Научная статья на тему 'Концептуальные основы повышения экономической безопасности потребительского рынка субъектов Уральского федерального округа'

Концептуальные основы повышения экономической безопасности потребительского рынка субъектов Уральского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
459
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / КОНЦЕПЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ПРОГРАММНО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Судакова А.Е., Агарков Г.А.

В статье проведен анализ потребительского рынка с позиции его безопасного развития, рассмотрены концептуальные основы повышения экономической безопасности потребительского рынка субъектов УрФО с акцентом на формирование активной политики защиты потребителей. Представлено инструментальное сопровождение концепции в виде авторского программного вычислительного комплекса «Мониторинг экономической безопасности потребительского рынка региона», типового «Паспорта экономической безопасности потребительского рынка региона» и алгоритма создания программы «Образование потребителей».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы повышения экономической безопасности потребительского рынка субъектов Уральского федерального округа»

Проблемы. Поиск. Решения

УДК 338.246.87

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА СУБЪЕКТОВ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА*

А.Е. СУДАКОВА, кандидат экономических наук, ведущий экономист E-mail: a-chusova@mail.ru Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук Г.А. АГАРКОВ, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой государственных и муниципальных финансов E-mail: a-chusova@mail.ru Высшая школа экономики и менеджмента Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

В статье проведен анализ потребительского рынка с позиции его безопасного развития, рассмотрены концептуальные основы повышения экономической безопасности потребительского рынка субъектов УрФО с акцентом на формирование активной политики защиты потребителей. Представлено инструментальное сопровождение концепции в виде авторского программного вычислительного комплекса «Мониторинг экономической безопасности потребительского рынка региона», типового «Паспорта экономической безопасности

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках целевого конкурса поддержки молодых ученых («Потребительский рынок России: диагностика отраслевых и региональных проблем формирования, разработка мер по снижению негативных тенденций»), проект № 12-32-01001а1.

потребительского рынка региона» и алгоритма создания программы «Образование потребителей».

Ключевые слова: потребительский рынок, концепция, образование потребителей, программно-вычислительный комплекс.

Потребительский рынок — это сфера конечного потребления товаров, и основными ее участниками являются потребители, вследствие чего эта сфера экономики требует к себе наиболее пристального внимания. Это внимание должно быть обращено как в сторону предпринимательских субъектов (вопросы контроля за их правонарушениями по отношению к потребителям), так и в сторону потребителей (для повышения их уровня образованности и др.).

Авторами был разработан методический инструментарий диагностики потребительского рынка с позиции его безопасности. В основе методического инструментария лежит индикативный метод анализа [4; 6; 12]. Результаты апробации представлены в цикле работ [2; 8; 10; 11].

В представленном исследовании рассмотрены концептуальные основы повышения безопасности потребительского рынка.

Как свидетельствует проведенный анализ [11, с. 267], в настоящее время существует необходимость в разработке концепции, направленной на повышение экономической безопасности потребительского рынка.

Стратегической целью предлагаемой концепции является улучшение качества жизни посредством повышения экономической безопасности потребительского рынка региона и создания цивилизованного рынка товаров, работ и услуг.

Предлагаемые мероприятия не противоречат существующим концепциям и доктринам национальной безопасности, отдельным направлениям безопасности и развития отраслей, обеспечивающих экономическую безопасность потребительского рынка. В России все концепции и доктрины данного направления базируются на Законе РФ от 28.12.2010 № Э90-ФЗ «О безопасности» [9]. В настоящее время разработаны и действуют документы, направленные на повышение экономической безопасности потребительского рынка.

При разработке концепций и стратегий на государственном уровне наименьшее внимание было уделено защищенности потребителей (в настоящее время не существует каких-либо концепций и стратегий в этом отношении).

Механизм реализации концепции можно представить в виде трех основных блоков.

Блок 1. Формирование исходных баз данных. Основным результатом мероприятий первого блока является анализ и сопоставление комплекса выявленных особенностей региона, а также определение динамики (тенденций) экономической безопасности потребительского рынка региона в ретроспективном периоде. Этот блок позволяет получить адекватную картину проблематики экономической безопасности потребительского рынка региона.

Блок 2. Мониторинг экономической безопасности потребительского рынка региона. Основным результатом мероприятий второго блока является создание схемы и обеспечение комплексного

мониторинга экономической безопасности потребительского рынка региона. Одним из основных блоков реализации концепции является внедрение системы комплексного мониторинга.

Одним из этапов мониторинга является создание центра мониторинга экономической безопасности потребительского рынка (далее Центр мониторинга), который является ключевым звеном системы мониторинга (рис. 1).

В состав Центра мониторинга входят представители Института экономики УрО РАН, министерств здравоохранения и социального развития (в том числе управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека), экономики и труда, внутренних дел РФ, ФАС России в субъектах Федерации, входящих в состав УрФО.

Общая координация работы Центра мониторинга осуществляется на уровне аппарата полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе.

Необходимость создания Центра мониторинга обусловлена следующими причинами:

• существующие учреждения отслеживают узконаправленную деятельность хозяйствующих субъектов потребительского рынка;

• отсутствием общего мониторинга экономической безопасности потребительского рынка;

• не во всех регионах существуют учреждения, которые осуществляют контроль за деятельностью потребительского рынка.

