Кузибаева Б.М. Особенности формирования трансакционных издержек в традиционно аграрной экономике
УДК 333 Б.М. КУЗИБАЕВА
ББК 65.9(2)32
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК В ТРАДИЦИОННО АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Усложнение экономических отношений в переходной традиционно аграрной экономике, повышение, наряду с технологическими факторами, значимости институциональных факторов в развитии экономики обусловливает острую необходимость в исследовании природы трансакционных издержек, их осмысление в свете появления новых рыночных ситуаций. Поводом для введения в научный обиход нового понятия "трансакционные издержки" (transaction cost) стала критика положения неоклассической теории о том, что обмен происходит якобы без издержек. Термин был введен американским экономистом Рональдом Коузом, который употребил его в работах «Природа фирмы» (1937 г.), «Проблемы социальных издержек» (1960 г.).
По мнению Р. Коуза, все, что делали теоретики классической и неоклассической школы, сводилось к попытке дополнить и формализовать утверждение Адама Смита о преимуществах системы рыночного ценообразования («невидимой руки») в экономической координации и в обеспечении наивысшей результативности производства [6]. В этом базовом положении была по - новому переосмыслена старая проблема. Институционалисты полагали, что рыночная экономика не может быть «чистой» и изолированной. Она неизбежно осложняется и взаимодействует с различными сферами общества.
Однако основная их часть носит скрытый характер. Это произошло потому, что даже в науке понятие трансакционных издержек сравнительно новое, особенно применительно к традиционно аграрной экономике. Необходимая форма отчетности ещё не выработана. В документах финансово-хозяйственной деятельности трансакционный сектор не выделен надлежащим образом. Всё это затрудняет оценку трансакционных расходов и их учёт. Это и стало источником неофициальных доходов в традиционно аграрной экономике для лиц, ответственных за проводимые реформы.
Например, на начальном этапе земельной реформы и фермеризации аграрного хозяйства, когда выдача сертификатов на землепользование была бесплатной, госслужащие разного уровня, особенно местные исполнительные органы государственной власти, неадекватно определяя цену сертификата, имели на этом огромные скрытые доходы за счёт хозяйствующих субъектов.
После 90-х годов в традиционно аграрной экономике появились разные формы хозяйствования. Как видно из данных диаграммы 1, в результате реструктуризации и осуществления радикальных реформ в аграрной отрасли за период с 1991 г. по 2013
- 116 -
Kuzibayeva B.M. Peculiarities of the Formation of Transaction Costs in Traditional Agrarian Economy
г. все существовавшие в Таджикистане 362 совхоза и 206 колхозов были превращены в дехканские и другие хозяйствующие субъекты, занимающиеся производством аграрной продукции.
Диаграмма 1
Число колхозов и совхозов в Таджикистане
Источник: Таджикистан в цифрах: сборник Агентства по статистике при
Президенте Республики Таджикистан,-Душанбе, 2014. -С. 96.
Диаграмма 2
Число дехканских хозяйств в Таджикистане
Источник: Таджикистан в цифрах: сборник Агентства по статистике при
Президенте Республики Таджикистан. -Душанбе, 2014.- С. 93.
При этом число дехканских хозяйств увеличилось с 1750 ед. в 1995 г. до 87 600 ед. в 2013 г., т.е. их число возросло более чем в 50 раз (см. диаграмму 1 и 2).
Увеличение числа предприятий разных форм хозяйствования, естественно, увеличило объем трансакционных расходов. Они резко увеличились в связи с реорганизацией крупных хозяйств и созданием новых форм хозяйствования, а также ради обеспечения после реорганизации необходимой координации между хозяйственными субъектами и в связи с разрешением разного рода распределительных конфликтов.
- 117 -
Кузибаева Б.М. Особенности формирования трансакционных издержек в традиционно аграрной экономике
По оценкам специалистов, сегодня традиционно аграрная экономика Таджикистана имеет низкую инвестиционную привлекательность. И это вызвано, прежде всего, высоким уровнем трансакционных издержек, имеющих скрытый, неофициальный характер. Следовательно, управление трансакционными издержками и их минимизация могут стать одним из путей привлечения инвестиций и повышения рентабельности аграрных предприятий. Для решения этих задач необходим комплексный анализ институциональной структуры традиционно аграрной экономики, что станет предпосылкой анализа самих трансакционных издержек.
