глашает гарантии государственной и судебной защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 45, 46), а также возможность ограничения этих прав в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 ч. 3).
При этом законодатель располагает широкой свободой усмотрения в выборе используемых для этих целей правовых средств. В тех случаях, когда обязательное членство направлено на исполнение публичных обязанностей, вытекающий из статьи 30 Конституции Российской Федерации, принцип добровольности, характерный для объединений, которые создаются гражданами и (или) юридическими лицами исключительно на основе общности интересов, неприменим.
Аналогичные правовые последствия имеет и предусмотренное Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации» обязательное членство сельскохозяйственных кооперативов в ревизионных союзах, которое направлено также на защиту общественных интересов и прав граждан в экономической сфере, в первую очередь, прав членов и ассоциированных членов сельскохозяйственных кооперативов.
Сельскохозяйственная потребительская кооперация России делает первые шаги к своему возрождению. Для того чтобы она стала значительным фактором отечественного сельского хозяйства, необходимо решение таких проблем, как четкое определение субъектов кооперации, справедливое и разумное решение земельной проблемы. И, конечно же, никакая кооперация не состоится, если труд сельскохозяйственного товаропроизводителя будет оцениваться как сегодня, когда для большин-
ства сельского населения он потерял всякий смысл.
И самое главное. Истинная кооперация невозможна, если в ней отсутствуют нравственные начала, если среди членов кооператива не развито чувство солидарности. Позвольте напомнить высказывание Райффейзена, который писал: «Без нравственных сил, т.е. без познания наших обязанностей к Богу и по отношению к нашим ближним, как это учит христианство, и без искреннего стремления исполнять эти обязанности совершенно невозможно развитие кредитных товариществ». Трудно исполнить этот завет основателя крестьянской кредитной кооперации в наши дни, когда царит пропаганда безудержного индивидуализма и эгоизма. Но мы будем надеяться на лучшее, на победу идей и принципов истинной кооперации.
Источники
1. International Institute of Social History (Amsterdam). Association Pour La Conservation Des Values Cultureless Russes. 68.
2. Методика создания региональных и муниципальных программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Экспресс-информация. - Росинформагротех, 2006.
3. Ткач, А.В. Сельскохозяйственная кооперация / А.В. Ткач. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006.
4. Концепция развития системы сельской кредитной кооперации. - М.: Росинформагротех, 2006.
5. Концепция развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. - М.: Росинформагротех, 2006.
6. Туган-Барановский, М.И. Социальные основы кооперации / М.И. Туган-Барановский. - М.: Экономика, 1989. - С. 230.
РАЗВИТИЕ КРЕДИТНОЙ КООПЕРАЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПНП «РАЗВИТИЕ АПК»
И.В. Палаткин, д.э.н., зав. каф. «Прикладная экономика» Пензенской государственной технологической академии
В рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК», действующего до конца 2007 г. и плавно перетекающего в принятую в июле 2007 г. программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.», в качестве основного из направлений увеличения конкурентоспособности сельского хозяйства России выделено формирование системы сельской потребительской кооперации.
Реализация государственных и муниципальных программ положила начало созданию в Пензенской области системы сельскохозяйственной потребительской кооперации. В ре-
гионе принята программа «Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов Пензенской области на 2007-2010 гг.», которая входит в раздел областной программы «Инновационное развитие производства и переработки сельскохозяйственной продукции в Пензенской области на период 2007-2010 гг.».
В качестве социально-экономических предпосылок развития сельскохозяйственной кооперации в регионе можно выделить следующие:
1) отсутствие сельскохозяйственных потребительских кооперативов, отвечающих требованиям законодательства;
2) реализация региональных программ
развития ЛПХ (с 2003 г.) и К(Ф)Х (с 2005 г.);
3) активная кредитная поддержка К(Ф)Х
и ЛПХ в рамках ПНП «Развитие АПК» (на 29 октября 2007 г. 3741 ЛПХ - 333 млн р.; 157
К(Ф)Х - 157 млн р. );
4) создание районных залоговых фондов;
5) стимулирование создания потребительских кооперативов на базе К(Ф)Х и ЛПХ (не менее 70%);
6) административная поддержка (предусмотрено создание 1200 К(Ф)Х за 2007 г.);
7) организационная и методическая помощь в создании кооперативов (ОАО «Россельхозбанк»).
