Научная статья на тему 'Обоснование, нормирование и план закупок при планировании по Федеральному закону «о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»'

Обоснование, нормирование и план закупок при планировании по Федеральному закону «о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2529
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ / ОБОСНОВАНИЕ ЗАКУПОК / ПЛАН ЗАКУПОК / ПЛАНИРОВАНИЕ / НОРМИРОВАНИЕ / GOVERNMENT AND MUNICIPAL PROCUREMENT / STUDY / REGULATION AND PROCUREMENT PLAN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Егоров О. Н., Ширяева М. А.

В статье рассматривается тема обоснования закупок, нормирования и планирования закупок согласно Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон № 44-ФЗ). Планирование, нормирование и обоснование закупок в настоящее время является важнейшим элементом системы государственного регулирования и контроля, элементом обеспечения правопорядка на государственном и муниципальном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Егоров О. Н., Ширяева М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY, REGULATION AND PROCUREMENT PLAN IN THE PLANNING UNDER THE FEDERAL LAW «ON THE CONTRACT SYSTEM IN THE PROCUREMENT OF GOODS, WORKS AND SERVICES FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS»

In article the subject of study, regulation and procurement plan in the planning under the Federal law «On the contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs» (further the Federal law No 44-FZ) is considered. Study, regulation and procurement plan are the most important elements of system of state regulation and control, elements of providing law and order at the state and municipal levels now.

Текст научной работы на тему «Обоснование, нормирование и план закупок при планировании по Федеральному закону «о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»»

УДК 351.712+342 № 3 (10) / 2016, с. 14-21

ОБОСНОВАНИЕ, НОРМИРОВАНИЕ И ПЛАН ЗАКУПОК ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ «О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД»

Олег Николаевич Егоров

кандидат медицинских наук, доцент, начальник управления контрактной службы, Южно-Уральский государственный медицинский университет; Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация E-mail: [email protected]

Мария Александровна Ширяева

экономист отдела закупок,

Южно-Уральский государственный медицинский университет;

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Российская Федерация E-mail: [email protected]

В статье рассматривается тема обоснования закупок, нормирования и планирования закупок согласно Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ). Планирование, нормирование и обоснование закупок в настоящее время является важнейшим элементом системы государственного регулирования и контроля, элементом обеспечения правопорядка на государственном и муниципальном уровнях.

Ключевые слова: государственные и муниципальные закупки, обоснование закупок, план закупок, планирование, нормирование.

STUDY, REGULATION AND PROCUREMENT PLAN IN THE PLANNING UNDER THE FEDERAL LAW «ON THE CONTRACT SYSTEM IN THE PROCUREMENT OF GOODS, WORKS AND SERVICES FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS»

Oleg Egorov

Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Head of Contract Service Department, South-Urals State Medical University;

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russian Federation

E-mail: [email protected]

Maria Shiryaeva

Economist of Purchasing Department, South-Urals State Medical University; South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk, Russian Federation

E-mail: [email protected]

In article the subject of study, regulation and procurement plan in the planning under the Federal law «On the contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs» (further - the Federal law No 44-FZ) is considered. Study, regulation and procurement plan are the most important elements of system of state regulation and control, elements of providing law and order

at the state and municipal levels now.

Keywords: government and municipal procurement, study, regulation and procurement plan. .

При создании планов закупок и планов-графиков закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд на 2017 год по Федеральному закону № 44-ФЗ заказчики должны будут проводить обоснование закупок. В случае признания закупки необоснованной контролирующий орган выдает (не может, не вправе, а именно выдает - так императивно указано в ч. 6 ст. 18 44-ФЗ!)1 предписание об устранении нарушений закона, а также привлекает виновных лиц к административной ответственности. Правила и формы (при формировании и утверждении, как плана закупок, так и плана-графика) обоснования закупок утверждены Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования»2.

Сразу необходимо обратить внимание на то, что при закупке лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) обоснование закупок осуществляется в соответствии с решением врачебной комиссии. При, как мы их называем, «малых» закупках (до 100 000 рублей по п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ, до 400 000 рублей по п. 5 той же статьи), при закупках, связанных с направлением сотрудника в командировку, а также при заключении контрактов на оказание преподавательских услуг или услуг экскурсовода физическими лицами обоснованию подлежит годовой объем этих закупок.

