Научная статья на тему 'Сценарный подход в государственном регулировании рынков аддиктивных благ'

Сценарный подход в государственном регулировании рынков аддиктивных благ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКТИВНЫЕ БЛАГА / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СЦЕНАРИИ / МЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ADDICTIVE GOODS / ALTERNATIVE SCENARIOS / REGULATORY METHODS / STATE REGULATION / ECONOMIC MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скоков Роман Юрьевич

В статье приводятся альтернативные сценарии государственного регулирования рынков аддиктивных товаров и услуг, к которым относятся алкогольная и спиртосодержащая продукция, табачные изделия, энергетические напитки, наркотики, азартные игры. Раскрывается содержание инерционного, модернизационного, монопольного и прогибиционистского сценариев. Систематизированы эффективные меры, применяемые в международной практике государственного регулирования, по уменьшению бремени проблем, связанных с потреблением аддиктивных благ, и адекватному использованию потенциала отраслей. Проведен анализ традиционно реализуемых на практике мер по сокращению теневой экономической деятельности и реализации продукции домашней выработки и суррогатов, регулированию экономической и физической доступности, ограничению рекламы, спонсорства и стимулирования продаж, воздействию на изменение поведения потребителей в условиях, связанных с повышенным риском, профилактике, диагностике, лечению и реабилитации. Установлено, что ни одна из мер в полной мере не работает в России, поскольку они применяются в условиях существования значительного неформального и теневого предложения, коррупции в органах власти, лоббирования, административных барьеров, низкого уровня административной и предпринимательской этики. Составлен рейтинг эффективности реализации мер в рамках альтернативных сценариев. На основании проведенного анализа исходя из оценки развития и состояния современного общества, теории и практики регулирования рынков аддиктивных благ обоснован вывод о социально-экономических преимуществах государственной монополии, которая позволяет минимизировать частный интерес в увеличении продаж и стремлении к сверхприбыли, достаточно полно отражает общественные интересы, стандартизирует и унифицирует физическую и экономическую доступность данных товаров и услуг, доказала свою эффективность в отечественной практике и опыте Скандинавских стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCENARIO APPROACH IN THE STATE REGULATION OF ADDICTIVE GOODS MARKET

The article presents alternative scenarios of the state regulation of the markets for addictive goods and services which include alcohol and alcohol-containing products, tobacco products, energy drinks, drugs, gambling games. The author reveals the content of inertial, modernizational, monopolistic and prohibitionist scenarios, and systematizes the effective measures which are used in the international practice of state regulation for reducing the number of challenges connected with the consumption of addictive goods and for adequate use of industrial capacities. The analysis conducted in the article touched upon the traditional practical measures on reducing shadow economic activity, realizing home-made products and substitutes, regulating the economic and physical availability, restricting advertising, sponsorship and sales promotion, as well as the measures aimed at the change of consumer behavior in the conditions associated with increased risk, prevention, diagnosis, treatment and rehabilitation. It is determined that none of these measures is not implemented to the full extent in Russia because they are used under the conditions of informal and shadow offers, corruption in government bodies, lobbying, administrative barriers and low-level administrative and business ethics. The author composed a rating of measures effectiveness under alternative scenarios. On the basis of this analysis and the assessment of the development and status of modern society, the theory and practice of regulating addictive goods markets, the conclusion was made about the socio-economic advantages of the state monopoly which allows to minimize the private interest in increasing sales and gaining over-profits, adequately reflects the public interest, standardizes and unifies physical and economic accessibility of these goods and services, proves its efficiency in domestic practice and the experience of Scandinavian countries.

Текст научной работы на тему «Сценарный подход в государственном регулировании рынков аддиктивных благ»

Ä® Шш

www.volsu.ru

DOI: http://dx.doi.Org/10.15688/jvolsu3.2015.4.2

УДК 339.1:663 ББК 65.422.51

СЦЕНАРНЫЙ ПОДХОД В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНКОВ АДДИКТИВНЫХ БЛАГ

Роман Юрьевич Скоков

Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Волгоградский государственный аграрный университет rskokov@mail.ru

просп. Университетский, 26, 400002 г. Волгоград, Российская Федерация

о

(N

Аннотация. В статье приводятся альтернативные сценарии государственного регулирования рынков аддиктивных товаров и услуг, к которым относятся алкогольная и спиртосодержащая продукция, табачные изделия, энергетические напитки, наркотики, азартные игры. Раскрывается содержание инерционного, модернизационного, монопольного и прогибиционистского сценариев. Систематизированы эффективные меры, применяемые в международной практике государственного регулирования, по уменьшению бремени проблем, связанных с потреблением аддиктивных благ, и адекватному использованию потенциала отраслей. Проведен анализ традиционно реализуемых на практике мер по сокращению теневой экономической деятельности и реализации продукции домашней выработки и суррогатов, регулированию экономической и физической доступности, ограничению рекламы, спонсорства и стимулирования продаж, воздействию на изменение поведения потребителей в условиях, связанных с повышенным риском, профилактике, диагностике, лечению и реабилитации. Установлено, что ни одна из мер в полной мере не работает в России, поскольку они применяются в условиях существования значительного неформального и теневого предложения, коррупции в органах власти, лоббирования, административных барьеров, низкого уровня административной и предпринимательской этики. Составлен рейтинг эффективности реализации мер в рамках альтернативных сценариев. На основании проведенного анализа исходя из оценки развития и состояния современного общества, теории и практики регулирования рынков аддиктивных благ обоснован вывод о социально-экономических преимуществах государственной монополии, которая позволяет минимизировать частный интерес в увеличении продаж и стремлении к сверхприбыли, достаточно полно отражает общественные интересы, стандартизирует и унифицирует физическую и экономическую доступность данных товаров и услуг, доказала свою эффективность в отечественной практике и опыте Скандинавских стран.

