www.volsu.ru
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
DOI: https://doi.org/ 10.15688/jvolsu3.2018.1.2
UDC 339.175 LBC 65.291.31
THE EVOLUTION OF THE ECONOMIC THEORY OF ADDICTIVE GOODS MARKETS
Roman Yu. Skokov
Volgograd State Agrarian University, Volgograd, Russian Federation
Abstract. The article presents the evolution of the economic theory of the markets of addictive goods, including the following stages of development: the formation of the economic theory's elements on the basis of opposition of domestic state monopoly trend to foreign excise regulation of individual markets in the period of criticism of mercantilism and in the beginning of the classical school (the 17th - 18th centuries); the implantation of a liberal excise regulation in the domestic economy in the period of classical political economics in the 1820s; the extension of the research object structure with consumer behavior in the period of neoclassical theory (the second half of the 19th - the mid of the 20th century); the development of domestic state monopoly conception in the period of the ideology of national economic schools of Germany and Marxist political economics (the 1840s - first half of the 20th century); the allocation of the economics of drugs out from the economics of crime represented abroad by Keynesian and neo-liberal paradigm (from the 1960s -1980s); the formation of a foreign neo-institutional paradigm of economic theory (from the 1970s) and penetration of its elements into domestic research (from the beginning of the 21st century). The domestic economic research is far behind the Western one as far as the tools and target settings of state regulation of the markets of addictive goods and the object structure are concerned. To overcome the lag and to improve the efficiency of the state and public regulation of specific markets for addictive products, it is proposed to combine the separate studies of the economics of drugs, alcohol-containing products, tobacco products and electronic cigarettes, energy drinks, gambling and other goods with stereotypes of consumption based on addictiveness into the economics of addictive products.
Key words: addictive goods, alcohol products, tobacco products, state regulation, evolution, the economics of addictive goods, markets.
УДК 339.175 ББК 65.291.31
ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ РЫНКОВ АДДИКТИВНЫХ ТОВАРОВ
Роман Юрьевич Скоков
Волгоградский государственный аграрный университет, г. Волгоград, Российская Федерация
00 о
Аннотация. В статье представлена эволюция экономической теории рынков аддиктивных товаров, вклю-2 чающая следующие этапы развития: формирование ее элементов на волне противопоставления отечественного госмонопольного течения зарубежному акцизному регулированию отдельных рынков в период крити-§ ки меркантилизма и начала классической школы (ХУП-ХУШ вв.); имплантация либерального акцизного ^ регулирования в отечественную экономику в период классической политэкономии 20-х гг. XIX в.; расшире-© ние объектной структуры исследований потребительским поведением в период неоклассической теории
(вторая половина XIX в. - середина XX в.); развитие отечественной госмонопольной концепции в период идеологии национальных экономических школ Германии и марксистской политэкономии (40-е гг. XIX в. -первая половина XX в.); выделение из экономики преступности раздела экономики наркотиков, представленного за рубежом кейнсианской и неолиберальной парадигмой (с 60-х и 80-х гг. XX в.); формирование зарубежной неоинституциональной парадигмы экономической теории АТ (с 70-х гг. XX в.) и проникновение ее элементов в отечественные исследования (с начала XXI в.). Зафиксировано отставание отечественных экономических исследований от зарубежных в инструментарии и целевых установках государственного регулирования рынков аддиктивных товаров, в объектной структуре. Для его преодоления и повышения эффективности государственного и общественного регулирования специфических рынков аддиктивных товаров предлагается разрозненные исследования экономики наркотиков, алкогольной и спиртосодержащей продукции, табачных изделий и электронных сигарет, энергетических напитков, азартных игр и других товаров со стереотипами потребления, основанными на привыкании, объединить в экономику аддиктивных товаров.
Ключевые слова: аддиктивные товары, алкогольная продукция, табачные изделия, государственное регулирование, эволюция, экономика аддиктивных товаров, рынки.
