Научная статья на тему 'Концептуальные основы разработки технологий воспитания средствами иностранного языка в техническом вузе'

Концептуальные основы разработки технологий воспитания средствами иностранного языка в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ВОСПИТАНИЕ / ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ТЕХНИКА / ВУЗ / ТЕХНОЛОГИЯ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахматова Холида Шукуровна

В данной статье автор особое внимание уделил изучению иностранного языка в техническом вузе. Отметил содержание нового методологического обеспечения в изучении данной учебной дисциплины. Показал роль изучения английского языка и его специфические особенности в воспитании студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы разработки технологий воспитания средствами иностранного языка в техническом вузе»

средства начинают составлять целостную систему, которая и будет представлять разные типы двуязычия, многоязычия.

Список литературы

1. Рашидов Б.Д. Таълим ва шахс. Т., 2016.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЙ ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ Ахматова Х.Ш.

Ахматова Холида Шукуровна - старший преподаватель, кафедра узбекского языка и иностранных языков, Ташкентский институт по проектированию, строительству и эксплуатации автомобильных

дорог,

г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье автор особое внимание уделил изучению иностранного языка в техническом вузе. Отметил содержание нового методологического обеспечения в изучении данной учебной дисциплины. Показал роль изучения английского языка и его специфические особенности в воспитании студентов. Ключевые слова: студент, преподаватель, воспитание, дидактическое обеспечение, техника, вуз, технология, личность.

Всплеск интереса к проблеме воспитания происходит в так называемые переломные периоды социально-экономического развития общества и изменений в политической сфере. В эпоху интенсивной международной интеграции, информационного, культурного обмена и сотрудничества по-новому встает вопрос интернационального, гражданского, нравственного и поликультурного воспитания. Особое значение приобретает формирование личности студента как гражданина общества, обладающего глубокими профессиональными знаниями, культурного, социально активного, с уважением относящегося к духовным ценностям и традициям народов, моральным и нравственным устоям общества.

Всесторонний характер проблемы вузовского воспитания позволяет преподавателям выделить определенные ориентиры своей педагогической деятельности, суть которых состоит во введении студента в мир ценностей культуры, через познание которых личность создает индивидуальный жизненный проект. Актуальный в наши дни личностно-ориентированный подход в воспитании имеет своей целью создание условий для раскрытия и последующего развития индивидуальных черт личности, превращение их в социально-значимые формы поведения [1, с. 6]. Единство воспитания культурного образа жизни в целом, культуры обитания, общения, самовыражения помогает преодолеть противоречия между целостностью мира и расчлененностью представлений о нем в индивидуальном сознании каждого студента. С другой стороны, необходимо развивать технологии по комплексному формированию и воспитанию исследовательских, проектных, конструкторских, организаторских умений, применяемых на всех этапах будущей инженерной деятельности студентов. При этом важнейшим фактором подготовки высококвалифицированных специалистов и воспитания творческой личности является проблемное обучение студентов, их активное творческое участие в научно-исследовательской работе на базе выполнения

| 41 | СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 3(17) 2017

фундаментальных исследований в научных школах вузов. Внедрение инновационных технологий воспитания в высшей школе на основе профессионально-личностного подхода требует создания новых учебных курсов, интегрирующих гуманитарные и профессиональные знания, нового методологического обеспечения, повышения квалификации и педагогического мастерства преподавателей.

По сравнению с другими учебными дисциплинами иностранный язык имеет специфические особенности в воспитательной сфере. Основная форма проведения занятий по этой дисциплине проводится в виде диалога преподавателя с аудиторией, что расширяет возможности индивидуальной работы со студентами и служит залогом успеха в учебно-воспитательной работе. Преподаватель может опираться на резервы личности студента, учитывать уровень его развития, мировоззренческую подготовку, активность, творческий потенциал, психологические черты.

Наряду с понятием «педагогическая технология» понятие «воспитательная технология» широко используется исследователями как система методов и приемов диагностики и развития личностной сферы студента. Сегодня наиболее значимыми становятся требования к личностным свойствам и качествам студента.

Значит, процесс обучения иностранному языку принимает воспитывающее направление, если он объединяет цели и задачи обучения с целями и задачами воспитания, для чего используются формы и средства, способствующие развитию различных сторон личности, формированию ее познавательных интересов, активности и самостоятельности; освоению моральных ценностей, заключенных в содержании учебного материала, способствует процесс эмоционально-оценочной речевой деятельности; составными компонентами научно-педагогической сущности воспитательной технологии на базе иностранного языка являются организация дифференцированного подхода к воспитанию и осуществление комплексного подхода к развитию умений и навыков на занятиях и во внеаудиторное время.

Список литературы

1. Комплексные показатели качества образования // Учитель Узбекистана. Т., 2016.

№ 37 (2432). 9 сентября. С. 6-7.

ПРОБЛЕМА ЯЗЫКОВОЙ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ

ВУЗЕ Тулабоева Г.Т.

Тулабоева Гулором Тулабоевна - старший преподаватель, кафедра узбекского языка и иностранных языков, Ташкентский институт по проектированию, строительству и эксплуатации автомобильных

дорог,

г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье раскрывается проблема языковой интерференции в процессе преподавания английского языка, что происходит в техническом вузе. Подчеркивается, что в институте обучаются студенты, владеющие узбекским и русским языками. Названы фонетический, лексико-семантический и грамматический уровни при изучении английского языка, а также расхождения и сходства английского и русского языков.

Ключевые слова: студент, преподаватель, вуз, английский язык, русский язык, узбекский язык, интерференция.

СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 3(17) 2017 | 42 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.