Научная статья на тему 'Качество жизни и совершенствование управления экономикой на основе минимизации трансакционных издержек'

Качество жизни и совершенствование управления экономикой на основе минимизации трансакционных издержек Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество жизни / управление экономикой / трансакционные издержки / качество продукции и услуг.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качество жизни и совершенствование управления экономикой на основе минимизации трансакционных издержек»

Версан В.Г.

д.э.н., профессор

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ НА ОСНОВЕ МИНИМИЗАЦИИ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК

Ключевые слова: качество жизни, управление экономикой, трансакционные издержки, качество продукции и

услуг.

Опыт стран с высоким уровнем жизни показывает, что значительной составляющей их экономической политики в последние десятилетия стало решение проблем минимизации так называемых трансакционных издержек (издержек взаимодействия). Исследования учёных, сторонников неоинституциальной экономики, показывают, что отрицательное влияние этих издержек на эффективность экономики наиболее полно проявляется в странах с переходной экономикой.

Трансакционные издержки пронизывают всю хозяйственную жизнь общества. Их объёмы с усложнением хозяйственной жизни, с социальным, научно-техническим и технологическим развитием и увеличением масштабов экономики постоянно нарастают, поднимая на новый более высокий уровень требования к управлению экономическими и социальными процессами.

Напомню читателю природу этих издержек. В силу объективно сложившихся иерархических и рыночных связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ, асимметрии и неопределённости в экономической и социальной деятельности существует большое разнообразие способов взаимодействия людей в процессе экономического, социального и культурного выбора, сопровождаемое трансакционными издержками.

Эти издержки принципиально отличаются от обычных трансформационных расходов, например, на сырьё, его переработку в готовую продукцию, заработную плату и т.п. Все экономические субъекты, включая производителей, торговлю, потребителей, чиновников и руководителей несут затраты на поиск информации, выбор и принятие решений, на защиту прав собственности, контроль и оценку качества и количества производимой и потребляемой продукции и услуг и т. п.

Выделяют две группы трансакционных издержек - внутрифирменные и рыночные. Внутрифирменные издержки определяются корпоративной культурой и регулируются внутренними правилами (стандартами) и административным механизмом. В одном из исследований приводится высказывание руководителя крупной американской фирмы о роли этих издержек в её деятельности: «Мы в своё время готовились управлять в условиях, когда трансформационные и трансакционные расходы соотносятся как 1 к 1 или 1 к 2. Сейчас на многих наших предприятиях издержки, связанные с трансакциями, превышают производственные в 10 и более раз. Мы и представить себе не могли, что такое вообще бывает».

Рыночные трансакционные издержки оказывают значительное влияние на эффективность управления экономикой, на качество регуляторной практики и чем выше их объёмы, тем ниже эффективность экономической модели. Поэтому, государства, ставя задачу улучшения качества жизни граждан и решая экономические задачи, стремятся эти издержки минимизировать. Выполняют эту работу возникающие в силу традиций или в результате целенаправленной деятельности институты развития, устанавливающие правила поведения людей и способы их взаимодействия друг с другом.

Объёмы этих издержек составляют громадные суммы. Исследования этой проблемы в масштабах национальной экономики, проводимые в США и европейских странах, показывают, что доля этих затрат в валовом продукте доходит до 50%. Они имеют тенденцию к устойчивому росту и в ближайшие годы могут достигнуть 70%. В исследованиях констатируется, что недооценка роли трансакционных издержек в управлении экономикой крайне опасна, так как эти затраты способны свести на нет все достижения от внедрения новой техники и современных технологий.

К основным видам трансакционных издержек относятся затраты на:

- поиск информации при подготовке и принятии решений, в том числе, в процессе освоения новых видов продукции и технологий и их контроля, изучение наиболее надежных поставщиков и потребителей и т.п., а также возмещение расходов от потерь, вызванных недостоверностью полученной информации,

- ведение переговоров, заключение хозяйственных договоров и трудовых контрактов, направленных на ресурсное обеспечение функционирования предприятия и выполнение заказов, на контроль за их исполнением,

- измерения и оценку. Эти расходы направлены на измерение и оценку качества, безопасности и количества товаров и услуг, а также расходов на формирование измерительных и оценочных возможностей,

- защиту прав собственности. Они связаны с функционированием судебной системы, органов правопорядка и т.п., а также с потерями от ненадёжной защиты этих прав,

- блокирование оппортунистического поведения, включающего обман, коррупцию, присвоение чужой собственности, сокрытие информации, вымогательство и т.п., а также расходы на компенсацию экономических, социальных и моральных потерь.

Сложность рассматриваемой проблемы состоит в том, что определённая часть трансакций объективно необходима для функционирования субъектов экономической деятельности. Назовём их положительными трансакциями или применительно к управлению производственными процессами - рабочими трансакциями. Минимизация трансакци-онных издержек заключается в выделении из общего массива издержек тех из них, которых в данной конкретной ситуации можно избежать (отрицательные трансакции). Например, операционный и финансовый контроль - это составные части управления предприятием. Задача менеджера заключается в том, чтобы выделить рабочие трансакции, по возможности их автоматизировать и упразднить отрицательные, не нарушая требований к качеству управления. Это аналитическая работа и для её выполнения нужны специально подготовленные менеджеры, имеющие не только навыки менеджмента, но и понимающие суть процессов производства.

Минимизация трансакций требует обеспечения стабильности функционирования экономического субъекта. Необходимо избегать постоянного пересмотра правил и процедур, модернизаций и технологических нововведений, за которыми может последовать поток новых трансакций. Прежде чем удалять ту или иную трансакцию, надо понять причину её возникновения. Нельзя допускать автоматизацию отрицательных трансакций: это только увеличит издержки. Каждое изменение должно быть продумано и прежде чем его вводить, необходим тщательный анализ последствий.

Важное направление минимизации трансакционных издержек заключается в рациональном подходе к сбору и обработке информации. Основной принцип здесь состоит в том, что объём и содержание информации должны быть необходимыми и достаточными для анализа и принятия решений. Только тогда затраты на её сбор и обработку будут оправданы.

В целом же должен быть обеспечен системный подход к минимизации трансакционных издержек, предусматривающий, в том числе:

- охват мероприятиями всех стадий и этапов жизненного цикла продукции и производственного процесса, на стыках между которыми чаще всего происходят потери качества, времени и ресурсов,

- реализацию всего комплекса необходимых организационных, информационных, технических, экономических и социальных мероприятий.