Экономические исследования проблем рынков алкогольной и спиртосодержащей продукции в отечественной науке осуществляются в рамках традиционных разделов и концепций экономики в одном ряду с обычными потребительскими товарами. Экономический анализ неординарного рынка наркотиков является одним из наиболее популярных разделов экономической теории преступлений и наказаний, достаточно широко известной в отечественной литературе. Еще сравнительно мало работ по давно сформированным рынкам табачных изделий и азартных игр, и практически отсутствуют исследования по новым рынкам электронных сигарет и энергетических напитков. В то же время зарубежные экономисты алкогольную и спиртосодержащую продукцию, наркотические средства, табачные изделия, азартные игры и другие товары, вызывающие привыкание, объединили в группу аддиктивных товаров (далее - АТ) в рамках теории рационального привыкания, изучающей аддиктивное потребительское поведение. Исследования поведения потребителей ад-диктивных товаров приобрели широкую популярность в зарубежной литературе и все еще немногочисленны среди российских ученых. На современном этапе, очевидно, что проблематика изучения рынков аддиктивных товаров намного шире потребительского поведения и должна включать такие разделы, как спрос, предложение и государственное регулирование.
В практическом аспекте отсутствие единой теории, рассматривающей товары, вызывающие привыкание, в определенной степени является причиной отсутствия системного
подхода к государственному регулированию развития рынков АТ, в результате чего эффективность их регулирования крайне низка. В 2015 г., только по официальным данным Госкомстата РФ, число умерших от случайных отравлений и от причин, связанных с употреблением алкоголя, составило 73,9 тыс. чел., число преступлений, совершенных лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, - 401 тыс., уровень использования среднегодовой производственной мощности организаций по выпуску крепкой алкогольной продукции - 24,3 %, соотношение эффективной и действующей ставки акциза - 62 %. Все это на фоне доли теневого сектора на рынке крепкой алкогольной и спиртосодержащей продукции в 70 %.
Исследования проблематики, касающейся специфических рынков аддиктивных товаров, предлагается объединить в рамки нового направления в экономике - неоинституциональной концепции теории аддиктивных товаров, возможно, более актуальной для России социально, экономически и политически, чем для многих зарубежных стран.
В развитии экономической теории АТ отмечено восемь периодов (см. рисунок).
Формирование в трудах зарубежных и отечественных мыслителей элементов экономической теории АТ связано с периодом XVII-XVIII вв. и работами У. Петти [7, с. 76] и И. Посошкова [4, с. 612]. В отечественной экономической науке только в 20-е гг. XIX в. можно найти сторонников зарубежных идей классической экономической школы по регулированию алкогольной отрасли, наиболее видным из которых являлся Н. Мордвинов [4, с. 660].
Рисунок. Эволюция экономической теории рынков АТ Примечание. Составлено автором.
У. Петти (1662), И . Посошков (1724)
I период -критика меркантилизма, начало классической школы (XVII-XVIII вв.)
Н. Мордвинов (1819)
II период -классическая политэкономия 20-е гг. XIX в.
Ж. Дюпюи (1844),
A. Маршалл (1890),
B. Дмитриев
(1911), А. Пигу (1920),
III период -неоклассическая теория (вторая половина XIX в. -середина XX в.)
Д. Менделеев
(1894), С. Витте (1900)
IV период -национальные экономические школы Германии (40-е гг. XIX в. -первая половина XX в.)
В. Ленин (1899)
V период -марксистская политическая экономия (40-е гг. XIX в. -30-е гг. XX в.)
С. Роттенберг (1968), Дж. Кох и С. Групп (1971), А. Калвер (1973), М. Мур (1973), С. Литлчайлд и Дж. Уайзман (1984), Г. Баммер (1993), Дж. Батлер и А. Нил (1994)
VI период - кейнсианская парадигма экономической теории наркотиков (с 60-х гг. XX в.)
