Regulation of the consumer market of regional municipalities
of the Moscow region
ЭКОНОМИКА / ECONOMICS
УДК 332.122
DOI: 10.24411/2413-693X^018-10306
Актуальные проблемы профессиональной подготовки кадров в сфере туризма и гостеприимства в России и за рубежом
ДАНИЛОВА Вероника Андреевна
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент, [email protected] ЛИТВИНОВА Елена Владимировна
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент, [email protected]
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы необходимости регулирования регионального потребительского рынка, вызванные высокой степенью дифференциации его развития, что предполагает разработку различных методов по повышению уровня потребительской активности населения.
Определены диспропорции экономического развития проблемных муниципальных образований Московской области. Выявлены негативные тенденции, влияющие на степень развития регионального рынка потребительских товаров и услуг
Даны рекомендации по регулированию потребительского рынка периферийных муниципальных образований Московской области на основе проблемно-ориентированного подхода в зависимости от специфики экономики конкретной территории. Рассмотрена сущность проблемно-ориентированного подхода к регулированию региональных потребительских рынков. Обоснована степень регулирования территориальных потребительских рынков. Авторами предложен алгоритм и методика разработки рекомендаций по регулированию локальных потребительских рынков Московской области.
Предлагается методика поэтапного регулирования, которая позволит оценить состояние муниципальных потребительских рынков посредством муниципального мониторинга и скорректировать показатели его развития с использованием основных форм обобщения данных.
Ключевые слова: потребительский рынок, проблемно-целевой подход, периферийные муниципальные образования, структурная диспропорция
Для цитирования: Данилова В.А., Литвинова Е.В. Регулирование потребительского рынка периферийных муниципальных образований Московской области // Сервис Plus. 2018. Т. 12. №3. С. 52-63. DOI: 10.24411/2413-693X-2018-10306.
Статья поступила в редакцию: 24.06.2018.
Статья принята к публикации: 24.07.2018.
2018 Vol. 12 Iss. 3
SCIENTIFIC JOURNAL
SERVICE plus
www.philosoph.ru
Регулирование потребительского рынка периферийных муниципальных образований Московской области
Regulation of the consumer market of regional municipalities in the Moscow region
Veronika A. DANILOVA
Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation, Cand. Sci. (Economics), Associate Prof., [email protected] Elena V. LITVINOVA
Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation, Cand. Sci. (Economics), Associate Prof., [email protected]
Abstract. This article discusses the need to regulate the regional consumer market, caused by a high degree of differentiation of its development, which involves the development of various methods to increase the level of consumer activity. The disproportions, which exist in the economic development of problem municipalities in the Moscow region, are determined. Negative trends, which affect the development of the regional consumer market of goods and services, are revealed. The authors give the recommendations, which are based on problem-oriented approach depending on the specifics of the economics of a particular territory on regulation of the consumer market of municipalities in the Moscow region. The essence of the problem-oriented approach to the regulation of regional consumer markets is considered. The degree of regulation of territorial consumer markets is substantiated. The authors propose an algorithm and a method of developing recommendations for the regulation of local consumer markets of the Moscow region. The method of step-by-step regulation is proposed, which will allow assessing the state of municipal consumer markets through municipal monitoring and adjusting the indicators of its development using the basic forms of data synthesis.
Keywords: consumer market, problem-oriented approach, regional municipalities, structural disproportion
For citation: Danilova, V. A., & Litvinova, E. V. (2018). Regulation of the consumer market of regional municipalities of the Moscow region. Servis plus, 12(3), 52-63. doi: 10.24411/2413-693X-2018-10306. (In Russ.).
Submitted: 2018/06/24.
Accepted: 2018/07/24.
Изучение проблем потребительского рынка в региональных исследованиях занимает в настоящее время важное место, т.к. состояние и тенденции его развития являются важнейшим показателем уровня и качества жизни населения территории.
Проблема более полного удовлетворения потребностей населения территории требует специального анализа регионального потребительского рынка и методов управления его развитием, новой управленческой парадигмы [1, с. 118].
Рыночная экономика выдвигает новые проблемы регулирования и саморегулирования экономических отношений в сфере потребительского рынка.
Регулирование регионального потребительского рынка, в настоящее время, можно объяснить существенными различиями в его развитии, что отрицательно сказывается на потребительской активности
населения [2, с. 205].
Регулирование экономических отношений в сфере потребительского рынка на уровне региона предполагает разработку различных методов по использованию и развитию ограниченных ресурсов на потребительском рынке [3, с. 124].
