Научная статья на тему 'Цели, принципы и методы регионального управления потребительским рынком'

Цели, принципы и методы регионального управления потребительским рынком Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2039
1036
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / РЕГИОН / УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ РЫНКОМ / ЦЕЛИ / ПРИНЦИПЫ / МЕТОДЫ / АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ / CONSUMER MARKET / REGION / CONSUMER MARKET MANAGEMENT / OBJECTIVES / PRINCIPLES / METHODS / ALGORITHM OF FORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иневатова Ольга Александровна

Статья посвящена изучению теоретических и методологических подходов к управлению развитием регионального потребительского рынка. Выделены факторы социально-экономического развития региона, негативно воздействующие на состояние потребительского рынка, на предприятия и население региона. Привёден алгоритм формирования целей и задач управления комплексным развитием потребительского рынка. Обозначены задачи управления региональным потребительским рынком. Рассмотрены формы и методы воздействия на потребительский рынок его субъектами. Определены принципы регионального управления, государственной поддержки субъектов потребительского рынка региона. Названы мероприятия, направленные на создание эффективной системы государственного управления и регулирования экономики, воздействующие на потребительский рынок региона и способствующие его эффективному функционированию и развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECTIVES, PRINCIPLES AND METHODS OF THE REGIONAL CONSUMER MARKET MANAGEMENT

The article is devoted to the study of theoretical and methodological approaches to the management of the regional consumer market. The factors of the socio-economic development of the region negatively influencing the state of consumer market, enterprises and population of the region are pointed out. The algorithm of formation the objectives and purposes of the complex development of the consumer market management has been developed. The aims of the regional consumer market management are indicated. The forms and methods of influence on the consumer market by its subjects have been considered. The main principles of regional management and government support of the subjects of the regional consumer market have been determined. The measures directed to the creation of an effective system of state management and economy regulation and stimulating its efficient functioning and development are designated.

Текст научной работы на тему «Цели, принципы и методы регионального управления потребительским рынком»

Цели, принципы и методы регионального управления потребительским рынком

О.А. Иневатова, Оренбургский ГУ

Потребительский рынок составляет сферу непосредственного экономического воздействия на человека и фактор социальной стабильности в обществе. Его сбалансированность по ценам, товаропотокам, количеству и качеству товаров и услуг является необходимой составляющей оценки качества жизни населения.

По своему удельному весу и роли в обеспечении жизнедеятельности населения потребительский рынок занимает ведущее место в экономике региона. Он представляется нам как динамическая система причинно-следственных связей, обеспечивающих наибольшее соответствие производства товаров и услуг потребностям и платёжеспособному спросу населения, охватывающая всю совокупность экономических отношений производства, реализации и потребления материальных благ и услуг потребительской ориентации [1].

Исторический опыт развития потребительского рынка свидетельствует о необходимости применения стимулов и регуляторов, основанных на использовании отношений рынка [2].

Данный подход хорошо согласуется с представлениями об эффективном развитии предприятий потребительского рынка, однако может вести к формированию и развитию социальной напряжённости в регионе. На состояние потребительского рынка в настоящее время негативно воздействуют следующие факторы социально-экономического развития региона, которые могут усугубить негативное влияние предприятий потребительского рынка на население региона:

— низкая покупательная способность большинства категорий граждан;

— высокая дифференциация в уровне жизни в городах и сельской местности;

— неразвитость рыночной инфраструктуры регионов;

— наличие негативных тенденций в экономике регионов и др.

Анализ условий развития потребительского рынка позволяет делать выводы об имеющихся ресурсах, возможностях, направлениях и перспективах социально-экономического развития. С учётом региональных интересов формируются и активизируются цели, принципы и методы регионального управления. Управление комплексным развитием потребительского рынка должно включать в себя ряд взаимосвязанных и последовательно решаемых задач (рис.).

Основными задачами управления региональным потребительским рынком являются [3]:

— согласование интересов и потребностей отдельных групп населения с долговременными интересами общества;

— создание условий для повышения материального благосостояния граждан, обеспечение равенства социальных возможностей;

— обеспечение социальной защиты всех граждан и их основных гарантированных государством социально-экономических прав;

— обеспечение рациональной занятости в обществе;

— развитие рыночной инфраструктуры.

