УДК 338.465.4:332.142
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КОМПЛЕКСОВ
Бушуева И. В.
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
This study investigates the development of regional consumer complex. In addition, the paper examines the conceptual methods used to control the consumer complex both as a source of contribution to the quality of life and the foundation of regional economic growth. Presented conceptual methods include macro policies and mesopolicy within the shaping and development of regional consumer complex, goals, objectives, principles, framework, and criteria of performance assessment along with organizational and economic implementation of the concept.
В данной статье представлены проблемы развития регионального потребительского комплекса, а также концептуальные подходы к его регулированию как источника повышения уровня и качества жизни населения и источника регионального экономического роста. Настоящие концептуальные подходы включают в себя концептуальные направления макро- и мезополитики в области формирования и развития регионального потребительского комплекса, цели, задачи, принципы и условия, критерии оценки эффективности, а также организационно-экономический принцип реализации концепции.
в связи с переориентацией в последние десятилетия целевых установок регионального управления на приоритетные задачи экономического роста и отсутствием должного внимания к вопросам формирования (восстановления) потребительского комплекса региона в его отраслевых составляющих накопилось достаточное число проблем, которые проводимые экономические реформы еще не сумели полностью решить. Исследование практики федерального и регионального регулирования развития регионального потребительского комплекса позволило выделить из них те проблемы, которые в наибольшей степени тормозят рост эффективности функционирования комплекса как значимого элемента регионального хозяйства и как основного источника повышения уровня благосостояния населения, в их числе:
• отсутствие системного подхода к регулированию формирования и развития регионального потребительского комплекса как
на федеральном, так и на территориальном уровнях;
• разрозненность и рассредоточенность управляющих функций в подразделениях региональных органов управления, нередко наблюдающаяся несогласованность действий;
• несовершенство законодательной и нормативной базы регулирования;
• низкий уровень информатизации процессов управления;
• дотационность как основа функционирования наиболее масштабных отраслевых составляющих;
• недостаточность либо отсутствие финансового обеспечения реализации функций местного самоуправления;
• недостаточно интенсивное развитие общественных форм самоуправления.
Среди проблем инфраструктурного характера основными можно считать:
• низкий уровень технической и технологи-
ческой оснащенности предприятий;
• неразвитость механизмов региональной и муниципальной организационной и экономической поддержки, адаптированных к специфике хозяйственных субъектов потребительского комплекса;
• разрушение системы целевой подготовки кадров для потребительского комплекса и управляющих региональных структур;
• неразвитость коммуникативных возможностей в регионах, в том числе специализированных интернет-ресурсов и online торговли;
• отсутствие механизмов саморегулирования и ассоциативной поддержки среди предприятий и организаций регионального потребительского комплекса и др. Необходимо обозначить еще одну проблему, имеющую в данный момент перспективный характер, но не становящуюся от этого менее серьезной. Речь идет о потенциальной отмене Общероссийского классификатора платных услуг населению (ОКУН) [2]. в настоящий мо-ментданныйклассификаторявляетсядействую-щим и наряду с общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКвЭД) [1] регламентирует многие аспекты: от формирования статистической отчетности до разработки нормативно-законодательной базы. Отмена ОКУН планируется после введения в действие еще одного классификатора — Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД). Проблема заключается в том, что все отраслевые группы и виды услуг в новых классификаторах разнесены в разные разделы и носят наименования, отличные от принятых в настоящее время. Кроме того, часть услуг вообще выпала из классификаторов, в некоторых случаях услуги объединены с производственной деятельностью либо с товарами промышленного и потребительского назначения. Полный переход от ОКУН к ОКПД и ОКвЭД в действующих редакциях приведет к ряду серьезных проблем в связи с необходимостью изменения нескольких тысяч нормативных правовых актов как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.
Решение данных проблем требует пересмотра и переосмысления подходов к региональной политике в области формирования и функционирования потребительских комплексов. в качестве базового элемента регу-
лирования развития регионального потребительского комплекса предлагаются концепции макро- и мезорегулирования соответствующей направленности, реализуемые в условиях административной реформы, структурных и институциональных преобразований системы управления региональной экономикой. Основная цель данной концепции — создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей населения на основе повышения эффективности хозяйственной деятельности и стимулирования экономического роста региона.