Поэтому радикальные преобразования аграрных отношений в ходе экономической реформы в стране, увеличивая объем трансакционных расходов, причем скрытых, не обеспечили необходимых институциональных изменений и модернизацию производительных сил, адекватных новой модели традиционно аграрной экономики.
При этом сами изменения в традиционно аграрной экономике в ходе происходящей реформы приобрели крайне противоречивый характер. С одной стороны, создаются предпосылки для многообразия форм хозяйствования и мотивации к эффективному труду, а с другой, - идёт разрушение производящих и технологических структур. В результате этого аграрная экономика Таджикистана по своим количественным и качественным параметрам оказалась отброшенной на несколько десятилетий назад. Все это убеждает в том, что как научные основы (теория, методы, прогнозирование), так и практика реформирования (стратегия и тактика реформ) в традиционно аграрной экономике были неадекватны свойствам самих объектов трансформации. Поэтому аграрные преобразования в нашей стране носят мозаичный характер: этапы радикализма сменяются периодами градуализма, и наоборот.
При этом надо учитывать, что в развитой рыночной экономике в условиях контрактации общество и государство могут оказывать воздействие на систему производственных отношений, используя механизм инфорсмента,1 представляющего собой совокупность способов правоприменения, принуждения и обеспечения контроля за выполнением институциональных установок.
Применение инфорсмента в экономике Таджикистана способствовало бы развитию хозяйственной предприимчивости и инициативы за счет принятия законов и подзаконных актов, связанных с созданием особых экономических зон агропромышленного типа. Инфорсмент мог бы быть полезным при проведении государственных закупок того или иного вида продукции, при льготном кредитовании и налогообложении производственного, перерабатывающего и посреднического предпринимательства.
Применение механизма инфорсмента могло бы повысить эффективность выполнения контрактных обязательств со стороны инициаторов контрактации и их агентов. Эта необходимость вызвана тем, что система контрактных отношений в
1) Инфорсмент (англ. enforcement) — это обеспечение выполнения договоров; защита контрактов; принуждение к исполнению контракта.
- 118 -
Kuzibayeva B.M. Peculiarities of the Formation of Transaction Costs in Traditional Agrarian Economy
институциональной структуре национального предпринимательства является ещё не завершенной, так как действующее законодательство не предусматривает санкций к субъектам, не выполняющим своих обязательств. Институциональные провалы объясняются отсутствием механизма, способствующего реализации предписаний законов и вынуждающих экономических агентов следовать установленным правилам игры.
Экономические последствия нередкого оппортунистического поведения партнеров по агробизнесу сопровождаются ростом трансакционных издержек аграрных производителей, а также перерабатывающих и торговых предприятий.
Координационная функция инфорсмента осуществляется в направлении замещения издержек субъектов производственного предпринимательства в традиционно аграрной экономике затратами агентов, уклоняющихся от выполнения институциональных соглашений. При этом издержки нарушения контрактов влекут за собой прямые санкции, а также компенсацию упущенных выгод, которые могли бы получить хозяйства при добросовестном соблюдении их партнерами условий контрактации.
Координационный эффект при нарушении условий контрактов зависит от размера упущенной выгоды, от нарушения контрактов и абсолютной величины санкций за оппортунистическое поведение агентов. Нормативно-правовые акты общества и государства по обеспечению условий для реализации контрактов уже сами по себе являются эффективными, если у инициаторов оформления институциональных соглашений и их партнеров есть мотивация к обязательному следованию правилам игры. Для этого механизм санкционирования должен базироваться на информации о фактах нарушений контрактных обязательств, для чего, в свою очередь, необходим мониторинг выполнения контрактов, и содержать стоимостную величину санкций, применяемых к нарушителям институциональных соглашений.
Выбор той или иной формы санкционирования зависит от соотношения между этой стоимостной величиной и хозяйственными потерями в случае нарушения условий контрактов. Если издержки защиты институциональных соглашений перекрывают расходы, связанные с нарушением их условий, то санкции к контрагентам являются неэффективными.
