1975 г. функционирует Всемирный совет по одаренным и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей. С 1988 г. действует Европейский комитет по образованию одаренных детей (Евроталант). В 1994 г. Совет Европы принял Рекомендации об образовании одаренных детей.
В утвержденной Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 г. Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов говорится о том, что «миссия государства в сфере поиска и поддержки одаренных детей и молодежи состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи».
В связи с этим возрастает роль образовательных учреждений в выявлении, поддержке, развитии и социализации одаренных детей и молодежи, формировании инновационного поколения, способного генерировать, продвигать и реализовывать новые идеи и проекты. Вместе с тем отечественная система работы с одаренными детьми ориентирована на их поиск и поддержку, а не на взращивание и педагогическое сопровождение. Основными механизмами являются проведение предметных и метапредметных олимпиад школьников, создание специализированных образовательных учреждений, разработка и реализация целевых программ и проектов.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» актуализирована проблема развития одаренных детей. Необходимо выстроить разветвленную систему поиска и поддержки одаренных детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Открытие в России федеральных университетов призвано обеспечить новое качество образования в регионах, послужить основой для инновационного развития образовательных организаций. В связи с этим Северо-Восточный федеральный университет в качестве основной миссии определил взращивание конкурентоспособных специалистов, выполнение исследований и инновационно-технологических разработок для становления экономически устойчивого, социально развитого приполярного региона, обеспечивающих высокое качество жизни, сохранение и развитие культуры народов северо-востока России. Для решения стратегической цели университета - признание его к 2020 г. на российском и международном уровнях современным научно-образовательным и культурным центром северо-востока России необходимо осуществить ряд мер, направленных на глубокое реформирование системы подготовки высококвалифицированных кадров, способных обеспечить разработку наукоемких технологий и модернизацию отраслей экономики и социальной сферы региона.
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова имеет многолетние традиции и опыт работы по созданию системы выявления и поддержки талантливых детей. С начала 60-х гг. высшая школа Якутии выступает инициатором и организатором олимпиадного движения школьников. Учащиеся республики успешно выступают на всероссийских и международных олимпиадах школьников, и ряд лет входят в состав национальной сборной команды России. С 1994 г. по инициативе университета и Министерства образования Республики Саха (Якутия) проводится международная олимпиада школьников «Туймаада» по математике, физике, химии и информатике, которая пользуется успехом у юных интеллектуалов Европы, Азии и Америки. Оригинальные методики и технологии работы с одаренными детьми преподавателями СВФУ реализуются на базе физико-математического форума «Ленский край», созданного по инициативе первого Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева.
Академический потенциал университета и использование современных технологий позволяют предложить эффективные пути взращивания одаренных детей, оказания помощи семьям для рождения и воспитания здоровых, способных и одаренных детей. В качестве важного направления перестройки Северо-Восточный федеральный университет видит создание системы поиска и привлечения в него одаренных детей, благоприятных условий и творческой среды в вузе, обеспечивающей саморазвитие и самореализацию личности каждого из них в различных видах деятельности посредством комплексного сопровождения их взросления и социализации. Вследствие этого возникла необходимость в разработке Программы, направлен-
ной на поддержку и развитие личностного, интеллектуального и творческого потенциала одаренных детей региона.
Под одаренностью разработчики Программы понимают высокий уровень развития способностей обучающегося (воспитанника), позволяющий достигать успехов в определенных областях деятельности.
В результате осмысления теории и образовательной практики определена методологическая основа, включающая в себя: ведущие положения детерминизма и совокупность связей и отношений как важнейшей детерминанты развития (В.Г. Афанасьев [1], Б.С. Гершунский [2]); теорию системного анализа как направление методологии научного познания и социальной практики (И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин [3] и др.); аксиологический подход (В.П. Беспалько [4], З.И. Равкин [5] и др.); деятельностный подход (А.Н. Леонтьев [6], С.Л. Рубинштейн [7] и др.; личностно-ориентированный подход (К.А. Абульханова-Славская [8], Ш.А. Амонашвили [9], Е.В. Бондаревская [10], И.С. Якиманская [11] и др.); теория повышения эффективности и качества профессионального образования (В.А. Сластенин [12], А.И. Субетто [13] и др.); ресурсный подход к деятельности образовательных учреждений (В.М. Лизинский [14]); концепции профессиональной ориентации (С.Н. Чистякова [15], А.В. Мордовская, С.В. Панина [16] и др.); концепции одаренности (Д.Б. Богоявленская [17], А.М. Матюшкин [18], В.Д. Шадриков [19] и др.); идеи использования социокультурного потенциала образовательной среды и социального партнерства (В.И. Слободчиков [20] и др.).