Проведенные за рубежом исследования показывают, что минимизация трансакционных издержек на фирмах, а также в процессе их взаимодействия во многом определяется факторами, формируемыми на национальном уровне. К их числу относят: стабильное правовое обеспечение и снятие неоправданных барьеров для бизнеса, его экономическое и моральное стимулирование, защиту прав потребителей, эффективность административного аппарата, договорную дисциплину, эффективность судебной системы, антимонопольное регулирование в целях формирования благоприятной конкурентной среды, уровень коррупции, стандартизацию, измерительные возможности, аккредитация, оценку соответствия, контроль и надзор и т.п.

Системный анализ этих издержек, их минимизация позволяют вырабатывать обоснованные предложения по составу институтов развития и направлениям структурной перестройки экономики. Отмечается, что минимизация тран-сакционных издержек на национальном уровне оказывает значительное влияние на снижение инфляции. Кроме того, большие непроизводительные затраты, несоблюдение требований законодательства, коррупция, отсутствие надёжных поставщиков и квалифицированного персонала - всё это создаёт повышенные риски для потенциальных инвесторов. Формирование действенной системы этих факторов является прямой функцией государства.

Выскажу здесь позицию, на мой взгляд, принципиального характера относительно более широкой трактовки роли трансакционных издержек: не только как экономической, но и социальной и культурной категории. Жизнь каждого конкретного человека проходит в его постоянном взаимодействии с родными, друзьями, коллегами по учёбе и работе, с руководством экономических субъектов, с которыми у него заключён трудовой контракт, а также с внешней средой (государственные и муниципальные структуры, судебная система, организации здравоохранения, образовательные структуры, потребительский рынок продукции и услуг, бизнес-структуры, культурные и общественные образования и другие экономические и социальные субъекты, с которыми он взаимодействует).

Именно в процессе взаимодействия каждый человек проявляет себя как личность, а его способность противостоять издержкам и находить пути их локализации, на основе учёта баланса интересов всех участников взаимодействия, во многом и определяет качество его жизни.

От того, какие социально-экономические условия смогло создать для этого взаимодействия государство, зависит качество жизни его граждан и способность страны развивать свою экономику. Достижение наиболее рациональных способов взаимодействия людей для сознательного экономического, социального и культурного выбора в процессе производства и потребления продукции и услуг обеспечивается минимизацией трансакционных издержек внутри каждого субъекта, между ними и на национальном уровне. Это, в конечном счёте, и определяет их ключевую роль в улучшении качества жизни граждан и является важнейшим условием роста экономики.

Такая трактовка трансакционных издержек наиболее полно раскрывает их качественную роль в реальной жизни каждого человека, экономического и социального субъекта и страны. Если человек во время учёбы, работы, отдыха, при оказании ему услуг, в процессе контактов с государственными органами и т.д. регулярно сталкивается с отрицательными трансакциями, то его жизнь качественной назвать нельзя. Надо также учитывать и то, что каждый человек, экономический субъект и государство могут и сами являться носителями отрицательных трансакций.

Приведу понятные каждому примеры:

- Вы купили товар, но он оказался вредным для здоровья. Здесь три вида отрицательных трансакций производителя (продавца): его оппортунистическое поведение, нарушение прав собственности (приобретённая Вами продукция - это Ваша собственность) и искажение информации о товаре. Это потеря Вашего здоровья, Ваши моральные и финансовые издержки. И одна отрицательная трансакция государства, которое обязано по нашей Конституции защищать рынок от опасной продукции. По большому счёту государство - виновник Ваших издержек. Оно и само понесло издержки имиджа перед населением;

- сюжет тот же, однако, надзорные и правоохранительные органы остановили реализацию опасной продукции, наказали производителя (продавца) в соответствии с законодательством и компенсировали потери потребителю. Это положительная трансакция государства, защитившего собственность потребителей и восстановившего баланс интересов на потребительском рынке, и это оппортунистическое поведение производителя (продавца) и его справедливые издержки;

- Вы неоднократно нарушали требования контракта с предпринимателем. Администрация после ряда письменных замечаний, на которые Вы не реагировали, уволила Вас. Однако суд не учёл того обстоятельства, что нарушения носили постоянный характер и, исходя из ложного понимания в данном случае справедливости, отменил увольнение. Это Ваша отрицательная трансакция по отношению к предпринимателю: Ваше оппортунистическое поведение. Это финансовые и материальные издержки предпринимателя и потеря имиджа суда.

Всё вышеизложенное в полной мере относится и к другим экономическим субъектам. Если предприятие в процессе своей деятельности постоянно сталкивается с отрицательными трансакциями при взаимодействии с поставщиками, контролирующими органами, чиновниками и т.д., то эти издержки могут свести на нет все его попытки повысить конкурентоспособность и производительность труда. В свою очередь и предприятие может выступать в роли носителя отрицательных трансакций, например, загрязняя окружающую среду.

К сожалению, в нашей повседневной жизни достаточно часто так и происходит. Наша страна просто перегружена социально-экономическими отрицательными трансакциями.

Необходимо обратить внимание и на причины отрицательных трансакций морального характера в нашей повседневной жизни: на телевидении избыток насилия, немотивированных жестоких конфликтов. Запретить смотреть эти программы невозможно, в том числе, и детям. Приходится ли в связи с этим удивляться росту насилия в школах?

Отрицательными трансакциями сопровождается и обсуждение на телевидении острых проблем: друг друга никто не слушает, нет даже попыток, за редким исключением, поиска консенсуса. Выступающие в процессе дискуссии критикуют друг друга, хотя им, по всем канонам культурного её ведения, необходимо высказывать только свою позицию. Никто никого не должен оскорблять и, несмотря порой на прямо противоположные мнения, главное - это убедительная аргументация. Именно в таких условиях телезрители будут получать и внутренне воспринимать информацию об обсуждаемых процессах и соответственно получать положительные трансакции.

Почему это происходит? Что это наш менталитет, русский характер или низкий уровень культуры? Как и откуда появились у нас в 90-е годы самые либеральные либералы, принесшие громадный вред стране? Думаю, вряд ли кто сможет дать ответы, устраивающие всех, на эти вопросы. Надо каждому посмотреть непредвзято на то, как мы жили все эти годы, что с нами происходило, с чем мы сталкивались в повседневной жизни и уже потом делать для себя выводы.

В советское время и сегодня улучшение качества жизни граждан в официальной политике государства было высшей целью. На практике же решалась эта проблемы по остаточному принципу. На протяжении своей долгой жизни я слышал десятки раз и в советское время, и уже в новой России обещания властей улучшить качество жизни. И каждый раз это ничем значимым для большинства населения не заканчивалось: всякий раз находились причины, мешающие этому. Как следствие, все годы уровень жизни основной массы нашего населения был ниже уровня жизни в развитых странах. Ряд поколений так и не узнали, что такое по-настоящему хорошая жизнь. Что же мешало этому?