В предпринимательской среде принуждение может осуществляться по-разному: за счет прямого применения юридической силы закона в отношении агентов, нарушивших контракты, а также на основе "размывания" репутации нарушителей институциональных соглашений. Эти формы гарантирования исполнения условий контрактации являются взаимодополняющими и могут быть пригодными только на микроэкономическом уровне.
Между тем отдельные исследователи не учитывают микроэкономической базы взаимодействия общества и государства с субъектами предпринимательства. Так, по мнению Е.В. Самофоловой, адресную поддержку предпринимательской деятельности следует обеспечивать посредством дифференциации институтов по способам воздействия (через специально созданные органы и структуры), по масштабам осуществления (отраслевые, региональные и макроэкономические), по содержанию
- 119 -
Кузибаева Б.М. Особенности формирования трансакционных издержек в традиционно аграрной экономике
используемых институтов (административные, экономические, правовые), по характеру институционализации (прямого действия, косвенного действия) [4, с.25-53].
Приведенное многообразие критериев оценки институциональной поддержки хозяйствующих субъектов объективно обусловлено многофакторностью самого объекта анализа, то есть изменчивостью самой институциональной структуры предпринимательства в традиционноаграрной экономике.
Однако, на наш взгляд, социально-экономическое значение институтов в аграрной сфере определяется не созданием специальных органов управления, а необходимостью минимизации совокупных затрат агропроизводителя, в том числе через принуждение агентов к обязательному исполнению контрактов. С этой позиции задача экономической науки состоит в определении способов переориентации институтов на координационно-дополняющую поддержку производственного и перерабатывающего предпринимательства в традиционно аграрной экономике.
Вместе с тем следует учитывать, что создание экономико-институциональных условий для функционирования предпринимательских структур производственного и перерабатывающего типов изначально связано с отраслями, производящими средства производства для сельского хозяйства. В этих сферах общество и государство пока не являются гарантами увеличения денежных доходов субъектов производственного предпринимательства, так как не применяют санкций к поставщикам малопроизводительной техники. Минимизация объемов производства тракторов, комбайнов и других аграрных машин является следствием пробелов, имеющихся в антимонопольном законодательстве, которое не ограничивает роста совокупных издержек производителей традиционно аграрных товаров.
Трансакционные затраты в аграрной сфере связаны с издержками эффективности технических средств, используемых в растениеводстве, животноводстве и птицеводстве. К ним добавляются расходы хозяйств на предупреждение возможных нарушений партнерами контрактных обязательств. В условиях же надлежащей поддержки аграриев со стороны соответствующих институтов, которые оценивают количественные и качественные характеристики технических средств, осуществляют мониторинг сделок купли-продажи автотранспортных средств и перерабатывающего оборудования, часть издержек традиционно аграрной экономики замещается затратами общества и государства.
Переход к такой поддержке на координационно-замещающей основе на деле способствует экономическому росту и стимулирует активизацию хозяйственной деятельности.
Многие предприятия аграрной экономики, ранее составлявшие единое производство, оказались разъединенными. Внутренние трансакции заменились более тяжёлыми внешними, которые привели к несопоставимо большим издержкам. Всё это происходит еще и потому, что рыночный механизм в Таджикистане ещё в достаточной степени не сложился. И то, что раньше представляло собой простую внутрихозяйственную сделку, сейчас требует заключения контракта чуть ли не на национальном уровне, со всеми связанными с ним издержками. При этом меняются условия договоров, контрактов и повышаются издержки трансакций.
- 120 -
Kuzibayeva B.M. Peculiarities of the Formation of Transaction Costs in Traditional Agrarian Economy
Все разрозненные производства практически разбросаны по стране, былые связи между субъектами экономики нарушены. Можно сказать, что аграрные производства насильно вытолкнуты на открытый рынок. Поэтому они опять испытывают необходимость соединения, но теперь более трудным путем, путем колоссальных внешних издержек. Ситуация усугубляется ещё и несовершенством нашей законодательной системы, которая обеспечивала бы быстрое и без проволочек исполнение рыночных операций, что также повышает издержки трансакций.
Трансакционные издержки вызваны, прежде всего, необходимостью обеспечить координацию между многочисленными формами хозяйствования. Поэтому в традиционно аграрной экономике возникает настоятельная потребность в эффективном регулировании трансакционных издержек, так как они являются неотъемлемой частью производственного процесса.
