ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378.1 (571.56)
М. П. Фёдоров, С. М. Петрова, А. Д. Николаева
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СВФУ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Дается анализ системы педагогического образования в Республике Саха (Якутия), основное внимание уделено роли Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова в её развитии и совершенствовании, отмечаются традиции и инновации, подчеркивается роль педагогического образования в формировании студентов, будущих учителей, и школьников, избирающих профессию учителя.
Ключевые слова: личность, парадигма образования, реформа, учитель-универсал, Концепция непрерывного педагогического образования, ФГОС ВПО, компетенции, академическая мобильность, опережающее образование, «европейское измерение».
M. P Fyodorov, S. M. Petrova, A. D. Nikolaeva
Pedagogical Education in the NEFU: Modern Condition and Perspectives
The analysis of the system of pedagogical education in the Republic of Sakha (Yakutia) is given, special attention is paid to the role of the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov in it’s development, traditions and innovations are pointed out, the role of pedagogical education in the formation of students, future teachers and those pupils, who choose teacher’s profession are stressed.
Key words: personality, education paradigm, reform, teacher- generalist, Conception of continuous pedagogical education, FSES HPE, competences, academic mobility, advanced education, “European dimension”.
На этапе постиндустриального развития общества российское образование становится самостоятельной формой общественной практики, новых структур организации, механизмов управления собственным развитием, что приводит к изменению самой
ФЕДОРОВ Михаил Прокопьевич - к. п. н., проректор по педагогическому образованию СВФУ им. М.К. Аммосова.
E-mail: [email protected]
ПЕТРОВА Светлана Максимовна - д. п. н., профессор, зав. кафедрой РКИ ФЛФ СВФУ, зам. гл. редактора научного журнала «Вестник СВФУ» им. М.К. Аммосова.
E-mail: [email protected]
НИКОЛАЕВА Алла Дмитриевна - д. п. н., профессор, зав. кафедрой педагогики ПИ СВФУ им. М.К. Аммосова.
E-mail: [email protected]
парадигмы образования и ставит перед образовательной системой принципиально новые задачи, новые требования к специалисту, уровню и качеству его образованности [1].
В современном образовании нашли отражение новые требования, обусловленные вызовами эпохи. Человек всегда был в центре внимания педагогов. Однако новая парадигма образования требует раскрытия, формирования, развития и актуализации неповторимой индивидуализации личности обучающегося, что связано с инновационными направлениями в развитии образования. Кардинальные изменения в обществе выдвигают на передний план потребность в людях, способных самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации, умеющих практически мыслить, вырабатывать и защищать
свою точку зрения, сознательно и ответственно принимать решения. Высокие требования предъявляются и к учителю, так как именно от него зависит образовательный уровень общества в целом и особенно молодого поколения.
В современном обществе получает развитие новый тип образования, в основе которого лежат такие понятия, как интеграционные процессы, преемственные знания, непрерывное образование, самообразование. Приоритетом современности становится создание гибкой, многоуровневой системы образования. В Российской Федерации процесс модернизации непрерывного педагогического образования осуществляется в рамках национальной инициативы «Наша новая школа» [2].
Однако все реформы в сфере образования
невозможны без решения главной проблемы -подготовки учителя нового типа. Современной школой востребован учитель-универсал, способный на уровне основного образования выстраивать комплексную картину мира, давать интегрированное знание,
ориентируясь при этом на ученика как на уникальную, неповторимую личность, которую нужно не столько учить по образцу, стандарту, стереотипам, сколько «сопровождать» в интеллектуальном и личностном становлении, развитии [3].
Модернизация общего образования выдвинула новые требования к подготовке будущих учителей. Среди основных принципов формирования педагога нового типа можно выделить такие понятия, как фундаментальность, личностно-ориентированный характер обучения, интегративность, универсальность,
гибкость и вариативность содержания и технологий образовательного процесса в системе непрерывного педагогического образования, адаптивность, демократизация и др. [4]. Стратегия инновационного
образования предполагает систему управления учебно-воспитательным процессом, в основе которой выступает сама личность учителя. Одной из основ деятельности учителя является его мировоззрение, система духовных ценностей.
В условиях изменения образовательных парадигм реформирования системы образования особое значение приобретает подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации. Важнейшей
составляющей инновационного процесса является научно-исследовательская деятельность педагога, направленная на получение нового научного знания. Согласно Концепции модернизации российского
образования, будущему учителю важно знать методологию современного образования, понимать глобальные тенденции мирового развития, новые социальные требования в системе российского образования, принципы образовательной политики в России, новые подходы к современному образованию
и т. д. Для современной школы значимой фигурой является педагог-исследователь, обладающий навыками научно-исследовательской деятельности и реализующий ее в ходе организации и проведения педагогического эксперимента, в теоретической работе по обобщению собственного опыта, в написании научных статей, подготовке диссертаций [5].