В годы советской власти, начиная с детства и кончая уже достаточно зрелыми годами, у меня и моих друзей была твёрдая уверенность в том, что жизнь с каждым днём будет всё лучше и лучше. На это работало радио, газеты, выступления руководителей, которые пользовались у населения большим авторитетом. О негативной стороне той жизни и, прежде всего, о репрессиях люди мало что знали, и большинство из них, в том числе и я, было уверено, что это борьба с врагами народа.

Вместе с тем, стремительно рос авторитет страны, возрастала в народе уверенность в её будущем. Развивались промышленность, наука, сельское хозяйство, культура, оборонные отрасли. Было неподдельное внимание к простым людям. Для них открывались большие возможности для профессионального роста. Уважением пользовался труд рабочих и крестьян, инженеров, учёных, работников культуры и военных. Мы смотрели про них добрые и умные спектакли, фильмы, а потом и телевизионные программы. Страшилок и надуманных страстей не показывали. Не было десятиметровых заборов, шлагбаумов и решёток на окнах. На этом и воспитывались. Поощрялась критика и самокритика во всём, кроме политики и идеологии. С коррупцией боролись жестоко.

Большое внимание уделялось профилактике здоровья, включая массовые прививки населения, развитие спорта, например, проведение комплекса ГТО, оздоровительный отдых для взрослых и отдых для детей в пионерских лагерях. Медицина была действительно бесплатной.

Был дефицит товаров народного потребления. Сервис был не развит. Высококачественные товары и услуги, особенно импортные, были доступны далеко не всем. Ассортимент продуктов питания был небольшим, но они были из натуральных ингредиентов и безопасными: со школьной поры с удовольствием вспоминаю вкус сарделек, таких сегодня для нас не делают. Кто работал, тот не голодал, была уверенность в завтрашнем дне. Отчётливо помню отмену карточек на хлеб. Регулярно снижались цены.

Качество той жизни по сегодняшним меркам было низким, но люди были уверены - так жила вся страна. Была убеждённость в том, что дальше жизнь будет только улучшаться, и это помогало преодолевать трудности быта.

Потом были оттепель, период лихих экспериментов, когда говорилось, что наше поколение будет жить при коммунизме. Далее застой, перестройка, ускорение и много других провальных начинаний. Разгул теневого бизнеса, коррупции, появились, так называемые цеховики, в определённой степени аналог современных олигархов. Снижалось качество жизни. Росли информационная доступность и свобода мнений. Народ понял, что есть другая жизнь свободная и качественная. Всё это привело к распаду Союза и кардинальному изменению политического и экономического уклада.

Я схематично для тех, кто не жил тогда, изложил здесь свой взгляд на жизнь в советское время. Теперь мы почти 30 лет живём в другой России. И у каждого есть своё понимание и свои оценки состояния качества нашей сегодняшней жизни. Бессмысленно сейчас рассуждать о том, когда жизнь была лучше, а когда хуже. Мы серьёзно, как уже говорилось, отставали и отстаём в качестве жизни от развитых стран. В чём причины?

Первая, на мой взгляд, заключается в том, что во все времена у нас по разным причинам на улучшение качества жизни не хватало ресурсов. В советское время страна жила во враждебном окружении и большая доля финансовых и других ресурсов была направлена на развитие промышленности, науки, образования и оборонки. Потом война и послевоенное время. Многое держалось на энтузиазме населения. Рождались высококачественные образцы военной техники. Потом колоссальным напряжением сил страна стала ядерной державой.

Были проблемы и с издержками взаимодействия людей и экономических субъектов: в связи с отсутствием рыночных связей они возникали в основном по вертикали в рамках иерархической структуры. Горизонтальные взаимоотношения в отличии от сегодняшних дней были проще и понятнее. Правила и инструкции достаточно строго соблюдались.

Ресурсов для повышения благосостояния населения не хватало и в силу природы административно-командной системы управления. Тем не менее, надо сказать, что много внимания в то время уделялось развитию теории управления, распространению передового опыта предприятий. Механизмы управления экономикой применительно к этой системе работали до определённого времени эффективно. Да и кадровый состав управленцев практически на всех уровнях был профессионально подготовленным, опытным и работоспособным.

Впоследствии управленческий и творческий потенциал стали заметно ухудшаться. Как следствие, неэффективная экономика, низкое качество продукции и услуг и низкая конкурентоспособность, прежде всего, в гражданских отраслях. Брали объёмами. Качество жизни падало.

Современная Россия на начальных этапах перехода к новому укладу понесла колоссальные, исчисляемые триллионами рублей, потери ресурсов от действия в 90-е годы реформаторов. Значительная часть населения в те годы не смогла найти себя в той жизни. Развивалась организованная преступность. Произошёл развал производства, в том числе и в оборонных отраслях. Продолжало падать качество жизни. Большой урон стране нанесли непродуманные кампании такие, например, как монетизация и модернизация. Неэффективно использовались нефтяные доходы. Мало что дали для развития экономики и федеральные целевые программы: при громадных затратах результатом многих из них были на практике одни документы и отчёты. Отсутствовал рост конкурентоспособности и производительности труда. И, конечно, большие потери страна несла и несёт от коррупции.

Все прошедшие годы у нас не уделялось практически никакого внимания проблемам улучшения качества продукции и услуг: магазины и рынки заполнялись товарами, но большинство из них существенно проигрывало и проигрывает в конкуренции импорту. Большие проблемы были и в сфере безопасности населения: аварии на всех видах транспорта, в культурных, торговых и производственных организациях и отравления от вредных продукции и оказываемых услуг. Всё это нередко происходило с летальными исходами.

И ещё. В 90-е годы население было жестоко обмануто. По сути, по отношению к нему на государственном уровне были реализованы отрицательные трансакции практически по всем вышеупомянутым их видам. И многим из тех, кому было тогда за 50 лет, выполнение сегодняшних нацпроектов к 2024-году уже не понадобится. Хочется надеяться, что хотя бы их дети и внуки застанут качественную жизнь.

Впоследствии в стране удалось обеспечить определенную стабильность в экономике и социальной сфере. Укрепилась обороноспособность страны. Начинает расти конкуренция среди производителей, в торговле и в сфере услуг, но далеко не всегда за качество и безопасность. В целом, качество жизни существенно не изменилось.

Вторая причина - это расстановка приоритетов использования имеющихся ресурсов. При этом невольно напрашивается мысль, что для чиновников высшего уровня и партийного руководства в советское время и для современных высокопоставленных чиновников, а также так называемой элиты, эта проблема по разным причинам не была актуальной, по факту не являлась жизненно необходимой. И то, что мы сегодня знаем о спецпайках в советское время, о зарплате сегодняшних чиновников высшего уровня и богатствах современной элиты, из числа бывших чиновников, подтверждает этот вывод.

