Научная статья на тему 'Особенности реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» в Республике Башкортостан'

Особенности реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» в Республике Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» в Республике Башкортостан»

1 корову в 2006 г. составил 3 019 кг. Однако с каждым годом увеличивается поголовье высокопродуктивного молочного скота (более 4 тыс. кг за лактацию). Несомненно, для обеспечения высокой продуктивности необходима мощная кормовая база. Однако эффективность производства зависит не только от количественных показателей кормов, но и от их качества, а также от степени конверсии этих кормов.

Исследования отечественных ученых в области физиологии питания (Г.И.Боряев, Е.Л.Харитонов, Д.Г.Погосян) указывают, что разрабатываемая в настоящее время в нашей стране новая система нормирования протеинового питания жвачных животных, основанная на знаниях о физиологических и биохимических процессах переваривания кормов, свойствах корма, позволяет более эффективно использовать корма для получения продукции. Современные системы оценки протеина для жвачных животных предусматривают учет так называемой распадаемости протеина кормов в рубце, обусловленной, в основном, физико-химическими свойствами протеина самого корма.

По результатам исследований и опытов авторов, проводимых на базе вивария Пензенской ГСХА, ВНИИФБиП сельскохозяйственных животных, Лунинского филиала ЗАО «Пензамя-сопром» и ООО ПТФ «Васильевская» Бессонов-ского района Пензенской области, применение добавки позволяет увеличить надои коров на 10-20%, приросты живой массы бычков на откорме - на 15%. Целесообразнее всего применять добавку для кормления высокопродуктивных животных: дойных коров с надоем за лактацию свыше 3 500 кг, бычков со среднесуточным приростом свыше 700 г. Это позволит не только повысить продуктивность животных, но и более эффективно использовать корма, так как существенно увеличивается степень конверсии корма. Реализация дополнительной продукции (1-1,5 л молока в день от одной ко-

ровы, 100-150 г прироста живой массы бычков на откорме) хозяйствами, применяющими кормовую добавку, принесет значительный экономический эффект. К примеру, по предварительным подсчетам, введение в рацион бычка на откорме 1 кг добавки вместо 1 кг комбикорма принесет 11,7 р. прибыли на 1 голову. Кроме того, замена в рационе части комбикорма на добавку позволяет сэкономить около 10% затрат на приобретение дорогостоящих кормов. Такой подход позволяет инновационному продукту быть конкурентоспособным на рынке кормов и кормовых добавок. Реализация инновационной идеи по производству кормовой добавки на основе защищенного протеина и дальнейшее управление инновационным процессом позволят улучшить кормовую базу животноводства Пензенской области и значительно повысить интенсивность развития отрасли.

Для внедрения инновационных идей по успешному продвижению национального проекта «Развитие АПК», которые прошли не только экспериментальное обоснование, но и широкую апробацию в условиях сельскохозяйственных предприятий разных форм собственности, на наш взгляд, необходима государственная поддержка, и прежде всего в области:

- защиты интеллектуальной собственности авторов идеи не только в России, но и в большей степени за рубежом;

- предоставления льгот (налоговых и др.) предприятиям, внедряющим инновационные проекты;

- создания эффективной государственной системы конкурсов инноваций;

- создания инновационных научных центров с государственным финансированием.

На наш взгляд, реализация предложенных мероприятий позволит ускорить темпы внедрения инновационных идей в аграрную экономику.

ПРИОРИТЕТНЫМ НАЦИОНАЛЬНЫМ ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ АПК» КАК МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА (на материалах Пензенской области)

А.В. Носов, асп. Пензенской государственной сельскохозяйственной академии

Объективная необходимость поддержки сельского хозяйства обусловлена рядом причин, главными из которых являются медленная адаптация АПК к рыночным условиям хозяйствования, преодоление негативных тенденций в развитии отрасли, неразвитость ее инфраструктуры.

Основными направлениями государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства являются:

1) обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаро-

производителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

3) развитие племенного животноводства;

4) развитие элитного семеноводства;

5) обеспечение производства продукции животноводства;

7) обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей;

8) обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв.

