Научная статья на тему 'О регулировании цен при государственных и муниципальных закупках в России'

О регулировании цен при государственных и муниципальных закупках в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1107
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / РЫНОК ГОСЗАКАЗА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН НА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ПРЕДЕЛЬНЫЕ ЦЕНЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ НУЖДЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / GOVERNMENT PROCUREMENT / GOVERNMENT PROCUREMENT MARKET / STATE AND MUNICIPAL PURCHASES / STATE AND MUNICIPAL PROCUREMENT / PRICES' REGULATION FOR STATE PURCHASES / LIMITED PRICES FOR STATE PURCHASES / STATE AND MUNICIPAL NEEDS / STATE REGULATION OF ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Проскурня Д.В.

В текущих экономических реалиях в нашей стране большое внимание уделяется вопросам регулирования цен. Органы власти всех уровней тщательно отслеживают ценовую ситуацию на потребительском рынке. Также в последние годы в России проводится серьезная исследовательская и нормотворческая работа по регулированию цен на товары, работы и услуги, закупаемые для государственных и муниципальных нужд. Значительное внимание к рынку государственных и муниципальных закупок объясняется его высокой долей в расходах государственного бюджета и в общем объеме ВВП России (11,5%). С целью обобщения действующей практики в настоящей работе приведены краткий анализ существующих инструментов государственного регулирования цен в России на федеральном уровне, а также анализ действующих государственных мер в области регулирования цен на товары, закупаемые для государственных и муниципальных нужд. Сделан вывод, что в целом на рынке государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации используются как косвенные методы регулирования цен (содействие развитию конкуренции, поддержка отечественных производителей), так и прямые (установление предельных цен закупок).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Проскурня Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About prices’ regulation for state and municipal purchases in russia

Today in the modern Russian economic realities the attention is focused on prices ’ regulation. The power bodies of all levels watch over price situation at the consumer market. Besides during last years in Russia a serious research and creative work is carried out concerning prices ’ regulation for goods, work and services purchased for state and municipal needs. The great attention to the market of state and municipal purchases is conditioned by its big share in the expenditures of the state budget and general volume of Russian GDP (11.5 %). In order to summarize of this practice the paper provides a brief analysis of the existed tools for state prices’ regulation in Russia at the federal level, and also the analysis of active state measures in the field of prices’ regulation for the goods purchased for state and municipal needs. There is a conclusion that in general at the market of state and municipal purchases in the Russian Federation the system uses indirect methods of prices’ regulation (assistance to competitiveness ’ development, support of domestic producers) and some direct methods (setting limited prices for purchases).

Текст научной работы на тему «О регулировании цен при государственных и муниципальных закупках в России»

Д.В. Проскурня, аспирант, кафедра финансов, денежного обращения и кредита

Финансово-экономического института Тюменского государственного университета, г. Тюмень, Россия dariaproskurnya@yandex.ru

О РЕГУЛИРОВАНИИ ЦЕН ПРИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПКАХ В РОССИИ

В текущих экономических реалиях в нашей стране большое внимание уделяется вопросам регулирования цен. Органы власти всех уровней тщательно отслеживают ценовую ситуацию на потребительском рынке. Также в последние годы в России проводится серьезная исследовательская и нормотворческая работа по регулированию цен на товары, работы и услуги, закупаемые для государственных и муниципальных нужд. Значительное внимание к рынку государственных и муниципальных закупок объясняется его высокой долей в расходах государственного бюджета и в общем объеме ВВП России (11,5%). С целью обобщения действующей практики в настоящей работе приведены краткий анализ существующих инструментов государственного регулирования цен в России на федеральном уровне, а также анализ действующих государственных мер в области регулирования цен на товары, закупаемые для государственных и муниципальных нужд. Сделан вывод, что в целом на рынке государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации используются как косвенные методы регулирования цен (содействие развитию конкуренции, поддержка отечественных производителей), так и прямые (установление предельных цен закупок). Ключевые слова: государственный заказ, рынок госзаказа, государственные и муниципальные закупки, государственный и муниципальный заказ, регулирование цен на государственные закупки, предельные цены государственных закупок, государственные и муниципальные нужды, государственное регулирование экономики.