Ключевые слова: аддиктивные блага, альтернативные сценарии, меры регулирования, государственное регулирование, экономический механизм.

2

рц Для России по-прежнему остается акту- взрослого населения страны регулярно по-

«

альным выбор стратегии государственного требляют алкогольные напитки [12], ^ регулирования рынков аддиктивных товаров 43,9 млн чел. - курительный табак [4], около © и услуг. Согласно исследованиям 45,9 млн 29 млн чел. - энерготоники [15], 3 млн чел. -

наркотики [20]. От их потребления общество несет прямые и косвенные издержки. Теневой рынок крепкой алкогольной продукции в последние годы составлял 46-56 % [22], табачных изделий - 20-45 % [13, с. 133]. Смертность в России от причин этиологии, связанной с употреблением алкоголя: 103,2 тыс. чел. [7], наркотиков - 70-100 тыс. чел. [16], курением - 330400 тыс. человек [9, с. 239]. По данным Федеральной службы государственной статистики, с 2008 по 2014 г. количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного, наркотического и токсического опьянения, увеличилось на 58 %, достигнув 386,6 тыс. преступлений, а их удельный вес в общем количестве преступлений вырос с 14 до 37 %.

Анализ отечественных и мировых тенденций в развитии государственного регулирования национальных рынков аддиктивных благ позволяет синтезировать пул альтернативных сценариев в перспективном осуществлении данных процессов в России: инерционный, модернизационный, монопольный и про-гибиционистский, имеющих как общие, так и различные черты [22].

А (инерционный сценарий). Направлен на сохранение, поддержание и укрепление имеющихся институтов и механизмов регулирования. Изменение количественных и качественных параметров достижения цели основано на инерции текущих тенденций. Предполагает сохранение существующей неустойчивой конструкции рынков аддиктивных благ с действующим механизмом государственного регулирования и его принципиальными недостатками.

В (модернизационный сценарий). Предполагает модернизацию институтов, проведение комплекса мер по сокращению бремени негативных последствий, связанных с потреблением аддиктивных благ, и адекватному использованию социально-экономического потенциала отраслей в условиях различных форм функционирования отраслей аддиктивных благ. Прогноз в рамках данного сценария включает перечень целесообразных управленческих решений по реформированию существующей системы функционирования рынков аддиктивных благ.

С (монопольный сценарий). Предполагает создание, функционирование новых инсти-

тутов и проведение комплекса мер в условиях введения государственной монополии на розничную реализацию аддиктивных благ.

D (прогибиционистский сценарий). Заключается в полном запрете производства, предложения и потребления в немедицинских целях любых аддиктивных благ.

Каждый сценарий реализуется в экономической политике адекватно оценке ситуации в хозяйстве, тактическим и стратегическим целям регулятора и выражает определенный уровень рестриктивности в механизме регулирования рынка аддиктивных благ через отношение политики полного прогибициониз-ма к политике полного либерализма. Рестрик-тивность определяется как отношение проги-биционизма к либерализму, которое имеет смысл при сохранении хотя бы ничтожной частной инициативы и при отсутствии полного запрета на аддиктивные товары и услуги. Рестриктивность показывает, что расширение системы объектов и субъектов, методов и инструментов, форм и сроков, источников и каналов ограничений в регулировании рынков ад-диктивных благ может быть сколь угодно большим. Следовательно, существует проблема выбора из доступных на каждый данный момент времени в каждом ограниченном хозяйственном пространстве элементов, наиболее эффективных для достижения цели регулятора. Протекционизм также может быть выражен в отношении к либерализму в политике государства в данной сфере. Либерали-стский сценарий не представлен, поскольку сам характер аддиктивных благ не предполагает полного отсутствия регулирования их обмена на рынке по принципу laissez-faire, laissez-passer. Особое значение имеют мобилизационный и трансформационный сценарии, которые принимаются в условиях экстремального состояния (кризис, интервенция, блокада, стагнация и др.) хозяйства с целью резко увеличить выпуск и предложение целевой группы аддиктивных товаров. Прогибицио-низм, как крайняя форма рестриктивности, на рынках аддиктивных благ невозможен, поскольку существует нерыночное автономное потребление и неформальный бартерный обмен. Однако во многих странах действуют законодательные нормы, запрещающие производство и предоставление потребителям не-

которых видов аддиктивных благ. Задача государственного регулирования заключается в том, чтобы либерализм и прогибиционизм уравновесили друг друга.

В аспекте сценариев рассмотрим реализацию наиболее эффективных комплексных мер [1; 6, с. 352; 19; 25, с. 782-793], применяемых в международной практике государственной политики по сокращению бремени проблем, связанных с потреблением аддик-тивных благ, и адекватному использованию потенциала отраслей:

1. Сокращение теневой экономической деятельности, реализации продукции домашней выработки, суррогатов.