Реализация региональных программ «Развитие личных подсобных хозяйств Пензенской области» и «Развитие и поддержка малого предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств в Пензенской области» позволила достичь высоких темпов развития ЛПХ и К(Ф)Х - основных участников процесса кооперации (рис. 1, 2).
Субсидирование кредитов 415 ставки рефинансирования ЦБ “ Предоставление стимулирующих выплат пастухам
2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Рис. 1. Динамика увеличения количества личных подсобных хозяйств в Пензенской области
Товарное кредитование
Поддержка местных администраций
2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Рис. 2. Динамика увеличения количества крестьянских (фермерских) хозяйств в Пензенской области
В связи с тем, что на момент организации К(Ф)Х и ЛПХ не могут привлечь кредитные ресурсы, в Пензенской области предусмотрели механизм их товарного кредитования за счет средств областного бюджета, выделенных муниципальным образованиям в виде субвенций с последующим внесением их в уставные капиталы муниципальных унитарных предприятий «Агентство поддержки бизнеса» (рис. 3). По мере возврата средств выделенного товарного кредита денежные средства реинвестируются на создание новых ЛПХ и К(Ф)Х. На эти цели из бюджета области за два года направлено более 60 млн р. Организационноэкономические меры по стимулированию развития малых форм хозяйствования на селе, позволили только за 2006 г. зарегистрировать дополнительно 1132 К(Ф)Х. В результате этого
количество К(Ф)Х составило 3534. Вместе с тем следует отметить, что для вновь создаваемых К(Ф)Х получение кредитов в банках довольно проблематично. Общая прокредито-ванность крестьянских (фермерских) хозяйств, по данным Управления сельского хозяйства Пензенской области, составляет 5,93%.
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств Управление сельского хозяйства области предварительно определяет размер субвенции по каждому муниципальному району исходя из количества крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств в районе, количества заявленных ими для приобретения голов для откорма, других видов скота и птицы, а также других материальных ресурсов.
Управление сельского хозяйства
субвенции Г
Муниципальные образования
1 вклад в уставный г капитал
р е инвестиро ванне
МУП "Агентство поддержки бизнеса"
товарный
кредит
і Г
К(Ф)Х К(Ф)Х Е(Ф)Х
_п
К(Ф)Х К(Ф)Х К(Ф)Х К(Ф)Х
Рис. 3. Механизм поддержки крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств
В связи с принятием Федерального закона № 131 «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные органы получили широкие полномочия по управлению муниципальными районами. Они могут за счет местных бюджетов поддерживать личные подсобные хозяйства населения, включая обеспечение их молодняком скота и птицы, кормами, транспортом и т. п .
Начиная с 2002 г. наблюдается положительная динамика роста удельного веса крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме производства зерновых, подсолнечника, сахарной свеклы. Практически весь товарный картофель и овощи производятся в личных подсобных хозяйств. Также высок их удельный вес в производстве продукции животноводства (табл. 1). При всем этом за время реализации ПНП в крестьянских (фермерских) хозяйствах поголовье скота к уровню 2005 г. увеличилось: КРС на 67%, в том числе коров на 50%; свиней в 2,5 раза; овец и коз на 53%.
В области зарегистрировано 76 кооперативов, в том числе 30 кредитных и 46 перера-батывающе-сбытовых и заготовительных (по соглашению с Минсельхозом России планировалось создание 12 кооперативов всех видов).
Созданные кооперативы объединяют 19 сельхозпредприятий и около 200 крестьянских
(фермерских) и личных подсобных хозяйств, общий размер паевых фондов составляет более 7 млн р. Кооперативы закупают излишки сельхозпродукции у сельского населения, занимаются ее переработкой, обеспечивают сельхозпродукцией организации бюджетной сферы и перерабатывающие предприятия, поставляют продукцию на рынки и в торговую сеть. Объем заготовленной, переработанной и сбытой сельскохозяйственной продукции в
2007 г. составил более 74 млн р., или в 15 раз превысил уровень 2006 г.
Кредитными кооперативами выдано более 103 млн р., в том числе в 2007 г. - 93 млн р., займов своим пайщикам, что способствует укреплению хозяйств и увеличению товарного производства (табл. 2). В состав кредитных кооперативов вошло более 700 членов. Ими получено в Пензенском региональном филиале ОАО «Россельхозбанк» 13 кредитов на
сумму 14,3 млн р. В два кооператива банк вошел как ассоциированный член.