Для выбора оптимальных методов развития потребительского рынка Московской области необходимо оценить его состояние со следующих позиций:
- анализа уровня развития в сравнении с другими субъектами Центрального Федерального округа;
- вопросов регулирования потребительского рынка периферийных муниципальных образований Московской области.
В табл. 1 представлена доля отраслей потребительского рынка в структуре ВРП Центрального федерального округа (ЦФО) на душу населения по областям 1.
1 Источник: официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/
СЕРВИС plus
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Regulation of the consumer market of regional municipalities
of the Moscow region
Таблица 1
Вклад отраслей потребительского рынкам в создание ВРП на душу населения, в % Table 1
The contribution of the consumer market sectors in the creation of GRP, in %_
Регион Розничная торговля Общественное питание Услуги населению
2014 2015 2016 2014 2015 2016 2014 2015 2016
ЦФО 22,5 27,3 24,8 2,13 2,22 2,08 26,4 27,2 27,4
Московская область 29,8 26,6 25,8 2,96 3,02 2,78 25,4 28,6 30,9
Владимирская область 14,3 13,5 12,3 1,81 1,42 1,28 21,6 20,7 22,4
Смоленская область 20,1 18,3 18,2 2,38 2,72 2,47 17,7 17,1 17,7
Тульская область 12,8 12,7 12,2 2,92 3,02 2,78 20,3 20,5 20,4
Тверская область 15,7 15,8 16,8 2,01 1,82 1,76 22,0 21,8 20,4
Представленные в таблице 1 данные, позволяют сделать следующие выводы:
- в структуре ВРП, анализируемых субъектов в последнее время занимают услуги населению, кроме Смоленской области. На втором месте - розничная торговля, а на третьем месте - общественное питание.
- доля услуг населению по субъектам округа существенно отличается: наибольшее значение было за-
фиксировано в 2016 году в Московской области, и составило 30,9 %, - а наименьшее - в Смоленской - 17,7%.
Структура потребностей населения на региональном потребительском рынке характеризуют объемные показатели. В ЦФО первое место занимает покупка непродовольственных товаров и товаров длительного пользования, далее идут покупка продуктов питания и оплата услуг (табл. 2.)2.
Таблица 2
Структура потребительских расходов домашних хозяйств, в % Table 2
Structure of household consumption expenditure, %
Регион Покупка продуктов питания Покупка непродовольственных товаров Покупка алкогольных напитков Оплата услуг
2013 2014 2015 2013 2014 2015 2013 2014 2015 2013 2014 2015
ЦФО 30,4 31,4 34,1 39,0 37,8 35,0 1,7 1,6 1,6 29,0 29,2 29,1
Московская область 30,4 33,1 29,0 37,5 31,3 33,4 1,4 1,2 1,3 30,7 34,4 36,2
Владимирская область 36,2 36,6 38,1 34,5 33,8 32,1 1,2 1,4 1,5 27,8 28,2 28,5
Смоленская область 34,5 36,4 44,7 38,2 37,2 28,8 1,8 1,8 1,3 25,5 24,6 25,2
Тверская область 35,8 37,5 41,3 38,8 37,3 32,9 2,3 2,1 2,1 23,1 23,2 23,7
Тульская область 34,6 34,2 38,8 38,2 42,5 34,2 1,5 1,7 1,6 25,7 21,7 25,3
Данные таблицы говорят о том, что в Московской области в структуре расходов домашних хозяйств, преобладает оплата услуг, что свидетельствует о более высоком уровне жизни в данном регионе. В остальных регионах ЦФО лидирующее место занимает покупка продуктов питания.
Вместе с тем, в остальных областях ЦФО доля непродовольственных товаров в структуре расходов домашних хозяйств сокращается, и растет доля оплаты услуг, что объясняется общим ростом величины тарифов.
Доля непродовольственных товаров в структуре расходов населения сокращается, начиная с 2013 года. Данная тенденция характерна не только для регионов ЦФО, но и для России в целом.
В развитых странах в структуре национальной экономики одно из ведущих мест принадлежит потребительскому рынку [4, с. 83].
Такая же картина характерна и для Московской области, хотя более 40 % от объема ВРП приходится на промышленность, сфера торговли и общественного питания занимает второе место (рис. 1).
2 Источник: официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156
2018 Vol. 12 Iss. 3
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Регулирование потребительского рынка периферийных муниципальных образований Московской области
Рис. 1 Объем торговли и общественного питания в ВРП Московской области в 2008 - 2016 гг. Fig. 1 Volume of trade and public catering in GRP of the Moscow region, in 2008-2016
Торговля, общественное питание и сфера услуг формируют боле 50 % в ВРП Московской области и выполняют определенную роль в создании рабочих мест [5, с. 79]. Но на протяжении ряда лет сфера торговли Московской области находится в стадии стагнации,
отмечается стабилизация деловой активности субъектов, работающих на потребительском рынке (рис. 2). Данная тенденция связана с выходом экономики из кризиса, о чем свидетельствует постепенный рост объема оборота розничной торговли.