М. и Р. Фридмен (1984), Ф. Нери и Дж. Болдри (1993), Л. Гралья (2008)
VII период -неолиберальная парадигма экономической теории наркотиков (с 80-х г. XX в.).
Р. Поллак (1970), Х. Райдер и Дж. Хил (1973), Дж. Стиглер и Г. Беккер (1977), М. Бойер (1978), Дж. Бьюкенен (1980), Г. Уинстон (1980), Ф. Спинуайн (198 1), Дж. Полич (1984), Л. Йаннакоун (1984), Р. Бордли (1986), Г. Беккер и К. Мэрфи (1988), Р. Майклз (1988),
Т. Бартолд и Х. Хокман (1988), А. Дитон (1989), А. Вагстафф и А. Мейнард (1989), В. Вискузи (1990), Дж. Акерлоф (1991), Ф. Чалупка (1991), Д. Гиерингер (1993), А. Принц (1994), П. Кук и М. Мур (1995),
Ф. Чалупка, Дж. Таурас, М. Гроссман (1997), С. Сурханович, Р. Голдфарб, Т. Леонард (1999), Дж. Грубер и Б. Кёзеги (2001), Б. Балтаги и Дж. Гриффин
(2002), Л. Андерсон и М. Баск (2003), И. Паласиос-Уэрта
(2003), К. Ванген (2004), Вэнь-Чун Чанг (2004), Г. Кларк и С. Данилкина (2006), Ф. Отаке (2006), Б. Гордон и
Б. Сун (2007), Д. Ваймер, А. Вининг и Р. Томас (2007), Р. Ванг (2007), Д. Эванс (2013), А. Лаффер (2014) и др.
Л. Тимофеев (2001), Ю. Латов (2001), К. Оглобин (2003), С. Арженовский (2006), Ю. Андриенко и А. Немцов (2006), М. Рыжкова (2007), М. Левин и А. Фенько (2008), Л. Засимова и О. Лукиных (2009), М. Пономарева (2009), К. Филиппов (2010), В. Ким, С. Рощин (2011), С. Ермаков (2012) и др.
VIII период - неоинституциональная парадигма экономической теории аддиктивных товаров (с 70-х гг. XX в.)
Развитие во второй половине XIX в. - середине XX в. связано с работами представителей маржинализма (Ж. Дюпюи [5, с. 94], В. Дмитриева [6, с. 858, 861]), неоклассического направления (А. Маршалла [3, с. 157]) и теории общественного благосостояния (А. Пигу [6, с. 573-602]).
Следующие два периода развития в отечественной экономической науке ассоциируются с воззрениями Д. Менделеева [6, с. 717-
718], С. Витте [6, с. 721-722], В. Ленина [2, с. 287-288] на активную экономическую роль государства в алкогольной сфере с учетом национальных особенностей, сформированных на волне популярности идей национальных экономических школ Германии и марксистской политической экономии.
С формированием в 60-70-е гг. XX в. обширного наркорынка и превращением потребления НС в острую социальную пробле-
му из экономики преступности выделилось самостоятельное направление экономики наркотиков, представителями которого стали С. Роттенберг [21, р. 78-90], Дж. Кох и С. Групп [18, р. 351-362], М. Мур [20, р. 270277], работы которых связаны с оптимизацией государственного регулирования спроса и предложения наркотиков. Ультралиберальный подход монетаристов М. и Р. Фрид-мен [17, р. 135], связанный с тотальной легализацией рынка наркотиков, не нашел широкой поддержки в зарубежной и отечественной экономической науке. Выделение экономической теории АТ в самостоятельный раздел произошло в работах Дж. Стиг-лера и Г. Беккера [22, р. 77-78], которые объединили разбросанные исследования товаров, к которым может вырабатываться «пристрастие» (наркотики, алкоголь, табак и др.) в группу АТ.
