Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество управления / издержки управления / управление производством / социально-экономическое развитие
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ»

Версан В.Г.

д.э.н., профессор

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ

Ключевые слова: качество управления, издержки управления, управление производством, социально-экономическое развитие.

1. Введение

Данная статья является развитием статьи «Качество управления экономикой и производством: практика, вопросы теории»1 в той её части, где были рассмотрены направления развития теории управления экономикой и производством. Речь шла об организации взаимодействия людей и других экономических субъектов между собой и с внешней средой. Отмечалось, что впервые эти вопросы были подняты лауреатом Нобелевской премии Р. Коузом. Он исследовал проблему снижения издержек, которые несли участники заключения контрактов, сделок, договоров и т.п. Взаимодействие людей и других экономических субъектов при этом исследовалось как экономическая категория.

В данной статье будет рассмотрена проблема минимизации издержек управления на основе организации взаимодействия людей и других экономических субъектов между собой и внешней средой при управлении социально-экономическими процессами.

За последнее десятилетие произошли глубокие изменения в решении социально-экономических проблем. Возрастает роль человека в их решении. Развивается креативная экономика и креативное управление. Большое значение для улучшения качества жизни приобретает уровень взаимодействие людей и других экономических субъектов между собой и с внешней средой. Усиливаются требования к соблюдению баланса интересов человека, бизнеса и государства. Совершенствуются технологические процессы, развивается искусственный интеллект. Усиливается конкуренция. Полнота и достоверность информации является важнейшим фактором качественного управления экономикой. Достижение целей в экономике и социальной сфере предъявляет высокие требования к реализации системного подхода к организации управления и к качеству принимаемых решений.

Приводилась в статье философская трактовка термина взаимодействие: «взаимодействие - это категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, а также порождение одним объектом другого» . А также: «Свойства объекта могут проявляться и быть познанными только во взаимодействии с другими объектами» .

Согласованное взаимодействие отдельных элементов является неотъемлемой основой функционирования всех больших и сложных систем, существующих как в микро-, так и в макромирах. К разряду таких систем относятся и социально-экономические системы. В них присутствуют все классические признаки, присущие большой и сложной системе:

- система обладает цельностью: все её части служат достижению единой цели,

- система является большой с точки зрения многообразия её элементов,

- система является сложной: изменение любой переменной внутри системы влечёт за собой изменение многих других её переменных. Изменения во внешней среде могут вызвать несоизмеримые по масштабам изменения в системе.

Существуют различные определения системы, но общим для всех из них является то, что система - это согласованное взаимодействие входящих в неё элементов для достижения единой цели. Применительно к рассматриваемой проблеме в системе взаимодействуют производственный и управленческий персонал.

Управление социально-экономическими системами характеризуется высокой степенью неопределённости. В силу этого существует большое разнообразие способов реализации функций и методов управления, видов организационных структур, подготовки и принятия управленческих решений. Если мы признаём, что социально -экономический объект - это большая и сложная система, то качественное управление им возможно только на базе системного подхода.

Надо также понимать, что активно применяемые сегодня процессный и ситуативный подходы, являются частью системного подхода. Только в этом случае могут быть реализованы качественно и в полном объёме функции и методы управления, обеспечена эффективность принимаемых решений. Более того, внесистемная организация управленческой деятельности на основе каждого из этих подходов будет не эффективна. Об этом, в частности, говорит и практика внедрения систем менеджмента качества, базирующихся на реализации процессного подхода.

1 Версан В.Г. Качество управления экономикой и производством: практика, вопросы теории // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. - М.: ИНИОН РАН, 2021. - Ч. 2. - С. 531-535.

2. Модель управления производством. Основные положения 2.1. Производственный персонал как объект управления

Во всех концепциях и парадигмах управления и менеджмента отмечается, что ключевая роль в управлении социально-экономическими процессами и конкретно производством, принадлежит человеку. Теоретически достаточно глубоко проработана деятельность управленческого персонала, включая реализацию функций управления, организацию коммуникационных процессов как по горизонтали, так и по вертикали и проработку этапов принятия решений.

Однако теория не даёт ответа - как собственно рабочие, инженеры, научные работники, обслуживающий персонал и другие непосредственные участники процесса создания продукции и оказания услуг (далее - производственный персонал) могут быть включены в процесс управления? Реального механизма для этого сегодня не существует -чаще всего наука и практика ограничиваются общими рекомендациями - как привлекать их к обсуждению принимаемых решений.