В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации Минсельхозом России совместно с другими ведомствами разработан приоритетный национальный проект «Развитие АПК». Главная цель - это повышение качества жизни как в городе, так и на селе.

В качестве основных, приоритетных проектом определены три направления:

- ускоренное развитие животноводства;

- стимулирование развития малых форм хозяйствования;

- обеспечение жильем молодых семей, молодых специалистов на селе.

Для достижения поставленных целей в 2006 г. поддержка непосредственно сельского хозяйства и рыбоводства из федерального бюджета возросла более чем на 60% и составила 40 млрд р. Такого шага за последнее десятилетие не было.

В целях реализации национального проекта в Пензенской области был принят ряд целевых программ.

По первому направлению были приняты программы развития животноводства и птицеводства в Пензенской области на 2006-2008 гг.

За 2006 г. было представлено и согласовано с Минсельхозом более десяти проектов. По этим проектам установлены объемы субсидий из федерального бюджета в сумме 77,24 млн р., из бюджета области - 51,33 млн р. Наиболее крупными из них являются:

- ООО «РАО «Пензенская зерновая компания» - строительство нового свиноводческого комплекса на 12 тыс. т мяса свиней ежегодно; заключен кредитный договор с ОАО «Россельхозбанк» о выделении кредита на сумму 957,6 млн р., в том числе на приобретение сельскохозяйственной техники 196 млн р.;

- ООО «АФ «Красная горка» - строительство нового свиноводческого комплекса на 10 тыс. т мяса свиней ежегодно, строительство новой индюшиной птицефабрики на 15 тыс. т готовой продукции ежегодно;

- ООО «Учхоз» - строительство молочной фермы на 800 голов коров; заключен кредитный договор с ОАО «Россельхозбанк» о выделении кредита на сумму 74,35 млн р.

При содействии ОАО «Росагролизинг» предполагается покупка по лизингу племенных животных на сумму 95,31 млн р., оборудования для животноводства на сумму 31,77 млн р.

Благодаря реализации этой программы к 2008 г. производство мяса в сельхозпредприятиях области увеличится на 7-8%, молока

- на 5%.

В целях дальнейшего развития малых форм хозяйствования в области приняты следующие программы:

- «Развитие личных подсобных хозяйств Пензенской области на 2006-2008 гг.»;

- «Развитие и поддержка малого предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств на 2006-2008 гг.».

В рамках программ выдано кредитов К(Ф)Х и ЛПХ в количестве 4 493 на общую сумму 531,793 млн р. Из федерального бюджета на субсидирование процентной ставки по кредитам, взятым в кредитных организациях, ЛПХ и К(Ф)Х перечислено 9 млн р.

Реализация данного направления позволит увеличить объем продукции, производимой в ЛПХ, К(Ф)Х на 5-7%.

По направлению развития инфраструктурной сети заготовительных, снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов по области их создано более 60, из них 29 кредитных.

Кроме того, в области разработана региональная целевая программа содействия развитию системы заготовительной, перерабатывающей и сбытовой кооперации. Основные направления заключаются в следующем:

1) предоставление сельскохозяйственным потребительским кооперативам субсидий из бюджета области в размере 100% ставки рефинансирования Центрального банка России на строительство и реконструкцию помещений, закупку и монтаж оборудования по приемке, первичной переработке и реализации мяса у крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств;

2) участие районных и муниципальных агентств в поддержке малого предпринимательства в составе соучредителей кооперативов путем внесения в паевые фонды оборудования по приемке, первичной переработке и реализации мяса.

Это позволит повысить объем реализации сельскохозяйственной продукции в секторе малых форм хозяйствования путем ее налаженного гарантированного сбыта и переработки, а также расширить доступность дешевых кредитных ресурсов для крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

Для обеспечения семей молодых специалистов, пожелавших жить и работать в сельской местности, в области продолжает функционировать целевая программа «Дом для молодой семьи», а также принята областная программа «Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе на 2006-2010 гг.». По данной программе в 2006 г. более 100 молодых семей и молодых

специалистов получили жилье. На эти цели на условиях софинансирования из федерального бюджета выделено 8,58 млн р., из областного бюджета - 11,4 млн р.