в ходе реализации концепции будут решены следующие задачи:
• обеспечение на территории региона всего многообразия товаров и услуг, а также форм обслуживания для расширения возможностей населения и организаций получения (потребления) максимального количества высококачественных услуг в процессе своей жизнедеятельности;
• содействие развитию рыночной инфраструктуры потребительского комплекса, различного рода профессиональных услуг, а также освоению и распространению новых, современных наукоемких и экономичных технологий;
• формирование массовой доступности всей совокупности товаров и услуг с точки зрения территориального размещения организаций потребительского комплекса, их режимов работы, возможностей обслуживания в удобных для потребителей местах: на дому, по месту основной деятельности (учебы, производства, бизнеса), в общественных местах, зонах отдыха;
• организация на территориях региона комплекса обслуживания, включающего все уровни классности, в целях обеспечения ценовой доступности товаров и услуг различным категориям населения;
• обеспечение населения социально значимыми товарами, продуктами и услугами, создание условий полноценного обслуживания слабозащищенных групп населения;
• существенное повышение качества услуг и культуры обслуживания, обеспечение соответствия услуг международным стандартам. Основные концептуальные направления
макро- и мезополитики в области региональных потребительских комплексов приведены на рис. 1.
Макроэкономический уровень регулирования формирования и функционирования региональных потребительских комплексов (РПК)
Направление 1. Формирование трехуровневой системы полномочий регулирования РПК
- разграничение предметов ведения и полномочий федеральных, региональных и муниципальных органов власти в части регулирования развития отраслевых составляющих РПК; — - разработка закрытого перечня инструментов регионального и муниципального регулирования функционирования РПК и его отраслевых составляющих; - законодательно закрепленное делегирование полномочий контроля и регулирования качества продуктов, товаров и услуг РПК субъектам Федерации
Направление 2. Формирование нормативно-законодательной базы регулирования развития РПК и го отраслевых составляющих
___ - разработка базовых законодательных документов (федеральных законов), регламентирующих
деятельность отраслевых сегментов РПК, не включенных в федеральное законодательное поле;
— - совершенствование действующих законодательных документов с учетом накопленного в национальном и региональных масштабах практического опыта и проблем;
___ - формирование и/или совершенствование специфической законодательной базы по отдельным
аспектам функционирования РПК (антимонопольная сфера — снижение порога доминирования для сетевых структур и т.п.);
- разработка национальных стандартов в области оказания услуг, в том числе социально-значимых услуг
Мезоэкономический уровень регулирования формирования и функционирования региональных потребительских комплексов (РПК)
- Направление 1. Разработка региональной стратегии развития РПК
- Направление 2. Формирование региональной законодательной базы регулирования и регламентации развития РПК и его отраслевых элементов
- совершенствование действующей региональной законодательной базы в области регулирования функционирования рынка услуг, приведение ее в соответствие с федеральным законом; — разработка и правовое закрепление типовых методических рекомендаций в области ценообразования и обеспечения качества услуг; — - разработка и внедрение региональной системы классификации организаций на категорию; — правовое закрепление механизма мотивации хозяйственных субъектов к обслуживанию социально незащищенных категорий граждан; - правовое закрепление системы контроля за деятельностью организаций РПК
Направление 3. Реализация социальных функций РПК
' г 4-7 - создание дополнительных рабочих мест по обслуживанию социально незащищенных категорий населения (в том числе на базе системы ЦСО); — - размещение регионального и муниципального заказа на обслуживание социально незащищенных граждан; — - разработка региональных минимальных социальных стандартов в области обслуживания (в качестве базы для обоснования расходов бюджета под финансирование реализации социальных функций) Рис. 1. Концептуальные направления макро- и мезополитики в области формирования и развития регионального потребительского комплекса
1-3
Продолжение рис. 1
— Направление 4. Обеспечение доступности и качества товаров и услуг РПК.