В современной России органы государственного управления стремятся к выстраиванию эффективной рыночной экономической системы. При этом большое внимание уделяется определению направлений и объемов административного вмешательства в рыночные процессы. Такое вмешательство, безусловно, необходимо, особенно в случае фиаско целого спектра рыночных отношений или в случаях, когда существуют какие-либо барьеры, препятствующие их развитию.

Одним из важнейших сегментов рынка является рынок государственных и муници-

пальных закупок (или рынок государственного и муниципального заказа). В России в 2013 году доля государственных закупок в расходах государственного бюджета составила 29,7%, в общем объеме ВВП -11,5%.1

В последние годы к теме регулирования цен при государственных и муниципальных закупках обращалось ограниченное количество российских исследователей. По мнению автора, эта тема требует детального комплексного изучения, в том числе и потому, что именно установление справедливых цен является основой построения системы

отношений на рынке государственных и муниципальных закупок.

Говоря о функционировании рыночного механизма в этой сфере, необходимо отметить, что в своих работах ряд исследователей определяют основные критериальные признаки рынка государственных и муниципальных закупок в рамках действующей в России контрактной системы, а также институциональную структуру рынка.2 Так, раскрывая особенности рынка государственных и муниципальных закупок, ученые фиксируют, что спрос на нем формирует государство, предложение - поставщики различных экономических благ (товаров, работ и услуг). Под воздействием спроса и предложения формируются цены на товары, работы и услуги, закупаемые для государственных и муниципальных нужд. Государство стремится влиять на эти цены, чтобы обеспечить баланс интересов субъектов рынка, при этом оно не ограничивается методами косвенного регулирования и не доверяет свободному ценообразованию на данном рынке.

В данной работе приведен краткий анализ существующих инструментов государственного регулирования цен в России на федеральном уровне, а также анализ действующих государственных мер в области регулирования цен на товары, закупаемые для государственных и муниципальных нужд.

Прежде чем перейти к российской практике, обратимся к мировому опыту регулирования цен на товары, работы и услуги.

На основе обобщения опыта некоторых стран Евросоюза, Швейцарии, Америки, крупнейших стран АТР можно выделить косвенные и прямые инструменты государственного регулирования цен. К прямым инструментам государственного регулирования цен, заключающимся в установлении определенных правил ценообразования, относятся такие меры, как установление перечня товаров, на которые регулируются цены, проведение мониторинга цен, установление

фиксированных цен, установление предельных цен, установление справочных цен и диапазона цен, регулирование закупочных цен на сельхозпродукцию, штрафные санкции и другие правовые последствия за нарушения ценовой дисциплины. К косвенным инструментам государственного регулирования цен, предполагающим воздействие на цены с использованием экономических рычагов, относятся, в частности, меры рестрикционной кредитно-денежной политики, регулирование банковской учетной ставки, изменение объема государственных закупок товаров и услуг, меры, направленные на развитие конкуренции и поддержку отечественных сельхозпроизводителей, личных подсобных хозяйств, продовольственную поддержку нуждающихся и другие.3

Далее рассмотрим действующие в Российской Федерации инструменты государственного регулирования цен.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации. Помимо этого, основу нормативной правовой базы государственного регулирования цен в России составляют:

1. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 года № 381-ФЗ (статьи 8, 13).

2. Указ Президента РФ от 28.02.1995 года № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

3. Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

4. Постановление Правительства РФ от 15.07.2010 года № 530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продоволь-

В целом позиция представителей федеральных органов власти относительно регулирования рынка государственных и муниципальных закупок заключается в стремлении к повышению конкуренции, прозрачности и эффективности данного рынка, установлению справедливых цен на закупаемые товары, работы и услуги.

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

ственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения».

Вышеуказанные нормативные правовые акты содержат описание инструментов как косвенного, так и прямого государственного регулирования цен в России.

Следует отметить, что органы власти федерального уровня в нашей стране крайне редко и осторожно применяют меры прямого воздействия на рыночное ценообразование. В периоды экономической нестабильности повышается внимание к уровню цен, особенно на социально значимые продовольственные товары, проводится регулярный государственный мониторинг ценовой ситуации в стране, осуществляются меры, направленные на поддержку российских производителей.

