УДК.37.014 Игнатьев Владимир Петрович
доктор педагогических наук, доцент, начальник Управления качества Северо-Восточного федерального университета [email protected]
Панина Светлана Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Педагогического института
Северо-Восточного федерального университета [email protected]
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ВУЗЕ
Ignatyev Vladimir Petrovich
D.Phil. in Education Science, Associate Professor, Chief at the Quality Control Department, North Eastern Federal University [email protected]
Panina Svetlana Victorovna
PhD in Education Science, Assistant Professor of the Education Science Subdepartment, Pedagogical Institute, North Eastern Federal University [email protected]
CONCEPTUAL APPROACHES TO THE EDUCATION QUALITY ASSURANCE IN THE FEDERAL UNIVERSITY
Аннотация:
В статье раскрываются теоретические положения, основные направления и содержание Концепции гарантии качества образования в федеральном университете, который в качестве приоритетной установки выбирает системную работу, нацеленную на обеспечение высокого качества профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов, соответствующих мировому уровню обучения.
Ключевые слова:
гарантии качества образования, федеральный университет, система менеджмента качества образования.
Summary:
The article covers the theoretic regulations, main areas and content of the Conception of the education quality assurance in the federal university, which focuses on the system work aimed at the guarantee of the high quality of the professional training corresponding with the international educational standards.
Keywords:
education quality assurance, federal university, management system of education quality.
На современном этапе развития российского общества возрастает значимость инвестиций в человеческий капитал и образование для устойчивого развития экономики и социальной сферы, роста благосостояния граждан. При этом стратегической целью государственной политики в области образования согласно Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Данная стратегическая цель может быть достигнута только при условии успешной модернизации профессионального образования, которая требует масштабных, системных изменений всей его сферы, вовлечения большей части субъектов Российской Федерации и образовательных учреждений в процессы инновационного социальноориентированного развития нашей страны.
В данном процессе особое место занимают федеральные университеты, в которых сосредоточен значительный кадровый и научный потенциал, аккумулированы интеллектуальные ресурсы, создается современная научно-исследовательская и учебно-лабораторная база, складываются устойчивые связи с отечественными и зарубежными партнерами.
Реализация миссии Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова предполагает новое качество образования в регионе посредством внедрения инноваций в педагогический процесс; обеспечения непрерывности образования; вовлечения в образовательный процесс всех заинтересованных сторон; разработки новых механизмов гарантии высокого качества профессионального образования. Федеральный университет в качестве приоритета выбирает системную работу, направленную на обеспечение гарантии высокого качества профессионального образования, соответствующего мировому уровню.
В результате аналитической деятельности разработана концептуальная основа развития гарантии образования в СВФУ. Развитие системы качества образования в вузе с учетом современных тенденций функционирования образовательных систем видится на основе системного подхода (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и другие), предполагающего создание открытого образовательного пространства в вузе. В качестве важного концептуального подхода к организации системы качества образования в вузе выбран компетентностный подход (Д. Равен, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, Ю.В. Фролов, А.В. Хуторской и другие). Управленческий подход к организации системы качества образования в образовательном учреждении (В.М. Лизин-ский, М.М. Поташник и другие) позволит внедрить управленческие технологии и методы в систему менеджмента качества по обеспечению профессиональной подготовки специалистов [1].
В условиях информатизации образования необходимо применение интерактивных технологий получения, передачи, преобразования, хранения, предоставления информации. Вследствие этого требуется активнее использовать возможности информационного подхода к системе качества образования в вузе (Д. Норманн, А. Ньюэлл, Г.А. Саймон, Дж.С. Шоу и другие). Также теоретико-методологическими основаниями Концепции гарантии качества образования являются гуманистический и личностно-ориентированный подходы к процессу подготовки будущих специалистов, способствующие обеспечению высокого качества высшего профессионального образования.
Концепция гарантии качества образования в СВФУ основана на следующих основных принципах: системности, гуманизации, открытости, интеграции, непрерывности, разумного сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения, интерактивности. Алгоритм деятельности федерального университета по созданию и функционированию системы гарантии качества образования состоит в разработке, документировании, внедрении, поддерживании в рабочем состоянии, постоянном улучшении ее результативности и эффективности.