Задачи центра:

• отслеживать состояние экономической безопасности потребительского рынка;

• составлять и предоставлять паспорт экономической безопасности потребительского рынка вышестоящим организациям;

• выступать с инициативами о принятии дополнительных мер для повышения экономической безопасности потребительского рынка. Предлагаемый центр состоит из пяти отделов: 1) научно-методический отдел — проводит исследование тенденций развития потребительского рынка и влияния угроз на его экономическую безопасность, вносит коррективы на основе выявленных тенденций в предложенном авторами теоретическом подходе и методического инструментария оценки экономической безопасности потребительского рынка. Корректировке могут подвергаться значения пороговых уровней индикаторов безопасности пот-

Правительства субъектов Федерации, входящих в состав УрФО

о В и

л

Ч о н а »о о

а н о С

н и о я

и я С о

о &

и

т

Аппарат Полномочного представителя Президента РФ в УрФО

Паспорт

Снижение продовольственного обеспечения

Ухудшение качества потребительских товаров, работ, услуг

Загрязнение окружающей среды

Нарушения работы служб логистики

Снижение непродовольственной обеспеченности

Снижение уровня защищенности участников потребительского рынка (потребители, предпринимательские структуры, государства)

Рост правонарушений

Размещение паспорта безопасности потребительского рынка региона на информационном сайте

Управление

Паспорт

Координационный отдел

Отдел разработки инициативных мероприятий и сценариев развития

Аналитический отдел

Расчетный отдел

Научно-методический отдел

Центр мониторинга экономической безопасности потребительского рынка

. о. ^ о ^ 1=

^ й га ™

2 ^ О. X

0 ^

-е-1

1 <и

О. о 1= О га

т си

Л &

о

2 в

и ч

1° О а

Выявление ключевых угроз экономической безопасности потребительского

рынка

| | Взаимодействие с министерствами, ведомствами, службами по сбору статистической информации, разработке перспективных направлений повышения _безопасности потребительского рынка_

Рис. 1. Система мониторинга экономической безопасности потребительского рынка региона

ребительского рынка, коэффициенты латентности, а также при выявлении новых, существенных угроз — индикативные показатели. Отдел уточняет формы статистической отчетности (а при выявлении новых существенных угроз предлагает ввести новые показатели статистической отчетности).

Источниками статистических данных являются: Федеральная служба государственной статистики, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, министерство юстиции соответствующего субъекта УрФО. Перечисленные министерства и службы обязаны передать заполненные формы в расчетный отдел центра;

2) расчетный отдел — на основе откорректированного методического аппарата исследования безопасности потребительского рынка региона, заполненных форм осуществляет расчеты и предоставляет полученные результаты расчетов в аналитический отдел;

3) аналитический отдел — анализирует полученные результаты исследований экономической

безопасности потребительского рынка региона и на их основе формирует Паспорт безопасности потребительского рынка региона для каждого субъекта РФ. Паспорт представляет собой документ, позволяющий действенно использовать результаты исследований при разработке региональных программно-целевых мероприятий в сфере безопасности потребительского рынка;

4) отдел разработки инициативных мероприятий и сценариев развития — представляет свои предложения по поводу необходимых мероприятий для повышения экономической безопасности потребительского рынка. Данный отдел представлен сотрудниками научно-методического и аналитического отделов;

5) координационный отдел — осуществляет координацию деятельности центра с министерствами, ведомствами, службами по сбору статистики, размещению паспорта темы и т.п.

Полученный в ходе мониторинга экономической безопасности потребительского рынка региона информационный комплекс обобщается центром, и на его основе формируется Паспорт экономической безопасности потребительского рынка региона

Раздел Пункт

1. Анализ общей ситуации в регионе. 1.1. Анализ социально-экономического положения региона, тенденций развития потребительского рынка региона

1.2. Выявление и анализ угроз безопасности потребительского рынка региона

1.3. Анализ требуемой информации и проектирование системы сбора информации для корректировки существующих и разработки новых методических инструментов в целях повышения уровня безопасности потребительского рынка региона

1.4. Определение структуры базы данных

2. Диагностическая картина безопасности потребительского рынка региона. 2.1. Качество товаров, работ и услуг потребительского рынка

2.2. Оценка продовольственной безопасности

2.3. Оценка качества непродовольственных товаров

2.4. Оценка защищенности участников потребительского рынка

3. Оценка реализации ранее предложенных и существующих проектов (мероприятий), направленных на повышение уровня безопасности потребительского рынка региона

4. Предложения по повышению безопасности потребительского рынка и сценарии их реализации

Рис. 2. Структура Паспорта экономической безопасности потребительского рынка региона

как основополагающий документ, позволяющий действенно использовать результаты исследований при разработке региональных программно-целевых мероприятий, направленных на повышение экономической безопасности потребительского рынка (рис. 2).

Сформированный Паспорт безопасности потребительского рынка региона раз в год (до 20 января) представляется Центром мониторинга безопасности потребительского рынка региона в правительство субъекта РФ и аппарат полномочного представителя Президента РФ в субъекте РФ.

В случае, когда уровень безопасности у региона крайне низкий, паспорт может составляться несколько раз в год (ежеквартально). Периодичность его составления определяется руководителем центра в зависимости от уровня безопасности.

Для программно-информационного обеспечения системы мониторинга предлагается создание программно-вычислительного комплекса (рис. 3).

Блок 3. Определение приоритетных и эффективных направлений и мероприятий, повышающих экономическую безопасность потребительского рынка региона. Основным результатом мероприятий второго блока является формирование эффективных направлений и мер на основе выявленных проблем и особенностей территорий. Основные направления и мероприятия формируются на основе диагностики экономической безопасности потребительского рынка региона, вследствие чего авторами предлагается комплекс программных мероприятий, направленный на повышение экономической безопасности потребительского рынка, а также минимизацию негативных последствий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные мероприятия являются, с одной стороны, дополнительными к существующим мероприятиям, рассмотренным в концепциях и стратегиях развитиях, а с другой стороны, необходимыми, так как они направлены на составляющие, которым не уделено существенного внимания, но которые являются основными в экономической безопасности потребительского рынка.

Мероприятия предлагается рассматривать по трем направлениям:

• повышение общего уровня безопасности потребительского рынка — наиболее важное мероприятие. Это законодательное закрепление определения «потребительский рынок», кроме того, к данной группе мероприятий относятся такие, как придание законодательству большей прозрачности, определение степени вмешательства государства в регулирование потребительского рынка;

• повышение уровня защищенности потребителей — предполагает создание программы защиты потребителей, в основе которой четыре основополагающие цели;

• повышение уровня продовольственной и непродовольственной безопасности. Реализацию концепции предлагается проводить

в два этапа.