разработка схемы рационального размещения обслуживающих организаций РПК на территории региона, регулирование их территориального размещения;
- проведение классификации действующих организаций на категорию;
_ - разработка системы требований, предъявляемых к вновь открывающимся и претендующим на категорию организациям;
- создание региональных систем добровольной сертификации товаров, продуктов и услуг, не подлежащих ~ обязательному лицензированию и сертификации;
_ - стимулирование практики добровольной сертификации услуг;
- разработка системы и проведение конкурсов среди организаций и конкурсов профессионального мастелства
Направление 5. Развитие инфраструктуры РПК
- развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров всех уровней (рабочие профессии, ~ среднее и высшее управленческие звенья, специалисты региональных и муниципальных органов
управления): взаимодействие с учебными заведениями на территории региона и за его пределами, организация и проведение постоянно действующих и разовых семинаров;
_ - организация межрегионального взаимодействия с отраслевыми научными учреждениями и организациями;
создание системы многопрофильных бизнес-инкубаторов, технопарков, бизнес-парков и деловых центров;
- поддержка развития отраслевых и территориальных объединений, союзов, ассоциаций и других общественных объединений;
_ - создание информационно-аналитических центров (баз данных) для целей мониторинга РПК;
- - создание районных систем централизованной рекламы для организаций РПК;
-- формирование системы оказания деловых услуг (консалтинг, сертификация и экспертиза и т.п.) для организаций и предпринимателей РПК;
- развитие сети специализированного снабжения для отдельных отраслевых составляющих РПК
Направление 6. Восстановление и развитие потребительской кооперации как функционального элемента РПК
_ Направление 7. Развитие приоритетных отраслевых составляющих РПК
Включение в концепцию такого направления, как формирование трехуровневой системы полномочий регулирования развития региональных потребительских комплексов, обусловлено необходимостью структурировать управляющие воздействия, в первую очередь в области регулирования торговли. Основной задачей здесь является разработка закрытого перечня регулирующего инструментария, так как в его отсутствие зачастую срабатывает принцип «что не запрещено — то разрешено» и т.п. Закрепление и уточнение полномочий регулирования на всех уровнях управления неразрывно связано с законотворческой деятельностью. В первую очередь необходимо законодательное очерчивание правового регулируемого поля для тех отраслевых составляющих потребительско-
го комплекса, которые до настоящего времени практически не имеют федеральной законодательной базы. Кроме того, важным моментом также является расширение и перенос положительного законодательного опыта отдельных регионов на другие территории, а также совершенствование действующей законодательной базы. Так, например, в части антимонопольного регулирования необходимо законодательное закрепление снижение порога доминирования на рынке в отношении сетевых торговых структур. Архиважной задачей является установление льготных условий приватизации муниципального имущества для малых предприятий регионального потребительского комплекса с обязательным сохранением профиля деятельности предприятия. К этой же категории
задач необходимо добавить вопросы совершенствования классификаторов — действующего ОКВЭД и проекта ОКПД, так как существующая ситуация угрожает потерей основной доли отраслевых составляющих потребительского комплекса как объекта статистической отчетности, наблюдения, прогнозирования, налогообложения, чего в условиях тотального дефицита информации о данной сфере нельзя допустить ни в коем случае. Законодательные мероприятия должны проводиться параллельно с организационными, но с условием опережающего совершенствования законодательной базы по каждому направлению, так как любые организационные изменения должны проводиться с соблюдением четких законодательных рамок. Поэтому вопросы законотворческой деятельности являются определяющими в части формирования рамочных макроэкономических условий регулирования функционирования региональных потребительских комплексов.
Мезоэкономическая политика формирования и развития регионального потребительского комплекса в своей основе должна иметь соответствующую стратегию. Региональная стратегия развития потребительского комплекса должна определяться целью — достижением экономического роста региона на основе ориентации на первоочередное удовлетворение потребностей населения. В то же время разрабатываемая стратегия должна органично вписаться в общую региональную стратегию социально-экономического развития, это обусловлено тесными взаимосвязями и значимой ролью потребительского комплекса и его отраслевых составляющих в региональной экономике. Реализация указанной стратегии подразумевает обязательное совершенствование региональной законодательной базы и приведение ее в соответствие с федеральным законодательством. На этом уровне также должен быть закреплен перечень полномочий и инструментарий воздействия на условия хозяйствования и поведение хозяйственных субъектов потребительского комплекса. Данные мероприятия являются базовыми для остальных концептуальных направлений, так как фактически они формируют рамочные условия для реализации социальных функций регионального потребительского комплекса, обеспечения необходимого уровня доступности (в широком смысле) и качества реализуемых субъектами регионального потребительского
комплекса товаров и услуг, восстановления и развития инфраструктуры комплекса, а также развития приоритетных для данного конкретного региона его отраслевых составляющих.
