Научная статья на тему 'Цели и границы государственного регулирования конкурентного рынка потребительских товаров'

Цели и границы государственного регулирования конкурентного рынка потребительских товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
363
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ / CONSUMER GOODS MARKET / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE REGULATION / ГРАНИЦЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ / КОНКУРЕНТНЫЙ РЫНОК / COMPETITIVE MARKET / ПРИНЦИПЫ / РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / THE PRINCIPLES GOVERNING THE IMPACT / CONTROL LIMITS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зимин А. Ф., Тимирьянова В. М., Нурова А. Р.

В статье рассматриваются государственное регулирование рынка потребительских товаров и эволюция взглядов на цели такого регулирования. Отмечается существенное смешение целей и задач государственного регулирования в работах отдельных авторов. Обосновывается биполярный подход, определяющий необходимость выделения целей второго уровня: повышение эффективности экономики и удовлетворение потребностей населения. При этом главной целью государства является повышение качества жизни. В работе отмечается существование границ государственного регулирования, которые, в свою очередь, накладываются на географические границы и имеют точки пересечения с продуктовыми границами рынка потребительских товаров. Такие границы могут меняться то в сторону расширения, то в сторону сужения зоны потребности в отдельных видах товаров, зоны географической доступности и целесообразности, зоны деятельности государственных институтов в зависимости от этапов экономического развития и т. п. На основе анализа особенностей функционирования рынка потребительских товаров аргументируется существование отраженных границ регулирующего воздействия государства на развитие рынка потребительских товаров. Выделенные в работе проблемы, вызванные несовершенством сложившегося подхода к государственному регулированию, позволили авторам обосновать необходимость акцентирования внимания на формировании конкурентной среды рынка потребительских товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATIONS’ AIMS AND BORDERS OF CONSUMER GOODS COMPETITIVE MARKET

This article considers state regulation of consumer goods market and evolution of views on this regulation. The fusion of aims and tasks of state regulation in some authors’ works is marked. The authors substantiate bipolar approach which defines the necessity of second level aims: economy’s efficiency rise and satisfaction of population’s demands. Meanwhile the main aim of state is quality of life rise. This work also underlines existence of state regulation borders which mix with geographical borders and have points of intersection with product borders of consumer goods market. These borders can change to expansion or narrowing of demands’ zone in separate types of goods, zone of geographical availability and reasonability, zone of state institutes’ activity depending to the stages of economical development and etc. On the basis of consumer goods market functioning peculiarities it is substantiated the existence of reflected borders of state regulated influence on consumer goods market development. The mentioned problems were provoked by imperfection of the present approach of state regulation; it allowed the author to substantiate the necessity of attention focus on competitive consumer goods market environment formation.

Текст научной работы на тему «Цели и границы государственного регулирования конкурентного рынка потребительских товаров»

A. Ф. Зимин, доктор экон. наук, профессор,

B. М. Тимирьянова, канд. экон. наук, доцент, А. Р. Нурова, канд. экон. наук, доцент,

кафедра экономики и управления на предприятиях

торговли и общественного питания,

Уфимский институт (филиал) Российского

государственного

экономического университета,

г. Уфа, Россия,

[email protected]

ЦЕЛИ И ГРАНИЦЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ

В статье рассматриваются государственное регулирование рынка потребительских товаров и эволюция взглядов на цели такого регулирования. Отмечается существенное смешение целей и задач государственного регулирования в работах отдельных авторов. Обосновывается биполярный подход, определяющий необходимость выделения целей второго уровня: повышение эффективности экономики и удовлетворение потребностей населения. При этом главной целью государства является повышение качества жизни. В работе отмечается существование границ государственного регулирования, которые, в свою очередь, накладываются на географические границы и имеют точки пересечения с продуктовыми границами рынка потребительских товаров. Такие границы могут меняться то в сторону расширения, то в сторону сужения зоны потребности в отдельных видах товаров, зоны географической доступности и целесообразности, зоны деятельности государственных институтов — в зависимости от этапов экономического развития и т. п. На основе анализа особенностей функционирования рынка потребительских товаров аргументируется существование отраженных границ регулирующего воздействия государства на развитие рынка потребительских товаров. Выделенные в работе проблемы, вызванные несовершенством сложившегося подхода к государственному регулированию, позволили авторам обосновать необходимость акцентирования внимания на формировании конкурентной среды рынка потребительских товаров.

Ключевые слова: рынок потребительских товаров, государственное регулирование, границы регулирования, конкурентный рынок, принципы, регулирующее воздействие.