Инерционный сценарий. На рынке крепкой алкогольной продукции переход в 90-х гг. от модели государственной монополии к системе государственного регулирования рыночного типа сопровождался формированием теневого сектора, который с небольшими изменениями удерживает более трети рынка. Удельный вес теневого оборота табачных изделий составляет от 20 до 45 % объема продаж [13, с. 133-136]. Особенностями теневого рынка табачной продукции являются контрабандный ввоз в Россию ингредиентов и контрабандный вывоз из страны табачной продукции. Рынок запрещенных вне специальных игорных зон азартных игр продолжает функционировать в значительных масштабах в теневом секторе, маскируясь под разрешенные интернет-клубы, интернет-кафе, лотерейные клубы. Отраслевые объединения наркобизнеса, в состав которых включаются должностные лица государства, обязанные контролировать исполнение закона, становятся монополистами, обретая вид картелей, синдикатов, многофункциональных мафиозных группировок. Не регулируемый государством рынок энергетиков функционирует в легальном секторе.

Модернизационный сценарий. Традиционные меры сокращения теневой экономической деятельности на рынках аддиктивных благ, как правило, сводятся к контролю предложения, ужесточению санкций, увеличению частоты проверок, созданию и расширению штата специальных подразделений, лицензированию и т. д. [8, с. 47].

Монопольный сценарий. Введение государственной монополии в той или иной фор-

ме на рынках аддиктивных благ рассматривается в качестве одной из мер борьбы с теневым рынком (см.: [3; 11, с. 253; 18; 21; 23; 24; 26]). В СССР при государственной монополии на алкоголь, вплоть до введения в 1985 г. Сухого закона, был минимальный уровень теневой экономической деятельности. Например, в 1970, 1975, 1980, 1984 гг. уровень теневой экономики на рынке крепкой алкогольной продукции составил около 2-3 % [22, с. 48]. Поэтапную организацию государственной сети специализированных розничных магазинов продажи группы аддиктивных товаров возможно осуществить на условиях коммерческой аренды торговых площадей у действующих розничных организаций.

Прогибиционистский сценарий. Мировой опыт введения запретов алкогольной продукции свидетельствует о росте теневой экономической деятельности, реализации продукции домашней выработки, суррогатов. Следует предположить, что при прогибиционистском сценарии сложившийся на современном этапе высокий уровень теневой деятельности на рынке алкогольной продукции и табачных изделий не будет снижен, а может увеличиться. Их потребление очень прочно укоренилось в обществе и приобрело масштаб, который не удастся в краткосрочной перспективе сократить тотальным запретом. Однако данные уроки нельзя переносить на политику в отношении наркотиков и азартных игр, потребление которых не укладывается в социальные нормы.

2. Экономическая доступность.

2.1. Налогообложение.

Инерционный сценарий. С уровнем теневой деятельности в настоящее время данная мера не эффективна, поскольку аддиктив-ные товары доступны из других источников по более низкой цене.

Модернизационный сценарий. В рамках модернизационного сценария предлагается безалкогольные энергетические напитки внести в число подакцизных товаров и установить налоговые ставки как на пиво; изменять структуру потребления от «северного» типа, увеличивая ставку акциза на крепкие алкогольные напитки и уменьшая на слабоалкогольные.

Монопольный сценарий. Преимущество государственной монополии на рознич-

ную продажу аддиктивных товаров в том, что она позволяет минимизировать частный коммерческий интерес, который в данной сфере противоречит интересам общества. Государственная монополия на розничную продажу аддиктивных благ позволит контролировать предложение отечественной и импортной продукции во всех легальных точках и повысить эффективность воздействия на потребителей налоговой политики по сравнению с инерционным сценарием.

Прогибиционистский сценарий. В случае полного запрета производства и реализации аддиктивных товаров, кроме медицинских целей, необходимость акцизного регулирования отсутствует.

2.2. Ценовое регулирование.

Инерционный сценарий. На алкогольном рынке производители и оптовики вместо открытой ценовой конкуренции на полке применяют скрытые методы стимулирования продаж розничных лицензиатов.

Модернизационный сценарий. Предлагается расширить ценовое регулирование на все аддиктивные товары.

Монопольный сценарий. В условиях монополии на розничную продажу аддиктив-ных товаров регулирование цены для ограничения спроса будет осуществляться акцизным налогообложением, и от ценового регулирования целесообразно отказаться.

Прогибиционистский сценарий. При полном запрете аддиктивных благ ценовое регулирование утрачивает смысл.

3. Физическая доступность.

3.1. Количество торговых точек, плотность их расположения, доступность в розничной торговле отдельных аддиктивных товаров, тип торговых точек.

Инерционный сценарий. Физическая доступность аддиктивных благ в инерционном сценарии является «шаговой», даже с учетом принятых в последние годы мер по сокращению числа торговых точек. В Исландии один магазин, торгующий напитками крепче 4,75 %, приходится на 15,9 тыс. чел., в Финляндии -на 6,3 тыс. чел., в Швеции и Норвегии - на 4,5 тыс. человек [27]. В среднем по России одна торговая точка приходится на 518 человек [5]. После запрета любой игорной деятельности игровые автоматы превратились в ло-

терейные терминалы, деятельность которых не запрещена, а их дислокация не регулируется. Трагедии, связанные с людьми, проигравшимися в автоматы, продолжаются [2].