В целом, главной причиной нашего отставания по качеству жизни от развитых стран является низкий уровень управленческой деятельности. Об этом неоднократно говорили, правда не называя причину, руководители государственных структур, чиновники и руководители бизнес-структур. Это же показывали опросы участников различных форумов и конференций, в том числе, проведенный в этом году опрос на форуме в Сочи: на первое место по рискам выполнения нацпроектов половина респондентов поставили качество государственного управления и менеджмента.

Минимизация трансакционных издержек, этот фундаментальный аспект управления рыночной экономикой, все прошедшие год выпадал и в теории, и на практике из поля зрения наших либеральных экономистов. Системные исследования этой проблемы у нас не проводятся. Несмотря на постоянные разговоры о необходимости повышать уро-

вень управленческой деятельности реального продвижения у нас здесь нет. И это, безусловно, отрицательно сказывается на качестве жизни граждан и развитии экономики.

Перед предприятиями неоднократно ставилась задача повышения конкурентоспособности. Многие из них, несмотря на выделяемые в этих целях кредиты и субсидии, не смогли с ней справиться. Практика показала, что дело не только в выделении средств, но и в рациональном их использовании: предприятие должно производить продукцию, пользующуюся спросом как на отечественном рынке, так и зарубежных, и что не менее важно для выхода на рынок -с конкурентной ценой, необходимо было снижать себестоимость продукции.

Производство качественной продукции требует, с одной стороны, больших интеллектуальных, финансовых и материальных затрат, а с другой, для того, чтобы она была конкурентоспособной, необходимо обеспечить снижение производственных (трансформационных издержек) и управленческих затрат, включая трансакционные издержки. Снижение управленческих затрат оказалось не по силам многим нашим предприятиям: сказались сложность задачи, её теоретическая непроработанность и отсутствие квалифицированных менеджеров, а также низкий уровень конкурентной среды.

В отличии от наших предприятий в развитых странах фирмы оказались более подготовленными к решению этих проблем. В Японии велась и ведётся целенаправленная работа по снижению отрицательных трансакций. Распространение получили, например, разработанные системы «Делать всё вовремя» (ноль запасов, ноль отказов и т.д. ) и KANBAN (корпоративное управление производством и снабжением), позволившая сократить на фирме Тоуо1а Мо1оге производственные запасы на 50%. И, наконец, рождение системы «Бережливое производство».

В качестве примера Европейского опыта можно привести систему «Повышение вовлеченности персонала в достижение целей компании и рост эффективности её бизнеса», определённым аналогом которой является разработанная в советское время система бездефектного труда. За пять лет её применения на итальянской фирме Пирелли (с 1991 по 1995 год) на 27% выросла производительность труда и на 24% вырос показатель снижения затрат на улучшение качества.

Широкое распространение в мире получили также системы и модели по улучшению качества продукции, которые, реализуя процессный подход, прямо или косвенно были направлены на снижение трансакционных издержек. Характерно в связи с этим, что большинство требований международных стандартов ИСО серии 9000, к которым многие наши чиновники относятся сегодня скептически, кроме улучшения качества направлены также и на это.

За рубежом все эти наработки поддерживаются властями и научно-технической общественностью, широко распространяется практический опыт их применения, организуются в этих целях специальные конференции и семинары. Большую работу проводят поддерживаемые государством консалтинговые организации.

Ничего подобного у нас, к сожалению, нет. Обсуждаются исключительно проблемы кредитно-денежной политики. Проблемы же, непосредственно направленные на совершенствование организации производства, освоение современных систем, моделей и инструментов, о которых говорилось выше, нашу экономическую элиту все прошедшие годы не интересовали.

Начатое было благое дело оказания помощи предприятиям по внедрению системы бережливого производства закончилось обсуждением этой проблемы на специально созданном Совете при Минпромторге: несколько раз собирались, поговорили между собой, а до оказания помощи предприятиям дело и не дошло.

Не изучается и широко не распространяется не только зарубежный опыт, но и отечественный опыт прошлых лет: научная организация труда (НОТ), система бездефектного изготовления продукции (БИП), научная организация работ по повышению моторесурса двигателей (НОРМ), комплексная система управления качеством продукции (КС УКП), этого предвестника стандартов ИСО серии 9000 и др.

Значительный интерес представляет сегодняшний опыт наших предприятий, ставших лауреатами премии Правительства в области качества. Но кто знает об этом бесценном опыте, кроме организаторов конкурса? По его окончании один абзац в газете о его результатах и всё. Практически одна Всероссийская организация качества без какой-либо поддержки федеральных структур, используя свои ограниченные возможности, проводит региональные мероприятия по обсуждению этих вопросов.

К сожалению, весь накопленный в советское время опыт организации производства и управления на предприятиях в 90-е годы был предан забвению. По своему содержанию он не только не уступал зарубежному опыту, но и по многим позициям опережал его. Бесценные наработки были сделаны в области управления процессами материального производства. Достаточно сказать, что в начале 80-х годов на базе отечественного и зарубежного опыта был разработан проект государственного стандарта на управление промышленным предприятием и производственным объединением, включающего весь комплекс основных положений по их эффективному функционированию.

Отмечу, что в национальном проекте «Производительность труда и поддержка занятости» упоминается научная организация труда и бережливое производство. Однако в нём допущена принципиальная ошибка, говорящая о непонимании его разработчиками самой сути системного подхода к совершенствованию организации производства: раздел этого проекта по автоматизации и применению цифровых технологий выделен из раздела, предусматривающего адресную поддержку предприятиям по повышению производительности труда, включая внедрение системы «Бережливое производство». В связи с этим, возникает вопрос, как можно определить потребность и возможность внедрения инструментов автоматизации и использования цифровых технологий в отрыве от содержательной проработки самой этой системы? И ещё в более тяжёлое положение поставлено предприятие: оно внедрило систему, а затем ему исполнители другого раздела предлагают заняться автоматизацией производства и применять цифровые технологии. Нонсенс.

Как уже говорилось, большую роль в минимизации трансакционных издержек играют виды деятельности, формируемые на национальном уровне. Не могу дать содержательную характеристику каждому из них, скажу только о тех видах, которые знаю профессионально.

В зарубежных исследованиях проблем трансакционных издержек особо подчёркивается мысль о крайней важности для их минимизации таких видов деятельности как стандартизация и обеспечение измерительных возможностей. Они оказывают значительное влияние на снижение издержек фирм при поиске научно-технической информации в процессе освоения новой техники и технологий. К сожалению, и тот, и другой вид деятельности у нас недооценены. Проявляется это прежде всего в недостатке финансирования. Если измерительные возможности удаётся пока удерживать на необходимом уровне, то стандартизация потеряла свой потенциал и присущую ей роль в формировании технической политики в реальном секторе производства.