В стране заметно возросло количество хозяйствующих субъектов, работающих в сфере потребительского рынка. От деятельности этих предприятий зависит благополучие потребителя, а также экономическая и социальная стабильность в регионах России. Как показано в таблице 1, коммерческие организации имеют собственные формы и методы воздействия на потребительский рынок, однако цели, которые ставит перед собой частный бизнес, не всегда согласуются с целями

Рис. - Алгоритм формирования цели и задач управления комплексным развитием потребительского рынка 1. Формы и методы воздействия на потребительский рынок его субъектами

Регулирующие органы Объект управления Формы и методы воздействия

Органы местного самоуправления - объёмы производства товаров и услуг; - уровень цен и тарифов; - степень монополизации, развитие конкуренции; - качество товаров и услуг; - уровень доходов населения, доступность товаров и услуг - регулирование цен и налоговых ставок в местный бюджет; - муниципальный заказ на закупки; - приватизация помещений; - финансово-кредитная поддержка; - административные санкции; - ставки арендной платы

Корпоративные объединения и организации производителей и предпринимателей - технический уровень и обеспечение конкурентоспособности товаров; - качество товаров и услуг; - степень монополизации и свободы конкуренции - деловое консультирование; - содействие в подготовке кадров, повышении качества обслуживания; - проведение экспертиз; - моральное воздействие; - финансово-кредитная поддержка

Союзы и объединения потребителей - качество товаров и услуг - независимая экспертиза; - проведение кампаний по бойкоту и антирекламе в СМИ; - обращения в судебные органы

и задачами регионального развития. Согласование целей экономического развития региона и бизнеса является первостепенным приоритетом управления региональным потребительским рынком. Поэтому к основным принципам современного регионального управления как совокупности принципов целенаправленного воздействия на социальноэкономические процессы, протекающие в регионе, относятся следующие (табл. 2).

Государственная поддержка субъектов потребительского рынка региона осуществляется на следующих принципах:

— развитие конкурентной среды на рынке товаров, работ и услуг;

— сочетание финансовых и нефинансовых мер государственной поддержки;

— привлечение внебюджетных источников финансирования отраслевых программ развития потребительского рынка [4].

Региональная и муниципальная власть воздействует на потребительский рынок в контексте управления качеством товаров и услуг с помощью административных и контрольных механизмов [2]:

— установление правил торговли на территории МО, предусмотренное законодательством лицензирование торговли;

— взаимодействие с государственными органами санитарно- эпидемиологического надзора, торговой и ветеринарной инспекцией;

— создание муниципальных структур по защите прав потребителей;

— содействие деятельности соответствующих общественных организаций.

Суть государственного управления на современном этапе заключается в создании более эффективной системы регулирования экономики с учётом накопленного позитивного опыта. Пре-

2. Принципы регионального управления

Принцип Содержание

Децентрализации перемещение принятия решений от центральных органов управления к агентам рынка -ограничивает монополию регионального управления на всевластие, обеспечивает экономическую свободу субъектов хозяйствования в регионе и полицентрическую систему принятия решений, а также делегирование функций управления сверху вниз

Партнёрства предполагает отход от жёсткой иерархической соподчинённости по вертикали -он диктует правила поведения объектов и субъектов регионального управления в процессе их взаимодействия как юридически равных партнёров

Субсидиарно сти выделение финансовых ресурсов под заранее установленные цели - он реализуется в региональном управлении через формирование механизмов перераспределения финансовых ресурсов в целях обеспечения минимальных государственных социальных стандартов для всего населения региона, а также минимальной бюджетной обеспеченности

Мобильности и адаптивности способность системы регионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды - проявляется через постоянную трансформацию функциональной и организационной структур регионального менеджмента, позволяющую субъектам управления адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям функционирования

Выделенной компетенции дифференциация функций не между сферами регионального управления, а внутри них -по этому принципу осуществляется перераспределение функций субъектов федерального, регионального и муниципального управления, а также ресурсное обеспечение реализации каждой функции

жде всего для создания такой системы управления необходимо проведение ряда мероприятий:

— оздоровление финансовой системы;

— проведение активной социальной политики;

— обеспечение социальной защиты;

— осуществление комплекса мер повышения уровня занятости;

— осуществление структурной перестройки всего хозяйственного комплекса региона [5].

Таким образом, управление должно носить системный и комплексный характер, отвечая на все вызовы и требования текущей ситуации в экономике.

Литература

1. Дедеева С.А. Формирование системы государственной поддержки сельского хозяйства // Вестник Оренбургского государственного университета. 2008. № 10. С. 68—72.

2. Лапаева М.Г., Иневатова О.А. Управление развитием регионального потребительского рынка: социально-экономические особенности. Оренбург: ОГУ, 2010. 213 с.

3. Региональная экономика: учебник / под ред. В.И. Видя-пина, М.В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2008. 686 с.

4. Иневатова О.А. Социально-экономические особенности развития регионального потребительского рынка // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 2. С. 67-72. ISSN 1814-6457.

5. Иневатова О.А., Прокофьева Е.П. Механизм управления развитием потребительского рынка региона в современных условиях // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 13. С. 210-214. ISSN 1814-6457.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.