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Детский возраст - период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления - одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности. Таким образом, теоретикометодологическими основаниями данной Программы являются гуманистический и личностноориентированный подходы к воспитанию, обучению и развитию детей, идеи сопровождения семьи и персонифицированной помощи растущему человеку.
Программа «С самого начала ...» основана на таких принципах, как системности, гуманизации, открытости, интеграции, непрерывности, коллективного характера воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей каждого ребенка, интерактивности. Данные принципы являются обязательными при создании условий для развития способностей, таланта и одаренности детей согласно возрастным особенностям, организации комплексной системы сопровождения семьи.
В качестве основной цели данной программы принято создание системы отбора и поддержки одаренных детей на северо-востоке России, направленной на привлечение их в Северо-Восточный федеральный университет для качественной подготовки высококвалифицированных кадров. Для реализации данной цели определены следующие задачи:
1. Формирование комплексной, многоуровневой, многофункциональной образовательной среды в Северо-Восточном федеральном университете, способствующей полному раскрытию личностного, интеллектуального и творческого потенциала одаренных детей региона.
2. Создание благоприятных условий для раннего выявления и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
3. Координация деятельности образовательных учреждений северо-востока России по поддержке и развитию одаренных детей.
4. Разработка научно-методического сопровождения работы с одаренными детьми.
5. Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров по работе с одаренными детьми.
Стратегия развития деятельности университета по работе с одаренными детьми предусматривает следующие направления: организационно-управленческое обеспечение работы с одаренными детьми; создание единого образовательного пространства северо-восточного региона по работе с одаренными детьми; научно-методическое сопровождение, определение
форм и методов работы с одаренными детьми; формирование механизмов выявления и поддержки одаренных детей.
Остановимся подробнее на содержании данных направлений, так организационноуправленческое обеспечение работы с одаренными детьми предполагает создание: научноисследовательского института СВФУ «Одаренные дети»; специализированного учебнонаучного центра для работы с одаренными детьми; лицея-интерната в составе университета для одаренных детей; опорных школ по направлениям предметных знаний как ресурсных центров работы с одаренными детьми в Северо-восточном университетском образовательном округе; зональных представительств в республике и соседних субъектах РФ по работе с одаренными детьми; виртуальных школ для одаренных детей по основным образовательным областям знаний, а также виртуальных научных кружков и лабораторий; сети школ-спутников элитарного образования в зональных образовательных округах РС (Я), субъектах Сибири и Дальнего Востока России; комплекса «Детский сад - Лицей» в составе СВФУ; инновационной экспериментальной образовательной площадки «Северная широта» в СВФУ для научного творчества одаренных детей и молодежи, внедрения их результатов по НИР в производство; летних и зимних научных школ и лагерей для одаренных детей; межрегионального научнометодического совета по работе с одаренными детьми.
В рамках создания единого образовательного пространства северо-восточного региона по работе с одаренными детьми предусматривается организация педагогического сообщества для работы с одаренными детьми в виде Ассоциации «Одаренные дети северо-востока России»; регионального банка данных «Одаренные дети»; университетского информационнообразовательного швЬ-сайта «Одаренные дети»; программы на телевидении и радио «Одаренные дети»; организацию взаимодействия с вузами и научно-исследовательскими институтами по проблемам работы с одаренными детьми.
Научно-методическое сопровождение направлено на определение форм и методов работы с одаренными детьми и включает в себя разработку: разноуровневых интегрированных образовательных программ для обучения одаренных детей в образовательных учреждениях различных типов и видов; основных образовательных программ дополнительного профессионального образования, учебных программ курсов повышения квалификации для педагогов и психологов северовосточного региона России; профилей, элективных курсов, факультативов по подготовке студентов к работе с одаренными детьми; учебно-методического обеспечения подготовки и переподготовки обучающихся по работе с одаренными детьми; электронных образовательных ресурсов и технологий дистанционного обучения одаренных детей; портфолио для одаренных детей и преподавателей, сопровождающих их развитие; технологии выявления одаренных детей; учебников, учебно-методических пособий, учебно-методических комплексов дисциплин, дидактических материалов по обучению, развитию и воспитанию одаренных детей, а также: использование интерактивных, информационных и инновационных образовательных технологий в работе с одаренными детьми; организацию научных форумов, научно-практических конференций, круглых столов, семинаров по проблемам работы с одаренными детьми; создание электронного банка информационно-методических материалов по работе с одаренными детьми.