Теория АТ синтезировала идеи видных представителей теории общественного сектора (А. Пигу), экономики преступлений (Дж. Бьюкенен [16, р. 395]), экономики наркотиков (С. Роттенберг), информационной экономической теории (Дж. Акерлоф [14, р. 119], Ж. Тироль [11, с. 173-175]), теории потребления (А. Маршалл, М. Фридмен, А. Дитон [12]), теории налогообложения (А. Лаффер [19]) и др.
Неоинституциональная парадигма экономической теории АТ получила широкое развитие в зарубежных исследованиях с 90-х гг. XX века. С начала XXI в. ее идеи проникают и в отечественные исследования, однако популярна собственно модель Беккера-Мэрфи [15], и отсутствуют комплексные исследования по примеру теоретического осмысления экономических явлений на отдельном рынке наркотиков Л. Тимофеева [10, с. 253]. В отечественных научных исследованиях преобладают разбросанные экономические описания и решения нормативно-прикладных задач в отдельных сферах аддиктивного производства и потребления, которые нуждаются в систематизации и конструктивно-критическом переосмыслении. Попытки изучения ад-диктивного потребления предприняли М. Рыжкова (2007) [9], М. Левин и А. Фень-ко (2008) [1], М. Пономарева (2009) [8], К. Филиппов (2010) [13]. До сих пор отсут-
ствует единая, лишенная логических противоречий теория, системно раскрывающая содержание и специфику рынков соответствующих товаров и услуг.
В таблице представлена периодизация изменения объектной структуры, целей и инструментария государственного регулирования в зарубежной и отечественной экономической теории видовых рынков АТ.
На волне движения против чрезмерного государственного вмешательства в экономику У. Петти рассматривал алкогольную продукцию объектом обложения акцизом. В тот период, несмотря на тотальную «имплантацию» зарубежных институциональных и организационных форм в российскую экономику, проведенную в годы петровского правления, в отечественной экономической мысли сохранился меркантилистский взгляд на алкогольную промышленность, рассматриваемую И. Посошковым объектом государственной монополии. Только через полтора столетия отечественным экономистом Н. Мордвиновым налоги выдвинуты в качестве инструментария получения государственных доходов вместо государственной монополии. Зарубежные маржина-листы расширили объектную структуру исследований потребительским поведением в первой половине XIX века. В отечественной экономической науке оно стало объектом исследований и государственного регулирования через пятьдесят лет, в конце XIX века. Отставание в инструментарии государственного регулирования в отечественной экономике не преодолено: Д. Менделеев, С. Витте, В. Ленин были сторонниками государственной монополии в данной сфере. На протяжении XX в. и до современного этапа в экономической теории основной целью государственного регулирования и объектом экономических исследований является потребительское поведение. В. Дмитриев исследовал такие факторы потребления алкогольной продукции, как цены, доходы, жизненный уклад. А. Пигу расширил цели экстер-нальными эффектами, а с появлением экономики преступлений и наркотиков стали широко изучать преступность, коррупцию, налоговую нагрузку на третьих лиц, теневое предложение.
Примечания. Составлено автором. ГР - государственное регулирование, АП - алкогольная продукция, ТИ - табачные изделия, НС - наркотические средства, АИ - азартные игры.