Традиционно аграрная экономика представляет собой производственно-экономическую систему агропромышленных отраслей, состоящих из функциональных рыночных подсистем, участвующих в производстве сельхозпродукции, в её переработке и в доведении её до индивидуального потребителя. Функционирование агропромышленных предприятий основывается на совокупном использовании биохимических, экономических (в том числе инфраструктурных), трудовых, механических ресурсов, что в сочетании с разными естественными природноклиматическими условиями, а также расположением их относительно рынков сбыта требует целой системы взаимодействия.
Трансакции в традиционно аграрной экономике имеют свои особенности, связанные со спецификой производства и особенностями активов. К этим особенностям относятся следующие:
1. Возможность использования достижений НТП в традиционно аграрной экономике ограничена природно-климатическими и экономическими условиями.
2. Происходит постоянное углубление дифференциации товаров, вырабатываемых из традиционно аграрных продуктов.
3. В издержках производства традиционно аграрной продукции существенная часть относится к постоянным издержкам.
Названные выше особенности традиционно аграрной экономики определяют величину трансакционных издержек и их специфику. Функционирование и развитие предприятий в аграрной экономике нуждается в надёжном механизме регулирования в сфере трансакционных издержек. В частности, требуется активизация интеграционных процессов, нужна разработка на перспективу адекватных моделей объединений в традиционно аграрной экономике, развитие надлежащей институциональной среды, которая способствовала бы повышению эффективности производства, например зерна и продуктов его переработки, а также обеспечивала бы конкурентоспособность зерновой отрасли.
При этом нужно иметь в виду, что преимущества в условиях современной конкуренции почти полностью достигаются за счет новаций в технологии, за счёт эффективных схем управления, а также надёжной организации продвижения товаров. При этом хозяйствующие субъекты, функционирующие в традиционно
- 121 -
Кузибаева Б.М. Особенности формирования трансакционных издержек в традиционно аграрной экономике
аграрной экономике, должны получить доступ к информационным, финансовым, технологическим, инновационным и трудовым ресурсам. Их эффективное использование позволяет снизить трансакционные издержки, что, в конечном счете, оказывает влияние на экономический рост и повышение конкурентоспособности предприятий традиционно аграрной экономики.
В современной мировой хозяйственной практике используются новые формы связи, обмена и торговли, обеспечивающие справедливые цены за проданный товар. Если раньше продукцию традиционно аграрной экономики реализовывали лишь при ее наличии, то теперь фермеры могут продавать зерно, картофель, овощи еще до посева, а животных - до рождения. Для этого заключают долгосрочные контракты, в которых оговариваются количество и качество продукции, цены, сроки и место ее поставки. Всё это сдерживает колебания рыночных цен, стабилизирует доходы товаропроизводителей, обеспечивает бесперебойную работу перерабатывающих предприятий.
Решение той или иной хозяйственной задачи может быть организовано различными способами. По этому поводу Р. Коуз писал: «Для осуществления рыночной трансакции необходимо выявить, с кем желательно заключить сделку; распространить информацию о том, что некто желает вступить в сделку и на каких условиях; провести переговоры, ведущие к заключению сделки; провести расследование, чтобы убедиться в том, что условия контракта соблюдаются и т.п.» [1, с.1-44]. Как мы видим, в структуре трансакционных издержек возрастают поисковые и информационные издержки; издержки, сопряженные с ведением переговоров и принятием решения; издержки надзора и принуждения к соблюдению контрактов. Все они представляют собой потери ресурсов, обусловленные дефицитом информации» [2, с.62-141]. Например, издержки надзора и принуждения к соблюдению контрактов вменяются по причине незнания того, будет ли одна сторона соглашения (или обе) нарушать свою часть сделки.
Утверждение К. Дальмана о том, что «все формы трансакционных издержек, по сути, - это издержки, вменяемые из-за отсутствия информации», адекватно и условиям современного Таджикистана.