Модернизация современного педагогического образования осуществляется на основе ФГОС ВПО третьего поколения. Разработка ФГОС нового поколения обусловлена переходом высшей школы России на принципы Болонской декларации, с её ориентацией на качество образования, в основе которой лежат универсальность, фундаментальность, практическая направленность. Концептуальным ядром ФГОС ВПО нового поколения является компетентностный подход, при этом происходит переход акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны на компетенции как ожидаемые результаты образовательного процесса.
На развитие общества, как известно, в определенной степени влияют различные виды цивилизаций, что во многом определяет содержание образования. Развитие образования обусловлено влиянием разных факторов как объективных (природногеографические условия), так и управляемых (общественно-политические, социально-экономические, культурные, демографические и т. д.). Россия -особый евразийский мир. В современных условиях возросла значимость регионов в решении многих социальных проблем общества, в частности, образования.
Среди национальных регионов Российской Федерации Республика Саха (Якутия) занимает особое место не только по обширности своей территории. Республика Саха (Якутия) является пилотным регионом в сфере образования. Здесь реализованы основополагающие законы, обеспечивающие нормативно-правовое развитие современной системы образования («Закон об образовании», «О правах ребёнка», «Об учителе», «Об учебниках и учебных пособиях для всех типов учреждений профессионального образования» и др.). Правительство, Министерство образования Республики Саха (Якутия) уделяют огромное внимание подготовке педагогических кадров: принята Концепция подготовки будущих учителей, создано учебно-программное обеспечение преподавания дисциплин психолого-педагогической направленности, разработана нормативно-правовая основа для профориентационной деятельности. Одним из самых крупных вкладов в инновационное развитие системы общего образования стала реализация Президентской программы «100 аспирантов-педагогов», инициированная первым Президентом РС (Я) М. Е. Николаевым [6].
В 1990-х гг. была создана система профильных педагогических классов с целью организации профессиональной ориентации будущих
педагогов, оказания помощи в профессиональном самоопределении учащихся, подготовки их к осознанному выбору будущей профессии педагогического профиля [7]. Первые педагогические отряды были созданы в 1964 году в Якутском педучилище, а затем и в ЯГУ. В этом году число педагогических отрядов в СВФУ выросло до 10. Самыми активными педагогическими отрядами в университете являются «Время», «ДАР», «Роза ветров», «Луч», «Skyline». Начиная с 1999 года, в республике проводятся олимпиады по педагогике «Педагогическая звездочка», «Педагогический лидер». В 2013 году республиканская олимпиада по педагогике и психологии была посвящена 125-летию со дня рождения выдающегося отечественного педагога А. С. Макаренко.
Подготовка учителей в Республике Саха (Якутия) обусловлена специфическими особенностями, среди которых не только территориальная отдаленность населенных пунктов, но и наличие малокомплектных школ. В соответствии со спецификой условий жизни малочисленных народов РС (Я) разработаны и апробированы модели трех видов школ : кочевая школа-сад, стационарная школа и школа с гибкой организацией учебного процесса. В связи с этим в условиях перехода на новую модель образования особую актуальность приобретают функционирование современных учреждений дополнительного образования, адаптивных школ, вариативных школ инновационного типа, учреждений, обеспечивающих взаимосвязь основного и дополнительного образования, школьного и вузовского обучения, а также подготовка учителя по нескольким направлениям/ профилям.
Научно-образовательным инновационным центром Республики Саха (Якутия) является СевероВосточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, определивший своей миссией взращивание конкурентоспособных специалистов, выполнение исследований и инновационно-технологических разработок для становления экономически устойчивого, социально развитого приполярного региона, обеспечивающих высокое качество жизни, сохранение и развитие культуры народов Северо-Востока России. Реализация данной миссии предполагает новое качество педагогического образования в регионе посредством внедрения инноваций в учебный процесс, обеспечения непрерывности образования, вовлечения в образовательный процесс всех заинтересованных сторон, разработки новых механизмов достижения высокого качества профессионального педагогического образования.
В университете разрабатывается Концепция разви-
тия педагогического образования. Необходимость её разработки вызвана появлением нового социального заказа на педагогическое образование по требованиям новых стандартов ФГОС высшего педагогического и среднего общего образования, нуждающихся в учете этнокультурных и духовных ценностей российской цивилизации. Концепция дает широкие основания для появления и уточнения предлагаемых идей, определения актуальных задач, пересмотра образовательных программ, учебных планов подготовки учителей, педагогов, преподавателей.