Таблица
Эволюция объектов, целей и инструментов государственного регулирования в экономической теории рынков АТ
Основные представители науки Период Объект исследований Основная цель ГР Основные инструменты ГР Отставание отечественных исследований от зарубежных
У. Петти (1662) I АП, ТИ Доходы государства Налоги
И. Посошков (1724) I АП Доходы государства Государственная монополия
Н. Мордвинов (1819) II АП Доходы государства Налоги В инструментарии более 150 лет от I периода
Ж. Дюпюи (1844), А. Маршалл (1890), А. Пигу (1920) III АП, ТИ Доходы государства, потребительское поведение, экстер-налии Налоги
В. Дмитриев (1911) III АП, ТИ Потребительское поведение Цены, доходы, уклад жизни
Д. Менделеев (1894), B. Ленин (1899), C. Витте (1900) IV, V АП, ТИ Доходы государства, потребительское поведение Государственная монополия В целях 50 лет от III периода. В инструментах сохранилось
С. Роттенберг (1968), Дж. Кох и С. Групп (1971) VI НС Потребительское поведение, преступность, внешние издержки Профилактика, лечение, медицинская легализация, правоохранительная деятельность
М. и Р. Фридмен (1984) VII НС, АИ Потребительское поведение, преступность, коррупция, бизнес, налоговая нагрузка на третьих лиц Легализация НС
Дж. Стиглер и Г. Беккер (1977), К. Мэрфи (1988), Ф. Чалупка (1991), А. Лаффер (2014) VIII АТ Потребительское поведение, негативные экстерналии Налоги, ограничения потребления (в том числе молодежью), профилактика
Л. Тимофеев (2001), Ю. Латов (2001) VIII НС Потребительское поведение, нелегальное предложение Государственная монополия, легализация прав на торговлю и потребление НС В объекте исследования более 30 лет от VI периода, в инструментах 17 лет от VII периода
М. Рыжкова (2007), М. Левин и А. Фенько (2008), М. Пономарева (2009), К. Филиппов (2010) VIII АТ Потребительское поведение, экстер-налии Социальная реклама, культура потребления, ограничение потребления молодежью В объекте исследования около 30 лет от VIII периода
Большое внимание зарубежной научной общественности к экономике наркотиков отмечено с 60-х гг. XX века. Крупное исследование экономики наркотиков в России опубликовано в 2001 г. Л. Тимофеевым. В экономике АТ, как и в целом в экономической теории, можно проследить противоборство различных парадигм, прежде всего кейнсианства и нео-
либерализма. Представители первого направления (С. Роттенберг, Дж. Кох, С. Групп и др.) выступают за ограничение спроса, профилактику и лечение больных, за борьбу с предложением через медицинскую легализацию НС в сочетании с активной деятельностью правоохранительных органов против запрещенного потребления. Неолибералы (М. и Р. Фрид-
мен и др.) для борьбы с негативными последствиями потребления НС предлагали ультрарадикальный сценарий их легализации с целью сокращения негативных последствий потребления, преступности, коррупции, развития легального бизнеса и пр. Данный вариант не нашел широкой поддержки в зарубежных и отечественных экономических исследованиях и судя по современному вектору научного и общественного развития в ближайшей перспективе вряд ли найдет развитие в отечественных исследованиях.
Неоинституциональная парадигма экономической теории АТ представляет синтез кей-нсианского и неолиберального подходов, выступая за налоговое регулирование, ограничения потребления (в том числе молодежью), профилактику, легализацию легких НС и пр. Л. Тимофеев в продолжение ультралиберальной идеи М. и Р. Фридмен предложил компромиссную программу, в основе которой государственная монополия на производство и продажу любых наркотиков, легализация прав на их приобретение и потребление. Объектом исследований отечественных ученых АТ стали начиная с работ М. Рыжковой, М. Левина и А. Фенько, М. Пономаревой, то есть через тридцать лет после появления зарубежных исследований АТ.
Исходя из проведенного анализа, можно констатировать отставание отечественных экономических исследований от зарубежных: инструментария ГР рынков АТ (сократилось со 150 лет в XIX в. до 17 лет в XXI в.); целевых установок ГР рынков АТ (50 лет в XX в.); объектной структуры (30 лет в XXI в.).