Это связано прежде всего с низким уровнем экономических знаний дехканина, а также с преобладанием традиционного земледелия с замкнутой системой. Работники традиционно аграрной экономики еще не имеют опыта использования информации как фактора производства. Кстати, как справедливо считают отдельные авторы, информация ничем не отличается от любого другого ресурса и поэтому подчиняется маржиналистскому правилу: её использование оптимально, если предельные
издержки поиска и приобретения информации равны ожидаемому предельному доходу [5, с.25-32]. И если «информация не более чем товар, ничем не отличающийся от любого другого, то нет никаких особых оснований полагать, что действия самих хозяйственных субъектов приведут к минимизации трансакционных издержек информационного типа. Представляется, что справиться с подобными информационными проблемами можно лишь путем должным образом организованного процесса контрактации и торговли» [6, с.290-292]. Например, контракт о найме рабочей силы потребует меньших затрат по сравнению со сделкой
- 122 -
Kuzibayeva B.M. Peculiarities of the Formation of Transaction Costs in Traditional Agrarian Economy
о продаже в институциональных рамках контракта. Экономия складывается за счет того, что нет необходимости регулярно перезаключать контракт, что можно отказаться от точной спецификации всех деталей сделки.
Рост размера трансакционных издержек связан с высоким уровнем неявных трансакционных затрат. Они охватывают издержки, связанные с различными проверками, отмыванием средств, с хищениями, а также затраты, связанные с бюрократизмом государственных служащих, отраслевых ответственных лиц, с поиском информации (о потенциальных поставщиках и покупателях, о ценах, о характеристиках товаров и услуг).
Причина скрытого характера основной части трансакционных издержек связана с их относительной новизной. Этим и объясняется несовершенство форм отчетности и отсутствие специальных бухгалтерских документов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учитывающих их, что затрудняет их количественную оценку и учет. В результате чего это и стало источником неформальных доходов в аграрной экономике, особенно для ответственных лиц, проводящих реформы. Например, на начальном этапе земельной реформы и формирования многообразных форм хозяйства в сельском хозяйстве (фермеризации), когда выдача сертификатов на землепользование была бесплатной, госслужащие разного уровня, особенно местные исполнительные органы государственной власти, неофициально определяя цену сертификата, получали огромные скрытые доходы, ставшие для хозяйственных субъектов трансакционными затратами.
Таким образом, ускоренные радикальные преобразования аграрных отношений в стране увеличили размер трансакционных расходов, причем скрытых, но не обеспечили необходимых институциональных изменений и модернизацию производительных сил, адекватных новой модели традиционно аграрной экономики. При этом выявлено, что трансформационные изменения в аграрной экономике происходят крайне противоречиво: с одной стороны, созданы предпосылки для многообразия форм хозяйствования (имеющие целью повышение мотивации к эффективному труду), а с другой стороны, - усилено разрушение воспроизводственных и технологических структур.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы:
1. В современных условиях между традиционно аграрными производителями и организациями, осуществляющими заготовку, переработку и сбыт готовой аграрной продукции, ещё недостаточно налажены и отрегулированы надлежащие хозяйственно-экономические связи. Это усугубляется отсутствием баланса экономических интересов.
2. В традиционно аграрной экономике очевидным является наращивание интеграционных процессов, способствующих повышению эффективности производства традиционно аграрной продукции и её переработки.
3. В рамках кластерной политики возможности для получения доступа к информационным, финансовым, технологическим и трудовым ресурсам возрастает, что будет способствовать оптимизации секторов и снижению трансакционных издержек традиционно аграрной экономики.
- 123 -
Кузибаева Б.М. Особенности формирования трансакционных издержек в традиционно аграрной экономике
4. Значение государственной поддержки субъектов в покрытии трансакционных издержек с каждым годом возрастает.
5. Основными составляющими государственной поддержки традиционно аграрной экономики в сфере трансакций являются прежде всего надлежащее нормативно - правовое обеспечение деятельности субъектов внутреннего и внешнего рынков, а также реализация кластерной политики, направленной на создание инфраструктуры, организация работы по реализации традиционно аграрной продукции и её переработке через товарные биржи.
Список использованной литературы:
1. Coase, R. H. The Problem of Social Cost /R. H. Coase // Journal of Law and Economics. -I960. - Vol. 3. - P. 1-44.
2. Dahlman, C. J. The Problem of Externality / C. J. Dahlman // Journal of Law and Economics. -1979. - Vol. 22. - P. 62-141.