В этом контексте особую значимость приобретает задача разработки системы региональных минимальных социальных стандартов в области обслуживания населения, так как они являются отправной точкой для обоснования бюджетных расходов, связанных с финансированием реализации социальных функций регионального управления. Наличие уточненных дифференцированных по территориям нормативов позволит более объективно планировать соответствующие статьи бюджетных расходов.
Классификация предприятий по категориям (категорирование) является механизмом формирования достоверной информации об оказываемых на рынке услугах и способствует решению вышеуказанных проблем, развитию добросовестной конкуренции. Внедрение категорирования позволяет потребителям сделать обоснованный выбор того или иного предприятия и его услуг, в некоторых случаях — снизить трансакционные издержки на поиск информации о качестве и условиях оказания услуг. Предприятия-исполнители услуг в результате развития категорирования получают механизм компетентного авторитетного подтверждения высокого качества элитных и других хорошо работающих предприятий, которое может быть использовано в рекламных целях; объективную информацию о качестве услуг, оказываемых другими предприятиями (конкурентами). Потребители в свою очередь получают каналы доступа к объективной информации о соотношении «цена/качество» выполняемых услуг на каждом конкретном предприятии. Решению этих задач способствует и создание региональных систем добровольной сертификации и расширение соответствующей практики сертификации продуктов, товаров и услуг, не подлежащих обязательному лицензированию и сертификации. С одной стороны, это способствует повышению информированности потребителя, с другой стороны, обеспечивает предприятию дополнительные конкурентные преимущества, добросовестному участнику потребительского рынка.
Деятельность по повышению профессиональной квалификации, переподготовке работающих кадров и по подготовке новых кадров, владеющих современными технологиями про-
изводства продукции и оказания услуг, а также технологиями и методами управления должна охватывать все уровни кадрового обеспечения регионального потребительского комплекса: рабочие профессии, среднее и высшее управленческие звенья предприятий, специалисты муниципальных администраций, саморегули-руемые организации, организаций территориального общественного самоуправления и т.п.
Повышение профессионального уровня трудового потенциала регионального потребительского комплекса может быть реализовано на базе организации взаимодействия муниципальных органов управления, предприятий комплекса, а также начальных, средних профессиональных и высших профильных учебных заведений для в интересах целевой подготовки кадров за счет организации системы разовых и функционировании постоянно действующих бесплатных краткосрочных семинаров по актуальным вопросам на базе саморегулируемых организаций, формировании соответствующих направлений в региональных и муниципальных программах подготовки кадров.
Поскольку многие отраслевые составляющие регионального потребительского комплекса представляют собой наукоемкие секторы региональной экономики и с учетом высокой потребности в обновлении технико-технологического уровня и материальной базы хозяйственных субъектов комплекса, повышении экологических и качественных требований к производственным и потребительским процессам, высокой энерго- и ресурсоемкости комплекса, опережающее развитие отраслевой научной и инновационной базы можно считать одним из базовых условий его развития. Научные разработки в области управления, техники, технологии и материалов для отраслей потребительского комплекса могут выполняться на базе партнерских взаимоотношений муниципальных органов управления и хозяйственных субъектов и их объединений, так как оба эти сегмента заинтересованы в финансировании и развитии соответствующих исследований. Здесь также может быть использован конкурсный механизм с привлечением научных и учебных организаций на основе долевого финансирования.
Необходимым и важным условием дальнейшего успешного развития регионального потребительского комплекса в области инфраструктуры является также потребность в создании доступной, достоверной и оперативно
действующей информационно-аналитической системы, используемой для целей мониторинга и формирования базы данных по соответствующим параметрам развития комплекса и его сегментов. Основным элементом этой системы должны быть реестры хозяйственных субъектов потребительского комплекса единой установленной формы. Такая система необходима не только для субъектов управления, но и для всех участников процесса производства и потребления товаров, продуктов и услуг комплекса, так как содержит в себе информацию маркетингового и индикативного характера. Развитие этой системы и повышение эффективности ее использования возможно при условии широко применения информационных технологий. Высокий уровень включения в хозяйственную деятельность комплекса субъектов малого предпринимательства ставит проблему специализированного материально-технического обеспечения. В рамках предлагаемой концепции предполагается создание на базе отраслевых ассоциаций снабженческой сети, позволяющей значительно снизить затраты предприятий и, соответственно, цены на их услуги.