Ведущая роль в решении проблем развития сельской кооперации и малых форм хозяйствования отводится ОАО «Россельхозбанк» с филиальной сетью и сетью дополнительных офисов. Для этого государством вносится в уставный капитал банка 5,7 млрд р. в
2008 г. и по 1 млрд р. ежегодно до окончания программы.
1. Удельный вес К(Ф)Х и ЛПХ в общем объеме производства основных видов ___________________сельскохозяйственной продукции, %____________________
2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Крестьянские (фермерские) хозяйства
Удельный вес в общем объеме производства зерновых и зернобобовых 6,9 7,4 11,9 12,3
Удельный вес в общем объеме производства подсолнечника на зерно 6,4 7,8 9,6 15,2
Удельный вес в общем объеме производства сахарной свеклы 9,7 12,1 14,6 13,6
Удельный вес в общем объеме производства мяса скота и птицы (в убойной массе) 0,60 0,90 0,90 0,70
Удельный вес в общем объеме производства молока 1,1 1,1 1,00 1,00
Хозяйства населения
Удельный вес в общем объеме производства картофеля 98,10 97,40 96,70 97,20
Удельный вес в общем объеме производства овощей 94,30 92,80 94,20 93,80
Удельный вес в общем объеме производства мяса скота и птицы (в убойном весе) 55,10 53,60 56,00 54,20
Удельный вес в общем объеме производства молока 62,90 65,90 67,10 67,00
Удельный вес в общем объеме производства яиц 45,30 49,20 44,50 57,80
2. Показатели развития сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (СКПК)
Показатели 2006-2007 гг.
Всего зарегистрировано кооперативов 30
Действующие 13
Недействующие 17
Паевой фонд заявленный, тыс. р. 12010
Паевой фонд оплаченный, тыс. р. 11399
Размер оплаченного паевого фонда в расчете на 1 кооператив, тыс. р. 380
Всего зарегистрировано кооперативов 30
Юридические лица 100
Физические лица 610
Сумма выданных займов всего, тыс. р. 103000
Сумма выданных займов в расчете на 1 кооператив, тыс. р. 3433
Отношение суммы выданных займов к размеру оплаченного паевого фонда, раз 9
Количество кредитов ПРФ РСХБ, выданных СКПК 13
Сумма кредитов, полученных в РСХБ, тыс. р., кредитование 3:1 (на 1 р. паевого фонда 3 р. кредитных) 14255
За время реализации ПНП «Развитие АПК» Пензенский филиал ОАО «Росссельхоз-банк» выдал 24 кредита на сумму 43,2 млн р. вновь созданным кооперативам 11 районов
области. Целевые займы субсидируются в размере 100% ставки рефинансирования ЦБ. В 2007 г. «Россельхозбанк» выдал 17 кредитов на сумму 33 млн р., из которых 8 кредитов на
сумму 7 млн р. сельскохозяйственным кредитным кооперативам и 9 кредитов на сумму более 26 млн р. сельскохозяйственным потребительским кооперативам. На стадии завершения находится еще четыре кредитных проекта: три относятся к сельскохозяйственным потребительским кооперативам и один - к кредитному кооперативу (сельскохозяйственные потребительские кооперативы: «Хопровский хутор» Колышлейского района - 3,6 млн р., «Никольский» Малосердобинского района - 2,99 млн р., «Надежда» Сердобского района - 292,5 тыс. р., кредитный кооператив «Кредит» Ис-синского района - 870 тыс. р.). В двух кредитных кооперативах банк выступил ассоциированным членом, это «Степь» Колышлейского района (2,2 млн р.) и «Содружество» Шемы-шейского района (1,2 млн р.).
Вместе с тем из 43 созданных сельскохозяйственных потребительских кооперативов деятельность ведут 27 (63% от числа зарегистрированных), а из 30 кредитных кооперативов работают только 13 (43% от общего числа). В качестве основных проблем функционирования можно выделить следующие факторы:
- недостаточная информированность населения о сути кооперативов и возможностях их организации в рамках ПНП «Развитие АПК»;
- неудовлетворительная организационная работа с активным малым бизнесом;
- слабая капитализация паевых фондов на начальном этапе работы кооперативов;
- проблемы с обеспечением кредитов;
- отсутствие достаточной методической и учебной базы;
- низкий уровень подготовки менеджмента в кооперативах;
- отсутствие инфраструктуры коопера-
тивной системы (кооперативов второго уровня, ревизионных союзов, учебно-
консультационных центров).