В отечественной литературе и в зарубежных публикациях по управлению производством к объектам управления относят стадии воспроизводства: НИОКР, производство, снабжение, сбыт и т.д. или виды экономической деятельности: качество продукции, природоохранная деятельность и т.п. В организационной структуре предприятий объекты управления представлены в виде подразделений, отделов, участков, отдельных людей. Для этих объектов и формируется соответствующая управленческая деятельность.

На мой взгляд, это приводит к тому, что объектом управления по факту становится руководитель подразделения. Другими словами, он в одном лице является субъектом для производственного персонала и объектом управления для вышестоящего руководителя. А тот в свою очередь является объектом для своего руководителя и так далее, до высшего руководства предприятия. Тем самым формируется жесткая управленческая вертикаль, в которой нет места для производственного персонала. При определённых обстоятельствах она может привести к принятию решений, не отвечающих их интересам и интересам предприятия в целом.

Необходимо твёрдо установить, что объектом управления является взаимодействующий для достижения единой цели производственный персонал. Принципиальным здесь является то, что речь идёт не просто о взаимодействии, а об организации такого взаимодействия, при котором все его участники работают согласованно для получения конечного результата.

Непосредственно участвуя в организации такой работы, производственный персонал не должен и не может быть пассивным исполнителем указаний сверху. Как объект управления он участвует в реализации функций и методов управления. Зная, как никто другой, содержание процесса производства от разработки изделия до его утилизации, он по праву должен участвовать и в принятии решений. В советское время, работая руководителем одного из производств на предприятии, я не раз убеждался в том, что знания, опыт и здравый смысл производственников неоднократно способствовали преодолению сложнейших производственных ситуаций.

Порядок организации взаимодействия, а также процедуры взаимоотношения производственного и управленческого персонала должны быть закреплены официальными документами предприятия.

Таким образом, суть предлагаемой модели заключается в формировании сквозного механизма управления производственным процессом. При этом обеспечивается как горизонтальное взаимодействие производственного и управленческого персонала, так и их вертикальное взаимодействие между собой.

Оппоненты могут сказать, что имеющее многолетнюю историю конвейерное производство - это тоже организованное взаимодействие людей для достижения единой цели. Однако объектом управления здесь является конвейер, а человек является его придатком - человеком-функционером. Он не является объектом или субъектом управления.

Не менее твёрдо надо сказать и о том, что активно продвигаемые сегодня современные технологии, искусственный интеллект и цифровизация - это не объекты управления, а средства повышения эффективности взаимодействия производственного и управленческого персонала. Улучшая качество технологического процесса, достоверность информации, увеличивая её объёмы и скорость передачи, они, используемые по назначению, повышают качество производственного процесса и качество управления им. Именно по этим критериям необходимо и оценивать эффективность их применения.

Понимание этого является принципиально важным, так как современные технологии, в том числе базирующиеся на искусственном интеллекте, часто противопоставляются по степени воздействия на экономику и социальную сферу человеку. По мере их развития будет осуществляться переход от физического труда к интеллектуальному труду. Однако и в этих условиях эффективность работы предприятия будет определяться совместной деятельностью людей, их человеческими качествами, знанием, опытом, умением анализировать ситуацию и адаптироваться к изменениям во внутренней и внешней среде.

2.2. Функции и методы управления

В теории управления, в отечественных и зарубежных публикациях управленческий цикл начинается с функции -«планирование» . Задача организации взаимодействия производственного персонала требует придания приоритетного значения функции «организация», если, конечно, речь не идёт о прогнозировании или стратегическом планировании.

Существуют для этого и объективные условия. Современные технологии, цифровизация и искусственный интеллект позволяют оперативно перестраивать производственный процесс, гибко реагировать на изменение вида, объёма и требований к качеству продукции.

Рассмотрим общие положения по содержанию функций и методов управления.

- Организация. Системный подход к управлению требует соблюдения баланса между вертикальным и горизонтальным управлением: не будет качественного управления, если взаимодействие людей будет организовано только директивно - сверху вниз. Не будет и успеха, если люди будут взаимодействовать на основе горизонтальной самоорганизации, но не будут ставить перед собой задачу достижения единой цели.

Приоритет в рассматриваемой модели отдан горизонтальному взаимодействию, которое отвечает творческому началу в функционировании производственного процесса - креативному управлению. Этому же отвечают и действия производственного персонала, когда он предоставляет свои предложения по организации производства управленческому персоналу для их обсуждения и принятия решений.