На первом этапе потребительский рынок является инструментом для повышения уровня жизни населения. Предлагается реализовать меры, направленные на нейтрализацию отрицательных тенденций и повышение общей экономической безопасности потребительского рынка регионов УрФО.

Выбор приоритетных направленный для каждого субъекта УрФО основан на оценках экономичес-

Министерства и ведомства Российской Федерации

Рис. 3. Структура программно-вычислительного комплекса «Мониторинг экономической безопасности потребительского рынка»:

Web-сервер — сервер, принимающий HTTP-запросы от клиентов, обычно веб-браузеров, и выдающий им HTTP-ответы (как правило, вместе с HTML-страницей, изображением, файлом, медиа-потоком или другими данными); MySQL — свободная реляционная система управления базами данных; HTTPS — расширение протокола HTTP, поддерживающее шифрование; PHP — скриптовый язык программирования общего назначения, интенсивно применяемый для разработки веб-приложений; HTTP — протокол прикладного уровня передачи данных. Основой HTTP является технология «клиент-сервер», т.е. предполагается существование потребителей (клиентов), которые инициируют соединение и посылают запрос, и поставщиков (серверов), которые ожидают соединения для получения запроса, производят необходимые действия и возвращают обратно сообщение с результатом

кой безопасности потребительского рынка и вклада потребительского рынка в экономику субъекта. На данном этапе предлагается внедрение системы мониторинга, включающего создание центра мониторинга экономической безопасности потребительского рынка, организованного на уровне УрФО, и разработку Паспорта экономической безопасности потребительского рынка региона.

По итогам реализации первого этапа предполагается к 2016 г. повысить общую экономическую безопасность потребительского рынка до показателя К1 (Ханты-Мансийский автономный округ —

Югра, Свердловская и Челябинская области) и ПК3 (Курганская, Тюменская области, Ямало-Ненецкий автономный округ).

На втором этапе потребительский рынок является инструментом для развития отечественного производства потребительских товаров. Предполагается продолжить осуществление мер, направленных на нейтрализацию отрицательных тенденций, преимущественно в производственной сфере, в том числе на формирование нового Паспорта экономической безопасности и на расширение блоков методического инструментария для

диагностики экономической безопасности потребительского рынка региона.

На основе проведенного мониторинга экономической безопасности потребительского рынка субъектов УрФО возможна корректировка региональных программно-целевых мероприятий. По итогам реализации второго этапа предполагается к 2020 г. обеспечить экономическую безопасность на уровне ПК2 (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Свердловская и Челябинская области) и ПК1 (Курганская, Тюменская области, Ямало-Ненецкий автономный округ).

Необходимо отметить, что представленная концепция является унифицированной для любого региона. Однако ее практическая реализация в рамках конкретного региона требует введения дополнительных пунктов в силу специфики каждой территории.

Сценарный анализ предлагаемых мероприятий и прогноз экономической безопасности потребительского рынка проводится в некоторой последовательности.

1-й шаг. Оценка эффективности проводимых (существующих) мероприятий и их взаимосвязи с экономической безопасностью потребительского рынка региона. Авторами предложен алгоритм оценки эффективности существующих мероприятий с точки зрения повышения экономической безопасности потребительского рынка региона [11, с. 271-279].

Авторами проведен анализ предлагаемых мероприятий, выявлены их характер и проведена количественная оценка факторов, влияющих на экономическую безопасность потребительского рынка. На основе анализа были выделены три группы направлений мероприятий, которые для повышения экономической безопасности потребительского рынка являются первоочередными. Эти мероприятия направлены на повышение производительности сельского хозяйства, производства товаров текстильной, швейной, обувной промышленности и на снижение уровня правонарушений.

Итак, на основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что для каждого направления развития необходим свой подход, кроме того, существующие мероприятия, направленные на повышение экономической безопасности потребительского рынка, несовершенны.

2-й шаг. Определение сценариев реализации предложенной концепции. Исходя из выявленной

взаимосвязи экономической безопасности потребительского рынка и применяемых мероприятий, авторами предложено три сценария реализации концепции (критерием сценария является уровень саморегулирования и государственного регулирования рынка):

• административный сценарий — повышение экономической безопасности потребительского рынка посредством усиления государственного регулирования потребительского рынка и карательных мер;

• либеральный сценарий — повышение экономической безопасности потребительского рынка посредством ослабления государственного регулирования, снижения административного давления, снятия барьеров, снижения уровня контролирующих мероприятий. При этом существенная роль отводится механизму саморегулирования рынка;

• оптимальный сценарий — повышение экономической безопасности потребительского рынка посредством комплексного воздействия на субъект. Представляет собой интеграцию административного и либерального сценариев. Оптимальный сценарий нацелен прежде всего на создание условий для устранения экономической целесообразности ведения теневой деятельности, мошенничества и обмана потребителей [7]. Основные характеристики сценариев представлены в табл. 1.

3-й шаг. Определение эффективных способов повышения экономической безопасности потребительского рынка. В целях выбора эффективных способов повышения экономической безопасности потребительского рынка авторами был проведен анализ последствий предложенных сценариев.

Показатели и индикаторы, характеризующие экономическую безопасность потребительского рынка, были сгруппированы следующим образом:

1-я группа — уровень продовольственного обеспечения и доступности продовольственных товаров;

2-я группа — уровень непродовольственного обеспечения и доступности непродовольственных товаров;

3-я группа — уровень правонарушений в сфере потребительского рынка.