Авторитет национальных стандартов утерян, они не привлекают сегодня предпринимателей и не являются для них маяками в повышении конкурентоспособности: львиная доля продукции выпускается по техническим условиям, со всеми вытекающими из этого негативными последствиями для потребителей и конкурентоспособности. Конечно, есть предприятия, выпускающие продукцию по техническим условиям, требования которых выше стандартов, но это исключение из общей практики. Не видно перспектив для её развития и в настоящее время. Достаточно сказать, что объём финансирования стандартизации за последние годы снизился у нас почти в пять раз. Он на несколько порядков ниже чем, например, в Германии. Большие проблемы и с квалифицированными кадрами.

Техническое регулирование в России по своему содержанию не соответствуют международной практике. В нём полностью нарушен баланс интересов производителей и потребителей. Большие проблемы существуют и при формировании доказательной базы выполнения требований регламентов на основе существующего сегодня во многом устаревшего фонда стандартов. В связи с этим, никто не будет признавать эти технические регламенты в дальнем зарубежье, тем более, на государственном уровне. Вместе с тем, признание - это прямая дорога к развитию экспорта, а отсутствие его - дополнительные затраты производителей или вообще закрытие привлекательного рынка. Эта проблема не только наша, но и Евразийского экономического союза.

Не выполняют своей функции по защите рынка от некачественной и опасной продукции и услуг такие виды деятельности как аккредитация, оценка соответствия и государственный надзор. Разработаны они в соответствии с ФЗ "О техническом регулировании". Об этой проблеме мои коллеги и я говорим уже много лет. И тем не менее, учитывая её значительное воздействие на качество жизни, ещё раз остановлюсь на ней.

В советское время, как уже говорилось, проблема качества не могла быть решена в силу отсутствия у производителей заинтересованности делать качественную продукцию. Но тогда не было такого количества как в настоящее время отрицательных трансакций от производителей и торговли в виде фальсификации и обмана потребителей.

Эти явления, а также контрафакт начали разрастаться с начала 90-х годов. И все прошедшие годы ситуация с качеством и безопасностью поставляемых на рынок продукции и оказываемых услуг только ухудшалась. Как следствие, и сегодня у многих наших предпринимателей также нет заинтересованности в улучшении качества: зачем снижать себестоимость продукции, если на рынок при отсутствии эффективных оценки соответствия и надзора, а также низкой юридической ответственности практически без ущерба для себя можно поставлять продукцию и оказывать услуги, не соблюдая требований технических регламентов, национальных стандартов и других законодательных требований.

Зачем в таких условиях внедрять стандарты ИСО серии 9000, где сконцентрирован мировой опыт менеджмента качества: в действительности на многих предприятиях они внедряются формально.

Страдают от этого не только потребители. Массовое несоблюдение законодательных требований, прикрытое неполноценным государственным и общественным контролем, развращает предпринимательство, оно теряет авторитет у населения.

Учитывая остроту этой проблемы, хочу в дополнение к тому, о чём я и мои коллеги писали ранее, привести примеры из нашей сегодняшней жизни. Разве можно серьёзно ставить задачу улучшения качества жизни при массовой фальсификации продукции. Когда комплектующие для авиационной промышленности - подделка, когда на автозаправках в автомобили регулярно заливают некачественный бензин, со всеми вытекающими из этого последствиями для безопасности дорожного движения и финансовых потерь водителей, а в ряде случаев и для жизни. Когда взрывается газ в домах. Когда 40% товаров лёгкой промышленности - фальсификат.

Когда, например, 80% консервов - фальсификат. Когда народ кормят некачественным хлебом, потому что ценные сорта пшеницы уходят за рубеж: даже на курортах Ставропольского края не стало качественного и вкусного хлеба. Когда кормят опасными для жизни пельменями, сосисками и другими мясными продуктами, суррогатными сливочным маслом и молоком и конфетами с червями и т.п. И, наконец, когда лекарства отечественного производства, прямо по Жванецкому, - «ну не берут» и те, кто имеет возможность, стремятся купить дорогие, но качественные импортные лекарства.

И самый свежий пример - большие экономические издержки и потеря деловой репутации из-за загрязнения нефтепровода «Дружба». Интересно, будет ли в этом случае кто-то наказан за хищение или за бесхозяйственность? Узнаем ли мы о виновных?

Последствия для населения от некачественной и опасной продукции достаточно очевидны. Однако при этом неизбежно возникает вопрос о масштабах этой проблемы. Я попытался понять эту ситуацию для пищевой продукции и спрашивал у продавцов в московских аптеках, какие лекарства пользуются наибольшим спросом. По их мнению, одним из наиболее потребляемых видов лекарств являются лекарства от болезней желудочно-кишечного тракта и, в частности, от изжоги. Таких покупателей, как минимум, половина. Можно предположить, что если не половина моск-

вичей (не все же посещают аптеки), то одна треть их страдает от недоброкачественных продуктов питания. А если сюда добавить фальшивую минеральную воду, 80% которой не содержит минеральных свойств и никем не проверяется, то число таких москвичей возрастёт. Думаю, что в регионах эта проблема ещё острее. По некоторым оценкам специалистов в среднем по стране эта цифра доходит до 60-70%.

Проблему минеральной воды и в целом низкое качество и безопасность продуктов питания, а также отсутствие контроля за ними и надлежащей юридической ответственности предпринимателей обсуждали на встрече с председателем Правительства сенаторы во главе с Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. За школьное питание взялись Государственная Дума и ФСБ. И это обнадёживает.

Моим заключениям, конечно, вряд ли поверят те, кто принимают решения в этой сфере. Но тогда поручите Минздраву провести соответствующие исследования и, если они подтвердят эти выводы, то будут серьёзные основания для изменения ситуации с качеством и безопасностью и для корректировки нацпроектов «Здравоохранение» и «Демография».

В разделе нацпроекта «Демография» (Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек) справедливо говорится о необходимости мотивировать граждан к здоровому образу жизни и к отказу от вредных привычек. В отношении же питания процесс должен быть обратным: Роспотребнадзору не граждан надо мотивировать на здоровое питание, а производителей и продавцов на качественную и безопасную продукцию. Это же основная функция этого ведомства. Однако, в этом проекте и в проекте «Здравоохранение» ни слова не говорится о защите рынка от некачественных и опасных продуктов питания и услуг.

