Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования государственного регулирования потребительского рынка (на примере Московской области)'

Основные направления совершенствования государственного регулирования потребительского рынка (на примере Московской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
627
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / CONSUMER MARKET / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / REGIONAL ECONOMY / МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / MOSCOW REGION / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE REGULATION / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / IMPROVEMENT / MICROPOLICY RETAIL TRADE / МИКРОПОЛИТИКА / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Недосекин К.Ю.

Статья посвящена проблеме совершенствования государственного регулирования потребительского рынка региона. Его доля в ВВП России в последние годы динамично растет. Однако на федеральном и региональном уровнях отсутствует концепция государственного регулирования потребительского рынка. Целью статьи является анализ проблем и выработка концепции государственного регулирования потребительского рынка региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Недосекин К.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

lhis article is devoted to the problem of improving the state regulation of consumer markets in the region. Its share in GDP of Russia in recent years is rapidly rising. However, at the federal and regional levels, there is no concept of state regulation of the consumer market. The object of the paper is to analyze problems and to develop the concept of state regulation of consumer markets of the region.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования государственного регулирования потребительского рынка (на примере Московской области)»

московская область:

регулирование потребительского рынка

основные направления совершенствования государственного регулирования потребительского рынка

(на примере московской области)

Недосекин К.Ю.

аспирант кафедры регионального управления, Институт новой экономики Государственного университета управления, г. Москва nedosekin k@inbox.ru

Аннотация

%

Р

Статья посвящена проблеме совершенствования государственного регулирования потребительского рынка региона. Его доля в ВВП России в последние годы динамично растет. Однако на федеральном и региональном уровнях отсутствует концепция государственного регулирования потребительского рынка. Целью статьи является анализ проблем и выработка концепции государственного регулирования потребительского рынка региона.

В настоящее время потребительский рынок, без преувеличения, представляет собой один из локомотивов российской экономики. Об этом свидетельствует анализ темпов роста ВВП и промышленного производства, разрыв между которыми в последние годы неуклонно растет.

На мой взгляд, региональный потребительский рынок представляет собой ограниченную хозяйственными и административными связями и масштабами конечного потребления совокупность отраслей производства товаров народного потребления и продуктов питания, а также отраслей сферы услуг. Результаты функционирования этих секторов направлены на полноценное удовлетворение

ссийское предпринимательство, 2009, № 8 (2)

С

общественных и личных потребностей населения, пребывающего на территории региона.

Проблемы

Сегодня потребительский рынок Московской области - это более 33 тыс. стационарных объектов торговли, около 4,5 тыс. предприятий общественного питания, свыше 15,5 тыс. объектов мелкорозничной сети, 307 рынков. Всего за 2007 г. введено в эксплуатацию 518 новых объектов розничной торговли, площадью 626,6 тыс.кв. м, 111 объектов общественного питания - 25,5 тыс. кв. метров. [2, c.12] Основными проблемами развития региональных потребительских рынков, по мнению автора, являются:

1) диспропорции развития потребительских рынков, обусловленные дифференциацией уровней экономического развития субъектов Российской Федерации;

2) неразвитость конкуренции на потребительском рынке большинства регионов;

3) проблемы государственного регулирования потребительских рынков субъектов федерации;

4) проблема территориальной и ценовой доступности товаров и услуг;

5) проблема использования рабочей силы нелегальных мигрантов в организациях потребительского рынка;

6) скрытая и неформальная деятельность предприятий и организаций, действующих на потребительских рынках;

7) коррупция и бюрократизм;

8) недостаточно высокий уровень квалификации персонала в торговой отрасли.

Политика

В связи с изложенным необходимость государственного регулирования развития потребительского рынка региона приобретает ещё большую значимость. Следовательно, возникает необходимость детального изучения возможностей, современной практики, принципов, задач и инструментов государственного управления регулированием потребительского регионального рынка. [1, c. 3]

Ключевые слова:

потребительский

рынок,

региональная

экономика,

Московская область,

государственное

регулирование,

совершенствование,

микрополитика,

розничная торговля

Keywords:

consumer market, regional economy, Moscow Region, state regulation, improvement, micro-policy, retail trade

региональнаяэкономика

через деятельность „отраслей

потребительского _рынка

осуществляется взаимосвязь

экономическо-

К главным задачам в сфере регулирования потребительского рынка Московской области относятся:

- объединение в единую систему наработанных отдельных элементов;

- концептуальное обобщение целей, задач, методов и механизмов регулирования на среднесрочную перспективу;

- разработка в региональной концепции регулирования потребительского рынка с выделением основных этапов его реализации.

По моему мнению, базовым элементом регулирования развития регионального потребительского рынка должна стать концепция макро- и микрополитики соответствующей направленнос ти.

Основные концептуальные направления макро- и микрополитики в области регионального потребительского рынка:

1) макроэкономический уровень регулирования функционирования регионального потребительского рынка (РПР):

- формирование нормативно-законодательной базы регулирования развития РПР и его от раслевых составляющих;

- формирование трехуровневой системы полно мочий регулирования РПР;

2) микроэкономический уровень регулирования функционирования РПР:

- разработка региональной стратегии развития РПР;

- формирование региональной законодательной базы регулирования развития РПК и его отраслевых элементов;

- реализация социальных функций РПР;

- обеспечение доступности и качества товаров и услуг РПР;

- развитие инфраструктуры РПР;

- восстановление и развитие потребительской кооперации как функционального элемента РПР.

го и социального Приоритеты

_развития Приоритетными направлениями деятельнос-

в хозяйственной ти по регулированию развития регионального

системе региона потребительского рынка должны стать:

российское предпринимательство,

2009, № 8 (2)

1) мониторинг состояния потребительского рынка региона;

2) прогнозирование развития потребностей в товарах и услугах и тенденций развития самого потребительского рынка и его составляющих;

3) социально-экономическое нормирование основных показателей развития регионального потребительского рынка;

4) регулирование территориального размещения объектов регионального потребительского рынка;

5) правовое обеспечение взаимодействия субъектов функционирования потребительского рынка.

Через деятельность отраслей потребительского рынка осуществляются взаимосвязь экономического и социального развития в хозяйственной системе региона, взаимоотношения и взаимосвязи между ее отраслевыми элементами и между регионами. При участии отраслевых и функциональных элементов потребительского рынка реализуется взаимосвязь большинства воспроизводственных процессов, протекающих в регионе, а также обеспечивается достижение целей социального развития, решение текущих и перспективных задач, реализация социальных программ региона.

Литература

1. Тахумова О.В. Проблемы государственного регулирования в развитии регионального потребительского рынка. // Вестник СевКавГТУ. Серия «Экономика». -2007. - № 1 (12). - С. 2-5.

2. Торговля и общественное питание Московской области в 2007 году. [Электронный ресурс]. - Электронные дан. -Режим доступа: http:// me.mosreg.ru/forecast-methods-2009_2011/.

Nedosekin K.Yu. _

post-graduate student, department of the regional administration, _

Institute of New Economics, State University of Management, Moscow _

Moscow region: regulation of the consumer market _

main directions of state regulation improvement of the consumer market _ (on the example of Moscow region) _

_Abstract _

This article is devoted to the problem of improving the state regulation _ of consumer markets in the region. Its share in GDP of Russia in recent _ years is rapidly rising However, at the federal and regional levels, there _ is no concept of state regulation of the consumer market. The object of the _ paper is to analyze problems and to develop the concept of state regulation _ of consumer markets of the region. _

региональнаяэконом\

ика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.