Научная статья на тему 'Сущность и тенденции развития регионального потребительского рынка'

Сущность и тенденции развития регионального потребительского рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1671
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лысова Е.Г.

В статье изучено содержание понятия «региональный потребительский рынок» как экономической категории, его роль и место в экономической системе региона. Выявлены особенности потребительского рынка региона с позиций системного подхода. Определено, что потребительский рынок представляет собой открытую систему, замкнутую, многоуровневую, иерархическую. Исходя из прерогативы человека как главной цели общественного развития, рассмотрены место и роль его потребностей в системе потребительского рынка. Предложена сегментация потребительского рынка региона в зависимости от удовлетворяемых потребностей населения. Выявлены основные тенденции, под влиянием которых развиваются современные потребительские рынки. В качестве базового элемента регулирования развития регионального потребительского рынка предложена концепция макрои микрополитики. Основная цель концепции повышение качества жизни населения посредством наиболее полного удовлетворения спроса на качественные и безопасные товары и услуги в широком ассортименте в пределах ценовой и территориальной доступности, а также стимулирование экономического роста региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лысова Е.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и тенденции развития регионального потребительского рынка»

СУЩНОСТЬ и ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

Е. г. лЫСоВА, кандидат экономических наук, старший преподаватель Российский университет кооперации

Потребительский рынок является сферой непосредственного экономического воздействия на человека и фактором политической стабильности в обществе. Поэтому любые экономические и политические трудности наиболее быстро и остро отражаются на состоянии потребительского рынка. Сбалансированность потребительского рынка по ценам, товаропотокам, количеству и качеству товаров не только является необходимой составляющей эффективно работающей экономики, но и основой оценки качества жизни населения. Проблема региональных рынков, их состояние и развитие являются для России малоисследованной научной сферой, а потому и довольно сложной практической задачей. Глубокий анализ данной проблемы выполнен в известных работах И. В. Арженовского [1] и А. С. Новоселова [3—5].

Наличие в нашей стране региональных различий оказывает весомое воздействие на форму проявления тех или иных законов рыночной экономики. В этой связи возникает необходимость исследования рыночных отношений в их региональных проявлениях. Кроме того, специфические свойства товаров и услуг, реализуемых на потребительском рынке, обусловливают высокую степень его локализации, тесную взаимосвязь с конкретной территорией и ее населением. Рассмотрим содержание понятия «региональный потребительский рынок» как экономической категории, его роль и место в экономической системе региона.

На наш взгляд, региональный потребительский рынок представляет собой ограниченную хозяйственными и административными связями и масштабами конечного потребления совокупность отраслей производства товаров народного потребления и продуктов питания, а также отраслей сферы услуг, результаты функционирования которых направлены на полноценное удовлетворение общественных и личных потребностей населения, пребывающего на территории региона.

Потребительский рынок как объект исследования предстает в виде многоуровневой социально-экономической подсистемы региона, расчлененной по определенным признакам на составные элементы. Важной характерной особенностью является то, что региональный потребительский рынок представляет собой открытую систему, которая реагирует как на внутреннюю, так и на внешнюю экономическую, социальную и политическую ситуацию, т. е. зависит от межрегиональных товаропотоков, миграции рабочей силы, движения денег и капиталов. Вход системы открыт для внешнего воздействия. Через вход поступают ресурсы и регулирующие действия властей. На выходе потребительского рынка мы видим особый социально-экономический продукт, представляющий собой удовлетворенные потребности населения и социально-экономический эффект.

Параметры социально-экономического продукта и социально-экономического эффекта по каналам обратных связей подаются на вход и учитываются в процессе. Таким образом, потребительский рынок региона определяется как замкнутая система.

Потребительский рынок — система многоуровневая, иерархическая. Она включает в себя элементы микро- и макроуровней. Многоуровне-вость потребительского рынка, с одной стороны, и его многоотраслевой состав — с другой, позволяют говорить о нем как о мегасистеме, состоящей из множества разновеликих подсистем, находящихся на различных уровнях и подуровнях. Подсистемы, представленные более чем на одном уровне, мы называем структуроопределяющими. К структуро-определяющим подсистемам общехозяйственного уровня мы относим: информационные коммуникации, пассажирский транспорт, системы здравоохранения, физкультуры и спорта, образования и науки и т. п.