Рис. 2 Динамика оборота розничной торговли в Московской области в 2008-2016 гг. Fig. 2 Dynamics of retail trade turnover in the Moscow region in 2008-2016
300000 250000 200000 150000 100000 50000 0
Московская область
Владимирская область
Смоленская область
Тверская область Тульская область
Рис. 3 Оборот розничной торговли на душу населения в ЦФО в 2016 году, руб. Fig. 3 Retail trade turnover per capita in the Central Federal district in 2016, rubles
СЕРВИС plus
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Regulation of the consumer market of regional municipalities
of the Moscow region
to X
о x
aj œ ш
о ^
x .о
X ^
и ■Û
aj
Ix ю aj œ
I-
o с
X
XI
X
■Û
^
to с X J X
X
>
2 X X
to
Ш
о s
aj
Œ
о с
X J to Ct X
aj S
О ^
aj
Œ
to ^
I-
o
Ю to
to to
CL
1 этап
Оценка состояния и развития потребительских рынков муниципальных образований региона
2 этап
3 этап
4 этап
Ранжирование муниципальных образований региона по результативным показателям и выявление диспропорций в соответствии со специализацией
Актуализация целей и задач регулирования потребительских рынков периферийных (проблемных) муниципальным образо-
ваниям региона различных типов
Разработка рекомендаций по регулированию потребительских рынков периферийных (проблемных) муниципальных образо-
Учет специфики муниципальных образований, имеющих промышленную специализацию и недостаточное обеспечение непродовольственными товарами
иянии региона
Учет специфики муниципальных образований, имеющих сельскохозяйственную специализацию и низкий уровень потребления продовольственных товаров
Учет специфики муниципальных образований, имеющих промышленную специализацию и низкий оборот розничной торговли, но высокий уровень платных услуг и сферы общественного питания
5 этап
Разработка и реализация целевых программ по регулированию потребительских рынков периферийных муниципальных обра-
зований региона
6 этап
Мониторинг состояния и развития потребительских рынков муниципальных образований региона
7 этап
Корректировка показателей развития потребительского рынка в муниципальных образованиях региона с использованием основных форм обобщения данных
Рис. 4 Методика разработки рекомендаций по регулированию муниципальных потребительских рынков региона Fig. 4 Method for developing recommendations for regulating municipal consumer markets in the region
2018 Vol. 12 Iss. 3
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Регулирование потребительского рынка периферийных муниципальных образований Московской области
Позитивные тенденции развития экономики региона позволили улучшить положение Московской области в рейтинге субъектов РФ по показателю оборот розничной торговли на душу населения.
Так, по данным Министерства экономического развития и торговли РФ, Московская область в рейтинге субъектов федерации в период с 2008 по 2016 гг. переместилась с 11 на 3 место.
Как видно из рисунка 3, товарооборот на душу населения в Московской области в 2016 году составил 257951 рублей, что выше общероссийского показателя на 2,5 %.
По обороту розничной торговли на душу населения Московская область на 5,7 % обгоняет ЦФО в целом, где данный показатель составляет 243425 руб.
Несмотря на то, что Московская область в настоящее время занимает одно из лидирующих мест в сфере потребительского рынка среди субъектов ЦФО, внутренняя неоднородность ее муниципальных образований требует дифференцированного подхода к его регулированию.
Как показывает практика, на современном этапе развития потребительского рынка, наиболее эффективным методом регулирования, позволяющим минимизировать государственное вмешательство, является программно-целевой подход [6, с. 74].
Однако следует констатировать тот факт, что в настоящее время половина из периферийных муниципальных образований Московской области не применяет программно-целевой метод при регулировании локального потребительского рынка, не разрабатывает и не реализуют целевые программы в данной области.
Необходимость регулирования рынка потребительских товаров и услуг на региональном и муниципальном уровнях связана с недостаточной эффективностью его саморегуляции, что можно объяснить тем, он во многом зависит от местных условий и реальных доходов населения.
Все вышеизложенное, а так же наличие значительных диспропорций в развитии потребительского рынка Московской области требует разработки рекомендаций по его регулированию (рис 4), учитывающих специфику социально-экономического развития муниципальных образований.