На наш взгляд, приоритетными направлениями деятельности университета в процессе реализации Концепции гарантии системы качества образования являются: подготовка качественного абитуриента; совершенствование и модернизация образовательной деятельности; развитие студенческой науки; совершенствование внеучебной деятельности; формирование качественного ресурсного потенциала; усиление связей с работодателями, обеспечение открытости и прозрачности деятельности университета для общественности. Таким образом, основной целью утвержденной Концепции качества образования в вузе выступает создание внутри-вузовской системы гарантии качества образования в университете посредством консолидации внутренних ресурсов, объединения усилий всех заинтересованных сторон, активного привлечения партнеров университета и использования эффективных механизмов управления качеством.
В результате реализации Концепции на Северо-Востоке России будет создан интеллектуальный центр, объединяющий вокруг федерального университета образовательные и научные учреждения, генерирующий новые знания, реализующий собственные оригинальные образовательные программы, дающий качественное высшее и послевузовское образование, предоставляющий различные консалтинговые услуги, имеющий свою производственную базу. Будет сформировано единое образовательное пространство региона, ориентированное на обеспечение непрерывности всех ступеней образования, вовлекающее в образовательный процесс широкую общественность, родителей, работодателей будущих специалистов. Учебный процесс построен с использованием современных обучающих технологий, инновационных методов и методик преподавания, профессиональное образование станет преимущественно практикоориентированным. Вследствие этого повысится общий уровень образованности населения региона, возрастет качество предоставляемого образования всех уровней.
В настоящее время разрабатываются инновационные технологии мониторинга качества образования, которое станет персонифицированным, нацеленным на полное раскрытие таланта и одаренности каждого молодого человека; расширится нормативное и методическое обеспечение деятельности федерального университета.
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова является динамично развивающимся вузом, нацеленным на создание благоприятной образовательной среды и необходимых условий для качественной подготовки обучающихся. В вузе формируется современная научно-исследовательская и учебно-лабораторная база, открываются новые лаборатории и компьютерные классы, создаются инновационные структурные подразделения, внедряются информационные технологии, эффективные системы управления. Проводится работа по улучшению организации учебного процесса, разработке и внедрению в образовательный процесс инновационных образовательных технологий, развитию творческой активности и самостоятельности студентов и других категорий обучающихся.
Для обеспечения гарантированного качества образования руководство университета совершенствует процессы образовательной, научной и воспитательной деятельности, систему управления университетом в соответствии с его стратегическими целями, национальными и международными стандартами, потребностями обучающихся, работодателей, государства, общества и других заинтересованных сторон. Приоритетами развития университета являются: подготовка специалистов, способных гибко реагировать на вызовы времени, осуществлять свое непрерывное профессиональное развитие, вносить весомый вклад в сохранение экологии и освоение приполярного региона, сохранение и развитие языкового разнообразия и культур народов Северо-Востока РФ, повышение качества жизни населения; постоянное реформирование образовательного процесса с использованием лучшего мирового опыта и интеграция различных уровней образования; концентрация в университете талантливых научно-педагогических кадров посредством привлечения именитых профессоров, известных во всем мире; обеспечение академической мобильности преподавателей и обучающихся; развитие инфраструктуры, укрепление научно-инновационной и производственной базы университета, создание учебнонаучно-экспериментального парка; расширение партнерских связей с образовательными, научными, производственными, государственными и общественными организациями и объединениями на региональном, национальном и международном уровнях; воспитание интеллектуальной, духовно-нравственной и творческой личности.
Таким образом, стратегической целью федерального университета в области качества образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, имеющих высокий уровень общекультурных и профессиональных компетенций, обладающих деловыми и нравственными качествами, обеспечивающими им конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках труда, быстрый профессиональный и карьерный рост, социальную и профессиональную мобильность.
Ссылки:
1. Ягудина Л.Р. О некоторых институтах гарантии качества образования в России // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2012. № 2.