Собственно, качество управления и состоит в нахождении правильных пропорций в этом балансе. Причем в зависимости от складывающейся производственной обстановки его центр может смещаться в ту или другую сторону.

Центральной задачей этой функции является структуризация производственного процесса, предусматривающая его разбиение на отдельные операции, этапы и стадии. Решаются вопросы технологического оснащения. Определяются входы и выходы материальных потоков, а также входная и выходная информация.

С учётом профессиональных требований и социально-психологических факторов решаются задачи подбора, подготовки и переподготовки кадров, их расстановки по операциям, этапам и стадиям производственного процесса. При этом акцентируется внимание на их роли в достижении поставленной цели. Каждый участник производственного процесса, решая свою задачу, должен понимать, что допущенные им потери неизбежно скажутся на качестве решения смежной с ним задачи и на качестве конечного результата. Именно здесь закладываются основы для обеспечения качества управления.

- Планирование - должен быть сделан акцент на программное планирование и управление, методологию сетевого планирования и управления (СПУ). В процессе выполнения плана может возникнуть необходимость корректировки организационных решений: определяются причины сбоев в производственном процессе, уточняются требования к взаимодействию и ответственность производственного и управленческого персонала. В этом смысле можно сказать, что реализация функций организации и планирование - это итеративный процесс.

- Контроль - необходимо усилить контроль на стыках между отдельными этапами и стадиями жизненного цикла создания продукции. Взаимодействие производственного персонала создаёт условия для взаимного контроля качества по всей цепочке производственного процесса. Каждый из них стремится не допускать брак и нарушать установленные сроки выполнения операций, этапов и стадий производства не потому, что есть контролёры и начальники, а потому, что они все вместе отвечают за конечный результат. Им контролёры не нужны. Естественным образом это приводит к сокращению числа контролёров.

- Мотивация - моральное и материальное стимулирование должно осуществляться за вклад в решение общей задачи. Оно должно быть ориентировано не только на достижение конечного результата, но и на выполнение отдельных этапов и стадий производственного процесса.

- Подбор, подготовка и переподготовка кадров. От каждого рабочего и специалиста, от их квалификации, опыта, от понимания ими того, что каждый из них - это важное звено в производственном процессе, зависит конечный результат. Должен быть сделан акцент на том, что от качественного выполнения каждым из них своей операции, этапа или стадии зависит качество выполнения последующих заданий. Специалисту и рабочему необходимо видеть осязаемый результат общей работы и своё место в нём. Должна быть установлена ответственность за качество и несоблюдение этики взаимоотношений с коллегами.

- Организационная структура. В наибольшей степени рассматриваемой модели отвечает гибкая матричная организационная структура. Сочетание линейно-функциональной и программной структур, с одной стороны, не противоречит принципу единоначалия, а с другой - ускоряет принятие решений и повышает ответственность за достижение программных целей. Переход на эту структуру требует тщательной отработки взаимодействия органов управления, их прав и обязанностей.

2.3. Минимизация издержек управления

В основе действий руководителя всегда лежит принятие решений. Наилучшее решение должно предусматривать соблюдение баланса интересов производственного и управленческого персонала. То решение, которое обеспечивает наиболее эффективное достижение целей организации, должно быть принято независимо от того, устраивает оно кого-то или нет. И здесь в полной мере должны быть проявлены опыт, квалификация, авторитет и системный взгляд на проблему со стороны руководителей.

Системная реализация функций и методов управления позволяет организовать взаимодействие участников производственного процесса для достижения поставленных целей. Вместе с тем, даже самое эффективное взаимодействие в процессе реального производства всегда сопровождается материальными и финансовыми издержками.

К числу их причин можно отнести сбои в реализации функций и методов управления, включая: нарушение технологического процесса, поломка оборудования, исправление брака, недостоверность и сокрытие информации, нарушение графика поставки комплектующих и т.п. Причём, наиболее часто они проявляются на стыках операций, этапов и стадий. Таким образом, объёмы этих издержек напрямую зависят от качества управления производственным процессом. Назовём их издержками управления.

Задача учёта материальных затрат на сырье, материалы и их переработку при изготовлении продукции и оказании услуг, заработную плату и т.п. имеет устоявшуюся практику бухгалтерского учета. Что же касается издержек

управления, то сегодня отсутствуют реальные механизмы для их минимизации. Они характеризуются высокой степенью неопределенности и практически не поддаются измерению и оценке, тем более количественной. Их минимизация стала ключевым фактором повышения производительности труда и конкурентоспособности предприятия.