При разработке и реализации концепции формирования и развития регионального потребительского комплекса особое внимание необходимо уделить вопросам восстановления и дальнейшего развития потребительской кооперации как эффективного механизма реализации поставленных задач в отношении сельского населения. Важной задачей данного направления является перевод организаций потребительской кооперации из состояния оп-товиков-монополистов, в которое они, по сути, перешли, в состояние функционирующих в условиях ограничения нижнего порога закупочных цен и верхнего порога торговых наценок перераспределительных центров.
Определяющим условием эффективной реализации предлагаемой концепции является формирование региональной политики регулирования развития потребительского комплекса на основе соблюдения следующих основополагающих методологических принципов и требований:
• неразрывной связи концепции регулирования регионального потребительского комплекса с общей социально-экономической стратегией развития региона;
• первичности задач обеспечения удовлетворения потребностей населения региона по отношению к задачам обеспечения регио-
нального экономического роста;
• учета изменений в ценностных ориентациях населения, повышения значимости фактора рационального использования свободного времени в целях повышения культурного и образовательного уровня;
• учета сложившейся пространственной структуры мест приложения труда региона, действующей торговой сети и сети разнонаправленных объектов обслуживания;
• учета системы расселения, основных миграционных потоков и потребительских предпочтений различных групп дневного населения на каждой территории региона;
• учета качественных и количественных изменений в развитии транспортной системы региона, роста автомобилизации населения и, как следствие, повышение его мобильности;
• выбора таких типов предприятий, которые с учетом условий их размещения в структуре региона и по составу ассортиментных групп товаров и услуг наиболее полно отвечают потребностям людей, пользующихся ими на соответствующей территории региона (проживающих, работающих, посещающих эту зону по тем или иным причинам);
• размещения предоставляющих комплекс услуг объектов, обеспечивающего наилучшие условия их доступности и минимальные затраты времени населения;
• учета целесообразности организации, выбранных масштабов, ориентации и состава комплекса обслуживания в сложившихся на данной территории региона организационно-экономических условиях осуществления предпринимательской деятельности;
• размещения и выбора типов специализированных и комплексных объектов с учетом удовлетворения требований обслуживания сегодняшнего дня и достаточно длительной перспективы (как с точки зрения удовлетворения меняющихся потребностей населения, так и с точки зрения улучшения организации обслуживания).
Соблюдение этих принципов и требований
поможет, с одной стороны, максимально удовлетворить потребности различных категорий населения и дневных мигрантов и тем самым обеспечить необходимую эффективность капиталовложений в организацию комплекса обслуживания, с другой — создать условия для роста эффективности деятельности предприя-
тий за счет привлечения и удержания дополнительных клиентов.
Для достижения поставленных целей приоритетными направлениями деятельности региональных и муниципальных органов управления по регулированию развития регионального потребительского комплекса должны стать мониторинг состояния социальной сферы и рынка услуг региона; прогнозирование развития потребностей в товарах и услугах и тенденций развития самого потребительского комплекса и его составляющих; социально-экономическое нормирование основных показателей развития регионального потребительского комплекса; регулирование территориального размещения объектов регионального потребительского комплекса; правовое обеспечение рамочных условий взаимодействия субъектов функционирования потребительского комплекса; программно-целевое планирование решения важнейших проблем развития регионального потребительского комплекса.
Источниками финансирования реализации предлагаемой концепции должны стать средства региональных и муниципальных бюджетов, корпоративного сектора и потребителей товаров и услуг регионального потребительского комплекса. При этом основная нагрузка по финансированию мероприятий концепции должна быть перенесена именно в корпоративный сектор, поскольку превалирующее число мероприятий направлено на развитие рыночной составляющей комплекса.