Один из элементов обоснования закупки - обоснование цены контракта - уже давно

1 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : федер. закон РФ от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2013. -№ 14. - Ст. 1652.

2 Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования : постановл. Правительства РФ от 05 июня 2015 г. № 555 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 28 сентября 2016 г.).

внедрен в отечественной практике и успешно работает. Он был введен одной из редакций Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»3 (ст. 19.1), перешел с достаточно подробной регламентацией в Федеральный закон № 44-ФЗ (ст. 22), методически разработан Приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 5674 и неоднократно детально разъяснен (см., напр., Письмо Минэкономразвития России от 19 октября 2015 г. № Д28и-31495). При формировании по новым требованиям плана-графика будет необходимо обосновывать, в числе прочего, начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком; принципиально нового в этом не усматривается, т. к. и ранее так называемые ориентировочные цены в плане-графике, конечно, было необходимо брать отнюдь не «с потолка».

Новыми элементами обоснования являются, во-первых, при работе с планом закупок, обоснование объекта и (или) объектов закупки и установленных требований к товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, во-вторых, при создании плана-графика, способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе дополнительные требования к участникам закупки.

3 О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд : федер. закон РФ от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2005. - № 30 (ч. 1). - Ст. 3105. Утр. силу.

4 Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемо с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) : приказ Минэкономразвития России от 02 октября 2013 г. № 567 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 25 сентября 2016 г.).

5 О применении нормативного метода для обоснования начальной (максимальной) цены контракта в 2014-2015 гг. : письмо Минэкономразвития России от 19 октября 2015 г. № Д28и-3149 // СПС Консультант Плюс (дата обращения 29 сентября 2016 г.).

Обоснование закупок прилагается к соответствующему документу при создании или изменении плана закупок или плана-графика закупок. Таким образом, обоснование становится важным элементом планирования. При этом, в свою очередь, одним из элементов обоснования является нормирование. Таким образом, по принципу «матрешки» планирование включает в себя обоснование, а обоснование в себя - нормирование; это надо учитывать закупщикам в стратегическом алгоритме действий.

В Федеральном законе № 44-ФЗ (ст. 19) под нормированием понимается установление требований (в т. ч. предельных цен) к закупаемым товарам, работам, услугам и установление нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения). Под требованиями к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам и иным характеристикам, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды в полном объеме, но при этом не приводящие к закупке предметов роскоши или товаров, работ, услуг с избыточными потребительскими свойствами.

Нормирование в сфере закупок распространяется на все закупки заказчика, при этом, по мнению Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России, при утверждении нормативных затрат необходимо устанавливать нормативы цены на единицу товара, работы, услуги и нормативы количества товаров, работ, услуг (Письмо Минэкономразвития России от 21 марта 2016 г. № Д28и-8096). Использование нормативных затрат при формировании планов означает, что фактически нормативные затраты будут применяться в закупках, начиная с планирования на 2017 год (в подтверждение см. Письмо Минфина России от 23 апреля 2015 г. № 02-02-06/233217 и Письмо Минэкономразвития России от 16 октября

2015 г. № Д28и-3048)8, поскольку нормы

6 Письмо Минэкономразвития России от 21 марта

2016 г. № Д28и-809 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 23 сентября 2016 г.).

7 Письмо Минфина России от 23 апреля 2015 г. № 02-02-06/23321 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 23 сентября 2016 г.).

8 Письмо Минэкономразвития России от 16 октября

2015 г. № Д28и-3048 // СПС КонсультантПлюс (дата об-

ращения 2 октября 2016 г.).

статьи 17 Федерального закона № 44-ФЗ вступают в силу с 2016 года и предусматривают, что планы закупок формируются в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ч. 7 ст. 17 Федерального закона № 44-ФЗ). Вместе с тем из указанного правила есть исключения, связанные с использованием высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и исполнительно-распорядительными органами муниципальных районов и городских округов своего права, предусмотренного ч. 24 ст. 112 Федерального закона № 44-ФЗ (досрочное введение планирования). Так, если планирование закупок введено досрочно, например с 2015 года, то нормативные затраты уже должны использоваться при формировании планов закупок на 2016 год (см. на эту тему Письмо Минэкономразвития России от 17 февраля 2016 г. № 02-02-06/8815)9.