В этом же разделе предусмотрены мероприятия, относящиеся исключительно к функции Роспотребнадзора: разработка нормативных актов, санитарных норм, внедрение системы мониторинга, создание центров по вопросам здорового питания и испытательных лабораторий, реализация просветительских программ, лекции, конференции и т. д. Но причём здесь проектный подход? Не надо его дискредитировать, как это произошло с программно-целевым управлением, тем более, что в этом разделе практически отсутствует взаимодействие с другими ведомствами.

Нет, к сожалению, и конкретных результатов от всей этой деятельности. Приведу в качестве примера итоговый результат: «В целях оценки эффективности указанных выше результатов в 2024 году будет проведен повторный анализ наличия возможности у населения приобретать пищевую продукцию, отвечающую принципам здорового питания, что позволит дать заключение по обеспеченности населения доступом к таким продуктам и сформировать необходимые мероприятия по коррекции питания».

Читатель пусть сам делает вывод из этого текста. Мне же хочется разработчикам этого раздела проекта задать вопросы: будут ли по опыту советского времени открыты для пожилого населения и людей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта магазины диетических продуктов и столовые диетического питания: ведь всё, что лежит сегодня на прилавках, им категорически противопоказано? Учёные медики знают и говорят об этом. Будет ли в 2024 году в состав мясных продуктов, теперь уже и в курятину, входить особо опасный для здоровья стабилизатор Е407 карраги-нан, стимуляторы, химические добавки и антибиотики, и будет ли вообще в них натуральное мясо? Что будет с суррогатным молоком и маслом на пальмовом масле, фальшивыми консервами и т.п.? Будут ли продукты соответствовать требованиям национальных стандартов, о которых в этом разделе и не вспоминают? Тогда для чего их разрабатывают, ведь именно через их требования у нас должны выполняться положения Комиссии ФАО/ВОЗ по пищевым стандартам «Кодекс Алиментариус».

Положительное решение хотя бы только этих задач было бы реальным ответом на выполнение поручения Президента направлять все действия по реализации нацпроектов на улучшение жизни конкретных людей.

Конечно, качество жизни это не только качественное питание и качественные услуги: это организация здравоохранения, экология, качественные жильё и городская среда, образование, культура и многое другое. Но давайте говорить откровенно. После отравления некачественными и вредными продуктами хождение по пусть даже самым современным поликлиникам и больницам, выход на работу, посещение культурных мероприятий или образовательных учреждений с болью в желудке или изжогой вряд ли можно называть качественной жизнью. Это ведь тоже результат отрицательных трансакций.

Разумность логической цепочки кардинального улучшения качества питания с социальной и экономической точек зрения очевидна: качественные и безопасные продукты питания и услуги - меньше заболеваний, соответственно, меньше производственных и социальных потерь, растёт производительность труда, меньше обращений в поликлиники и больницы - их персонал разгружается от потока пациентов, предоставляется возможность уделять им больше внимания, повышается качество лечения и качество жизни населения. Ничего кроме здравого смысла в этих рассуждениях нет.

Реальная же борьба с этим злом сегодня не ведётся: телевизионные программы - это хорошо, но это только констатация факта нарушений, а где виновники, где причины и где действия по их устранению? Где профилактика и предупреждение нарушений требований законодательства? Маркировка продовольственных товаров - это не тот путь, который может дать необходимый результат: если будет замаркирован некачественный и опасный товар и он также как и сейчас не будет контролироваться, то потребителю лучше от этого не станет. Кроме того, это решение опять ударит по его карману. Не будет лучше, судя по всему, и бизнесу.

Власти постоянно запаздывают с принятием решений в этой области. Например, было много публикаций по наведению порядка с маркированием пищевой продукции. На основе опыта Германии специалистами был разработан стандарт с чёткой и понятной потребителям информацией о потребительских свойствах и характеристиках безопасности. Однако он не был принят Росстандартом. И только сейчас Правительство сделало по сути первый шаг в этом направлении применительно к молочной продукции.

И ещё. Все прошедшие годы мы видим много примеров отравления детей в детских садах, школах, местах отдыха. Только после общения с сенаторами Правительство поручило подготовить предложения по этому вопросу. А ведь запаздывание, как говорит теория, это тоже рост отрицательных трансакций.

Из всех видов деятельности национального уровня, влияющих на минимизацию трансакционных издержек, в разделе проекта «Производительность труда и поддержка занятости» рассматриваются стимулирование предприятий к повышению производительности труда и снижение административно-регуляторных барьеров.

Безусловно, совершенствование нормативно-правовой базы в целях создания необходимых условий для развития бизнеса, о чём неоднократно говорил Президент, это актуальная задача. Но она не должна, как я понял Президента, сводиться только к устранению необоснованных барьеров для бизнеса.

Крайне актуальной сегодня для развития бизнеса и, прежде всего малого и среднего, является задача формирования благоприятной конкурентной среды. Сегодня он задавлен монопольно действующими торговыми и снабженческими сетями на потребительском рынке. Эта проблема в проекте отсутствует. Ничего в проекте не говорится и о структурной реформе, которая много обсуждалась в последние годы, реформе административного аппарата, развитии стандартизации в соответствие с потребностями промышленности и сферы услуг, о повышении уровня измерительных возможностей, совершенствовании оценки соответствия в целях борьбы с фальсификацией и о приведении технического регулирования в соответствие с международной практикой.

Что же касается упомянутого снижения административно-регуляторных барьеров, то здесь есть опасность повторения нашего негативного в прошлом опыта: Минэкономразвития может как обычно предложить ввести надзорные и сертификационные каникулы для бизнеса до 2024 года, создав при этом новые потоки отрицательных трансакций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хочу напомнить, что практически все годы, начиная с 90-х, с административными барьерами шла непродуманная и примитивная борьба. Не подумали о последствиях для потребителей и практически вообще перестали проверять продукцию и услуги, загрузив тем самым их отрицательными трансакциями. Специалистов не слушали и всё сделали для того, чтобы в нарушение европейской практики качество и безопасность пищевой продукции, в том числе, импортной, оценивалось никем не контролируемой декларацией соответствия. Впустую была потрачена масса средств и времени на разработку, оторванных от реальной жизни концепций по реформированию надзора. Было также безвозвратно потеряно большое количество профессионалов в этой уникальной сфере деятельности.

Всё это подорвало на корню становление культуры нашего бизнеса: достаточно ко всему выше сказанному назвать проблемы, возникающие у производителей конечной продукции, с поставками для них некачественных и опасных комплектующих изделий и сырья.