Модернизационный сценарий. Предполагает сокращение количества и рационирование расположения точек торговли аддиктив-ными товарами. Доступность, расположение и требования к точкам продажи табачных изделий и энергетических напитков должны быть аналогичными с местами торговли алкогольной продукцией. Рационирование расположения магазинов следует осуществлять с учетом совместной продажи аддиктивных товаров. Одним из требований лицензирования розничной торговли аддиктивными товарами является обслуживание покупателей через прилавок продавцом.

Монопольный сценарий. Государственная монополия на розничную продажу аддик-тивных благ рассматривается как один из основных способов регуляции количества торговых точек, поскольку по своей сути исключает конкуренцию на рынке. В России возможно поэтапное введение государственной монополии на розничную продажу аддиктивных товаров начиная с сельской местности. Запрет негосударственных лотерей приведет к сокращению лотерейных терминалов.

Прогибиционистский сценарий. Полный запрет аддиктивных товаров в легальном секторе может способствовать возникновению незаконных рынков. Поэтому необходимо будет направить правоохранительные меры на сокращение нелегальных торговых точек.

3.2. Ограничение времени и дней продажи аддиктивных благ.

Инерционный сценарий. Экономическая мотивация бизнеса приводит к нарушениям и «обходу» существующих ограничений торговли алкогольными напитками по времени. Ограничения времени торговли табачными изделиями и энергетиками отсутствуют.

Модернизационный сценарий. Предполагает сокращение времени торговли аддик-тивными товарами - дней и часов продажи в соответствии с опытом Скандинавских стран [10]. Временные ограничения торговли алкогольной продукцией целесообразно распространить на табачные изделия и энергетические напитки.

Монопольный сценарий. Преимущество реализации мер по ограничению времени и дней торговли аддиктивными благами в условиях государственной монополии на розничную продажу в том, что она позволяет минимизировать частный интерес, который приводит к нарушениям установленных запретов.

Прогибиционистский сценарий. Предполагает полный запрет торговли аддиктив-ными благами в любые дни и время суток.

3.3. Минимальный возрастной предел для приобретения или потребления аддиктив-ных благ.

Инерционный сценарий. Не допускается розничная продажа алкогольной продукции, табачных изделий несовершеннолетним, вовлечение детей в процесс их потребления. Посетителями игорного заведения также не могут являться лица, не достигшие возраста 18 лет. Возрастные ограничения на продажу энергетических напитков отсутствуют.

Модернизационный сценарий. В соответствии с международным опытом необходимо увеличить минимальный возраст, при котором разрешается продажа аддиктивных благ. В США алкогольные напитки продаются только лицам, достигшим 21 года, в Норвегии, Финляндии, Швеции, Исландии - 20-летнего возраста. Целесообразно законодательно установить единую ответственность за реализацию несовершеннолетним гражданам табачной продукции, алкогольных изделий, энергетических напитков.

Монопольный сценарий. При монополии снизится экономическая заинтересованность бизнеса и продавцов увеличивать товарооборот, в том числе путем нарушения возрастного ценза.

Прогибиционистский сценарий. Предполагает запрет на приобретение и потребление аддиктивных благ для всех возрастных групп. Однако усилия теневого бизнеса могут быть направлены на наиболее уязвимую группу потребителей - детей, молодежь, как это происходит на запрещенном рынке наркотиков.

4. Ограничения рекламы, спонсорства, стимулирования продаж.

Инерционный сценарий. На алкогольном и табачном рынке огромные маркетинговые бюджеты, в том числе теневые, сосредоточены на мотивации розничных торговых

точек и продавцов. На теневом рынке наркотиков упрощенное вхождение на рынок потребителю обеспечивается при помощи более легких наркотиков, бесплатной первой дозы. Азартные игры продвигаются в Интернете. Ограничения стимулирования продаж энергетических напитков отсутствуют.

Модернизационный сценарий. В целях рекламы алкогольной продукции целесообразно ограничить проведение нацеленных на рост потребления мероприятий, в том числе винных, пивных фестивалей. На рынке энергетических напитков предлагается установить ограничения стимулирования продаж, аналогичные действующим в алкогольной и табачной сферах.

Монопольный сценарий. Минимизация частного интереса позволит сократить маркетинговую активность участников, направленную на потребителей.

Прогибиционистский сценарий. Юридический запрет приведет к вытеснению ад-диктивных благ в сферу нелегального оборота. Вместе с товаром в нелегальный сектор переместятся и все активности, в том числе маркетинговые. Создаются предпосылки для агрессивного маркетинга по аналогии с рынком наркотиков. Наиболее уязвимыми и незащищенными оказываются дети и молодежь.

5. Меры воздействия на изменение поведения потребителя в условиях, связанных с повышенным риском (при вождении транспортных средств, в общественных местах, на рабочем месте, на спортивных объектах, на воде).

Инерционный сценарий. Весь комплекс мер реализуется в отношении алкогольной продукции и наркотических веществ. Запреты на курение и потребление энергетических напитков за рулем отсутствуют.