Рынок потребительских товаров с точки зрения территориальной локализации является пространством синергетически взаимодействующих региональных рынков потребительских товаров, встроенных в экономику соответствующих регионов, в рамках которых весьма рельефно проявляются законы спроса и предложения, процессы воспроизводства, ценообразования и другие. Рынок потребительских товаров одновременно обеспечивает удовлетворение потребностей населения в товарах, их занятость и самозанятость в качестве индивидуальных предпринимателей, завершение

цикла воспроизводственного процесса, сопровождающееся фиксацией экономического результата на всех его этапах. С развитием рынка потребительских товаров связано развитие инфраструктурных предприятий. Будучи в тесной связи с рынками труда, капитала и недвижимости региональный рынок потребительских товаров наиболее ярко отражает состояние экономики региона. И в то же время он является одним из ее элементов, воздействуя на который, можно изменить сложившиеся связи между другими элементами системы. Необходимо отметить и то, что рынок потребитель-

ДИСКУССИЯ !

журнал научных публикаций

ских товаров подвержен эволюции. В связи с этим вопросы государственного регулирования потребительских рынков остаются дискуссионными.

До 1990 г. на научных исследованиях по проблемам переходного периода сказывалось влияние административно-командной экономики. В начале текущего века акцент в дискуссиях сместился к проблемам рынка в условиях бурных, скачкообразных изменений того периода. В условиях кризиса научные работы были связаны преимущественно со структурными перестройками. В настоящий момент рынок переживает новую стадию своего развития, характеризующуюся некоторой консолидаций перед новым рывком, в связи с чем на свет появляются новые работы, в которых в ходе дискуссий постепенно формируется новое видение рынка потребительских товаров и методов его государственного регулирования.

К настоящему моменту сложилось единое мнение только относительно того, что в современных условиях полностью полагаться на самоорганизующуюся функцию рынка нельзя. Так, например, Н.И. Усик отмечает основную причину, состоящую, на ее взгляд, в том, что «рыночные законы не действую там, где результат не имеет денежного выражения»1. А на рынке потребительских товаров результатом является удовлетворенность всех слоев населения. О неизбежности госу- =

дарственного вмешательства в деятельность рынка говорят многие экономисты, и в этом они единодушны. Спорные моменты возникают при определении целей и границ влияния государства и используемых инструментов.

Аналитический обзор современных исследовательских работ показал существенное смешение целей и задач государственного регулирования. Глобальную цель

государственного регулирования продовольственного рынка И.Б. Богер и Т.Н. Бо-гер видят в «обеспечении экономической мощи отраслевых продовольственных рын-

С развитием рынка потребительских товаров связано развитие инфраструктурных предприятий. Будучи в тесной связи с рынками труда, капитала и недвижимости

региональный рынок потребительских товаров наиболее ярко отражает состояние экономики региона.

О неизбежности государственного вмешательства в деятельность рынка говорят многие экономисты, и в этом они единодушны. Спорные моменты возникают

при определении целей и границ влияния государства и используемых инструментов.

ков»2, что также, на наш взгляд, не может быть целью государственного регулирования, а только одной из задач, решение которой направлено на достижение основной цели.

По мнению Н.Н. Терещенко, основной целью государственного регулирования рынка является обеспечение соблюдения интересов субъектов рынка потребительских товаров посредством методов прямого и косвенного воздействия государства на процессы, протекающие на нем3. На наш взгляд, это наиболее интересное определение из ранее представленных, так как оно предполагает учет интересов всех субъектов рынка, а не только потребителей.

В. Г. Ростанец выделяет следующие цели: защита социальных интересов малообеспеченных слоев населения; защита прав потребителей; достижение стабильности процессов обмена товаров и услуг; обеспечение добросовестной конкуренции, недопущение монополизации рынка4. В данном случае цели слишком узкие и не гарантируют, что в результате регулирования рынка потребительских товаров будет достигнут оптимум.

Интересным на этом фоне представляется мнение Н.Л. Гаращенко, указывающей на то, что «независимо от существующей политической системы каждая страна ставит целью своего развития максимально высокий уровень жизни всего населения. Но так как данную цель невозможно выразить ограниченным количеством показателей, то в реальности государство проводит свою социально-экономическую политику с указанием конкретных рубежей, которые условно можно назвать целями второго уровня»5.

На наш взгляд, такими подцелями вто рого уровня могут стать следующие две: по вышение эффективности экономики и удов летворение потребностей населения. Учи тывая это, мы можем отметить биполярность подхода к построению системы государственного регулирования рынка потребительских товаров. «Сущность биполярного подхода состоит в разработке системы государственного регулирования рынка потребительских товаров в соответствии с двумя „полюсами" его функционирования на каждом уровне»6.