Таким образом, в отечественной науке отсутствует единая, лишенная логических противоречий теория, системно раскрывающая содержание и специфику рынков АТ, а преобладают разбросанные экономические описания и решения нормативно-прикладных задач в отдельных сферах обращения АТ, которые нуждаются в систематизации и конструктивно-критическом переосмыслении. Для преодоления отставания отечественных экономических исследований от зарубежных в инструментарии и целевых установках государственного регулирования рынков АТ, в объектной структуре и повышении эффективности государственного и общественного ре-
гулирования специфических рынков АТ предлагается разрозненные исследования экономики наркотиков, алкогольной и спиртосодержащей продукции, табачных изделий и электронных сигарет, энергетических напитков, азартных игр и других товаров со стереотипами потребления, основанными на привыкании, объединить в экономику АТ.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Левин, М. И. Экономические модели аддик-тивного поведения / М. И. Левин, А. Б. Фенько // Финансы и бизнес. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://finbiz.spb.ru/download/4_2008_levin.pdf (дата обращения: 19.08.2012). - Загл. с экрана.
2. Ленин, В. И. Развитие капитализма в России / В. И. Ленин // Полное собрание сочинений. В 55 т. Т. 3. - М. : Политиздат, 1971. - С. 1-609.
3. Маршалл, А. Принципы политической экономии. В 3 т. Т. I / А. Маршалл ; пер. Р. И. Столпер. -М. : Прогресс, 1983. - 416 с.
4. Мировая экономическая мысль: сквозь призму веков. В 5 т. Т. I. От зари цивилизации до капитализма / сопред. редкол. Г. Г. Фетисов, А. Г. Худорко-мовт ; отв. ред. Г. Г. Фетисов. - М. : Мысль, 2004. -718 с.
5. Мировая экономическая мысль: сквозь призму веков. В 5 т. Т. II. Восходящий капитализм / сопред. редкол. Г. Г. Фетисов, А. Г. Худоркомовт ; отв. ред. Г. Г. Фетисов. - М. : Мысль, 2005. - 751 с.
6. Мировая экономическая мысль: сквозь призму веков. В 5 т. Т. III. Эпоха социальных переломов. - М. : Мысль, 2005. - 896 с.
7. Петти, В. Трактат о налогах и сборах / В. Пет-ти // Антология экономической классики : в 2 т. -М. : МП ЭКОНОВ, 1993. - Т. 1. - 475 с.
8. Пономарева, М. С. Обоснование необходимости государственного вмешательства в решение проблемы чрезмерного потребления алкоголя с точки зрения микроэкономической теории / М. С. Пономарева // Проблемы современной экономики. -2012. - №№ 2 (42). - С. 477-479. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.m-economy.ru/ art.php?nArtId=4148 (дата обращения: 19.08.2012). -Загл. с экрана.
9. Рыжкова, М. В. Теория рационального привыкания: современное состояние и перспективы развития / М. В. Рыжкова // Известия Томского политехнического университета. - 2007. - №№ 6. - С. 105-110.
10. Тимофеев, Л. М. Наркобизнес. Начальная теория экономической отрасли / Л. М. Тимофеев. -СПб. : Медицинская пресса, 2001. - 272 с.
11. Тироль, Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности / Ж. Тироль ;
пер. с англ. С. В. Антоновой, И. О. Букиной, В. Н. Глазунова [и др.] ; под ред. В. М. Гальперина и Л. С. Та-расевича. - СПб. : Экономическая школа, 1996. -XLII+745 с.
12. Тонкости потребления: чем известен новый нобелевский лауреат по экономике // Forbes Media. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.forbes.ru/mneniya-column/idei/302797-tonkosti-potrebleniya-chem-izvesten-novyi-nobelevskii-laureat-po-ekonomik (дата обращения: 01.11.2015). - Загл. с экрана.
13. Филиппов, К. В. Моделирование аддиктив-ного поведения / К. В. Филиппов. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: www.econorus.org/ consp/files/nljx.doc (дата обращения: 19.08.2012). -Загл. с экрана.
14. Akerlof, G. Procrastination and obedience / G. Akerlof // American Economic Review. - 1991. -Vol. 81, №> 2. - P. 1-19.