Важно знать, что в соответствии со ст. 19 Федерального закона № 44-ФЗ Правительством Российской Федерации принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих нормирование в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе устанавливающих отдельные требования к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельным ценам товаров, работ, услуг):

постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2014 г. № 1047 «Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов»10;

постановление Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. № 1084 «О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных

9 Письмо Минэкономразвития России от 17 февраля 2016 г. № 02-02-06/8815 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 28 сентября 2016 г.).

10 Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов : постановл. Правительства РФ от 13 октября 2014 г. № 1047 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 23 сентября 2016 г.).

учреждений» (вместе с Требованиями к определению нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации в том числе подведомственных им казенных учреждений)11;

постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2015 г. № 476 «Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения»12;

постановление Правительства Российской Федерации от 19 мая 2015 г. № 479 «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения»13;

постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. № 926 «Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)»14;

постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. № 927 «Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской

11 О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений : постановл. Правительства РФ от 20 октября 2014 г. № 1084 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 3 октября 2016 г.).

12 Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения : постановл. Правительства РФ от 18 мая 2015 г. № 476 // СПС Консультант-Плюс (дата обращения 28 сентября 2016 г.).

13 Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения : постановл. Правительства РФ от 19 мая 2015 г. № 479 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 26 сентября 2016 г.).

14 Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг) : постановл. Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. № 926 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 15 сентября 2016 г.).

Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)»15.

Кроме того, как отмечало в феврале текущего года Минэкономразвития России (письма от 12 февраля 2016 г. № ОГ-Д28-157916 и от 17 февраля 2016 г. № ОГ-Д28-174017), Минфином России совместно с Минэкономразвития России в соответствии с поручением Президента Российской Федерации проводится работа по внесению в законодательство о контрактной системе изменений, предусматривающих установление требований к потребительским свойствам (в том числе к качеству) и иным характеристикам (в том числе к предельной цене) для всех категорий товаров, работ, услуг (включая услуги по аренде, лизингу и иные формы пользования имуществом), закупка которых осуществляется для обеспечения деятельности заказчиков.

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2015 года № 476 «Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержании указанных актов и обеспечению их исполнения»18 определяет требования к порядку разработки, принятию и содержанию актов Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти, а также государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, в частности общие правила определения требований к отдель-

15 Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг) : постановл. Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. № 927 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 3 октября 2016 г.).

16 Письмо Минэкономразвития России от 12 февраля 2016 г. № ОГ-Д28-1579// СПС КонсультантПлюс (дата обращения 28 сентября 2016 г.).

17 Письмо Минэкономразвития России от 17 февраля 2016 г. № ОГ-Д28-1740// СПС КонсультантПлюс (дата обращения 28 сентября 2016 г.).

18 Об утверждении общих требований к порядку

разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержании указанных актов и обеспечению их исполнения : постановл. Правительства РФ от 18 мая 2015 года № 476 // СПС Консультант-Плюс (дата обращения 3 октября 2016 г.).

ным видам товаров, работ, услуг, закупаемых заказчиком.

Эти правовые акты должны быть разработаны в форме проектов нормативных правовых актов. Проекты актов Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации, а также государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов подлежат предварительному обсуждению на заседаниях общественных советов при соответствующих органах.

Общие правила определения требований к отдельным товарам, работам, услугам должны содержать, в числе прочего, порядок применения ОКВЭД при формировании перечня; порядок выбора потребительских свойств, в отношении которых требуется установить нормы закупок; требования к отдельным показателям товаров, работ или услуг; критерии, которые будут применяться при отборе отдельных видов товаров, работ, услуг для включения этих товаров, работ, услуг в перечень; примерную форму перечня.

С 1 января 2016 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. № 926 «Об утверждении общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)». Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами и муниципальные органы утверждают перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении которых устанавливаются потребительские свойства, влияющие на цену закупаемых товаров выполняемых работ или оказываемых услуг. Как подчеркивалось в Письме Минэкономразвития России от 15 марта 2016 г. № Д28и-74419, согласно ч. 5 ст. 19 Федерального закона № 44-ФЗ, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы на основании правил нормирования, установленных в соответствии с ч. 4 указанной статьи, утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным

19 Письмо Минэкономразвития России от 15 марта 2016 г. N Д28и-744// СПС КонсультантПлюс (дата обращения 1 октября 2016 г.).

видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений.