Выделяя в качестве цели второго уровня эффективность экономики, мы исходим из того, что она связана с получением эффекта всеми участниками процесса. В данном случае запускается механизм, при котором предприятие, получив эффект, формирует эффекты для владельцев капитала, работников предприятия и государства через систему налогообложения доходов. В конечном итоге происходит достижение главной цели — это повышение качества жизни.

Исходя из вышеизложенного под государственным регулированием рынка потребительских товаров нами понимается корректирующее воздействие государства на условия и деятельность субъектов рынка потребительских товаров, направленное на повышение его эффективности и удовлетворение потребностей населения.

Разрабатывая проблему регулирования рынка потребительских рынков, нельзя не остановиться на выделении границ. Исследование рынка всегда связано с определением его границ, в первую очередь — географических. Вопросы определения границ рынка часто возникают при оценке конкуренции на нем. Антимонопольные органы, опираясь на «Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», определяют не только географические, но и продуктовые границы товарных рынков. Очевидно, что граница рынка потребительских товаров будет определяться всей совокупностью товаров, приобретаемых для конечного использования населением. При

Торговая деятельность регулируется министерством промышленности и торговли

преимущественно в части розничной торговли. При этом законодательные акты, в большинстве своем, учитывают интересы только крупного бизнеса.

этом отметим, что в рамках этого рынка границы рынков отдельных товаров могут значительно различаться (например, товаров повседневного и эпизодического спроса).

= Что касается географических границ рынка, то самым простым вариантом станет ориентация на границы отдельных административных единиц (город, район, округ и т. д.). Однако часто граница рынка может выходить за эти пределы.

: Особенно ярко это проявляется на приграничных территориях. Поэтому тем же «Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» при определении границ во внимание принимается структура товаропотоков с отдельных территорий, фиксирующая объемы ввозимой и вывозимой товарной массы.

А.И. Чумаков расширяет спектр границ «административными барьерами и организационной доступностью со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, транспортной и технологической доступностью со стороны производителя, транспортной (пешеходной) доступностью, платежеспособностью со стороны потребителя и пр.»7.

Исследование проблем распространения полномочий и экономических функций государства в работах экономистов сопровождалось введением понятия о границах государственного регулирования и вмешательства. Преимущественно это приверженцы институционального подхода в исследовании рынков. Соглашаясь с Г.Г. Муфтие-вым, отметим, что граница государственного регулирования рынка потребительских товаров равно как и экономики в целом раскрывается через государственные обязанности; функции государства; нормы и пределы распространения экономических функций8.

Границы потребительского рынка и в первую очередь границы государственного регулирования определяются границами городов, областей, республик. Это связано с тем, что законодательные акты органов власти могут действовать только в определенных границах территории, находящейся в их управлении.

ДИСКУССИЯ .

журнал научных публикаций

При учете вышеизложенного становится очевидным наличие области пересечения и наложения отдельных границ. Применительно к рынкам потребительских товаров эти границы могут меняться то в сторону расширения, то в сторону сужения зоны потребности в отдельных видах товаров, зоны географической доступности и целесообразности, зоны деятельности государственных институтов — в зависимости от этапов экономического развития и т. п.

Изучая эти процессы, нельзя не заметить того, что любое действие государственных органов в рамках границы государственного регулирования может найти отклик и вне его границ. Например, замораживание цен в одной республике с целью обеспечения потребителя соответствующими товарами по доступной цене, снижения ажиотажа и спекуляций, может привести к притоку покупателей из других регионов, в которых аналогичного замораживания не произошло. Таким образом, можно выделить границы прямого влияния и косвенного. Однако, помимо этого, регулирующее воздействие может сказаться и на поставщике товара, располагающегося вне границ прямого влияния. Такому поставщику может стать невыгодной поставка товара в соответствующий регион, и он будет искать новые рынки сбыта. Следовательно, можно выделить границы прямого отраженного влияния регулирующего воздействия. В свою очередь, в случае определения новых рынков сбыта предприятие может оказать влияние на состояние другого рынка, и такое влияние следует рассматривать как

косвенное отраженное. Таким образом, при разработке мероприятий регулирующего воздействия учитываться должно не только их действие в рамках границ прямого и косвенного влияния, но и границ прямого и косвенного отраженного влияния. При этом необходимость введения понятия «отраженное влияние» связано с направленностью влияния любого изменения в два основных конца воспроизводственного цикла: производство и потребление.