Модернизационный сценарий. В США, Австралии и Нидерландах продемонстрировали эффективность такие меры, как обучение персонала питейных заведений обслуживанию нетрезвых водителей, введение санкций за продажу алкоголя клиенту, находящемуся в состоянии опьянения. Водителям, которые подверглись наказанию за вождение в состоянии опьянения аддиктивными продуктами более чем один раз, по решению суда назначается принудительное лечение. Постепенное лицензирование начинающих водителей, краткие вмешательства в жизнь злоупотребляющих аддиктив-

ными благами, индикаторы, блокирующие зажигание, показали свою эффективность.

Монопольный сценарий. В рамках этого сценария могут применяться меры против потребления аддиктивных благ, аналогичные модернизационному сценарию. Снижение частного интереса продавцов позволит эффективнее по сравнению с другими сценариями реализовывать меры по ограничению торговли аддиктивными благами в общественных местах, на спортивных объектах, на воде, а также лицам, уже чрезмерно потребившим, например, алкоголь.

Прогибиционистский сценарий. Полный запрет легального рынка аддиктивных благ приведет к формированию теневого сектора, поэтому актуальность мер воздействия на изменение поведения потребителя в особых условиях сохранится.

6. Профилактика, диагностика, лечение, реабилитация.

Инерционный сценарий. В базовых законах по регулированию рынков алкогольной и спиртосодержащей продукции, табачных изделий, наркотиков предусмотрено осуществление государственных мер профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. Однако, например, запретив азартные игры, государство устранилось от данных мер, ограничившись только регулированием экономической деятельности и административным контролем организации и проведения азартных игр. В стране недостаточно доступных реабилитационных учреждений [17].

Модернизационный сценарий. В современных условиях на рынках аддиктивных благ целесообразно преодолеть ориентацию государства на фискальную цель акцизного налогообложения, которое должно выполнять компенсаторно-регулирующую функцию, поскольку производство и продажа аддиктивных благ требуют дополнительных расходов на полицейских и содержание тюрем и др. [14, с. 252-253], источником которых может быть акциз. Регулирующая функция заключается в том, чтобы акцизным налогообложением влиять на уровень потребления аддиктивных благ. В условиях коррупции в органах власти эффективность финансирования мер профилактики, диагностики, лечения и реабилитации будет снижаться.

Монопольный сценарий. Предполагает снижение затрат на осуществление необходимых мер, чем это предусмотрено в условиях более либерального модернизационного сценария. А придание ведущей роли в управлении монополией органу государственной власти в сфере здравоохранения и социальной защиты населения, например, как в Норвегии, позволит эффективно осуществлять программу профилактики и диагностики потребления, лечения и реабилитации потребителей [10].

Прогибиционистский сценарий. Предполагает запрет легального рынка и соответственно отсутствие акцизных доходов. Однако при значительном теневом секторе необходимость в мерах профилактики, диагностики, лечения и реабилитации останется, поэтому потребуется их финансирование.

Необходимо отметить, что ни одна из эффективных в международной практике мер в полной мере не работает в России, поскольку они применяются в условиях существования значительного неформального и теневого предложения, коррупции в органах власти, лоббирования, административных барьеров, низкого уровня административной и предпринимательской этики.

На основе проведенного анализа составлен рейтинг эффективности мер в условиях сценариев (см. таблицу).

В анализируемых сценариях наибольшая эффективность конкретных мер в интересах общества будет достигнута при монополизации розничной торговли аддиктивными благами. Может быть установлена частная монополия (в модернизационном сценарии) или государственная (в монопольном сценарии). Исходя из оценки развития и состояния общества в РФ, теории и практики регулирования на рынках аддиктивных благ на современном этапе наиболее приемлема государственная монополия. Преимущество государственной монополии в том, что она позволяет минимизировать частный интерес в увеличении продаж и стремлении к сверхприбыли, достаточно полно отражает общественные интересы, стандартизирует и унифицирует физическую и экономическую доступность данных товаров и услуг, доказала свою эффективность в отечественной практике и опыте Скандинавских стран, близких по стереотипу потребления к России. Од-

Таблица

Рейтинг эффективности мер институционального проекта на рынках аддиктивных благ

№ п/п Меры институционального проектирования Сценарии *

A B C D

1 Сокращение теневой экономической деятельности, реализации продукции домашней выработки, суррогатов 4 2 1 3

2 Экономическая доступность - - - -

2.1 Налогообложение 3 2 1 -

2.2 Ценовое регулирование 3 2 1 -

3 Физическая доступность - - -

3.1 Количество, плотность расположения и тип торговых точек, доступность в них отдельных аддиктивных товаров 4 3 1 2

3.2 Ограничение времени и дней продажи аддиктивных благ 4 3 1 2

3.3 Минимальный возрастной предел для приобретения или потребления аддиктивных благ 3 2 1 4

4 Ограничения рекламы, спонсорства, стимулирования продаж 4 3 1

5 Меры воздействия на изменение поведения потребителя в условиях, связанных с повышенным риском 3 2 1 3

6 Профилактика, диагностика, лечение, реабилитация 3 2 1 2

Примечание. Составлено автором. * - Высший рейтинг эффективности меры в рамках того или иного сценария - 1, высокий - 2, средний - 3, низкий - 4.

нако пока не раскрыт потенциал государственно-частного партнерства в регулировании рынков аддиктивных благ...

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Алкогольная политика и общественное благо / G. Edwards [и др.]. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.optimalist.narod.ru/ alkpol.doc. - Загл. с экрана.