Учитывая большие масштабы нашей страны и сложность планирования бюджетного процесса,

Таблица 1

Характеристика сценариев повышения экономической безопасности потребительского рынка (ПР) региона

Стратегические установки и этапы реализации Основные угрозы реализации Рекомендации

в сфере ПР в деятельности контролирующих органов в сфере законодательства

Административный сценарий

Повышение роли государственного регулирования в управлении ПР региона Снижение эффективности влияния экономики, роли предпринимательской деятельности на ПР. Рост затрат на государственное управление Жесткий контроль вплоть до национализации наиболее крупных хозяйствующих субъектов, увеличение числа видов деятельности для обязательного лицензирования Увеличение объема информации, собираемой обо всех хозяйствующих субъектах, увеличение количества проверок хозяйствующих предприятий Ужесточение финансовых санкций, расширение полномочий контролирующих органов

Усиление контроля и ужесточение финансовых санкций Увеличение уровня коррупции, размера взятки Усиление государственного контроля за качеством товаров, работ, услуг (в частности, контроль за недопущением обмана потребителей и мошенничеством) Ужесточение мер к хозяйствующим субъектам-нарушителям и их руководителям Ужесточение мер по статьям УК РФ «Обман» и «Мошенничество»

Либеральный сценарий

Снижение административных барьеров, усиление роли процессов саморегулирования ПР, либерализация торговли Угроза возникновения альтернативных государственных теневых институтов, сокращение числа отечественных предприятий, производящих товары для ПР Сокращение числа лицензируемых видов деятельности, либерализация деятельности, расширение торговых границ для субъектов ПР, вход новых зарубежных участников Сокращение числа проверок, проведение только адресных проверок, снижение количества собираемой информации Снижение санкций, увеличение «прозрачности» законодательства, ориентация на нормы и стандарты качества международного права, сокращение полномочий проверяющих органов

Либерализация налогового законодательства Снижение доходов бюджета Снижение налоговых ставок в соответствии с моделью Лаффера Создание комиссий по налоговым спорам, максимально независимых от руководителей инспекций Максимальное расширение вмененного налога

Создание условий для отсутствия экономической целесообразности ведения противоправной деятельности Сложность реализации, необходимость институциональных преобразований Создание экономических стимулов для честного бизнеса Расширение аналитической составляющей в работе контролирующих органов Дифференциация карательных мер по степени нарушений в сфере ПР

Создание условий для роста отечественного производства потребительских товаров, услуг Рост затрат на государственные программы поддержки Снижение уровня административных барьеров для приоритетных отраслей Проведение адресных проверок по использованию бюджетных средств и качества предоставляемых товаров Увеличение срока переходного периода в рамках ВТО для АПК, легкой промышленности. Снижение налоговых ставок для приоритетных отраслей

авторами при прогнозировании и выборе оптимального сценария реализации концепции предложено следующее:

1) для показателей 1-й и 2-й группы принять данные для прогнозирования на основе имеющихся концепций развития легкой промышленности и сельского хозяйства;

2) для показателей 3-й группы выбор лучшего сценария осуществляется на основе факторов управляющих воздействий, обоснованных с помощью количественной методики [1, с. 135-153], среди которых выделены следующие:

• изменение налоговой нагрузки;

• изменение объема государственных инвестиций;

• изменение объема общественных услуг;

• доля прибыли, остающейся в распоряжении предприятий;

• стабильность законодательства (количество вносимых изменений в федеральные законодательные акты в сфере регулирования потребительского рынка);

• оценка величины штрафов за нарушение законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность;

• степень риска при нарушении законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность. После расчета показателя относительной динамики экономической безопасности был применен

методический аппарат оценки экономической безопасности потребительского рынка. С помощью этого аппарата была проведена оценка изменения экономической безопасности потребительского рынка в результате реализации сценариев по субъектам, входящим в состав УрФО (табл. 2).

Исходя из полученной оценки изменения экономической безопасности потребительского рынка, наиболее приемлемым является комплексный сценарий. Реализация административного и либерального сценариев приведет к примерно одинаковому уровню безопасности. При этом при реализации либерального сценария повышение уровня безопасности потребительского рынка произойдет по отношению

Таблица 2

Показатели, характеризующие изменение экономической безопасности потребительского рынка субъектов УрФО к 2020 г.

Индикатор УрФО Курганская область Свердловская область Челябинская область Тюменская область ХМАО ЯНАО

Административный сценарий

Экономическая безопас- К2^ПК3 К2^К1 К2^ПК3 К2^К1 К1^ПК3 К2^ПК3 К2^К1

ность потребительского

рынка

Уровень безопасности К2^ПК3 К2^К1 К2^ПК3 К2^К1 К1^ПК2 К2^ПК3 К1^ПК2

потребительских това-

ров, работ и услуг

Уровень продовольствен- К1^ПК3 К1^ПК3 К1^ПК3 К1^ПК2 ПК3^ПК2 К2^ПК3 К2^К1

ной безопасности

Уровень непродовольс- К2^ПК3 К3^К1 К3^К1 К3^К1 К2^К1 К2^К1 К2^К1

твенной безопасности

Уровень защищенности К2^ПК3 К2^ПК3 К2^ПК3 К2^ПК3 К2^К1 К2^ПК3 К2^ПК3

участников потребитель-

ского рынка

Либеральный сценарий

Экономическая безопас- К2^К1 К2^К1 К2^К1 К2^К1 К1^ПК3 К2^К1 К2^К1

ность потребительского

рынка

Уровень безопасности К2^К1 К2^К1 К2^К1 К2^К1 К1^ПК3 К2^К1 К1^ПК3

потребительских това-

ров, работ и услуг

Уровень продовольствен- К1^ПК3 К1^ПК3 К1^ПК3 К1^ПК3 ПК3^ПК2 К2^ПК3 К2^К1

ной безопасности

Уровень непродовольс- К2^К1 К3^К1 К3^К1 К3^ПК3 К2^ПК3 К2^К1 К2^К1

твенной безопасности

Уровень защищенности К2^К1 К2^К1 К2^К1 К2^К1 К2^К1 К2^ПК3 К2^ПК3

участников потребитель-

ского рынка

Комплексный сценарий

Экономическая безопас- К2^ПК3 К2^К1 К2^К1 К2^ПК3 К1^ПК3 К2^К1 К2^К1

ность потребительского

рынка

Уровень безопасности К2^К1 К2^К1 К2^К1 К2^К1 К1^ПК3 К2^К1 К1^ПК3

потребительских това-

ров, работ и услуг

Примечание. Обозначение состояний по безопасности: ПК2 — предкризисное развивающееся состояние; ПК3 — предкризисное критическое состояние; К1 — кризисное нестабильное состояние; К2 — кризисное угрожающее состояние; КЗ — кризисное чрезвычайное состояние. ХМАО — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра. ЯНАО — Ямало-Ненецкий автономный округ.