Педагогическим сообществом Республики Саха (Якутия) накоплен многолетний опыт в плане совершенствования сферы образования, что нашло отражение в работе научной конференции СВФУ «Влияние педагогических традиций на становление и развитие личности будущего учителя», которая прошла 6-7 ноября 2013 г. Конференция посвящена 70-летию основания Российской академии образования. В её проведении активное участие приняли гости конференции: С. Н. Чистякова, доктор педагогических наук, профессор, академик-секретарь Отделения профессионального образования РАО, заведующий лабораторией Института содержания и методов обучения РАО; С. А. Боргояков, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией этнокультурного образования Института образования малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РАО; Е. А. Седова, кандидат педагогических наук, заведующий отделом естественно-математического образования ИСМО РАО; Хелен Каменски, эксперт-консультант Стратегического партнерства и Международных проектов, г. Зальцбург, Австрия. Цель конференции: консолидация усилий профессионального педагогического сообщества и академической науки для решения актуальных задач модернизации педагогического профессионального образования. Среди многих проблем, вынесенных для обсуждения на этой конференции, были такие, как новый учитель для новой школы: ключевые
компетенции, профессиональные стандарты; Концепция развития непрерывного педагогического образования в СВФУ - основа модернизации подготовки педагогов в Республике Саха (Якутия); тенденции развития педагогического образования: опыт ведущих отечественных и зарубежных университетов; обеспечение качества подготовки будущего педагога в современном вузе в условиях уровневого образования; опыт и традиции подготовки будущих учителей в СВФУ
Как показала практика, система непрерывного педагогического образования должна быть многоуровневой, мобильной, личностно-ориентированной, максимально приближенной к практической жизни, учитывающей региональную специфику, с высоким удельным весом образовательных программ
магистерской подготовки по широкому спектру направлений подготовки педагогов. Целью реализации Концепции является модернизация системы непрерывного педагогического образования на основе консолидации внутренних ресурсов и использования новых эффективных механизмов обеспечения качества довузовской подготовки, профессионального и дополнительного образования. Задачами Концепции становятся:
- создание нормативно-правовых, институциональных и организационных условий для обеспечения непрерывного педагогического образования;
- обновление содержания непрерывного педагогического образования на основе интеграции всех его подструктур, приведение образовательных программ к уровню лучших международных стандартов;
- модернизация технологий образовательного процесса;
- интеграция образования, практики, предпринимательства и инноваций;
Механизмами реализации Концепции в сфере управления являются разработка и внедрение системы оценки качества педагогического образования с учетом региональных особенностей и международного опыта, создание организационных условий для продуктивного взаимодействия педагогических вузов Северо-Востока РФ, введение новых нормативных правовых актов в процессе разработки понятия «непрерывное педагогическое образование». В сфере научно-образовательной деятельности важную роль играет довузовская подготовка, способствующая
формированию педагогической культуры школьников. Ядром Концепции является вузовская подготовка, связанная с разработкой научно-методического сопровождения содержания и технологий дошкольного, общего среднего, дополнительного профессионального образования в подготовке педагогических кадров; с открытием новых образовательных (бакалавриат) и инновационных (для руководителей образовательных учреждений нового типа) магистерских программ, с расширением подготовки специалистов-педагогов (модератор, тьютор, ментор и др.) в условиях сельского социума для работы с молодежью, семьями, мигрантами, людьми с ограниченными возможностями; с развитием инфраструктуры
всех подразделений университета по проблемам
непрерывного педагогического образования (открытие совместных лабораторий, мастерских педагогического конструирования, ВТК и экспериментальных площадок при координации межфакультетского совета по педагогическому образованию и др.); с разработкой новых стандартов, междисциплинарных учебных программ, учебников и учебных пособий нового поколения; с привлечением слушателей курсов повышения квалификации педагогических и
управленческих работников школ для проведения практических занятий и мастер-классов для студентов.
Важной составляющей вузовской подготовки являются распространение и внедрение этнокультурных образовательных технологий через введение в вариативную часть основных образовательных программ всех учебных подразделений университета, работающих по направлению «Педагогическое образование», а также в систему повышения квалификации педагогов; введение специальных дисциплин,
направленных на формирование и развитие у студентов мультикультурной компетенции, конфликтологической культуры, способностей регулирования межкультурных отношений, создания благоприятной психосоциальной среды с использованием языков, средств и методов этнопедагогики всех народов, проживающих на Северо-Востоке России [8].
