Научная статья на тему 'Концептуальные основы управления конкурентоспособностью сельских регионов'

Концептуальные основы управления конкурентоспособностью сельских регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы управления конкурентоспособностью сельских регионов»

♦

Для отрасли «здравоохранение» к наиболее крупным по доли инвестиций, кроме названных г. Москвы, Краснодарского края, Ханты-Мансийского автономного округа, Республик Татарстан и Башкортостан, Московской и Свердловской областей, г. Санкт-Петербурга, отнесена также Челябинская область.

В промышленности приоритетом обладают следующие регионы: Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Республики Татарстан и Башкортостан, г. Москва, Красноярский край, Самарская, Свердловская, Московская, Кемеровская, Пермская, Челябинская области и Республика Саха (Якутия).

В торговле, общественном питании и оптовой торговле продукцией производственно-технического назначения наиболее крупными по доле инвестиций в основной капитал являются следующие регионы: г. Москва, Московская область, Республика Башкортостан, Ленинградская область и г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Нижегородская область, Ханты-Мансийский автономный округ и Краснодарский край.

Наиболее крупные инвестиции в отрасли «связь» в следующих регионах: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Краснодарский край, Республика Татарстан, Свердловская, Московская, Самарская и Пермская области.

Инвестициям в жилищное хозяйство и строительство приоритет отдан в таких регионах, как г. Москва, г. Санкт-Петербург, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Республи-

ки Татарстан и Башкортостан, Краснодарский и Красноярский края, Республика Саха (Якутия), Пермская, Московская, Нижегородская и Свердловская области, Чеченская Республика.

Таким образом, с учетом отраслевых привержен-ностей инвесторов были упомянуты как минимум один раз 26 из 89 регионов. Несмотря на наличие в этом списке очевидных регионов-лидеров (порядка 10 - 12 регионов), в зависимости от отраслевой направленности можно выделить дополнительно значительное число потенциальных регионов, в которые могут быть вложены средства как отечественных, так и иностранных инвесторов. Решающую роль на пороге вступления России в ВТО будет играть наличие сырьевых ресурсов и мощностей для их переработки в каждой конкретной отрасли. Это означает, что существует необходимость в экономическом обосновании и выборе привлекательных для инвесторов регионов РФ с учетом их отраслевых особенностей, для чего требуются более серьезные исследования в рамках конкретных отраслей.

1 См.: Большой экономический словарь / Под ред.

A.Н. Азрилияна. 2-е изд., доп. и прераб. М., 1997. С. 210.

2 См.: ВалиуллинХ.Х., Шакирова Э.Р. Неоднородность инвестиционного пространства России: Региональный аспект // Проблемы прогнозирования. 2004. № 1. С. 157.

3 См.: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2004: Стат. сб. М., 2004.

4 См.: Там же. С. 916 - 919.

5 См.: Региональная статистика: Учебник / Под ред.

B.М. Рябцева, Г.И. Чудилина. М., 2001.

УДК 338(47)

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ СЕЛЬСКИХ РЕГИОНОВ

Совершенствование механизмов управления экономикой АПК является основой устойчивого развития сельских регионов. При этом инновационная составляющая имеет определяющий характер. В частности, установлено, что в промышленно развитых странах прирост валового внутреннего продукта во все большей степени связан инновациями и технологическим прогрессом. В России же инновационный потенциал агропродовольственного комплекса, по различным оценкам, используется в пределах 4 - 5%, тогда как в США этот показатель составляет больше 50%1. Вызывает тревогу увеличивающееся техническое и технологическое отставание российского сельского хозяйства от развитых стран мира, что крайне опасно в условиях присоединения России к ВТО. Растет импорт ряда основных видов продовольствия, в то время как отечественные сельхозтоваропроизводители испытывают значительные трудности со сбытом произведенной ими продукции.

A.B. Аяпин,

кандидат социологических наук, генеральный директор ФГУП «НИПИгипропром-сельстрой»

ВЕСТНИК. 2006. №12

В соответствии с определением «инновации -это нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности»2. Таким образом, инновационные технологии, определяемые как технологии управления и производства на основе инноваций, ориентированы на непрерывное обновление производства на базе освоения достижений науки и техники.