При этом одним из методологических базисов организации системы государственных и муниципальных закупок является такое категориальное понятие, как «начальная

(максимальная) цена контракта», которая может быть определена одним из следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

Правила применения этих методов содержатся в статье 22 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с разъяснением Федеральной антимонопольной службы от 21.07.2015 года «Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц» заказчикам, осуществляющим закупки в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ, при установлении порядка обоснования начальной (максимальной) цены договора возможно использовать методы, описанные в Приказе Минэкономразвития России от 02.10.2013 года № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены

контракта, заключаемого с единственным поставщиком» (то есть перечисленные выше).

В свою очередь, конечная цена контракта на поставку товаров, проведение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд определяется по результатам закупочных процедур.

Для отражения позиции представителей федеральных органов власти по вопросу регулирования цен на госзакупки приведем выдержки из интервью заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Е.И. Елина газете «Ведомости».

В интервью Е.И. Елин говорит о планируемом в 2017 году введении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: «Это не просто справочник того, что продается и покупается, это еще и элемент нормирования - каталог упорядочит требования к закупаемым товарам. Каталог существенно расширит возможности мониторинга и автоматизированного контроля за закупками. Мы сможем сопоставлять цены на одни и те же товары в различных субъектах Российской Федерации, выявлять закупки по завышенным ценам. В перспективе сформируем систему референтных цен для определения начальных цен контрактов».4 Также Е. И. Елин обозначил, что в настоящее время Минэкономразвития России готовится внедрение новых форм автоматизированного контроля, автоматической проверки цен, электронного магазина, который сократит объем закупок у единственного поставщика.

Мероприятия, анонсируемые Е.И. Ели-ным, по мнению автора настоящей работы, не предполагают жест- -

кого административного регулирования цен на госзакупки. В целом позиция представителей федеральных органов власти относительно регулирования рынка государственных и муниципальных закупок заключается в стремлении к повышению конкуренции, прозрачности и эффективности данного рынка, установлению справедливых цен на закупаемые товары, работы и услуги.

Вместе с тем, статья 19 «Нормирование в сфере закупок» Федерального закона № 44-ФЗ содержит нормы установления требований к предельным ценам закупаемых товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Руководствуясь данной статьей, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы утвердили требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений.5 В свою очередь, установление предельных цен является прямым инструментом государственного регулирования цен.

Следует отметить, что практика установления предельных цен закупок товаров, работ, услуг в настоящее время реализуется при отсутствии единой для всех государственных органов методики расчета предельных цен закупок, единых правил контроля за соблюдением предельных цен заку-

Следует отметить, что практика установления предельных цен закупок товаров, работ, услуг в настоящее время реализуется при отсутствии единой для всех государственных органов методики расчета предельных цен закупок.

пок.6

Подводя итоги рассмотрения существующих инструментов государственного регулирования цен в России на федеральном уровне, а также анализа действующих государственных мер в области регулирования цен на товары, закупаемые для государственных и муниципальных нужд, отметим - следующее.

1. Основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации.

2. Федеральные органы в Российской Федерации вмешиваются в рыночные процессы ценообразования на товары и услуги в крайних случаях в соответствии с действующим законодательством.

3. На рынке государственных и муниципальных закупок цены на закупаемые това-

ры, работы и услуги в основном определяются методом сопоставимых рыночных цен.

4. Вместе с тем, в сфере госзаказа на федеральном уровне действует форма прямого воздействия на ценообразование -установление предельных цен закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

В целом на рынке государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации используются как косвенные методы регулирования цен (содействие развитию конкуренции, поддержка отечественных производителей), так и прямые (установление предельных цен закупок), -'jjjj

Литература

1. Size of public procurement, in Government at a Glance 2015, OECD Publishing, Paris [Электронный ресурс]. URL: http://dx.doi.org/10.1787/gov_ glance-2015-42-en (дата обращения: 15.01.2017).

2. Бутова С.В., Бутов Ф.С. Институциональная структура рынка государственных и муниципальных закупок в рамках контрактной системы // Terra Economicus. 2014. Т. 12, № 2-2. С. 30-35.