В соответствии с предложенным алгоритмом разработки рекомендаций по регулированию локальных потребительских рынков территории региона на первом этапе должна производиться оценка состояния и развития потребительских рынков в разрезе муниципальных образований: проведение социологических опросов населения с целью выявления их потребностей в товарах и услугах, составление регионального
перечня специализации товаропроизводителей муниципальных образований и т.п.
На втором этапе происходит ранжирование муниципальных образований и выявление несоответствия между имеющейся их специализацией и насыщенностью рынка продуктами специализации соответствующего типа. Среди возможных диспропорций необходимо выделить следующее:
- недостаточное обеспечение непродовольственными товарами населения муниципальных образований, имеющих промышленную специализацию;
- сравнительно низкое потребление товаров продовольственной группы в муниципальных образованиях, имеющих сельскохозяйственную направленность;
- низкий оборот розничной торговли на территориях муниципальных образований с промышленной специализацией, имеющих высокий уровень платных услуг и сферы общественного питания [7, с. 21].
Формируется перечень «проблемных», как правило, периферийных муниципальных образований, в которых выявлены вышеперечисленные диспропорции в функционировании потребительского рынка [8, с. 254].
Третий этап - корректировка целей и задач регулирования потребительских рынков данных территорий региона в контексте нивелирования выявленных диспропорций различного типа.
Основной целью для муниципальных образований первого типа (Талдомский район, городской округ Шаховская, Серпуховской район, городско округ Кашира) должна стать дифференциация форматов снабжения населения территории непродовольственными товарами.
Для территориальных образований с диспропорциями развития потребительского рынка второго типа (городской округ Серебряные Пруды, городской округ Можайск, Луховицкий район, городской округ Зарайск) целесообразно предложить развитие мобильных форм торговли для расширения доступности в потреблении продовольственных товаров.
Для муниципальных образований низким уровнем оборота розничной торговли и промышленной специализацией (город областного подчинения Шатура) в качестве целевой установки следует принять развитие самых разнообразных форм торговли.
Далее, на четвертом этапе, предполагается разработка перечня мероприятий, предполагающих использование применимых для всех муниципальных образований региона инструментов по стимулированию функционирования потребительских рынков в целом.
К данным регулирующим инструментам следует
СЕРВИС plus
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Regulation of the consumer market of regional municipalities
of the Moscow region
отнести в первую очередь экономические, реализуемые через установление льготных ставок налогов, поступающих в муниципальный бюджет, регулирование цен на потребительские товары и услуги, установление льгот на ставки арендной платы; меры стимулирующего характера в области потребительского кредитования и т.п. [9, с. 227].
Среди организационных регулирующих инструментов необходимо назвать формирование и развитие закупок через сеть приемозаготовительных пунктов в крестьянско-фермерских хозяйствах и личных подворьях сельскохозяйственной продукции.
В области нормативно-правового регулирования особое значение имеет формирование и ведение базы нормативных правовых актов в сфере торговли, рекомендуемых в качестве типовых стандартов, модельных проектов для органов местного самоуправления [7, с. 23].
Помимо этого на данном этапе основная нагрузка связана с учетом специфических особенностей тех муниципальных образований, в которых выяв-
лены диспропорции в развитии потребительских рынков в соответствии со специализацией. В данном случае очевидна необходимость применения проблемно-ориентированного подхода.
Современное развитие рынка потребительских товаров и услуг должно основываться на комбинированных методах и формах регулирования, в связи с этим для повышения эффективности его функционирования необходима разработка предложений по его регулированию [10, стр.31].
В таблице 3 предложены направления регулирования потребительских рынков данных территорий и сформированы требования к их реализации на основе развития соответствующей инфраструктуры.
Основное внимание для муниципальных образований с промышленной специализацией и недостаточным уровнем обеспечения населения непродовольственными товарами рекомендуется развитие оптовых торговых центров, сети магазинов формата дрогери, дискаунтеров, модульных торговых павильонов.
Таблица 3
Рекомендации по регулированию потребительского рынка периферийных муниципальных образований Московской области Table 3
Recommendations on regulation of the consumer market of regional municipalities of the Moscow region
Типы диспропорций развития потребительских рынков муниципальных образований региона Направления развития потребительских рынков Содержание направлений развития потребительских рынков
1 2 3
Муниципальные образования с промышленной специализацией и недостаточным уровнем обеспечения населения непродовольственными товарами (Талдомский район, городской округ Шаховская, Серпуховской район, го-родско округ Кашира) Снабжение несетевых форм торговли непродовольственными товарами через сформированную систему оптовых торговых центров Каждый оптовый торговый центр для осуществления функционирования должен иметь лицензию (патент), оснащен контрольно-кассовыми аппаратами. Ассортимент товаров данных центров должен включать: текстильные изделия, одежду и обувь, бытовые приборы и товары длительного пользования, строительные материалы и др.