Окончание табл. 2

Индикатор УрФО Курганская область Свердловская область Челябинская область Тюменская область ХМАО ЯНАО

Уровень продовольственной безопасности К1^ПК3 К1^ПК3 К1^ПК3 К1^ПК2 ПК3^ПК2 К2^ПК3 К2^К1

Уровень непродовольственной безопасности К2^ПК3 К3^К1 К3^К1 К3^ПК3 К2^ПК3 К2^К1 К2^К1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень защищенности участников потребительского рынка К2^ПК3 К2^ПК3 К2^ПК3 К2^К1 К2^К1 К2^ПК3 К2^ПК3

к уровню защищенности предпринимательской структуры. Однако значительное повышение качества товаров, работ и услуг, а также защищенности потребителей наиболее всего возможно при реализации административного сценария.

По совокупности оценок комплексный сценарий является наиболее приемлемым для повышения уровня безопасности потребительского рынка. В перспективе, по мере проведения институциональных реформ и структурной перестройки, возможен переход к частичной реализации либерального сценария.

Как свидетельствует проведенный ранее анализ, наименьшее внимание уделено качеству продовольственных товаров и уровню защищенности потребителей, вместе с тем уровень безопасности по данным блокам низкий.

В связи с этим авторами предложена концепция повышения экономической безопасности потребительского рынка, в которой существенная роль отводится программно-целевым мероприятиям.

Общие мероприятия, направленные на повышение общей экономической безопасности потребительского рынка, рассматривают и некоторые общие вопросы.

К первоочередным мероприятиям данного блока авторы относят законодательное закрепление понятия «потребительскийрынок». В данное время это понятие употребляется в официальных документах органов государственной власти (в концепциях развития, в официальной статистике различных министерств, ведомств, служб), однако законодательного закрепления оно не имеет.

Помимо этого, особое внимание уделяется определению степени вмешательства государства в регулирование потребительского рынка региона.

В условиях свободной экономики вмешательство органов власти в развитие экономических процессов на потребительском рынке допустимо, оно является необходимым при диагностике экономической безопасности потребительского рынка, а также для устранения возможных отрицательных последствий и угроз при смещении основных направлений его развития.

Стратегической целью регулирования потребительского рынка должно стать создание необходимых условий, при которых возможно осуществлять контроль за насыщением потребительского рынка, его безопасностью и соблюдением интересов его участников.

В ближайшей перспективе следует более четко разграничить функциональные приоритеты органов управления потребительским рынком.

Областные органы должны быть сосредоточены на общих проблемах формирования политики потребительского рынка региона, оценке уровня его безопасности, увязывая их с экономическими и социальными аспектами его развития.

Муниципальные органы (городские и районные) должны заниматься конкретными вопросами торгового обслуживания, развития и размещения сети предприятий торговли, предприятий сферы услуг, регистрацией хозяйствующих субъектов, сбором оперативной и статистической информации, комплексом контрольных функций.

Следующий момент — это совершенствование законодательной базы в части регулировании сферы услуг. В настоящее время сферу услуг рассматривают как самостоятельную отрасль экономики, хотя, по мнению авторов, она является одной из составляющих потребительского рынка.

Одним из первоочередных мероприятий, направленных на совершенствование законодатель-

ства в сфере услуг, является изменение закона о торговле. Необходимо «расширить» данный закон посредством добавления в него мероприятий, касающихся сферы услуг и работ.

Следующий комплекс мероприятий направлен на повышение уровня защищенности потребителей.

Авторами предлагается создать программу защиты потребителей. Отметим, что программа защиты потребителей — это не только нормативно-правовое регулирование, т.е. не только защита их прав, но также повышение их образования, предоставление им информации и др. (рис. 4).

Далее рассмотрим источники потребительских проблем, которыми являются:

1) поведение хозяйствующих субъектов:

• проблемы, связанные с недобросовестными, мошенническими или вводящими в заблуждение действиями хозяйствующих субъектов, когда хозяйствующие субъекты делают ложные заявления о своих товарах или, например, продавцы предлагают товары или услуги ненадлежащего качества как лучший товар и действуют как бы в интересах потребителей, в то время как на самом деле преследуют свои скрытые цели;

• факт того, что потребителям наносится ущерб из-за несправедливых условий договора, ценовой дискриминации или других недобросовестных условий;

• проблемы, отражающие нечестную конкуренцию и связанное с этим недобросовестное поведение хозяйствующих субъектов (например, поведение картельного типа);

2) проблемы информации:

• проблемы, возникающие из-за чрезмерно большого количества сложной для понимания и неупорядоченной информации. Проблемы доступности и дороговизна информации (некоторая официальная информация, открытые статистические данные и др.);

3) проблемы поведения1 [13; 14]:

• эвристика: потребители принимают быстрое решение о покупке или игнорируют некоторые главные элементы в результате большого количества характеристик товаров;

• гиперболическое дисконтирование и самоуверенность: потребители берут слишком много

1 Проблемы рамирования (framing) рассматриваются в теории сознания (К. Беккер. Словарь технической реальности: культурная интеллигенция, социальный контроль / пер. с англ. М.: Ультра. Культура, 2004. 224 с.).

кредитов либо из-за придания слишком большой ценности текущему потреблению, либо из-за чрезмерно оптимистичного ожидания будущих доходов;

• услуги, предлагаемые по умолчанию и рами-рование: потребители принимают решения, основываясь на инерции (т.е. они не в состоянии разобраться с услугами, которые им предложены по умолчанию; данный вид услуг наиболее распространен в телекоммуникационных компаниях), или их решения в большей степени зависят от того, каким образом им был предоставлен выбор.