2. В Волгограде война с «однорукими бандитами» превратилась в борьбу с ветряными мельницами. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://v102.ru/news/42922.html. - Загл. с экрана.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Вингерт, В. В. Регулирование рынка алкогольной продукции в условиях конкурентной среды : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Вингерт Валентина Валентиновна. - Новосибирск, 2010. - 163 с.

4. Глобальный опрос взрослого населения о потреблении табака (GATS), Российская Федерация, 2009 г. // Информационный портал Всемирной организации здравоохранения. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.who.int/tobacco/ surveillance/ru_tfi_gatsrussian_countryreport.pdf. -Загл. с экрана.

5. Государственное регулирование в субъектах РФ // Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.fsrar.ru/ activities/gosudarstvennoe-regulirovanie-v-subektah-rossiisko. - Загл. с экрана.

6. Данишевский, К. Д. Проблемы контроля табакокурения и злоупотребления алкоголем: меры и подходы / К. Д. Данишевский // Алкогольная катастрофа и возможности государственной политики в преодолении алкогольной сверхсмертности в России. - М. : ЛЕНАНД, 2008. - 376 с.

7. Данные Федеральной службы государственной статистики за 2014 г. (без учета Республики Крым и города Севастополя). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free _doc/new_site/population/demo/demo24-2.xls. - Загл. с экрана.

8. Доклад Общественной палаты Российской Федерации от 13 мая 2009 г «Злоупотребление алкоголем в Российской Федерации: социально-экономические последствия и меры противодействия». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: oprf.ru/files/dokladalko.pdf. - Загл. с экрана.

9. Законы истории: Математическое моделирование и прогнозирование мирового и регионального развития / А. В. Коротаев [и др.]. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : УРСС, 2010. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://cliodynamics.ru/ downloadZ3_3N08Glava6.pdf. - Загл. с экрана.

10. Информация о мерах ограничения оборота алкогольной продукции в Норвегии. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.ved. gov.ru/. - Загл. с экрана.

11. Кесельман, Л. Е. Социальное пространство наркотизма. Наркобизнес / Л. Е. Кесельман, М. Г. Мацкевич, Л. М. Тимофеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Медицинская пресса, 2001. - 272 с.

12. Ограничение на продажу алкоголя: работает ли закон? // Пресс-выпуск. - 2012. - 26 нояб. (№ 2174). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа : http : //wciom.ru/index.php?id= 515 &uid= 113413. - Загл. с экрана.

13. Панов, С. Л. Противодействие незаконному обороту табачной продукции / С. Л. Панов // Современное право. - 2010. - № 3. - С. 133-136.

14. Пигу, А. Экономическая теория благосостояния. В 2 т. Т. 1 / А. Пигу. - М. : Прогресс, 1985. - 512 с.

15. Подсели на адреналин. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://romir.ru/studies/141 _1316635200/. - Загл. с экрана.

16. Проблема наркомании в России: статистические данные. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://ria.ru/spravka/20070626/67829656. html#13883023011204&message=resize&relto= login&action=removeClass&value=registration. -Загл. с экрана.

17. Реабилитационные центры для наркозависимых // Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://fskn. gov.ru>files/Reabilitasion.doc. - Загл. с экрана.

18. Романенко, Е. В. Государственное регулирование рынка импортных подакцизных товаров в Российской Федерации и пути его совершенствования (на примере алкогольной продукции) : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Романенко Елена Владимировна. - М., 2000. - 171 с.

19. Рум, Р. Алкогольная политика: положение дел и проблемы в Европе и Северной Азии / Р. Рум. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.arhiv.tvereza.info/science/papers/rum 08a.pdf. - Загл. с экрана.

20. РФ остается в тройке стран, больше всех потребляющих афганский героин. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.fontanka.ru/ 2012/07/23/138. - Загл. с экрана.

21. Сабуров, Н. Ю. Формирование и развитие рынка алкогольной продукции в условиях укрепления государственной монополии / Н. Ю. Сабуров, Т. Г. Шешукова. - Пермь : Изд-во Перм. ун-та, 2000. - 83 с.

22. Скоков, Р. Ю. Институциональное развитие рынков аддиктивных благ в современной России / Р. Ю. Скоков. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2014. - 475 с.

23. Халтурина, Д. А. Алкогольная политика: мировой опыт и российские реалии / Д. А. Халтурина, А. В. Коротаев // Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека Института наро-дохозяйственного прогнозирования РАН «Население и общество». - 2006. - № 103. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.demoscope.ru/ acrobat/ps103.pdf. - Загл. с экрана.

24. Хомерики, Г В. Государственный контроль за производством и реализацией алкогольной продукции / Г. В. Хомерики. - М. : МА МВД России, 1999. - 111 с.

25. Reducing the global burden of hazardous alcohol use: A comparative cost-effectiveness analysis / D. Chisholm [et al.] // Journal of Studies on Alcohol. -2004. - Vol. 65 (6). - P. 782-793.

26. Rehm, N. Алкоголь в Европейском регионе ВОЗ - потребление, вред и политика? / N. Rehm, R. Room, G. Edwards. - Копенгаген : Европ. регион. бюро ВОЗ, 2001. - 153 c. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.euro.who.int/docement/ e76240r.pdf. - Title from screen.