3. Рязанов, В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и хозяйственное развитие в 19-20 вв. /В.Т. Рязанов. -СПб., 1998. -796 с.
4. Самофолова, Е. В. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. Пособие подред.: Кузьбожева Э.Н., Вертаковой Ю.В. -М.: КноРус, 2006.- 272 с.
5. Стиглер, Дж. Дж. Экономическая теория информации. Теория Фирмы / Дж.Дж. Стиглер. - СПб.: Экономическая школа, 1995. -37 с.
6. Ходжсон, Д. Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории (пер. с англ.)/Д. Ходжсон. -М.: Дело, 2003. - 464 с.
Reference Literature:
1. Coase, R. H. The Problem of Social Cost / R. H. Coase // Journal of Law and Economics. -1960. - Vol. 3. - pp. 1-44.
2. Dahlman, C. J. The Problem of Externality / C. J. Dahlman // Journal of Law and Economics. -1979. - Vol. 22. - pp. 62-141.
3. Ryazanov V. T. Economic Development of Russia. Reforms and Economic Development in the XlX-th - XX-th Centuries. - SPb., 1998. - 796pp.
4. Samafolova Ye.V. State Regulation of National Economy: educational text-book. Under the editorship of Kuzbozhev E.N., Vertakova Yu.V. - M.: Kno Rus, 2006. - 272 pp.
5. Stigler Dj.Dj. Economic Theory of Information. Theory of Information. Theory of Firm. -SPb.: Economy School, 1995. -37pp.
6. Hodjson D. Economic Theory and Institutes: Manifest of Modern Instituonal Economic Theory (translation from English) - M.: Delo (business), 2003. - 464 pp.
Особенности формирования трансакционных издержек в традиционно
аграрной экономике
Ключевые слова: трансакционные издержки, традиционно аграрная экономика, институциональные изменения, реформы, модернизация, скрытые доходы, мотивизация, трансформация
В статье рассматриваются особенности формирования трансакционных издержек в традиционно аграрной экономике, возникающие на всех стадиях заключения сделки. При этом нужно принять в расчёт то, что в условиях
- 124 -
Kuzibayeva B.M. Peculiarities of the Formation of Transaction Costs in Traditional Agrarian Economy
институциональных изменений и формирования новой противоречивой институциональной среды быстро растёт объем трансакционных расходов. Однако основная их часть носит скрытый характер. Это произошло потому, что даже в науке понятие трансакционных издержек сравнительно новое, особенно применительно к традиционно аграрной экономике. Необходимая форма отчетности ещё не выработана. В документах финансово-хозяйственной деятельности трансакционный сектор надлежащим образом не выделен. Всё это затрудняет оценку трансакционных расходов и их применение. Это и стало источником неофициальных доходов в традиционно аграрной экономике для лиц ответственных за проводимые реформы.
Peculiarities of the Formation of Transaction Costs in Traditional Agrarian Economy
Key words: transaction costs, traditional agrarian economy, institutional changes, reforms, modernization, concealed incomes, transformation
The article dwells on the peculiarities concerned with the formation of transaction costs in traditional agrarian economy springing up at all stages of a transaction agreement. Hereby, one should take into account that under the conditions of institutional changes and the formation of a new contradictory institutional environment an amount of transaction expenditures grows quickly. However, their basic part bears a concealed character. It happened because the notion of transaction costs is comparatively new even in science, especially in regard to traditional agrarian economy. A proper form of accountability hasn't been elaborated yet. In financial-economic documents transaction sector isn't singled out properly today. All this creates difficulties for an assessment of transaction expenditures and their application. This situation has become a source of nonofficial incomes in traditional agrarian economy for the persons in charge of the reforms conducted.
Сведения об авторе:
Кузибаева Бароат Муротбоевна, преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики (Республика Таджикистан, г. Худжанд), e-mail: Baroatbony@mail. ru
Information about the author:
Kuzibayeva Baroat Murotboyevna, teacher of the department “Accoutancy and Audit” under the Tajik State University of Law, Business and Politics (Tajikistan, Khujand), e-mail: Baroatbony@mail. ru
- 125 -