Экономическую и социальную эффективность реализации предлагаемой концепции можно оценить в соответствии со следующими критериями:
• наличием сформированного целостного правовогополяфункционированияхозяйст-венных субъектов регионального потребительского комплекса;
• степенью гарантированности удовлетворения социально значимых потребностей социально незащищенных категорий населения региона;
• степенью территориальной и ценовой доступности товаров и услуг для населения и региона и мигрантов, пребывающих на его территории;
• совокупным уровнем удовлетворения потребностей всех категорий населения и мигрантов;
• темпами развития сети предприятий и орга-
Рис. 2. Организационно-экономический механизм регулирования регионального потребительского комплекса
низаций регионального потребительского комплекса;
• динамикой темпов экономического роста региона и др.
Оценка эффективности должна осуществляться на основе динамики основных показателей по приведенным критериям и носить комплексный характер.
Для реализации разработанных концептуальных и методологических подходов регулирования регионального потребительского комплекса и его отраслевых составляющих необходим специальный организационно-экономический механизм. Такой механизм должен строиться с учетом роли и места отраслевых групп услуг и видов деятельности в системе удовлетворения потребностей населения региона, а также перспектив функционирования в условиях рынка. Предлагаемый механизм управления представлен на рис. 2. Источники финансовых ресурсов представляют собой средства потребителей (предпринимательский доход, заработная плата, пенсионные и социальные выплаты и т.п.); инвестиции (государственные и муниципальные инвестиции, средства предпринимательского сектора, средства
частных фондов и частных лиц); кредитные ресурсы (средства кредитных учреждений, бюджетные кредиты).
Привлечение финансовых ресурсов для развития регионального потребительского комплекса осуществляется посредством оплаты потребителей приобретаемых товаров и потребляемых услуг, адресного бюджетного субсидирования, прямого и портфельного финансирования, выпуска и размещения муниципальных ценных бумаг, заключения концессионных соглашений, проведения конкурсных торгов на размещение государственных и муниципальных заказов, осуществление косвенного субсидирования хозяйственных субъектов (политика льгот), предоставление государственных и муниципальных гарантий, благотворительности.
С учетом того, что основная доля хозяйственных субъектов потребительского комплекса относится к рыночному сектору. При этом они выполняют ряд социальных функций: оказывают социально значимые виды услуг и реализуют социально значимые товары. Базовой организационной формой взаимодействия региональных органов управления,
предпринимателей и организаций регионального потребительского комплекса может являться государственно-частное партнерство. Такое партнерство может быть реализовано посредством сотрудничества хозяйственных субъектов, региональных органов управления и органов местного самоуправления по отдельным вопросам социально-экономического развития региона, в том числе в области решения проблем обеспечения достойного уровня и качества жизни для социально незащищенных категорий населения. Партнерское участие может также проявиться в совместном составлении и реализации целевых программ развития потребительского комплекса.
Возможной формой организации взаимодействия в решении вопросов предоставления общественных благ может являться муниципально-частное партнерство в форме создания хозяйствующих субъектов на основе смешанной собственности, совместного финансирования проектов на договорных условиях, а также размещения муниципального заказа. Наиболее распространенной формой организации партнерских отношений в вопросах реализации социальных функций регионального потребительского комплекса должны стать концессионные соглашения. Именно такой подход позволит минимизировать негативные эффекты от противоречий интересов, возникающих в процессе достижения рыночных целей хозяйственными субъектами потребительского комплекса и решения задач региональной социальной политики, а также расширить поле соприкосновения общественных, коллективных и частных интересов всех субъектов регионального потребительского комплекса.
Механизм регулирования и контроля, по сути, должен включать в себя три основные составляющие: техническое регулирование, технологический и экологический контроль, контроль за соблюдением прав производителя; контроль за качеством товаров и услуг, соблюдением прав потребителя; контроль за использованием ресурсов.
Необходимо отметить особую роль в предложенном механизме таких субъектов, как объединения предпринимателей. Участие предпринимательских союзов, ассоциаций и других выразителей хозяйственных интересов как субъектов регулирования функционирования и развития региональных потребительских комплексов может осуществляться в следующих направлениях.