Важным моментом также является проблема рамирования, когда потребитель не в состоянии оценить ситуацию из-за шаблонного мышления или недостатка необходимых знаний; 4) недостатки в регулировании рынка, которые заключаются:

• в проблемах, связанных с недостаточным знанием отрасли существующего права, недостаточным соблюдением законодательства или доступом к формальным или неформальным механизмам защиты, или с существенными пробелами в законодательстве.

Вторым шагом к созданию политики является оценка потребительского ущерба. Авторами проведен анализ методик, позволяющих оценить потребительский ущерб, а также создана методика, одним из блоков которой является оценка уровня защищенности потребителей.

Однако для более полного понимания потребительского ущерба его диагностику необходимо дополнить результатами, полученными на основе полевых исследований, такими как опросы, анкетирование и др.

На третьем шаге необходимо определить, является ли потребительский ущерб следствием существующей государственной политики. Для этого необходимо:

• определить масштаб потребительского ущерба (не только размер, но и его степень, количество потребителей, понесших ущерб);

• определить целевые группы, которые несут ущерб, а также выявить основные причины, которые связаны с получением ущерба;

• определить прогнозируемую продолжительность потребительского ущерба (имеются ли тенденции в сторону его снижения или повышения и каковы последствия изменения размера ущерба);

I

Шаг 1. Определение проблем потребителей и их источники

Необходимо определить, в чем проблема, по мнению потребителей. Определение источника проблемы, которая требует решения:

• поведение фирм: обманные заявления или недобросовестное поведение;

• проблема информации: слишком много (мало) информации (или она слишком запутана);

• проблемы поведения: ограниченность (ограниченная рациональность), невыполнение обязательств и рамирование; самоуверенность; гиперболическое дисконтирование, эвристика и др.;

• недостатки в регулировании рынка: слабые или неэффективные финансовые санкции, а также тайные сговоры (картели) и др.

Необходимо определить, относятся ли выявленные проблемы к политике защиты потребителей или было бы лучше адресовать их к другой политике. Необходимо определить следующий шаг: необходимо измерить ущерб (шаг 2); проблема относится к другим учреждениям и/или прекратить исследование

I

Шаг 2. Оценка ущерба потребителей

Необходимо распознать, какой ущерб несет потребитель, в том числе рассматривая более глубокие социальные и экономические потери (например, финансовые затраты, потеря времени, ущерб здоровью и др.). Необходимо определить масштаб потребительского ущерба:

• качественный анализ (с использованием, например, анализа жалоб и др., фокус-групп или контрольных закупок);

• количественный анализ (например, опросы, экономико-математические модели и методики оценки ущерба, проверки рынков

и др.)

1

Шаг 3. Определение того, является ли потребительский ущерб следствием существующей государственной политики

Необходимо определить, являются ли масштаб, природа и продолжительность потребительского ущерба значительными:

• масштаб: определение величины ущерба и количества обманутых потребителей;

• природа: существует ли нечестное распределительное влияние, в том числе для уязвимых потребителей?

• прогнозирование: как масштаб и природа ущерба изменятся с течением времени? Какие вероятнее всего последствия возможны вследствие принятия неполитических мер?

Необходимо определить, существуют ли какие-нибудь значительные экономические затраты? Как на другие заинтересованные лица (в том числе фирмы) влияют проблемы потребителей?

Необходимо определить следующий шаг: следует ли исследовать политические действия (шаг 4); требуются ли дополнительные доказательства (шаг 2); следует пересмотреть исследование (шаг 1) или закончить его

Шаг 6. Разработка методического инструментария для оценки эффективности применяемой политики

Необходимо установить временные рамки и элементы методического инструментария (например, экспресс-диагностика или полная диагностика).

Если процесс мониторинга свидетельствует о том, что выбранные мероприятия не удовлетворяют целям или не гарантируют больше никаких новых результатов, то следует: изменить применяемое мероприятие; провести анализ альтернативных действий (шаг 4 и/или5);

сделать обзор вида и/или источника проблем потребителей (шаг 1)

Шаг 5. Оценка вариантов и выбор оптимального варианта

Необходимо оценить затраты и результат каждого мероприятия политики, включая риск наступления непредвиденных событий:

• финансовые аспекты (затраты

и прибыль потребителя и бизнес-структур);

• нефинансовые аспекты (такие, как социальные, этические, моральные нормы и др.);

• рассмотрение последствий

от применения политики на другие сферы (такие как конкуренция, окружающая среда и др.);

• консультации: проведение консультаций с заинтересованными лицами (в том числе с предпринимательской структурой) по поводу применения мер политики и их последствий

I

Шаг 4. Обозначение целей политики и определение действий

Необходимо обозначить цель политики (должна быть как можно конкретнее).

Необходимо определить инструменты политики защиты потребителей, которые могут быть использованы в достижении цели политики.

Необходимо оценить, может ли совершенствование правоприменения удовле творить цели политики

Необходимо определить полный комплекс программно-целевых мер политики, которые могут быть в дальнейшем реализованы

?

Рис. 4. Алгоритм создания программы защиты потребителей

• определить наиболее вероятные тенденции и последствия потребительского ущерба вследствие непринятия никаких политических действий и дать оценку ситуации без вмешательства извне. Необходимо рассмотреть политические, социальные, экономические и другие последствия;

• определить, какие еще существуют значительные затраты для экономики (кроме ущерба потребителей). При анализе данной позиции необходимо, кроме положения потребителей, проанализировать, какой ущерб несут другие заинтересованные лица (например, от мошеннических действий одной фирмы страдают не только потребители, но и другие хозяйствующие субъекты (их репутация, выручка и т.п.). 4-й шаг. Определение цели политики и разработка программно-целевых мероприятий. Авторами определена основная цель программы защиты потребителей, которая заключается в повышении уровня жизни населения посредством снижения потребительского ущерба за счет повышения уровня грамотности потребителей, упрощения процедуры защиты их прав, доступности информационных источников, а также устранения мошеннических и обманных действий со стороны хозяйствующих субъектов.

Следующим действием данного этапа является разработка программно-целевых мероприятий и определение инструментов для их реализации на практике.