Развитие инновационных процессов в агросис-темах определяется потребностями производства, наличием материально-технических ресурсов, достижениями технического прогресса и передового производственного опыта. Роль инновационных процессов существенно возрастает в условиях переходной экономики, характеризующейся нечеткостью стратегии развития, многообразием экономических субъектов, низким производственным потенциалом АПК и ограниченностью возможностей государственной поддержки.

К основным особенностям формирования и развития инновационных процессов в современном агропромышленном производстве относятся следующие3: разнообразие видов сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, существенная разница в технологиях их возделывания и производства; значительная зависимость технологий производства в сельском хозяйстве от складывающихся природных и погодных условий; высокая степень разобщенности сельскохозяйственного производства и существенные различия производственных условий по отдельным регионам; обособленность сельскохозяйственных товаропроизводителей от организаций, производящих научно-техническую продукцию; множественность различных форм и связей сельскохозяйственных товаропроизводителей с инновационными формированиями; отсутствие четкого и научно обоснованного организационно-экономического механизма передачи достижений науки сельскохозяйственным товаропроизводителям и, как следствие, существенное отставание отрасли по освоению инноваций; низкий уровень менеджмента, ориентированный в большинстве сельскохозяйственных предприятий, скорее, на выживание и адаптацию, чем на долгосрочное развитие. Спросовые ограничения на продукцию АПК, связанные с покупательной способностью населения, отрицательно сказываются на функционировании АПК, снижают его инвестиционную привлекательность и сдерживают развитие инновационного процесса. Негативное воздействие оказывают также доступность и низкая стоимость экстенсивных факторов, таких как труд, недоиспользованные производственные мощности.

Особенности условий для формирования нововведений в социальной сфере АПК проанализированы в Концепции устойчивого развития сельских территорий, разработанной Минсельхозом и Минэкономики России при участии Всероссийского института аграрных проблем и информатики (ВИАПИ) им. А.А. Никонова и одобренной на заседании правительственной комиссии 24 марта 2005 г.4. Основное положение концепции состоит в необходимости признания обществом многофункциональности сельского хозяйства, сохранения исторического уклада жизни сельского населения, окружающей среды и природы в глобальном масштабе. Многофункциональность сельского хозяйства является одной из составляющих обеспечения национального благосостояния и определяет необходимость государственного вмешательства в вопросах обеспечения устойчивого развития территорий.

Обеспечение устойчивого развития сельских территорий является комплексной проблемой и возможно при условии:

- макроэкономической стабильности;

- сбалансированного развития экономики;

- обеспечения экономического роста в сельском хозяйстве;

- расширения несельскохозяйственной занятости в сельской местности;

- достижения на селе социально близких к городским условий получения доходов и общественных благ;

- улучшения условий доступа хозяйствующих субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность на селе, к рынкам материально-технических, кредитных, информационных, других ресурсов;

- формирования в сельской местности институтов гражданского общества, обеспечивающих защиту экономических и социальных интересов различных групп сельского населения;

- осуществления программ улучшения экологической ситуации в сельской местности.

Актуальнейшими задачами являются преодоление административной разобщенности в управлении сельскими территориями и усиление координации в обеспечении сельского развития между: 1) федеральными министерствами и ведомствами; 2) федеральными, региональными и местными органами власти; 3) органами государственной и муниципальной власти, общественными и коммерческими организациями, объектами бизнеса и населением.

Для исследования инновационного развития АПК академиком РАСХН Э.Н. Крылатых предложена следующая, по нашему мнению, наиболее обоснованная классификация нововведений в этой сфере5на:

- селекционно-генетические;

- производственно-технологические;

- организационно-управленческие;

- экономико-социоэкологические.