Продажа непродовольственных товаров через сеть магазинов «шаговой доступности и магазинов-дискаунтеров Предприятия «шаговой доступности» должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним относительно размеров общей площади, которая должна быть не менее 200 кв.м. в расчете на 1000 жителей, а торгового зала составлять не менее 90 кв.м., а так же иметь складские и подсобные помещения. Возможна поддержка таких форм торговли за счет предоставления свободных помещений муниципальной собственности. Еще одной из перспективных форм организации розничной торговли для данного типа муниципальных образований являются магазины-дискаун-теры, осуществляющие продажу товаров по ценам ниже среднерыночных. Низкий уровень цен здесь достигается за счет узкого ассортимента, минимального количества работающего персонала, малого размера торговых и складских помещений. Они должны размещаться в непосредственной близости к потребителю. Структура ассортимента товарной продукции формируется за счет продовольственных групп товаров, которая составляет около 80%, и непродовольственных товаров первой необходимости.
2018 Vol. 12 Iss. 3
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Регулирование потребительского рынка периферийных муниципальных образований Московской области
Продолжение таблицы 3
1 2 3
Распространение использования современных павильонов модульного типа, имеющих торговый зал и соответствующие условия для покупателей Строительство модульных павильонов предполагает возведение отдельно стоящих зданий небольшого размера, не требующих больших затрат, соответствующих нормам пожарной безопасности и санитарным требованиям.
Муниципальные образования с сельскохозяйственной специализацией и низким уровнем торговли продовольственными товарами (городской округ Серебряные Пруды, городской округ Можайск, Луховицкий район, городской округ Зарайск) Использование специализированных или специально оборудованных транспортных средств (автомагазинов, автоприцепов и т.п.) для развития мобильных форм торговли В муниципальных образованиях данного типа одним из перспективных направлений развития потребительского рынка выступает выездное обслуживание населения. Для этих целей могут быть использованы специализированные автомобили марок ГАЗ, ЗИЛ и др. Выезд автомобилей в населенные пункты муниципальных образований осуществляется по заранее разработанному маршруту и графику. Население должно быть заранее информировано о прибытии автолавки, ассортименте товаров и возможности получения той или иной услуги.
Расширение практики продажи товаров через систему оптовых складов (баз) по направлениям: а) организация работы передвижных складов и разъездных товароведов; б) снабжение товарами несетевых форм торговли; в) широкий сбыт скоропортящихся товаров; г) обеспечение гарантированного качества продуктов на «входе» и «выходе» за счет мероприятий дополнительного контроля Развитие сети оптовых складов и логистических центров предполагает наличие собственного автопарка, подбор ассортимента товаров для соответствующих магазинов, использование мобильных средств хранения товаров для не сетевых торговых предприятий в соответствии с маршрутами и графиками их доставки.
Продажа продовольственных товаров через сеть магазинов «шаговой доступности В последнее время большой популярностью у населения пользуются продовольственные магазины формата «у дома» с небольшой торговой площадью. Ассортимент такого магазина должен быть максимально сбалансированным и состоять из товаров повседневного спроса, поскольку покупки «рядом с домом» совершаются ежедневно и включают в себя наиболее необходимые для повседневной жизни товары.
Систематическая организация разнообразных ярмарок продовольственных товаров (постоянных, по расписанию, акций-ярмарок «продукты к подъезду», «яр-маркок выходного дня») Ярмарки представляют собой периодические мероприятия, проводимые с участием работников посреднических организаций, торговли, промышленности, сельского хозяйства и других отраслей для совершения покупок и продажи. Для их проведения требуется оборудование специальных торговых площадок для продавцов, покупателей и стоянок автотранспорта. Должно быть предусмотрено выделение торговых мест для фермерских хозяйств и для граждан занимающихся огородничеством, садоводством и животноводством. Организация пунктов проката метрологических и измерительных приборов, контрольно-кассового оборудования.
Муниципальные образования с промышленной специализацией и низким оборотом розничной торговли и высоким уровнем платных услуг и сферы общественного питания (город Комплексное развитие разнообразных форматов розничной торговли: дискаунтеров, магазинов «шаговой доступности», дрогери, супермаркетов, торговых комплексов Инновационной формой организации «придомовой» торговли являются магазины формата дрогери-небольшой по площади магазин в котором продаются парфюмерно-косметические, гигиенические, хозяйственные товары, бытовая химия, и ограниченный ассортимент продуктов питания. Явным преимуществом данного формата являются низкие затраты на организацию и эксплуатацию торговой точки. Для высокого уровня удовлетворения потребностей населения возможна организация супермаркетов, являющихся филиалами крупных торговых сетей по продаже полного ассортимента продуктов питания и напитков, а также предметов домашнего хозяйства, имеющих форму самообслуживания. Такие магазины как правило располагаются в центральных районах города и вдоль автомобильных трасс.