Акты, принимаемые государственными органами и муниципальными органами (главными распорядителями бюджетных средств) в соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона № 44-ФЗ, являются техническими актами в значении, указанном в пп. «г» п. 15 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Минюста России от 4 мая 2007 г. № 8820, и, соответственно, такие акты не подлежат направлению на регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации; указанные акты федеральных государственных органов и органов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации принимаются в форме правовых актов (п. 3 Требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2015 г. № 479) и могут предусматривать право руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа, органа управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации утверждать нормативы количества и (или) нормативы цены товаров, работ, услуг без оформления правового акта - это разъяснено Письмом Минфина России от 28 декабря 2015 г. № 02-02-04/77 2 6 621.

Правила определения требований к товарам, работам, услугам предусматривают в первую очередь обязательный перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, их потребительских свойств и качеств, и обязанность государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных орга-

20 Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации Приказ Минюста РФ от 04 мая 2007 г. № 88 (ред. от 26 мая 2009 г.) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 10 октября 2016 г.).

21 Об актах о нормировании в сфере закупок : письмо Минфина России от 28 декабря 2015 г. № 02-0204/77266) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 3 октября 2016 г.).

нов указывать значения и характеристики закупаемых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг. Также правила предусматривают порядок формирования и ведения государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами и муниципальными органами ведомственного перечня. Обязательный перечень и ведомственный перечень формируются с учетом положений технического регламента, стандартов, а также с учетом принципа обеспечения конкуренции. Ведомственный перечень формируется с учетом назначения товаров и должен включать в себя потребительские свойства, иные характеристики и предельные цены товаров, работ, услуг. Этот перечень должен в первую очередь препятствовать закупкам, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши. Обязательными критериями отбора при формировании перечня являются доля оплаты по контрактам, информация о которых включена в реестр контрактов; доля контрактов на закупку товаров в общем количестве контрактов на приобретение товаров, выполнение работ и оказание услуг. Цена единицы планируемых к закупке товаров не должна быть выше предельной цены товаров, установленной в перечне.

Отметим, что ряд авторов (и мы разделяем их позицию), формулируя основные тезисы процессов нормирования, отмечают заведомые проблемы при их реализации на практике.

Так, Ф.А. Тасалов в своей работе «Нормирование в сфере закупок: пробелы и недостатки законодательства о контрактной системе» [1] пришел к следующим выводам (приводим в сокращении и некотором упрощении):

при определении формулы для включения продукции в ведомственный перечень высший орган исполнительной власти субъекта РФ, местная администрация вправе взять за образец федеральные требования (Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. № 927) или самостоятельно определить такую формулу, которая должна содержать долю расходов и долю контрактов (на основании Постановления Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. № 926);

при самостоятельном установлении формулы необязательно учитывать долю расходов, долю контрактов только за отчетный финансовый год (могут использоваться

показатели за несколько предшествующих финансовых лет);

заказчики вправе указывать другое значение среднего арифметического, за исключением значения, применение которого будет означать фактическую невозможность нормирования;

бюджетные, казенные учреждения не должны принимать свои акты в сфере нормирования, за них это обязаны сделать вышестоящие органы;

Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. № 927 применяется к Пенсионному фонду РФ, Фонду социального страхования и их региональным отделениям, а также к Фонду обязательного медицинского страхования; требования к нормированию территориальных фондов обязательного медицинского страхования должен установить высший исполнительной орган власти субъекта РФ, поскольку указанные фонды создаются по решению субъектов РФ (ст. 13 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательной медицинском страховании в Российской Федерации»22;

Федеральный закон № 44-ФЗ в части правил нормирования полностью игнорирует муниципальную специфику: так, местная администрация каждого муниципалитета (вне зависимости от того, идет ли речь о крупном городском округе или о небольшом сельском поселении) должна разработать три акта - требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании, правила определения требований к отдельным видам продукции, правила определения нормативных затрат; помимо этого, местная администрация, являясь органом местного самоуправления, обязана разработать и утвердить требования к закупаемой администрацией продукции и (или) нормативные затраты на обеспечение своих функций; контролировать соответствие этих актов требованиям к порядку разработки и принятия таких актов, утвержденных самой администрацией, должна, судя по всему, сама местная администрация; очевидно, что требование Федерального закона № 44-ФЗ о разработке и утверждении местной администрацией сельского поселения пяти актов в сфере нормирования является избыточным;

анализ правил нормирования позволяет утверждать, что в действующей системе пра-22 Об обязательной медицинском страховании в Российской Федерации : федер. закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2010. - № 49. - Ст. 6422.