Статус СВФУ как федерального вуза способствует развитию академической мобильности студентов, аспирантов и преподавателей; реализации совместных с зарубежными университетами-партнерами СВФУ программ подготовки магистров-педагогов; привлечению ведущих иностранных специалистов к педагогической и научной деятельности в университете; созданию комплексной системы поддержки
инновационных проектов; внедрению передовых
научно-методических разработок и продвижению инновационной учебно-методической продукции и образовательных услуг на рынок; разработке и реализации программ, стимулирующих сотрудничество структурных подразделений образовательного учреждения с зарубежными вузами, центрами,
лабораториями и учеными.
Высшим уровнем непрерывного педагогического образования является послевузовское образование, включающее в себя обучение в магистратуре и докторантуре в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения; изменение типов магистерских программ учителей, методистов (педагогов-практиков) (годичный курс по опыту зарубежных стран) и педагогов-исследователей или преподавателей высшей школы (2-летний курс); модернизацию и повышение качества аспирантской подготовки, обновление содержания программ аспирантуры и докторантуры по научной специальности «Педагогика» (кредитно-модульный подход); развитие деятельности «Школы педагога-исследо-вателя» (для соискателей и аспирантов).
В условиях становления рынка образовательных услуг каждый учитель имеет право и возможность выстраивать собственную стратегию профессионального роста, чему способствует дополнительное профессиональное образование, направленное на обновление и углубление полученных ранее профессиональных знаний, совершенство-
вание деловых качеств работника адекватно его образовательным потребностям, приводящим к
творческой самореализации в профессии; введение новых моделей финансирования опережающего повышения квалификации профессиональной переподготовки как педагогических кадров региона, так и кадровых ресурсов по педагогическому образованию в контексте индивидуализированной системы организации этого процесса на основе выбора самого слушателя образовательных организаций.
Концепция модернизации педагогического
образования должна иметь и информационное сопровождение: создание единой базы информационных ресурсов (документы, отчеты, учебные
материалы и т. д.), информационную систему взаимодействия различных кругов пользователей (студенты, ППС, АУП, сторонние пользователи системы) для общей работы над проектами, грантами и т. д.; открытие интернет-лабораторий по разработке уроков и внеклассных мероприятий, электронного депозитария лучших студенческих работ в период прохождения педагогической практики; открытие на сайте СВФУ рубрики, освещающей проблемы
модернизации педагогического образования, обмена опытом, внедрения инновационных технологий в процесс подготовки педагогических кадров; разработка электронных ресурсов и инновационных учебных пособий, мультимедиа комплектов, обеспечивающих внедрение и широкое применение в педагогическом образовании кейс-технологий, интерактивных методов, информационных технологий, методов организации проектной деятельности и др.
В СВФУ сегодня действуют 5 научных школ педагогического направления: «Организационно-педагогическое обеспечение региональной системы образования» (рук. Данилов Д. А., д. п. н., профессор, член-корр. РАО), «Модернизация деятельности малокомплектных и кочевых школ на основе современных образовательных технологий» (рук. Неустроев Н. Д., д. п. н., профессор), «Научно-методическое сопровождение развития системы дошкольного образования в условиях Севера» (рук. Григорьева А. А., д. п. н., профессор), «Саморазвитие личности в многоязычной среде» (рук. Фомин М. М., д. п. н., профессор), «Формирование физической культуры в современном образовательном процессе» (рук. Портнягин И. И., д. п. н., профессор).
В СВФУ формируется система сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями Дальневосточного федерального округа, одной из форм которой стало создание в декабре 2010 года Ассоциации «Северо-Восточный университетский образовательный округ». В это объединение входят 80 лучших учебных заведений Магаданской области, Камчатского края, Чукотского автономного округа, Хабаровского
края и Республики Саха (Якутия). Ассоциацией проводятся семинары, конференции, научные сессии, практикумы, встречи с лучшими учителями России, традиционными стали конкурсы «Лучшая школа СВФУ» и «Учитель года СВФУ». По итогам конкурса лучшей школой СВФУ-2013 признан Майинский лицей. В этом году девяти учителям вручены знаки «Учитель доверия» за подготовку абитуриентов со 100 баллами ЕГЭ, поступивших на первый курс СВФУ
В университете создан Институт повышения квалификации педагогов, в котором в 2012 году прошли курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки 6426 педагогов Якутии, Магаданской области, Камчатского, Хабаровского и Амурского краев, Чукотского автономного округа, а в 2013 г. только за первое полугодие число слушателей курсов выросло до 3 тысяч человек. С целью повышения роли педагогической практики в профессиональном становлении будущего учителя уже много лет успешно проводится традиционный конкурс «Лучший практикант - будущий учитель». В конкурсе участвуют студенты, обучающиеся по педагогическим специальностям в 10 учебных подразделениях университета. На методических кафедрах действуют студенческие научные кружки «Дидактические проблемы двуязычия» (ФЛФ), запущен проект добровольческой деятельности студентов «Педагогический кружок «Луч» в помощь школам Якутии», ежегодно проводится Методическая олимпиада среди студентов педагогических отделений вузов, ссузов и учителей математики республики (ИМИ), организуются комплексные междисциплинарные научные семинары по темам «Альтернативные формы повышения квалификации учителя», «Опережающее обучение физике», «Методическое сопровождение учителей физики по развитию и поддержке одаренности детей и подростков» (ФТИ). Традиционной является научно-практическая конференция студентов ИМИ и ФТИ, посвященная памяти Народного учителя СССР М. А. Алексеева.