По мнению авторов, одним из основных мероприятий в современных условиях является создание образовательной программы «Образование потребителей». Важность данного мероприятия обусловлена двумя факторами, во-первых, в нашей стране данному аспекту не уделяется должного внимания и, следовательно, многие моменты требуют серьезной проработки, а во-вторых, данное направление закладывает основы для принятия решения о совершении покупки, что существенно снижает риск потребительского ущерба. При создании программы «Образование потребителей» следует учесть опыт более развитых стран [5], но в то же время и особенности потребительского рынка нашей страны, в том числе поведение потребителей и их потребление.

Следующее мероприятие в рамках этой политики направлено на снижение социального расслоения потребителей и защиту наиболее уязвимых групп

потребителей, а также на обеспечение социально незащищенных категорий населения высококачественными продовольственными и промышленными товарами, работами и услугами по доступным ценам.

Итак, в рамках социально ориентированных мероприятий авторами предлагается:

• ужесточить контроль за товарами, работами и услугами, которые наиболее востребованы у наиболее уязвимой группы населения;

• создать (или увеличить для тех регионов, где они уже существуют) хозяйствующие субъекты (магазины, отделы в магазинах и др.) социальной направленности, где предположительно предельная цена должны быть на 10-15% ниже, чем в среднем на потребительском рынке (при соответствии качества товаров, услуг требованиям безопасности). Кроме того, обязательный ассортимент продовольственных товаров, их качество, а также уровень цен — за всеми этими вопросами должен осуществляться контроль центром мониторинга безопасности потребительского рынка, Роспотребнадзором, муниципальными департаментами потребительского рынка.

Авторы предлагают создать единый информационный портал потребителей. В данное время существует значительное количество информационных сайтов, однако информация на них плохо упорядочена, у большинства из них она не обновляется и т. п.

Предлагаемый информационный портал не будет заменять уже существующие сайты, в том числе указанные далее. Целью создания данного портала является повышение уровня образованности потребителей, облегчение порядка пользования, повышение уровня доступности информации, а также реализация принципа «одно окно», т.е. когда потребитель сможет через один сайт подать on-line заявление, жалобу, претензию и т.д.

При создании информационного портала следует учесть опыт потребительских обществ2, а также министерств3.

Также в качестве информационной защиты потребителей и в целях снижения количества случаев обмана потребителей производителям товаров

2 URL: http://www.potrebitel.net; http://www.ozpp.ru; http:// www.potrebitel-russia.ru.

3 URL: http://rospotrebnadzor.ru.

непродовольственного назначения рекомендуется создать сайты с указанием официальных дистрибьюторов и выложить списки сайтов с поддельной продукцией.

Кроме того, к мероприятиям в целях снижения уровня мошенничества, обмана потребителей и повышения качества предоставляемых товаров, работ, услуг предлагается ужесточить финансовые санкции за нарушения.

Однако следует отметить важный момент (выявлен авторами при проведении анализа), который заключается в том, что ужесточение финансовых санкций, в том числе в денежном выражении, прямо пропорционально связано с увеличением уровня коррупции и размером взятки.

По мнению авторов, мероприятия по ужесточению финансовых санкций должны быть приняты в комплексе с мерами по борьбе с коррупцией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Под системой общего контроля понимается, что безопасность пищевых продуктов должна включать всю производственную цепочку: от качества кормов животных, экологии сельскохозяйственных земель и т.п. и до поставки товаров потребителю.

Систему предлагается разделить на два направления:

• внутреннее направление (основывается на учете внутренних документов): обеспечение внутри предприятия возможности идентификации всех используемых при производстве продукции ингредиентов, а также учет факторов, существенным образом влияющих на безопасность и качество получаемой продукции;

• внешнее направление (основывается на подтверждении качества продуктов органами сертификации): наличие информации о продукции от производителей и других участников товародвижения.

Вместе с системой общего контроля предлагается ввести в практику, подобно опыту международной компании METRO Cash & Carry [3], контроль за качеством товаров, что подразумевает несколько уровней оценки:

• уровень разделения товаров по группам риска (очень высокий, высокий, средний, низкий);

• уровень надежности поставщиков — оценивается по балльной системе, учитываются следующие факторы: наличие сертификата соответствия системы менеджмента качества; вовлеченность в инциденты; история жалоб; доступность внутренних данных для контроля

качества; регулярные лабораторные испытания

товаров поставщиков; выборочные испытания

(зоны риска).

Реализация предложенных теоретических и практических разработок позволит повысить экономическую безопасность потребительского рынка региона, а также заполнить некоторые пробелы в его регулировании, а также повысить уровень и качество жизни населения.

Список литературы

1. Агарков Г.А. Теневая экономика региона: моделирование, анализ, противодействие. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН. 2008. 295 с.

2. Агарков Г.А., Найденов А.С., Судакова А.Е. Угрозы потребительскому рынку региона // Экономика региона. 2012. № 3. С. 211-219.

3. Ананьева Н.В. Управление безопасностью и качеством продукции // Молочная промышленность. 2011. № 7. С. 56-57.

4. Гурбан И.А. Состояние научно-исследовательского капитала субъектов Российской Федерации // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 13 (149). С. 89-96.

5. Гурбан И.А. Состояние образовательного капитала регионов России: анализ, проблемы и пути решения // Вестник УрФУ. Сер.: Экономика и управление. 2012.№ 6. С. 116-127.

6. Куклин А.А., Гурбан И.А. Региональные особенности демографической составляющей человеческого капитала // Народонаселение.

2012. № 4 (58). С. 35-50.

7. Куклин А.А., Найденов А.С., Судакова А.Е., Агарков Г.А. Математическое моделирование отдельных аспектов теневой экономической активности в период экономического кризиса // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Экономика и менеджмент. 2012. № 44 (303). С.65-73.

8. Куклин А.А., Судакова А.Е., Найденов А.С. Влияние основных концепций внешнеэкономической политики на потребительский рынок // Национальные интересы: приоритеты и безопасность.

2013. № 36. С. 19-30.

9. О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru.