СЕРВИС plus 2018 Том 12 №3
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
www.philosoph.ru
Regulation of the consumer market of regional municipalities
of the Moscow region
Продолжение таблицы 3
1 2 3
областного подчинения Шатура) Распространение разнообразных форм интернет-торговли Самой перспективной отраслью торговли, на сегодняшний день, является интернет-торговля, которая может быть организована юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Главными преимуществами данного формата торговли можно назвать следующее: отсутствие необходимости в торговых и складских помещениях, что в первую очередь отражается на уровне цен, возможность ознакомления с ассортиментом через сеть интернет, безналичная оплата покупок в сети интернет, возможность доставки товаров на дом или в отделение почтовой связи.
Организация производства полуфабрикатов и прочей кулинарной продукции магазина на базе собственного мини-цеха В последнее время все большей популярностью у потребителей пользуется продукция «собственного производства». Такая форма торговли реализуется с помощью создания мини-цехов по производству полуфабрикатов и кулинарной продукции. Их создание целесообразно в людных местах с высокой пропускной способностью (от 2000 человек в день). Производство может быть организовано на базе одного магазина, а продукции поставляться в несколько торговых точек.
Развитие вендинговой системы торговли (посредством торговых автоматов) На сегодняшний день в большинстве муниципальных образований Московской области не развита такая перспективная сфера торговли как вендинг-продажа продукции через специализированные торговые автоматы. Такая форма торговли считается высокорентабельной за счет не больших первоначальных вложений. Установка таких автоматов возможна внутри торговых центров, в парках, на улицах вблизи жилых домов и др. Автомат занимает площадь менее 1 кв. м.
Оптовый торговый центр - оптимальное сочетание магазина и склада, что способствует предоставлению покупателю возможности на принципах самообслуживания приобретать партии товара мелким оптом.
Увеличение количества предприятий «шаговой доступности» и магазинов низких цен при соблюдении соответствующих требований позволит значительно усилить снабжение жителей территории непродоль-ственными товарами по низким ценам.
Уличный модульный торговый павильон представляет собой мобильное сооружение, имеющее сравнительно не большие размеры и предназначенное для достижение различного рода целей. Функциональность данной конструкции может изменяться в зависимости от его непосредственного назначения (продовольственные, непродовольственные товары, оказание услуг и прочее).
В настоящее время к торговым предприятиям предъявляются новые требования, которые обусловлены качеством обслуживания производителей продукции, населения и посредников. Сильное влияние на деятельность предприятий торговли оказывают ассортимент товаров, территория обслуживания также состояние инфраструктуры потребительского рынка [11, с. 497].
Усилия органов местного самоуправления муни-
ципальных образований с сельскохозяйственной специализацией и недостаточным уровнем обеспеченности населения продовольственными товарами должны быть направлены на развитие мобильных форм торговли, распространение системы оптовых складов, сети магазинов «шаговой доступности» и прямые продажи через разнообразные типы ярмарок [12, с. 227].
Мобильные формы торговли связаны с использованием специализированных или специально оборудованных транспортных средств. Для эффективной работы автомагазинов в сельской местности необходимо предоставление следующего перечня обязательных услуг: жители сельской местности должны быть своевременно информированы о графике работы автолавки в том или ином населенном пункте, и о ассортименте реализуемых товаров, о возможности получения какой-либо услуги ( заказ товаров, упаковка, доставка на дом.)
Ориентация магазинов «шаговой доступности» должна быть направлена в первую очередь на продажу продовольственных и социально значимых товаров.
Промышленная специализация и низкий оборот розничной торговли характерны для периферийных («проблемных») муниципальных образований региона третьего типа диспропорций в развитии потребительского рынка. На данных территориях целесообразно
2018 Vol. 12 Iss. 3
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Регулирование потребительского рынка периферииных муниципальных образований Московской области
сосредоточить внимание на развитии сети супермаркетов, торговых комплексов, магазинов «шаговой доступности», дискаунтеров, вендингов), на внедрении инер-нет-торговли, как одного из перспективных направлений розничной торговли; на организации собственных мини-цехов по производству полуфабрикатов и прочей кулинарной продукции, на содействии доступу кресть-янско-фермерских хозяйств и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на розничные рынки.