Управленческий персонал сталкивается с большими трудностями, особенно когда приходится анализировать сложный объект с большим количеством операций, этапов и стадий и последовательно-параллельным их выполнением. Это аналитическая и экспертная работа. Предложенная модель открывает большие возможности для повышения объективности её решения.

Опираясь на приведенное выше философское определение, предложу такую трактовку категории взаимодействия применительно к управлению социально-экономическими процессами: « Взаимодействие - это управленческая категория, отражающая совместное взаимодействие людей для достижения поставленных целей с минимальными издержками управления и их взаимозависимость. Вклад каждого человека в достижение целей может проявляться и быть познанным только в процессе взаимодействия с другими людьми».

Источником информации для выявления издержек управления являются нарушения в процессе производства и данные контроля. Качество выполнения производственного задания может проявляться и быть определено только в процессе взаимодействия производственного персонала - между смежниками, работающими в одной производственной цепочке. Они первыми, может быть порой даже интуитивно, определяют и причину нарушений в производственном процессе. Для управленческого персонала это является объективным основанием для анализа, выявления причин и устранения издержек управления. При этом корректируется как производственный процесс, так и процесс управления.

3. Применение модели в некоторых областях социально-экономической деятельности

Применения данной модели в других областях социально-экономической деятельности требует проведения специальных исследований. Выскажу здесь только самые общие соображения.

3.1. Сфера услуг

Главное отличие управленческого процесса в сфере услуг от управления производством продукции состоит в том, что исполнитель услуги максимально приближен к потребителю, к конкретному человеку. Кроме того, существует большая специфика в оценке качества их оказания. Цель, издержки, функции, методы и другие составляющие управленческой деятельности должны быть пересмотрены именно с этих позиций.

Для иллюстрации возможности применения этой модели в сфере услуг приведу пример, который, пусть и в упрощенном варианте, показывает роль организации взаимодействия людей в минимизации издержек управления.

Взаимодействуют: владелец участка - бригада строителей - государство.

Цель - постройка качественного гаража с минимальными издержками.

Владелец участка поручает строительство гаража бригаде под ключ, для этого он:

- изучает информацию по этому вопросу, устанавливает требования к гаражу, заключает договор с бригадой, осуществляет контроль качества и сроков и приемку работы - несёт издержки управления.

- оплачивает материалы и их доставку, заработную плату бригаде и т. п. - несёт материальные издержки.

- оплачивает бригаде издержки взаимодействия с внешней средой (получение разрешения на строительство, приобретение материалов, их доставку и т.п.) - несёт издержки управления.

Владелец не удовлетворён качеством гаража и объёмом издержек управления.

Возможные направления достижения цели с меньшими издержками:

- владельцу - изучить имеющийся в регионе опыт строительства дачных построек. На основе приемлемого соотношения цены и качество - выбрать бригаду.

- государству - сократить издержки взаимодействия с внешней средой. Убрать необоснованные барьеры при получении разрешения на строительство, обеспечить доступность и полноту технической информации для строительства дачных построек, создать условия для добросовестной конкуренции при выборе исполнителей, материалов, транспорта и т. п.

- владельцу - взять на себя взаимодействие с внешней средой: увеличить свои издержки управления и сократить тем самым затраты на заработную плату бригаде.

3.2. Агропромышленный комплекс

Проблема обеспечения качества управления этой областью экономической деятельности стоит сегодня крайне остро. Назову две ключевых задачи, решение которых со всей очевидностью требует применения предложенной модели. Это:

- улучшение взаимодействия людей между собой и с внешней средой для минимизации издержек управления и повышения эффективности работы фермерских хозяйств,

- улучшение взаимодействия экономических субъектов между собой и с государственными органами для минимизации издержек управления по всей цепочке производства, сохранения и реализации сельскохозяйственной продукции: от поля до прилавка.

3.3. Государственное управление

Объектом управления здесь должно являться взаимодействие между экономическими субъектами, внешней средой (деятельность судебной системы, органов здравоохранения, образования, правопорядка и т.п.), органами исполнительной власти, органами местного, регионального и федерального управления. Специально хочу выделить объект управления, в котором взаимодействует человек с внешней средой и чиновниками органов местного, регионального и федерального управления.