10. Судакова А.Е. Влияние теневой экономической деятельности в сфере потребительского рынка на конечного потребителя // Известия Коми научного центра УрО РАН. 2013. № 13. С. 114-117.

11. Чусова А.Е. Потребительский рынок России: диагностика отраслевых и региональных проблем. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН. 2012. 280 с.

12. Экономическая безопасность Свердловской области. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета. 2003.455 с.

13. Gong L., Smith W., Heng-fu Zou. Consumption and risk with hyperbolic discounting //

Economics Letters. 2007. № 96. P. 153-160. URL: http://www.cenet.org.cn/userfiles/2009-10-16/2009101 6004738359.pdf.

14. Laibson D. Life-cycle consumption and hyperbolic discount functions // European economic review. 1998. № 42. P. 861-871. URL: http://www. statistica.unipd.it/insegnamenti/temimacro/matdid/ Laibson_EER98.pdf.

Problem. Research. Solution

CONCEPTUAL BASICS OF STRENGTHENING OF CONSUMER-MARKET ECONOMIC SECURITY OF THE SUBJECTS OF THE URAL FEDERAL DISTRICT

Anastasiia E. SUDAKOVA, Gavriil A. AGARKOV

Abstract

The article contains the analysis of a consumer market from the position of its safe development. It covers the conceptual basics of strengthening of economic security of the Ural Federal District subjects' consumer market, emphasizing formation of an active policy of consumer protection. The authors submit the authoring program computer system "Monitoring of Economic Security of the Region Consumer Market", the standard "Verification Form of Economic Security of the Region Consumer Market" and the algorithm of creation of the "Consumer Education" program, as the concept maintaining tools.

Keywords: consumer market, concept, education of consumers, program computer system

References

1. Agarkov G.A. Tenevaia ekonomika regiona: modelirovanie, analiz, protivodeistvie [The region shadow economy: modeling, analysis, counteraction]. Yekaterinburg, Institute of Economics Ural Branch of RAS Publ., 2008, 295 p.

2. Agarkov G.A., Naidenov A.S., Sudakova A.E. Ugrozy potrebitel'skomu rynku regiona [Threats to a region consumer market]. Ekonomika regiona — Region economy, 2012, no. 3, pp. 211-219.

3. Anan'eva N.V. Upravlenie bezopasnost'iu i kachestvom produktsii [Management of products safety

and quality]. Molochnaia promyshlennost' — Dairy industry, 2011, no. 7, pp. 56-57.

4. Gurban I.A. Sostoianie nauchno-issledovatel'skogo kapitala sub"ektov rossiiskoi fed-eratsii [The state of the research capital of the subjects of the Russian Federation]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta—Messenger of Orenburg State University, 2012, no. 13, pp. 89-96.

5. Gurban I.A. Sostoianie obrazovatel'nogo kapitala regionov Rossii: analiz, problemy i puti resheniia [The state of the educational capital of the regions of Russia: analysis, problems and solutions]. Vestnik UrFU. Ekonomika i upravlenie — Messenger of UrFU. Economy and management, 2012, no. 6, pp.116-127.

6. Kuklin A.A., Gurban I.A. Regional'nye osobennosti demograficheskoi sostavliaiushchei chelovecheskogo kapitala [The regional features of a demographic component of the human capital]. Narodonaselenie — Population, 2012, no. 4, pp. 35-50.

7. Kuklin A.A., Naidenov A.S., Sudakova A.E., Agarkov G.A. Matematicheskoe modelirovanie otdel'nykh aspektov tenevoi ekonomicheskoi aktivnosti v period ekonomicheskogo krizisa [Mathematical modeling of some separate aspects of the shadow economic activities in the period of economic crisis]. Vestnik Iuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika i menedzhment — Messenger of Southern

Ural State University. Economy and management, 2012, no. 44, pp. 65-73.

8. Kuklin A.A., Sudakova A.E., Naidenov A.S. Vli-ianie osnovnykh kontseptsii vneshneekonomicheskoi politiki na potrebitel'skii rynok [The influence of the main concepts of external economic policy on the consumer market]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' — National interests: priorities and security, 2013, no. 36, pp. 19-30.

9. RF Federal Law "On Security" of December 28, 2010 № 390-FZ. Available at: http://www.consultant. ru. (In Russ.)

10. Sudakova A.E. Vliianie tenevoi ekonom-icheskoi deiatel'nosti v sfere potrebitel'skogo rynka na konechnogo potrebitelia [The influence of the shadow economic activities in the consumer markets on the end user]. Izvestiia Komi nauchnogo tsentra UrO RAN—News of Komi scientific center of Ural Branch of RAS, 2013, no. 13, pp. 114-117.

11. Chusova A.E. Potrebitel'skii rynok Rossii: diagnostika otraslevykh i regional 'nykh problem [The consumer market of Russia: diagnostics of branch and regional problems]. Yekaterinburg, Institute of Economics Ural Branch of RAS Publ., 2012, 280 p.

12. Ekonomicheskaia bezopasnost' Sverdlovskoi oblasti [Economic security of the Sverdlovsk region]. Yekaterinburg, Ural University Publ., 2003, 455 p.

13. Gong L., Smith W., Heng-fu Zou. Consumption and risk with hyperbolic discounting. Economics Letters, 2007, no. 96, pp. 153-160. Available at: http://www.cenet.org.cn/userfiles/2009-10-16/20091016004738359.pdf.

14. Laibson D. Life-cycle consumption and hyperbolic discount functions. European economic review, 1998, no. 42, pp. 861-871. Available at: http://www. statistica.unipd.it/insegnamenti/temimacro/matdid/ Laibson_EER98.pdf.

Anastasiia E. SUDAKOVA

Institute of Economics,

Ural Branch of Russian Academy of Sciences,

Yekaterinburg, Russian Federation

a-chusova@mail.ru

Gavriil A. AGARKOV

Higher School of Economics and Management,

Ural Federal University named

after the First President of Russia B.N. Yeltsin,

Yekaterinburg, Russian Federation

a-chusova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.