В государственной программе «Развитие сельского хозяйства» есть раздел «Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе», в котором предусмотрено:
- обеспечение доступа личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов к кредитам;
- развитие системы сельскохозяйственной кредитной кооперации;
- создание и развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции.
Развитие сельской кооперации возможно по двум направлениям. Первое: в регионах формируются кооперативы, которые работают независимо друг от друга; второе: создаются
региональные системы сельской кооперации, которые объединяют кооперативы двух уровней - районные местные кооперативы (первый уровень) и региональный (областной) кооператив (второй уровень), в него входят на правах членов кооперативы первого уровня. В качестве перспективной задачи развития агропромышленного комплекса Пензенской области можно выделить построение системы кооперации с выделением нескольких уровней (рис. 4).
Преимущества системы кооперации состоят в том, что она:
- помогает каждому кооперативу совершенствовать структуру, стабильно получать поддержку, в том числе и финансовую, со стороны кооператива второго уровня;
- помогает осуществлять финансовое регулирование деятельности кредитных кооперативов в целях снижения рисков;
- помогает применять единую нормативную документацию, единую систему подбора и подготовки кадров, дает возможность создания единой системы гарантий, системы аудита и обеспечивает сотрудничество с государственными органами;
- способствует использованию временно свободных средств одних кооперативов для удовлетворения финансовых и материальных потребностей других кооперативов.
Функции кредитного кооператива второго уровня:
- перераспределение свободных денежных средств между кредитными кооперативами первого уровня;
- снижение финансовых рисков в деятельности региональной системы кредитной кооперации;
- создание резервов, обеспечивающих устойчивое развитие системы кредитной потребительской кооперации;
- организация и мониторинг кредитной кооперативной системы;
- поиск источников финансирования и привлечение финансовых ресурсов в систему кредитной кооперации региона;
- разработка и внедрение автоматизированной базы данных по заемным и бухгалтерским операциям кредитных кооперативов;
- разработка методических материалов, касающихся деятельности кредитных кооперативов;
- обучение и консультации членов кооперативов первого уровня;
- разработка единых норм документооборота;
- представление интересов региональной системы кредитной кооперации в национальных кредитных кооперативных организациях.
Рис. 4. Перспективная модель развития сельскохозяйственной потребительской кооперации на региональном уровне
Одна из главных задач кооператива второго уровня - способствовать развитию и совершенствованию деятельности первичного кооператива, расширению сферы его влияния, улучшению условий предоставления займов, наращиванию объемов и видов финансовых услуг для удовлетворения в них спроса членов кооператива.
Динамичное и эффективное развитие системы сельской потребительской кооперации должно стать предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли проблем и способом сокращения бедности , повышения продовольственной безопасности страны и сохранения сельских территорий.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОЙ КРЕДИТНОЙ КООПЕРАЦИИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
М.С. Мамедов, руководитель Нижегородской консультационной службы АПК
Процесс формирования системы сельской кооперации в Нижегородской области начался после объявления Президентом Российской Федерации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». В Нижегородской области незамедлительно приступили к его реализации, была проведена большая подготовительная работа с участниками кооперации. В настоящее время в рамках реализации национального приоритетного проекта «Развитие АПК» по направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» идет формирование сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации по разработанной фондом «Нижегородская консультационная служба АПК» методологии (рис. 1, 2).
При организации кооперативов и при развитии малых форм хозяйствования в целом большую роль играют стартовые условия финансирования. Объективная потребность финансового обеспечения сельхозтоваропроизводителей неизбежно приводит к возникнове-
нию новых форм организации финансовокредитного обеспечения села. Сельскохозяйственная кредитная потребительская кооперация, предоставляя финансовые услуги, увеличивает возможность развития малого предпринимательства, тем самым снижает социальную напряженность на селе.
Это особенно важно в депрессивных районах области, где незначительно представлены банковская система и другие институты финансовых услуг. Кроме этого, немаловажное значение имеет и то, что наиболее полно привлекаются личные средства граждан в экономику области.
Система сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации также полезна и для подавляющего большинства коллективных сельскохозяйственных предприятий Нижегородской области, поскольку только немногие хозяйства не имеют долгов и проплачивают текущие налоговые платежи, а значит, смогут при недостатке оборотных средств получить кредит в коммерческих банках. Осталь-