Каждый тип инноваций имеет свою специфику и обладает различной силой воздействия на повышение конкурентоспособности производства, снижение издержек, на решение экологических проблем и социальное развитие. Применительно к проблемам управления конкурентоспособностью сельских регионов и с учетом рассматриваемых подходов наибольший интерес представляют последние три типа инноваций, сущность и состав которых раскрыты в цитируемой работе Э.Н. Крылатых: «Производственно-технологические инновации - это нововведения, которые, будучи результатами научных, в том числе селекционно-генетических, разработок, находят свое практическое применение в производстве новых видов сельскохозяйственной и продовольственной продукции, обеспечивают существенное улучшение качества традиционной продукции. К этому же типу инноваций принадлежат новые технологии проведения сельскохозяйственных работ, применение новых методов содержания скота, технологии хранения и переработки сельскохозяйственного сырья, которые обеспечивают повышение и сохранение биологически ценных качеств продукции, снижение ее ресурсоемкости.

Организационно-управленческие инновации включают в себя институциональные нововведения при формировании принципиально новых организационно-правовых структур интегрированного типа (агрохолдинги, агрофирмы, технопарки и пр.); создание информационно-консультационных систем. В практической деятельности хозяйствующих субъектов нововведения включают область менеджмента, логистики, применения информационных технологий, новых методов маркетинговой деятельности и пр. Организационно-управленческие нововведения приобретают особое значение в переходные периоды, когда осуществляются структурные трансформации, проводятся аграрные реформы.

Экономико-социоэкологические инновации -нововведения в системах экономических и социальных отношений, в регулировании производства и рынка, в комплексном развитии сельских территорий, а также применение новых методов поддержания экологического равновесия.

Все перечисленные типы нововведений имеют множество конкретных форм воплощения. Это результаты фундаментальных и прикладных исследований, патенты на изобретения, лицензии; товарные знаки; документация на новые технологии; инновационные проекты; национальные, региональные и отраслевые инновационные программы; научно-практические рекомендации»6.

При этом необходимо создание определенных социально-психологических условий для успешной реализации инновационной политики, обеспечива-

ющих понимание значения и роли инновационных процессов как одного из важнейших факторов экономического развития отрасли всеми субъектами инновационных взаимодействий в АПК.

Как совершенно справедливо считает Э.Н. Крылатых, инновационное регулирование должно строиться на системном применении современных методов стратегического менеджмента, целенаправленного маркетинга в сфере инноваций. Не менее важны методы разработки бизнес-планов для реализации инновационных и связанных с ними инвестиционных проектов на уровне конкретных предприятий. Важнейшей составной частью регулирования является сочетание государственных (бюджетных) и частных источников финансирования инновационных проектов. Особое место принадлежит венчурным фондам, которые предназначены для финансирования потенциально высокоэффективных, но рискованных инновационных проектов. Все эти элементы, объединенные в систему, составляют инновационные по своему характеру основы современного регулирования инновационного развития АПК.

Успешная реализация инновационной политики невозможна без формирования законодательных, нормативно-правовых механизмов, реализующих инновационную деятельность в АПК. Нормативно-правовая база к настоящему времени представлена, в частности, федеральными законами «О науке и государственной научно-технической политике», «Об основных направлениях агропродоволь-ственной политики Правительства РФ на 2001 -2010 гг.», указами Президента РФ «О доктрине развития российской науки», «О приоритетных направлениях развития науки и техники», «Об основах политики РФ в области развития науки и техники на период до 2010 г.», приказом Минсельхоза РФ «Об утверждении Концепции научного обеспечения развития АПК Российской Федерации на период до 2010 г.» и др.