15. Becker, G. S. A Theory of Rational Addiction / G. S. Becker, К. М. Murphy // Journal of Political Economy - 1988. - Vol. 96, №> 4 (Aug.). - P. 675-700.
16. Buchanan, J. M. A Defence of Organized Crime? / J. M. Buchanan // The Economics of Crime. -Electronic text data. - Cambridge : Mass., 1980. -P. 395. - Mode of access: http://orgcrime.narod.ru/ econom.htm (date of access: 16.12.2012). - Title from screen.
17. Friedman, М. Tyranny of the status quo / М. Friedman, R. Friedman. - San Diego ; N. Y. : Harcourt Brace, 1984. - 192 p.
18. Koch, J. V. The Economics of Drug Control Policies / J. V Koch, S. Е. Grupp // The International Journal of the Addiction. - 1971. - Vol. 6, №> 4. - P. 571-584.
19. Laffer, A. B. Handbook of Tobacco Taxation: Theory and Practice / A. B. Laffer. - San Francisco : The Laffer Center at the Pacific Research Institute, 2014. - 381 p.
20. Moore, M. Policies to Achieve Discrimination of the Effective Price of Heroin / M. Moore // American Economic Review -1973. - Vol. 63, №» 2. - P. 270-277.
21. Rottenberg, S. The Clandestine Distribution of Heroin, its Discovery and Suppression / S. Rottenberg // Journal Political Economy. - 1968. - Vol. 76. - P. 78-90.
22. Stigler, G. J. De Gustibus Non Est Disputandum / G. J. Stigler, G. S. Becker // The American Economic Review. - 1977. - Vol. 67, №> 2 (Mar.). - P. 76-90.
REFERENCES
1. Levin M.I., Fenko A.B. Ekonomicheskie modeli addiktivnogo povedeniya [Economic Models of Addictive Behavior]. Finansy i biznes. URL: finbiz.spb.ru>download/4_2008_levin.pdf (accessed August 19, 2012).
2. Lenin V.I. Razvitie kapitalizma vRossii [The Development of Capitalism in Russia]. Polnoe sobranie sochineniy. V551. T. 3 [Complete Collection of Works. In 55 vols. Vol. 3]. Moscow, Politizdat Publ., 1971, pp. 1-609.
3. Marshall A. Printsipy politicheskoy ekonomii. V31. T. 1 [Principles of Political Economy. In 3 vols. Vol. 1]. Moscow, Progress Publ., 1983. 416 p.
4. Fetisov G.G., Khudorkomov A.G., eds. Mirovaya ekonomicheskaya mysl: skvoz prizmu vekov. V 5 t. T. I. Ot zari tsivilizatsii do kapitalizma [World Economic Thought: Through the Prism of Centuries. In 5 vols. Vol. 1. From the Beginning of Civilization to Capitalism]. Moscow, Mysl Publ., 2004. 718 p.
5. Fetisov G.G., Khudorkomov A.G., eds. Mirovaya ekonomicheskaya mysl: skvoz prizmu vekov. V51. T. II. Voskhodyashchiy kapitalizm [World Economic Thought: Through the Prism of Centuries. In 5 vols. Vol. 2. Ascendant Capitalism]. Moscow, Mysl Publ., 2005. 751 p.
6. Fetisov G.G., Khudorkomov A.G., eds. Mirovaya ekonomicheskaya mysl: skvoz prizmu vekov. V 5 t. T. III. Epokha sotsialnykh perelomov [World Economic Thought: Through the Prism of Centuries. In 5 vols. Vol. 3. The Era of Social Fractures]. Moscow, Mysl Publ., 2005. 896 p.
7. Petti V Traktat o nalogakh i sborakh [Treatise on Taxes and Levies]. Antologiya ekonomicheskoy klassiki: v 2 t. [Anthology of Economic Classics. In 2 vols.]. Moscow, MP EKONOV, 1993, vol. 1. 475 p.