Одна из важнейших задач функционирования регионального потребительского рынка — создание

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

15

условий для повышения качества жизни населения. Как известно, показатель качества жизни является интегральным и включает в себя такие составляющие, как уровень жизни, образ жизни и уровень здоровья. Как количественные, так и качественные составные элементы понятия качества жизни передают сложные отношения между субъективными потребностями населения и субъективными стремлениями людей достичь своего полного развития. Именно здесь возникает понятие комплексного удовлетворения потребностей. Их многообразие, специфические характеристики, определенные личностным фактором, тенденция к индивидуализации массового спроса, стремление к снижению затрат времени на получение благ — все это и является исходными параметрами для формирования потребительского рынка в системе регионального хозяйства.

Важнейшей экономической категорией, связывающей человека и потребительский рынок, является категория потребностей. Исходя из этого, мы подразделяем потребительский рынок на четыре крупных сегмента:

1) потребительский рынок, удовлетворяющий потребности в культурном и образовательном развитии (рынок образовательных услуг, рынок услуг учреждений культуры, рынок досуговых услуг);

2) потребительский рынок, удовлетворяющий потребности в поддержании здоровья (рынок туристических и рекреационных услуг, рынок спортивных услуг, рынок медицинских услуг, рынок ветеринарных услуг);

3) потребительский рынок, удовлетворяющий потребности в поддержании жизнедеятельности организма (рынок услуг общественного питания, рынок продовольственных товаров, рынок товаров народного потребления);

4) потребительский рынок, удовлетворяющий потребности в поддержании условий жизни (информационный рынок, рынок бытовых услуг, рынок транспортных услуг, рынок жилья и жилищно-коммунальных услуг, рынок прочих платных услуг).

Кроме указанных отраслевых групп и видов услуг, к числу отраслевых составляющих потребительского рынка необходимо отнести также отдельные виды производственной деятельности ремесленного характера, ориентированной на внутрирегиональное потребление: производство мебели и предметов быта, продуктов питания, например мини-пекарни и т. п.

Проведем анализ, который позволит нам уточнить место потребительского рынка в системе регионального хозяйства с точки зрения вклада отраслей потребительского рынка в создание ВРП (табл. 1) [2, с. 180, 462, 466; 6, с. 350, 712, 733, 774]. Приведенные данные показывают, что наибольшую долю в ВРП занимает оборот розничной торговли во всех анализируемых регионах. Так, например, в Ивановской области в 2006 г. он составил 56,02 %. Это подтверждает неоспоримый вклад отраслей потребительского рынка в ВРП.

Для того чтобы оценить роль и значение отдельных отраслевых групп услуг и видов деятельности регионального потребительского рынка, необходимо обратиться к сравнительным данным, характеризующимся объемными показателями. Поскольку основными потребностями, настоятельность удовлетворения которых проявляется в наибольшей степени, являются потребности в продуктах питания, то потребности в непродовольственных товарах занимают второе место и лишь за ними следуют все остальные потребности. Это высказывание подтверждается приведенными статистическими данными, где ведущую роль во всех регионах РФ занимает торговля продуктами питания и покупка непродовольственных товаров (табл. 2) [6, с. 184].

В лидирующую группу услуг практически во всех регионах входят жилищно-коммунальные услуги, услуги связи, транспортные и бытовые услуги.

Динамика объемных показателей иллюстрирует некоторые структурные сдвиги в сторону роста услуг общественного питания, медицинских и образовательных услуг, но эти изменения весьма незначительны, и названные услуги, демонстрируя

Таблица 1

Доли в ВРП основных отраслей потребительского рынка, %

Регион Розничная торговля Общественное питание Услуги населению

2004г. 2005г. 2006г. 2004г. 2005г. 2006г. 2004г. 2005г. 2006г.

Россия в целом 40,40 39,12 36,95 1,71 1,74 1,70 12,82 12,62 11,90

Владимирская область 33,60 35,91 36,39 1,63 1,77 1,67 13,83 15,93 15,94

Ивановская область 43,39 45,99 56,02 2,21 2,31 2,68 19,80 21,73 22,39

Костромская область 42,73 41,40 42,98 1,74 1,84 2,07 10,75 12,25 13,18

Московская область 53,25 52,52 52,81 2,18 2,13 1,99 16,04 14,96 13,63

Ярославская область 28,15 30,72 33,66 1,45 1,54 2,29 11,00 13,16 14,92

Таблица 2

Структура потребительских расходов домашних хозяйств, %

Регион Покупка продуктов питания Покупка непродовольственных товаров Покупка алкогольных напитков Оплата услуг

1995 г. 2005 г. 2006 г. 1995 г. 2005 г. 2006 г. 1995 г. 2005 г. 2006 г. 1995 г. 2005 г. 2006 г.