27. Uotila, J. Area presentation : Nordic Countries: paper, presented at the International Seminar on Alcohol Retail Monopolies / J. Uotila. - Stockholm, August, 2007. - 83 р.

REFERENCES

1. Edwards G., et al. Alkogolnaya politika i obshchestvennoe blago [Alcohol Policy and the Public Good]. Available at: http://www.optimalist.narod.ru/ alkpol.doc.

2. VVolgograde voyna s "odnorukimi banditami" prevratilas v borbu s vetryanymi melnitsami [The War With "One-Armed Bandits" in Volgograd Became a Fight Against Windmills]. Available at: http://v102.ru/ news/42922.html.

3. Vingert V.V Regulirovanie rynka alkogolnoy produktsii v usloviyakh konkurentnoy sredy: dis. ... kand. ekon. nauk [Regulation of the Alcohol Market in a Competitive Environment. Cand. econ. sci. diss.]. Novosibirsk, 2010. 163 p.

4. Globalnyy opros vzroslogo naseleniya o potreblenii tabaka (GATS), Rossiyskaya Federatsiya, 2009 g. [A Global Poll of Adult Population About Tobacco Consumption (GATS), Russian Federation, 2009]. Informatsionnyyportal Vsemirnoy organizatsii zdravookhraneniya [Information Portal of the World Health Organization]. Available at: http://www.who. int/tobacco/surveillance/ru_tfi_gatsrussian_ countryreport.pdf.

5. Gosudarstvennoe regulirovanie v subyektakh RF [State Regulation in the Subjects of the Russian Federation]. Federalnaya sluzhba po regulirovaniyu alkogolnogo rynka [Federal Service for Alcohol Market Regulation]. Available at: http://www.fsrar.ru/activities/ gosudarstvennoe-regulirovanie-v-subektah-rossiisko.

6. Danishevskiy K.D. Problemy kontrolya tabakokureniya i zloupotrebleniya alkogolem: mery i podkhody [The Problems of Control of Smoking and Alcohol Abuse: Methods and Approaches]. Alkogolnaya katastrofa i vozmozhnosti gosudarstvennoy politiki v

preodolenii alkogolnoy sverkhsmertnosti v Rossii [Alcohol Catastrophe and the Possibilities of Public Policy in Reducing Alcohol Hyper Mortality in Russia]. Moscow, LENAND Publ., 2008. 376 p.

7. Dannye Federalnoy sluzhby gosudarstvennoy statistiki za 2014 g. (bez ucheta Respubliki Krym i goroda Sevastopolya) [Data of the Federal State Statistics Service for 2014 (Excluding Crimean Republic and City of Sevastopol)]. Available at: http://www. gks. ru/free_doc/new_site/population/demo/demo 24-2.xls.

8. Doklad Obshchestvennoy palaty Rossiyskoy Federatsii ot 13 maya 2009 g. "Zloupotreblenie alkogolem v RF: sotsialno-ekonomicheskie posledstviya i mery protivodeystviya" [Report of Public Chamber of the Russian Federation of May 13, 2009 "Alcohol Abuse in the Russian Federation: SocioEconomic Consequences and Countermeasures"]. Available at: http://www.oprf.ru/files/dokladalko.pdf.

9. Korotaev A.V., et al. Zakony istorii: Matematicheskoe modelirovanie i prognozirovanie mirovogo i regionalnogo razvitiya [Laws of History: Mathematical Modeling and Prediction of World and Regional Development]. 3rd ed., rev. and add. Moscow, URSS Publ., 2010. Available at: http://cliodynamics.ru/ download/3_3N08Glava6.pdf.

10. Informatsiya o merakh ogranicheniya oborota alkogolnoy produktsii v Norvegii [Information About the Methods for Limitation of Alcohol Products Turnover in Norway]. Available at: http://www.ved. gov. ru/.

11. KeselmanL.E., Matskevich M.G., TimofeevL.M. Sotsialnoe prostranstvo narkotizma. Narkobiznes [Social Space of Drug Addicts. The Drug Trafficking]. 2nd ed., rev. and add. Saint Petersburg, Meditsinskaya pressa Publ., 2001. 272 p.

12. Ogranichenie na prodazhu alkogolya: rabotaet li zakon? [Limitation on Sale of Alcohol: Does the Law Work?]. Press Issue, 2012, Nov. 26 (no. 2174). Available at: http://wciom.ru/ index.php ?id=515&uid= 113413.

13. Panov S.L. Protivodeystvie nezakonnomu oborotu tabachnoy produktsii [Counteraction to the Illicit Trafficking of Tobacco Products]. Sovremennoe pravo, 2010, no. 3, pp. 133-136.

14. Pigu A. Ekonomicheskaya teoriya blagosostoyaniya. V 2 t. T. 1 [Economic Theory of Welfare. In 2 vols. Vol. 1]. Moscow, Progress Publ., 1985. 512 p.

15. Podseli na adrenalin [Hooked on Adrenaline]. Available at: http://romir.ru/studies/141 _1316635200/.

16. Problema narkomanii v Rossii: statisticheskie dannye [The Problem of Drug Addiction in Russia: Statistics]. Available at: http://ria.ru/spravka/20070626/ 67829656.html#13883023011204 &message=resize

&relto=login&action=removeClass&value= registration.