В соответствии с перечисленными нормативными актами развитие инновационных процессов в АПК должно осуществляться различными ведомствами, при этом механизмы исполнения и контроля не конкретизируются. Отмеченное обстоятельство, а также укоренившееся в определенных финансовых структурах представление о сельском хозяйстве как «черной дыре» приводило в течение последних почти 15 лет к снижению финансовой поддержки села из федерального бюджета. Все это способствовало ухудшению состояния научного и технического потенциалов АПК по всем составляющим. По данным Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства, за последнее десятилетие в 55 региональных органах управления АПК были упразднены службы, обеспечивающие развитие научно-техни-

ческого прогресса, инноваций и информационной деятельности. В 17 субъектах вопросы науки переданы непрофильным службам кадровой политики и образования7. Подобная ситуация является следствием общей деградации сельского хозяйства в последние 15 лет. В этой связи разработка и реализация приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», раскрывающего сущность одной из приоритетных программ, предложенных Президентом России В.В. Путиным 5 сентября 2005 г., представляет конструктивные возможности для создания организационно-экономического механизма развития инновационной деятельности в АПК. Президентская инициатива основана на трех важнейших принципах. «Первое - рассматривать агропромышленный комплекс и сельское хозяйство России не только как важнейший экономический сектор, но и как важнейший уклад жизни страны. Второе - сельское хозяйство сегодня представляет многоукладную сферу, многоукладную хозяйственную деятельность, и, соответственно, мы должны таким образом построить бюджетную политику, другие виды поддержки, чтобы доступ здесь был всем участникам сельскохозяйственной деятельности, бизнеса на селе. И третье - необходим комплексный подход к бюджетной политике, налоговому и таможенно-тарифному регулированию, вопросам ответственности за ценовые пропорции и целому ряду направлений, осуществляемых государством»8.

Специалистами Минсельхоза России разработаны план реализации проекта и сетевой график, где определены мероприятия, объемы ихфинансиро-вания, контрольные показатели, сроки исполнения и ответственные исполнители. Это обеспечивает управляемость реализации проекта и повышает гарантии его успешного выполнения.

Как известно, проект будет реализовываться по двум основным направлениям: ускоренному развитию животноводства и стимулированию малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе. Он строится на принципах рыночной экономики. Актуальность первого направления определяется тем, что отрицательная динамика объемов производства в животноводстве является в последние годы основной причиной замедления темпов экономического роста в сельском хозяйстве в целом. Одна из причин сложившейся неблагополучной ситуации в животноводстве - низкая производительность труда, обусловленная недостаточной фондовооруженностью и неудовлетворительным состоянием производственных фондов, износ которых достиг 80%. Связанный с этим постоянный рост производственных издержек снижает конкурентоспособность отрасли и приводит к сокращению инвестиций, моральному и физическому износу материально-технической базы.

Перспективы развития животноводства связываются в Проекте с расширением доступности кредитных ресурсов, повышением генетического потенциала животных разводимых в России пород и улучшением условий их содержания. Кредиты выдаются на основе сводных заявок от субъектов Федерации, подкрепленных бизнес-планами, совокупностью документов, необходимых для предоставления кредитов и заключения лизинговых договоров. Подобная схема предполагает наличие проектов, обеспечивающих современные технологии содержания животных, экономического обоснования и соответствующего залогового обеспечения.

По своей сути она является инновационной. Поиск проектов, составление бизнес-планов предполагают высокую квалификацию исполнителей, пока еще недостижимую для работников большинства сельскохозяйственных предприятий. В этой связи представляется продуктивным опыт Кировской области по привлечению к подобным работам компаний, пользующихся авторитетом на российском рынке проектно-строительных и научно-технических услуг9. Также следует стремиться к тому, чтобы хорошо продуманные проект, бизнес-план, команда, которая их выполняет, административная поддержка региональных властей служили своеобразным залогом его выполнения (это достигнуто, например, в Белгородской области). При этом сами заказчики в качестве залога должны вкладывать лишь часть стоимости проекта (например, до 30%), но в остальном сам проект должен быть гарантией, как это принято в мировой практике10.

Для реализации Проекта Минсельхозом России подготовлен ряд дополнительных финансовых и организационных мер. В их числе:

- разработка концепции государственной поддержки развития крупных агропромышленных структур холдингового типа (включая совершенствование нормативной базы), занимающихся производством сельскохозяйственного сырья, переработкой и торговлей на основе современных инновационных технологий;

- использование средств инвестиционного фонда для стимулирования привлечения частных инвестиций (прежде всего через механизм государственно-частного партнерства) на строительство комплексов по переработке мясной и молочной продукции в регионах, имеющих избыток сырья.