Теперь же Правительство сделало акцент на оптимизацию нормативной базы: надо заниматься, по словам Председателя Правительства, её гильотиной. Как бы только при таком революционном подходе не наломать дров и не остаться без структурированной нормативной базы и с новым пакетом отрицательных трансакций из-за нарушения стабильности правового обеспечения. Делать это надо не наскоком, а на постоянной основе. А гильотину надо применить к тому, кто обязан был своевременно организовать эту работу должным образом, но вовремя не сделал этого, в частности, при разработке и введении в действие ФЗ «О техническом регулировании» и ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Вот это и будет положительной трансакцией.

И ещё, о проекте «Повышение производительности труда и поддержка занятости». Все прошедшие годы у нас происходит сбыт за рубеж богатейших ресурсов в виде кругляка леса и не переработанных морских ресурсов. По существу, наше национальное богатство оказалось не защищено от разграбления, а прибыль и добавленная стоимость, создаваемая в процессе их переработки, оседают за рубежом. Это - отрицательная трансакция государства, неспособного защитить национальную собственность. И это - оппортунистическое поведение тех, кто реализует за бесценок эти ресурсы или способствует этому.

Мы до сих пор не смогли организовать у нас производство по их переработке в готовые изделия и продукты. Разработка законодательных мер, пресекающих сбыт за рубеж этих ресурсов, и организация перерабатывающих производств позволили бы предотвратить в дальнейшем эти колоссальные издержки. А созданные на этих производствах качественные и безопасные изделия и продукция были бы хорошим вкладом в развитие реального производства и экономики в целом, а также в наполнение потребительского рынка конкурентоспособной отечественной продукцией. Кроме того, полученная на этих производствах добавленная стоимость дала бы нам ощутимый прирост производительности труда.

Решать этот комплекс задач было бы вполне логично в рамках проекта «Производительность труда и поддержка занятости». Насыщение этого проекта такими актуальными и конкретными задачами придало бы ему более содержательную цель: повышение производительности труда и поддержка занятости в наиболее значимых для роста экономики секторах реального производства. При этом структура и содержание проекта стали бы более целенаправленными как по организации работ, так и по их финансированию. Это позволило бы также обеспечить чёткий контроль его выполнения.

Я достаточно подробно изложил суть и роль в экономике проблемы минимизации трансакционных издержек. Дал оценку состояния этой проблемы у нас. Теперь же, хочу предложить читателю своё видение структуры модели минимизации трансакционных издержек применительно к проблеме повышения конкурентоспособности предприятия.

Выделю в модели два основных направления повышения конкурентоспособности:

1. Производство качественной и безопасной продукции и снижение её себестоимости.

1.1. К числу внутренних трансакционных издержек на предприятии относятся расходы на управление персоналом; формирование и развитие организационной структуры; юридические, информационные и консультационные услуги; представительские расходы; услуги связи; расходы на поиск, изучение и работу с поставщиками и потребителями; принятие решений и контроль за их выполнением; маркетинговые исследования; контроль за качеством поставляемой продукции и др.

Здесь надо отметить, что в нашем бухгалтерском учёте трансакционные расходы сегодня не выделяются. Конечно, это осложняет задачу менеджеров при анализе и выработке предложений по их минимизации. Но, на мой взгляд, выход из этого положения у них есть и сегодня. Трансакционные издержки - это часть общехозяйственных расходов, их можно выделить и классифицировать.

Для организации на постоянной основе учета трансакционных расходов на уровне предприятий Минфин мог бы ввести в план учета бухгалтерских счетов субсчет «Трансакционные расходы» в составе счета 26 «Общехозяйственные расходы». В условиях существующего сегодня в ИФНС электронного сбора информации это позволило бы оценить и вести на постоянной основе мониторинг объёмов реальных трансакционных издержек по всему народному хозяйству.

Сводные данные такого мониторинга могли бы представляться Минфином в Минэкономразвития. Полученные интегральные данные подвигли бы Минэкономразвития совместно с другими заинтересованными ФОИВ к разработке механизма и инструментов для стимулирования сокращения трансакционных расходов, а соответственно, и повышения эффективности использования всех видов ресурсов.

1.2. Основным внутренним фактором, снижающим эти издержки на предприятии, является, как уже говорилось, работа по внедрению современных систем, моделей и инструментов, создающих условия для производства продукции, удовлетворяющей потребительский спрос, и с конкурентной ценой. Особая роль в этой работе принадлежит человеческому фактору и благоприятному моральному климату в коллективе. Её выполнение потребует аналитической проработки проблемы, обучения руководителей, сотрудников, менеджеров и их мотивации.

Предприятия, имеющие сложившиеся традиции управленческой деятельности и квалифицированный персонал, смогут справиться с ней сами. Однако большинству предприятий надо помогать и, прежде всего, малым и средним. Надо помочь им разобраться, где отрицательные трансакции могут зарождаться и показать наиболее эффективные пути их устранения или рационализации. В стране для этого есть квалифицированные специалисты по менеджменту, есть и консалтинговые организации по этой проблеме, имеющие конкретный опыт работы.

Основные задачи руководства предприятия сводятся к подбору квалифицированных менеджеров и созданию им условий для подготовки обоснованных предложений. А далее - это организация их внедрения и постоянный контроль за функционированием производства. Именно такой алгоритм действий необходим для решения это сложной управленческой задачи. В противном случае, как это было не раз в нашей истории, например, с внедрением различных систем качества, повышением конкурентоспособности и модернизацией, всё может закончиться очередной кампанией.

1.3. Основными внешними (рыночными) факторами, непосредственно направленными на минимизацию издержек на предприятиях для этого направления, являются технические регламенты, национальные стандарты, измерительные возможности, консультационные услуги в сфере менеджмента качества и конкурентоспособности.

Они должны предусматривать:

- соответствие технических регламентов, национальных стандартов и измерительных возможностей современному уровню научно-технических достижений и их регулярное обновление, а также соблюдение их требований,

- доступность предприятий к фондам технических регламентов, национальных и международных стандартов и к информации об измерительных возможностях,

- содействие со стороны государства формированию в стране разветвлённой сети консалтинговых организаций по оказанию квалифицированной помощи предприятиям по менеджменту качества и повышению конкурентоспособности в целом.

Влияние названных внешних факторов на минимизацию трансакционных издержек на предприятиях, как уже говорилось, сегодня незначительно и не отвечает задаче повышения конкурентоспособности предприятия.

2. Принятие мер, предупреждающих поставку на рынок недоброкачественной и опасной продукции.

2.1. К числу внутренних трансакционных издержек предприятия для этого направления относятся: низкий уровень корпоративной культуры и деловой этики, слабость административного механизма и отсутствие стимулов для качественной работы.

2.2. Основным внутренним фактором, снижающим эти издержки на предприятии, является внедрение современных систем, моделей и инструментов управления предприятием.

2.3. Основными внешними факторами, непосредственно направленными на минимизацию трансакционных издержек на предприятиях, являются: аккредитация, оценка соответствия, государственный надзор, общественные формы контроля.