Первое направление — формулировка основных отраслевых и общехозяйственных проблем, связанных с конкретными, представляемыми данным объединением видами деятельности, и донесение этих проблем до муниципальных и региональных органов управления. Лоббирование отраслевых интересов предпринимательского сообщества и участие в процессе разработки политики регулирования развития регионального потребительского комплекса с целью возможной корректировки ее отдельных положений в необходимом направлении. в целях реализации данного направления целесообразно расширить и активизировать участие представительства ассоциативных объединений предпринимателей в совещательных и экспертных структурах, функционирующих при региональных и муниципальных органах управления, курирующих потребительский комплекс.
второе направление — подготовка отраслевых и территориальных программ, прогнозов и проектов, предложений по развитию и управлению регионального потребительского комплекс и его отраслевых составляющих, самостоятельное продвижение и реализация данных программ.
Для проведения самостоятельных прогнозно-аналитических исследований и разработок необходимо наличие соответствующей информационной базы и научных кадров. в связи с этим представляется целесообразным наладить партнерские взаимоотношения либо включать в состав отраслевых объединений предпринимателей специализированные исследовательские и аналитические структуры, а также отраслевые учебные заведения, ведущие практические научные разработки соответствующей направленности. Этой же деятельностью может заниматься и упомянутый нами ранее информационно-аналитический центр, он может быть организован на базе научного или учебного заведения или являться самостоятельной структурой, включенной в региональную или даже межрегиональную систему поддержки и развития предпринимательской деятельности.
Третье направление — непосредственное участие в процессе реализации политики развития регионального потребительского комплекса и общественном контроле над ней может быть реализовано в рамках участия его представителей в работе органов и структур, занимающихся принятием и реализацией кон-
кретных управленческих решений в качестве консультантов либо в форме полноправного представительства.
вопросы восстановления и развития инфраструктуры регионального потребительского комплекса также целесообразно решать на базе ассоциативного взаимодействия хозяйственных субъектов в условиях развития института представительства сторон в процессе регулирования. Так, развитие системы целевой подготовки и повышения квалификации кадров для отраслевых составляющих потребительского комплекса может быть организовано по принципу совместного участия предпринимательского сектора и региональных и отраслевых учебных заведений. Объединения предпринимателей могут являться заказчиками разработки тех или иных образовательных программ, необходимых для конкретной отрасли, и при этом формировать целевые группы обучающихся, либо участвовать непосредственно в образовательном процессе в качестве носителей практических отраслевых и предпринимательских знаний и навыков, в обязательном поряд-
ке необходимых для качественной подготовки специалиста любого уровня. Таким же образом может быть организовано межрегиональное взаимодействие по вопросам развития научнотехнологической базы потребительского комплекса и его отраслевых составляющих, системы оказания деловых услуг для организаций и предпринимателей.
Немаловажную роль в механизме управления региональным потребительским комплексом играют объединения потребителей его товаров и услуг, в том числе в форме территориального общественного самоуправления. Основная задача таких организаций — контроль за качеством товаров и услуг, производимых и реализуемых хозяйственными субъектами потребительского комплекса. Кроме того, объединения потребителей, как и предпринимательские объединения, могут и должны участвовать в разработке и реализации региональной политики развития потребительского комплекса в качестве консультативного и контролирующего органа.
Литература
1. Постановление Росстандарта «О принятии и введении в действие ОКВЭД». — ОК 029-2001 от 6 октября 2001 г. № 454-ст.
2. Постановление Росстандарта «Общероссийский классификатор услуг населению» от 28 июня 1993 г. № 163.
3. Бушуева И. В. Региональный потребительский комплекс: теоретические и прикладные аспекты: Монография. — ГОУВПО МГУС. — М., 2007.
УДК 338.48
ТЕНЕВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ТУРИЗМЕ И ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ
Зайцева Н. А.
Институт туризма и гостеприимства (г. Москва), филиал ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
This paper summarizes findings from the study of shadow economic activities of tour agencies and hotels in Russia. The analysis shows the trends in concealed or reduced business activities usedfor tax evasion or avoiding other obligations. The shadow economic phenomenon is quite common in the Russian tour agencies and hotels. It threatens the Russian economy, as tourism becomes one of thefast growing industries, but also the economic damage is done to the companies (nontransparent financial activity encourages internal theft in these companies).