8. Ponomareva M. S. Obosnovaniye neobkhodimosti gosudarstvennogo vmeshatelstva v resheniye problemy chrezmernogo potrebleniya alkogolya s tochki zreniya mikroekonomicheskoy teorii [Justifying the Need for Government Intervention in Solving the Problem of Excessive Alcohol Consumption from the Viewpoint of Microeconomic Theory]. Problemy sovremennoy ekonomiki, 2012, no. 2 (42). URL: http://www.m-economy.ru/art. php?nArtId=4148 (accessed August 19, 2012).
9. Ryzhkova M.V. Teoriya ratsionalnogo privykaniya: sovremennoye sostoyaniye i perspektivy razvitiya [Theory of Rational Addiction: Current State and Prospects of Development]. Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta, 2007, no. 6, pp. 105-110.
10. Timofeev L.M. Narkobiznes. Nachalnaya teoriya ekonomicheskoy otrasli [Drug Business. The Initial Theory of Economics]. Saint Petersburg, Meditsinskaya pressa Publ., 2001. 272 p.
11. Tirol J. Rynki i rynochnaya vlast: teoriya organizatsii promyshlennosti [Markets and market power: Theory of industry organization]. Transl. by S.V. Antonova et al. Saint Petersburg, Ekonomicheskaya shkola Publ., 1996, XLII+745 p.
12. Tonkosti potrebleniya: chem izvesten novyy nobelevskiy laureat po ekonomike [Subtleties of Consumption: What the New Nobel laureate in Economics Is Famous for]. Forbes Media. URL: http:// www.forbes.ru/mneniya-column/idei/302797-tonkosti-potrebleniya-chem-izvesten-novyi-nobelevskii-laureat-po-ekonomik (accessed November 1, 2015).
13. Filippov K.V. Modelirovanie addiktivnogo povedeniya [Modeling of Addictive Behavior]. URL: www.econorus.org/ consp/files/nljx.doc (accessed August 19, 2012).
14. Akerlof G. Procrastination and obedience. American Economic Review, 1991, vol. 81, no. 2, pp. 1-19.
15. Becker G. A, Murphy K. M. Theory of Rational Addiction. Journal of Political Economy, 1988, vol. 96, no. 4 (Aug.), pp. 675-700.
16. Buchanan J.M. A Defense of Organized Crime? The Economics of Crime. Cambridge, Mass.,
1980, p. 395. URL: http://orgcrime.narod.ru/econom. htm (accessed December 16, 2012).
17. Friedman M. Tyranny of the status quo. San Diego; N. Y., Harcourt Brace, 1984. 192 p.
18. Koch J.V. The Economics of Drug Control Policies. The International Journal of the Addiction, 1971, vol. 6, no. 4, pp. 571-584.
19. Laffer A.B. Handbook of Tobacco Taxation: Theory and Practice. San Francisco, The Laffer Center at the Pacific Research Institute, 2014. 381 p.
20. Moore M. Policies to Achieve Discrimination of the Effective Price of Heroin. American Economic Review, 1973, vol. 6, no. 2, pp. 270-277.
21. Rottenberg S. The Clandestine Distribution of Heroin, its Discovery and Suppression. Journal of Political Economy, 1968, vol. 76, pp. 78-90.
22. Stigler G. De Gustibus Non Est Disputandum. The American Economic Review, 1977, vol. 67, no. 2 (March), pp. 76-90.
Information about the Author
Roman Yu. Skokov, Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor, Department of Management, Volgograd State Agrarian University, Prosp. Universitetsky, 26, 400002 Volgograd, Russian Federation, [email protected].
Информация об авторе
Роман Юрьевич Скоков, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Волгоградский государственный аграрный университет, просп. Университетский, 26, 400002 г. Волгоград, Pоссийская Федерация, [email protected].