В последнее время все большее распространение получила интернет-торговля, которая имеет немало преимуществ перед другими формами торговли: отсутствует необходимость в аренде больших торговых площадей, сокращается штат сотрудников, появляются шансы открытия торговых точек в местах с «хорошей проходимостью», населению предоставляется право ознакомиться со всем перечнем товаров единовременно и расширить свои покупательские возможности. Успех дистанционной торговли по сравнению с традиционными магазинами обеспечивается за счет ее более широкого ассортимента и цен ниже на 10-15 %, чем в розничной торговле.
Основное требование при организации собственного мини-производства - продажа свежей продукции. Типичными видами собственного производства являются: кулинария, гастрономия и производство кондитерской продукции [13, с. 577]. При всех преимуществах не следует забывать и о недостатках, возникающих в некоторых случаях при продаже продукции собственного производства. Во-первых, это относится к дискаунтерам, которые предлагают узкий ассортимент товаров на ограниченной площади. Во-вторых, магазины «возле дома», имеющие потенциал для организации производства, сталкиваются с трудностями реализации по причинам разного рода технических ограничений. Для таких предприятий «шаговой доступности» экономически целесообразно создание производства
только в местах с пропускной способностью не менее 2000 человек в день.
Мероприятия пятого этапа направлены на использование программно-целевого подхода при регулировании локального потребительского рынка. Разработка, утверждение и реализация целевых программ органами местного самоуправления периферийных муниципальных образований позволит в данной области деятельности оценить возможные последствия принимаемых решений, повысить эффективность управления за счет учета интересов хозяйствующих субъектов [5, с. 75].
На шестом этапе предлагаемой методики предполагается проведение мониторинга состояния и развития потребительских рынков муниципальных образований региона, который осуществляется по определенным показателям результативности функционирования.
Заключительный этап - корректировка показателей потребительских предпочтений по всем муниципальным образованиям рассматриваемого региона с использованием основных форм обобщения данных:
Безусловно, применение предложенного алгоритма регулирования территориальных потребительских рынков позволит отследить динамику разнообразных организационно-экономических связей, возникающих в процессе функционирования регионального рынка товаров и услуг, выявить проблемы и диспропорции развития и установить новые целевые ориентиры в регулировании муниципальных потребительских рынков [14, с. 28].
Рассмотренные механизмы регулирования рынка потребительских товаров и услуг необходимо отразить в региональных и муниципальных нормативно-правовых документах, программах его развития, планах мероприятий конкретных министерств и ведомств [15, с. 21].
Литература
1. Чаплина А.Н. Управление потребительским рынком в региональной экономике // Проблемы современной
экономики, № 2 (6), 2003. С. 118-120.
2. Neretina Е.А., Soldatova E.V., Komleva N.S., Kolchina N.O., Shcherbakova E.G. Program-Targeted Regulation of the Regional Consumer // European Research Studies, Volume X-IX, Special Issue 3, Part A, 2016 pp. 203227.
3. Социально-экономическое регулирование рынка потребительских товаров и услуг Московской области:
монография / Сульповар Л.Б., Данилов А.А., Данилова В.А., Москва, 2011. - 164 с.
4. Данилова В.А. Классификация районов Московской области по уровню развития потребительского рынка
// Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. 2010. № 2. С. 81-88.
5. Данилова В.А. Проблемно-целевой метод управления потребительским рынком // Сервис plus. 2008. №
2. С. 74-80.
СЕРВИС plus
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Regulation of the consumer market of regional municipalities
of the Moscow region
6. Ходжибаева М.А. Проблемно-ориентированный подход к регулированию территориальных потребитель-
ских рынков. // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. 2016. № 4. С. 65-74.
7. Пасешник Н.П. Функционирование и развитие территориальных потребительских рынков: теоретические,
методические и прикладные аспекты: автореф. дисс. ... канд-та экон. наук: 08.00.05. - Челябинск - 2013.
8. Симахов А.М. Развитие регионального потребительского рынка // Вестник АКСОР. 2010. № 2. С. 232-235.
9. Осипов А.К., Зорин С.М. Теоретические аспекты формирования и функционирования потребительского рынка региона // Экономика и управление АПК в XXI веке. Мат. Всероссийской науч.-практ. конф. Т1. -Ижевск: РИОИжГСХА, 2004. С. 225-231.
10. Данилова В.А., Литвинова Е.В., Ветрова Е.А. Обоснование приоритетных направлений структурных преобразований регионального потребительского рынка. // Сервис в России и за рубежом (электронный журнал). 2016. Т. 10. № 1 (62). С. 31-41. DOI: 10.12737/19167. URL: http://service-rusjournal.ru/in-dex.php?do=cat&category=2016_1 (дата обращения: 13.05.2018).