3. Ефимовская Л.А., Хайруллина М.В. Государственное регулирование ценообразования на товары и услуги: основные инструменты [Электронный ресурс] // Проблемы современной экономики. 2013. № 2 (46). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ gosudarstvennoe-regulirovanie-tsenoobrazovaniya-na-tovary-i-uslugi-osnovnye-instrumenty (дата обращения: 25.11.2016).

4. Мереминская Е. Мы сможем выявлять закупки по завышенным ценам [ Электронный ресурс] // Ведомости. 2016. 31 окт. URL: http://www.vedomosti.ru/economics/characters/ 2016/11/01/662996-mi-smozhem-viyavlyat-zakupki (дата обращения: 15.01.2017).

5. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

6. Проскурня Д.В. Повышение эффективности управления финансовыми ресурсами при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс] // Современные технологии управления. 2016. № 2 (62). URL: http://sovman.ru/ article/6201/ (дата обращения: 15.01.2017).

ABOUT PRICES' REGULATION FOR STATE AND MUNICIPAL PURCHASES IN RUSSIA

D.V. Proskurnya, postgraduate, The department of finances, currency and credit, Institute of Finance and Economics, Tyumen State University, Tyumen, Russia, dariaproskurnya@yandex.ru

Today in the modern Russian economic realities the attention is focused on prices' regulation. The power bodies of all levels watch over price situation at the consumer market. Besides during last years in Russia a serious research and creative work is carried out concerning prices' regulation for goods, work and services purchased for state and municipal needs. The great attention to the market of state and municipal purchases is conditioned by its big share in the expenditures of the state budget and general volume of Russian GDP (11.5 %). In order to summarize of this practice the paper provides a brief analysis of the existed tools for state prices' regulation in Russia at the federal level, and also the analysis of active state measures in the field ofprices' regulation for the goods purchased for state and municipal needs. There is a conclusion that in general at the market of state and municipal purchases in the Russian Federation the system uses indirect methods of prices' regulation (assistance to competitiveness' development, support of domestic producers) and some direct methods (setting limited prices for purchases). Key words: government procurement, government procurement market, state and municipal purchases, state and municipal procurement, prices' regulation for state purchases, limited prices for state purchases, state and municipal needs, state regulation of economy.

References

1. Size of public procurement, in Government at: http://dx.doi.org/10.1787/gov_glance-2015-42-en at a Glance 2015, OECD Publishing, Paris. Availble (accessed: 15.01.2017).

2. Butova S.V., Butov F.S. Institucional'naja struktura rynka gosudarstvennyh i municipal'nyh zakupok v ramkah kontraktnoj sistemy [Institutional structure of the market of public procurement under the contract system]. Terra Economicus. 2014, vol. 12, no 2-2, pp. 30-35.

3. Efimovskaja L.A., Hajrullina M.V Gosudarstvennoe regulirovanie cenoobrazovanija na tovary i uslugi: osnovnye instrumenty [Government regulation of pricing of goods and services: basic tools]. Problemy sovremennoj jekonomiki - Problems of modern economy. 2013, no 2 (46). Availble at: http://cyberleninka.ru/article/n7gosudarstvennoe-regulirovanie-tsenoobrazovaniya-na-tovary-i-uslugi-osnovnye-instrumenty (accessed: 25.11.2016).

4. Mereminskaja E. My smozhem vyjavljat' zakupki po zavyshennym cenam [We will be able to identify the

purchases at inflated prices]. Vedomosti - Vedomosti. 2016, 31 okt. Availble at: http://www.vedomosti. ru/economics/characters/2016/11/01/662996-mi-smozhem-viyavlyat-zakupki (accessed: 15.01.2017).

5. Federal law "On contract system in procurement of goods, works, services for state and municipal needs" dated 05.04.2013 No. 44-FZ (in Russian).

6. Proskurnja D.V. Povyshenie jeffektivnosti uprav-lenija finansovymi resursami pri osushhestvlenii zakupok tovarov, rabot, uslug dlja gosudarstven-nyh i municipal'nyh nuzhd [Increase of efficiency of financial resources management in procurement of goods, works, services for state and municipal needs]. Sovremennye tehnologii upravlenija - Modern technologies of management. 2016, no. 2 (62). Availble at: http://sovman.ru/article/6201/ (accessed: 15.01.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.