Обращаясь к проблеме государственного регулирования, необходимо отметить, что региональные рынки потребительских товаров весьма разнородны. И среди них есть рынки с неудовлетворительным состоянием. Существуют «провалы» в рыночном механизме самоорганизации отдельных региональных экономик, которые, на наш взгляд, могут возникать и вследствие необоснованных воздействий на рынок государства — в виде ответных асимметричных реакций рынка на управляющее воздействие. Так, в ряде регионов администрацией принимались решения, предусматривающие серьезное воздействие на самоорганизующуюся систему рынка: запрет на вывоз, дополнительная сертификация, дополнительное ограничение реализации алкогольной продукции, сдерживание приватизационных процессов, ограничение круга поставщиков. В последние годы такие, довольно сильно дезорганизующие, воздействия не только не уменьшаются количественно, но и закрепляются в федеральных законодательных актах. Государство, пытаясь выполнить социальные функции, довольно резко воз-

действует на систему, запрещая, например, продажу алкогольной продукции в мелкорозничной сети, что в конечном итоге поспособствовало концентрации капитала в крупных сетях. И даже =

если цель была не сугубо социальная, а экономическая, то и она не всегда несет в себе только положительный потенциал. Например, организация площадок госзакупок — в настоящее время из-за высокой стоимости входа они представляют собой дополнительный барьер для мелких предпринимателей. Активность государства связана не только с социальными провалами9. Так, складывается ситуация, когда осознанно или нет, но государство способствует асимметричному развитию рынка потребительских товаров. В настоящее время, судя по информационной активности на сайте министерства промышленности и торговли, превалирующей на сегодняшний день в стране является деятельность, связанная с развитием промышленности. Торговая деятельность регулируется министерством преимущественно в части розничной торговли. При этом законодательные акты, в большинстве своем, учитывают интересы только крупного бизнеса. А проблема продвижения товаров на рынки и оптимизации товарных потоков в стране не анализируется, и постановлений в этом направлении не принимается. Не инициируются и попытки диверсифицировать потоки в оптовом звене. На этом фоне активно развивается новая сила — розничные сети, сконцентрировавшие довольно большие потоки, диктующие условия производителям и стягивающие маржу в свои руки, используя ее в дальнейшем для усиления своей власти.

В условиях регулировании потребительских рынков, по нашему мнению, приоритет должен отдаваться не выполнению социальных функций, а обеспечению гармоничных отношений в системе «население — посреднические предприятия — производители — власть» путем создания условий для эффективной деятельности всех субъектов рынка потребительских товаров. Государство должно стараться регулировать социальные провалы через экономические механизмы,

На этом фоне активно развивается новая сила - розничные сети, сконцентрировавшие довольно большие потоки, диктующие

условия производителям и стягивающие маржу в свои руки, используя ее в дальнейшем для усиления своей власти.

самым действенным из которых является формирование конкурентной среды. Воздействуя одновременно на конкурентную среду производителей, оптово-посредниче-= ских предприятий, розничных предприятий и потребителей, государство должно стремиться к формированию среды работающей конкуренции. При этом, уравновешивая отношения субъектов рынка потребительских товаров = в рамках воспроизводственного цикла, можно достичь равновесного развития рынка потребительских товаров, в рамках которого будет достигаться эффективность предпринимательских структур и социальное благополучие населения. ^

Литература

1. Усик Н.И. Управление процессом формирования конкурентной среды в России: дис... д-ра экон. наук: 08.00.05. СПб, 2008. С. 24.

2. Богер И.Б., Богер ТН. Формирование механизма регулирования регионального продовольственного рынка // Российское предпринимательство. 2012. № 7 (205). С. 145-150.

3. Терещенко Н. Н. Экономическая диагностика развития рынка потребительских товаров: дис . д-ра экон. наук: 08.00.05. Красноярск, 2009. С. 25.

4. Ростанец В. Г. Регулирование развития отраслей потребительского рынка региона в условиях переходной экономики (на примере Москвы): дис. д-ра экон. наук: 08.00.05. М., 2000. С. 85.

5. Гаращенко Н.Л. Государственное регулирование экономики: учебное пособие. Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2007. С. 30.

6. Государственное регулирование экономики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.center-yf. ru/data/economy/Gosudarstvennoe-regulirovanie-ekonomiki.php (дата обращения 31.03.2014).

7. Чумаков А. И. Формирование товарных рынков в условиях межрегиональной интеграции: дис. канд. экон. наук: 08.00.05. Екатеринбург, 2009. С. 124.

8. Муфтиев Г. Г. Институциональные основы государственного регулирования регионального рынка средств производства: дис. д-ра экон. наук: 08.00.05. Екатеринбург, 2001. С. 235.

9. Валинурова Л.С. Инновационное развитие регионов: методологические основы и перспективные направления. М.: Палеотип, 2011. 200 с.