17. Reabilitatsionnye tsentry dlya narkozavisimykh [Rehabilitation Centers for Drug Addicts]. Federalnaya sluzhba Rossiyskoy Federatsii po kontrolyu za oborotom narkotikov [Federal Service of the Russian Federation for Drugs Trafficking Control]. Available at: http://fskn.gov.ru>files/Reabilitasion.doc.

18. Romanenko E.V Gosudarstvennoe regulirovanie rynka importnykh podaktsiznykh tovarov v Rossiyskoy Federatsii i puti ego sovershenstvovaniya (na primere alkogolnoy produktsii): dis. ... kand. ekon. nauk [State Regulation of the Market of Imported Excisable Goods in the Russian Federation and Ways of Its Improvement (on the Example of Alcoholic Production). Cand. econ. sci. diss.]. Moscow, 2000. 171 p.

19. Rum R. Alkogolnaya politika: polozhenie del i problemy v Evrope i Severnoy Azii [Alcohol Policy: the Situation and Problems in Europe and Northern Asia]. Available at: http://www.arhiv.tvereza. info/science/papers/rum08a.pdf.

20. RF ostaetsya v troyke stran, bolshe vsekh potreblyayushchikh afganskiy geroin [The Russian Federation Remains Among the Top Three Countries That Consume Afghan Heroin]. Available at: http:// www.fontanka.ru/2012/07/23/138/.

21. Saburov N.Yu., Sheshukova T.G. Formirovanie i razvitie rynka alkogolnoy produktsii v usloviyakh ukrepleniya gosudarstvennoy monopolii [The Formation and Development of the Alcohol Market in the Conditions of Strengthening the State Monopoly]. Perm, Izd-vo Permskogo un-ta, 2000. 83 p.

22. Skokov R.Yu. Institutsionalnoe razvitie rynkov addiktivnykh blag v sovremennoyRossii [Institutional Development of Addictive Goods Markets in Modern Russia]. Volgograd, Izd-vo VolGU, 2014. 475 p.

23. Khalturina D.A., Korotaev A.V. Alkogolnaya politika: mirovoy opyt i rossiyskie realii [Alcohol Policy: International Experience and Russian Realities]. Informatsionnyy byulleten Tsentra demografii i ekologii cheloveka Instituta narodokhozyayst-vennogo prognozirovaniya RAN "Naselenie i obshchestvo " [Newsletter of the Center for Demography and Human Ecology of the Institute for Economic Forecasting of the Russian Academy of Sciences "Population and Society"], 2006, no. 103. Available at: http://www.demoscope.ru/acrobat/ps103.pdf.

24. Khomeriki G.V. Gosudarstvennyy kontrol za proizvodstvom i realizatsiey alkogolnoy produktsii [State Control Over the Production and Sale of Alcohol Products]. Moscow, MA MVD Rossii Publ., 1999. 111 p.

25. Chisholm D., et al. Reducing the Global Burden of Hazardous Alcohol Use: A Comparative Cost-Effectiveness Analysis. Journal of Studies on Alcohol, 2004, vol. 65 (6), pp. 782-793.

26. Rehm N., Room R., Edwards G. Alkogol v Evropeyskom regione VOZ - potreblenie, vred i politika [The Alcohol in the European Region of the World Health Organization - Consumption, Harm and Policy]. Copenhagen, European Region office of the

World Health Organization, 2001. 153 p. Available at: http://www.euro.who.int/docement/e76240r.pdf.

27. Uotila J. Area Presentation: Nordic Countries. Paper, Presented at the International Seminar on Alcohol Retail Monopolies. Stockholm, August, 2007. 83 p.

THE SCENARIO APPROACH IN THE STATE REGULATION OF ADDICTIVE GOODS MARKET

Roman Yuryevich Skokov

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Management, Volgograd State Agrarian University rskokov@mail.ru

Prosp. Universitetsky, 26, 400002 Volgograd, Russian Federation

Abstract. The article presents alternative scenarios of the state regulation of the markets for addictive goods and services which include alcohol and alcohol-containing products, tobacco products, energy drinks, drugs, gambling games. The author reveals the content of inertial, modernizational, monopolistic and prohibitionist scenarios, and systematizes the effective measures which are used in the international practice of state regulation for reducing the number of challenges connected with the consumption of addictive goods and for adequate use of industrial capacities. The analysis conducted in the article touched upon the traditional practical measures on reducing shadow economic activity, realizing home-made products and substitutes, regulating the economic and physical availability, restricting advertising, sponsorship and sales promotion, as well as the measures aimed at the change of consumer behavior in the conditions associated with increased risk, prevention, diagnosis, treatment and rehabilitation. It is determined that none of these measures is not implemented to the full extent in Russia because they are used under the conditions of informal and shadow offers, corruption in government bodies, lobbying, administrative barriers and low-level administrative and business ethics. The author composed a rating of measures effectiveness under alternative scenarios. On the basis of this analysis and the assessment of the development and status of modern society, the theory and practice of regulating addictive goods markets, the conclusion was made about the socio-economic advantages of the state monopoly which allows to minimize the private interest in increasing sales and gaining over-profits, adequately reflects the public interest, standardizes and unifies physical and economic accessibility of these goods and services, proves its efficiency in domestic practice and the experience of Scandinavian countries.

Key words: addictive goods, alternative scenarios, regulatory methods, state regulation, economic mechanism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.