Продуктивность предложенных мер подтверждается опытом Саратовской области, в которой в рамках реализации областной программы ускоренного развития животноводства с привлечением инвестиционных ресурсов выполняется ряд проектов. В качестве примера можно привести следующие проекты. «Молочное животноводство» (строительство молочного комплекса на 1200 голов коров с годовым производством молока 9600 т). Исполни-

телем проекта является крупный агрохолдинг ООО ПКФ «Сатурн», имеющий в своем составе 4 моло-коперерабатывающих предприятия и 4 сельхозпредприятия, которыми обрабатывается 33 тыс. га пашни. Проект «Производство свинины», реализацией которого в области будет заниматься ОАО «Черкизовский мясокомбинат», включает строительство 4 модулей с годовым производством 12,5 тыс. т свинины (в живом весе) каждый. В проект планируется привлечь инвестиции на сумму 3 млрд 420 млн руб. Ускоренное развитие животноводства позволит повысить занятость сельского населения и увеличить средний уровень заработной платы11 .

Представляется целесообразным, чтобы к работе над подобными проектами были привлечены также саратовские проектно-строительные организации и задействована местная строительная база.

Реализация направления «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» осуществляется в ходе двух основных мероприятия. Первое направлено на расширение доступности кредитных ресурсов для личных подсобных (ЛПХ) и крестьянских (фермерских) хозяйств (К(Ф)Х) и создаваемых ими сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Предполагается осуществить 100-процентное субсидирование процентной ставки по кредитам. Реализация второго мероприятия будет направлена на стимулирование создания заготовительных и снабженческо-сбытовых структур, развития кредитной кооперации, а также производств по переработке сельскохозяйственной продукции, производимой в ЛПХ и К(Ф)Х. В целях развития сети потребительских кооперативов по заготовке, снабжению, сбыту, переработке продукции ЛПХ и К(Ф)Х предусматривается выдача Россельхозбан-ком льготных кредитов на основе разрабатываемой Концепции развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Разработка концепции (срок ее завершения -март 2006 г.) весьма своевременна, поскольку сельская кооперация в последние годы реально развивается. В частности, в Саратовской области, которая входит в число лидеров кооперативного движения среди российских регионов, в настоящее время успешно функционируют 47 сельскохозяйственных потребительских кооперативов различной специализации, в том числе 32 кредитных, 6 снабженческо-сбытовых, 6 - по производственно-техническому обслуживанию. Идет формирование системы сельскохозяйственной потребительской кооперации. Первичными кооперативами созданы кооперативы второго уровня - многофункциональный кооператив «Кооператор Поволжья» и межрайонный кредитный кооператив «Гарант». За последние 5 лет количество

членов кооперативов выросло на 2,5 тыс. человек, а объем оказываемых услуг - в 4 раза12.

Финансовая поддержка ЛПХ и К(Ф)К дает старт их развитию, позволяет поднять конкурентоспособность мелкотоварного производства. Однако для оценки и прогнозов развития этих форм необходимо, чтобы были определены конкретные механизмы осуществления отмеченного направления в проектах «Развитие АПК» и «Доступное жилье». В данный момент нормативных документов, определяющих порядок финансовой поддержки указанной категории, нет.

Для подготовки и привлечения в отрасль квалифицированных кадров, обеспечивающих реализацию проекта «Развитие АПК», Минсельхозом России с учетом Концепции устойчивого развития сельских территорий предложен дифференцированный подход к выделению субсидий на строительство (приобретение) жилья в сельской местности для молодых семей и молодых специалистов в регионах. Размер субсидий определяется стоимостью жилья и уровнем среднемесячного дохода соискателей субсидий. Реализация программы позволит, по оценкам Минсельхоза, привлечь в отрасль квалифицированные кадры и закрепить на селе около 6,5 тыс. молодых специалистов.

Для обеспечения нормативно-правовой базы реализации Проекта предусматривается до конца первого квартала 2006 г. разработать и принять 6 постановлений и 4 распоряжения Правительства Российской Федерации.