ДИСКУССИЯ !

журнал научных публикаций *

10. Карачурина Г.Г., Зимин А.Ф. Оценка устойчивого тоспособности // Инновации и инвестиции. 2011. развития региона на основе повышения конкурен- № 2. С. 196—200.

STATE REGULATIONS' AIMS AND BORDERS OF CONSUMER GOODS COMPETITIVE MARKET

A. F. Zimin, Doctor of Economics, Professor, V. M. Timiryanova, Candidate of Economics, Docent, A. R. Nurova, Candidate of Economics, Docent, department of economics and management of trading and food enterprises, Ufa Institute (branch) of Russian State University of Economics,

Ufa, Russia, [email protected]

This article considers state regulation of consumer goods market and evolution of views on this regulation. The fusion of aims and tasks of state regulation in some authors' works is marked. The authors substantiate bipolar approach which defines the necessity of second level aims: economy's efficiency rise and satisfaction of population's demands. Meanwhile the main aim of state is quality of life rise. This work also underlines existence of state regulation borders which mix with geographical borders and have points of intersection with product borders of consumer goods market. These borders can change to expansion or narrowing of demands' zone in separate types of goods, zone of geographical availability and reasonability, zone of state institutes' activity depending to the stages of economical development and etc. On the basis of consumer goods market functioning peculiarities it is substantiated the existence of reflected borders of state regulated influence on consumer goods market development. The mentioned problems were provoked by imperfection of the present approach of state regulation; it allowed the author to substantiate the necessity of attention focus on competitive consumer goods market environment formation.

Key words: consumer goods market, state regulation, control limits, competitive market, the principles governing the impact.

References

1. Usik N.I. Upravlenie protsessom formirovaniia konkurentnoi sredy v Rossii. Diss dokt. ekon. nauk. [Managing the process of formation of a competitive environment in Russia. Dr. of Economics sci. diss.]. Saint-Petersburg, 2008. 298 p.

2. Boger I.B., Boger TN. Formirovanie mekhanizma regulirovaniia regional'nogo prodovol'stvennogo rynka [Formation of the mechanism of regulation of the regional food market]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo — Russian Entrepreneurship, 2012, no. 7 (205), pp. 145—150.

3. Tereshchenko N. N. Ekonomicheskaia diagnostika razvitiia rynka potrebitel'skikh tovarov. Diss. dokt. ekon. nauk [Economic diagnostics of development of the market of consumer goods. Dr. of Economics sci. diss.]. Krasnoyarsk, 2009. 427 p.

4. Rostanets V. G. Regulirovanie razvitiia otraslei potrebitel'skogo rynka regiona v usloviiakh perekhodnoi ekonomiki (Na primere Moskvy). Diss. dokt. ekon. nauk [Regulation of development of sectors of the consumer market of the region in the conditions of transitional economy (On the example of Moscow). Dr. of Economics sci. diss.] — Moscow, 2000. 285 p.

5. Garashchenko N.L. Gosudarstvennoe regulirovanie ekonomiki: Uchebnoe posobie [State Regulation of Economy: Textbook]. Petropavlovsk-Kamchatsky, Kamchat-GTU Publ., 2007. 166 p.

6. Gosudarstvennoe regulirovanie ekonomiki [State Regulation of Economy]. Available at: http://www.center-yf.ru/data/economy/Gosudarstvennoe-regulirovanie-ekonomiki.php (assessed 31.03.2014).

7. Chumakov A. I. Formirovanie tovarnykh rynkov v usloviiakh mezhregional'noi integratsii. Diss. kand. ekon. nauk [Formation of commodity markets under the conditions of interregional integration. Candidate of Economics sci. diss]. Ekaterinburg, 2009. 270 p.

8. Muftiev G.G. Institutsional'nye osnovy gosudarstvennogo regulirovaniia regional'nogo rynka sredstv proizvodstva. Diss. dokt. ekon. nauk [The institutional foundations of state regulation of the regional market of means of production]. Ekaterinburg, 2001. 363 p.

9. Valinurova L.S. Innovatsionnoe razvitie regionov: metodologicheskie osnovy i perspektivnye napravleniia [Innovative development of regions: methodological foundations and future directions]. Moscow, Paleotip Publ, 2011. 200 p.

10. Karachurina G.G., Zimin A.F. Otsenka ustoichivogo razvitiia regiona na osnove povysheniia konkurentospo-sobnosti [Evaluation of sustainable development of the region on the basis of competitiveness. Innovatsii i in-vestitsii — Innovations and investments, 2011, no. 2, pp. 196-200.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.