По программам послевузовского образования обучаются 99 аспирантов и 4 докторанта по 3 педагогическим научным специальностям. В диссертационном совете по педагогике защитили научные исследования 354 кандидата и 13 докторов наук из республики и других регионов.
Реализация Концепции развития непрерывного педагогического образования в СВФУ рассчитана на три этапа. На первом этапе (2013-2014 гг.) разрабатываются программы развития, проекты по реализации направлений Концепции, приводятся в соответствие правовые и нормативные документы в системе непрерывного педагогического образования; вводятся новые профили специальностей; изучаются и апробируются инновационные технологии планиро-
вания и организации учебного процесса; определяются новые подходы к мониторингу достигнутых результатов, качеству учебных достижений студентов; в соответствие приводится ресурсное обеспечение.
Будущее Концепции зависит от того, насколько успешно будут проведены следующие этапы её реализации. Второй этап (2015-2018 гг.) связан с созданием стабильно функционирующей системы обеспечения непрерывного педагогического образования в СВФУ, внедрением инновационных учебных программ, технологий обучения и воспитания студентов, разработкой учебно-методической литературы нового поколения, а также профессионального стандарта преподавателя вуза. Третий этап (2019-2020 гг.) предполагает обобщение полученного опыта и планирование дальнейшего развития системы непрерывного педагогического образования.
Таким образом, государство, общество ждут от педагогов более активного выдвижения принципиально новых концепций, раскрывающих характер и особенности сложного процесса усвоения современными детьми знаний в условиях изменения самого знаниевого пространства.
В настоящее время складывается новое понимание роли педагогического образования в развитии страны, значения его опережающего характера по отношению к другим видам, уровням образования. Опережающая стратегия профессионального образования «как синергетическая идея» отражает нацеленность, направленность образовательного процесса и его содержания на опережающее развитие личности будущего специалиста, формирование его готовности к моделированию будущего, прогнозированию вариантов собственного развития (Я. М. Нейматов).
Перспективы опережающего образования России обусловлены не только глобализацией образования, но и так называемым «европейским измерением» [9]. Концепция «европейского измерения» постулирована определением «обучение в действии», т. е. в изменении соотношений между знанием и компетенцией,
в формировании новых компетенций. Интеграция проявляется в расширении системы общеевропейского сотрудничества, интенсивности обмена информацией, созданием совместных проектов [10]. Следовательно, нужны специалисты, готовые включиться в данные
процессы.
Л и т е р а т у р а
1. Болотов В. А. Теория и практика реформирования педобразования в России в условиях социальных перемен. - Волгоград, 2001. - 265 с.
2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г., № 163-р).
3. Педагогическое образование в университете:
контекстно-биографический подход / Под ред. А. Л. Гаврико-ва, М. Н. Певзнера; НовГУ им. Ярослава Мудрого. -
Великий Новгород, 2001. - 300 с.
4. Модернизация профессионального педагогического образования: компетентностный подход: сб. науч. статей / Сост. и науч. ред. Г. А. Федотова; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006. - 136 с.
5. Николаева А. Д. Развитие педагогического мышления учителя-исследователя // Наука и школа. - № 6, 2012. -С. 140-143.
6. Михайлова Е. И., Данилов Д. А., Герасимова Р. Е., Санникова И. И. Подготовка научно-педагогических кадров в условиях инновационного развития системы образования региона: монография. В 2 ч. - Ч. 1. - Якутск: Изд-й дом СВФУ, 2013. - 168 с.
7. Концепция развития профессиональной ориентации в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова.
8. Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
9. Нейматов Я. М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. - М.: Алгоритм, 2002. - 480 с.
10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012.