11. Борбодоев М.М., Бабаева А.Д. Потребительский рынок территории: новый путь развития // Молодой ученый. 2016. №9. С. 496-499.
12. Титов Р.Д., Титова М.В. Совершенствование современной системы управления торговлей в России // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 4 (22). С. 225-230.
13. Marylyn Carrigan, Ahmad Attalla The myth of the ethical consumer - do ethics matter in purchase behaviour? // Journal of Consumer Marketing, 2001. Vol. 18 Iss: 7 pp. 560 - 578.
14. Пасешник Н.П. Концептуальные подходы к управлению потребительским рынком в территориальной системе РФ // Управление в современных системах. 2013. № 1 (1). С. 20-28.
15. Зорин С. М. Оптимизация государственного вмешательства в управлении потребительским рынком / С. М. Зорин. — Екатеринбург: Изд-во ИЭ УрО РАН, 2007. - 258 с.
1. Chaplina A.N., Management of the consumer market in regional economy. Problemy sovremennoi ekonomiki, no. 2 (6), 2003, pp. 118-120. (In Russ.)
2. Neretina E.A., Soldatova E. V., Komleva N. S., Kolchina N. O., Shcherbakova E. G., Program-Targeted Regulation of the Regional Consumer. European Research Studies, vol. X-IX, Special Issue 3, Part A, 2016, pp.203227.
3. Sulpovar L.B., Danilov A.A., Danilova V.A., Socio-economic regulation of consumer market and services of Mos-
cow region: monograph. Moscow, 2011, 164 p. (In Russ.)
4. Danilova V.A., Classification of districts of the Moscow region by the level of development of the consumer market. Vestnik assotsiatsii vuzov turizma i servisa, no. 2, 2010, pp. 81-88. (In Russ.) (In Russ.)
5. Danilova V.A., Problem-oriented method of management of the consumer market. Servis plus, no. 2, 2008, pp. 74-80. (In Russ.)
6. Hodzhibaeva M. A., Problematically oriented approach towards regulation of territorial consumptive markets. Vestnik Tadzhikskogo gosudarstvennogo universiteta prava, biznesa i politiki. Seriia obshchestvennykh nauk, no. 4, 2016, pp. 65-74.
7. Pasechnik N.P., Functioning and development of territorial consumer markets: theoretical, methodological and applied aspects: Candidate of economics' thesis. Chelyabinsk: 2013, 26 p. (In Russ.)
8. Simakov A.M., Development of the regional consumer market. Vestnik AKSOR, no. 2, 2010, pp. 232-235. (In Russ.)
9. Osipov A.K., Zorin S.M., Theoretical aspects of the formation and functioning of the consumer market in the region. Economics and management of agriculture in the XXI century: proceedings of Russian scientific and practical conference, vol. 1. Izhevsk: Rikiishi, 2004, pp.225-231. (In Russ.)
10. Danilova V.A., Litvinova E.V., Vetrova E.A., Justification of the priority directions of structural transformations of the regional consumer market. Servis v Rossii i za rubezhom (electronic journal), vol. 10, no. 1 (62), 2016,
- 26 с.
References
2018 Vol. 12 Iss. 3
SCIENTIFIC JOURNAL
SERVICE plus
www.philosoph.ru
Регулирование потребительского рынка периферийных муниципальных образований Московской области
pp. 31-41. DOI: 10.12737/19167. (In Russ.) Available at: http://service-rusjournal.ru/index.php?do=cat&cate-gory=2016_1.
11. Barbadoev M.M., Babayev D.A., Consumer market site: a new path of development. Molodoi uchenyi, no. 9, 2016, pp. 496-499. (In Russ.)
12. Titov R.D., Titova M.V., Improvement of the modern trade management system in Russia. Innovatsionnaia ekonomika: perspektívy razvítíía i sovershenstvovaniia, no. 4 (22), 2017, pp. 225-230. (In Russ.)
13. Marylyn Carrigan, Ahmad Attalla The myth of the ethical consumer - do ethics matter in purchase behaviour? Journal of Consumer Marketing, vol. 18, no. 7, 2001, pp. 560 - 578.
14. Paseshnik N.P., Conceptual approaches to management consumer market in the territorial system of the Russian Federation. Upravlenie v sovremennykh sistemakh, no. 1 (1), 2013, pp. 20-28. (In Russ.)
15. Zorin S.M., Optimization of state intervention in the management of the consumer market. Ekaterinburg: Izhevstvo IE IE UrB RAN, 2007, 258 p. (In Russ.)
СЕРВИС plus
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