Они должны предусматривать:

- пресечение оппортунистического поведения производителей и торговли: нечестность, обман, сокрытие информации, минимизацию внутренних отрицательных эффектов (интерналий), т.е. издержек потребителей, которые не были оговорены при заключении сделок,

- минимизацию внешних отрицательных эффектов (экстерналий), т.е. издержек, которые понесло общество вследствие нарушения прав потребителей и искажения производителями ценовой политики,

- создание условий для объективной оценки качества и безопасности продукции и услуг в целях защиты прав приобретателя на эту собственность.

Влияние названных внешних факторов на минимизацию трансакционных издержек сегодня также крайне незначительно. Как уже говорилось, государство не смогло организовать эффективное функционирование этих видов деятельности: сегодня у предприятий снижена мотивация выпускать качественную и безопасную продукцию.

Хочу здесь подчеркнуть, что в модели и для первого и второго направления были рассмотрены только те внешние факторы, которые непосредственно направлены на снижение отрицательных трансакций. Безусловно, что для достижения целей по повышению конкурентоспособности необходимо добиваться эффективного функционирования всех ранее названных факторов национального уровня.

Заключение

В настоящее время стало ясно, что противостояние России с Западом - это надолго. Для сохранения нынешнего политического и экономического курса особую остроту приобретает проблема сбережения финансовых и других ресурсов на далёкий горизонт времени. Наряду с этим, руководству страны надо отвечать уже сегодня конкретными результатами на запрос граждан повысить качество жизни, что, естественно, потребует расходования всё тех же ресурсов. Решать эти две, в определённой степени противоречивые, задачи Правительство предлагает путём реализации нацпроектов.

Трудно давать им оценку: цели поставлены, мероприятия определены, ресурсы выделены. Однако, я не нашёл в них главного: в чём отличие экономической политики в этих проектах от той политики, которую мы имели все прошедшие годы и которая тормозила развитие.

Надо полагать, экономическая политика реализации проектов заложена в нацпроекте «Производительность труда и поддержка занятости». Однако рост производительности труда в наших условиях не может являться ключевым индикатором, объективно отражающим рост экономики и повышение конкурентоспособности. Почему?

Действительно, производительность труда - это один из важнейших экономических показателей. В условиях конкурентной среды он, рассчитанный через добавленную стоимость, может характеризовать экономическое развитие и конкурентоспособность страны. У нас же в промышленности крайне низкий уровень конкуренции, отсутствует добросовестная конкуренция за качество среди производителей и торговли на потребительском рынке со всеми вытекающими из этого отрицательными последствиями для качества и ценообразования. В проекте конкретные меры по повышению уровня конкуренции не предусматриваются.

У нас не созданы также условия для повышения качества и безопасности продукции и услуг и, как следствие, создание добавленной стоимости далеко не всегда будет вызвано улучшением качества создаваемой продукции. В конечном итоге мы можем получить прирост показателей производительности труда, но это не будет говорить о повышении конкурентоспособности и росте экономики.

К сожалению, в проекте ничего не говорится о минимизации трансакционных издержек. Громадные потери от них останутся в экономике и в нашей повседневной жизни. Тем, от кого зависит принятие здесь решений, надо понимать, что между отрицательными трансакциями и качеством в широком смысле слова существует прямая корреляция: не будет снижения их объёмов, не будет и повышения качества продукции, услуг и менеджмента, не будет и повышения уровня государственного управления и качества жизни населения.

В связи с вышеизложенным возникает естественный вопрос - за счёт чего через шесть лет улучшится качество нашей жизни и вырастут темпы роста экономики? Если всё сводится к расходованию триллионов рублей и к жёсткому контролю за выполнением мероприятий, то это подход может дать определённые результаты.

Но, думаю, эта не та экономика, которая необходима сегодня стране, не то государственное управление и не та регуляторная практика. В ней нет перспективы для развития: пошли не путём повышения эффективности экономики на основе улучшения качества и снижения издержек, а следовательно, и не путём повышения её конкурентоспособности. Об этом по сути говорят и сценарные условия развития нашей экономики до 2024 года, представленные недавно Минэкономразвития.

В чём причина того, что проблемы минимизации трансакционных издержек и улучшения качества все прошедшие годы не являлись и не являются сегодня частью нашей экономической политики? Почему развитые страны понимают важность этих проблем, а мы нет?

Основная причина, на мой взгляд, состоит в догматической позиции наших экономистов либералов: по их мнению, конкуренция у нас высокая, асимметрии и неопределённости в экономике нет, и, как следствие, нет и трансакци-онных издержек. Это полностью оторванная от реальной жизни позиция. Их главный постулат на котором они твёрдо стоят и от которого практически весь мир уже отошёл, - всё в экономике определит "невидимая рука рынка": не надо ему мешать, не надо его регулировать, он сам всё сделает. Удобная позиция. Об этом они публично не говорят, но все их практические действия сводятся именно к этому. В полной мере это проявляется в проблемах реального сектора экономики.

Есть и ещё одна причина. В процессе выявления отрицательных трансакций естественно возникает вопрос, что и кто является их источником. И если такие трансакции регулярно возникают в процессе решения тех или иных задач, то неизбежно возникает вопрос о непрофессионализме тех, кто отвечает за их решение. Кому же из наших либеральных экономистов или чиновникам захочется так подставляться? Их даже не волнует то, что много конкретных проблем, вызванных отрицательными трансакциями, вынужден решать лично Президент.

Считаю, что игнорирование проблемы минимизации трансакционных издержек, является стратегическим просчётом в нашей экономической и социальной политике. Как будут развиваться события дальше, мне трудно сказать. Но уверен, что рано или поздно эту культуру управления надо будет осваивать, за этим стоит громадный потенциал

для развития нашей экономики и социальной сферы. Начинать надо будет с выявления причин зарождения отрицательных трансакций и их последующего устранения как на предприятиях, так и на национальном уровне.

На предприятиях, как уже говорилось, это системное совершенствование организации производства на базе внедрения современных систем, моделей и инструментов. На национальном уровне - это выявление видов деятельности, создающих для предприятий и экономики в целом наибольшее количество отрицательных трансакций, и поэтапно заниматься их минимизацией.

Список литературы

1. Чепурин М.Н., Киселёва Е.А. Курс экономической теории. 2017.

2. Версан В.Г., Леонидов К.В. Эффективный потребительский рынок - важнейший фактор роста экономики и благосостояния граждан // Стандарты и качество. - М., 2018. - № 6.

3. Версан В.Г. Качество и работоспособность экономической модели // Экономика и управление: проблемы, решения. - М., 2018. -№ 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.