Результативность деятельности по минимизации издержек управления на предприятиях во многом определяется качеством управления на государственном уровне. Действительно, если предприятие в процессе своей деятельности постоянно сталкивается с издержками управления при взаимодействии с поставщиками, контролирующими органами, чиновниками и т.д., то это снижает его конкурентоспособность и производительность труда.

В свою очередь предприятие может также выступать в роли носителя издержек управления, например, выходя на рынок с недоброкачественной и опасной продукцией. Пример из этой области.

Взаимодействуют производитель, потребитель и государство.

- Х купил товар, но он оказался вредным для здоровья. Здесь три вида издержек управления: государство допустило нарушение прав собственности (приобретённая Вами продукция - это Ваша собственность) и искажение информации о товаре. Это потеря Вашего здоровья, Ваши моральные и финансовые потери. Государство обязано по Конституции защищать рынок от опасной продукции. Государство - виновник Ваших потерь. Оно понесло издержки имиджа перед населением,

- сюжет тот же, однако, надзорные, сертификационные и правоохранительные органы остановили реализацию опасной продукции, наказали производителя (продавца) в соответствии с законодательством и компенсировали потери потребителю. Государство сократило издержки управления: защитило собственность потребителей и восстановило баланс интересов на потребительском рынке. Это моральные, финансовые и материальные потери недобросовестного предпринимателя. Это повышение имиджа государства.

Наглядным примером большого объёма издержек управления на государственном уровне является также низкая эффективность программного управления, стержнем которого является организация взаимодействия всех вовлечённых в реализацию программ экономических субъектов.

Рассматриваемая модель управления создаёт условия для качественного межотраслевого взаимодействия, взаимодействия местных, региональных и федеральных органов управления, повышения качества реализации проектов и программ. Большие возможности создаются для повышения роли и эффективности стандартизации и технического регулирования. Эти виды деятельности наряду с технической и технологической документацией устанавливают техническое взаимодействие с людьми и другими экономическими субъектами. В свою очередь, оценка соответствия и надзор направлены на обеспечение доверия между производителями и потребителями и взаимодействующими экономическими субъектами.

На качественное решение названных и других задач должны быть ориентированы состав и содержание функций, методов, организационная структура и процесс подготовки и принятия решений.

Выскажу здесь позицию относительно более широкой трактовки роли издержек управления не только в социальной сфере и экономике, но и в социально-культурной жизни. Это позволяет наиболее полно раскрыть их роль в реальной жизни каждого человека. Если он во время учёбы, работы, отдыха, при оказании ему услуг, в процессе контактов с государственными органами и т.д. постоянно сталкивается с издержками управления, то его жизнь качественной назвать нельзя. Надо также учитывать и то, что каждый человек может и сам создавать эти издержки.

Именно в процессе взаимодействия каждый человек проявляет себя как личность, а его способность противостоять этим издержкам и находить пути их локализации на основе баланса интересов участников взаимодействия во многом определяет качество его жизни. От того, какие социальные, правовые и нравственные условия смогло создать для этого взаимодействия государство, зависит уровень жизни его граждан. Формирование рациональных способов взаимодействия людей для сознательного социального и культурного выбора в процессе производства и потребления продукции (услуг) и культурного досуга также обеспечивается минимизацией издержек управления.

4. Заключение

Широкое внедрение данной модели в практику социально-экономической деятельности будет возможно только тогда, когда главным вектором развития нашей экономики станет увеличение темпов роста реального производства. Начиная с 90-х годов, политика либералов была направлена на снижение в экономике и в производстве роли тех, кто непосредственно создаёт продукцию и оказывает услуги. Взялись за формирование социально-экономической политики и забыли классику: экономика - это наука, призванная изучать производство товаров и потребление услуг, а также принципы их распределения в обществе.

Моральные и материальные преимущества получили так называемые эффективные менеджеры всех сортов и чиновники. Шло последовательное сокращение рабочих, а также ориентированных на создание материальных и нематериальных ценностей инженеров и научных работников. Не развивалось реальное производство, без которого экономика не может расти в принципе. Не развивалось индивидуальное, малое и среднее предпринимательство.

Другими словами, все эти годы мы жили в стране с перевёрнутой пирамидой приоритетов в развитии страны. Что-то позитивное сегодня происходит, слова говорятся правильные, но крайне мало реальных действий. Без реши-

тельной перестройки этих приоритетов нельзя будет добиться качественного изменения ни в экономике, ни в уровне жизни. Надеюсь, что свою роль здесь сыграет и предложенная модель управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.