Россия в целом 52,0 36,1 34,1 31,8 38,5 38,8 2,5 1,9 1,9 13,7 23,5 25,2

Владимирская область 55,9 46,2 40,2 29,5 30,1 34,6 2,7 1,9 1,6 11,9 21,8 23,6

Ивановская область 60,8 47,7 44,1 24,0 23,4 27,0 2,4 1,7 1,8 12,8 27,2 27,1

Костромская область 63,1 40,6 36,1 21,6 32,5 35,2 2,6 2,5 2,7 12,7 24,4 26,0

Московская область 59,3 38,4 33,0 25,4 31,6 34,6 2,1 1,6 1,4 13,2 28,4 31,0

Ярославская область 55,9 39,7 38,2 30,2 37,1 35,8 2,9 2,5 2,2 11,0 20,7 23,8

положительную динамику, продолжают занимать лидирующие позиции в структуре объема платных услуг населению.

В регионах курортно-рекреационного типа в группу лидеров входят услуги пассажирского транспорта, бытовые услуги, услуги гостиниц и прочих мест проживания, санаторно-курортные услуги и т. п. Ярким примером такого региона можно считать Краснодарский край.

Выявить тенденции развития всех составляющих региональных потребительских рынков достаточно сложно вследствие влияния на них множества специфичных организационных, демографических, социальных и иных факторов. В то же время на основании приведенных данных можно сделать вывод, что при наличии общего отраслевого ядра, включающего в себя торговлю, услуги жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи, наблюдаются различия в целевой направленности региональных потребительских рынков.

Первый тип рынков ориентирован строго внутрь региона, его целевым сегментом являются жители региона и дневные мигранты. Данный комплекс в основном выполняет функцию обеспечения необходимого уровня и качества жизни населения.

Второй тип рынков имеет отчасти внешнюю ориентацию, так как его целевым сегментом являются не только жители, но и временно пребывающие на его территории туристы и отдыхающие. Его базовые отрасли — гостиничное хозяйство, общественное питание, бытовое обслуживание и досуговые услуги, по сути, являются регионообра-зующими. Такой тип рынка параллельно выполняет две функции в экономике региона: обеспечение удовлетворения потребностей постоянного и временного населения, а также обеспечение экономического роста региона.

Третий тип рынка мы называем дезориентированным с ярко выраженными рыночными лакунами (лакуна — пробел, пропуск, неясное, темное место). Такие рынки образовались в силу узконаправленной специализации территории, например добыча природных ресурсов, а также в силу особого географического положения.

Мы полагаем, что современные потребительские рынки изменяются невероятно быстро под влиянием следующих основных тенденций:

1) опережающее развитие сферы услуг. Во всех регионах России происходит быстрое сокращение числа занятых в производственных отраслях и рост числа занятых в сфере услуг;

2) повышение роли высокотехнологичных отраслей. При общей тенденции сокращения доли промышленного производства в валовой продукции растет число высокотехнологичных компаний, которые являются одним из основных источников экономического роста;

3) в структуре потребностей происходит смещение акцентов в сторону увеличения доли социальных, духовных и творческих потребностей;

4) возрастание значения социально-психологических факторов, влияющих на потребительское поведение, прежде всего качество товара, его ценность и степень удовлетворения потребителей;

5) повышение роли социального маркетинга и повышение качества отношений с потребителями. Компании постоянно создают, обновляют и расширяют базы данных покупателей, в которых отражаются их демографические характеристики, стиль жизни, восприимчивость к различным маркетинговым раздражителям, истории совершения покупок. Это делается для того, чтобы получить возможность виртуозно управлять торговыми предложениями, оставляя у потребителей чувство

удовлетворения и восхищения, укрепляя их лояльность к товарам данной компании;

6) онлайновый бизнес в корне меняет менталитет и психологию потребителя, помещая его в виртуальную среду. Революция в области информатики и средств коммуникации радикально изменяет схему совершения купли—продажи. Применяя новейшие технологии в области баз данных компании, все увереннее используют прямые продажи, в меньшей степени полагаясь на оптовых и розничных посредников. Большинство закупок могут производиться автоматически с помощью электронных линий связи между компаниями;