Для обеспечения условий стабильного и устойчивого развития АПК необходим комплексный подход к решению существующих проблем. В частности:

- использование средств инвестиционного фонда для стимулирования привлечения частных инвестиций (государственно-частное партнерство) на строительство комплексов по переработке мясной и молочной продукции;

- совершенствование механизма и увеличение объемов закупочных интервенций для поддержания цен на сельскохозяйственную продукцию;

- максимальное упрощение процедуры получения и снижение процентных ставок по кредитам, предоставляемым ОАО «Россельхозбанк» с 14% хотя бы до 12% в связи с тем, что для большинства сельхозпредприятий эти кредиты оказались недоступными из-за их неустойчивого финансового состояния;

- применение льготного налогообложения прибыли банков, получаемой от кредитования сельхозтоваропроизводителей по низким ставкам;

- предоставление льготных кредитов сельхозтоваропроизводителям на покупку комбикормов, так как обеспечение скота и птицы сбалансированными кормами является важнейшим фактором роста продуктивности и объемов производимой продукции.

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА» В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Р.М.Ваисова, экономист Национального банка Республики Башкортостан

Аграрный сектор - это та составляющая общества, состояние которой определяет как возможности удовлетворения первоочередных, наиболее насущных потребностей всех социальных групп людей и каждого человека в отдельности, так и особенности жизнедеятельности той части населения, которая занята в аграрном секторе или непосредственно связана с ним.

Вследствие этого аграрные отношения в силу их общественной значимости и влияния на социально-экономическое развитие региона всегда находились в центре внимания государства.

За последние годы в агропромышленном комплексе в связи с реформированием имущественных и земельных отношений, активизацией деятельности индивидуального сектора произошли значительные изменения: сформировалась многоукладная экономика, изменилась структура производства.

Хотя государством и были приняты меры, направленные на преодоление кризисных процессов в сельском хозяйстве, осуществляемая с начала 90-х гг. экономическая реформа, связанная с перераспределением земельных ресурсов и приватизацией производственного потенциала, внесла существенные коррективы в развитие АПК.

Кроме того, разрушение сложившихся экономических связей, ухудшение материально-технической базы АПК привели к структурным изменениям в формировании валовой и товарной продукции сельского хозяйства. Вырос разрыв между оплатой труда работников, занятых в сельском хозяйстве, и работников, занятых в промышленности.

Ценовые диспропорции на рынках материально-технических ресурсов и сельскохозяйст-

венной продукции существенно осложнили финансовое положение в аграрной сфере, что привело к росту неплатежей, нарушению нормальных воспроизводственных процессов. Значительная часть сельскохозяйственных предприятий сегодня не имеет возможности вести даже простое воспроизводство, не говоря о расширенном.

В сложившихся условиях только расширенное воспроизводство может стать базой устойчивого экономического роста в сельском хозяйстве. Повышение эффективности и конкурентоспособности агропромышленного производства, его динамичное развитие, обеспечивающие продовольственную безопасность республики, возможны лишь при условии оказания сельскохозяйственным товаропроизводителям действенной государственной под-держки.

Что касается Республики Башкортостан, то она является крупным промышленным и сельскохозяйственным регионом, обладающим мощным производственным потенциалом.

Несмотря на относительно развитый в Республике Башкортостан агропромышленный комплекс, задача серьезной модернизации и обновления сельскохозяйственной отрасли с целью подъема экономики сельских территорий и реального улучшения жизни на селе стоит достаточно остро. В настоящее время на селе наряду с крупными сельскохозяйственными предприятиями сформировался сектор малого и среднего предпринимательства, фермерских и личных подсобных хозяйств, возможности которых предполагается задействовать наиболее активно для выполнения поставленных целей.

Республика Башкортостан в числе первых регионов приступила к реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.