Национальный проект «Развитие АПК» существенно повышает роль министерств и департаментов сельского хозяйства субъектов Федерации как на стадии формирования сводных заявок от регионов на предоставление кредитов и заключение лизинговых договоров, так и на стадии реализации проекта. Это требует новых подходов к управлению агросистемами, целями которых являются обеспечение продовольственной независимости региона, повышение его конкурентоспособности на внутреннем и международных рынках. В основу управления должно быть положено согласование процессов производственно-экономического и инновационного развития с учетом региональных особенностей. Последние отражают почвенно-климати-ческие условия, сложившиеся специализацию и структуру производства, уровень научного обеспечения, другие преимущества региона.

Таким образом, оптимизация инновационных стратегий развития агросистем является важнейшим фактором повышения конкурентоспособности сельских регионов.

1 См.: Ермолова О.В., Киреева H.A., Коростелев В.Г.

Повышение конкурентоспособности АПК России на ос-

нове инновационного роста // Социально-экономические проблемы трансформации аграрных отношений и реформирования агропромышленного комплекса. Саратов, 2005.

2 Райсберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2002. С. 155.

3 См.: Санду И.С. Развитие инновационных процессов в АПК России (проблемы и перспективы) // Власть, бизнес и крестьянство: механизмы эффективного взаимодействия. М., 2002.

4 Анализ проводится по электронному варианту, опубликованному на сайте ВИАПИ (http//www.viapi.ru/files/Stab dev.pdf).

5 См.: Крылатых Э.Н. Регулирование инноваций и инновации в регулировании АПК // Государственное регулирование сельского хозяйства: Концепции, механизмы, эффективность. М., 2005.

6 Там же.

7 См.: Чуворкина Т.Н. Государственное регулирование научно-инновационной деятельности в сфере АПК // Государственное регулирование сельского хозяйства: Концепции, механизмы, эффективность. М., 2005.

8 Гордеева A.B. Выступление на расширенном заседании коллегии Минсельхоза 19 октября 2005 г. // Сельская жизнь. 2005. № 83. (23101). 25 окт.

9 См.: Надежды агропром питают: Беседа с заместителем главы департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области ГС. Репиным // Сельская жизнь. 2005. № 94 (23112). 1 - 7 декабря.

10 См.: Из выступления Н. Демина, председателя совета директоров Союза свиноводов в России на расширенной коллегии Минсельхоза 19 октября 2005 г // Сельская жизнь. 2005. № 83 (23101). 25 окт

11 Проект с национальным уклоном // Крестьянский двор. 2005. № 49 (181). 15 дек.

12 См.: Там же.

УДК 378:35.08

Н.Ю. Митюрина,

кандидат психологических наук, доцент кафедры правовой социологии и психологии, СЮИ МВД России

ВЕСТНИК. 2006. №12

ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА ВУЗОВ МВД

В современных условиях одним из главных направлений развития системы МВД России является ориентация на высококвалифицированные кадры, отвечающие высоким требованиям по уровню профессиональной компетентности и личностным характеристикам. Объективная необходимость формирования высокопрофессионального кадрового корпуса органов внутренних дел обуславливает актуальность исследования проблемы профессионализма государственной правоохранительной службы МВД России.

Сегодня налицо явный разрыв между уровнем подготовки кадров правоохранительной системы и профессионализмом криминального мира, остро ощущается нехватка квалифицированных, компетентных специалистов органов внутренних дел. Сотрудники милиции сталкиваются со многими нестандартными ситуациями, разрешение которых в значительной степени зависит от наличия у них необходимых знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств. Совокупность качеств, способствующих наиболее успешному осуществлению должностных функций и обязанностей, состоящая в умении сотрудника направлять и регулировать разные виды своей профессиональной деятельности, обычно называют профессионализмом.

Обобщение результатов акмеологических исследований профессионализма, выполненных исследователями научной школы А.А. Деркача на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ, позволяет сформулировать следующие определения профессионализма1.

Профессионализм деятельности - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квали-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.