7) сочетание глобального мышления и локальных интересов. Компаниям все чаще приходится отказываться от устойчивых стереотипов относительно поведения потребителей. Право принятия решений передается местным правительствам, которые лучше ориентируются в экономических, политических, законодательных и социальных реалиях регионов, в которых начинает работать компания. Таким образом, реализуется один из принципов современной рыночной стратегии: мыслить глобально, но действовать и планировать локально;

8) создание стратегических альянсов и сетей. В процессе глобализации компании испытывают дефицит ресурсов. Транснациональные компании в большой степени своими достижениями обязаны глобальному партнерству, которое и обеспечивает им необходимые компоненты успеха. Все больше времени высшие менеджеры компании уделяют созданию стратегических альянсов и маркетинговых сетей — основе конкурентных преимуществ фирм-участников.

Потребительский рынок региона—это сложная система институтов в сфере обращения, характеризующаяся большим числом взаимосвязей. Однако каждый из его участников имеет и свои интересы: производители стремятся вернуть затраченные средства и получить прибыль, а потребители — удовлетворить собственные потребности. Разрешению противоречий этих интересов служит государственное регулирование региональной экономики со стороны федеральных и местных органов, основанное на четком представлении происходящих процессов и достоверной информации.

По нашему мнению, базовым элементом регулирования развития регионального потребительского рынка должна стать концепция макро-и микрополитики соответствующей направленности. Основная цель концепции — повышение качества жизни населения посредством наиболее полного

удовлетворения спроса на качественные и безопасные товары и услуги в широком ассортименте в пределах ценовой и территориальной доступности, а также стимулирование экономического роста региона.

Основные концептуальные направления макро-и микрополитики в области регионального потребительского рынка:

1) макроэкономический уровень регулирования функционирования регионального потребительского рынка (РПР):

• формирование нормативно-законодательной базы регулирования развития РПР и его отраслевых составляющих;

• формирование трехуровневой системы полномочий регулирования РПР;

2) микроэкономический уровень регулирования функционирования РПР:

• разработка региональной стратегии развития РПР;

• формирование региональной законодательной базы регулирования развития РПК и его отраслевых элементов;

• реализация социальных функций РПР;

• обеспечение доступности и качества товаров и услуг РПР;

• развитие инфраструктуры РПР;

• восстановление и развитие потребительской кооперации как функционального элемента РПР. Приоритетными направлениями деятельности

по регулированию развития регионального потребительского рынка должны стать:

1) мониторинг состояния потребительского рынка региона;

2) прогнозирование развития потребностей в товарах и услугах и тенденций развития самого потребительского рынка и его составляющих;

3) социально-экономическое нормирование основных показателей развития регионального потребительского рынка;

4) регулирование территориального размещения объектов регионального потребительского рынка;

5) правовое обеспечение взаимодействия субъектов функционирования потребительского рынка.

Источниками финансирования реализации предлагаемой концепции должны стать как средства региональных и муниципальных бюджетов, так и средства корпоративного сектора.

Развитие регионального потребительского рынка способствует решению целого ряда карди-

нальных задач системной трансформации экономики региона — созданию конкурентной среды, формированию среднего класса, сокращению уровня безработицы, преодолению товарного дефицита и созданию условий для полноценного развития личности.

Через деятельность отраслей потребительского рынка осуществляются взаимосвязь экономического и социального развития в хозяйственной системе региона, взаимоотношения и взаимосвязи между ее отраслевыми элементами и между регионами. При участии отраслевых и функциональных элементов потребительского рынка реализуется взаимосвязь большинства воспроизводственных процессов, протекающих в регионе, а также обеспечивается достижение целей социального развития, решение текущих и перспективных задач, реализация социальных программ региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арженовский И. В. Региональный рынок: воспроизводственный аспект. — Нижний Новгород, 1997. — 180 с.

2. Ивановская область в 2006 г. Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области. — Иваново, 2007. — 466 с.

3. Новоселов А. С. Региональные рынки / А. С. Новоселов. — М.: Инфра-М, 1999. — 236 с.

4. Новоселов А. С. Региональный потребительский рынок. Проблемы теории и практики / А. С. Новоселов. — Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. — 364 с.

5. Новоселов А С. Теория региональных рынков: учебник / А. С. Новоселов. — Ростов н/Д: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. — 448 с.

6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007: Стат. сб. / Росстат. — М., 2007. — 991 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.