Формирование механизмов выявления и поддержки одаренных детей сочетает в себе:
- организацию широкомасштабного тестирования учащихся всех уровней общего образования с целью выявления одаренных детей;
- организацию и проведение предметных олимпиад, творческих конкурсов, научнопрактических форумов и конференций, тематических выставок;
- учреждение ректорских грантов для педагогов образовательных организаций, работающих с одаренными детьми;
- проведение конкурсов инновационных проектов по работе с одаренными детьми;
- изучение и распространение зарубежного и отечественного педагогически ценного опыта работы с одаренными детьми;
- популяризацию достижений одаренных детей на всероссийском и международном уровнях;
- медико-психологическое сопровождение одаренных детей.
Программа «С самого начала ...» состоит из следующих подпрограмм: «Образование без границ», «Ростки будущего», «Лицей без мела», «Учебник нового поколения».
Подпрограмма «Образование без границ» ориентирована на обеспечение нового качества и инновационного развития образования в северо-восточном регионе России и расширение сферы влияния СВФУ в российском и мировом образовательных пространствах, создание системы поиска и отбора одаренных детей, комплексного сопровождения интеллектуально развитых школьников, привлечение их в федеральный университет с целью дальнейшей самореализации в будущей профессиональной деятельности и жизни, разветвленной системы сетевого
взаимодействия образовательных организаций разных уровней с Северо-Восточным федеральным университетом. Данная подпрограмма предполагает создание в Северо-Восточном федеральном университете НИИ «Одаренные дети», СУНЦ, Ассоциации «Одаренные дети», сети опорных школ по направлениям предметных знаний, зональных представительств в республике и в соседних субъектах РФ по работе с одаренными детьми, школ-спутников элитарного образования в зональных образовательных округах РС (Я), субъектах Сибири и Дальнего Востока России, виртуальных школ для одаренных детей по основным образовательным областям знаний, инновационной образовательной площадки СВФУ «Северная широта».
Подпрограмма «Ростки будущего» направлена на раннее выявление, развитие и сопровождение одаренных детей в системе дошкольного образования северо-востока России для адресной поддержки одаренных дошкольников, обеспечения непрерывности в развитии данной категории детей. Данная подпрограмма предусматривает создание дошкольной образовательной организации для одаренных детей в составе комплекса «Детский сад - Лицей» при СВФУ, а также научно-методическое сопровождение работы дошкольных работников северо-восточного региона с одаренными детьми.
Подпрограмма «Лицей без мела» ориентирована на создание инновационной образовательной среды на северо-востоке России, основанной на использовании инфокоммуникаци-онных технологий и средств обучения для одаренных детей, эффективно функционирующего инновационного Лицея для одаренных учащихся при Северо-Восточном федеральном университете, соответствующего мировому уровню.
Подпрограмма «Учебник нового поколения» направлена на разработку и продвижение инновационных линий учебно-методической литературы для внедрения в практику работы дошкольных работников, учителей общеобразовательных организаций, педагогов СВФУ, отвечающей принципам многоуровневости, вариативности, междисциплинарности, индивидуализации, информатизации, создание учебников нового поколения, электронных учебников, информационных образовательных ресурсов для одаренных детей.
В целях активизации взаимодействия университета с образовательными учреждениями по реализации образовательных программ, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков, в сентябре 2011 г. был создан Центр взаимодействия с образовательными учреждениями. Основными задачами Центра являются: апробация и внедрение в практику работы СВФУ и учреждений общего образования Республики Саха (Якутия), Магаданской области, Камчатского края, Чукотского автономного округа разнообразных моделей их взаимодействия, разработанных научно-исследовательскими подразделениями, творческими коллективами СВФУ в области развития одаренности у детей и подростков в физико-математическом, гуманитарном направлениях; разработка и реализация практико-ориентированных образовательных программ, обеспечивающих развитие физико-математической и гуманитарной одаренности школьников, современный уровень качества образования и сетевой характер реализации программ на основе социального партнерства; организация мероприятий, направленных на диагностику, развитие и поддержку одаренности школьников; обеспечение научно-методического и организационного сопровождения одаренных детей и подростков; привлечение в СВФУ талантливой молодежи для взращивания перспективных студентов, способных в будущем обеспечить разработку наукоемких технологий и модернизацию отраслей экономики региона.