вового регулирования институт нормирования создает неоправданные управленческие издержки для заказчиков;

не способствует свод правил нормирования и достижению целей борьбы с закупками роскоши, поскольку такие закупки могут осуществляться при полном выполнении правил нормирования.

Завершая свой обзор вопросов нормирования, дополнительно отметим, что по всем вопросам, касающимся нормирования, рекомендуется обращаться в Минфин России (Письмо Минэкономразвития России от 17 марта 2015 г. № Д28и-721)23.

Как мы все понимаем, проблемы обоснования и нормирования являются не только теоретическими, но и должны нами разрешаться в практической плоскости - при проведении планирования закупок. Планирование по Федеральному закону № 44-ФЗ теперь имеет двухэтапную структуру: план закупок (не путать с планом закупок по Федеральному закону № 223-ФЗ (!)24) - план-график.

Многие заказчики уже должны были сформировать проект плана закупок на 20172019 годы.

План закупок, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 552 «Об утверждении правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд»25, должен включать в себя полное наименование, место нахождения, телефон и адрес электронной почты государственного заказчика, юридического лица, осуществляющего формирование, утверждение и ведение плана закупок; идентификационный номер налогоплательщика; код причины постановки на учет; код по Общероссийскому класси-

23 О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» : письмо Минэкономразвития России от 17 марта 2015 г. № Д28и-721 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 15 сентября 2016 г.).

24 О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц : федер. закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ (ред. от 03 июля 2016 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 30 (ч. 1). - Ст. 4571.

25 Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд : постановл. Правительства РФ от 05 июня 2015 г. № 552 // СПС Консуль-тантПлюс (дата обращения 28 сентября 2016 г.)_

фикатору организационно-правовых форм. План закупок должен включать в себя идентификационный код закупки, который включает в себя год закупки - это последние две цифры года, в которые заказчик собирается разместить извещение о закупке или заключить контракт: например, мы хотим разместить извещение в 2017 году - значит, две последние цифры будут 17. Сам идентификационный код закупки можно узнать, зайдя в ЕИС в раздел «Дополнительная информация», в подраздел реестр организаций и открыв вкладку «Сведения», раздел «Идентификационный код закупки». Также он включает номер закупки, который состоит из четырех знаков и код объекта закупки, состоящий из ОКПД2; последним в идентификационном коде закупок указывается код вида расходов для объектов закупки, его раньше называли КОСГУ

Обязательно должна быть указана цель закупки, наименование объектов закупки, планируемый год размещения извещения, объем финансового обеспечения, сроки закупок, указывается срок поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг на квартал, год; периодичность поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг - еженедельно, 2 раза в месяц, ежемесячно, ежеквартально, один раз в полгода, один раз в год; указываются сведения о высокотехнологичных закупках, указывается, проводилось ли общественное обсуждение закупки (да или нет), дата вносимых изменений в план закупок и причина внесения изменения в план закупок. Указывается дата утверждения плана закупок, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за составление плана закупок, и лица, утвердившего план закупок.

Нужно учитывать, что одной строкой по каждому коду бюджетной классификации указываются закупки лекарственных средств; товары, работы, услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей и не превышающую 400 тыс. рублей; услуги, связанные с направлением работника в служебную командировку; преподавательские услуги; услуги гидов или экскурсоводов. Не стоит забывать, что отдельными строками указываются общий объем финансового обеспечения по каждому коду бюджетной классификации и итоговый объем финансового обеспечения, предусмотренный для осуществления закупок в текущем году, плановый период и последующие годы. В этот общий объем необходимо включить и закупки

«малого объема» до 100 тыс. рублей и до 400 тыс. рублей.

Полагаем, что, как водится, ряд вопросов появится по мере накопления практики по новому разделу работы.

О планах-графиках. Новый порядок их составления подробно освещен нами ранее

(см. июньский номер журнала ГОСЗАКУПКИ.РУ за 2016 год).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение хотелось бы обратить внимание читателей на то, что уже имеется определенная юридическая практика привлечения к ответственности за нарушения в сфере планирования закупок.

Примечания

1. Тасалов Ф. А. Нормирование в сфере закупок: пробелы и недостатки законодательства о контрактной системе // Право и экономика. - 2016. - № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.