Таким образом, практическая реализация Программы «С самого начала.» позволит осуществлять системную, комплексную работу с одаренными детьми по выявлению, отбору и сопровождению их обучения, воспитания и развития для последующего привлечения и профессиональной подготовки в университете. И как отметила ректор СВФУ Е.И. Михайлова в своем выступлении на Х Форуме ректоров вузов северо-восточных районов Китая и регионов Дальнего Востока и Сибири России: «в перспективе Северо-Восточный федеральный университет должен стать своеобразным «якутским наукоградом», под эгидой которого будет осуществляться научно-образовательная кооперация, направленная на инновационное развитие северо-востока России и Дальневосточного федерального округа» [21].
Ссылки:
1. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980.
2. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 2002.
3. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.
4. Беспалько В.П. О возможности системного подхода в педагогике // Педагогика. 1990. № 7. С. 7-13.
5. Равкин З.И. Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем: кн. для учителя. М., 1990.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2002.
8. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
9. Амонашвили Ш.А. Спешите, дети, будем учиться летать. М., 2005.
10. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д, 2000.
11. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
12. Сластенин В.А. Педагогический процесс как система. М., 2000.
13. Суббето А.И. Теория фундаментализации образования и универсальные компетенции (ноосферная парадигма универсализма). СПб., 2010.
14. Лизинский В.М. Ресурсный подход в управлении развитием школы. М., 2006.
15. Чистякова С.Н., Пряжников Н.С., Родичев Н.Ф. Проблемы и перспективы развития отечественной профориентации на современном этапе. URL: http://www.academia-proforient.ru/metodcabinet/publication.
16. Мордовская А.В., Панина С.В., Макаренко Т.А. Концепция развития профессиональной ориентации в Якутском государственном университете имени М.К. Аммосова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 10. С. 199-133.
17. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
18. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 29-33.
19. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 26-31.
20. Слободчиков В.И. Вопросы теории и диагностики психического развития. М., 1982.
21. Михайлова Е.И. Главный ресурс развития региона - интеллектуальный. URL: http://old.s-vfu.ru/from_the_rector/ 28395/
References (transliterated):
1. Afanas'ev V.G. Sistemnost' i obshchestvo. M., 1980.
2. Gershunskiy B.S. Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka. M., 2002.
3. Blauberg I.V., Yudin E.G. Stanovlenie i sushchnost' sistemnogo podkhoda. M., 1973.
4. Bespal'ko V.P. O vozmozhnosti sistemnogo podkhoda v pedagogike // Pedagogika. 1990. № 7. P. 7-13.
5. Ravkin Z.I. Tvortsy i novatory shkoly, rozhdennoy Oktyabrem: kn. dlya uchitelya. M., 1990.
6. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. M., 2004.
7. Rubinshteyn S.L. Osnovy obshchey psikhologii. SPb., 2002.
8. Abul'khanova-Slavskaya K.A. Deyatel'nost' i psikhologiya lichnosti. M., 1980.
9. Amonashvili S.A. Speshite, deti, budem uchit'sya letat'. M., 2005.
10. Bondarevskaya E.V. Teoriya i praktika lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya. Rostov n/D, 2000.
11. Yakimanskaya I.S. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie v sovremennoy shkole. M., 1996.
12. Slastenin V.A. Pedagogicheskiy protsess kak sistema. M., 2000.
13. Subbeto A.I. Teoriya fundamentalizatsii obrazovaniya i universal'nie kompetentsii (noosfernaya paradigma universalizma). SPb., 2010.
14. Lizinskiy V.M. Resursniy podkhod v upravlenii razvitiem shkoly. M., 2006.
15. Chistyakova S.N., Pryazhnikov N.S., Rodichev N.F. Problemy i perspektivy razvitiya otechestvennoy proforientatsii na sovremennom etape. URL: http://www.academia-proforient.ru/metodcabinet/publication.
16. Mordovskaya A.V., Panina S.V., Makarenko T.A. Kontseptsiya razvitiya professional'noy orientatsii v Yakutskom gosudar-stvennom universitete imeni M.K. Ammosova // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universi-teta. 2010. № 10. P. 199-133.
17. Bogoyavlenskaya D.B. Psikhologiya tvorcheskikh sposobnostey. M., 2002.
18. Matyushkin A.M. Kontseptsiya tvorcheskoy odarennosti // Voprosy psikhologii. 1989. № 6. P. 29-33.
19. Shadrikov V.D. Novaya model' spetsialista: innovatsionnaya podgotovka i kompetentnostniy podkhod // Vysshee obra-zovanie segodnya. 2004. № 8. P. 26-31.
20. Slobodchikov V.I. Voprosy teorii i diagnostiki psikhicheskogo razvitiya. M., 1982.
21. Mikhaylova E.I. Glavniy resurs razvitiya regiona - intellektual'niy. URL: http://old.s-vfu.ru/from_the_rector/28395/